«С царем в голове» – значит, в сознании человека выстроена иерархия. Поэтому Госпожа поста в виде царицы – очень важный момент Вот говорят: «без царя в голове» – о человеке разнузданном, который не управляет сам собой. А «с царем в голове» – это когда в сознании человека выстроена иерархия. У него есть царь, есть тот, кому он подчиняется. Поэтому когда Госпожа поста делается в виде царицы, это очень важный момент, о нем можно поговорить с детьми. Это монархия, но внутри личности, внутри человека. Почему у Госпожи поста 7 ног? Потому что 7 недель Великого поста: 6 недель и Страстная седмица. И каждую субботу отрезается одна ножка. Звучит довольно страшно. У первой своей куколки мы ног не отрезали – было очень жалко, казалось живодерством каким-то, но на следующий год и до сих пор мы отрезаем эти ножки. Это ведь изображение процесса. Греки отрезают у своих куколок. Неизвестно, когда появилась эта традиция. Но ей по крайней мере лет 200–300. На самом деле не так это всё кровожадно, потому что ножек-то семь, и не очень заметно, что одна ножка уходит, что ножек стало меньше. Потом их остается 3, потом, как у нормального человека, – 2, потом – 1. Это очень наглядный отсчет времени. Знаю, что здесь присутствующая Маша Поспелова делает такую куколку со своими детками. Маша сделала многоразовую куколку, ее ножки привязаны ленточками, которые можно развязать. Что не только не так кровожадно, но и удобно: каждый год можно не делать новую куклу. У меня куколка сделана из черного полиэтиленового пакета. Машина – из фетра. Если куколка из фетра, то фетровые ножки можно сзади прикреплять и каждый следующий год делать ей новые ножки. Анна Сапрыкина Еще одна идея: календарь. Родилась она так. Мы прочитали с детьми у И. Шмелева о том, что в начале поста снимали шторы, так что комната становилась голой, не очень уютной. Это физически показывало, что особое время наступило. Решили тоже снять шторы. Сняли. Ну, скучное голое окошко… А у нас еще был вид из квартиры на завод, на трубы. Так себе вид. И тут родилась идея, спонтанно. Взяли гуашь, нарисовали лесенку на окне. Сначала нарисовали с привычными циферками. А вот – с китайскими. Мы каждый год придумываем что-то новое. Можно нарисовать церковнославянские буквы, греческие… Заодно их и выучить. Если ребенок во втором-третьем классе, полезно римские цифры изображать, чтобы они запоминались. Наверху – солнышко: Пасха. Внизу у нас человечек, который каждую неделю поднимается на следующую ступеньку. На Страстной он доходит до солнышка – до Пасхи.

http://pravoslavie.ru/138246.html

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Воскресных утренних Евангелий всего 11, и они составляют так называемый «Евангельский столп». Ряд этих утренних воскресных Евангелий начинается в неделю по Пятидесятнице, т. е., в неделю Всех святых. По прочтении по порядку всех 11-ти Евангелий в следующую неделю опять читается 1-ое воскресное Евангелие и, таким образом, столпы эти все время повторяются в течение всего года. Исключением служат воскресные дни периода Цветной Триоди: там указаны тоже те же воскресные Евангелия, но не в обычной последовательности. В конце богослужебного напрестольного Евангелия имеется «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета», где указано, какие утренние воскресные Евангелия читаются в недели от Св. Пасхи до недели Всех Святых и затем в следующие за сим 32 недели. После 32-й недели по 5-ую неделю Великого Поста включительно уже не указывается, какие именно утренние Евангелия должны читаться, и это потому, что, в зависимости от передвижения дня праздника Пасхи, самая ранняя Пасха бывает 22 марта, а самая поздняя 25 апреля, между 32-ой неделей по Пятидесятнице и неделей Мытаря и фарисея бывает в разные годы неодинаковое число недель, вследствие чего в эти недели в разные годы приходится читать не одни и те же Евангелия. Для того, чтобы отыскать, какие именно Евангелия читаются в эти недели в известном году, надо пользоваться так называемой Зрячей пасхалией, которая помещается в конце Типикона и Следованной Псалтири. В Индиктионе нужно найти ключевую букву данного года, а при ключевой букве вместе с указанием дня праздника Пасхи и других праздников, в какие дни они приходятся, указано также, в какое число месяца начинается каждый столп гласов Октоиха и какие при этом следует читать воскресные утренние Евангелия. Надо помнить при этом, что счет, как столпов гласов Октоиха, так и утренних воскресных Евангелий начинается с недели Всех Святых, при чем в неделю Всех Святых всегда бывает глас 8-ый и читается утреннее Евангелие 1-ое; во 2-ую неделю по Пятидесятнице бывает глас 1-ый, а утреннее Евангелие читается 2-ое и так дальше по порядку. Поэтому до недели Всех Святых столпы гласов и Евангелий надо искать под той ключевой буквой, которая относится к предыдущему году.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

