4) в укреплениях в Вефсамисе (Бет-Шемеше) и Давире (Девире), возвед. Давидом для защиты от филистимлян, имелись казематы: расстояние в 1,50 – 2,00 м между двумя крепостными стенами (внешней и внутренней, каждая толщиной прим. 1,5 м) перегораживалось поперечной стенкой, образующееся пространство заполнялось обломками камней. Позднее этот метод уступил место строит-ву из тесаного камня или из кирпичей (в Лакише, библ. Лахисе, где крепостные стены достигали в толщину 6 м). Иногда, чтобы помешать противнику взобраться по стенам К., их обмазывали глиной; 5) в центре К. или на возвышенном месте внутри нее нередко находилась цитадель (⇒ Дворец ⇒ Башня ), наиб. укрепленное оборонит. сооружение, защитники которого могли продолжать сопротивление даже после преодоления противником гор. стен ( Суд 9:45 и след.). В Гиве Сауловой цитадель, толщина стен которой превышала 2 м, имела площадь 51х35 м. Давид и Соломон построили ⇒ Милло ( 2Цар. 5:9 ; 3Цар. 9:15,24 ; 3Цар. 11:27 ) за пределами Иерусалима, на горе Сион. Судя по воен. сообщениям иноплемен. царей, эта цитадель являлась типичным арамейско-палестинским оборонит. сооружением; 6) обороноспособность любой К. зависела от регулярного снабжения водой и продовольствием ее защитников. Вода либо собиралась здесь же, в К., в ⇒ водоеме , либо поступала извне по подземному туннелю. ⇒ Город ⇒ Силоам ; 7) мощные К. сооружались в Палестине в эллинистич. и рим. периоды, и среди них – находившаяся в горах вост. Мертвого моря К. Махерон, куда был заключен Иоанн Креститель. III. ШТУРМ КРЕПОСТЕЙ Как правило, при штурме К. противник сооружал около нее вал и делал от него насыпи, которые вели к крепостной стене. Т.о. нападавшие, поднимаясь на высоту стен, штурмовали их, используя осадные машины (⇒ Оружие и орудия труда ). Известны были и машины для метания камней ( 2Пар. 26:15 ). Нападавшие пытались взобраться на стены по приставным лестницам или поджечь деревянные ворота ( Иер. 51:58 ). Оружием оборонявшихся были стрелы, камни, кипящая вода или масло. Иногда они совершали вылазки из К. Штурму К. предшествовал ультиматум о ее добровольной сдаче ( Втор 20 и след.), выполнение которого гарантировало защитникам сохранение жизни. Взятые штурмом К. разрушали, города обычно сжигали, а всех мужчин убивали. Это подтверждается, напр., раскопками в Вефиле, где был обнаружен слой пепла толщиной до 90 см, относящийся ко времени завоевания Ханаана израильтянами. IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Всяк по воли сердца своего да принесет приношения Господу, говорил Господь Моисею, повелевая ему построить скинию ( Исх.35:5–29. 25:1–7 . 1Пар.29:5–9 . 1Ездр.7:15–24 ). Приношения от усердия народа в пользу храма Божия были: золото, серебро и медь; синета – льняная 7 нить или пряжа яхонтового, голубого, или, как греки и евреи называют, гиацинтового цвета; багряница – нити красного или пурпурового цвета, какой употреблялся древле для одежды царской ( Есф.8:15 . Дан.5:7 ); червленица пряденая – розового или червленого цвета; виссон сканый (крученый) – самые дорогие снежного цвета – египетского льна – нити, превосходившие нежностью все другие и составлявшие одежду богатых ( Лк.16:19 ); власы козий – волна восточных коз, весьма тонкая, длинная и белая, из которой делались отличные непромокаемые материи; кожи овни (бараньи) очервленны – красные, которые никогда не линяли; по мнению других, это были кожи благовонные, привозимые из Счастливой Аравии; кожи сини (овечьи); древа негниющие – акации или ситтим, как называются они в Аравии, где растут; вероятно, это кипарис 8 ; елей во свещение (для светильника); фимиам для помазания – благовония для елея помазания, и ароматы для курения, камении сардийские – ониксы цветом зеленые ( Быт.2:12 ); произведения Аравии, Персии и Индии 9 и камени, в ваяние или вставные – обделанные для украшения священных одежд. Волю Господа израильтяне исполняли с великим усердием; и принесоша кийждо, яже возлюби сердце их, и якоже возмнеся души их. Князи, мужи и жены приносили все, что требовалось для сооружения святого жилища ( Исх.35:20–29 ), с таким рвением, что Моисей, наконец, должен был запретить приношения ( Исх.36:4–7 ). Иногда в пользу храма евреи отдавали военную добычу ( Нав.6:18. 