10:1–14 В описании самоубийства Саула (10,1–7), надруганий над его телом (10,8–10) и погребения (10,11.12) летописец следует 1Цар. 31,1–13 , добавляя лишь причину постигшей Саула трагедии. 10 падали пораженные. Гибель воинов (10,1), самого Саула (10,4.6–8.12–14), его сыновей (10,2.6–8.12) и оруженосца (10,5) свидетельствует о том, что его постигло суровое наказание от Бога (10,13). 10 весь дом его. В битве погибли трое сыновей Саула (10,2), но род его не пресекся, поскольку один из сыновей, Иевосфей, остался в живых (8,33; 9,39; 2Цар. 2,8 ). Род Саула был отрешен от власти, и на смену ему пришел Давид и основанная им династия, которую Бог поставил царствовать над Израилем вовеки (см. ком. к 17,1–15). 10 сняли с него голову. Так же Давид поступил с поверженным им Голиафом ( 1Цар. 17,51 ). Надругание над телом Саула подчеркивает бесчестие его поражения и гибели. 10 за свое беззаконие... не соблюл... обратился к волшебнице. Летописец указывает на причины, которые вызвали события, описанные в 10,1–12. Смерть Саула и отрешение от царства его рода было Божией карой за беззаконие, выразившееся в том, что он не внял словам Господним и не взыскал Его. Летописец представляет Саула отступником: верхом творимого им беззакония стало обращение к волшебнице в Аэндоре ( 1Цар. 28 ), строго запрещаемое во Втор. 18,9–14 . 10 не взыскал Господа. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 11 1129,30 Царствование Давида настоящего руководителя и вождя центральная тема в историческом повествовании летописца. Говоря об отдельных его ошибках и неудачах (13,7–11; 4,3; 21,1–6), он, тем не менее, умалчивает о тягчайших из них, известных нам из книг Царств ( 2Цар. 11,1 12,14). Особое внимание уделено оказанной Давиду повсеместной поддержке народа (11,1 12,40) и совершаемым им приготовлениям к строительству храма (13,1 29,30). 1112,40 Представители всех колен воодушевленно последовали за Давидом, в результате чего он объединил под своей властью всю территорию Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Летописец располагает этот материал в виде расширенного киязма: А Б В Г В» Б» А, т.е.: помазание Давида в Хевроне и последующее его утверждение в Иерусалиме (11,1–9); военная помощь, пришедшая к Давиду в Хевроне (11,10–47), в Секелаге (12,1–7), в пустыне (12,8–19), в Секелаге (12,20–22) и в Хевроне (12,23–37); помазание Давида в Хевроне (12,38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Псалмопевец говорит о том, что, когда Вавилону воздадут (и кто может тут возразить ему?) в той же мере, в какой он поступил с Иерусалимом, это будет только справедливо (что ты сделала нам) (8). И это совершит Судья всей земли ( Быт. 18:25 ; Рим. 2:5–6 ). Опустошение, которое они видели в Иерусалиме, свидетельствует против Вавилона, но Святой Бог управляет миром справедливо, и Вавилон получит по заслугам. 9 Проклятия, обращенные на Вавилон, правомочны (ср.: 4Цар. 8:12 ; Ис. 13:16 и т. д.): с ним следует поступать так, как он поступал с другими. Псалмопевец не говорит, что он хочет, чтобы это свершилось, но он знает, что это должно произойди, ибо мы живем в мире, где правит Господь. Псалом 137. Новые горизонты, свежий взгляд Это одна из тех ситуаций, когда единственный случай открыл новое видение, заставил по–новому посмотреть на характер Бога (1–3), на будущее мира (4–6) и личную безопасность (7–8). О конкретных обстоятельствах мы знаем только то, что полученный Давидом ответ на молитву придал ему новые силы и побудил его воздать хвалу Господу перед лицом разных так называемых богов. Он почувствовал, что знает Господа как никогда раньше (2). Он познал, что ни жизненные невзгоды, ни враги (7) не смогут повредить ему или воспрепятствовать свершению замысла Божьего (8). Возможно, все это относится ко времени выступления филистимлян против молодого иудейского царства ( 2Цар. 5:17–21 ), когда в ответ на молитву Давида, в которой он вопрошал Господа о том, как ему действовать, Господь даровал ему знаменательную победу и разметал по полю битвы филистимских «истуканов». Как бы то ни было, все свершилось просто через молитву. Именно в молитве откровение Господа открывает нам новые горизонты (2), именно через нее мы обретаем духовное возрождение (3), новое видение мира (4) и твердое упование на Бога (7–8). 