К 2010 г. число храмов и часовен в Кемеровской епархии увеличилось до 416 (в т. ч. 158 самостоятельных храмов, 222 приписные церкви, 20 крестильных церквей), действовали 3 мон-ря. Число священнослужителей возросло до 259 чел. 18 мая 2010 г. в Новокузнецкой ДС прошла 1-я межрегиональная православная студенческая конференция «Православие в жизни современной молодежи». В кон. сент. 2011 г. в Кузбассе впервые состоялся слет сибирских семинарий, на него приехало более 100 воспитанников духовных школ из Новокузнецка, Новосибирска, Томска, Барнаула и Тобольска. Во всех городах Кузбасса действовали богословско-катехизаторские курсы (2-годичные или 8-месячные), их выпускники ведут катехизаторскую и миссионерскую работу, преподают в воскресных школах. В епархии имелось более 100 воскресных приходских школ для детей и взрослых, самые крупные - при кемеровских соборах Никольском и Знаменском. Информационно-просветительский отдел епархии выпускает правосл. молодежную газ. «Глагол», телепередачу «Кузбасский ковчег». В епархии также начат выпуск газет «Под сенью Православия» (приложение к газ. «Городок», Киселёвск), «Киселёвск православный» (приложение к газ. «Киселёвские вести»), «Воскресенский вестник» (Ленинск-Кузнецкий). К нач. 2012 г. в Кемеровской и Новокузнецкой епархии имелось 456 храмов и часовен (163 приходских храма, 266 приписных церквей, 20 крестильных храмов и 7 монастырских). 26 июля 2012 г. в пределах Кемеровской обл. была образована Кузбасская митрополия, в к-рую вошли К. и П. е. и 2 новые самостоятельные епархии: Мариинская и Юргинская , Новокузнецкая и Таштагольская . Управляющим Кемеровской епархией и главой Кузбасской митрополии стал Аристарх (Смирнов) с титулом «митрополит Кемеровский и Прокопьевский», ему также поручено временное управление Новокузнецкой епархией. Учитывая значение Новокузнецкой ДС для Кузбасской митрополии, Свящ. Синод сохранил управление учебным заведением за Кемеровским и Прокопьевским митрополитом. Святыни, крестные ходы и молебны В Серафимо-Покровском женском монастыре в Ленинске-Кузнецком хранится местночтимая икона Божией Матери «Троеручица», ее прославление в 2007 г. совершил Кемеровский еп. Аристарх. Во всех храмах Кузбасской митрополии находятся списки образа Божией Матери «Покров над землей Кузнецкой», созданного в 2007 г., и иконы Собора Кемеровских святых, написанной в 2010 г. В храме св. кн. Димитрия Донского в пос. Барзас (адм. подчинение г. Берёзовский) хранится обновившаяся икона равноап. кн. Владимира. В Знаменском кафедральном соборе в Кемерове почивают частицы мощей прп. Василиска (Гаврилова) . В пос. Гавриловка Гурьевского р-на почитается источник в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на месте казни священнослужителей и мирян.

http://pravenc.ru/text/1684169.html

История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и т. д. Из следующих за сим названий одни принадлежат неделям (воскресениям) Триоди Цветной, напр., Мироносиц, Самаряныни и т. д., другие – ее праздникам, коих в ней после Пасхи три: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Поются они как в сии недели и праздники, так и попразднственные дни тех и других. 3) Праздника (напр., говорится: «стихиры праздника»). Этим именем называются песнопения следующих за Пасхою недель (воскресений) – 8 и праздников Триоди Цветной, т. е. те самые, которым усвояются указанные сейчас названия (Мироносиц, Вознесения, и т. д.): но это название не усвояется пасхальным песнопениям. Единственное исключение в этом отношении представляет поемая после Пасхи катавасия пасхального канона: Воскресения день. В последованиях Месяцеслова (23 апреля, 8, 9 и 10 мая) она названа катавасиею праздника, а не Пасхи. Но когда идет речь о богослужении в праздник Благовещения, случившийся в Пасхальную седмицу (см. марк. гл.), то название праздника указывает на песнопения Минеи, а не Триоди. Песнопения в честь святых, память которых празднуется во дни пения Триоди Цветной, напр., 23 апреля, обозначаются словом: «святого» (напр., говорится: «стихиры святого»), или – 8 мая – «стихиры апостола». 4) Дне (напр., говорится: «на стиховне Триоди дне»); но прокимном дне называется прокимен, усвоенный известному дню Служебником и Часословом (напр., в послед. нед. Антипасхи сказано: «прокимен дне: Господь воцарися»). 