Вот здесь, на сей древней св. иконе 4 мы видим сию Премудрость Божию, Св. Софию, нашу Преблагословенную Владычицу, которая стоит над сению, утверждённою на семи столпах, стоит на серповидной луне, лежащей на облаке, под которым амвон с семью ступенями. При персях Божией Матери – сидящий Младенец Спаситель, а над сению, вверху, изображён в лучах благословляющий Бог Отец, под которым – Дух Святый в светозарных облаках; а по сторонам Бога, над сению, Ангелы, пред Божиею Материю на ступенях амвона стоят праотцы и пророки и на всех семи столпах сени, в кругах, символы семи даров Святого Духа. Ясно, что здесь изображена Премудрость Божия – Сын Божий и дом Премудрости Божией – Богоматерь, над которою читаем и надпись: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь ( Прит.9:1 ). Наконец, под именем св. Софии мы разумеем, почитаем и прославляем Премудрость Божию, как свойство Божественного Разума, по которому Бог землю основа, уготова же небеса мудростию, положи облак во одеяние и состави свет утренний (праздн. кан. песнь 1-я), «утверди мудростию небеса» (стих. на Господи воззвах). Об этом свойстве разума Божия в древней церковно-богослужебной песне поётся: «дивны твоя тайны, Христе Боже, премудростию твоею устроивый человека и тою паче всех тварей почтил еси славою боголепною» (стих. на Госп. воззвах). Приводя всё это себе на память, мы должны преклониться пред Богом и пред Его Премудростию и от всего сердца вместе с Апостолом воскликнуть: «о, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его ( Рим.11:33 )! Так разумеем и так почитаем мы св. Софию, в честь которой ныне мы празднуем. Но не так, к сожалению, понимают её мудрецы века сего, о котором Апостол сказал, что в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога ( 1Кор.1:21 ). Их много среди нас. Они особенно умножились в последнее время. Они именуют себя теософистами. Они увлекают многих своими речами. Они на словах являются ревностными чтителями св. Софии – Премудрости Божией. Но их учение совсем несогласно с словом Божиим, с преданием св. Православной Церкви, а потому оно неправильно и для православных опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/sl...

В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2е издание. До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы. На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1й – 3 («О, дивное чудо…», «Дивны Твоя тайны, Богородице…», «Твое славят успение…»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6й: «Днешний день тайно…»; глас 2й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…», «Егда трие священницы…», и глас 5й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» . «Слава, и ныне» – Успения, глас 1й: «Богоначальным мановением…». Вход. Прокимен, глас 2й: «Воскресни, Господи, в покой Твой…»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною…». Паримии Богородицы – 3.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Итак есть на небеси Заступница и Ходатаица и за нас грешных. Никакая мать не может столь нежно любить чад своих, как Она любит всех христиан, за которых Сын Ея пролиял дражайшую кровь свою. Она сохраняет нас от бед, избавляет от напастей, утешает скорбящих, возставляет падших. Нет такой скорби, от которой бы Матерь Всемогущего не могла избавить уповающих на милость Ея. О, да не оскудевает упование наше на всесильную помощь Владычицы и в жизни и в смерти нашей! Молитвы Ея покроют множество грехов наших, и кающимся отверзут входы в светлые обители Отца небесного. Радуйтеся, яко Матерь Божия и по успении с нами есть во вся дни! Велика милость Царицы небесной к нам недостойным! И если Она всегда утешает нас святым своим покровом: утешьте и Ее – Заступницу нашу. Предание говорит, что «Богородица с веселием ублажала веру собравшихся к Ней Апостолов и труды, в благовестии Христове подъемлемые». Веру и труд любве Она завещала и нам, возлюбленные братия! Любите Сына Ея – Господа Бога нашего, и прославляйте Его в душах ваших и в телах ваших ( 1Кор. 6, 20 ). Всякий труд во славу Господа Ее радует, всякое доброе предприятие, всякую жертву из любви к Нему Она благословляет, всякое лишение, добровольно на себя налагаемое, или по воле Господа посылаемое, и с благодушною покорностию приемлемое, одобряет, облегчает и услаждает, – всякую