Русская вивлиофика, или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы/изд. Николаем Полевым. Т. I. М.: тип. Августа Семёнова. 1833. – 414, XIII с. Памятники древнерусского канонического права. Часть первая (памятники XI–XV в.)//Русская историческая библиотека, издаваемая Имп. Археографическою комиссиею. 2-е изд. Т. 6. СПб., 1908. Русская Православная Церковь . ХХ век/под общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова). М., 2007. – 792 с. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/сост. Т. Барсов . Т. I. СПб., 1885. – 663 с. Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Пг., 1917; Вып. 2. Ч. 2. Пг., 1918. Свод законов Российской империи. Все 16 томов, исправленные по продолжениям 1906 и 1908 гг. и доп. позднейшими узаконениями, в 4 книгах/сост. и изд. присяжный поверенный А.М. Нюренберг. Изд. неофициальное. Кн. 1–6. М.: Т-во скоропечатни А.А. Левинсон, 1910–1912. Свод законов Российской империи, Гос. Имп. Николая Первого составленный. Изд. 1857 года. Т. 1–15. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1857. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 2. М., 1918. Собрание постановлений по части раскола. 2-е изд. СПб., 1875. – 694с. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. 17, 18, 62, 65; 1920. 73; 1922. 19; 1923. 69, 72 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1929. 35, 47–48. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Респудбик. 1937. 2. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920–1941 гг.: документы и материалы/сост., вст. статья и коммент. А.И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004. – 427 с. Столыпин П.А. Программа реформ: документы и материалы: в 2 т. Т. 1. М.: РОССПЭН, 2002. – 763 с. Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистических Республик: сборник документов. 1917–1936 гг.: в 3 т./ред. колл. М.П. Георгадзе (глав. ред.) и др. – Т. 1. М., Госюриздат, 1959. II. Документы архивного хранения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переписка с Янушкевичем. Кр. Арх. III. Воспоминания. Берлин. 1924г. Ставка и Мин. Ин. Дел. (1914–16г.). Кр. Арх. XXVI–XXVIII. Тарле. Вопрос о Константинополе. Борьба классов. Кн. 1–2. Лен. 1929г. Тирпиц. Из воспоминаний. Л. 1925г. Тихомиров Дневник. Кр. Арх. кн. XXXIX. Тоболин. Программа Союза Рус. Народа перед февральской революцией (письмо Рим.-Корсакова). Кр. Арх. XX. (Ред.) Хиромант Перрен и русский министр. Кр. Арх. XIV. Троцкий. История русской революции. Берлин, 1936г. Философов. Тяжкие обвинения. «За Свободу». 1924г. 131 и др., по поводу сборника статей Ашкенази «Uwagi». Хвостов (ред.). Письмо Моренгейма о французской политике на Ближнем Востоке. Кр. Арх., кн. LII. Хор Самуил. The fourth Seal (четвертая печать). 1930 (ст. Поляк.-Литовцева. – «П.Н.», 5192, 31г.). Чернов. В дни мировой войны. Гос. Изд. 1923г. Рождение революционной России. Париж, 1934г. Чехословацкий вопрос в царской дипломатии. Ред. Попов. Кр. Арх., т. XXXIII и XXXIV. Шамбрэн. Lettres a Marie – Paris. Шацкий. Германские предложения сепаратного мира Николаю II. «Сов. Зап.». XXXV. Шелькинг. Самоубийство монархии. Ист. и Сов. 1922, III–IV. Шляпников. Канун 17 года. II. Гос. Изд. 1924г. Шульгин. «Дни». Белград. 1925г. Шумский. Правда о гибели Китченера. «Π.Н.» 1939г., 16 июня. Эрцбергер. Германия и Антанта. Гос. Изд. 1923г. Юсупов. Конец Распутина. Париж, 1927г. Письмо имп. А.Ф. Кр. Арх. IV. Яхонтов. Тяжелые дни. Секретные заседания Сов. Министров, 16 июля – 2 сентября. Арх. Рус. Рев. XVIII. Первый год войны. «Возрождение». 36г. Книги С.П. Мельгунова Старообрядцы и свобода совести 1-ое изд. 1907г., 2-ое изд. 1917г. Студенческие организации 80-х и 90-х годов в Москве. 1908г. Церковь и Государство в России. I и II кн. 1909г. Великий подвижник протопоп Аввакум. 1917г. Москва и старая вера. 1917г. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. 1919г. Религиозно-общественные движения XVII–XVIII вв. 1922г. Дела и люди Александровского времени. 1923г. Красный Террор. 1924г. Гражданская война в освещении П.Н. Милюкова. 1929г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