5) Песнопения Октоиха, внепесенные в Цветную Триодь, обозначаются теми наименованиями, какие усвояются им в Октоихе (напр., говорится: «стихиры воскресни», «стихиры восточны»); к этому иногда присоединяется название сей книги (напр., говорится: «на стиховне стихира воскресна Осмогласника...., и умилительный един...., и мученичен»). Минея Месячная содержит в себе изменяемые песнопения неподвижных дней годичного круга богослужения, т. е. назначенные на известные определенные числа в году. Все ее последования делятся на шесть разрядов: 1) дней непраздничных, не обозначенных в Месяцеслове Типикона никаким знаком: 2) малых праздников, именуемых праздниками шестеричных святых и обозначенных тремя точками, не совершенно округленными: причем точки и неполное округление сделаны черными чернилами; 3) малых праздников, именуемых праздниками святых, имущих славословие и обозначенных тем же знаком с тою только разницею, что он поставлен красными чернилами; 4) средних праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1 . тарелочный сбор в церквях ( ο δσκοι μερδες), являющийся почти повсеместным; 2 . исключительный тарелочный сбор ( о κτακτοι δσκοι), производимый в большие праздники, например, Пасхи, Рождества Христова, местного храма, называемый также φιλοδωραι, как свободное выражение щедрости и дара прихожан в пользу клира; 3 . добровольные приношения при целовании креста в время богослужения ( τ οταρωμα); 4 . сбор за запись в церкви для поминовения на проскомидии; 5 . сбор при записи имен на домах с целью поминовения, совершаемого в посты Рождественский и Успенский; 6 . месячное освящение ( φτισμα, γιασμς) по домам и хождение со святою водой; 7 . освящение ( φτισμα) в праздник Богоявления, в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения Честного Креста; 8 . годичный сбор по домам, производимый священниками в середине месяца сентября, по окончании полевых работ; этот сбор производится лишь в селах, преимущественно в Македонии и Фракии; 9 . сбор временный ( τ χρονικ), являющийся и годовым сбором с каждого семейства, в размере от 2 до 20 гросиев, производимый священником в августе или в конце года его службы в приходе, из этих денег священником уплачиваются архиерейский евматикий и сбор на содержание Халкинской богословской школы. Такой сбор производится, например, в Кидониях, в Фессалонике; 10 .   выдачи ( τ πιδματα) из доходов храма, иногда производимые епитропиями в пользу священников; 11 .   сбор за артос ( τ ξ ρτοκλασιν), раздаваемый народу в большие праздники, когда прихожане по своему усердию платят 5, или 10, или 20 гросиев; 12 .   сбор за св. копие; 13 .   сбор за цветы от плащаницы в неделю Ваий и Крестопоклонную, в праздник Воздвижения Креста; 14 .   доход от частных треб и пр. Нужно при этом заметить, что применяются две системы пользования случайными доходами: по одной системе происходит раздельное получение случайных доходов ( τ το χωρισμο τν τυχηρν σστημα), так что настоятель, ефимерий и духовник имеют то, что каждый из них получит, а по другой – устраивается общая кружка ( τ το χοινο ταμεου σστημα), которая потом и делится в известной пропорции: настоятель получает две части, а прочие священники по одной. Преимущественно применяется первый способ пользования со стороны священников случайными доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

2014. С. 34). В Пензе для сбора верующих использовались татар. кладбище и дома мусульман. В 60-х гг. XX в. была предпринята неудавшаяся попытка построить на татар. кладбище мечеть под видом здания для хранения похоронного инвентаря. Доходы мечетей П. о. неуклонно росли начиная с 60-х гг. XX в. (в 1964 - 9,9 тыс. р.; в 1969 - 18,6 тыс. р., в 1973 - 23,2 тыс. р., в 1980 - 41,3 тыс. р.; см.: Они же. 2013. С. 139; Они же. 2014. С. 135). Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. в с. Б. Труёв Кузнецкого р-на проживал член Духовного управления мусульман (ДУМ) европ. части СССР и Сибири казы Я. С. Юсупов (ум. 1975), к-рому подчинялись мечети Куйбышевской (ныне Самарской), Тамбовской, Ульяновской областей и П. о. Также в П. о. фиксировались т. н. самозваные или нелегальные муллы, к-рые занимались отправлением религ. обрядов, гл. обр. в сельской местности (с. Алеево Неверкинского р-на, села Кикино и Телятино Каменского р-на, с. Усть-Инза Никольского р-на и др.) ( Они же. 2014. С. 57-58). Со 2-й пол. 80-х гг. XX в. началось возрождение ислама в П. о., к кон. 90-х гг. XX в. в регионе насчитывалась уже 61 община. В 1991 г. решением Пензенского горисполкома верующим возвращено здание бывш. соборной мечети, в которой после реставрации с 1994 г. проводятся регулярные богослужения. С 1990 по 1998 г. в П. о. построено 23 мечети. В 1991 г. в Ср. Елюзани Городищенского р-на открылось медресе. В 1994 г. при соборной мечети в Пензе организованы годичные курсы для подготовки имамов и 6-месячные - муэдзинов. К 2000 г. ислам. общины П. о. были объединены 2 орг-циями: Региональным ДУМ П. о. (председатель муфтий А. Юнкин; зарегистрировано 3 сент. 2002 в г. Кузнецке), подчиненным Центральному ДУМ России (8 приходов), и Единым ДУМ (ЕДУМ) П. о. (председатель муфтий А. Бибарсов; зарегистрировано 18 мая 1998 в Пензе), находившимся в ведении ДУМ Центрально-Европейского региона России (ДУМЕР) (41 приход) (Там же. С. 173). К этому времени практически все мечети при поддержке обл. властей перешли в ведение ДУМЕР, однако к 2002 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

α) Глава 2, стих 16. Да никтоже убо вас осуждает о ядении, или о питии, или о части праздника, или о новомесячиих, или о субботах. «Сначала говорил в общих терминах: блюдитесь (см.: 2, 4, 8). Теперь определеннее указывает, чего должно остерегаться, после того как предпослал сему изображение благодеяний о Христе Иисусе. Он как бы говорит: если столь великое получили, то зачем вам подчиняться таким маленьким вещам?» (из святого Златоуста и блаженного Феофилакта). «Надежда жизни — во Христе Иисусе, и упование спасения в Нем не позволяет нам примешивать к нему подчинение какому-либо суеверию или подзаконному обычаю. Почему не должно обращать внимания на тех, которые шумят там у вас и нашептывают нечто, несообразное с верою во Христа» (Амвросиаст). Лжеучение прикрывалось иудейскою законностию, и лжеучители, вероятно, были из рода иудейского. Может быть, они были потомки тех иудеев, которых, по свидетельству Иосифа Флавия, Антиох переселил с востока в Южную Фригию, в числе 2000 семейств. Они могли принесть оттуда и восточные мудрования, к которым здесь подмесив еллинских философствований, из всех трех склеили особую систему лжеучения, подлаживаясь в ней и к христианству. Из иудейских обычаев они удержали, как видно, только правила о ястии и питии и о соблюдении праздников годичных, месячных и недельных и, как очень вероятно, обрезание. О неуместности для христиан обрезания Апостол будто мимоходом говорил выше. Теперь прямо говорит против иудейских обычаев относительно яств и праздников. Да никтоже вас осуждает . Пусть никто не осуждает вас, что не соблюдаете таких и таких обычаев иудейских. Но что же нам делать, спросил бы кто? Исполнять их, чтоб избежать осуждения? Нет, не исполнять, а не принимать к сердцу таких осуждений и внимания на них не обращать. Пусть их осуждают; вы не смотрите на то.— Вероятно, между приемами убеждения мудрецы те употребляли иронию, или насмешку, которая может сильно действовать и, когда встретит нетвердое убеждение, может совсем испарить его. Апостол и предостерегает: не поддавайтесь впечатлению от осуждения; оно пустое. «Не подчиняйтесь, говорит, тем, которые вас осуждают» (святой Златоуст). «Нимало не увлекайтесь покушающимися посеять у вас подзаконные наблюдения» (блаженный Феодорит). «Он будто хвалит их, как чуждающихся иудейства» (блаженный Феофилакт) и тем воодушевляет противостоять тем, которые влекут в него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ставропольской Духовной Консисторией было предписано духовенству епархии, чтобы им не были допускаемы следующие замеченные Консисторией неисправности при писании брачных обысков. – В пункте 1-м делаются нередко опущения звания жениха, его вероисповедания и места жительства 964 ; последнее чаще всего не показывается у иногородних, очевидно, временно проживающих в приходе; те же опущения замечаются и в пункте 2-м относительно невесты. В пункте 8-м документы прописываются или крайне неопределённо и кратко, напр., не