В 1916 году новым ректором был назначен священномученик Феофан (Ильменский) . На посту ректора его главным новшеством было настойчивое внесение им в жизнь воспитанников идеи пастырства, введение в семинарском храме общего пения семинаристов, усиление проповеднического дела. Новый ректор организовал на своей квартире субботние чтения и беседы, которые были любимы многими семинаристами. С 1917 года ректором стал преподобномученик Матфей (Померанцев) . Закрытие После провозглашения декрета об отделении школы от Церкви и Церкви от государства все духовные учебные заведения Перми подверглись закрытию. 23 февраля 1918 года красногвардейцы захватили помещение Пермского духовного училища , а 15 марта того же года, несмотря на сопротивление духовенства и верующих, Пермская духовная семинария прекратила свое существование, а её здание было конфисковано для нужд образованной ВЧК. В августе ректор семинарии Матфей (Померанцев) был зверски убит красноармейцами. В том же году общество " Изучения Пермского края " реквизировало богатейшую семинарскую библиотеку, началась расправа над преподавателями. 25 декабря 1918 года в город вступили белогвардейцы . На короткое время обучение в семинарии возобновилось, но после ухода белых из Перми в 1919 году семинария вновь прекратила свое существование. В здании семинарии расположился губернский военный комиссариат, затем эвакуационный отдел и клуб пленных беженцев. С 1923 по 1930 годы в здании семинарии находились областной научно-промышленный музей, арестантский отдел и оружейный склад, радиоузел Перми, с 1931 года - военно-техническая школа, переименованная в 1973 году в Пермское высшее командно-инженерное училище ракетных войск, затем в Пермский военный институт ракетных войск. Последнее было ликвидировано в 2003 году, здание же было распродано под нужды различных коммерческих структур без учета интересов Русской Православной Церкви. Попытка возродить духовное образование в Прикамье предпринимались в 1920 году: протоиерей Леонид Зубарев поднял вопрос перед властями об открытии в Перми Православного богословского института с 3-годичным сроком обучения на базе закрытой семинарии, но разрешение было получено лишь на 8-месячные пастырско-богословские курсы, которые просуществовали до конца 1922 года. В годы Великой Отечественной войны была неудачная попытка возрождения семинарии .

http://drevo-info.ru/articles/23746.html

С тех пор, как после преобразования семинарии нравственный надзор за учениками поручен был вместо прежних сеньоров, избиравшихся из тех же учеников, инспектору, в котором, конечно, предполагался опытный педагог, – смотрение за нравственными поступками учеников сделалось бдительнее и оценка их вернее и беспристрастнее; от этой без сомнения причины, а равно и от большого порядка в нравственном управлении, число ученических проступков в нравственной летописи семинарии является гораздо обильнее, нежели в прежние времена – до преобразования семинарии, хотя сами ученики, по всей вероятности, были ни сколько не хуже прежних. На первом плане и наиболее распространенным пороком является нетрезвость. На самых же первых порах после устройства семинарии по новому образованию, в течение трех или даже двух последних месяцев двое учеников И. М. и И. П-в были замечены в этом пороке несколько раз, и в следующем 1819 году также не раз попадались так, что правление семинарии, по окончании годичных экзаменов первого учебного года постановило: учеников И. М-а и И. П-ва за дурное поведение исключить из семинарии и с прописанием полной о них справки отослан в Пермскую духовную консисторию с тем, чтобы отчислено было предоставленное за первым священническое место в пользу благонадежнейших учеников семинарии, и чтобы оба сии ученика, в предосторожность для прочих учеников, были помещены не более, как в церковнослужительские должности. Следующие официальные цифры красноречиво говорят, в какой мере был распространен между семинаристами порок нетрезвости. В 1820 году замечено в этом проступке 8 учеников, – некоторые по нескольку раз; в 1821 году – 23 ученика; в 1822 г. – 29 учеников; в 1833 г. – 17 учеников, некоторые из них замечены не однажды; в 1835 г. значится 44 случая нетрезвости и т.д. Вообще не было почти ни одного инспекторского месячного рапорта, в котором бы не упоминалось о замеченных в нетрезвости. Не продолжаем выписывать цифры; обращаемся к фактам, которые не менее красноречивы. 10 июня 1826 года об одном ученике отмечено: «ввечеру найден в улице лежащ без чувства пьяным».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вообще с тех пор, как вступил в силу устав церковно-школьного устройства в Боснии и Герцеговине, в делах тамошней церкви заметно стало оживление и улучшение. В числе первых дел, предпринятых выс- —622— шею церковною автономною властью был вопрос о лучшем и целесообразном устройстве священнического материального положения. Раньше священники жили исключительно требами, получая «бир» натурою. В начале 1906 г. выработан законопроект, по которому духовенству назначается штатное жалованье («стална плата») при несколько уменьшенной таксе почти за все священнодействия. Главные пункты законопроекта следующие. 