Со 2-й пол. II тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В К.-Ч. открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII вв. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV вв. до Р. Х.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.) в предгорных районах К.-Ч. появились поселения аланов и меотов. После гуннского нашествия, с кон. IV в., аланы заняли также горные ущелья. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V в.), хазары (с VII в.), в Х в. здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI в.- кипчаки. В VII-IX вв. территория К.-Ч. входила в состав Хазарского каганата, с кон. IX до кон. XIV в.- в состав Аланского гос-ва. Здесь располагались резиденция аланских царей и центр Аланской епархии , были сосредоточены крупные города, проходили караванные пути. В X-XII вв. Аланское гос-во достигло расцвета. Араб. географ Х в. аль- Масуди писал, что аланский царь имел большее влияние, чем др. кавказские правители. Усилению Алании способствовал проходивший через нее Великий шелковый путь. С сер. VII в. из-за арабо-визант. войн торговцы стали использовать маршрут в обход неспокойного Ирана: из Ср. Азии через плато Устюрт и Сев. Прикаспий караваны направлялись в степи Предкавказья и через них по долинам рек Алании (Б. Лаба, Б. Зеленчук, Теберда) к перевалам Санчаро, Клухорский в Абхазию, через порты к-рой попадали в черноморские владения Византии. Алания вела активную внешнюю политику, у нее были политические, военные и династические связи с Византией, Грузией, Абхазией. Тесные отношения установились между Аланией и Русью. Между аланскими и рус. правителями заключались династические браки: рус. князья св. Андрей Юрьевич Боголюбский , сын Владимира Мономаха Ярополк, св. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо были женаты на «ясках» (в рус. летописях аланы называются «асами» («ясами»)). На территории К.-Ч. (в Н. Архызе, на городище Адиюх на окраине Карачаевска) найдено неск. древнерус. крестов-энколпионов, в Аланию эти кресты попали предположительно в XI-XII вв., в период наиболее активного развития русско-аланских отношений.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

После падения в конце III тыс. до Р. Х. под натиском амореев и эламитов 3-й династии Ура почти все правящие династии отдельных городов-государств Месопотамии оказываются аморейскими и возвышается Вавилон с аморейской династией (старовавилонский период). Однако в культуре взаимодействие с аморейскими племенами почти не оставило следа. Аккадская (ассиро-вавилонская) мифология Вост. семиты - аккадцы, занимавшие сев. часть Н. Месопотамии, были соседями шумеров и находились под их влиянием. Во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. аккадцы утвердились на юге Месопотамии, чему способствовало объединение территории правителем г. Аккад Саргоном Древним в царство Шумера и Аккада (позднее, с возвышением Вавилона, эта территория стала называться Вавилония). Однако слияние шумерского и аккадского народов происходило постепенно, вытеснение шумерского языка аккадским (вавилоно-ассирийским) не означало полного уничтожения шумерской культуры и замены ее новой, семитской. Ни одного раннего собственно семитского культа на территории Месопотамии не обнаружено. Все известные аккад. боги - шумер. происхождения или отождествленные с шумерскими. Так, аккад. бог солнца Шамаш отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар - с Инанной и рядом др. шумер. богинь, бог бури Адад - с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль получает семитский эпитет Бел («владыка»). С возвышением Вавилона все большую роль в пантеоне богов начинает играть главный бог этого города Мардук , но и его имя по происхождению шумерское. Аккад. мифологические тексты старовавилонского периода известны гораздо меньше, чем шумерские; ни один текст не сохранился полностью. Все главные источники сведений по аккад. мифологии относятся к III-I тыс. до Р. Х., т. е. ко времени после старовавилонского периода. Вавилонские космогонические представления содержатся в поэме-эпосе «Энума элиш» (по первым словам поэмы - «Когда вверху...»; наиболее ранняя версия датируется нач. X в. до Р. Х.). Основная роль в сотворении мира принадлежит Мардуку, к-рый занимает главное место в пантеоне II тыс.