указываются вовсе метрические записи предшествующих бракосочетаний, или же в таких выражениях прописываются: «чинима была справка по метрике», но ни год книги, ни записи не обозначаются; или излишне пространно, так что трудно бывает прочитать этот пункт, вследствие крайне тесного письма. К обыскам не всегда требуются надлежащие документы, особенно при бракосочетаниях иногородних. Так, иногда бракосочетания совершаются по краткосрочным билетам – месячным и даже двухнедельным; иногда по паспортам, просроченным и потому не имеющим никакого документального значения; иногда вовсе без паспортов, ограничиваясь одними метрическими выписками или свидетельствами о призыве к отбытию воинской повинности; не всегда требуются свидетельства о предшествовавших бракосочетаниях от лиц чужеприходных, пришлых. Не делается оговорок иногда в важных помарках, например, в имени и фамилии брачущихся, каким браком вступают и т.п. Не всегда имеются расписки отдельно за жениха, невесту и поручителей. Представленные к обыску паспорта (в особенности невест) и иногда и призывные свидетельства женихов оставляются в подлинниках при обысках, а не в копиях (сн. Ц.В. 1897, 3, и выше, 1 прим. на 1216 стр.); учреждения, выдавшие паспорта, не поставляются поэтому в известность о совершённом бракосочетании, и чрез это вступившим в брак не пресекается возможность вновь получить паспорт без обозначения брачного состояния, для преступного повторения брака. 965 Обыскные книги и документы, к ним относящиеся, почти не свидетельствуются благочинными при ревизиях полугодичных и годичных, а если и свидетельствуются, то в большинстве случаев благочинные ограничиваются прописанием в конце года стереотипной фразы: «при освидетельствовании никаких упущений и неправильностей не замечено», каковая надпись встречается иногда при самом неисправном ведении обыскной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Согласно Варрону (116-27 гг. до Р. Х.), Цензорину (сер. III в. по Р. Х.) и Макробию (V в.), рим. год состоял всего из 304 дней. Он начинался с марта (месяц был назван в честь Марса , древнего италийского бога плодородия, к-рый затем стал также богом войны), по отношению к которому сентябрь (September) был 7-м месяцем, октябрь (October) - 8-м, ноябрь (November) - 9-м, декабрь (December) - 10-м. Мн. народы древности принимали во внимание только период полевых работ, ориентируясь по звездному небу. Годичный период (от весны до весны) делился на разные промежутки - от 16 до 39 дней. Такой К. был не только в Риме, но и во всей Древней Италии. Античные авторы приписывали 2-му царю Др. Рима Нуме Помпилию введение 12-месячного лунного года и обычай вставлять дополнительный месяц мерцедоний из 22 дней (от лат. merces - плата за труд; в этот месяц производились расчеты арендаторов с владельцами имущества) каждый 3-й год (возможно, триэтерида была заимствована из Греции). Месяцы с марта по июнь назывались по стадиям роста зерна или скота; после декабря добавлены январь (Ianuarius - в честь Януса , двуликого бога дверей, т. е. входа и выхода, и различных начинаний) и февраль (Februarius, названный по зимней очистительной жертве). Очевидное расхождение этого К. с солнечным годом побудило децемвиров в 450 г. до Р. Х. внести нек-рые исправления, а в 191 г. до Р. Х. был принят закон Мания Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Однако реформы оказались неэффективными, и римляне вставляли добавочный месяц произвольно, по мере необходимости. Понтифики регулировали К. по своему усмотрению, руководствуясь главным принципом: чтобы религиозные праздники и жертвоприношения совершались в одно и то же время года. Часто интеркаляции становились орудием в политической борьбе, поскольку понтифики имели право определять продолжительность добавочных месяцев и устанавливать начало месяцев и годов. Т. о., появлялась возможность удлинять сроки пребывания на должности для друзей и укорачивать для врагов или тех, кто отказывались давать взятку.