2 Пред… храмом – слово «храм» использовано во 2Цар. 1:8 для обозначения святилища в Силоме. Во времена Давида святилище (или скиния собрания) находилось в Гаваоне ( 2Пар. 1:3 ), однако, скорее всего, здесь речь идет о небесном храме (ср.: Пс. 17:7 ). 4–6 Твердая уверенность в грядущем всеобщем славословии Господа: прославят… все. Слова уст Твоих возвещают славу, т. е. означают, что Господь во всем величии Своей славы идентифицируется со смиренными. Это та истина, которая в ответ на молитву открылась взору Давида и которая произвела в нем внутреннее преображение. Он убедился, что она завоюет весь мир и что с ней он может с уверенностью смотреть в будущее. Псалом 138. Великий Бог и его творение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Таковы – жертвы: какой же жребий ожидает их? Такой, какой приготовляет им гнев Бога, который есть огонь пожирающий. I, 14–18. II. Иуда и язычники Таким образом Иуда погибнет, избранный народ будет истреблен! Какое странное разногласие между этими ужасающими предсказаниями и усладительными надеждами, которые были порождены преобразованиями, совершенными Иосией! Но между тем было еще средство отвратить грозу, заклясть гибель, – это средство было обращение сердца. Пророк старается убедить в этом свой народ, «этот народ, не знающий, что значит – стыдится своих грехов». II, 1, 2. Однако он это выражает в немногих словах, предчувствуя, что его увещания останутся без действия, и спешит обратить свою речь к «людям добра, к малому числу смиренных и кротких, которые, может быть удостоятся пощады среди погибели их народа». II, 3. «Ибо, прибавляет он непосредственно за этим, Газа будет покинута и пр.» и здесь начинает свои предсказания против язычников. Этот переход внезапный и непредвиденный, с первого взгляда кажется весьма трудным для объяснения; но смысл этого ибо находится в III гл. 6, 7. Евреи должны были бы узнать из гибели своих соседей, как Бог наказывает почитание идолов и вины язычников; они должны были бы знать, что, делаясь язычниками, они подвергаются тем же наказаниям, и что перед Богом может устоять только тот, кто смирен и кроток сердцем. Пророк возвещает суды Божии сначала двум языческим народам, живущим на границах Иуды: Филистимлянам, к западу (II, 4–7), Моавитянам и Аммонитянам, к востоку (IV, 8–10). Он называет только четыре филистимских города (см. также Иер.25:20 ; Амос.1:6–9 ); Зах.9:5–6 ), потому что Геф был взят Давидом (Nap.18:I) и с того времени, не смотря на успехи Филистимлян при Иораме ( 2Пар.21:16 ), он оставался под владычеством царей Иудейских или был возвращен им. ( 2Пар.24:6 ; 4Цар.18:8 ). Оригинал содержит в себе много паронимов, которые не могут быть переданы на новых языках: Газа будет покинута; Екрон искоренится; имя Критян, данное Филистимлянам, которые впрочем были переселенцами из Крита, намекает на еврейское слово отсекать, истреблять. Азот будет выгнан среди дня, то есть в самый жаркий час дня, когда всякий покоится, когда всего менее ожидают этого ( 2Цар.4:5 ; Иер.15:8 ). Заметим, что здесь Софония говорит уже о времени когда Иуда возвратится из своего плена и овладеет землею своих соседей и врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