http://pravenc.ru/text/2563032.html

Основу экономики составляли развитое земледелие и скотоводство. Жители индских поселений были знакомы и со многими ремеслами: гончарным делом, ткачеством, металлургией и т. д. Регион поддерживал постоянные торговые связи с другими областями Др. Востока: Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Причины, по к-рым в нач. II тыс. до Р. Х. хараппская цивилизация прекратила свое существование, в точности неизвестны. В качестве гипотез в науке выдвигались версии о негативных последствиях нерационального ведения хозяйства, череде стихийных бедствий, неких политических событиях, неизвестных нам, и т. д. Ведийская эпоха (2-я пол. II - сер. I тыс. до Р. Х.). Название периоду дали Веды - основной источник по истории этого времени и древнейший памятник культовой лит-ры И. Ведийскую эпоху условно делят на 2 периода. Сведения о ранневедийском периоде (XIII-X вв. до Р. Х.) содержатся лишь в наиболее раннем из текстов - Ригведе. В ранневедийский период происходили проникновение полукочевых племен ариев на территории Индостана и их продвижение, гл. обр. на восток. В поздневедийский период (IX-VI вв. до Р. Х.) эти племена постепенно перешли к оседлому образу жизни, усложнилась их социальная и имущественная дифференциация. К сер. I тыс. до Р. Х. сложились предпосылки для зарождения государственности на севере И. Продвижение племен индоариев в глубь субконтинента сопровождалось усилением их влияния на аборигенов, т. о. создавались предпосылки для формирования в будущем классической инд. культуры. Барельеф из Бхархута. Ок. II в. до Р. Х. (Индийский музей в Калькутте) Барельеф из Бхархута. Ок. II в. до Р. Х. (Индийский музей в Калькутте) Веды и более поздние прозаические сочинения дают представление об обширном пантеоне ариев и их сложной ритуальной практике. Ядро пантеона составляли: Агни , бог огня, главного элемента всех ведийских жертвоприношений, бог-посредник между миром людей и миром богов; Индра - бог-воин, бог-герой и Сома - божество священного напитка (родственное иран. Хаома ). Кроме того, в пантеон входило мн. др. богов, в т. ч. Митра и Варуна , божественные близнецы Ашвины, боги, связанные с природными явлениями. Угощение для богов бросалось в жертвенный костер, с дымом к-рого, как считалось, дар достигал жилища богов на небе. Обращенные к богам призывы в ведийских гимнах содержат просьбы о приумножении стад, о победах в битвах с врагами, о многочисленном потомстве. По ведийским текстам восстанавливаются и нек-рые мифологические сюжеты. Одним из центральных был космогонический миф о победе громовержца Индры над змееподобным демоном Вритрой , в результате которой в мире был установлен порядок (подробнее см. в ст. Ведийская религия ). В поздневедийский период формируется ряд идей, получивших дальнейшее развитие в системе индуизма,- доктрины кармы , сансары и т. д.

