После смерти аль-Мансура Хишам II утвердил на посту хаджиба его сына Абд аль-Малика, который продолжил военную политику отца. Непрочность власти халифа и усиление влияния хаджибов спровоцировали в нач. XI в. политический кризис, усилившийся после смерти аль-Малика (1008). Борьба за власть переросла в гражданскую войну (1009-1031) и привела к падению халифата (1031). На период халифата (929-1031), когда Кордова стала одним из культурных центров мусульм. мира, приходится расцвет араб. культуры Андалуса. Получившие хорошее образование халифы Абд ар-Рахман III и аль-Хакам II покровительствовали как араб., так и европ. ученым. Собранная аль-Хакамом II в Кордове б-ка насчитывала более 400 тыс. томов и превосходила крупнейшие б-ки Зап. Европы того времени (сочинения, выходившие за рамки традиц. ислама, были уничтожены аль-Мансуром в надежде завоевать расположение факихов). Часть доходов халифа тратилась на поддержку образования. Выросла роль частных и общедоступных б-к при мечетях, они формировались из даров владельцев частных хранилищ. Более высокого уровня по сравнению с предыдущей эпохой достигло историописание. В X в. увеличилось количество и жанровое разнообразие исторических сочинений. Во 2-й пол. X в. появились произведения, в к-рых события излагались по годам (близкие к хроникам); напр., соч. «Эмиры Андалуса» (или «Хроника мавра Расиса» (испан. Crónica del Moro Rasis)) Ахмада ибн Мухаммада ар-Рази (ум. в 955) открывается географическим очерком и охватывает историю И. с рим. эпохи до X в.; Ибн аль-Кутийи (ум. в 977) в «Истории завоевания Андалуса» довел повествование до правления эмира Абдаллаха (888-912). К нач. XI в. относится компилятивное сочинение Акбара Махмуда, в к-ром описывается история Андалуса от араб. завоевания до правления халифа Абд ар-Рахмана III. В 30-х гг. XI в. историк Ариб составил продолжение общеараб. хроники Абу Джафара Мухаммада ат-Табари («Сокращение истории Табари»). Появлялись и сочинения по истории провинций или о к.-л. событиях (напр., «Книга возмущающихся и восстающих в Андалусе и их история» аль-Джайяна (ум. в 976)). Получил распространение биографический жанр (словари законоведов, судей, поэтов и т. п.), напр. «Книга о судьях Кордовы» Мухаммада ибн Хариса аль-Хушани (ум. во 2-й пол. X в.). К наиболее известным поэтам X в. относятся Ибн Абд Раббихи (890-940; автор стихотворных произведений в традиц. жанрах и антологии «Ожерелье»), Ибн Хани (938-973; автор более 60 стихотворений-панегириков). Развивались медицина и естественные науки. В «Руководстве по медицине» Абуль-Касима (Абулкасиса) (936-1013), впосл. получившем известность в христ. Европе, были изложены основы хирургии.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУШ Гос-во, существовавшее на севере совр. Судана с нач. II тыс. до Р. Х. по IV в. по Р. Х. В ВЗ жители этого гос-ва, кушиты, соотнесены с именем Хуша (древнеевр.  ), сына Хама (Быт 10. 6-7). Княжество К. впервые упоминается в надписи егип. фараона XII династии Сенусерта I (сер. XX в. до Р. Х.) среди завоеванных им областей. Следующее историческое свидетельство относится ко времени правления фараона XII династии Сенусерта III (ок. 1862-1843 гг. до Р. Х.), к-рый совершил 4 похода в К. и наложил на кушитов дань. Вероятно, эти события положили начало активному влиянию на К. егип. культуры, продолжавшемуся на протяжении более 1,5 тысячелетий. В кон. XVIII в. до Р. Х. К. стал независимым гос-вом. Во 2-й пол. XVI в. до Р. Х. возобновилась завоевательная политика Египта в отношении К.: фараон Яхмос I (1552-1527) овладел территорией К. до 2-го порога Нила, Тутмос I (ок. 1504-1492 гг. до Р. Х.) захватил и разрушил столицу К. На протяжении 4 столетий К. управлялся наместником фараона, имевшим титул «царский сын Куша». Подчиненный ему многочисленный адм. аппарат состоял преимущественно из египтян. В 1080 г. до Р. Х., в правление фараона Рамсеса XI (1105-1078), К. вторично обрел независимость от Египта в результате восстания «царского сына Куша» Панехси. К этому периоду относятся первые достоверные сведения о столице Кушанского гос-ва: после освобождения от егип. господства ей стал г. Напата, основанный Тутмосом III. Напата сохраняла адм. значение до 593 г. до Р. Х., когда она была разрушена в результате вторжения фараона Псамметиха II в 593 г. до Р. Х. Новой столицей К. стал г. Мероэ, а за Напатой сохранился статус религ. центра. Период существования К. с VI в. до Р. Х. по IV в. по Р. Х. нередко называется в лит-ре Мероитским царством (самоназвание гос-ва остается неизв.). Мероитское царство сохраняло независимость приблизительно до 350 г. по Р. Х., когда оно было захвачено гос-вом Аксум. Лит.: The Prehistory of Nubia/Ed. F. Wendorf. Dallas, 1968. 2 vol.; Études nubiennes: Conf. de Genève: Actes du 7-e Congr. intern. d " études nubiennes, 3-8 sept. 1990/Ed. Ch. Bonnet. Gen., 1992; Service P. F. The Ancient African Kingdom of Kush. N. Y., 1998; Edwards D. N. The Nubian Past: An Archeology of the Sudan. L.; N. Y., 2004. Рубрики: Ключевые слова: АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2462359.html