часть Господа – народ Его; Иаков – наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне и степи, где вой пустынный; оградил его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока своего. Как орел стережет гнездо свое, носится над питомцами своими, распростирает он крылья свои, берет его, носит его на крылах своих; так Господь один водил его, и не было с ним чужого Бога. Он вознес его на высоту земли, и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня, и елеем из скалы кремнистой, маслом коровьим, и молоком овечьим, и туком агнцев, и овнов Васанских, и козлов, и самою тучною пшеницею; и ты пил вино, кровь виноградных лоз» ( Втор.32:6, 9–14 ). И никто другой, как священство, был посредником в этих нежно-отеческих отношениях Бога к народу. Никому, как только одному священству, были вверены все божественные заветы и повеления и, как эти последние обнимали собой всю жизнь народа, но и священству вверялась тем самым вся народная жизнь во всех ее сторонах и подробностях. И даже последующие за временем Моисея события в народной жизни, как, напр., ослаблявшие, по-видимому, теократический строй народной жизни, как, напр., появление у Израиля царей и развитие сверх государственной жизни, не могли существенно уменьшить широту и силу влияния священства на народную жизнь. To правда, что при царях еврейское священство уже не имело того всеобщего и непререкаемого авторитета, как это было во времена чистой теократии при Моисее и его ближайших преемниках; напротив, само священство, с развитием внешне-государственной жизни еврейского народа, стало в ряды органов государственной жизни, подчиненных царям ( 2Цар.8:15–18 ; 1Цар.23:9, 30:7–8 ; 2Цар.15:24–37 ; 1Цар.2:26–27 ; 2Пар.8:14, 2:13–15, 17:7–9, 19:8, 26:4, 26:16 ). Но, не говоря уже про то, что такое положение теократических начал в жизни народной лучшими людьми из самого же народа – пророками, «прозорливцами» и разными «людьми Божиими» – всегда сознавалось, как отступление от нормальной жизни народа, завещанной ему Моисеем и всеми преданиями ( ; Ос.8:1, 11:5, 14:1–3 и др.); замечательно то, что и в период самостоятельной государственной жизни еврейского народа, когда лишь само государство крепло, росло и смело выдерживало натиски грозных соседей, когда в нем пробуждалась прежняя теократическая сила духа, когда и народ, и цари обращались к Иегове, и когда оживала вся церковная жизнь, так что и еврейские историки при оценке каждого нового царствования прилагают одну мерку: был ли царь «угоден в очах Божиих» или же «ходил в след Ваала»; в первом случае пробуждение теократических начал связывается с успехом в государственной жизни, во втором – религиозное охлаждение приводит к упадку и в других сторонах государственной жизни ( и др.)·

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Мис.: «Слушайте и речь мне не прерывайте, Музыкальная игра во зло бывает тогда, когда музыка употребляется в сообществе пьяных мужчин и женщин, пользующихся незавидной репутацией, припевающих под музыку разные неприличные песни, возбуждающие страсть и похоти. Такие игры, действительно, запрещены в св. Писании. Премудрый Сирах говорит: «Сладкопение муссикиева в пиршестве вина» ( Сир.32:7,8 ). Потом повелевает: «Вовремя вставай, а не последи (иных) в дом отыди, и не ленися» ( Сир.32:13 ). Сказав это, научает: «Тамо (т. е. в своём доме) играй и твори помышления твоя, и не согрешай словом гордым» ( Сир.32:14 ). А в стихе 4-м «наказывает старейшине так: «Глаголи, старейшино, подобает бо ти, испытною хитростью, и не возбрани муссикии». Вот видите: «муссикия» в своём доме не возбраняется, а в пиршестве вина не похваляется. С такого пира повелевается скорее встать, уйти в свой дом и тамо играть и творить благочестивые помышления. В роде человеческом первый изобретатель музыки есть Иувал. «Сей бяше показавый певницу и гусли» ( Быт.4:18,21 ). Св. Иоанн Златоуст , перечислив роды занятий того временя, – между прочим, и изобретение Иувалом певницы и гуслей, говорит: «Смотри, как мало-по-малу встроилось благосостояние рода человеческого» (толк. на Быт. стр. 179 том. 4-й). Это благосостояние некоторыми употреблялось не во славу Божию, а во славу идолам: Навуходоносор царь, при поклонении златому телу, по велел играть в трубы, свирели, гусли и проч. (см. Дан.3:7 ), но его обличили тогда св. трие отроки. Это же благосостояние употреблялось и во славу Божию, а не во славу идолам: Давид царь, неся киот Господень с трубным гласом, сам – «бряцаше во органы устроены пред Господем», ( 2Цар.6:14–15 ) Жена же его Мелхола посмеялась над ним, за что и была наказана от Бога ( 2Цар.6:16–23 ). Следовательно, музыкальное изобретение есть благосостояние рода человеческого и этим благосостоянием можно угождать Богу, можно и злоупотреблять. Царь Давид, когда поставил киот в скинию, определил к нему следующих лиц: «Иоиила играть в орган, псалтырь и гусли; Асафа возглашать в кимвал; Изанея и Озила, священников, трубить всегда в трубы пред киотом завета Божия» ( 1Пар.16:5–6 ). «Священницы же стояху на стражах своих и Левиты во органы пояху песни Господни, яже сотвори Давид в похвалению Господа... и священницы пояху трубами пред ними, и весь Израиль стояше» ( 2Пар.