2:37. Поток Кедрон. Упоминание Кедрона как северной границы территории, по которой разрешалось передвигаться Семею, ясно указывает на то, что он не должен был вступать в контакт с вениамитянами – коленом, принявшим участие в восстании Савея во 2Цар. 20 . Вади Кедрон лежит к востоку от Офела, отделяя Иерусалим от Масличной горы. 2:39. География. Хотя местоположение филистимского города Гефа окончательно не установлено, по общему мнению, это Tell es-Safi, в 10 милях к юго-востоку от Экрона (Тель-Микне). Связи Давида с Анхусом, а также использование Давидом наемников из Гефа ( 2Цар. 15:18–23 ) указывают на то, что Геф входил в сферу политического влияния Израиля. Чтобы вернуть своих рабов, Семею пришлось отправиться далеко на запад от Иерусалима, нарушив тем самым границы своего домашнего ареста. 3:1–3 Царствование Соломона 3:1. Фараон. Библейский автор не упоминает имени фараона, но, по-видимому, это был Сиамон, предпоследний представитель сравнительно слабой 21-й династии. Конфликт, возникший у этого фараона с фиванским жречеством, не позволил ему завоевать Филистию или Израиль. Поэтому он предпочел вступить в союз с Соломоном, отдав ему в жены свою дочь, в надежде, что это приведет к ослаблению позиций филистимлян (ок. 960 г. до н. э.). 3:1. Брачные альянсы. Политика использования царских браков в качестве дипломатического инструмента, объединяющего местных правителей и иностранных монархов в союзы и семейные альянсы, имеет на древнем Ближнем Востоке долгую историю (см. коммент. к 11:1). Факт получения Соломоном дочери фараона свидетельствует о том, что в то время царь Израиля занимал более прочные позиции, чем египетский фараон. В качестве приданого Соломон получил город Газер, овладев таким образом стратегически важным пунктом, господствовавшим на севере Шфелы и позволявшим контролировать главные пути между приморской равниной и горной местностью вокруг Иерусалима. 3:2,3. Жертвоприношения на высотах. Как явствует из библейского повествования, до построения храма в Иерусалиме жертвоприношения и другие религиозные ритуалы совершались в местных святилищах, или bamoth. Они возводились специально с этой целью и в большинстве случаев представляли собой сооружения, внутри которых совершалось богослужение (см. коммент. к 1Цар. 9:12,13 ). Многие из этих «высот» устраивались в городской среде, хотя это не мешало их существованию за городскими стенами на близлежащих холмах ( 4Цар. 17:9–11 ). Внешний вид и внутреннее убранство высот остаются неизвестными, но многочисленные упоминания высот как мест жертвоприношений указывают на то, что некоторые из них имели довольно сложную конструкцию. Впоследствии цари и иерусалимское священство, движимые стремлением доказать, что Соломонов храм – это «место, которое избрал Яхве», предпринимали неоднократные попытки запретить использование высот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Стр. 173. 240 Общее мнение ученых, касавшихся этого предмета, таково, что при иерусалимской скинии, устроенной Давидом для ковчега завета, совершалось такое же самое богослужение, какое и при Моисеевой скинии в Гаваоне. Одни высказывают его прямо, у других оно подразумевается как само собою понятное. Прямо высказывают его, между прочим, Буддей, Генгстенберг, Кейль. «Что общественное богослужение учреждено было и при этой Давидовой скинии (в Иерусалиме) также, как и при Моисеевой в Гаваоне, это, говорит Буддей, известно из 1Пар.16:37 и сл.». Отсюда произошло то, чго было два первосвященника, – Авиафар, который пребывал в Иерусалиме при Давиде, и Садок, который послан был в Гаваон к Моисеевой скинии; ст. 39 и сл. Buddei Historia ecclesiastica Veteris Tesmamenmi. Tom. poster. Edit. tert. 1729. p. 129. Генгстенберг повторяет буквально эти слова Буддея и с теми же ссылками, прибавляя от себя, что «святилище в Иерусалиме заняло с самого начала первенствующее положение». Geschichte des Reiches Gottes unter d. A. B. P. 2. H. 2. S. 122. «Вероятно при первосвященнике Авиафаре ( 2Цар.6 ; 1Пар.13 и 15, 1 – 16, 