милость и утешение, оказываемое во имя Господа, бедствующим братиям нашим, с любовию приемлет как дар благоприятный. Дивны Твоя тайны, Богородице, и в Твоем успении и в Твоем о нас милостивом промышлении! Оне укрепляют веру нашу в общее воскресение, – оживляют надежду наследия блаженной вечности, – ободряют в подвигах любви во имя и славу Господа Бога – Искупителя нашего. Буди благословенно имя Твое во веки, Царице Ангелов и человеков! Аминь. Речь, произнесенная по совершении священного коронования Их Императорских Величеств в Московском Большом Успенском соборе, 15 мая 1883 года. Благочестивейший, Богом венчанный, Великий Государь Император! Торжественно совершившееся Священное Венчание Твое на прародительском Престоле приветствуем как благодатный дар свыше – от Отца светов, венчающего Тя милостию и щедротами ( Псал. 102, 4 ), славою и честию ( Псал. 20, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

А на Фаворе созерцает Моисей, уже лицом к лицу, неприступного Господа, хотя и в прославленном виде, одеянного светом как ризою, но умеряющего славу Свою кротким образом человеческим, который один только мог сделать Бога доступным для смертных; вместе с трепе­щущими Апостолами и он слышит божественный голос, из осенившего облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте». Внемлет ему и Илия, который слышал глас Божий на Хориве, когда повелел ему Ангел выйти из пещеры и стать на горе пред Господом, предварив его: «се Господь мимо идет, и буря вели­кая и крепкая, разоряющая горы и сокрушающая камни пред Господом, но не в буре Господь; и по буре сотрясение, и не в сотрясении Господь: и по сотрясении огнь, и не в огне Господь; и по огне глас тишины тонкой – и там Господь». После славы преображения, которое утешает нас мыслию о грядущем прославлении собственных телес наших, в день общего воскресения, праздник Успения представляет нам другое небесное уверение сего радостного ожидания, ибо, по преданиям церковным, пречистое тело Божией Матери восхи­щено было на небеса, на третий день ее погребения в Гефсиманском вертепе. Патриарх Энох, до потопа, и Пророк Илия, в царство Израиля, живыми преставились на небеса, сколько ради их праведности, столько же и в знамение славного пременения нашего в будущем веке; священный же кивот Божества, Матерь Дева, волею сыновнею допущена была вкусить краткую минуту смерти, чрез врата которой победоносно прошел и Сам воплотившийся из девственной утробы, чтобы, подобно Ему, прославилась на третий день, и вознеслась на лоно носимого Ею некогда в объятиях, Бога. «О дивное чудо, восклицает Церковь , источник жизни во гробе полагается и лестницею к небеси служит гроб: веселися Гефсимания, святой дом Богородицы, возопием верные имея чиноначальником Гавриила: радуйся благодатная, с Тобою Господь, подающий Тобою миру велию милость». «Дивны Твои тайны Богородица! Ты, Влады­чица, явилась престолом Вышнего и ныне пре­ставилась от земли на небо; боголепная Твоя слава сияет чудесами богоподобными; девы вознеситесь на высоту с Материю Царевою; двери небесные отверзитесь видя дверь Вышнего со славою идущую к Сыну и Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Нашей разлуки при нас: он умеет беречь. Он мне не даст ни уйти, ни предать, ни забыться, Только глазами в глаза – в одиноком пути, Только ладоней губами сухими напиться, Ран семистрельных коснуться на горькой груди… Ветер о вдовах-березах и девах-рябинах Древний заводит распев–да кому подхватить? Ты принесла мне безсмертник полей ястребиных, Я твою боль и позор не умел защитить… Кто так судил? Но да минет нас грешная чаша! Лишь одного я боюсь: если вдруг, среди дня, Раньше расплаты и прежде последнего часа Ангел разлуки, изверясь, покинет меня. Песнь Успенская …Дивны тайны Твоя, Богородица! Прохожу, поклонясь, к алтарю. – Все ли ангелам вкруг хороводиться? – О болящих земных говорю. Пусть у них на душе распогодится, В муке сущие, вспомнят они – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Невечернее чудо любви… Дивны тайны Твоя, Богородица! …В оный час, как под ветром шурша, Как заржавленный лист, покоробится Перебравшая солнца душа. Затуманится мир, заболотится, И осенние ветры придут… – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Над Успеньем Твоим запоют. Дивны тайны твоя, Богородица! …Заколотится