Но черная работа, которой боятся и стыдятся ревнующие о достоинстве священного сана, не есть необходимость для священника и при нынешнем положении вещей, когда причту каждой сельской церкви отведено известное количество земли. Если священник опасается уронить свое достоинство земледельческим трудом, он может возделывать землю и извлекать из нее некоторый доход наемными руками, в которых у нас нет недостатка. Все, более или менее крупные, землевладельцы не сами пашут и обрабатывают землю, не сами собирают ее произрастения, а при посредстве рабочих за определенную поденную, месячную или годичную плату. Можно заниматься сельским хозяйством, обрабатывать землю и собирать то, что она приносит, уклоняясь от труда, чернящего руки, и предоставляя себе более чистую и благородную часть в земледельческой работе. Можно извлекать доход из земли, и в то же время не допустить ничего, что могло бы, на чей-либо щепетильный взгляд, умалить и унизить благородство священнического звания. Пусть же священник, при занятиях сельским хозяйством, обращается к пособию наемных сподручных сил для выполнения низкой черной работы; тогда в этих занятиях не будет ничего, могущего служить к унижению его авторитета. Это гораздо лучше, чем отказаться от земли и требовать за нее соответственного вознаграждения. Это вознаграждение соединено с большими затруднениями, и если оно будет разложено на прихожан, оно может вызывать нарекания и едва ли будет исправно доставляться. И едва ли это вознаграждение, раз постановленное, будет удовлетворять священника. Ценность земли и ее произведений постоянно и постепенно возвышается: а доход с нее, раз, положенный священнику, не может постоянно измениться и весьма скоро окажется значительно ниже того, что он сам извлекал бы из нее, если бы имел ее в своем владении. Пока же добьется причт его возвышения, пройдет немало времени, и, пожалуй, – встретится при этом много неприятностей, да если и увенчаются успехом хлопоты о возвышении вознаграждения за землю, величина его опять едва ли будет отвечать потребностям времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большею частью словами «святаго», «праздника», например «стихиры святаго», «стихиры праздника», так что в Месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие для себя молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Песнопения воскресные, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например «дневными» («дне»), «воскресными», «гласа» и т. п. Минея праздничная. В книге, называемой Анфологион, Анфологий, Трефологион, Трефологий, Цветослов, Минея цветная, Минея праздничная, содержатся избранные из Миней месячных последования на праздники Господни, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью. Между последованиями Минеи праздничной находятся и такие, которые принадлежат святым, не имеющим в Месяцеслове Типикона праздничного знака, но служба которым правится в одни числа с предпразднствами и попразднствами неподвижных праздников. Иногда печаталось также последование святому, воспоминаемому и не в дни предпразднства, именно святому праведному Иову – 6 мая. Минея праздничная назначена для употребления в случаях, когда есть Минея общая, но нет месячных, и потому Минея общая составляет как бы вторую часть праздничной. Минея общая. Минея общая содержит службы, или последования, для подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Церковь назначила всем вообще святым того или иного лика. Так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых каждого лика есть два общих последования: для одного святого и для двух или многих святых того же лика. Так, есть службы апостолу и апостолам и т. д. В Минее общей находятся также общие последования на праздники Богородичные, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам, воскресная служба Октоиха 6-го гласа и Служба Пасхи. Минея общая необходима и при наличии Миней месячных, когда требуется совершить службу святому, которому или совсем нет последования в Минеях месячных, или, хотя оно и есть, но не заключает всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении богослужения, например храмовому святому. Кроме того, Минея общая может восполнять недостаток других богослужебных книг, главным образом Миней месячных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое – когда Церковь празднует память двум святым или многим святым того же лика. Общая Минея содержит следующие службы: У нас в церквях общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или совсем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить её со всенощным бдением, например – Храмовому святому. 3.3. Праздничная Минея (Анфологион) Книга Праздничная Минея называется Анфологион (с греческого – «цветослов»). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники – великие, средние и малые. Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам. 3.4. Дополнительная Минея Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX – начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы: В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения. Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась мно-гими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в «Журнале Московской Патриархии». Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в первую неделю Петрова поста), служба святителю Московскому Ермогену, служба святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому и др. Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней годичного круга, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