42) было устроено здесь (в Иерусалиме), говорит Кейль, богослужебное место с правильным при нем богослужением ( 2Цар.8:17; 20:25 ; 1Пар.2:26 ), между тем как священник Садок и его братья назначены были для служения при скинии свидения в Гаваоне, так что с того времени до построения храма у Израиля было два святилища и богослужебных места». Руководство к Библ. Археологии. Ч. I. стр. 149. У нас это мнение высказывают преосвященный Филарет, митрополит московский, и г. Богородский. ,,Богослужение продолжалось при обеих скиниях, Моисеевой и Давидовой, и поручено было двум священникам, Авиафару в Иерусалиме, и Садоку в Гаваоне». Начертание церковно-библейской истории. Москва. 1840. Изд. 7. Стр. 244. По Богородскому, Давид оставил при скинии в Гаваоне «первосвященника, Садока, со всем необходимым штатом священников и левитов, которые и продолжали совершать всенародное богослужение в Гаваоне наряду с иерусалимским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26:29–32 Судебно-административные функции левитов были определены законом Моисеевым ( Втор. 17,8–13 ; см. также ком. к 2Пар. 17,7.8 и 19,5–11). Глава 27 27:1–34 В данной главе летописец обращается к назначению Давидом военачальников (27,1–15), начальников над коленами Израилевыми (27,16–24), начальников отделов государственного хозяйственного управления (управляющих имением, 27,25–31) и царских советников (27,32–34). Забота Давида о всестороннем устройстве жизни государства явилась начальным вкладом в осуществленное Соломоном строительство храма (см. ком. к 22,5). 27 приходя и отходя каждый месяц. В организации воинской службы существовало чередование (ротация) обязанностей подобно тому, как это было в организации служения священников (см. ком. к 24,7–18). 27:2–15 двадцать четыре тысячи. См. ком. к 12,23–37. Из названных здесь начальников многие фигурируют в 11,11–47 (ср. 2Цар. 23,8–39 ). 27:16–22 над коленами Израилевыми... вожди колен Израилевых. По непонятным причинам летописец не упоминает колена Гада и Асира. 27:23–24 В этих стихах имеется в виду осуществленная Давидом перепись, о которой говорится в 21,1 22,1 (см. 2Цар. 24 ). Поскольку перепись оказалась неугодна Богу, ее результаты не были вписаны в официальную летопись. 27:25–31 Этот, по всей видимости, далеко не полный перечень приводится летописцем с целью показать, какие несметные богатства собрал Давид в процессе приготовлений к строительству храма (см. ком. к 22,5). 27:32–34 Приводя перечень ближайших советников Давида (ср. 18,14–17), летописец стремится показать, как хорошо было организовано управление государством, перешедшим Соломону от отца. Израиль: география. Глава 28 2829,20 Летописец переходит к последнему обращению Давида к Соломону и вождям Израиля. Давид дает поручения присутствующим (28,1–21), сообщает о даровании им сокровищ для храма и подвигает на пожертвования вождей народа (29,1–9), а в завершение обращается к Богу с молитвой благодарения и ходатайством о Соломоне (см. ком. к 22,2 29,20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Из начальственного и руководительного положения, священство становится в ряды слуг царя, делается не более как одним из органов государственной жизни. Давид дает повеления о распределении служб при храме между разными чредами священников и левитов, и его воля делается законом для священства. Священники перечисляются наряду с главными начальниками и служащими у Давида ( 2Цар.8:15–18 ), и, когда Давиду нужно, они лишь исполняют его волю как в своих священнических делах, так и в сторонних поручениях ( 1Цар.23:9; 30:7–8 ; 2Цар.15:24–37 ). Власть Соломона уже была сильна настолько, что, когда ему нужно было, он без стеснения устраняет священника от службы и ссылает его в заточение ( 3Цар.2:26–27 ); службы при храме по очередям и распределение левитов и священников каждого на дело свое – также делается по распоряжению Соломона ( 2Пар.8:14 ). Такое же властное отношение к священству продолжается и у других царей еврейских, по разделении царства. Иеровоам из политических