Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕННЫ [греч. μακαρισμο], в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты. Как самостоятельный богослужебный текст Б. начали использоваться в сиро-палестинском регионе. Первые сведения о них в составе служб суточного круга встречаются в палестинских монашеских памятниках - в древнейшем сохранившемся Часослове IX в. (Sinait. gr. 863) и др. В западносирийском (или сиро-антиохийском) обряде Б. считались одной из библейских песен . В Часослове IX в. (Sinait. gr. 863) с Б. (имеющих следующий порядок: стих «Μνσθητι μν, Κριε, ταν λθης ν τ βασιλε σου» (                ), евангельские заповеди блаженства, в конце - «Δξα» (      )) начинается служба «Ες τν μετληψιν» (На Причащение); после Б. следуют песнопения «Μνσθητι μν, λδβλθυοτεΑγιε, ταν λθης...» (          ), «Χορς πουρνιος...» (    ) и т. д.; служба завершается причащением Св. Таин и благодарственными молитвами ( Mateos. 54-55). Порядок этой службы очень близок к порядку службы изобразительных (τ τυπικ - уставная [служба]), к-рая присутствует в более поздних Часословах (в т. ч. и в совр.), но перед Б. в последовании изобразительных помещены Пс 102 и 145 (с них изобразительны и начинаются, хотя бывают исключения, напр. в будние дни Великого поста псалмы опускаются). В чинопоследовании иерусалимской литургии ап. Иакова есть элементы, сходные со службой «На Причащение», но Б. в нем нет: видимо, евангельские стихи были добавлены в чинопоследование не в самом Иерусалиме, а уже в рамках монашеской традиции в Палестине ( Пентковский, Йовчева. С. 33). Б. встречаются в служебных Псалтирях IX-XI вв. среди песнопений вечерни и утрени (Там же. С. 35); в Псалтири 862 г. из собрания еп. Порфирия (Успенского) Б. выписаны между песнью прор. Исаии (Ис 8. 9-10, 12b - 14a, 17b, 18a и 9. 1, 5a) и молитвой царя Манассии (в конце 2 Пар 36) ( Диаковский. С. 278-279). В нек-рых рукописях Псалтири (напр., в ГИМ. Хлуд. 129д, сер. IX в.) Б. приведены после Символа веры и «Отче наш» в составе последования под названием «Τυπικ τς γιωττης καθολικς κκλησας» ([То, что положено] по уставу святейшей соборной церкви). Они упоминаются также в Типиконе 1122 г. (Hieros. S. Crucis. 43) - памятнике, содержащем текст кафедрального богослужения в Иерусалиме (X в.), в описании служб на Неделю ваий (в качестве прибавления к 3-му и 6-му часам) и Великой пятницы (на утрене перед каноном ) ( Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894. С. 26, 28, 138); в этом памятнике Б., вероятно, являются заимствованием из традиции палестинского монашества, т. к. в др. дни в последованиях служб суточного круга они не присутствуют.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), трудолюбивый. Предание относит кончину И. к 1115 г., однако сведения о святом не отразились в Киево-Печерском патерике , составленном в 1-й трети XIII в. И. впервые упоминается в «Тератургиме» киево-печерского мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где святой назван «старцем трудолюбивым» и указано, что его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), установлено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же составлена служба Собору. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. И.) в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. И. упоминается в 9-й песни канона преподобным отцам Киево-Печерским, в Ближних пещерах почивающим, где святой уподобляется «горлице пустыннолюбивой» (Минея (МП). 2003. Сент. С. 829). Возможно, в позднем почитании И. отразилось древнее почитание в Киево-Печерском мон-ре печерского постриженика свт. Исаии, еп. Ростовского († после 1089), погребенного в Ростове. Мощи И., почивающие в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, как показали проведенные в 80-х гг. XX в. исследования, принадлежали человеку, скончавшемуся в XI-XII вв. в возрасте ок. 60 лет (Дива печер лаврських. С. 91, 92). Лит.: Описание о российских святых. С. 27; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 46; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 274.

