В честь Л. освящен храм в Минской епархии. В Турове (Гомельская обл. Белоруссии, Туровская и Мозырская епархия) 11 мая 2013 г., в субботу Светлой седмицы, день памяти свт. Кирилла, еп. Туровского, состоялись чин освящения и Божественная литургия в новопостроенном кафедральном соборе в честь святителей Кирилла и Л., епископов Туровских, благословение на возведение которого было дано 5 ноября 2009 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом . Описания облика Л. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 29 янв. варьируются, он уподобляется прп. Сергию Радонежскому или ап. Иоанну Богослову: «Сед, брада менши Сергиевой, остра, в схиме, риза преподобническая дичь, испод киноварь» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 311 - «правая страна» 12-й); «...надсед, брада аки Богословля, раздвоилась, клобук на плечах, риза преподобническая, бос» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 260). Известны единоличные изображения Л. Его образ включается в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» и «Собор Белорусских святых». Ист.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627; Патерик Киевского Печерского мон-ря/Под ред. Д. И. Абрамовича. СПб., 1911. С. 76; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: С. Н. Травников, Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 22. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1045; Описание о российских святых. С. 12; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 8; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 203-205; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 28; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 183; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 168, 304, 372, 398, 469, 498, 500, 515. В. И. Галко Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)

http://pravenc.ru/text/2462417.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением Архиерейского Совещания 2-3 февраля 2015 года. 2. Утвердить следующие документы, принятые Архиерейским Совещанием:   ЖУРНАЛ 2 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Калининградскую епархию Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Калининградскую епархию. По прибытии 14 марта 2015 года в Калининград, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил в Калининградском областном драматическом театре открытие пленарного заседания I Калининградского форума Всемирного Русского Народного Собора, посвященного теме «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». В торжественном заседании участвовали викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители областной и городской администрации, студенты вузов и курсанты военных училищ. Вечером, в канун Недели третьей Великого поста, в кафедральном соборе Христа Спасителя Калининграда Святейший Владыка возглавил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня, а на следующее утро — Божественную литургию. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную духовенству монашествующим и мирянам Калининградской епархии радость молитвенного общения. 3. Выразить благодарность губернатору Калининградской области Н.Н. Цуканову за внимание и радушный прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4067547...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Удовлетворить прошение Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Саввы об отставке с поста управляющего делами Московской Патриархии, выразив ему благодарность за понесенные труды. 2. Управляющим делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода назначить Преосвященного епископа Воскресенского Дионисия, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии.   ЖУРНАЛ 133 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 20 октября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил однодневный визит в Брянскую епархию, где в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Черниговского и Новгород-Северского Амвросия, митрополита Брянского и Севского Александра, митрополита Орловского и Болховского Тихона, митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана, епископа Щигровского и Мантуровского Паисия, епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Павлово-Посадского Фомы, епископа Рославльского и Десногорского Мелетия, духовенства Брянской митрополии совершил чин великого освящения Успенского собора Свенского монастыря, а затем возглавил в нем совершение Божественной литургии. В храме, в частности, присутствовали губернатор Брянской области А.В. Богомаз и председатель Брянской областной Думы В.И. Попков. После Божественной литургии состоялась встреча Его Святейшества с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским и Севским Александром. Затем Святейший Патриарх посетил детский онкогематологический центр города Брянска.

http://patriarchia.ru/db/text/5520929.ht...

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3:1), свидетельствует апостол Павел. Однако не забывай, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). Мы знаем, как нередко кто-то из монашествующего духовенства до боли мечтает стать архиереем — и никогда им не становится, ибо каждый должен помнить и знать, что никто сам собой не приемлет этой чести, но только призываемый Богом, как учит нас апостол Павел. Знаю, ты с детства возрастал в вере. Потому, достигнув юности, не колебался в выборе жизненного пути, поступил в Московские духовные школы и по успешном их окончании был направлен на преподавательское служение в Саратовскую семинарию. Вняв гласу Божию, призвавшему тебя отвергнуть заботы мира сего, ты принес монашеские обеты и был затем рукоположен в священный сан. Господу, глубины сердца испытующему, прежде бытия предведущему вся наша (канон в Неделю на утрени 5-й седмицы Великого поста), было угодно, чтобы ты со тщанием потрудился на ниве духовного образования и воспитания будущих пастырей, обрел ценный опыт, в том числе в области церковного управления. Являемая тобою ревность о славе имени Христова обрела милость в очах Спасителя, Который ныне доверил тебе высшее иерархическое служение — архипастырство. В чем же состоят труды архипастыря и как возгревать дар епископской благодати? Святитель Феофан Затворник, раскрывая суть сего славного служения, пишет, что дело епископа — «просвещать истиною, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, помогать бедным и немощным — быть отцом многопопечительным и благоустроительным» (Толкование на 1-е Послание апостола Павла к Тимофею). Итак, как следует из слов Затворника Вышенского, первый и главный труд епископа — это наставлять людей в вере, отстаивать Божию правду и заботиться о нравственном возрастании пасомых. Проповедуй же с дерзновением Евангелие Царствия, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

http://patriarchia.ru/db/text/5917654.ht...