соображений отстраняет от священства законных претендентов и ставит во священники, кого ему угодно ( 2Пар.11:13–15 ). Иосафат приказывает священникам с другими сановниками идти по городам и учить народ закону Господню, и они должны служить ему наравне со всеми его подданными ( 2Пар.17:7–9 ); он же дает затем священникам судейские должности – и они беспрекословно исполняют его веления ( 2Пар.19:8 ). A Озия, царь, даже «делавший угодное в очах Божиих» ( 2Пар.26:4 ), решил, что и алтарь храма, с его священнослужебными принадлежностями, принадлежит царю, как и все прочее в царстве, и что священники не имеют права возбранять ему, если он захочет, соединить в своем лице с светской властью прерогативы и духовного служения ( 2Пар.26:16 ), и только болезнь царя помешала этому столкновению дойти до своих крайних последствий ( 2Пар.26:19 ). И хотя среди царей иудейских были и исключения, когда положение священства поднималось, а один раз даже поставление самого царя явилось делом священника, долго руководившего затем этим царем в его управлении ( 2Пар.23; 24:1–16 ), но и в этих случаях священство не возвышалось уже никогда до господствующего положения в целом государстве, как то было во времена расцвета теократии: и при благоволении царя, священство оставалось не более как его слугою.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Чужие художники, конечно, частью оставались в стране и натурализовались, и постепенно Израильтяне научились от них искусствам. 1Цар.8:12 предполагает, что Израильтяне сами в состоянии выделывать даже оружие и боевые колесницы. Железные плавильные печи им теперь столь хорошо известны, что они часто употребляются, как образ ( Втор.4:20 ; Иер.11:4 ), и они хорошо были знакомы с работами плавления благородных металлов ( Ис.1:25 ; Иер.6:29 ; Иез.22:20 ; Мал.3:2 ); ср. также подробное описание горшечного ремесла в Иер.18:3 и д. Причисляются ли в Ис.3:3 обрабатывающие металлы к опорам общества, это не вполне достоверно по лексическим основаниям; во всяком случае они считаются такими позднее, когда при первом взятии Иерусалима все художники с богатыми вельможами были отведены в Вавилон, 4Цар.24:16 . Обычно эти ремесленники, естественно, жили в больших городах, где они, как и теперь еще на Востоке, в разных улицах живут цехами. Так в допленное время в Иерусалиме была улица хлебопеков, Иер.37:21 , и позднее И. Флавий упоминает, что кузнецы и плотники имели свои мастерские в так называемом новом городе, на севере Иерусалима 74 . Равным образом в отдельных деревнях процветали определенные ремесла, напр., ткачество из виссона в доме Ашбеи, и горшечное производство в доме Нетаим ( 1Пар.4:21–23 ) 75 . Что союзы цехов ремесленников в послепленное время считались однородными с союзами родов, было уже упомянуто в § 15. Важнейшие из встречающихся в Ветхом Завете отраслей ремесел следующие: пекари ( Иер.37:21 , αρτοποιο, Ios. Arch. 15,309), составители благовонных мазей ( Неем.3:8 ; Еккл.10:1 ; Сир.49:1; 38:8 ), ткачи 76 ( Исх.28:32 ; 1Цар.17:7 ; Исх.26:1 ) изящное ткачество (Cp. 1Пар.4,21 ), белильщики 77 ( Ис.7:3 ), горшечники ( Иер.18:2; 19:1 и т. д. Сир.38:29 ), кузнецы ( Ис.44:12 ; Иер.24:1 78 и д. Сир.38:28 ), литейщики металлов ( 3Цар.7 ), плотники ( Ис.44:13 ; 4Цар.12:12 ), каменотесы ( 2Цар.5:11 ), строители ( Пс.117:22 ; 4Цар.12:12 ), каменщики ( Сир.38:27 ), штукатуры Иез.13:11 , мастера золотых дел (Πесн.7:12; Суд.17:14 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Исаии I. 1) о жизни пр. Исаии, сына Амоса, имеются лишь отрывочные сведения. Известно, что он был женат и имел по меньшей мере двух сыновей ( Ис. 7:3 ; Ис. 8:3.18 ). Из 2Пар. 26:22 ; 2Пар. 32следует, что Исаия был автором повествований о царствовании Озии и Езекии (оба труда не сохранились); 2) пророч. служение Исаии проходило в период царствования Озии и Иофама ( Ис. 6:1 ). Последние сведения о его служении относятся ко времени нашествия Сеннахирима в 701 г. до Р.