в ребра тоска. Как насмешливый враг, скосоротится На свои же святыни Москва. – В богоносцах ходи, пока ходится! – Возглашает архангельский лик. – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Переводится в русский язык. Дивны тайны Твоя, Богородица! Как всему несвершенному срок Укоротится, мир заторопится, Мотылек, на иной огонек. Посторонится ночь-похоронница, В две зари – в Воскресенье и в смерть – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Разгородится надвое твердь. И покуда огнем не поглотится, Не очистится всякая плоть, – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Не отступится правды Господь. …Над Россией немолкнущий благовест, И к стопам, у заветных дверей, Припадают архангелы, радуясь О Божественной славе Твоей! А народ потихоньку расходится, Но расходится, в сердце храня – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Странный отблеск последнего дня. Оранта О боли, о вольной неволе, О счастье, что входит, круша: Оранта – Неорано Поле,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Почему же эти свидения, эти заповеди — «дивны»? Что дивен Бог, дивны все совершенства Его, дивно творение и промышление Его, и особенно спасение в Сыне Божием, это очевидно само собою: но как дивны заповеди? — Дивны потому, что полны и совершенны, что обнимают в совокупности все, и каждая не имеет ни малейшего недостатка. Так говорим мы о вещах, прекрасно устроенных: «Дивно хорошо, не хотелось бы глаз от них оторвать!» Дивны «свидения» Божий по плодам, ибо поставляют верно исполняющего их человека в свой чин и возвышают его над всем сотворенным, облекая в богоподобие. Дивны потому еще, куда они приводят: облекши богоподобием здесь, они по смерти вводят в область вечного покоя и блаженства. Дивны и потому, наконец, что во многом непостижимы. Кроме предписаний нравственных, свидения Божий определяли весь чин богопочитания. Чин этот был и прост и таинствен, ибо служил сению грядущих благ. Пророческий дух прозревал это грядущее сквозь сень, и не мог не дивиться высоте его, не постигая, впрочем, его. Блаженный Августин говорит: «Дивно, что дан закон, не могший животворить, но составлявший, однако ж, неминуемый путь к животу истинному». Если отвлечемся от ветхого и обратимся к новому, то дивность свидений Божиих печатлеется тут на каждой черте их. Что это такое, что Сыну Божию и Богу надлежало прийти, воплотиться и пострадать? Что это такое, что без веры в пришествие, воплощение и искупление смертию Сына Божия и думать нельзя явиться угодным Богу и приблизиться к Нему, как ни живи хорошо? Что это такое, что, несмотря на такую жертву, надлежало Господу по воскресении вознестись на небо и вместо Себя послать иного Утешителя? Что это такое, что без этого вознесения, как бы проложения пути, Духу Божию нельзя было и низойти и вселиться в нас? Что это такое, что хотящий угодить Богу и спасти душу свою должен приять Духа Божия в себя, и притом так, что, кроме веры, возжелания Бога и всецелого предания себя Его вседействию, необходимо приобщиться тайнодействиям, в коих одних сообщается невидимый Дух, чрез посредство видимого вещества? Что это такое, что без вседействия Духа благодати невозможна настоящая нравственная жизнь, и притом так, что Дух сей не действует без вседействия свободы и собственных сил человека? Что это такое, что для того, дабы облечься новою духовною жизнию, надо умереть, хоть и не телесно? Что это такое, что без действительного приобщения кресту Христову, чрез скорбное самоумерщвление, лишения и болезненную борьбу до гроба, не дается жизнь в духе?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Все это и составляет предмет настоящего осмистишия, в разных оттенках и выражениях. Пс.118:129 Под именем свидений, или свидетельств, Божиих разумеется все божественное откровение о Боге вообще, о свойствах и делах Его, о Его творении, промышлении, устроении человеческого спасения во Христе и проч. Но так как настоящий псалом рассуждает все о заповедях Божиих, т.