На основании ст.6 (ср. Числ.10:35–36 ; 2Цар.6:15 и д.) многие считали этот псалом песнью, которую воспевали во время перенесения ковчега завета или при Давиде на Сионе, или при Соломоне, в храм, или же при возвращении кивота после победы над языческими народами. По нашему мнению, эту песнь воспели торжествующие победители после чудесной победы Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго пред возвращением в Иерусалим (сыны Кореовы были тогда в войске; 2Пар.20:10 ). Упомянутые языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Господь предоставил им в особенное наследие (ст.5, ср. 2Пар.20:11 ); но они сами понесли постыдное поражение, при чем весьма ясно открылось, что Иегова есть страшный Бог и Господь над язычниками. Если справедливо, что и после времен Давида брали на войну кивот завета, то ст.6 несомненно можно относить к возвращению кивота завета на Сион (взыде Бог, т.е. на гору Сион), после упомянутой победы Иосафата; но сомнительно впрочем, чтобы и в это время кивот сопровождал войско на войну. В ст.2 псалмопевец обращается к побежденным и другим соседним языческим народам, на которых чудесное спасение народа Божия произвело глубоко потрясающее впечатление ( 2Пар.20:29 ) прославлять Господа радостными восклицаниями 321 ; Он показал Себя всемогущим Господом мира (ст.3), так как доставил Израилю славную победу над языческими народами (ст.4) и этим утвердил его в обладании своим наследием (ст.5) 322 . – Бог победил неприятелей; псалмопевец представляет Его сшедшим с неба, присутствующим в войске Израиля и шедшим впереди его. После одержанной победы войско возвращается в Иерусалим, а Бог (по представлению псалмопевца) снова восходит на небо (ср. Пс.7:8 ), причем его сопровождают торжественные восклицания и радостный звук труб (ст.6). Следя очами веры за возносившимся Богом, псалмопевец побуждает свой торжествующий народ воспеть песнь Богу, Царю Израиля (ст.7), Царю всего мира (ст.8), могущественному Царю и язычников (ст.9). Затем пророческим взором он (ст.10) обращается к будущему, ко времени разнообразно воспетому пророками (ср. Ис.2и д. 60:3; Зах.9:7 ), когда язычники с своими князьями во главе ( Пс.71:10 ) присоединятся к народу Божию и его богослужению. Так должно быть, потому что и язычники, языческие князья, в очах Божиих назначены к чему-то высокому (вознесошася); не только для Израиля, но и для них предназначено будущее спасение Мессией 323 . Псалом 47. Чудесная защита города Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Иоил. 1:17 ). От них же занято в книгах Маккавейских 46 исправлений, 30 дополнений и 17 исключений; места же 1Мак. 1:17 . 2Мак. 2:31. 32. 4:13. 13:25 . 3Мак. 1:16. 5:10. 7:3 . у Петровских исправлены несколько иначе, а 2Мак. 7:36. 10:31. 11:2 . читается по первопечатному. По указанию Петровских исправителей, в издании Библии 1751 г, сделаны многие перемены в разделении глав и размещении стихов. Такие перемены можно видеть в главах Быт. 3:6 . Исх. 6. 37 . 3S. 39. Втор. 28 . Нав. 6 . 1Цар. 22 . 3Цар. 3 . Иов. 39 . Прит. 15 . Еккл. 12 . Прем. Сол. 8. Сир. 27. 48 . и др; в стихах Быт. 47:4 . и др. В 3 книге Царств в этом отношении Елизаветинские исправители значительные поправки сделали и от себя. Не редко в издании Библии 1751 г. помещаются в строке, вместо Греческого, или внизу, после Греческого, бывшие у Петровских исправителей чтения по тексту Еврейскому 2Цар. 6:1 . 4Цар. 11:8 . 1Пар. 4:2. 20:3 . 2Пар. 29:32. 34:3 . Иов. 38:18. 26 . Иса. 3:17. 9:8. 25:8. 51:1. 63:11. Иер. 2:2. 19:2. 25:26 . и др. Или по Вульгате 2Цар. 16:1 . 3Цар. 21:20 . 4Цар. 13:10 . 2Пар. 1:17. 13:21, 30:27 . Прем. 1:16 . и нек. др. Приняты и многие замечания на трудные слова (схолии) 4Цар. 3:4. 