http://pravenc.ru/text/389577.html

В кон. II тыс. до Р. Х. население Вавилонии страдало от военных набегов со стороны соседей, во время одного из них эламитяне захватили и разграбили Вавилон и вместе с др. сокровищами увезли в Сузы (столицу Элама) статуи бога М. и его супруги Сарпанитум. Когда после нескольких десятилетий политической нестабильности на трон в Вавилоне был возведен царь Навуходоносор I (1126-1105), одной из своих важнейших задач он провозгласил примирение с М., к-рый, как утверждалось в одной из надписей царя, приказал отвезти его (т. е. его статую) в Элам, поскольку разгневался, когда в стране «добро исчезло и стало править зло». После неудачных военных походов вавилоняне разгромили эламское войско, захватили и разрушили Сузы. Статуя М. была торжественно перевезена в Вавилон. Эмоциональный подъем после военной победы и возвращения М. привел к появлению большого количества гимнов, эпических поэм, царских надписей, в которых говорилось об этих событиях. В эпосе «Энума элиш» («Когда наверху», 2-я пол. II тыс. до Р. Х.) был сформулирован тот взгляд на роль и значение М., который декларировался в прологе законов Хаммурапи. В поэтическом тексте описывается подвиг М., к-рый спас богов, уничтожив чудовище Тиамат, а затем создал космос и человечество. Благодарные боги выбрали М. своим царем, построили в его честь храм в Вавилоне и передали ему 50 имен и эпитетов, к-рые ранее принадлежали др. богам месопотамского пантеона, в т. ч. Энлилю. Т. о. был определен статус М. как «царя богов» и подтверждена позиция Вавилона как нового политического и духовного центра вместо Ниппура. После того как М. объединил в себе черты и функции множества традиц. городских богов Месопотамии, каждый из этих богов стал рассматриваться как манифестация М. С того времени на протяжении всего I тыс. до Р. Х. М. называли «Господином» (be  lum), поклонялись ему как главному богу пантеона, он признавался таковым даже в надписях ассир. царей. Единственное антропоморфное изображение М., к-рое сопровождается клинописной подписью, сохранилось на печати из лазурита (IX в. до Р. Х.). На ней бог изображен в виде бородатого мужчины в длинном плаще с вытканными узорами и в высоком головном уборе. В левой руке он держит палку с привязанной к ней длинной веревкой, свернутой в кольцо. Такой инструмент, использовавшийся при обмере полей, с древнейших времен считался в Месопотамии важнейшим атрибутом городского бога. В правой руке у М. изогнутая пастушья палка, символ царской власти. Бога сопровождает дракон-змея, которого М. позаимствовал у Тишпака, бога Эшнунны, после того как этот город был завоеван Хаммурапи.

http://pravenc.ru/text/2561984.html

Г. отразил попытки колен Израиля захватить город (Нав 13. 5) и сохранял независимость в течение неск. веков. Из Г. посылали работников для постройки храма Соломона в Иерусалим (3 Цар 5. 18), ремесленники предлагали свои услуги Тиру (Иез 27. 9). Процветание Г. не было нарушено последовательной сменой в регионе господства персов, греков, римлян и арабов-мусульман. Раскопки в Г. открыли ок. 21 уровня обживания, такие памятники, как храм Хатора кон. III тыс. до Р. Х., аморейский храм Решефа, отмеченный вертикальными обелисками, рим. театр, большой замок крестоносцев. Самая известная находка - Ахирама саркофаг с одной из древнейших надписей (XI в. до Р. Х.), сделанных ханаанским алфавитным письмом, являющимся связующим звеном в развитии финик. алфавита. Важными находками, проливающими свет на развитие языка и письменности Финикии в библейскую эпоху, стали т. н. силлабические надписи Г. (обнаружены в 1929-1932, 1982) на каменных и металлических предметах в археологически точно не датированных слоях (II тыс. до Р. Х.?). Были обнаружены от 60 до 100 знаков геометрического и стилизованного рисуночного характера (птица, рыба, змея), многие из к-рых внешне похожи как на древнейшее западносемит. письмо, так и на егип. иероглифику. Попытки дешифровки (М. Дюнан, Б. Хрозны, Э. Дорм, А. Йирку, Г. Зобельманн, Дж. Менденхолл) не были приняты в науке. Большинство дешифровок основывалось на предположении, что язык этих надписей - западносемит., в частности протохананейский. Путем сравнения частотности слоговых знаков библского письма с частотностью слогов в семит. текстах 2-й пол. II тыс. до Р. Х. А. М. Кондратову и И. М. Дьяконову , по-видимому, удалось отождествить 5-6 значений знаков. Можно предполагать, что библское письмо явилось предком западносемит. письма или одним из звеньев в развитии письма от пиктографии к линейному алфавиту. Лит.: Montet P. Byblos et l " Égypte. P., 1928-1929. 2 vol. Beyrouth, 1998r; Dunand M. Fouilles de Byblos. P., 1937-1973. 5 vol.; idem. Byblos: Son histoire, ses ruines, ses légendes. P., 19682; Dhorme E. Déchiffrement des inscriptions pseudo-hiéroglyphiques de Byblos//Syria. 1948. T. 25. P. 1-35; Sobelmann H. The Proto-Byblian Inscriptions: A Fresh Approach//JSS. 1961. Vol. 6. P. 226-245; Albright W. F. The 18th-Cent. Princes of Byblos and the Chronology of Middle Bronze//BASOR. 1964. Vol. 176. P. 38-46; Weinstein J. M. Egyptian Relations with Palestine in the Middle Kingdom//BASOR. 1975. Vol. 217. P. 1-16; Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 153-154; Дьяконов И. М. Комментарий// Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 302-304; Mendenhall G. E. The Syllabic Inscriptions from Byblos. Beirut, 1985; Colless B. E. The Byblos Syllabary and the Proto-alphabet//Abr-Nahrain. 1992. Vol. 30. P. 55-102.