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сначала эта гроза касается трех соседних народов: сириян за их неслыханпую жестокость над галаадитянами (см. 4Цар.10:32 и д. 4Цар.13:7 и 2Цар.12:3,13–5 ); филистимлян и финикиян, предавших эдомлянам иудейских пленников, которых эдомляне продавали купцам из южной Аравии, торговавших невольниками (ср. Иоиль.4:3 и д. 2Пар.21:16 и д. Авд.1:6–10 ). Потом гроза захватывает четыре родственные израильтянам народы: эдомлян за их непримирную вражду к родственному иудейскому народу, особенно открывшуюся при завоевании Иерусалима ( 2Пар.21:19 и д.) ( Ам.1:11,12 ); аммонитян за их бесчеловечие к галаадским женщинам (ср. 4Цар.8:12 ) ( Ам.1:13–15 ); моавитян за отпадение от Господа ( Ам.2:1–3 ) и останавливается наконец над царством израильским, за совершенное отпадение от Господа, открывающееся в подкупности судей, угнетении бедных, кровосмешении, нечестии ( Ам.2:4–8 ), грубом забвении божественных благодеяний ( Ам.2:9–10 ), ругательствах над законом Божиим и пророческим словом ( Ам.2:11,12 ): за все это постигнет их погибель, от которой никто не спасет их ( Ам.2:13–16 ). II. Грехи народа 3:1–6:14 Так как Израиль – избранный народ, то Бог потому и накажет его ( Ам.3:1,2 ). Господь уже дал познать Себя; землетрясение служит знамением, что Он хочет судить и наказать грешников ( Ам.3:3–6 ); поэтому теперь возвещают и пророки, что Господь имеет нечто в виду ( Ам.3:4–8 ). Суд должен наступить. Первая причина, вызвавшая его, есть своекорыстие, несоблюдающее права. Но Господь отнимет все приобртенное своекорыстием. Мало останется от народа и ничего от идолослужения, роскоши и пышности ( Ам.3:9–15 ). Вторая причина суда – ожесточение. Богатые самаряне (сытыя юницы), не отстают от своих неправд, от пьянства, лицемерной ревности к идолам, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, войною и землятресением ( Ам.4:1–13 ). Третья причина суда – презрение ко спасению. Пророк оплакивает Израиля, как потерянный навсегда народ; еще впрочем он мог бы жить, если бы искал Господа, Который все может.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

9 Я освятил сей храм. Святостью храм наделило присутствие в нем Господа (8,10–13.29). 9 И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид. Владычество потомков Давида над Израилем находилось в прямой зависимости от их верности Господу (см. 2,2.3.4 и ком.). 9 Я истреблю Израиля с лица земли. Факт построения и освящения храма не снимал ответственности за отступничество от завета впредь на все времена (см. 6,11–13 и ком.; Иер. 19,8 ). Это значит, что предусмотренные заветом наказания все так же угрожали Израилю в случае нарушения им своих обязательств ( Втор. 28,37 ; Иер. 19,8; 49,17 ). 9 за то, что они оставили Господа, Бога своего. Другие народы станут свидетелями невероятного события: Бог Израиля уничтожает Свой храм и отправляет в изгнание Свой собственный народ ( Втор. 29,24–28 ). 9 По окончании двадцати лет. Учитывая предыдущие хронологические указания (6,1.37.38; 7,1), речь может идти самое раннее о 946 г. до Р.Х. 9 царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. Соломон с Хирамом уже ранее заключили договор (5,1–12), однако сейчас, по-видимому из-за финансовых затруднений, Соломон в обмен на 120 талантов (приблизительно 4 тонны) золота (см. ст. 14), присланных Хирамом, предоставил в его распоряжение двадцать галилейских городов (ср. 2Пар. 8,1.2 ). 