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в. В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II. Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки. Иконография

http://pravenc.ru/text/153805.html

Бывш. рим. жилой квартал, основанный на месте пунического некрополя III-II вв. до Р. Х., образует археологический парк рим. вилл на вост. склоне холма Одеон. Его наиболее представительное здание - «дом птичника», названный так по найденной здесь мозаике с изображением птиц (III в.; частично восстановлен в 1960). На холме расположены остатки одеона III в., наиболее значительного из всех известных в рим. период сооружений для поэтических состязаний, разгромленного вандалами и в визант. период разобранного. Руины базилики Дамус-эль-Карита. Фотография. 2011 г. Руины базилики Дамус-эль-Карита. Фотография. 2011 г. У подножия холма - большой рим. театр (II в.), который неоднократно разрушали и восстанавливали; его сцена почти не сохранилась; среди руин - огромные колонны диаметром 1,5 м, обломки мраморных плит, полуразрушенные мраморные статуи; в мозаичный пол вмонтированы кусочки яшмы, халцедона, хлоритовых сланцев и др. пород, собранных со всего Средиземноморья. Воду в К. с Атласских гор доставлял гигантский акведук из блоков известняка. Его длина 132 км; это наиболее протяженный акведук из всех, известных в античном мире. Высота постройки в местах пересечения больших долин превышает 20 м. Вода (в год до 32 млн л, т. е. 370 л/сек.), наполнявшая огромные цистерны (1-я группа у пригорода Марса, 25 емкостей; 2-я у пригорода Мальга, 40 емкостей), разбиралась горожанами. Акведук использовался почти 2 тыс. лет со времен пунийского К. Он дважды перестраивался римлянами (в 136 г. и в нач. III в.), в 20-х гг. V в. был разрушен, а затем восстановлен вандалами, в 534 г. ремонтировался византийцами, в 698 г.- арабами и в XVI в.- турками. План базилики Майорум План базилики Майорум Из памятников раннехристианской эпохи особое значение имеет Дамус-эль-Карита (испорченное лат. Domus caritatis - Дом милосердия) - крупнейшая в Сев. Африке 9-нефная базилика, в к-рой было более 100 колонн. Ее длина 65 м, ширина 45 м, пролет центрального нефа 13 м; ориентирована с севера на юг. К базилике с востока примыкает полукруглый атриум. В ее апсиде, вероятно, находился 4-колонный темплон. Большой некрополь содержал ок. 6 тыс. погребений (оценка свящ. А. Делаттра), в т. ч. могилы священнослужителей, и тысячи надписей. Тела покойных стремились уберечь от тления, бережно укладывая на слой извести; надгробные тексты полны эсхатологического содержания, уверенности в скором наступлении Страшного Суда и спасении; на саркофагах встречаются изображения на евангельские сюжеты («Добрый Пастырь», «Умножение хлебов» и др.).

