Церковь зовет к радости и объясняет нам это. И уже заранее совершает обряд отпевания, – вспоминает погребение Ее. Это вносит немного грусти в торжество. Но, думаю, Церковь делает это раньше для того, чтобы самый праздник отдать уже больше СЛАВЕ И РАДОСТИ. II. Богослужение на Успение Событие успения, или вознесения Ее на небо, столь велико, что не только наше личное недостоинство препятствует приступить к нему и с полною ясностью уразуметь силу события, но и вообще нам Той (Ей) достойную честь воздати немощно. Почему? – Потому, что Ее преизящное, то есть исключительное, превосходное, прекрасное, – всё, что было с Ней, преходит всяк ум. Дал ее: – На Ню взирати не можем (Богородичен на Господи, воззвах на великой вечерне). Так все в Ней преестественно-чудно! В самом деле: в Ней все полно чудес. На этом часто останавливаются церковные песнопения. С этих слов начинаются праздничные стихиры. Первое, что слышит богомолец об успении Божией Матери, – это два слова: – О, дивное чудо! (стихира 1-я на. Господи, воззвах на великой вечерне). И во второй стихире говорится с первых же строк: – Дивны Твоя тайны, Богородице! Все – дивно! – Вся (всё) непостижима Твоя, вся несказанно воистинну, страшна таинства (стихира на стиховне на вечерне 21 авг.). Всё «превыше естества» «дает Тебе» «Царь всех Бог». – Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, – так начинается задостойный ирмос 9-й песни 1-го канона, который до отдания поет Церковь . Так многообразно Церковь дивится! И сказать кратко: – Чудо в чудеси (седален по 3-й песни канона 20 авг.), то есть «чудо на чуде». Именно! Уже самое первое и величайшее чудо, о коем ни в какой праздник Ее забыть невозможно, – ДЕВА БОГА РОДИЛА: – Вышняго (Бога) престол явилася еси, Владычице (стихира 2-я на Господи, воззвах на великой вечерне). Победныя почести (трофеи) взяла еси на естество (в преодолении естества, природы), Чистая, Бога рождши. Так начинает объяснять Ее величие канон. Что может быть выше, славнее, чудеснее, непостижимее?! Ты бо была еси Божия родительница (стихира на стиховне на вечерне 21 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Светилен: Сладость Ангелов, святителей радость,/христиан всех Предстательнице,/Дево Мати Господня,/заступи нас и избави от вечных мук. Слава, и ныне, Триоди, дважды. На хвалитех стихиры Триоди 3, и стиховны того дне, и Богородицы 3, глас 1: 1-я: О, дивное чудо: 2-я: Дивны Твоя тайны: 3-я: Твое дивное явление: Слава, глас 6: Приидите, преславное явление Богоматере: писаны на вечерни. И ныне, Триоди. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона Триоди, рядовая песнь на 4 и Богородицы песнь 6-я на 4. По входе тропари Триоди и Богородицы. Слава, кондак Богородицы. И ныне, кондак Триоди. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде ряда Триоди, потом Богородицы. Максимовская икона Божией Матери На иконе Пресвятая Богородица изображена во весь рост; левой рукой Матерь Божия держит Богомладенца Иисуса, правой протягивает омофор коленопреклоненному митрополиту Максиму. Святитель Максим († 6 декабря 1305), по происхождению грек, был возведен на Киевскую митрополию, но переехал из Киева во Владимир-на-Клязьме и тем самым фактически перенес митрополию из разоренного монголо-татарским нашествием Киева во Владимир. Когда святитель прибыл во Владимир, во сне ему явилась Пресвятая Богородица, благословила его приход во Владимир и подала ему святительский омофор. Омофор этот хранился в Успенском соборе Владимира. В 1412 году, во время нашествия татарского царевича Талыча, он был вместе с другими ценностями сокрыт ключарем Патрикием. Патрикий был замучен татарами за отказ указать место, где он спрятал драгоценности. Литература: 1 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II, ч. 1. М., 1900, с. 94–96. 2 . Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы... СПб., 1892, с. 207–208. 3 . Месяцеслов святых всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. VIII, апрель. Тверь, 1898, с. 122–123. 4 . Виноградов А. , протоиерей. История кафедрального Владимирского Успенского собора. Владимир, 1905, с. 43–44, 49. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея апрель. - 2002./Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На стиховне, Слава и ныне, гл. 6-й: «Петру, Иоанну и Якову». Знаменного распева, с бемолем на ми. Напев почти буквально тот же, который изложен и в «Праздниках» (л. 146 об.), но на секунду ниже. На хвалитех, Слава и ныне, гл. 8-й: «Поят Христос Петра и Якова, Иоанна». Знаменного распева, с бемолем на ми, южнорусской редакции, на секунду ниже Синодал. Изданий этого гласа. В Синод. «Праздниках» стихира эта распета иным, пространным распевом (л. 148 об.). У г. Малашкина в службе на Преображение изложены еще: Седален по 1-й кафизме (стр. 75): «Человеческое изменение», болгарского распева, на подобен «удивися Иосиф»; по 2-й кафизме (стр. 76): «На горе Фаворстей» – того же напева; Величание; Седален по полиелеи: «Сокровенную молнию» (стр. 77) на подобен «Повеленное тайно»; ирмосы: «Лицы израильтестии» (стр. 78) сокращенного знаменного распева, песнь же 9-я – большого знаменного распева; на литургии тропарь и кондак во глас 7-й болгарского распева (стр. 81). На Успение Пресв. Богородицы «О дивное чудо». «Дивны твоя тайны Богородице (чистая)». «Твое славят (славяще) успение». Все эти стихиры – знаменного распева и в ирмологе 1652 г. весьма близки по редакции к изложенным в Синод. «Праздниках» (лл. 155–156 об.), но на кварту ниже. В ирмологах же 1674 и 1709 г они представляют собой более отдаленную редакцию, также на кварту ниже. То же в ирм. Головни (л. 354–355 об.). У г. Малашкина все три стихиры изложены кратким напевом на подобен (стр. 82). Слава и ныне: «Богоначальным мановением». Стихира распета знаменным распевом на все 8 гласов по частям, которые отчетливо разделены и помечены буквенными цифрами. Напев тот же, который изложен в Синод. «Праздниках» (л.157), но на кварту ниже. В ирмологах 1674 и 1709 г среди песнопения (в гласах 2-м, 6-м и частью 8-м) встречаются бемолии и отказы на разных нотах, с соответствующими транспозициями отдельных частей мелодии. Мелодия по местам нисходит до нижних нот: ми, ре, ут, ниже пятилинейного стана, и деление на гласы в разных ирмологах в подробностях имеет не одинаковое. Рв. Особенно ирм.1652 г. Тот же «осьмогласник» имеется в ирм. Головни (л. 355 об.), но без деления на отделы, и у г. Малашкина (стр. 84) с отчетливым распределением частей по клиросам правому и левому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

«Защити, спаси….» Ибо Ты упокоение душ и тел наших и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну к Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.» Присоединяется седьмая светильничная вечерняя молитва с просительной ектенией (стр. 18). УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15 Августа). Стихиры на «Господи воззвах», гл. «О, дивное чудо, Источник жизни полагается в гробной пещере и гроб делается лестницей к небу. Ликуй, Гефсимания, святой дом Богородицы. Мы, верные, имея Гавриила чиноначальником, воззовем: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий через Тебя миру великую милость». 2. «Дивны тайны Твои, Богородица. Ты, Владычица, явилась престолом Всевышнего и ныне переселилась с земли на небо. Твоя Божественная слава сияет богоподобными чудесами. Девы с Матерью Царя возноситесь на высоту! Благодатная, радуйся, е Тобою Господь, подающий миру через Тебя великую милость». 3. «Успение Твое славят власти и престолы, начала и господства, силы и херувимы и величественные серафимы; земнородные же радуются о Божественной Твоей славе, ликуя. Припадают цари с Архангелами и Ангелами и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий через Тебя миру великую милость». Стихира на литии, гл. ²: «Очевидцам и служителям Слова надлежало видеть и Матери Его по плоти успение — это последнее над Нею таинство, чтобы они видели не только вознесение Спасителя от земли, но и были свидетелями переселения Родившей Его. Для этого они, отовсюду по Божией воле собравшись, достигли Сиона и провожали шествующую к небу, высшую Херувимов; с ними вместе и мы поклоняемся Ей, как молящейся о наших душах». Стихира на стиховне, гл. 4: «Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Частую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын –Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ». Тропарь, гл. ²: «Богородица, Ты при рождении Христа сохранила девство и после смерти не оставила мира; Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и Своими молитвами избавляешь от смерти наши души».