Х. ( Ис 36–39 ). По иуд. преданию, Исаия во времена царствования Манассии был предан мученической смерти (см. 2Цар. 21:16 ) за то, что утверждал, что видел Господа ( Ис 6 ), и за то, что осмелился сравнить Иерусалим с Содомом и Гоморрой ( Ис. 1:10 ; Ис. 3:9 ). Рассказывали, что царь приказал перепилить полое дерево, в котором укрылся Исаия. Возможно, что в Евр. 11упоминается именно этот факт. Т.о., Исаия пророчествовал минимум 40, а может быть, и ок. 55 лет, если исходить из того, что Манассия вступил на престол в 687–686 гг. до Р.Х. II. Исаия принадлежал к колену Иуды, в уделе которого и проходило его пророч. служение. Он был призван к служению и начал пророчествовать в один из самых трудных периодов в истории своего народа. После относительно спокойного царствования Озии ( 2Пар. 26:8.15 ), во времена правления Иофама, Дамаск и Израиль выступили против Иудеи ( 4Цар. 15:37 ). Такое противостояние продолжалось вплоть до вступления на престол Ахаза ( 4Цар. 16:5 ). В этой обстановке Исаия предсказал скорое поражение противников и распространение власти Ассирии ( Ис. 7 – Ис. 8:1 ; Ис. 17:1.3 ). Произошедшие после этого события подтвердили его пророчество: Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) напал на Сирию и Израиль и захватил Дамаск (733–732 гг. до Р.Х.; 4Цар. 15:29 ; 4Цар. 16:9 ). Спустя десять лет было уничтожено Северное (Израильское) царство и захвачена Самария (723–722 гг. до Р.Х.; см. Ис. 28:1–4 ), а в 711 г. до Р.Х. Саргон начал войну против Азота и Египта ( Ис. 20:1 ). Наконец, Сеннахирим (библ. Синаххериб) вступил в Иудею (701 г. до Р.Х.; 4Цар. 18:13 ) и осадил Иерусалим, перед тем захватив Вавилон, который хотел заключить союз с Иудеей ( Ис. 39:1.2 ). Но благодаря вмешательству Господа ассирийцы были вынуждены отступить, так и не добившись успеха ( Ис. 37:36.37 ). Падение Ассирии было предсказано пророком прежде ( Ис. 14:24–27 ), чем Манассия познал на себе ее власть ( 2Пар. 33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ситуация напоминает описанную в предыдущем 37–м псалме: молчание Давида перед своими гонителями ( Пс. 37:13,14; 38:3 ), реакция Господа на согрешения ( Пс. 37:2–4; 38:10–12 ), полное доверие Господу и упование только на Него ( Пс. 37:16,22,23; 38:8 ). Однако в данном псалме проблема рассматривается несколько в ином ключе. В псалме 37 болезнь обнажила грех , вызвав потребность в прощении, тогда как в псалме 38 болезнь подчеркивает быстротечность жизни и страстное желание получить избавление от страданий (14) перед завершением краткого земного пути. Тема быстротечности, призрачности земного бытия и горькой неизбежности смерти проходит через всю Библию , и полное откровение о существовании бессмертного мира не зачеркивает этой проблемы. Жизнь на земле драгоценна. Радость и любовь, присутствующие в ней, могут быть преходящими, но они неповторимы. Потерять близкого человека означает обрести «печаль к печали» ( Флп. 2:27 ); мы не можем воспринимать мимолетность земной жизни совсем уж безмятежно даже при полнейшей уверенности в существовании Небесного Царства. Давид оплакивал смерть своего маленького сына, хотя и знал, что они могут встретиться снова ( 2Цар. 12:22–23 ), а здесь он сокрушается по поводу возможного сокращения своего земного пути. 2–4 Напряженное молчание. Страшно произнести неверные слова в период тяжелых испытаний. Однако иногда обстоятельства (3, 4) вынуждают говорить, и такое исповедание веры перед нечестивым может оказаться необыкновенно важным (ср.: Пс. 72:15 ). 5–7 Жгучая проблема. В поэтической форме звучит мучительный вопрос Давида (5): «Умру ли я теперь?» Он сознавал, что не следует задавать его перед лицом тех, кто не разделял его веры, поскольку он не должен был вообще бояться или сокрушаться по поводу смерти, зная о грядущей жизни в Царстве Небесном ( Пс. 48:15; 72:24 ). Но вопрос прозвучал в его душе, и Давид вплотную подошел к мысли о мимолетности, призрачности и суетности человеческого существования на земле (6–7). 