http://pravenc.ru/text/1681203.html

(Ομηρος) соединил различные мифологические пласты, создающие целостную картину героического мира. Существует множество разноречивых сведений о личности Гомера. Его мифические родители - бог р. Мелет и нимфа Крефеида, на место его рождения претендуют 7 городов (Смирна, Хиос, Колофон, Итака, Пилос, Аргос, Афины); есть сведения о могиле Гомера на о-ве Иос. Множество сомнительных и фантастических историй собрано в 9 подложных биографиях у Псевдо-Плутарха и Псевдо-Геродота (см.: Соколов Ф. Ф. «Гомеровский вопрос»// Он же. Труды. СПб., 1910. С. 13-27). Вместе с тем Геродот считает, что Гомер жил за 400 лет до него, а поскольку Геродот родился ок. 484 г. до Р. Х., то рождение Гомера можно отнести к IX-VIII вв. до Р. Х., а это, судя по исследованиям, и есть время формирования гомеровских поэм. Кроме того, известно, что было и сообщество певцов, т. н. гомеридов, с общим, объединяющим их предком, а значит, и указание на идущую в глубь веков традицию устного поэтического творчества. Если певцы-гомериды были продолжателями традиций мудрого, слепого, обладавшего пророческим даром Гомера, то античность упорно видела в Гомере завершителя творчества древних певцов (Орфей, Мусей, Эвмолп, Лин, Олен и др.), жизнь к-рых относили ко 2-й пол. II тыс. до Р. Х., т. е. к микенскому времени. Более того, делосский Олен впервые ввел в обращение гексаметр, а некто Коринн даже создал «Илиаду», к-рая послужила источником для Гомера (см. визант. лексикон Суда). Существуют канонические тексты «Илиады» и «Одиссеи», совершенство их языка, стиля и структуры доказывает (на разных уровнях и разными средствами) позднее происхождение гомеровского эпоса, являвшегося завершением устного эпического процесса, тех самых героических песен, следы к-рых находятся в их тексте. Поэмы Гомера («Илиада» и «Одиссея», каждая состоит из 24 песней) - это воспоминание о былом величии ахейцев через неск. сот лет после падения Микенской державы. Греки-ахейцы появились на юге Балканского п-ова на рубеже III и II тыс. до Р. Х. и ассимилировали местное догреч. население, следы к-рого сохранились в многочисленных топонимах, гидронимах, названиях злаков, деревьев и полевых цветов (напр., слова с окончанием на -issos, -inthos, -ene), т. е. в т. н. пеласгическом балканском субстрате.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Универсалом от 6 мая 1703 г. Мазепа отдал Е. м. «в полное арендовое заведоване горелчаные, тютюнные и дегтевие шинки» в селах Анисов, Горбов, Мощёнка, Авдеевка. Когда окончился годичный срок аренды шинков, архим. Ипполит ходатайствовал о возобновлении аренды и на следующий год и получил новый универсал гетмана от 5 мая 1704 г. Преемник Ипполита архим. Исаакий (Васенкевич), несмотря на то что Мазепа повысил плату за аренду «горелочных, тютюнных и дегтярных шинков» (т. е. за продажу водки, табака и дегтя) в монастырских селах с 400 до 500 золотых в год, продлил ее еще на неск. лет. В XVIII в. Е. м. содержал шинки почти во всех своих владениях, что давало ему значительные доходы. В каждом таком питейном заведении в год продавалось от 100 до 400 ведер сивухи и «горячего вина». Ко 2-й пол. XVIII в. Е. м. был одной из богатейших и благоустроенных обителей. Согласно описи архим. Иерофея (Малицкого), перед секуляризацией обители принадлежали села Мощёнка, Лемешовка, Горбов, Глузды, Авдеевка, Анисов, Напоровка, Вершинова