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Защити, спаси… Ибо Ты упокоение душ и тел наших и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Присоединяется седьмая светильничная вечерняя молитва с просительной ектенией: Боже великий и вышний, один имеющий бессмертие, живущий во свете неприступном, создавший всю тварь премудро, отделивший свет от тьмы и поставивший солнце для управления днем, луну же и звезды для управления ночью, удостоивший нас грешных и в настоящий час предстать пред лицом Твоим с хвалою и принести Тебе вечернее славословие. Сам, человеколюбец, направь нашу молитву к Тебе, как фимиам, и прими ее, как аромат духовного благоухания; подай нам мирные настоящий вечер и наступающую ночь; облеки нас в оружие света, избавь нас от ночного ужаса и всякой злой силы, овладевающей во тьме и сон, дарованный Тобою для подкрепления нашей немощи, сделай чуждым всякого диавольского внушения. О, Владыка, податель благ, да будем мы и ночью на ложах наших с умилением вспоминать Твое имя и, просвещаемые наставлением Твоих заповедей, в духовной радости встанем для славословия Твоей благости, принося Тебе милосердному моления и молитвы о своих грехах и о грехах всех людей Твоих, которых Ты посети по молитвам Святой Богородицы, ибо Ты — Благой и Человеколюбивый Бог и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15 Августа) Стихиры на Господи воззвах, гл. 1  1. О, дивное чудо, Источник жизни полагается в гробной пещере и гроб делается лестницей к небу. Ликуй, Гефсимания, святой дом Богородицы. Мы, верные, имея Гавриила чиноначальником, воззовем: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий через Тебя миру великую милость». 2. Дивны тайны Твои, Богородица. Ты, Владычица, явилась престолом Всевышнего и ныне переселилась с земли на небо. Твоя Божественная слава сияет богоподобными чудесами. Девы, с Матерью Царя возноситесь на высоту! Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру через Тебя великую милость.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Как чудно изменяют к лучшему, обновляя и укрепляя мою душу и тело, Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы! Удивляюсь Благости и милосердию Божию, и Премудрости Божией, Всемогуществу Божию и Правде Божией, снисхождению и Смотрению Божию. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! 2 июня, четверг. " …Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой… " (Мф.8,8). Какая простая и твердая вера сотника! Ее похвалил Сам Господь. Господи, повели и мне сказать Тебе: " Если мало воды в реке Пинеге, то Ты только скажи слово, и она наполнится водою, и мое судно, пароход " Николай " свободно пройдет по ней до родины, Суры, и обратно. Аминь " . " …Юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его " (Лк. 7, 14–15). Какая сила Божия! Одно слово повеления, и оцепенение смертное прекращается, и возвратившаяся душа снова оживляет умершее тело. Дивны дела Твоя, Господи! Господи, Ты и меня, почти мертвого в моей тяжкой болезни, воскресил и дал мне снова жизнь. Благодарю Тебя, Всемилостивого! В безмерном избытке пред всеми богачами мира сего наделила меня милость Божия духовными и вещественными благами. Она облекла меня саном священства, обожением непрестанным, властию отворять и затворять Небо для людей и всякими земными благами. Силу и животворность покаяния по милости Божией ощущаю на себе непрестанно. Без числа я одолжаю Господу Богу моему прощением бесчисленных грехов во все дни жизни моей вот уже семьдесят лет, если не считать грехов детских до семилетнего возраста по невменяемости их. 15 ноября 1904 г. Понедельник. Сегодня я вознес к Господу неба и земли тайную мольбу о даровании нам большого участка земли близ моего Павловского монастыря в вечное владение, как необходимого для обители во многих отношениях. Такую же мольбу вознес и к Владычице Богородице, как владычествующей всеми тварями, как Матери Творца. Уповаю и не сомневаюсь. Аминь. Я молил Господа в простоте веры о ниспослании дождя и обильной воды в реке Пинеге для беспрепятственного следования до Суры и обратно, и уповаю на обычное скоропослушество Владыки, что Он даст достаточную воду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Святая Земля и Библия, СПб, 1894, стр. 583—584).    Прекрасная отделка мраморных ступенек, колонн, арок весьма интересна, и существует в таком виде благодаря щедрости королевы Милисинды, или Милисенты (жены четвертого иерусалимского короля Фулька, дочери Балдуина II-ro) 12-го столетия. Здание это сохранилось, можно сказать, лучше всех церквей крестоносцев, существующих в Палестине (Д-р К.