http://pravenc.ru/text/161813.html

В результате завоевательных войн к нач. 30-х гг. II в. в Италии и на Сицилии резко увеличилось число рабов. Массовое восстание рабов под рук. Эвна на Сицилии (138-132), поражение римлян в Нуманцийской войне в Испании (138-133) выявили глубокий внутренний кризис Римской республики. В цензовых списках 2-й пол. II в. происходило неуклонное уменьшение числа рим. граждан, что сказалось на боеспособности гражданского ополчения. Необходимость реформ стала очевидна для наиболее дальновидных представителей нобилитета. Тиберий Семпроний Гракх, вступивший 10 дек. 134 г. в должность плебейского трибуна, инициировал борьбу за проведение аграрной реформы. Чтобы остановить обезземеливание граждан, он предложил ограничить определенной нормой массивы земли, к-рая может быть арендована у гос-ва частными лицами, и тем самым восстановить земельный максимум, принятый еще законом 367 г. (500 югеров на домохозяина и по 250 югеров на каждого из 2 его взрослых сыновей, всего не более 1 тыс. югеров (250 га) пахотной земли на семью). Излишки земли следовало вернуть государству за денежную компенсацию и из вновь образованного земельного фонда раздавать участки по 30 югеров (7,5 га) безземельным и малоземельным гражданам в наследственную аренду. Участки не подлежали отчуждению, а их владельцы должны были платить небольшой налог. Несмотря на активное противодействие крупных землевладельцев, закон был принят и вступил в силу в 133 г. Для осуществления реформы была учреждена ежегодно переизбираемая комиссия в составе Тиберия, его брата Гая и Аппия Клавдия. Деятельность аграрной комиссии (размежевание, конфискация и передел земель) породила множество конфликтов. Для завершения реформы, а также для собственной безопасности Тиберию было необходимо переизбрание трибуном на следующий год. Чтобы добиться этого, он предложил ряд новых реформ в интересах городского плебса и италийских союзников. Однако в разгар полевых работ крестьяне, главная опора Гракха, не смогли поддержать его на форуме; позиции Тиберия стали ослабевать. Во время выборов на Капитолии произошла стычка между сторонниками и противниками Гракха; Тиберий и еще более 300 чел. погибли, их тела бросили в Тибр. Несмотря на гибель реформатора, аграрный закон остался в силе и комиссия продолжала наделение землей неимущих граждан. К 125 г. число граждан возросло с 319 тыс. до 395 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АШШУР [Ассир. ššûr, shûr], верховный бог ассирийцев, первоначально - бог-покровитель г. Ашшур на р. Тигр. Этимология имени А. не ясна, так же как и природа его образа. На древних ассир. рельефах он изображался как божество-дерево, в позднюю эпоху - как священное дерево новогоднего ритуала. С. Смит осторожно сближал А. с «умирающими и воскресающими» богами вроде Таммуза или Осириса . До 2-й пол. II тыс. до Р. Х. А. почитали только в Ассирии, Митанни и в факториях ассирийцев в М. Азии. Важнейшими храмами А. были Эхурсагкуркурра в Ашшуре и Бит-акит-цери за чертой города. А. считался подлинным владыкой города, и ассир. правители в течение долгого времени называли себя не царями, а «управляющими». Вероятно, характер верховного бога, ревнивого, не терпящего неповиновения и соперничества, подталкивал ассир. царей к завоевательным походам во славу А., считалось, что он породил царей, дал им скипетр и корону и вел их войско к победе над врагами. С XIII в. до Р. Х. по мере политического возвышения Ассирии возрастает и роль А. в общемесопотамском пантеоне. Ассир. жрецы наделяют его титулами, эпитетами и функциями великих богов Двуречья, называя «Энлилем из Ашшура», «Владыкой стран», «Отцом богов» и т. д. А. идентифицируют с Аншаром, родоначальником богов; в ашшурской версии сакрального эпоса Энума элиш («Когда вверху») ассир. писцы заменили имя Мардука , творца вселенной, именем А. Он принял на себя функции «определяющего судьбы» (как Ан и Энлиль ), бога-судьи (как Уту или Шамаш ), бога войны (как Нинурта ) и даже божества тайных знаний и мудрости (как Энки ). В ассир. надписях I тыс. до Р. Х. А. почти всегда возглавляет иерархический список богов; его супругой называется Иштар (Ашшурская или Ниневийская), а в нек-рых источниках Нинлиль (жена шумер. Энлиля), сыном - Нинурта, дочерью - богиня Шеруа. Символ А.- крылатый солнечный диск, возможно восходящий к егип. эмблеме солнечного бога. Нередко А. изображался в виде поясной полуфигуры лучника в крылатом диске. Священное число - 1. Празднества в честь А. приходились на месяц улул (называются и др. месяцы - шабату и аддар). Лит.: Reallexikon der Assyrologie. В., 1928. Bd. 1; Smith S. early History of Assyria to 1000 B. C. L., 1928. p. 102-103, 122-127, 336-337; Lewy H. Assyria c. 2600-1816 B. C.//Cambridge Ancient History. Camb., 1966. vol. 1; Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. М., 1995. И. С. Клочков Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77258.html