1 . Священническое жалование. § 3. Каждый священник, по поступлении на приход в качестве настоятеля или администратора, получает из автономных средств 1600 крон (франков) штатного годичного жалования, которое ему выдается 1 числа каждого месяца в равных месячных суммах. § 4. После каждых пяти лет, начиная со дня рукоположения во диакона и до тридцатипятилетия священнической службы каждый штатный священник получает по 200 крон прибавки, так что к тридцатипятилетию получает обычную седьмую прибавку. Но пока священник служит в качестве администратора, он не имеет права на пятилетние прибавки. § 5. Те священники, которым следуют в текущем году пятилетние прибавки, должны с удостоверенной копией епископской грамоты о рукоположении обратиться в епархиальный церковный суд с прошением о назначении очередной прибавки. § 7. Если бы в течении первых десяти лет оказался прирост церковно-школьных сумм, или если бы после десяти лет признано было необходимым увеличить процент церковно-школьного налога, то то и другое увеличение должно быть употреблено на жалование священникам и на административно-школьные нужды, т. е. должно быть поделено между ними сообразно их первоначальным частям, а священническую половину разделить поровну между всеми приходскими священниками, применительно к их основному жалованию. § 8. Духовенство получает свое жалование из епархиального казначейства чрез окружного протопресвитера. § 9. Когда вакантный приход обслуживает нарочитый администратор, не имеющий своего прихода, то он получает полное жалование и все доходы за требы («епитрахильске приходе»). Но когда вакантный приход обслуживает соседний священник. он получает 50% жалования и все доходы за

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как из предыдущего мы знаем, что словом: дне, в Типиконе обозначаются иногда песнопения другой еще книги, и именно Октоиха; то теперь должны заметить, что когда в Типиконе идет речь о времени пения Триоди Постной, то название: дне, указывает именно на ее песнопения, но – не Октоиха; последние в этом случае обозначаются другими названиями: Октоиха, Осмогласника, гласа, воскресны, анатолиевы и т. д. Песнопения Триоди Постной иногда обозначаются еще словом: праздника (напр., в последовании вечерни накануне 5 субб. Акафиста говорится: «стихиры праздника пресв. Богородицы», в последовании вечерни накануне недели Ваий сказано: «на Господи, воззвах поем стихиры праздника»). Но это название усвояется праздничным песнопениям Триоди Постной только в том случае, если одновременно с праздником Триоди Постной не случится праздник Месячной Минеи. В последнем случае название: праздника, указывает на сию последнюю книгу (напр.., если в марк. гл.: «аще случится Благовещение пр. Богородицы в субботу Акафиста», сказано: «на Господи, воззвах стихиры праздника на 8», то здесь разумеется праздник Месячной Минеи, т. е. Благовещение, но не Триоди; если далее пишется: «канон праздника со ирмосом тиа 8 и Акафиста на 6»; то здесь первое название указывает на Минею, второе–на Триодь; точно так же надобно понимать выражение марк. гл. «о том же празднице, аще случится в не деле Ваий»: «на Господи, воззвах стихиры праздника 3. и Ваий на 4»). Триодь Цветная содержит в себе изменяемые песнопения подвижных дней годичного круга богослужения и, между прочим, трипеснцы, от чего и получила свое наименование. Песнопения этой книги расположены по порядку дней недели, начиная с первого дня Пасхи (воскресенья) и кончая неделею Всех святых (воскресеньем). В них в течение 39 дней воспоминается и прославляется великое событие воскресения Христова, а вместе с тем (но не отдельно) и некоторые другие, напр., в неделю Антипасхи (не только в воскресение, но и следующие за ним дни до субботы включительно) осязание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Пение Октоиха начинается в седмичные дни с понедельника, после Недели (воскресения) всех святых, и оканчивается пред субботою Недели мясопустной; в Недели же (воскресения) оно начинается со второго воскресного дня, т. е. с воскресного дня, который следует за Неделею всех святых и продолжается до пятой Недели Великого поста (включительно). Пение всех восьми гласов, в продолжении 8-и седмиц и Недель, называется в церковном уставе «столпом». Таких столпов поется в году шесть. Все они начинаются в определенное Церковью время 236 . Не поется же Октоих по будням, начиная с мясопустной субботы, а по воскресным, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Но и кроме сего времени есть дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает: а) в двунадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные дни, так и в Неделю; б) в Богородичны двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные. Месячная Минея Месячная Минея (Μηναον) содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней богослужения круга годичного. С каждым днем месяца и года св. Церковь соединяет особое воспоминание: то празднует событие из истории веры и Церкви, то творит намять какому-либо святому, а часто двум, трем; и на каждое число всех двенадцати месяцев назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Отсюда Минея разделяется на 12-ть частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно, а часто два, три последования, и получила название Месячной Минеи (μhnαον от μν – месяц). Все последования Месячной Минеи заключают в себе молитвословия для вечерни и утрени, но некоторые содержат особые и для часов, литургии, повечерия, полунощницы. Не во всех последованиях Месячной Минеи находится одинаковое число молитвословий, но в иных большее, в иных меньшее. По большему или меньшему числу молитвословий, последования Месячной Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, подобно тому, как разделены в Типиконе (главе 47-й) дни богослужения: на дни непраздничные, праздники великие, средние – двух разрядов и малые – двух родов (См. о них далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пение Октоиха начинается в седмичные дни с понедельника, после недели (воскресения) Всех Святых, и оканчивается перед субботою Недели мясопустной; в недели же (воскресения) оно начинается со второго воскресного дня, т. е. с воскресного дня, который следует за неделей Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста (включительно). Пение всех восьми гласов, в продолжение 8-ми седмиц и недель, называется в церковном устав «столпом». Таких столпов поется в году шесть. Все они начинаются в определенное Церковью время 17 . Не поется же Октоих по будням, начиная с мясопустной субботы, a по воскресным, начиная с недели Ваий до недели Всех Святых. Но и кроме сего времени есть дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает: а) в двунадесятые праздники Господни, случающиеся как в седмичные дни, так и в неделю; б) в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднества всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные дни, но не в воскресные. Месячная Минея Месячная Минея содержит в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней Богослужения круга годичного, то есть на все 12 месяцев. С каждым днем месяца и года св. Церковь соединяет особое воспоминание: то празднует событие из истории веры и Церкви, то творит память какому либо святому, a часто двум, трем, и на каждое число всех двенадцати месяцев назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минеи. Отсюда Минея разделяется на 12-ть частей, по числу месяцев, имея под числом одно, a часто два, три последования, и получила название Месячной Минеи (μηναον от μν – месяц). Все последования Месячной Минеи заключают в себе молитвословия для вечерни и утрени, но некоторые содержат особые и для часов, литургии, повечерия, полунощницы. Не во всех проследованиях Месячной Минеи находится одинаковое число молитвословий, но в иных большее, в иных менышее. По большему или меньшему числу молитвословий, последования Месячной Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, подобно тому, как разделены в Типиконе (в главе 47-й) дни Богослужения: на дни непраздничные, праздники великие, средние – двух разрядов и малые – двух разрядов 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Образцом для канона служат те девять песней Св. Писания , прославляющие события Ветхого Завета, которые под именем «гимнов» (песней) с древности употреблялись за богослужением (§ 13). Напр. для первой песни всех канонов образцом служит песнь Моисея при переходе Моисея через Чермное море, вследствие чего в этой песни всегда приводится на память это событие. Для восьмой песни образцом служит песнь трех отроков и в ирмосе 8-й песни упоминается о трех отроках. Напоминанием и доказательством этой связи канона с ветхозаветными песнями служит предписание Церковного Устава читать перед каждым тропарем канона стихи из ветхозаветной песни. Распределение и порядок соединения тропарей канона и ветхозаветных стихов особый для будничных дней, особый для воскресных и праздничных дней и особый для Великого поста. Однако это распределение в большинстве церквей не осуществляется и для молящихся более известными оказываются вышеуказанные припевы: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе»; «Святителю, Отче Николае, моли Бога о нас» и др. По прочтении всех тропарей ирмос каждой песни снова повторяется соединенными, сошедшимися вместе, хорами певчих, и такое совместное исполнение ирмосов называется «катавасией» (от гр. сл. χαταβανω=схожу). По обширности входящего в состав канона материала и по художественности изложения его, канон можно сравнить с теми литературными произведениями, которые называются «поэмами» и которые также состоят из девяти песней. Церковный канон – духовная поэма 61 . 