Служение епископское воистину необычайно трудно и ответственно. Однако, по слову апостола Павла, чести сей никто сам собою не приемлет, но лишь призываемый Богом (Евр. 5:4), а потому и Судию имеешь себе — Великого Архиерея Христа, Который взыщет, как распорядился ты данными Им талантами. Впрочем, не хочу лишь устрашать тебя опасностями и искушениями в предстоящем служении, но ободряю тебя великими словами Псалмопевца: близ Господь всем призывающим Его во истине — волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит (Пс. 144:18-19). Сии слова Псалмопевца да станут для тебя источником утешения и вдохновения. А потому почаще припадай к стопам Спасителя, испрашивая Его помощи в епископском служении, ибо не своим умением и усердием сможешь успешно проходить это нелегкое поприще, но силой и могуществом Божиим. Более же всего проси у Господа дара мудрости и духовного рассуждения, дабы распознавать доброе и полезное для Церкви и исторгать из среды злое. Пусть же свет твоей веры, действующей любовью (Гал. 5:6), ярко светит людям. Точно маяк в ночном мраке, пусть освещает он путь всем жаждущим спасения и желающим преодолеть бушующее житейское море. Хотя и ветер ревет, и волны со всей мощью обрушиваются на маяк сей, но твердо и непоколебимо стоит он на своем основании. Таким и тебе надлежит быть. Таким желает тебя видеть Церковь, молившая ныне Всещедрого Бога о даровании тебе благодати Святого Духа и непорочного архиерейства. Вдохновляемый и наставляемый таким отеческим напутствием, прими же с трепетом жезл сей — видимый символ епископской власти и апостольского преемства — и, благословив народ православный, зде присутствующий, гряди с дерзновением на новое служение; и Бог любви и мира да будет с тобою (2 Кор. 13:11). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6116981.ht...

Киевские святые, в том числе и Л., были прославлены свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским. В 1643 г. установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих (первоначально в первую субботу после праздника Воздвижения Честного Креста). В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. Платон (Городецкий) , митр. Киевский и Галицкий, перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сент. В 1643 г. установлен Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (во 2-ю Неделю Великого поста). Соборное празднование подтверждено указом Святейшего Синода в 1843 г. В 1762 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 гг.) включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях. Тем не менее нормативные месяцесловы синодального периода - в Типиконе и Следованной Псалтири - не включали имен киевских святых, продолжая считать их местночтимыми. Месяцесловы др. богослужебных книг (иерейского Молитвослова, Требника и алфавита имен при нем) стали включать имена киевских святых, преимущественно тех, которым были опубликованы службы в Минее Киевской (Службы преподобным отцем Печерским. Киево-Печерская лавра, 1855). Месяцесловы небогослужебные стремились включить максимальное количество имен киевских святых. Память Л. включалась в месяцесловы под 29 янв. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что в книге XVIII в. из киевского Софийского собора «Описание о российских святых» память прп. Лаврентия, затворника, еп. Туровского, праздновалась 10 мая. Имя Л. включено в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) решением Священного Собора РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2462417.html

Это прощальная песнь Моисея из 32 главы книги Второзаконие служит нам второй библейской песней канона на утрене, которая по силе обличения такова, что используется за богослужением только во время Великого Поста, во время особого покаяния. Моисей, предвидя отступление израильтян, описывает те горести, которые за это последуют, но, тем не менее, обещает, что, в конце концов, Господь их заступит и с милосердием к ним отнесется и избавит их от всех их врагов. В конце этой песни весть об избавлении от врагов связывается с пророчеством о Христе: «Видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю: поражу и Аз исцелю, и несть иже измет от руку Моею: Возвеселитеся, небеса, купно с Ним, и да поклонятся Ему вси ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии» (Втор. 32:39, 43). Победе Христа возрадуется небо и земля, иудеи и язычники. «Поя древле Моисей великий взываше: да поклонятся восходящу Христу небеснии ангели яко всех Царю» (2-й канон Вознесения). 7.5. Смерть Моисея Наконец, Моисей восходит на гору Нево, благословляет израильтян и, осмотрев с этой горы ту землю, к которой он последнюю треть своей жизни стремился и вел этот народ, он умирает. Моисею было 120 лет, когда он умер, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась. Погребен он в долине, в земле моавитской, и никто не знает место погребения его даже до сего дня. Писание специально подчеркивает, что смерть Моисея была вызвана не каким-то изнеможением, его старостью и т.д., но что по определению Божию Моисей исполнил свое служение и отходит уже в мир иной, передавая свое служение Иисусу Навину. Этим заканчивается история Пятикнижия. В связи с описанием смерти Моисея, некоторые с сомнением спрашивают, как же Моисей мог описать свою собственную кончину? Учитывая деяния, которые Моисей совершил, ничто не мешало ему и свою собственную кончину описать заранее. С другой стороны, вполне мог и Иисус Навин потом дополнить это повествование несколькими строками. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431003/