9:27. 23:5. 7. 24:2 . 1Ездр. 1:8 . Неем. 1:1. 2:1. 3:26 . Иез. 44:3 . Наум. 1:10 и мн. др. 12 (по преж. кат. 462). Собрание нескольких книг Ветхого Завета, XVI в. пис. полууставом, переходящим в скоропись, в четвёртку, 364 л. Л. 1. Книга исса сна навгина. Л. 44 об. Книги. илвыхъ. Л. 91 об. Книги глаголемы ръ. Л. 99. Книгы глемы самоил црьтво пръвое. Л. 167 об. Црьство. вътр двдво. Л. 227. Црьтво третьее. Л. 294 об. Црство. четверто. Л. 351 об. Книга глемы есерь. Во всех сих книгах текст тот же самый, и с теми же опущениями, как и в полных списках 1–3. Но разделения на главы нет. В некоторых местах заметны, впрочем, свои чтения, более близкие к Греческому. Нав 5:9 . и мсто тога гагалъ и до сего дни ( 1–3 могила, Греч. Γλγαλα), 1Цар. 16:6 . нн пр гмъ хс его ( 1–3 црь, Греч. χριστς), 7. и не ко же бо члкъ види бгъ ( 1–3. его же бо не види члкъ, види бъ, Греч. οχ ς μβλψσεται, ψσεται θες). Иногда исправляется язык перевода 1Цар. 2:8 . и гноища възнос нища да посадить с могщими люми ( 1–3 стравле, с могтьми люскыми).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Авраам и Исаак имели сношения с этим населением, которое тогда имело еще познание об истинном Боге ( Быт.21:22–34, 26:1–22 ). Но после филистимляне предались идолопоклонству, особенно служению Дагону, Веельзевулу и занимались волхованием ( 1Цар.5:2 ; 4Цар.1:2 ; Ис.2:6 ). Во времена Иисуса Навина, филистимская страна была разделена на пять областей. Замечательнейшими здесь городами были: Газа, Аскалон, Азот, Геон и Аккарон ( Нав.13:3 ). Хотя эта страна составляла часть обетованной земли однако она оставалась во власти филистимлян угнетавших израильтян почти во все время судей ( Суд.3:31, 10:9–8, 13:1–16 ). При первосвященнике Илии, они даже взяли в плен ковчег завета, за что и были наказаны Богом ( 1Цар.4:5 ). Во время царствования Саула, Ионафан и Давид часто побеждали их ( 1Цар.7:10,11, 13:3,4, 14:1–46, 17, 18:25–27 ); но вскоре они получили преобладание и разбили евреев на горах гелвуйских ( 1Цар.28:1, 29:1–31 ). Давид покорил их, a Соломон наложил на них дань ( 2Цар.8:1 ; 3Цар.4:21 ). При Иоране они отложились от Иудеев и нанесли им сильное поражение ( 2Цар.21:16 ). Озия опять поработил их ( 2Пар.26:6,7 ). При Ахазе они снова отложились и делали частые нападения на пограничные области Иудеи ( 2Пар.28:18 ). Возвещенные против них пророками угрозы исполнились, когда Египтяне, a потом Навуходоносор н Александр Македонский завоевали филистимскую землю. В славянской Библии филистимляне почти везде называются иноплеменниками, так как происходили от чуждого евреям Хамова племени, тогда как сами евреи, a равно и соседние им народы аммонитяне, мавитяне и др. происходили от племени Симова. 9 Моавитяне, происходившие от Лота ( Быт.19:37, 36:35 ), населяли небольшую область на востоке от Мертвого моря, граничившую на юге Идумеей, на севере рекою Арноном и областью колена Рувимова, a на востоке пустыней ( Чис.21:13; 32:33 ). Не смотря на родственное с евреями происхождение, не смотря на то, что евреям в силу этого родства запрещено было нападать на них ( Втор.2:3 ), моавитяне во время своего существования были самыми жестокими врагами евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Если деятельность какого-либо «судии» из экстренной миссии спасения от врагов переходила в более продолжительную и спокойную задачу управления народом, то такое управление имело главной и характерной своей функцией лишь «суд» ( Суд.4:4–5 ); но и в числе обязанностей священства всегда было дело суда, так что «судии» израильские не составляли еще какого-либо нового самостоятельного вида власти, который бы отодвигал священство на