Гейки, назв. соч., стр.586).     Петрушевский П. Каникулярная поездка в Св. Землю. Киев, 1904, стр. 277—281.    Святоотеческие места из книги П. Смирнов. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения св. отцев и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Киев, 1904, I, 457—600. Служба Успению Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах    Как начальные песнопения службы, эти стихиры изображают самую суть события, полагая ее в том, что успение Богородицы, как носительницы жизни (1-я «О дивное чудо»), как престола Божия (2-я «Дивны твоя тайны»), могло быть только радостным, святым и славным преставлением на небо, почему событие (3-я «Твое славят успение») — и в этом его основное значение — вызвало прославление и радость о себе ангелов и людей со всем чиноначалием тех и других. Заключительная стихира «Богоначальным мановением» дает картину события в самых основных, но наиболее поразительных чертах по его видимой, но преимущественно невидимой стороне (участие ангелов в погребении наряду с апостолами), заканчиваясь молитвою к Усопшей о непрестанном сохранении и спасении нового Ее народа. Столь исчерпывающее прославление события дает одна эта — первая лишь — группа праздничных песен.     Самогласны, глас 1    О дивное чýдо: Истóчник Жизни во грóбе полагается, и лéствица к небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богорóдичен святый дóме. Возопиéм, вéрнии, Гавриила имýще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобóю Госпóдь, подаяй мирови Тобóю вéлию милость.     дивное чудо! Источник Жизни кладется во гроб, и могила становится лестницей к небу; веселись, Гефсимания, святой дом Богородицы! воскликнем, верные, с Гавриилом во главе: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру чрез Тебя великую милость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Продолжение следует). Флоренский П., свящ. Служба Софии Премудрости Божией//Богословский вестник 1912. Т. 1. С. 1–23 (2-я пагин) (Окончание) 323 Служба Софии Премудрости Божии яже в великом Новеграде поется, месяца августа 15 числа. На велицей вечерни, поем блажен муж: 1 антифон. На Господи воззвах, ставим стихов 50. И поем стихиры, Глас 1. Подобен: дивное чудо! О дивное чудо! Единородный Сын, и Слово Божие, в Девичу утробу вселяется, и без семене созидается, и Адам от клятвы свобождается. Воспоим верни, премудрость Божию сокровенную, Софию нареченную: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови тобою велию милость. Трижды: Дивны Твоя тайны Христе Боже, премудростью Твоею устроивый человека, того паче всех тварей почтил еси славою Боголепною, и того Богоподобными даровал еси чудесы: от сих же всех Едину Пренепорочную Матерь Деву избрал еси: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. Трижды: Твое славят Божественное смотрение, Власти и Престоли, Начала и Господствия, Силы и Херувимы, и страшнии Серафими, радуются земнороднии, неизреченней Твоей премудрости дивящееся, припадают же Архангели и Ангели к Непорочной Твоей Матери, поющее: Благодатная радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. Дважды. Слава, и ныне, Глас тойже Богоначальным мановением, от всюду Богоноснии Апостолы облаки высоце взимаеми, дощедше пречистого и живоначального твоего тела, любезно лоюызаху, превышния же Небесные силы, с своим Владыкою пришедшее, Богоприятное и —2— Пречистое тело предсылающее, ужасом одержими: прекрасно же предидяху, и невидимо вопияху, превышним чиноначалием: се Всецарица Богоотроковича прииде, возмите врата, и сию премирно подимите, присносущего Матерь Света тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на нюже взирати не можем, и той достойную честь воздати немощно. Тоя бо преизящное преходит всяк ум. Темже пречистая Богородице, присно с живоносным Царем, и Рождеством живущи, молися Сыну сохранити и спасти от всякого прилога противного, новые люди твоя: твое бо предстательство стяжахом, во веки светоявлено блажащее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О, Господи Боже мой, дивны дела Твои... Я воробей, а моя мать — синичка, и мое дело — не робей. Дивны дела Божий, война должна исчезнуть с лица земли (Максим плачет). Будет время, когда никто не будет воевать (целиком приводит место Исайи