8–12 Господь – упование мое. Слова ожидать и надежда выступают здесь как синонимы. Если ранее (5) Давид с тревогой спрашивал, умрет ли он, то теперь он видит будущее в правильной перспективе. Возможно, его болезнь неизлечима (11, «исчезаю», т. е. умираю), но ему отпущено, как и всякому другому на земле, определенное Господом время жизни, мера его земного бытия. В этом его упование на Господа: короткая или длинная жизнь, она дана Богом. 9 Избавь… не предавай – в своих гнетущих обстоятельствах Давид полагается исключительно на молитву. Если он не получит ответа на молитву, то враги его будут злорадствовать ( Пс. 37:16,17 ), а для безумных (лишенных нравственных устоев и страха Божьего) он станет объектом насмешек. 10 Это намеренное молчание, к которому его побудил Сам Господь (ср.: ст. 3). 11, 12 Воздаяние Господне за грех – одна из причин сокращения земного пути человека ( Пс. 89:6–10 ), следовательно, Давида беспокоит не исцеление, но прощение (9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

См. 5,3. 3 от колодезя Сира. Названный колодец мог находиться километрах в пяти к северу от Хеврона. без ведома Давида. Повествователь в очередной раз подчеркивает непричастность Давида к убийству Авенира (ср. ст. 21–23, 28, 29, 37). 3 за кровь Асаила, брата Иоавова. См. ст. 30. То обстоятельство, что Авенир убил Асаила, спасая свою собственную жизнь, а также то, что «убийство» это было совершено в битве, ставят под вопрос оправданность и правомочность мести Иоава (14,11; Чис. 35,1–25 ; Втор. 19,11–13 ; Нав. 20,3 ). Помимо желания отомстить за смерть брата, на предательское убийство Авенира Иоава могло толкнуть и стремление избавиться от человека, который мог затмить его при дворе Давида (ср. 20,10). 3 невинен я и царство мое вовек. См. ст. 21,23,26,37. 3 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его. Решение Давида ограничиться проклятием Иоаву и его роду и воздержаться от какого бы то ни было иного наказания может объясняться тем, что царь считал, что у Иоава все же имелась веская причина желать смерти Авенира. Однако преступление Иоава не осталось безнаказанным ( 3Цар. 2,5.6.28–35 ). 3 смертью ли подлого. Как «подлого» здесь переведено древнееврейское слово, обозначающее «глупец»; именно от него образовано имя Навал (см., напр., Шар. 25,3). 3 сильнее меня. См. ком. к ст. 29; ср. 16,10; 19,22. Глава 4 4 весь Израиль смутился. Народ «смутился», заподозрив, по всей вероятности, в смерти Авенира Давида. 4 причислялся к Вениамину. Здесь особенно подчеркивается принадлежность будущих убийц Иевосфея к колену Вениаминову, чтобы показать, что даже соплеменники Саула разочаровались в правлении его дома (см. ком. к ст. 3). 4 убежали Беерофяне в Гиффаим. В Нав. 9,17 Беероф назван в числе четырех городов гаваонитян (небольшого аморрейского народа, обманом заключившего мирный договор с Иисусом Навином). Однако далее, в Нав. 18,25 сообщается о том, что при разделе земли Веероф был дан в надел Вениамину. Как явствует из 2Цар. 21,1.2 , в годы своего царствования Саул стремился полностью истребить гаваонитян, так что, по всей вероятности, именно спасаясь от преследований с его стороны, жители Беерофа и бежали в Гиффаим (местоположение последнего не установлено).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

II. Отношение Бога Промыслителя к духам злым § 47. Бытие злых духов Под именем злых духов в св. Писании разумеются личные, свободно разумные и бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особое, враждебное Богу и добру царство, однако зависимое от Него. Такими изображаются злые духи во многочисленных упоминаниях о них Писания ветхого и нового завета, касающихся их жизни и нравственного состояния, отношений к Богу и людям (приводятся ниже). Убеждение в бытии вообще злых духов – убеждение общечеловеческое; во всех естественных религиях древнего и нового времени есть учение о злых духах. Однако твердую опору это убеждение имеет только в богооткровенной религии, и в ней одной учение о злых духах раскрывается в истинном свете. Но в новейшее время, при усилившемся неверии в бытие мира духовного вообще, многие восстают и против