задний план. С появлением у израиля царской власти для священства начинается второй период: для теократии это – время упадка. Пусть в этот период больше было внешнего блеска в церковной жизни, чем в какое-либо другое время: так, при Давиде было избрано место для пребывания ковчега завета и будущего храма в столице государства ( 2Цар.6:1–19 ), священство и левитство были поставлены правильными очередями и разрядами к службе ( 2Цар.23–26 ), заведены были певцы, музыканты, привратники ( 2Цар.15 ); при Соломоне построен был великолепнейший храм, службы совершались с правильностью и великолепием ( 2Пар.8:12–15 ), жертвы поражают грандиозностью: Соломоном, напр., была принесена однажды мирная жертва, состоявшая из 22,000 голов крупного скота и 12,000 мелкого ( 3Цар.8:63 )! Правда, весь этот внешний блеск церковной жизни продолжался не с одинаковой силой во все время царей: по разделении царства, храм нередко подвергается запустению, церковные службы и торжества умолкают, пока, наконец, после долгой смены времен то упадка, то обновления церковной жизни, храм постагает последняя участь разрушения. Но и в наиболее славные времена процветания храма и церковной жизни, было больше наружного блеска, чем той простой, но могучей, силы теократии, которая держала еврейское общество во времена Моисея и его преемников. Священство лишается первенствующего значения в обществе и более подпадает под власть царей. Уже первый царь – Саул имел столкновение с Самуилом, – столкновения, в которых царь не легко мирился с верховным надзором за собой священника: не напрасно Самуил несочувственно отнесся к просьбе народа поставить царя, видя в этой просьбе отвержение себя ( 1Цар.8:6–7 )! Два раза Саул не послушался воли Самуила ( 1Цар.13:8–14; 15 ), и хотя в этой борьбе все еще победил священник, и победил до конца ( 1Цар.15:28; 16:1 ), но уже с Давида начались для священства совсем другие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Но в довольно подробном перечислении вообще границ этого последнего мы напрасно стали бы искать каких-либо точно определенных границ с владениями филистимлян ( Нав.15 ). Мало того, в числе принадлежащих евреям городов и их областей указываются и города филистимские – Екрон, Азот и Газа, а границей владений этого колена на западе полагается «поток Египетский» и «великое море» ( Нав.15:45–48, 11 ), т.е. Нил и Средиземное море. Объяснить это, кажется, возможно, во-первых, тем, что евреи должны были изгнать из Палестины всех туземцев ее, а след. и филистимлян; а во-вторых, едва ли будет ошибочно предположить, что еврейский вождь-завоеватель, указывавший такие именно пределы колену иудину, не видел естественных препятствий к расширению владений этого колена до самого Средиземного моря, каковое он полагает естественной границей владений этого колена 20 . Начала враждебных столкновений евреев с филистимлянами точно-хронологически определить нельзя; библия говорит только, что ко времени восьмого судии еврейского народа филистимляне уже в течение 18 лет «теснили и мучили сынов Израилевых» ( Суд.10:7–8 ); но из ст. 11-го той же главы видно, что евреи страдали от них и раньше этого времени. Столкновения эти продолжаются при Сампсоне, Сауле и последующих царях, до времени порабощения этих соседей-врагов ассириянами. Перевес в этих столкновениях склоняется то на сторону филистимлян, и они появляются в Лехе ( Суд.15:9, 14 ), Афеке ( 1Цар.4:1 ), Массифе ( 1Цар.7:7, 11 ) и Михмасе, откуда их отряды направляются вглубь страны еврейской тремя путями, и они являются в Офре, по дороге Вефоронской и долине Цевоим ( 1Цар.13:5, 17–18 ), – в Ефесдаммиме ( 1Цар.17:1 ), Кейле ( 1Цар.23:1 ), Сонаме ( 1Цар.28:4 ), на горах Гелвуйских ( 1Цар.31:1, 8 ) и Вифлееме ( 2Цар.23:14 ), то оказывается на стороне евреев ( 2Цар.5:17 и д.; 2Цар.21:15–22 ), причем иудейский царь Озия не только блистательно отразил нападение этих неутомимых врагов своих, но и сам прошел победоносно большую часть страны их ( 2Пар.26:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда, по прошествии трех месяцев, ковчег завета был перенесен в город Давидов и поставлен в приготовленной для него палатке. Таким образом, вероятно при первосвященнике Авиафаре ( 2Цар.6:1 ; 1Пар.13 и 15:1, 16:42), было устроено здесь богослужебное место с правильным при нем богослужением ( 2Цар.8:17, 20:25 ; 3Цар.2:26 ), 178 между тем как священник Садок и его братья были назначены для служения при скинии свидения в Гаваоне, так что с того времени до построения храма во Израиле было два святилища и богослужебных места. – При освящении храма ковчег завета был поставлен в его святом святых ( 3Цар.8:3 ; 2Пар.5:4 ). 179 Глава вторая – Храм Соломона § 23. Сооружение и устройство храма 180 Решившись построить дом Иегове, но будучи удержан от исполнения своего намерения пророком Нафаном, по божественному повелению, Давид ограничился сбором материала для постройки, – особенно золота, серебра, меди и железа, – и тем, что вложил в сердце сына своего Соломона, при передаче ему престола, исполнение сего намерения ( 1Пар.22, 28 и 29). Поэтому Соломон немедленно после того как утвердился на престоле, приступил к постройке храма. Для сего он заключил договор с Хирамом, царем Тирским, по которому последний не только должен был доставлять ему кедр, кипарис и большие камни из Ливана, не только дозволил у себя рубку леса, равно как ломку и обтесывание камней работниками, посланными туда Соломоном из своего царства, под управлением и надзором опытных в этом деле евреев, – за что Соломон доставлял ему хлеб, масло и вино; – но и прислал ему превосходного художника, по имени Хурама, для приготовления литейных материалов и драгоценных сосудов храма ( 3Цар.5:18 ; 2Пар.2 ), так что уже в четвертый год Соломонова царствования, то есть, в 480 год по исшествии израильтян из Египта, началась постройка самого храма, на холме Мориа, к востоку от Сиона, на месте, которое еще Давид назначил для этого, воздвигнув там жертвенник ( 1Пар.21:18 и д.; 22:1). Чтобы получить нужную для храма с его дворами площадь, в 400 локтей длины и в 200 ширины (значит в 80,000 квадратных локтей), нужно было предварительно разровнять вершину Мориа, и расширить и укрепить поверхность во все ее стороны глубокими подземными основаниями; 181 от того постройка замедлилась и кончилась только в 11 год его царствования, то есть чрез 7 1 / 2 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Гл. 6. 7. 2 Цар. Гл. 3–5. Шлоссер , Всемирн, Истор. изд. 2, т. I стр. 53. Вебер , Курс всеобш. Истор. изд. 2. т. I. стр. 133). После храма Иегова, построил дом для себя ( 3Цар. 7, 1 ) и дом для дочери Фараоновой, жены своей (8). Иосиф Флавий, подробно описывал устройство царского дома, говорит, что оный состоял из нескольких огромных и великолепных чертогов, имеющих различные назначения: для народных судов, для заседания самого Соломона, для царицы, для хранения царских сокровищ, для отдыха после окончания дел и пр. (Древн. Uyд. VIII 5. §§1 и 2). Кроме того, украсил столицу многими другими зданиями и дворцами и обнёс её каменною стеною ( 3Цар. 9, 15 ). Основал много новых городов, некоторые из древних обстроил и украсил, с разным назначении их в царской администрации и государственной экономии ( 3Цар. 9, 17–19 . 