пророка)». Затем берет другой кол, третий, и все колья отличны друг от друга, и пользуясь этим их отличием, Максим по ним объясняет Священное Писание или предсказывает какие-либо важные события. Я же, когда смотрел на него и слушал, что он говорит, пришел в такое умиленное состояние духа, что, точно как ребенок, плакал неутешными слезами. Мне было в то же время очень радостно. «Слушай, батюшка, — обратился ко мне Максим, — в то время, когда Господь тебя поставит делать дивные дела Свои, тогда помяни и меня грешного. Ты знаешь, здесь прославится имя Христа, здесь будет место свято. Ах, Боже мой, Боже мой! Вот беда, нет теперь христиан; вот горе, все почти стали врагами Христовыми (сам плачет). Евангелие поругано, да, поругано. А ты, батюшка, будешь миссионером и будешь в Сибири. Туда и родителей своих переведешь. Ах, дивны дела Божий! Говорят, что я сумасшедший, а ведь без сумасшествия, батюшка, не взойдешь в Царство-то Божие. Я, батюшка (падает сам на колени и молится), видел в лесу Святую Троицу в виде трех световидных, подобно солнцу, воинов, препоясанных солнечными лучами. Дивны дела Твои, Господи! (Максим рыдает). Вчера я видел Петра и Павла, Апостолов Христовых. Они, батюшка, они открыли о тебе мне, и вот ты, батюшка, будешь их дело делать. Господи, Господи, Господи! Дело Божие вручается человеку». Максим становится передо мной на колени, а я упал перед ним, как перед самим Господом, и мы оба подняли такой плач, как будто над каким-нибудь только что умершим близким другом. А толпа, пришедшая к Максиму, при виде нас плачущих, и сама пришла в сильное рыдание. Через дней семь я отправился один в лес, так называемый Высоцкий. В этом лесу, в самом уже его конце к западу присел отдохнуть. Слышу шаги, оглянулся и, о, ужас! Максим шел ко мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=748...

Стих 10. Егда приидет прославитися во святых Своих и дивен быти во всех веровавших, яко уверися свидетельство наше в вас, в день он. Вот цель второго пришествия Господня! Затем приидет, чтобы прославиться и дивным быть во святых и уверовавших. Отвержение Неверов и грешников совершится будто мимоходом. Величие и грозность явления Господа отразит и поразит их. Все же внимание Господа будет обращено на то, чтобы удивить милость Свою в прославлении верных Своих. Какое теплое и успокоительное утешение для страждущих из-за веры в Господа! В соответствие предыдущему, — неверам погибель вечная, а вам — дивная слава, — хоть не прямо о славе их говорит, а о прославлении в них Господа, но этим еще более увеличивает светлость ожидающего их в будущем состояния, давая понять, что их слава будет часть некая славы Божией, — Божеская слава. Господь Сам в Себе всегда славен и дивен, но во святых Своих и верующих не всегда и не вполне Он ныне славен и дивен. В лице их Его уничижают и не благоговеинствуют пред Ним. Тогда же Он покажет, что суть святые и верующие в Него, какую благодатную силу носят они в себе на земле и какою духовною славою облечены души их под покровом бренного тела и несветлого внешнего положения. Что теперь сокрыто, то тогда явлено будет всем. Господь облечет их славою, какою Сам облечен, так что не только чуждые Ему, но и сами верующие и ангелы удивятся тому и прославят Его Самого. Не у явися что будем (1 Ин. 3, 2). И на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Дивен бывает Бог во святых Своих (Пс. 67, 36), и удивляет хотения Своя в них (Пс. 15, 3), нередко еще здесь. Это и необходимо в видах устроения спасения рода человеческого. Дивным являлся на земле Сам Господь; дивны были святые Апостолы, в скудельных сосудах носившие великую Божию благодать, покорившую всю вселенную; дивны были святые мученики, страшные муки претерпевшие радуясь, даже слабые жены, Девы юные и дети; дивны были преподобные, в строгих лишениях рай находившие. Особенно Дивны нравственные изменения: из пьяниц — в трезвых, из блудников — в целомудренных, из гневных — в кротких, из скупых — в щедрых, из гордых — в смиренных. Но здесь это не всеми видится и чтится. Тогда пред всеми воссияет свет славы благодати Божией, — и явно будет, какие совершенства кто стяжал трудами на земле, и в каких проявляется Божеская слава. Ибо слава та не внешно будет одевать их, а проторгаться изнутри, из тех святых качеств, какие составляют строй души их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010