учения о бытии злых духов. Отвергающее их бытие (т. н. адемонисты) в особенности стараются посредством превратных объяснений устранить значение свидетельств откровения о бытии царства злых духов. Так, есть мнение, будто во всех местах Писания, где говорится о злых духах, нужно разуметь не личных духов, но или олицетворенные представление страстей, пороков, болезней, грехов и нечистых наклонностей человеческих, или олицетворенные изображения гнева Божия. Но такое понимание свидетельств Писания о злых духах – явное извращение прямого смысла Писания. Различные наименования падших духов, встречавшиеся в Писании (человекоубийца, искуситель, сатана и др.), приписываемые им свойства и действия (вера и боязнь Бога, знание, лукавство, злоба, ненависть к истине, ложь и др.), обозначаемые в Писании наказания, определенные им, все это дает основание видеть в дьяволе и его ангелах именно личных, разумно-свободных существ. Что касается в частности мнение о злых духах, как олицетворенных изображениях гнева Божия, то против оного достаточно заметить, что гнев Божий может употреблять и действительно употреблял в качеств своих орудий и ангелов добрых (напр. ангел – губитель, совершитель десятой казни египетской – Исх.12:13, 23 ; ангел, поражавший язвою израильтян при Давиде – 2Цар.24:16 ; Ис.37:36 , или ангел, поразивший ассириян при Езекии – 4Цар.19:35 ; Ис.37:36 ). Ангелы, как орудия гнева Божия, изображаются в писании действующими в целях пресечения и наказания зла или греха, а злые духи, напротив, склоняющими и увлекающими ко злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

368 Впрочем, в надпис. Пс. 122, 131 и 133 не во всех списках. В надп. Пс.127 и 132 (по евр. 126 и 133) и по некот. спискам 123 (124) те же указания писателей находятся и в Вульгате. Есть такого рода указания и в сирском переводе; но надписания этого перевода, обыкновенно очень распространенные, с указаниями исторического и духовного, и в последнем случае большею частью христианско-таинственного смысла псалмов, носит на себе ясные признаки происхождения от какого-либо из христианских богословов не ранее 4 в., и потому могут быть указываемы лишь как частные мнения древних христ. толкователей Псалтири, а не как древне-исторические предания церкви ветхозаветной. 369 См. Напр. Hitziga – die Psalmen ubersetz und ausleg Einleit… Этого же взгляда держится отчасти и Delitzsch в die Psalmen См. его замеч. на Давидовы псалмы в 4 и 5 книгах Псалтири по евр. разд. 372 За исключением псалмов 25, 26, 27, 28, 35, 37, 103, 138, 144, (по евр.), где в еврейском стоит одно только – и 122, 124, 131 и 133, где оно соединяется с , имеющим относительно позднейшее происхождение. 379 Кто был этот Куш (), положительно сказать нельзя. 70, также Златоуст, Августин, Гр. Нисский принимают за Хусия (Χουσ) друга Давидова; но он в истории называется Архитянином (), а не сыном Вениаминовым ( 2Цар.15:32–37 ), да и самое имя его по евр. пишется иначе . Может быть это собственное имя какого-нибудь недоброжелателя Давидова из колена Вениаминова, каких у Давида во времена Саула, да и после, но все продолжение его царствования, было не мало ( 1Цар.22:7, 24:10, 26:19 ). См. Delitzsch на этот псалом. Но очень вероятно, что слово Куш употреблено здесь не как собственное имя, а в значении нарицательного ( Эфиопянин, чернокожий, почему в немецком переводе den Mohren), как символическое имя человека низкого, черной души. Подобный символ употребляется у Иер.13:23 и Ам.9:7 . В этом случае под Кушем можно разуметь вообще врага Давидова и, всего лучше, самого Саула, на черную неблагодарность которого и несправедливые гонения заметны в псалме довольно ясные намеки. Ср. особенно Пс.7:4–5 с 1Цар.24:7,12,14 и 26:8–10; ст. 9–10 с 24:13,16 и 26:10,23,24. Так объясняют: Тартум и многие Иудеские толкователи, бл. Иероним, из позднейших – Hengstenberg, Tholuck, Gerlach и наш отечественный толкователь Ириней Архиеп Псковской (см. изд. Свят. Синод. Толк. псалмов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010