С 1906 г. М. публиковал критические статьи об искусстве в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы», его интересовал широкий круг тем - от древнерусского искусства до творчества Сезанна. Активно занимался переводами, в частности новелл П. Мериме, прозы Ж. де Нерваля; впервые перевел на рус. язык У. Бекфорда. Под влиянием образов эпохи Ренессанса написал ряд лит. сочинений. Наибольший отклик вызвал у современников роман «Эгерия» (Берлин, 1922). Совместно с И. Э. Грабарем работал над 6-м томом «Истории русского искусства» (М. написал 4 из 5 выпусков тома). В 1913-1914 гг. совместно с К. Ф. Некрасовым издавал художественный ж. «София». М.- участник первой мировой войны, командир артиллерийской батареи, организатор обороны Севастополя, многократно награжден за боевые заслуги. В 1918-1922 гг. работал в Отделе охраны памятников Наркомпроса РСФСР, вместе с Грабарем участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода: в частности, он был одним из инициаторов расчистки росписей в церквах Московского Кремля . Основатель Об-ва итальянских исследований (Studio italiano), где выступали с лекциями ведущие писатели и историки искусства и культуры. С др. литераторами создал «Книжную лавку писателей» (1918) с целью поддержать бедствующих авторов; принимал участие в деятельности Комитета помощи голодающим (Помгол) в 1921 г. Был арестован (1921); находился в эмиграции (с 1922) сначала в Германии, затем в Италии и во Франции. Жил в Германии, в Италии (с 1923); в Париже (с 1927) стал одним из учредителей об-ва «Икона», активно сотрудничал в газ. «Возрождение», занимался политической публицистикой, историей первой мировой войны и др. военно-историческими сюжетами, опубликовал ряд статей на эти темы. Однако М. продолжал писать о древнерус. и визант. искусстве, рассказывать о нем зап. аудитории, в т. ч. благодаря его деятельности во Франции появился ряд исследователей в этой области. М. писал и об итал. искусстве (напр., о Фра Анджелико). Перед началом второй мировой войны переехал в Великобританию, совместно с У. Алленом написал монографии о событиях на советско-герм. фронте (2 книги были напечатаны в 1944 и 1946 в изд-ве Penguin), о военной истории Кавказа в XIX в. (изд. в 1953, посмертно). В последнее время жил в Ирландии в имении Аллена Уайтчерч-Хаус (графство Уотерфорд), где скончался от сердечного приступа в возрасте 69 лет; похоронен на маленьком кладбище около католич. церкви.

http://pravenc.ru/text/2564352.html

Со временем мастерство И. и руководимого им хора усовершенствовалось настолько, что в прессе появлялись исключительно положительные и даже восторженные отзывы. В 1909 г. митрополичий хор дал благотворительный духовный концерт в зале Религиозно-просветительского об-ва в пользу Фрёбелевского об-ва (названного в честь немецкого теоретика дошкольного воспитания Ф. Фрёбеля). В программу вошли произведения А. Т. Гречанинова , М. М. Ипполитова-Иванова , К. Н. Шведова , обработка крюкового напева Н. И. Компанейского . «Концерт был проведен с большой художественностью и исполнение каждого отличалось законченностью и тонкой передачей» ( N. 1909). В 1900-х гг. И. участвовал в работе комиссии по подготовке и изданию лаврского Обихода. В 1907 г. И. опубликовал статью по истории Киево-Печерского напева в связи с готовившейся в это время новой, 4-голосной редакцией Обихода. И. уделил особое внимание многоголосию XIX в., упомянув основные лаврские Ирмологионы и особо отметив существовавшие ранее 4-голосные переложения. По замечанию редакции «Русской музыкальной газеты» (вероятно, главного редактора Н. Ф. Финдейзена ), т. зр. И. отличалась от др. мнений о лаврском распеве, высказанных ранее на страницах этого издания. И. был регентом митрополичьего хора до 1914 или нач. 1915 г. Вероятно, он создал большую часть духовных и светских произведений именно в этот период, т. к. имел возможность сразу исполнить их на службах и в духовных концертах. В публикациях названы концерт «Не ревнуй лукавнующим» (до 1904) ( Балабан. 1907), кантата «1914 год» (изд. в 1915; Рылкова. 2008. С. 127). Муз. произведения И. также издавались в качестве приложения к «Руководству для сельских пастырей» (К., 1908), а в хоре могли распространяться в рукописном виде. С авг. 1915 по февр. 1918 г. И. был священником при госпитале в действующей армии. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами, св. Владимира 4-й степени с мечами. С 28 нояб. 1918 г. И.- смотритель лаврской странноприимницы. В эти годы его здоровье ухудшилось ( Рылкова. 2008. С. 127). В 1921 г. И. был возведен в сан игумена, в 1922 г.- архимандрита. С 5 сент. 1922 г. начальник Больничного монастыря. В 1922-1930 гг. член Духовного Собора (Совета).