http://pravenc.ru/text/674808.html

Мы решили еще раз поднять тему электронных документов. Стоит ли их бояться? Где на них написано число антихриста? Какова позиция Церкви по этому вопросу? О числе антихриста. В Священном Писании непозиционная система записи чисел – то есть такая система, что в записи числа каждая цифра имеет всегда одно и то же значение, т.е. ее «вес» не зависит от местоположения в числе. Например в римской системе II означает 1+1=2. А в современной системе счисления 11 означает не 1+1, а 10=1. «Шесть» и «шесть» и «шесть», которое так пугают нас — это, на библейском языке, не 666, а 18. А 666 в Библии — это «шестьсот» и «шестьдесят» и «шесть». Это значит, что если и бояться сочетания цифр , то не трех одинаковых «шестерок», а трех разных символов — хи, кси и сигмы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Богословская комиссия и Священный Синод, обсудив тему налоговых номеров, пришли к твердому выводу: принятие или непринятие этих номеров не является грехом. Оно не должно быть причиной для осуждения одних православных христиан другими. Вопрос о том, принимать ли налоговый номер, есть дело свободного гражданского выбора, но никак не является вероисповедным вопросом. К подобному выводу Церковь приходит уже не впервые, приходит после тщательнейшего исследования всех богословских, общественных и научных сторон проблемы. Дорогие мои! Со всей искренностью, любовью и пастырской заботой говорю: вам нечего бояться. Если же кто-то, пусть даже самый красноречивый человек, будет продолжать сеять в ваши сердца ложные страхи и сомнения, то верьте не ему, а Полноте церковной. Сказав это, одновременно заверяю вас, что Святая Церковь будет пристально наблюдать за происходящим вокруг нее. Технологическое развитие может дать злонамеренным силам в стране и мире слишком много возможностей для контроля над жизнью человека. Чтобы этого не случилось, церковное Священноначалие продолжит диалог с властью и с международными структурами, побуждая их сохранить богоданную свободу личности. Верным чадам нашей Церкви, вступившим в благословенный период Великого поста, считаю важным напомнить о необходимости уповать на Бога и о доверии Творцу. Уже проповедь Христова, начавшаяся словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4. 17), — возвестила наступление «последних времен» человеческой истории. Но спасительный подвиг Христа, Его Крестная смерть и Воскресение открыли врата Царства Божия тем, кто с верою и упованием следует за Ним, пребывая в основанной Им Церкви.

http://pravmir.ru/boyatsya-li-elektronny...

Панк-молебен, поэзия и кровь РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93033.html 13 марта 2012 Александр Щипков Панк-молебен, поэзия и кровь . Давайте попробуем посмотреть на всю историю с акционистками PR внимательно и спокойно. Иначе мы не поймем главного – зачем это было сделано и какие последствия нас ожидают. Я не собираюсь с кем-либо вступать в полемику – этот текст предназначен только для моих единоверцев, членов Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Перед началом Великого поста несколько молодых женщин, объединенных в музыкальный коллектив, вошли в главный храм нашей Церкви. Мы практически ничего не знаем об этих женщинах, кроме того, что название их коллектива переводится на русский язык непристойно-унизительным обозначением женского полового органа. Были и небылицы про их личную и публичную интимную и творческую жизнь мы не рассматриваем. Это нас не касается. Женщины желали сохранить анонимность, для чего закрыли лица шапками с прорехами для глаз и рта. Они забрались на амвон, начали скакать, затем встали на колени, повернувшись задами к Престолу и Святым Дарам, и, размахивая руками и крестясь, выкрикивали некий текст, который заранее написали и затем опубликовали в Сети. Вот этот текст: Богородица, Дево, Путина прогони Путина прогони, Путина прогони Черная ряса, золотые погоны Все прихожане ползут на поклоны Призрак свободы на небесах Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах Глава КГБ, их главный святой Ведет протестующих в СИЗО под конвой Чтобы Святейшего не оскорбить Женщинам нужно рожать и любить Срань, срань, срань Господня Срань, срань, срань Господня Богородица, Дево, стань феминисткой Стань феминисткой, феминисткой стань Церковная хвала прогнивших вождей Крестный ход из черных лимузинов В школу к тебе собирается проповедник Иди на урок – принеси ему денег! Патриарх Гундяй верит в Путина Лучше бы в Бога, сука, верил Пояс девы не заменит митингов – На протестах с нами Приснодева Мария!

http://religare.ru/2_93033_1_21.html

Более 2 тысяч подписались под призывом к патриарху вступиться за «Pussy Riot» 7 марта, 2012. Новостная служба Представители православной общественности просят патриарха Московского и всея Руси Кирилла ходатайствовать перед следствием о прекращении уголовного преследования участниц группы «Pussy Riot», задержанных за хулиганство в храме Христа Спасителя. 7 марта. ПРАВМИР. Представители православной общественности просят патриарха Московского и всея Руси Кирилла ходатайствовать перед следствием о прекращении уголовного преследования участниц группы «Pussy Riot», задержанных за хулиганство в храме Христа Спасителя, сообщает «Интерфакс-религия» . «Ваше Святейшество, мы просим Вас проявить христианское отношение к участницам группы «Pussy Riot» и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела», — говорится в проекте письма патриарху, размещенного в блоге менеджера детской программы Фонда помощи хосписам «Вера» Лидии Мониава. «Мы также просим Вас выступить с обращением ко всем членам Православной церкви и дать пример христианской реакции на произошедшее событие, остановив тем самым ненависть и гнев, которые прихожане Православной церкви в дни Великого поста обрушивают на головы четырех девушек», — сказано в обращении. В нем отмечается, что большинство верующих людей считают подобное поведение в храме недопустимым. «Но еще более недопустимой мы считаем реакцию на произошедшее событие уголовное преследование и лишение свободы, а также жестокие отзывы в адрес участниц «панк-молебна» от членов Православной церкви», — пишут авторы документа. Они напоминают, что в Евангелии сказано: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Инициатор обращения Л.Мониава сообщила «Интерфаксу», что за прошедшее с вечера вторника время под ним подписались более 2000 человек. «Я отнесу письмо со всеми собранными подписями в патриархию сразу после праздника», — сказала она. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/bolee-2-tys-pravoslavn...