64. Богослужебные книги Необходимые для богослужения книги разделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. В первых содержатся чтения из Библии (Св. Писания): это – Евангелие, Апостол, Пророческие книги и Псалтирь; во вторых содержатся изменяющиеся молитвословия круга дневного, седмичного и годового. Молитвословия круга дневного , т.е. порядок и текст ежедневных церковных служб: полунощницы, утрени, вечерни и пр. содержатся в книге, называемой «Часослов». Молитвословия круга седмичного содержатся: в книге, называемой «Октоих» или Осмогласник, который разделяется на 8 частей, соответственно 8 церковным напевам, и употребляется во все сроки, кроме периода от Великого поста и кончая праздником Св. Троицы; и в книге «Триодь» (двух видов «Постной Триоди» и «Цветной»), употребляемой в течение Великого поста и до праздника Св. Троицы включительно. Наконец, молитвословия круга годичного содержатся в «Минее» или «Месячнике», разделяемой на 12 частей по числу 12 месяцев. Все находящиеся в Минее молитвы и песнопения в честь святых располагаются по числам, а находящиеся в «Октоихе» – по дням недели. Кроме того, те и другие отделы подразделяются по службам: вечера, утра и литургии. Молитвословия и песнопения великих праздников содержатся для удобства в особой книге, называемой «Минеей» праздничной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Триодь постная Триодь Постная содержит последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) мытаря и фарисея, неделя (воскресение) блудного сына, суббота и неделя (воскресение) мясопустные, вся седмица (семь дней) сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями триоди 8 . Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом, в седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по первом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих при пении Постной Триоди в эти дни не нужен. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них, потому что гласы Октоиха поются не одни и те же, а разные в те или иные года. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни кроме недели ваий, дванадесятого праздника, в неделю ваий они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Минея во время пения Триоди Постной в некоторые дни не поется 9 . Вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди. Но есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые при пении Триоди Постной не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все недели (воскресения) триоди Постной начиная от недели мытаря и фарисея до недели ваий включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы 10 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 11 , сыропустная, 1 и 3 седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Впервые повеление о праздновании субботы появилось несколько ранее Синайского Законодательства – сразу после исхода евреев из Египта в пустыне Син ( Исх. 16, 23 – 30 ). Поэтому, повторяя на горе Синайской уже ранее данную через Моисея еврейскому народу заповедь, Господь говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх. 20, 8 ). Заповедь о субботе была обязательна только для еврейского народа, ибо напоминала ему о рабстве и чудесном избавлении из него. Об этом во Второзаконии читаем: «Помни, что (ты) был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» ( Втор. 5, 15 ). Суббота являлась знаком, отличающим Израиль от других народов, и была в то же время знамением его завета с Богом. В книге Исход читаем: «Скажи сынам Израилевым так: «субботы Мои соблюдайте, ибо это знамение между Мною и вами в роды ваши... Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки» ( Исх. 31, 13–17 ; Иез. 20, 12. 20 ). Заповедь о субботе отделяла евреев от языческих чаяний и приводила на память Божественные благодеяния. «Субботы» служили отличительной чертой жизни иудеев от остального языческого мира, которым через скрижали сердца Господь вещал: не убий, не прелюбодействуй, не кради и т.д. На какой же срок была дана заповедь о соблюдении субботы? Апостол Павел об этом пишет, что закон «дан по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» ( Гал. 3, 19 ). Закон существовал до Христа как путеводитель к Нему. По пришествии Христа мы уже «не под законом, а под благодатью» ( Гал. 3, 24 – 25 ). На это суб-ботствующие, как правило, отвечают, будто Господь отменил только обрядовый закон, но не касался закона, написанного на двух скрижалях Моисея. Но это неверно, ибо Спаситель говорит, что «Сын Человеческий есть Господин и субботы» ( Мф. 12, 8 ). Ветхий Завет был тенью «будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр. 10, 1 ). Праздники ветхозаветные, и в частности суббота, принадлежали к числу обрядовых установлений. Обращаясь к колосянам, апостол Павел пишет: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник (годичный. – И.Е.), или новомесячье (месячный. – И.Е.), или еженедельный (субботу. – И.Е.): это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2, 16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010