Это выразилось и в особенностях религиозно-политической ситуации для каждой из них еще в доислам. период. После римского (I в. до Р. Х.) и в еще большей мере после арабского (VII в. по Р. Х.) завоевания они были интегрированы в мировые империи, что способствовало утверждению здесь монотеистических религий (соответственно христианства и ислама), но распад Pax romana и халифата привел в обоих случаях к более или менее долговременному подчинению Триполитании, Киренаики и Феццана разным региональным державам, центры которых находились за их пределами. На протяжении веков (с VIII в.) единственным фактором, символически сплачивавшим это пространство, было доминирование на этой территории араб. языка и суннизма, что не исключало сохранения островков берберо-ливийских диалектов и «гетеродоксального» ислама (хариджиты), а также христианства (католического и коптского) и иудаизма. Османская экспансия (XVI в.) и деятельность суфийского братства сенусийя (XIX в.) подготовили консолидацию ливийских земель в границах, близких к современным, к-рая завершилась уже в условиях итал. колониальной гегемонии и увенчалась независимостью в XX в. Древность и античность (до VII в.) Фрагменты наскальной живописи в горном - массиве Тадрат-Акакус. II тыс. до Р. Х. Фрагменты наскальной живописи в горном - массиве Тадрат-Акакус. II тыс. до Р. Х. Территория совр. Л. была заселена в каменном веке: палеолитические орудия труда сохранились в районах Хомса и Гарьяна (Триполитания), Бенгази (Киренаика) и Джермы (Феццан); неолитические наскальные изображения охоты на слонов и зубров встречаются в горах Джебель-эль-Увейнат, Джебель-Бен-Гнема и др. Археологически здесь фиксируется сначала охотничье, затем скотоводческое хозяйство, а со 2-й пол. II тыс. до Р. Х.- постепенный переход к земледелию. В это же время происходила 1-я социальная дифференциация среди автохтонов, носителей языков берберо-ливийской группы афразийской семьи. Начиная с бронзового века территория не раз становилась объектом экспансии со стороны различных политических образований Сев.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Сказания о катастрофическом наводнении, изменившем мир, существовали среди большинства народов, как древних, так и сохранявших к XIX - нач. XX в. архаичную культуру. В этих сказаниях существуют моменты, совпадающие с библейским текстом: предвестниками потопа являются различные божества, по их повелению выбранные ими люди строят большой корабль; в числе спасшихся от стихии 2 человека - мужчина и женщина, иногда сопровождаемые детьми, высаживаются на вершину горы. Наибольшее сходство с библейским рассказом обнаруживает шумеро-аккад. миф о потопе. Нам известны 3 варианта сказания о потопе из Др. Месопотамии: самый ранний - шумер. «Энума элиш» (III тыс. до Р. Х.) и 2 более поздних аккад., к-рые возникли в результате перевода этих легенд с шумер. и их систематизации; 1-й восходит к нач. II тыс. до Р. Х. 2-й, наиболее распространенный, создан жрецом Синлике-уннини (2-я пол. II тыс. до Р. Х.). Вавилонский миф о потопе, включенный в эпос о Гильгамеше, во многом опирается на шумер. традицию. Шумер. версия мифа о потопе относится примерно ко времени жизни патриарха Авраама (XX-XIX вв. до Р. Х.), когда Библия еще не была записана, но эта версия уже содержит значительные отличия от библейского повествования, так что не может быть речи ни о заимствовании Библией месопотамского мифа, ни, наоборот, о заимствовании из Библии. Однако сравнительная близость этих источников позволяет сделать вывод, что автор мифа черпал сведения из древнего предания, сохранившегося в Месопотамии со времен потопа. Косвенным археологическим подтверждением рассказа о строительстве башни в Вавилоне является традиция построения пирамидальных храмов различными народами. Находки подтверждают, что, как сказано в Писании, строители башни использовали только покрытый смолой обожженный кирпич ( Василидис. С. 30). Во мн. древних городах Месопотамии были открыты развалины многоэтажных башен-храмов - зиккуратов, к-рые строились, чтобы «достичь небес» (ср. шумер. название зиккурата Э-темен-анки, т. е. дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка к-рого достигает неба).