Муравейка, Серединка, Сядричи, Юрьевка, Пыжовка. В Лемешовке у мон-ря была собственная винокурня, а в монастырских шинках в год продавалось 2 тыс. ведер горилки. Обитель имела 147 нив пахотной земли и 56 сенокосов, ежегодно дававших 2,7 тыс. возов сена. Во владении Е. м. находились несколько рощ строевого леса, более 10 мельниц и рыболовных озер. Согласно ревизии 1782 г. за мон-рем числилось 1342 крестьянина. Е. м. имел кирпичный завод в Чернигове. Указом имп. Екатерины II о передаче в Малороссии всех монастырских имений в казну (10 апр. 1786) был нанесен непоправимый урон монастырскому хозяйству. Е. м. был отнесен к 1-му классу. После 1786 г. за Е. м. оставались только некоторые усадьбы в Чернигове, ок. 40 дес. пахотной земли, 3 озера и Романовская мельница в Гущине. В 20-40-х гг. XIX в. Е. м. беднел и приходил в упадок. Согласно «Геометрическому специальному плану» 1835 г., «за монастырем всей земли, включая усадьбу», значилось 127 дес. Участки монастырской земли в Чернигове и вокруг него сдавались в аренду. Сроки аренды часто возобновлялись, а потом арендаторы, пользуясь слабым надзором со стороны монастырской администрации, самовольно передавали аренду др. лицам. Трудно было найти хозяина, к к-рому по этим причинам мон-рь не имел бы претензий, в XIX в. велись бесплодные суды, кончавшиеся для мон-ря потерей имущества. 1917-1991 гг.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПАН [испан. Copán], один из крупнейших древних городов майя (I тыс. по Р. Х.); в 1980 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на территории совр. Гондураса близ границы с Гватемалой, в долине р. Копан. Первое упоминание о К. встречается в 1576 г. в письме Д. Гарсии де Паласио, судьи гватемальской аудиенсии, испан. кор. Филиппу II. Впервые памятник был подробно изучен Дж. Стефенсом и Ф. Катервудом в 1839 г. Исследование города осуществляли в дальнейшем гл. обр. амер. археологи. Территория К. была заселена с 1000 (или даже с 1400) г. до Р. Х. К 1100 г. или позднее жители город покинули. Т. о., поселение в той или иной форме существовало здесь около 2-2,5 тыс. лет. К I в. по Р. Х., возможно под влиянием прихода нового населения из горной Гватемалы, долина К. стала важным хозяйственным центром в результате мелиоративных работ на болоте, занимавшем дно долины (создание системы дренажных и оросительных каналов, переход к интенсивному земледелию). Надписи позднего классического периода упоминают 160 г. по Р. Х. как время основания К., т. е. оформление его как политической единицы. Уже после 200 г. по Р. Х. были возведены первые искусственные насыпи на территории буд. комплекса, названного археологами Акрополем. В V в., с приходом новой династии, возможно, из Тикаля, город был вторично основан. Этот факт известен по более поздним записям; авторы предлагают различные датировки этого события: 420, 427, 435, 460 гг., что может отражать разрыв во времени между собственно приходом мигрантов и офиц. «основанием» города. Вероятно, город назывался Ошвитик. C V по IX в. К. был одним из важных столичных центров области майя, и, согласно надписи 1-й пол. VIII в., правитель К. считал свой город одним из сильнейших наравне с Тикалем, Паленке и Калакмулем. По иероглифическим надписям известны 17 правителей V-IX вв. В период расцвета (VII-VIII вв.) К. был центром небольшого государства (ок.