http://pravenc.ru/text/200129.html

После событий июльского белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 метров было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Главы и кресты со всех храмов были сброшены, колокольню разрушили. В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт. В 1999 г. архивохранилище переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. На его средства было разобрано железобетонное перекрытие, вычинены стены, сделан мраморный пол, устроен иконостас. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Александр Николаевич Сериков, Михаил Анатольевич Кирильчев и Алексей Васильевич Смирнов. Эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. В 2000-е г.г. в течение нескольких лет, пока шло строительство Успенского собора, Казанский собор выполнял роль кафедрального. Именно здесь проводил все основные архиерейские службы архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В Казанском соборе хранятся список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, саркофаг с мощами святителя Агафангела. В соборе создан небольшой музей, посвящённый жизни и служению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2003. (2-е издание – 2006.); Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2010.; Летопись Казанского женского монастыря г.Ярославля. – Ярославль, 2013.

http://sobory.ru/article/?object=05739

Взаимодействие реалистической и модернистской традиций русской лит-ры определяло неповторимый стиль З., отличающийся особым лиризмом. Ритмическая и звуковая организация речи придавала его прозе живописность и музыкальность. Главными чертами этой прозы критики называли «доверие к жизни и оправдание ее», «просветленный оптимизм». На духовное развитие писателя немалое влияние оказали произведения Вл. С. Соловьёва, к-рый, по словам З., «пробивал пантеистическое одеяние юности и давал толчок к вере». Страдания и потрясения революционных лет привели З. к осознанному принятию Православия. С этого времени через все его творчество проходил главный мотив смирения, понимаемого как мужественное принятие испытаний, посылаемых Богом. В произведениях З., по его словам, «хаосу, крови и безобразию» противостояли «гармония и свет Евангелия, Церкви». З. не впадал в озлобленность, он призывал современника-интеллигента к покаянию, любви, кротости и милосердию. Правосл. мировоззрение автора отразилось уже в рассказах 1918-1921 гг. («Душа», «Белый свет», «Уединение»), в к-рых он писал о революции как о закономерном возмездии за «распущенность, беззаботность... и маловерие». Выпуск книги рассказов «Белый свет» в Москве в 1923 г. был запрещен цензурой. Рассказ «Улица св. Николая» (1921) представляет собой образную хронику истории России нач. ХХ в. В круговороте событий автор привлекает внимание читателей к неизменному и умиротворяющему образу извозчика Миколы, к-рый, проезжая по Арбату, крестится на церкви. Рассказ вошел в сб. «Улица св. Николая» (1923). А. М. Любомудров В эмиграции 8 июня 1922 г. вместе с супругой и дочерью З. уехал в Берлин. Он вспоминал: «Меня выпустили за границу для лечения, после сыпного тифа. Уехал, собственно, не из-за болезни, а потому, что в России писать и печататься стало для меня невозможно. …За тридцать лет ни разу я не пожалел, что выехал» (К советским писателям//РМ. 1953. 578. С. 2). В марте 1923 г. З. был избран вице-председателем Союза рус. писателей и журналистов в Берлине. В 1922-1923 гг. в берлинском изд-ве З. И. Гржебина вышло 6 из 7 томов собрания сочинений З. (кроме т. 4). Сотрудничал в журналах «Звено» и «Современные записки», в последнем в 1923-1925 гг. печатался его роман «Золотой узор». Автор писал, что роман «полон откликов «Ада» жизни тогдашней. В нем довольно ясна религиозно-философская подоплека - некий суд и над революцией, и над тем складом жизни, теми людьми, кто от нее пострадал. Это одновременно и осуждение и покаяние - признание вины» (О себе//Собр. соч. в 11 т. Т. 4. С. 587-588).