http://pravenc.ru/text/153739.html

Идеографическое письмо содержит знаки-детерминативы (обозначение понятий) и т. н. фонетические комплементы со слоговым или звуковым значением; в египетском письме 23 знака со звуковым значением, которые могут рассматриваться как первоначальный прообраз алфавита. Создатели первых алфавитов использовали фонетические составляющие идеографического письма (египетского и аккадского), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки. У западно-семитских народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского полуострова во 2-й пол. II тыс. до н.э. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии ) датируется XV – XIII вв. до н.э. ; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих алфавитах, но начертания угаритских клинописных букв не соответствует знакам др. семит. алфавитов. Памятники слогового письма Библа ( XV в. до н.э. ), синайско-палестин. письма сер.— 2-й пол. II тыс. до н.э. предположительно связывают с племенами филистимлян , заселивших в XIII – XI вв. до н.э. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., алфавит (22 буквы), первые памятники которого датируются XII в. до н.э. , считается родоначальником греческого и арамейского письма. Восточные алфавиты Арам. язык, использовавшийся как международный еще в ассир. период, с VI в. до н.э. стал официальным языком ахеменидской Персии и распространился от Египта до Сев.–Зап. Индии . Непосредственно от староарам. алфавита образовались персидско-арам. ( VI в. до н.э. ) и набатейское письмо ( II в. до н.э. ), инд. А.— индо-бактрийский кхароштхи (сер. III в. до н.э. ) и брахми ( III в. до н.э. ). Эти алфавиты стали родоначальниками семейств письменностей.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010