9 Милло. Милло принято отождествлять с насыпными террасами. По мере роста Иерусалима вширь приходилось насыпать земляные террасы для укрепления городских фортификационных сооружений (см. 24; 11,27; 2Цар. 5,9 ; 4Цар. 12,20 ; 2Пар. 32,5 ). Гацор, и Мегиддо, и Газер. Стратегически важные города, расположенные на главных торговых путях. Гацор и Мегиддо (Мегиддон) находились на севере: первый приблизительно в шестнадцати километрах западнее Галилейского моря, второй в тридцати километрах к западу от реки Иордан и в сорока восьми километрах от побережья Средиземного моря. Газер располагался приблизительно в тридцати двух километрах к северо-западу от Иерусалима. 9 Фараон... пришел и взял Газер. Газер оставался хананейским городом, несмотря на то, что был завоеван израильтянами ( Нав. 16,10 ; Суд. 1,29 ). Фараон отвоевал Газер, вероятно, у филистимлян. Поскольку Израиль и Египет были союзниками (3,1), в интересах обоих государств было не допустить, чтобы Газер оставался под контролем враждебных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Это и отмечает евангелист в словах: «Давид же царь родил Соломона от Уриевой (жены)». Эти слова выражают значение второй эпохи родословия ( 2Цар. 11:2–12:25 ), в которой евангелист уже не отмечает никаких нравственно-мессианских прообразов и только исключает трех потомков Иорама от дочери Ахава и Иезавели, род которых обречен был на полное истребление в царстве Израильском и к которому в царстве Иудейском ради Давида и завета Божия с ним мог быть только применен закон об исключении потомства ненавидящих Бога до третьего и четвертого рода ( 2Пар. 21–25 главы, особенно 21:6–7, 20; 22:3–4, 9; 24:25; 25:14–16, 28; ср. паралл. 4Цар. 11–14 ; об Ахаве и Иезавели: 3Цар. 21 ; 4Цар. 9–10 ; ср. Исх. 20:5, 34:7 ; Чис. 14:18 ; Втор.5:9, 23:8 ; Иер. 32:18 ). Давид раскаялся во грехе своем, плод блуда его с Вирсавией умер, Соломон родился уже от законной жены Давида; но не умерла в Давиде и не могла умереть унаследованная сила греха, влекущая величайшего из ветхозаветных царей – Давида – к чувственности, прелюбодеянию и коварному убийству преданного царю, ни в чем не повинного и ничего не подозревавшего Урии. Потомки Давида, а с ними и весь Израиль, падали еще ниже и вели его царство к неизбежному концу. Так грех , как сила смерти и всякого разрушения, делает невозможной фарисейскую мечту о восстановлении вечного и всемирного царства Давидова в его чувственно-эгоистичном и чисто человеческом виде. Только Безгрешный Еммануил мог основать вечное и вселенское царство, но не на плоти и крови, а на чистоте сердца и святости духа. С поколением царей эпохи Вавилонского плена (Иехония и братья его) окончилось царство Иудейское и прекратилось царственное потомство (ср. 4Цар. 24–25 и 2Пар. 36 ) Давида, имевшего четырнадцать законно-теократических потомков-царей и столько же предков от Авраама. После того царственный род Давида обратился в усеченный ствол или корень, из которого должен был в свое время появиться Росток, имеющий произрасти во всемирное древо вечного Царства Божия среди всех народов земли ( Ис. 11:1, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Обыкновенно действующая причина (личный виновник) при страдательных глаголах вводится посредством 1114 . Правда, и с неопр. наклонением в причинных предложениях все-таки иногда употребляется (ср. Втор.10:15 ==«так как он возлюбил их»); но обычное значение его в этом случае – «чтобы» 1115 . Окончательно вопрос, в применении к данному случаю, решается рассмотрением примеров употребления в Библии именно сочетания (о чем у нас немного ниже). Мнение же защитников причинного значения может быть опровергнуто и на почве комментария, потому что комментарии то у них дается весьма странный. «Так как есть завет Мой с Левием», по словам Рейпке, значит: «так как Я заключил с коленом Левия союз, который дает Мне право и возлагает на Меня обязанность обличать вас, священников, и посещать вас наказаниями, в случае неисполнения вами своего долга» 1116 . «Обязанность Бога» – понятие для ветхозаветного пророка едва ли возможное. Да и зачем Богу