Патриаршее служение. Март 2012 31 марта 2012 г. 16:36 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2012 года. Фото:  С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Освящение закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в Москве Патриаршее служение во четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Патриаршее служение во четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в пятницу первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена Церемония закладки памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому, у стен Кремля Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия. Хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского Всенощное бдение в Стефано-Махрищском ставропигиальном монастыре в канун недели 2-й Великого поста Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Покровского монастыря в Хотьково Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Покровского монастыря в Хотьково Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в среду 3-й седмицы Великого поста Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в среду 3-й седмицы Великого поста Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 16 марта 2012 года Всенощное бдение в Храме Христа Спасителя в канун Крестопоклонной недели Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в неделю Крестопоклонную. Хиротония архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского

http://patriarchia.ru/db/text/2127951.ht...

Великий канон Андрея Критского — читает Патриарх Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен 10 марта, 2013 Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям. ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.08 Вторая песнь: Вонми небо — 4.23 Третья песнь: На недвижимом Христе — 3.01 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.55 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 3.48 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу — 3.08 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2,27 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.40 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.29 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 8.04 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.33 Вторая песнь: Вонми небо — 6.30 Третья песнь: Утверди Господи — 4.39 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.19 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 4.23 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедром у Богу — 3.29 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2.16 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.26 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.07 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 6.32 Среда первой седмицы Великого поста. Чтение канона в Московском Сретенском монастыре ( pravoslavie.ru ) Скачать Четверг первой седмицы Великого поста . Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.18 Вторая песнь: Видите, видите, яко Аз есмь Бог — 4.39 Третия песнь: Утверди Господи — 3.22

http://pravmir.ru/velikij-kanon-andreya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Архим. Леонид (Кавелин) относил время жизни Е. к XIII в., однако это мнение ничем не обосновано. Мощи Е. зафиксированы на карте Дальних (Феодосиевых) пещер 1638 г. Позже местонахождение мощей неизвестно (вероятно, утрачены в XVII в. в результате обвала в пещере до 1643). Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митрополит Киевский) установил празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер, тогда же была составлена служба. Общецерковное почитание введено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 175; Модест (Стрельбицкий), еп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. X, 80; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 28-29; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 25, 70. И. В. Жиленко Рубрики: Ключевые слова: АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/187177.html

Слово на презентации книги " Тайна покаяния " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93101.html 15 марта 2012 Патриарх Кирилл Слово на презентации книги " Тайна покаяния " " Все проповеди записывались студентами на магнитофон; позже я видел какие-то машинописные сборники " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2073705.html Официальный сайт РПЦ МП 14 марта 2012 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла " Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011) " . К собравшимся обратился Предстоятель Русской Церкви. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Высокопреподобия! Дорогие отцы, братия и сестры! Дамы и господа! Я благодарю вас за внимание к этому событию. Вообще все, что касается моей работы с текстами, – это очень радостная для меня часть моей жизни. Если бы Бог оставил меня на профессорской кафедре в Санкт-Петербургской духовной академии, то, наверное, работа с текстами была бы главным делом моей жизни, – но получилось иначе. Что же касается великопостных проповедей, то история у этого сборника очень длинная. Я начал практику совершения богослужений утром и вечером в течение первой седмицы Великого поста в далеком 1975 году. Приехав из Женевы в Ленинград и получив назначение на должность ректора, я в первый же год решил, что и для студентов, и для профессоров было бы хорошо проводить первую неделю Великого поста всем вместе в молитвах и в размышлениях. Собственно говоря, серия проповедей (а первая неделя Великого поста предполагала некий законченный цикл проповедей) и преследовала целью пробудить мысль, в том числе мысль учащихся. И я вспоминаю те трудные, но благодатные годы своего ректорства, когда на первой неделе Великого поста, после утреннего богослужения, проповеди и короткого отдыха для студентов, мы собирались вместе с ними в аудиториях малыми группами и обсуждали, в том числе, тематику утренней проповеди.

http://religare.ru/2_93101_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе святых, в Малой России просиявших). Предположительно жил во 2-й пол. XIII в., т. к. о нем, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время и после монголо-татар. нашествия, сохранилось очень мало сведений. Он упоминается как «преподобный отец Алексий затворник» в числе святых «града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Мощи А. З. были открыты после 1675 г. и почивают открыто в Ближних пещерах, близ мощей прп. Саввы . Местная его канонизация относится к 1675 г., когда А. З. был присоединен к соборному празднованию, установленному свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским, в 1643 г. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд Киевских святых (в т. ч. и А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. Существуют совместные тропарь и кондак А. З. и прп. Савве. Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Апрель. С. 150-151; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Минея. (МП). Апрель. Ч. 2. С. 171; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 120; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 107. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/64700.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010