http://pravenc.ru/text/2057186.html

Становление Израиля в Юж. Леванте обычно датируется 2 последними столетиями II тыс. до Р. Х. (т. н. железный век I) ( Frevel. 2016). Согласно приведенным выше археологическим свидетельствам об О. в Леванте, можно предполагать, что к моменту появления израильтян по крайней мере нек-рые из народов, населявших регион, уже следовали данному обычаю. По этой причине практически общепринятым в лит-ре является вывод о том, что О. не было изобретением израильтян, а было заимствовано Др. Израилем у народов Сирии-Палестины. Совершенно не обязательной является гипотеза о том, что «группа исхода» (руководимая Моисеем ) переняла практику О. из высокой культуры на Ниле и затем перенесла ее в Израиль и распространила в Палестине. Основываясь на археологических находках в Леванте (хотя и немногочисленных), проще предположить, что Израиль воспринял этот обычай от окружающих народов (возможно, при одновременном культурном влиянии Египта). В пользу этой гипотезы не в последнюю очередь свидетельствует тот факт, что О. в евр. Библии упоминается как транскультурный обычай именно в Леванте (Авраам, Измаил, Сепфора) ( Ruwe. 2014. S. 87). Возможно, он рассматривался древними израильтянами как культурная норма. Название филистимлян необрезанными (   напр.: Суд 14. 3; 15. 18) подкрепляет этот вывод и предполагает, что О.- это практика большинства в обществе допленного Израиля ( Dozeman. 2015. P. 296), а филистимляне представляли меньшинство в Сирии-Палестине. На этом основании в научной лит-ре делается заключение, что в 1-й пол. I тыс. до Р. Х. О. практиковалось в Израиле как обряд, предусмотренный древней традицией, к.-л. теологический контекст у него отсутствовал. Соответственно в библейских текстах, созданных до разрушения Иерусалимского храма, не было предписаний об О. Богословское обоснование О. появилось довольно поздно, после разрушения Иерусалима и храма в 587/6 г. до Р. Х. и депортации иудейской элиты в Вавилон. Непосредственный контакт с вавилонянами и персами спровоцировал в жреческих кругах иудейской общины размышления о смысле О. и, возможно, привел к модификации самой практики ( Römer . 2016. S. 230-231). Эти обновления отразились в Быт 17 - тексте, к-рый исследователи почти единодушно приписывают жреческому документу Р (об этом см. в ст. Пятикнижие ).