§ 168. Вообще у нас принято совершать литургию преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию: 1) в Четверток 5 недели великого поста после Андреева или Мариина, стояния, (сравн. выше § 44); 2) На обретение главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который либо из этих двух последних праздников не случится в субботу или неделю. Сюда же 4) надобно отвести также и храмовые праздники, когда который из них случится в великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. и выше § 47). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение главы Предтечи и Сорок мучеников литургия преждеосвященная совершается с чтением апостола и евангелия, после «Да исправится…» как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмовых главах). Впрочем, если бы по какой либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни великого поста, напр. ради множества говеющих, для их причащения (за исключением, конечно, субботы и недели) то и это не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь великий пост за исключением суббот и недель, (да еще первых двух дней первой недели великого поста), ежедневно, и это никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному (сравни записки по ц. закон. 1857 г. стр. 172). § 169. Служить преждеосвященную литургию можно только на св. дарах, нарочито для этой цели заготовляемых на ближайшей полной литургии. Что касается до запасных даров, хранимых для приобщения больных и умирающих, то служение на этих дарах преждеосвященной литургии нигде не полагается. Если бы на случай пришлось когда священнику причащать кого запасными дарами в течение великого поста не на литургии, то в этом случае всего лучше служить обычные часы, и потом, по окончании их причащать желающих после отпустительных тропарей: «Богородице, Дево, радуйся...» пред: «Благословлю Господа на всякое время...» (как это делают иногда в своей практике полковые священники во время своих объездов для исповеди и причащения военных чинов), и затем оканчивать вечерню по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В отдельном изложении Марковых глав особенности 2-й редакции были выражены резче и полнее. Стоит сравнить для этого хотя бы изложение службы на Благовещение. По студийскому уставу (1-я ред.) здесь решаются следующие вопросы: о Благовещении, если оно случится в субботу и воскресенье, в субботу Лазареву, неделю ваий, на каждый день страстной недели, в воскресенье и понедельник Пасхи. То же число статей и в тексте иерусалимского устава только дело излагается здесь с некоторыми отличиями применительно к иерусалимской службе, но этих отличий ещё немного. В отдельном изложении Марковых глав по тому же уставу (3-я ред.) введены следующие новые статьи: о Благовещении в 3-ю неделю поста, в среду преполовения поста, в четверг великого канона, в субботу акафиста, в пятую неделю поста и о Благовещении во вторник и среду Пасхи. Порядок службы изложен ещё полнее и, сравнительно с двумя первыми редакциями, здесь читаются замечания о малой и великой вечерне, о литии благословении хлебов, о непорочнах (что они не читаются), о катавасиях и ирмосах канона, о великом славословии и 1-м часе (из службы на Благовещение, если оно случится в неделю ваий). Наконец, 3-я редакция отличается особенной полнотой статей. Как мы сказали, в уставе их записано 95, почти вдвое больше того, сколько имеется в 1-й и 2-й редакции. Кроме особенной дробности в изложении прежних статей, здесь помещается ещё целый ряд новых (приблизительно с 60 главы) особого содержания и состава. Эта часть составляет труд нового излагателя, и была присоединена к Марковым главам позднее. Новую обработку получили Марковы главы в уставах славянских: Здесь они записываются в ином числе и с дополнениями славяно-русского содержания. В некоторых из древнейших уставов славянских, например, сербском Никодимовом, совсем нет Марковых глав, в других они помещаются раздельно: главы по минее в тексте, а прочие особой статьёй. В иных те и другие собраны в один состав, но число и порядок глав не совпадают с греческим счётом и не заходят выше 86 (например, Синодальный В Синодальном уставе введены в состав Марковых глав 3 новых статьи о службе 11 октября, о совершении литии и о посте в день Усекновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Выпуск двадцать девятый. Бытовой ад и как из него выйти Татьяна Зайцева (В. З. Притч.23:15-35)., Алкоголь и другие зависимости., Разврат и насилие — норма нашей жизни?., Выход из ада., Где вино, там и разврат., Молитва. Из службы четверга шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать седьмой. Любите ли вы справедливость? Татьяна Зайцева (В.З. Притч. 21:3-21)., Справедливость и правосудие., Кто не может быть справедливым?., Как стать справедливым?, Справедливость и несправедливость к другим., Молитва. Из службы вторника шестой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать шестой. Просто жизнь и духовная жизнь — в чем разница? Татьяна Зайцева (В. З. Притч.19:16-25)., Спокойствие в Боге и гибель для не радеющего о путях своих., Пример нерадения о путях., Путь праведности — внешний и внутренний., Что такое духовная жизнь?., Молитва. Из службы понедельника шестой  седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать пятый. Как связаны одежда и своенравие? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 16:17-28,-17:1-5)., Отделение — причина всех греховных проблем., Грехопадение и смысл одежды., Реки воды живой., Разделенность, превозношение и ссоры., Молитва. Из службы Четверга пятой седмицы Великого поста.. Выпуск двадцать третий. Бог направляет наш путь. Или не направляет? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 15:20-33,-16:1-9)., Близость Бога бывает разной., Бог промышляет об этом мире и о нас., Если мы предаем Ему свою жизнь, Он направляет наш путь., И не только путь, но и слова., Нечестивец не следует Божьему плану., Куда мы хотим идти?, ... Выпуск двадцать первый. Чем страшна зависть? Татьяна Зайцева (В. З. Притч. 14:27-35, 15:1-4)., Страх Господень — источник жизни., Исцеляющее сердце., К чему стремится наше сердце?, Чем плоха зависть?, Еще раз про свое и чужое., Когда человек умирает?,  Молитва. Из службы понедельника пятой седмицы Великого ... Больше материалов Помочь сайту § Рассылка Новинки Блога Новинки и подборки Живого Предания каждую неделю в вашем почтовом ящике. В любую погоду и при любом настроении. Группа Вконтакте — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Назвать ли подобные критические приёмы „желчно-раздражительными и мальчишески-презрительными, по „деликатной терминологии нашего критика, или лучше право дать им название оставить за г. Чельцовым?.. Впрочем, дело не в названии!.. Необходимо лишь принять к сведению, какими путями некоторые из духовных писателей – новаторов стараются, и не без успеха, снискать себе „похвалы“ от „интеллигенции“ и духовно сблизиться с ней (так как г. Чельцов своим отзывом о духовной литературе и нашей книге действительно стяжал себе „похвалу“) в лице органа прессы, обслуживаемого г. Чермаком и К°!.. Остаётся пока нерешённым вопрос: та ли эта „интеллигенция“, духовного единения с которой ищет православная миссия на почве строгой верности заветам Церкви, или же эта „интеллигенция“ та, которая, под маской верности заветам Церкви, старается направить курс миссионерского корабля „по стихиям мира“?.. Поживём – увидим, а увидим – не умолчим!.. И. Айвазов Миссионерский Вестник//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 369–373 Распоряжение Св. Синода о совершении в неделю православия молебного пения об обращении заблудших ересями и расколами Святейший Правительствующий Синод имел суждение по возбуждённому третьим миссионерским съездом, бывшим в 1897 году в городе Казани, ходатайству о необходимости составления и введения в общецерковное употребление, для успешной деятельности миссионеров, особых молитвословий об обращении заблудших ересями и расколами. Обсудив означенное ходатайство и признавая составление особых молитвословий об обращении в лоно православной Церкви заблудших ересями и расколами излишним при существовании подобного молитвословия в чинопоследовании, бываемом в неделю православия, Святейший Синод определяет: 1) в удовлетворение возбуждённого третьим миссионерским съездом, бывшим в 1897 г. в городе Казани, ходатайства: а) предписать совершать в монастырских, городских и сельских церквах в первую неделю Великого поста молебное пение по „Последованию в неделю православия“ с опущением второй части сего чина, начиная с возглашения: „Кто Бог велий“ до отпуста, и б) предоставить миссионерам совершать то же молебное пение, по тому же сокращённому чину, при отправлении для собеседований с раскольниками и сектантами, при воссоединении с православной Церковью обращённых ими на пути истины, перед открытием окружных и епархиальных съездов миссионеров и в других тому подобных случаях, и 2) предписать С.-Петербургской Синодальной типографии напечатать сокращённый чин „Последования в неделю православия“, с наименованием оного „Последования молебного пения об обращении заблудших, певаемого в неделю православия и во иных потребных случаях“, в количестве восьмидесяти тысяч экземпляров, поручив Хозяйственному при Святейшем Синоде управлению разослать по два экземпляра означенной книги во все монастырские, городские и сельские Церкви. Архипастырское наставление о крестном знамении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Небеса поведают ему славу Божию (Пс. 18, 2) : твердь возвещает всемогущество сотворившей ее руки; все создания, видимые и невидимые, громко проповедуют неизреченную милость Создателя; он вкушает духовно и видит духовно, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Благодатная легкость и тонкость духа сообщаются телу; тело, вслед за духом, влечется к ощущениям духовным и предпочитает пищу нетленную, для которой оно создано, пище тленной, к которой оно ниспало. Первоначально оно с трудом подчиняется врачеванию и насилию поста; первоначально оно возмущается против установления