http://pravenc.ru/text/182491.html

В 1922-1923 гг. Б.-Б. состоял членом Комиссии по изданию собрания сочинений Л. Н. Толстого. В 1928-1932 гг. руководил Ученым советом Гос. музея Л. Н. Толстого, в 1935 г. назначен директором музея. В 1933-1939 гг. руководил Центральным музеем художественной лит-ры, критики и публицистики, созданным по его инициативе (с 1935 ГЛМ). В 1936-1955 гг. заведовал редакцией академического издания сочинений А. С. Пушкина. В 1936 г. Б.-Б. был назначен старшим консультантом Ленинградского музея истории религии АН СССР, избран председателем секции научных работников при ЦК Союза работников политпросветучреждений СССР. В 1941-1945 гг. занимался лит. и лекционной работой в Казани и Москве, сотрудничал в Совинформбюро. В 1946-1947 гг. руководил Музеем истории религии в Москве, в 1947-1955 гг.- Музеем истории религии и атеизма в Ленинграде, заведовал сектором истории религии и атеизма Ин-та истории АН СССР. По инициативе Б.-Б. Президиум АН СССР в 1954 г. вынес постановление об участии учреждений АН СССР в научных исследованиях в области религии и атеизма, при Президиуме АН СССР была создана Координационная комиссия по научно-атеистической пропаганде. Кремирован, похоронен в Москве на Красной пл., у кремлевской стены. Арх.: РГБ ОР. Ф. 369; ИМЛИ. Ф. 284; ИРЛИ. Ф. 373; ГМИР. Ф. 2. Соч.: Духоборцы в канадских прериях//Образование. 1903. 4-8 [отд. изд.: Пг., 1918. Ч. 1]; Программа для собирания сведений по исслед. и изучению русского сектантства и раскола. СПб., 1908. Пг., 19165; Животная книга духоборцев//Мат-лы к истории и изучению рус. сектантства и старообрядчества. СПб., 1909. Вып. 2; Знамение времени: Убийство А. Ющинского и дело Бейлиса. СПб., 1914. М., 19212; Из мира сектантов: Сб. ст. М., 1922; Кривое зеркало сектантства. М., 1922; «Живая церковь» и пролетариат. М., 1923, 19294; Борьба с католическим духовенством в Мексике. М., Избр. соч. М., 1959-1963. 3 т.; Воспоминания. М., 1968; Избр. атеистические произведения. М., 1973. Изд.: Список псалмов, писем, рассказов и др. рукописей по исследованию учения, жизни и переселения в Канаду закавказских духоборцев. Женева, 1900; Мат-лы к истории и изучению рус. сектантства. Крайстчерч (Англия), 1901-1902. 4 вып.; Мат-лы к истории и изучению рус. сектантства и старообрядчества. СПб., 1908-1916. 7 вып.

http://pravenc.ru/text/153109.html

М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария/под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с. Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит 10 Книги Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта/Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с. Олстон Уильям Пейн 10 Книги Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019 Caputo John David 10 Книги Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума/Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с. Милбанк Джон 10 Книги Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума/Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение) Уэйнрайт Уильям Джордж 10 Книги «Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»/Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с. Макграт Алистер Эдгар 10 Книги Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры). Филоненко Александр Семенович 10 Книги Вера и доверие. Дар и прощение/перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021. Бьянки Энцо, монах 10 Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022.

http://bogoslov.ru/event/2319181

Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария/под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл. Гарднер Иван Алексеевич 10 Книги Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022. Харт Дэвид Бентли 10 Книги Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с. Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит 10 Книги Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта/Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с. Олстон Уильям Пейн 10 Книги Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019 Caputo John David 10 Книги Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума/Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с. Милбанк Джон 10 Книги Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума/Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение) Уэйнрайт Уильям Джордж 10 Книги «Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии»/Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с. Макграт Алистер Эдгар 10 Книги Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры). Филоненко Александр Семенович 10 Книги Вера и доверие. Дар и прощение/перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021. Бьянки Энцо, монах 10 Книги Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023. 10 Книги Византийская философия. Четыре центра синтеза /Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5 Каприев Георгий 10 Книги Море житейское: воспоминания в четырёх томах.

http://bogoslov.ru/book/478853

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010