В Служебнике находятся молитвы, произносимые в сих божественных службах священником и диаконом, а в Часослове – чтецом и певцами. Молитвословия для круга седмичного, которые переменяются с каждым днем седмицы, молитвословия для круга годичного, которые переменяются с каждым числом месяца, также при Великом посте, в Пасху и после нее, – эти все молитвословия изменяемые находятся в книгах – Октоихе, Минеях, Триодях. Октоих заключает в себе службы с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга седмичного – для воскресения, понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы и субботы. Месячная Минея содержит в себе службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней богослужения круга годичного, то есть на все 12 месяцев. Триодь Постная содержит службы с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Цветная Триодь содержит в себе службы с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются неделей (воскресением) Всех святых. Ирмологион содержит в себе для подвижных и неподвижных дней богослужения те молитвословия, изменяемые и некоторые неизменяемые, которые назначены Православною Церковью для пения (а не для чтения) при богослужении. Содержание Ирмологиона главным образом извлечено из разных богослужебных книг. Книгу Типикон, или Устав, можно назвать распорядительною книгою. Она содержит указания, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, находящиеся в Служебнике, Часослове и особенно в Октоихе, Минеях и Триодях. Имеются особые книги, которые заключают в себе главным образом чтения из Священного Писания , к сим книгам принадлежат: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Эти книги относятся к общественному и частному богослужению. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Порядок ежедневных служб суточного круга и соответствующие неизменяемые молитвословия содержатся в книге Часослов, а изменяемые молитвословия и песнопения богослужений седмичного круга — в книге Октоих. Книги, включают молитвословия и песнопения, относящиеся к изменяемым частям суточного богослужения (вечерни и утрени, а иногда также для часов, литургии, повечерия, полунощницы). Минеи месячные содержат последования с молитвословиями на каждый день неподвижного годичного круга богослужения, когда Церковь отмечает какое-либо событие истории спасения или чествует какого-либо святого или нескольких святых. В книге Минея праздничная содержатся избранные из Миней месячных последования на праздники Господни, Богородичные и святых, особенно чтимых Православной Церковью. Минея общая содержит службы для подвижных и неподвижных дней годичного круга с такими изменяемыми молитвословиями, которые Церковь назначила всем вообще святым того или иного чина, а также общие последования на праздники Богородичные, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам и др. Для совершения богослужений великопостного и пасхального циклов, то есть подвижных дней годичного круга богослужения, используются книги, именуемые Триодями. Триодь постная содержит службы с изменяемыми молитвословиями для богослужения в период приготовления к Великому посту, в течение самого поста, а также последующих за ним дней, предшествующих празднику Пасхи. Триодь цветная содержит службы с изменяемыми молитвословиями для тех подвижных дней годичного круга, которые начинаются со дня Пасхи и заканчиваются Неделей Всех святых. Книга Ирмологий содержит разные молитвословия и песнопения, которые предназначены для пения, а не чтения (прежде всего от которых она и получила свое название). Порядок служб каждого дня церковного года определяется богослужебный уставом. Устав, содержит указания, в какие дни и часы за какими службами и в каком порядке должны быть исполняемы молитвословия и песнопения, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Минеях и Триодях.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Вторая часть, от 47-й до 51-й главы, содержит особые для каждого дня в году указания на молитвословия и священнодействия и на порядок их при богослужении. Третья часть – с 52-й главы до конца книги – есть как бы приложение и дополнение к первой и второй частям Типикона. Она содержит общие указания на некоторые краткие песнопения, которые поются в продолжение годичного и седмичного кругов, и излагает самый текст их (кондаки, тропари, ипакои, ексапостиларии, светильны, Троичны, прокимны, аллилуиарии, причастны). 48-я глава Типикона носит название Месяцеслова, потому что содержит последования на каждый день всех двенадцати месяцев – для всех праздников, предпразднств, попразднств и отданий праздников и памятей святых, службы которым находятся в Минеях месячных. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются уставные статьи, написанные монахом Марком, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы или попразднства и отдания двунадесятых праздников в неделю или если эти праздники случатся в седмичные и недельные дни пения Триодей постной и цветной. В Типиконе, в Минеях месячных и Триодях против этих указаний пишется знак «МР», то есть Марк. Месяцеслов начинается 1-м сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта (нового лета), и оканчивается августом. Подобно тому, как 48-я глава называется Месяцесловом, от указаний на службы Миней месячных, так 49-я и 50-я главы называются Триодью, потому что в последованиях этих глав указывается на пение Триодей постной и цветной. В 49-й главе содержатся последования для дней, приготовительных к Великому посту, и для самого Великого поста, то есть от Недели о мытаре и фарисее до Пасхи. В 50-й главе, которая озаглавливается словом «Пентикостáрион» (Пятидесятница), находятся последования для дней, начинающихся днем Пасхи и простирающихся до Недели Всех святых. А о том, какие молитвословия дожны быть читаемы и петы, если в дни пения Триодей