поста, восстановляет против него дух наш, вооружается против него различными умствованиями, почерпнутыми из лжеименного разума; но, будучи укрощено и уврачевано постом, оно уже ощущает и мудрствует иначе. Его отношения к пресыщению таковы, каковы ощущения выздоровевшего человека к зловредным яствам, которых он неистово желал во время болезни; его отношения к пресыщению подобны отношениям к обнаруженному и уже явному яду, которым отнимается у духа преобладание над плотью, которым человек от подобия и сродства ангелу низводится к подобию и сродству бессловесных. Духовные воины, одержавшие победу над плотью посредством поста, представшие пред лице Господа для научения величайшим тайнам и возвышеннейшим добродетелям, слышат из уст Его учение о высокой добродетели поста и откровение тайны — того состояния, которое мало-помалу образуется от насыщения и пресыщения: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством. Напоминается победителям тщательное хранение при себе оружия, которым добыта победа! И получается победа, и сохраняется добыча, приобретенная победою, одним и тем же оружием — постом. Подвижник Христов, озаренный Свыше и научаемый своими благочестивыми опытами, обращаясь к рассматриванию собственно постного подвига, находит вполне нужным не только воздержание от пресыщения и постоянного насыщения, но и строгую разборчивость в пище. Эта разборчивость представляется излишнею только при поверхностном, беглом взгляде на себя; но в сущности качество пищи особенно важно.

http://pravoslavie.ru/3011.html

Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112). Притом с недели Мытаря, когда начинается Триодь, в простые дни на литургии из Евангелия читают страстные Евангелия из Марка и Луки, из Апостола Соборные Послания, где из 2-го послания Петрова и Иудина предлагаются сильные предостережения от заразительного учения и поведения лжеучителей, из Иоаннова наставления об общей греховности, о нелюбви мира, о различении духа лжехристианского и антихристианского. Тем паче в последовании самой постной Триоди видно постепенное приготовление к посту и покаянию в богослужебном порядке оной. Недели о Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и о страшном суде 17 , имеют последование вечернее и утреннее с каноном, но для прочих дней каждой из этих недель по Триоди никакого последования не имеется, а в сырной седмице, как окончательно предуготовительной, для каждого дня последование вечернее и утреннее положено, впрочем, оно по своему содержанию ни к предыдущей неделе страшного суда, ни к последующей о изгнании Праотцов из рая не относится; а составляет ближайшее приготовление, расположение и возбуждение к предлежащему посту и покаянию, равно как во многих стихах содержит молитвенное возношение к Богу о ниспослании благодати укрепления на предлежащий путь св. поста. В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Встречаются и другие наименования скоромных блюд: «кровь животных и молозиво», «мясные яди» и «сыр». Такие указания призваны продемонстрировать собирательность запрета на мясо или молоко: нельзя есть не только мясо и молоко в чистом виде, но вообще мясные и молочные продукты. В одном из текстов XII в. упоминаются «мирские брашна». 1021 Это выражение, наравне с приведёнными выше примерами, свидетельствует об ужесточении церковных правил. Перифраз «мирские брашна» вместо «мяса и молока» подразумевает, что эти продукты вообще не употребляются в пищу монахами. В некоторых текстах уточняются обстоятельства нарушения поста. Так, в отдельных вопросниках говорится, что кающийся вкушал скоромную пищу «нощию и поутру без воздержаниа», «хотением или в забытии», «неразумьством или не видая», «волею или неволею». 1022 Слова «ночью и поутру» свидетельствуют о совмещении в одном вопросе двух разных статей: о нарушении поста и о вкушении пищи перед причастием (подобные вопросы разбираются ниже). Составители стремятся соблюсти основной принцип: не только зафиксировать факт нарушения заповеди, а выяснить сопутствующие обстоятельства и степень виновности кающегося в совершенном грехе. Было ли нарушение поста сознательным или случайным поступком – вот главный вопрос. 1.2. Употребление пищи до окончания обедни «В праздники Господьскыя или в воскресение без времени рано до обеда пила еси и ела?». 1023 Статья подразумевает употребление пищи перед причастием: «до обеда» означает перед литургией, которая в просторечии называлась «обедней». Посещение литургии на большие церковные праздники и по воскресеньям считалось обязательным: столь же обязательным было требование ничего не есть и не пить перед причастием. Решить вопрос, сколько раз в год средневековый человек причащался и исповедовался, сложно. В различных поучениях предписывается исповедоваться и причащаться как можно чаще, но обязательной, по всей видимости, считалась исповедь и причащение раз в год, в первую или последнюю неделю Великого поста. 1024

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010