2Цар. 8, 2–6 ). При новых  порядках и огромных предприятиях Соломона возникла в народе новая жизнь. Обладая сам высоким в народе новая жизнь. Обладая сам высоким и всесторонним образованием, Соломон привлёк к нему внимание и своих подданных. Занимая народ постоянно разнообразными постройками и сооружениями под руководством тирских мастеров и художников ( 2Пар. 2, 14 ), Соломон способствовал развитию в своём народе всякого рода ремёсел, искусств, художеств и изящного вкуса. Земледелие и промышленность, поощряемые и возбуждаемые государственной экономией ( 3Цар. 4, 7. 27 ), приняли широкое развитие, давая из себя богатое продовольствие не только своей, но и чужой соседней страны (5, 11). Развитию последней особенно способствовала торговля, получившая в дни Соломона чрезвычайное оживление, торговыми договорами с цветущими соседними государствами на Евфрате, Ниле и Финикийском берегу, Соломон возбудил в своих подданных дух промышленной предприимчивости и способствовал взаимному обмену своих произведений на произведения других далеко опередивших их в развитии народов ( 3Цар. 5, 14–25 . 2Цар. 8, 17, 18 ). Построив на одном оазисе сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, город Пальмиру ( 2Цар. 8, 4 .), который был одним из главных пунктов караванной торговли древнего мира, Соломон притянул к своей стране  богатства северных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Для лучшего уразумения этого пророчества нужно знать 1) происхождение Филистимлян, 2) местоположение их земли и 3) отношение их к Иудеям. 1) Филистимляне происходили от Мицраима, сына Хамова ( Быт. 10:14 ), или от Египтян. 2) По рассеянии народов они поселились на острове Крите, откуда перешли в Хананейскую землю, и заняли приморскую страну к югу и западу от Иудеи ( Иез.25:16 ; Соф. 2:5 ). Знатнейшие города их, упоминаемые в свящ. истории, суть; Газа, Аскалон, Азот, Геф и Аккарон (ИИс. Нав. 13:3 ; 1Цар. 5:8–10; 6:17 ; Иер.25:20 ; АмОс.1:6). В Св. Писании Филистимляне упоминаются чаще других народов и по славянскому переводу называются иноплеменниками 3) Между Филистимлянами и Иудеями с древних времен была непримиримая вражда, происходили почти непрерывные войны с переменным успехом, смотря потому, как Богу было угодно наказывать Свой народ за беззакония. Они известны при всех Судьях, особенно при Самсоне ( Суд.13, 15. 15, 20 ); славную победу над Иудеями они одержали при Первосвященнике Илие, когда ковчег завета взяли в плен ( 1Цар. 2:1; 4:10 ). Самуил начал усмирять их (Суд.гл. 7). Саул, одержав над ними несколько побед ( 1Цар. 14:52 ), наконец был побежден ими и убит вместе с сыном своим Ионаоаном (гл. 31). Давид покорил их, а Соломон наложил на них дань ( 2Цар. 8:1 ; 3Цар.4:21 ). При Иораме они отложились от Иудеев и нанесли им сильное поражение ( 2Пар.21:16 ). Озия опять поработил их ( 2Пар.26:6, 7 ) При Ахазе они опять отложились и делали частые нападения на сопредельные области Иудеи ( 2Пар.28:18 ). Проповедь эта состоит А) из надписи (ст. 28), и Б) пророчества (ст. 29–32). Пророчество разделяется на две части. В первой части Пророк обличает суетную радость Филистимлян по случаю смерти Ахаза, предсказывая им наступающее бедствие (ст. 29, 30). Во второй части возбуждает их к плачу, предсказывая другое бедствие, а Иудеев утешает надеждою на будущее благосостояние (ст. 31, 32). Объяснение А) Надпись Ст. 28. В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово. Благочестивые из Иудеев, воздыхая о бедствиях Израиля, поражаемого за нечестие Ахаза, хотя питали надежду на лучшее царствование его преемника; но как он был еще молод, то Бог этим пророчеством хотел укрепить их в надежде на особенное покровительство, которым прославится царствование -благочестивого Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010