5 марта 2012 г. 11:15 4 марта, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 марта 2012 г. 19:23 Осенью 2012 года планируется завершить строительство двух первых храмов по " Программе 200 " , - сообщил журналистам глава Финансово-хозяйственного управления епископ Подольский Тихон в пятницу, выступая на пресс-конференции в Москве. Первым, скорее всего, будет достроен храм Димитрия Донского на Полярной улице на северо-востоке столицы. " Примерно в эти же сроки или чуть позже, к десятилетию теракта на Дубровке, который произошел 26 октября, будет построен храм во имя святых Кирилла и Мефодия на улице Мельникова " , - рассказал также епископ Тихон Антонина Мага 2 марта 2012 г. 21:34 22 февраля в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл возглавил расширенное заседание Патриаршего совета по культуре. После краткого обзора и обсуждения деятельности совета за минувший год Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с программным докладом, посвященным современной ситуации в области национальной культуры 2 марта 2012 г. 16:11 В день памяти Патриарха-мученника строительную площадку будущего храма в его честь освятил Предстоятель русской Церкви Антонина Мага 2 марта 2012 г. 11:00 В среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к насельникам обители и всем молящимся с Первосвятительским словом о необходимости борьбы с грехом. иерей Евгений Мурзин 1 марта 2012 г. 14:55

http://e-vestnik.ru/news/page/92/

Помимо содержащихся в совр. Октоихе, известны и др. К., составленные Космой Маюмским (см.: Δετορκης Θ. Κοσμς Μελωδς. Βος κα ργον. Θεσσαλονκη, 1979. Σ. 197-198) и др. гимнографами, напр. Василием . Согласно совр. Типикону, на воскресной утрене К. поется на 3, если память Минеи не имеет праздничного знака (Типикон. Ч. 1. С. 22-23). Если на воскресенье выпадает память шестеричного, славословного или полиелейного святого, то К. поется на 2 (Там же. С. 31, 33); при бденном святом К. вовсе опускается (Там же. С. 29). Также К. не поется, если отмечается память 2 святых (см.: Скабалланович. 2008 2. С. 679-680). В подготовительные недели (т. е. воскресенья) Великого поста , если служба не осложняется ни пред-/попразднством, ни отданием двунадесятого праздника и не празднуется полиелейный святой, то К. поется на 2; в противном случае К. отменяется (см.: Розанов. Устав. С. 404-405). Такой же устав действует и в 1-ю неделю Великого поста (Типикон. Ч. 2. С. 859); в остальные воскресенья периода пения Триоди до Всех святых недели К. не поется. Лит.: Лебедев П. Я. Наука о богослужении Православной Церкви. М., 1895. Ч. 1. С. 60; Никольский. Устав. С. 307-308; Hannick Chr. Le texte de l " Oktoechos//Dimanche: Office selon les huit tons. Chevetogne, 1972. P. 37-60. (La prière des églises de rite byzantin; 3); Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 253-257; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 162-164; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2008 2. С. 677-686; Крашенинникова О. А. Ранневизант. и слав. источники по истории формирования слав. Октоиха IX-X вв.// Она же. Древнеслав. Октоих св. Климента, архиеп. Охридского. М., 2006. С. 290-382. Е. Е. М. Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением

http://pravenc.ru/text/2459031.html

В Писании и у святых отцов мы находим также утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого Бог любит, того и наказывает (Притч. 3:12). Если Господь посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, значит, Он дает ему шанс преодолеть трудности, дает ему шанс возрасти. Именно такой подход к скорбям и печалям, с которыми мы сталкиваемся, придает христианину огромную духовную силу, помогает ему возвышаться над трудными обстоятельствами, не терять голову, не терять жизненные ориентиры, не падать под натиском тягот. Опыт жизни с Богом, со Христом дает человеку великую силу. Собственно говоря, чем же является свидетельство мучеников, исповедников, как не свидетельством этой внутренней силы? И если мы проходим по жизни вместе с Богом, то Божественная сила нас укрепляет, и Бог становится нам ближе. Вот почему христианство — это очень оптимистичный взгляд на мир, на жизнь и на человека. Это совсем не то, каким его пытаются представить критикующие веру. Ибо вера дает каждому человеку огромную Божественную силу, а через эту силу — мудрость и способность противостоять трудным жизненным обстоятельствам, без преодоления которых не может быть духовного роста. Снова хотел бы повторить дивные слова преподобного Ефрема Сирина: «Без скорби и печали нет спасения». И да поможет нам Господь мудро, спасительно идти по жизненному пути, вразумляясь дивными мыслями, которые мы черпаем в святоотеческом наследии и богослужебной традиции нашей Церкви. Всех вас поздравляю с окончанием первой седмицы Великого поста. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , молдавська Фотоальбоми Торжества Православ " я в за темою Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы : Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому : та звернення] Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Кирил звершив освячення Володимирського храму в з ключовими словами Великий   у 2-гу Великого посту у Володимирському в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4407922...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010