формальное оправдание (юридическое) для Его мероприятий против священников, когда для этих мероприятий так подробно указано реальное основание в 1:6–14? Выходит, что как будто Бог оправдывается в налагаемых Им наказаниях, тогда как, напротив, вся 1 глава не оставляет уже ни малейшего сомнения в их законности и необходимости. Велльгаузен дает такое толкование: Я послал эту заповедь (а не тотчас дал волю Моему гневу) – в виду Моего старого завета с Левием 1117 . Но, как справедливо возражает ему Новак, помещенная в скобках вводная мысль слишком существенна для общего смысла, чтобы без нее настоящее место все-таки могло сохранить такое же значение. А затем, толкование в смысле выражения – «в виду моего старого завета с Левием» – слишком натянуто 1118 . Итак, удобнее переводить – «чтобы». Но что такое , – подлежащее, или сказуемое? Глагол может иметь и значение вспомогательного глагола, и – среднего («существовать»). Мы полагаем, что для решения спора о взаимоотношении , и необходимо рассмотреть библейские случаи употребления . Таких случаев всего 57: Быт.10:8 17:7; 34:22; Исх.23:1; 28:28; 36:18; 39:21; 40:15 ; Лев.11:45; 20:26; 22:33; 25:38; 26:45 ; Чис.15:41 ; Втор.4:20; 7:6; 14:2; 26:18; 24:4; 26:17 ; Нав.7:12 1Цар.14:21 ; 2Цар.7:8, 29; 12:10 ; 3Цар.8:16 16, 4Цар.15:19 Ис.49:6 56:6; Иер.13:11; 29:26; 34:16 ; Иез.17:8, 14 20:12; 27:7; 44:7; Ион.4:6 Мих.5:1, 1 ; Мал.2:4 ; Притч.24:1 ; 1Пар.17:7, 27; 28:4 ; 2Пар.6:5 6:5, 6, 23:16; Есф.8:13 Из них в 42 случаях за следует имя, служащее сказуемым, а подлежащим подразумевается ближайший пред тем упомянутый предмет или лицо; в остальных же 15 случаях 1119 или просто подчинено глаголу, как дополнение, или имеет на лицо и подлежащее, или получает какое-либо иное объяснение. Отсюда видно, что есть сказуемое, а подлежащим надо подразумевать . Перевод, следовательно, получается: «чтобы она была заветом Моим с Левием».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Наконец, что касается моавитян, то, по свидетельству библии, они, подобно амаликитянам и идумеянам, враждебно встречают евреев еще в то время, когда эти последние шли в обетованную им страну. В страхе пред грозными завоевателями из Египта они спешат низвести на них проклятие устами Валаама и отказывают им в самых необходимых жизненных потребностях ( Чис.22 ; Втор.23:4 ), а вскоре за поселением евреев в занятой ими стране налагают на них свою тяжелую руку почти на 20 лет ( Суд.3:12–15 ). При Сауле евреи снова ведут с ними войны, и, хотя перевес в них остается на стороне евреев, однако подчинить своей власти этих соседей-врагов они еще не могут ( 1Цар.14:47 ср. 2Цар.8:2 ); это выпало на долю уже преемника Саула, Давида. По разделению общееврейского царства на два, моавитяне остаются в зависимости от царей израильских; но, воспользовавшись смертью Ахава, решаются освободиться от этой зависимости и отказываются платить дань ( 4Цар.3:4–5 ). Иорам израильский и Иосафат иудейский предпринимают по этому поводу союзный поход против моавитян и сильно поражают их ( 4Цар.3:6–27 ); но еще при жизни Иосафата они снова вторгаются в страну евреев ( 2Пар.20 ). Соседним народом по восточной границе евреев до пределов царства сирийского были родственные по происхождению моавитянам аммонитяне. Соседство, родство и одинаково глубокое чувство неприязни к евреям делало их почти постоянными союзниками моавитян в их вторжениях в страну евреев и почти такими же врагами их. В качестве союзников моавитян они принимают участие в походе моавитского царя Еглона и порабощают себе евреев на 18 лет ( Суд.3:12–15 ). Затем, воспользовавшись нападением на евреев западных их соседей, филистимлян, по смерти седьмого судии еврейского, Иаира, уже самостоятельно делают нападение на евреев, «теснят» и «мучат» сынов Израиля также в течение 18 лет и, наконец, переносят свое оружие из Галаада за Иордан ( Суд.10:7–10 ). Борется с ними судия Иеффай ( Суд.11:32–33 ), ведет с ними войны Саул ( 1Цар.11; 14:47 ) и Давид ( 2Цар.10, 11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010