http://pravenc.ru/text/2578081.html

1896. S. 106). В нек-рых мифах И. свойственны хтонические черты. Так, в «Нисхождении Инанны» и в «Эпосе о Гильгамеше» богиня грозит сломать ворота преисподней и выпустить мертвых, чтобы те пожрали живых. На демоническую сущность И. указывает Гильгамеш, когда богиня предлагает ему стать ее супругом. Герой описывает печальную участь возлюбленных богини (Думузи, птицы аллаллу, льва, коня, пастуха и садовника Ишуллану), чем вызывает ее гнев. В месопотамских источниках хорошо засвидетельствована связь И. с войной и разрушением. Так, в шумер. гимне Inana I богиня говорит о себе: «Когда я стою у устья битвы, я - предводительница всех стран; когда я стою в центре сражения, я - нутро битвы, геройство; когда я продвигаюсь в тыл битвы, я - потоп, несущий…» Эпитет И. «госпожа битвы и сражения» встречается, в частности, в эпилоге «Законов Хаммурапи». Покровительство военным действиям - важный аспект образа И. Арбельской, культ которой был центральным в идеологии Новоассирийской империи. Наиболее ранним символом богини (IV-III тыс. до Р. Х.) были штандарты в виде загнутых связок тростника. Со средневавилонского времени (2-я пол. II тыс. до Р. Х.) основным атрибутом богини стала 8-конечная звезда. В антропоморфном виде И. изображалась в виде вооруженной женщины в длинном одеянии и шлеме с рогами, с булавами и изогнутыми мечами за плечами или на поясе. В руках богиня могла держать лук, пучок молний, к.-л. оружие или кольцо. И. могла также изображаться сидящей на троне, стоящей на одном или неск. львах, иногда крылатых и запряженных в колесницу (И. как вооруженная, так и без оружия). Предполагают, что многочисленные изображения обнаженных богинь могут также относиться к И., однако к.-л. письменные подтверждения этой гипотезы отсутствуют. В Сирии, Палестине, Средиземноморье Наиболее ранние свидетельства культа И. в Сирии происходят из Эблы досаргоновской эпохи (XXV-XXII вв. до Р. Х.). В клинописных текстах из Эблы имя богини (в т. ч. в составе личных имен) встречается в форме d   Известны неск.

http://pravenc.ru/text/1237979.html

в связи с частыми засухами и неурожаями. В сер. XIX в. значительные изменения в национальном составе населения К. были связаны с Крымской войной (1853-1856), принесшей огромные разрушения. Массовое отселение крымских татар в Османскую империю в годы войны и сразу после нее завершилось в 1862 г. По офиц. данным, только за 1860-1862 гг. по паспортам и удостоверениям переселилось 181 177 чел. обоего пола. На месте опустевших татар. аулов (напр., в одном Перекопском у. опустело 278 поселков, всего в 4 крымских уездах татары покинули 687 селений) основывались нем. или болг. сельскохозяйственные колонии. В 1876 г. Александр II Николаевич издал указ о прощении бежавших в Османскую империю татар и о разрешении им вернуться. Еще одна массовая эмиграция состоялась в 1889-1895 гг., когда К. покинули от 30 до 100 тыс. татар. На рубеже веков происходит резкий рост населения, как сельского (в 1897-1917 на 33%), так и городского (в те же годы на 43%), прежде всего за счет рус. населения (доля русских в сельском населении достигла 30%, а в городском - 56,6%). Сохранялся и многонациональный состав населения: наиболее значительными были общины крымских татар (42% сельского и ок. 12% городского населения), на сельских территориях - немцев и украинцев, евреев (в городах до 15%), греков, армян, болгар и поляков. Со 2-й пол. XIX в. К. развивался как курортная зона, в то же время были основаны заводы Керченский металлургический, Севастопольский судостроительный, строились железные дороги (Харьков-Севастополь в 1869-1875). Основой экономики К. оставалось сельское хозяйство (к 1913 на его долю приходилось 55%; преобладали мукомольная, консервная, табачная и др. отрасли пищевой промышленности; было добыто ок. 300 тыс. т соли). После Февральской революции 1917 г. на основе Крымского мусульманского благотворительного об-ва был создан Временный мусульманский революционный комитет, который 25 марта того же года созвал Всекрымский мусульманский съезд, устранивший лояльного к российским властям муфтия С. М. Кипчакского и избравший Временный крымско-татарский мусульманский исполком, его главой стал муфтий Номан Челебиджихан (Челеби Челебиев). В июле 1917 г. образовалось крымско-татар. национальное движение «Мили-Фирка», объединившее большинство политических лидеров крымских татар и интеллигенцию под лозунгом «Крым - для крымцев!». Был создан Крымский революционный штаб. Организованный ими 16-17 нояб. 1917 г. I Всекрымский съезд Советов осудил октябрьский переворот в Петрограде. В течение нояб.-дек. 1917 г. был избран курултай К., правительство во главе с муфтием Челебиджиханом, к-рый принял Конституцию К.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010