е. не о Боге собственно, а о том, как угодить Ему, то и в настоящем стихе под свидениями нужно разуметь заповеди Божии, правила жизни. Почему же эти свидения, эти заповеди – дивны? Что дивен Бог, дивны все совершенства Его, дивно творение и промышление Его, и особенно спасение в Сыне Божием, – это очевидно само собою: но как дивны заповеди? Дивны потому, что полны и совершенны, что обнимают в совокупности все, и каждая не имеет ни малейшего недостатка. Так говорим мы о вещах прекрасно устроенных: «Дивно хорошо, не хотелось бы глаз от них оторвать!» Дивны свидения Божии по плодам, ибо поставляют верно исполняющего их человека в свой чин и возвышают его над всем сотворенным, облекая его в богоподобие. Дивны по тому еще, куда они приводят: облекши богоподобием здесь, они по смерти вводят в область вечного покоя и блаженства. Дивны и по тому, наконец, что во многом непостижимы. Если отвлечемся от ветхого и обратимся к новому, то дивность свидений Божиих печатлеется тут на каждой черте их. Что это такое, что Сыну Божию и Богу надлежало прийти, воплотиться и пострадать? Что это такое, что без веры в пришествие, воплощение и искупление смертию Сына Божия и думать нельзя явиться угодным Богу и приблизиться к Нему, как ни живи хорошо? Что это такое, что, несмотря на такую жертву, надлежало Господу по воскресении вознестись на небо и вместо Себя послать иного Утешителя? Что это такое, что без этого вознесения, как бы проложения пути, Духу Божию нельзя было и низойти и вселиться в нас? Что это такое, что хотящий угодить Богу и спасти душу свою должен приять Духа Божия в себя, и притом так, что кроме веры, возжелания Бога и всецелого предания себя Его воздействию, необходимо приобщиться тайнодействиям, в коих одних сообщается невидимый Дух, чрез посредство видимого вещества? Что это такое, что без вседействия Духа благодати невозможна настоящая нравственная жизнь, и притом так, что Дух сей не действует без вседействия свободы и собственных сил человека? Это все дивности в общем строе жизни христианской, но и в частности сколько дивных заповедей! Ударит кто тебя в ланиту – подставь другую; хочет кто взять у тебя верхнюю одежду – отдай и исподнюю; врага люби, злодею благотвори, обидчику спускай всякую обиду, и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Благодать сотворила еси во всяком роде и роде со всеми, во истине призывающими Тя, Госпоже, в помощь; воспоминаем и мы, грешнии, дивныя чудеса Твоя и утверждаемся во уповании небесныя надежды; обышедше обыдоша ны напасти, но крепкая десница Твоя изят нас от них; благо душе нашей, яко тяготою их смиряемся. О, всемилостивая Мати! даждь нам духовный разум, воеже покланятися благости живаго Бога и смирятися пред отеческим Его наказанием. Песнь вместо славы Радуйся, всеблагословенная Приснодево Марие, Ты еси свет во тме греховней и непостыдная надеждо всех, на Тя уповающих; смиренно молимся Тебе: утоли законопреступныя страсти сердца нашего и искушения плоти и мира отврати; поведают нам законопреступницы глумления свои, но Ты, Заступнице, даждь нам чувство плакати о гресех наших, да скончаемся христианскою кончиною и сподобимся Божию милость получити. Псалом тойже Исчезают душа и сердце наше, ищущия спасения от Тебе, Владычице; яви нам благодатный зрак Твой, оживи нас милостию Твоею, во век не забудем благостыни Твоея; яко аще бы не Ты предстояла, о нас умоляющи возлюбленнаго Сына Твоего и Бога нашего, погибли бы в многосуетной жизни нашей; Ты немерцающий светильник нам во тме греховней: паче всех учащих нас уразумеем закон Божий и от заповедей Спасителя нашего не уклонимся, аще Ты, Царице небесная, поможеши нам. Дивны милости и щедроты Твоя, о, святейшая Мати Божия, дивны чудеса Твоя на нас, близ еси Ты всех верных и избранных Божиих и вси путие Твои истина, далече же спасение и помощь Твоя от нерадивших о благоговейном служении и поклонении Тебе, яко неправедно есть помышление их; да приидут же, смиренно молим Тя, щедроты Твоя на нас и живи о Господе будем. Коль сладка гортани нашей хвала Твоя, паче меда устом нашим всеблагословенное имя Твое! Восприими нас странствующих во благо и сохрани от адския неприязни. Песнь вместо славы Радуйся, Пресвятая Богородице Марие, под Твою матернюю милость и покров с верою и любовию прибегаем; днесь, и на всякий день и нощь, и в час смерти нашея Тебе душу и тело наше вручаем, всю надежду во всей жизни на Тя возлагаем, яко да Твоим заступлением и помощию вся наша дела исправятся и пременятся по святейшей воле возлюбленнаго Сына Твоего, Спасителя нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2820...