случатся неподвижные праздники (Минеи), например Обретение главы Предтечи (24 февраля), память 40 мучеников (9 марта), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), следует смотреть в Месяцеслове Типикона под тем числом, в которое празднуется данный неподвижный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 стихиры вторые стихиры бесплотным 3 стихиры «Слава, я ныне» Богородичен Понедельник: покаянны (умилительны) 3 стихиры Святому Иоанну Предтече 3 стихиры «Слава, и ныне» Богородичен Вторник: стихиры святому Кресту 3 стихиры стихиры Богородице 3 стихиры «Слава, и ныне» Крестобогородичен Среда: стихиры святым апостолам 3 стихиры стихиры святителю Николаю 3 стихиры «Слава, и ныне» Богородичен Четверг: стихиры святому Кресту 3 стихиры стихиры Богородице 3 стихиры «Слава, и ныне» Крестобогородичен Пятница: стихиры всем святым (муч., свят., преп.) 3 стихиры стихиры мученичны 3 стихиры «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «ныне», исполняемая на предшествующем воскресном всенощном бдении). Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге «ины», то есть другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются. Служба повечерия совершается по Часослову. В Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…». Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни». «Слава, и ныне» – Богородичен; III. Повечерие Канон Пресвятой Богородице. Канон Святой живоначальной Троице. «Слава» - «Молитвами апостолов…»; «И ныне» - «Молитвами Богородицы…», «Помилуй мя Боже…», «Воскрес Иисус от гроба…». Название канонов Припевы к тропарям канона Первый Воскресный «Слава Господи, святому воскресению Твоему» Второй Крестовоскресный «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению» Третий Богородице «Пресвятая Богородице, спаси нас» После шестой песни канона находятся воскресный кондак и икос. Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на литургии. Приложения Октоиха 3.1. Месячная Минея Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного круга, то есть на все дни 12 месяцев.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

   Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину.    Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня.    В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной.    Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи.    Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году.    На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования.    Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого.    Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

«Троичны Григория Синаита » – используются на воскресной полунощнице. Вместе с ними находится и молитва Святой Троице для воскресной полунощницы. Чтение ее указывается в Часослове, однако сам Часослов текста этой молитвы не дает и не говорит, где его можно найти. «Тропари воскресные по непорочных» – поются после полиелея на воскресной утрени при каждении всего храма. Ирмологий. Минея Ирмологий Ирмологий (ειρμολογιον) – церковно-богослужебная книга, которая включает изменяемые и неизменяемые молитвословия, которые при богослужении традиционно поются хором. Эта книга была составлена для удобства в чтении и пении молитвословий за богослужением в тот период, когда тропари канона перестали исполняться хором. Ирмологий имеет нотное приложение. Основным содержанием Ирмология являются ирмосы, от которых и происходит наименование этой книги. Ирмосы располагаются в Ирмологии по гласам. Кроме ирмосов, тут имеются песнопения хора для всех трех литургий – Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Ирмологий содержит и песнопения утрени – троичные гласа, тропари по непорочных, полиелей, величания с избранными псалмами, степенные антифоны, песнопения перед и после чтения утреннего Евангелия, припевы праздничные на 9 песни канона, хвалитные псалмы, славословие. Есть в Ирмологии и богородичные к стихирам – воскресные и вседневные восьми гласов. Минея. Виды Минеи Минея – церковно-богослужебная книга, содержащая последования с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней годичного богослужебного круга. Наименование Минеи (Μηναιον) происходит от греческого слова μην, μηνος – месяц. Существует три вида Минеи: Месячная, Общая и Праздничная. Кроме того, в прошлом была и Дополнительная Минея. Месячная Минея содержит богослужения для каждого дня каждого месяца – от сентября по август. Поэтому она включает 12 частей, что соответствует 12 месяцам. Общая Минея содержит последования с общими молитвословиями для святых одного лика. Общая Минея имеет двоякое назначение. Во-первых, она при необходимости может заменять Месячную Минею (при ее отсутствии). Во-вторых, она позволяет совершать богослужение в честь тех святых, которым службы не составлялись. В этой Минеи имеются последования служб в честь Иисуса Христа (с предпразднством и попразднством), Богородице, Кресту, Ангелам, Иоанну Предтече, Святым Отцам, пророкам, апостолам и т.д. Для каждого лика святых в Общей Минее дается по две службы (для одного святого и нескольких святых). Общая Минея отсутствует в Греческой Церкви. В московском издании этой Минеи 1600 года говорилось, что составить ее умыслил Кирилл Философ.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину. Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня. В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной. Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи. Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году. На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования. Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого. Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010