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Тит.3:12 . Егда послю Артему к тебе или Тихика, потщися приити ко мне в Никополь: тамо бо судих озимети. Тихик был Асианин, Апостол от семидесяти, последователь Павла, и самый ближайший ему, коего он посылал в различные места для утешения верных ( Деян.20:4 ; Смот. месячн. Янв.). Увенчал его и хвалами Боговдохновенный Павел, пиша к Ефесеям: « вся скажет вам Тихик возлюбленный брат и верен служитель о Господе » ( Еф.6:21 ). И к Колоссаям: « яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе » ( Кол.4:7 ): Артема же был един от семидесяти Апостолов, епископствовавший в Листрех (Смот. месячн. Октяб. день 1). А из предлежащих слов явствует, что и Тит был возлюбленный Павлу, и верный служитель Евангельской проповеди: вот и довольная похвала! Заметь же Апостольское промышление: приглашает Тита, чтобы поспешил придти к нему, для нужных без сомнения потреб церковных, или чтобы преподать ему совершеннейшие поучения, но поелику был он Епископ (Злат. Феофил. в он. месте), то завещевает тогда придти к нему, когда пришлет к нему Артему или Тихика, чтобы сей, как местоблюститель его, исполнял его должность. Сие же, « тамо бо судих озимети », показывает, что не был он там, то есть в Никополе, когда писал к Титу послание, но в Македонии и Ахаии, или может быть на пути, когда то есть шел в Никополь (Феодорит. в он месте). Тит.3:13 . Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет. Зина был из числа семидесяти Апостолов, и в законах Иудейских искусный, почему назывался законником (Смот. месячн. Янв. 4 день). Об Аполлосе же известно из Деяний Апостольских, что он был Иудеянин, Александриец родом, муж ученый, сильный в Писании, ревнитель и учитель веры во Христа, и сопричислен был к лику семидесяти Апостолов ( Деян.18:24–25 ). Сии оба, сколько видеть можно, не имели под смотрением своим определенных Церквей, как имели Тимофей и Тит, но повсюду ходя проповедывали слово благочестия, и устрояли нравы верных. В помощи же их имея нужду, Павел писал к Титу, чтобы прислал их к нему, « скоро предпосли »; и толкуя, что значит сие, говорит: « да ничто же им скудно будет ». С надлежащим, говорит, тщанием и попечением отправь их в путь, дав им нужное, « да ничтоже им скудно будет ». А поелику блаженный Тит был скуден, то показывает ему, чем может он напутствовать их, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

История Белокриницкой иерархии Т 1. Москва. 1874. Об актах большого московского Собора 1666–1667 г. (Годичн. акт в м. д. Академии 1-го окт. 1875. М. 1876. Братское слово. Журнал, посвященный изучению раскола, издаваемый под редакцией Н. Субботина – годы 1875 и 1876. Здесь принадлежат редактору: О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной церкви (Слово, произнесенное в братской церкви 5 октября 1874). Два примечательные свидетельства древности и перстосложении для крестного знамения. Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. Так называемое Феодоритово слово в разных его редакциях. Заграничные раскольнические издания новейшего времени. Толки иностранца о русском расколе. Моим обвинителям и судиям. Отчеты по братству св. Петра митрополита за 1874, 1875 и 1876 годы. Летопись происходящих в расколе событий (1875, т. III, стр. 61, 149, 251, 333; 1876 года. т. III. стр. 71, 196, 231). Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. I. (1875) II. (1876) III. (1877) IV. (1878). Отчет по братству св. Петра митрополита за 1877 г. (Душ. Чт. 1878. кн. 2). А. Ф. (в монашестве Алексия) Лаврова-Платонова Жизнь св. Иоанна Дамаскина (Прибавл. 16). Архимандрит Порфирий, настоятель православной церкви при русс. посольстве в Риме (Душ. Чтен. 1866. Февр.) Памяти митрополита Филарета (Душ. Чт. 1868. Январь). Новый вопрос в православной русс. церкви (Приб. 24). Вторая апология по новому вопросу (Прибавл. 24). Третья апология по новому вопросу (Моск. Епарх. Ведом. 1872. Март). Вдовые священнослужители (Христ. Чт. 1870. Декабрь. 1871. Январь). Предполагаемая реформа церв. суда. Два вып. С.-пб. 1873. Печатное письмо к А. С. Павлову (Чтен. в общ. люб. д. просв. 1876. Август). Слово в день годичного поминовения ректора московской дух. Академии прот. А. В. Горского (Прав. Обозр. 1876. Дек.). Слово пред отпеванием профессора м. д. Академии П. С. Казанского (Прав. Обозр. 1878. Март). Слови в сороковой день по кончине м. Филарета. 28 дек. 1867 г. Филарета А. Сергиевского (Прав. Обозр. 1868. Январь).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010