Не во славе Божественного величия явился Он среди земнородных: Он пришел в подобии плоти греха ( Рим. 8:3 ). Он принял на Себя наше немощное естество, нашу плоть, нашу душу, во всем, кроме греха, стал родным нам человеком и принес нам неоцененный дар – свободу от греха, от страстей, от муки вечной. Каким образом? А вот в том-то и дивны пути Его в деле нашего спасения: не всемогущим повелением Своим освободил Он нас от страстей наших, а Своею страстию безстрастною, Своими страданиями. Не блистанием Божественной славы Своей прогнал Он от нас поработителя нашего, а крестными муками, по навету сего же врага Ему нанесенными, но воль­ною волею Им воспринятыми. Не славою Его, а бесчестием, поношением Его мы получили свободу. Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, – язвою Его мы исцелехом (Исаии. 53:5). Ибо тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный ( Ин. 3:15 ). Да, братие: Он понес бесчестие, а мы восприяли честь сынов Божиих; Он пострадал, а мы от страстей получаем свободу; Он умер, а мы получили право на вечную жизнь; Он воскрес и нам уготовал воскресение в жизнь вечно блаженную. И это творит Тот, Кто еди­ным словом мир создал, Тот, Кого трепещут не только бездны, не только миродержители тьмы века сего, но и самые силы небесные, но Он восхотел взойти на крест, чтоб показать нам любовь Свою Божественную и нас научить любви. Он возлюбил нас, сущих в мире, до конца ( Ин. 13:1 ) и умер за нас. Слава долготерпению Твоему, слава любви Твоей, Любовь всесовершенная! Дивны и предивны дела Твои, дивны и непостижимы! Святые Апостолы раскрывают нам тайну любви Божией к роду человеческому, к нам, грешным. Бог стал Чело­веком; Он хочет и человека соделать причастником божественного естества ( 2Петр. 1:4 ). И сие соделывает любовь Его: приискренне соединившись с нами, восприяв наше есте­ство, Он и нас соединяет, роднит с Собою в дивном таинстве тела и крови Своей. Слышите, что глаголет Он? Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Плачет заря в снегириных кровинках росы. Души, как пленники, к муке восходят – за Спасом Ярое Око и Спасом Златые Власы. Кто так судил?.. Чтоб ложилось в тоске крутолобой Под ноги небо, чернея до края земли, Той босоногой, как память, жестокой дорогой, До крови стертой, от века простертой в пыли. Яркой гвоздикой за каждым земным расставаньем – Намертво душу к душе пригвождающий меч. Я не сумел ни догнать, ни сберечь тебя. Ангел Нашей разлуки при нас: он умеет беречь. Он мне не даст ни уйти, ни предать, ни забыться, Только глазами в глаза – в одиноком пути, Только ладоней губами сухими напиться, Ран семистрельных коснуться на горькой груди... Ветер о вдовах-березах и девах-рябинах Древний заводит распев–да кому подхватить? Ты принесла мне безсмертник полей ястребиных, Я твою боль и позор не умел защитить... Кто так судил? Но да минет нас грешная чаша! Лишь одного я боюсь: если вдруг, среди дня, Раньше расплаты и прежде последнего часа Ангел разлуки, изверясь, покинет меня. Песнь Успенская ...Дивны тайны Твоя, Богородица! Прохожу, поклонясь, к алтарю. – Все ли ангелам вкруг хороводиться? – О болящих земных говорю. Пусть у них на душе распогодится, В муке сущие, вспомнят они – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Невечернее чудо любви... Дивны тайны Твоя, Богородица! ...В оный час, как под ветром шурша, Как заржавленный лист, покоробится Перебравшая солнца душа. Затуманится мир, заболотится, И осенние ветры придут... – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Над Успеньем Твоим запоют. Дивны тайны твоя, Богородица! ...Заколотится в ребра тоска. Как насмешливый враг, скосоротится На свои же святыни Москва. – В богоносцах ходи, пока ходится! – Возглашает архангельский лик. – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Переводится в русский язык. Дивны тайны Твоя, Богородица! Как всему несвершенному срок Укоротится, мир заторопится, Мотылек, на иной огонек. Посторонится ночь-похоронница, В две зари – в Воскресенье и в смерть – Дивны тайны Твоя, Богородица! – Разгородится надвое твердь. И покуда огнем не поглотится,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010