23 . 2Цар.8:8–12 ). Величие Царя Небесного требовало всевозможных драгоценностей для построения и украшения жилища, достойного Его, чтобы изобразить, сколько возможно, Его невидимую славу. Царь Давид рече ко всему собранию о построении храма: дело велико, занеже не человеку у готовится здание, но Господу Богу ( 1Пар.29:1 ), а Соломон говорил: дом, егоже аз созидаю, велик, велик бо есть Господь Бог наш ( 2Пар.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

LXX передают ту же мысль, но более конкретно: ρχ τκνων (слав.: «начало чад»). Акила ( κεφλαιον λπης), Симмах ( ρχ δνης) и Вульгата (principium doloris) в смысле болезни, страдания (как в Быт. 35:18 ), выражая мысль, что Рувим осквернением ложа отца, первый из своих братьев причинил горькую обиду и скорбь отцу. Но скорбь отцу первые причинили Симеон и Левий – кровавой резней в Сихеме ( Быт. 34:25–30 ), здесь же, по контексту речи по аналогии с Втор. 21:17 ; Пс. 77:51, 104:36 , говорится о преимуществах первородства. Продолжая речь об этом, Иаков, далее, называет Рувима «верхом достоинства и верхом могущества» (Vulg.: prior in donis, major in imperiis; Акила: praestans dignitate, praestans fortitudine, LXX, вероятно, иначе читали оригинальный текст, чем как в нынешнем, передав: σκληρς φρεσθαι κα σκληρς αθδης); по объяснению Таргумов Онкелоса и Ионафана, Мидрашей и блаженного Иеронима (ср. 1Пар. 5:1–2 ), этим обозначены принадлежавшие Рувиму по праву первородства: • двойное наследство; • власть священства или достоинств первосвященства; • царская власть; первое, вместо него, досталось Иосифу, второе – Левию, третье – Иуде. В ст. 4 указывается причина лишения Рувима первородства с его преимуществами: общее легкомыслие, безрассудство и самонадеянность (LXX: ξβρισας) Рувима (для значения евр. pachaz, ср. Суд. 9:4 ; Иер. 23:32 ), в чем Рувим уподобляется бурливой воде (ср. Иов. 24:13–18 ), и в особенности – тяжкое оскорбление им имени отца осквернением его ложа ( Быт. 35:22 ); столь глубоко оскорбил Иакова гнусный факт невоздержности Рувима, которому впоследствии уподобился в этом столь же безрассудный Авессалом ( 2Цар. 16:22 ). «Не будешь преимуществовать» – это лишение прав первородства давало себя знать во всей последующей истории колена Рувимова, никогда не игравшего сколько-нибудь значительной роли в истории израильского народа. Уже Моисей в благословении своем колену Рувимову ( Втор. 33:6 ) молитвенно желает ему лишь того, чтобы оно не вымерло. Девора обличает рувимлян в безучастном отношении к общенародному бедствию порабощения и освободительной войне ( Суд. 5:15–16 ). В последующее время колено Рувима одно из первых исчезает из истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ангелы являются орудиями промысла Божия о мире вещественном. В Писании есть упоминание об ангелах, имеющих власть над огнем ( Откр.14:18 ), о четырех ангелах, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли ( Откр.7:1 ), или об Ангеле вод (16:5), готовых исполнить над сими стихиями волю Мироправителя. Эти и подобные указания Писания ведут к заключению, что Бог поставил некоторых из ангелов блюстителями частей и стихий мира видимого. Такое учение не есть догмата веры, но как мнение оно было высказываемо и допускаемо с древних времен. Афинагор, напр. писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром и всем, что в нем и благоустройством их.» 255 По словам Григория Богослова , «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему». 256 Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенной управление». 257 В откровении указываются и примеры действования ангелов, как исполнителей велений Божиих, в мире чувственном. Так, при посредстве ангелов совершено Господом разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:13 ) и поражение язвою при Давиде жителей Иерусалима ( 2Цар.24:15, 17 ; 1Пар.21:14, 16 ); ангел Господень в одну ночь поразил 185 тысяч ассирийского войска ( 4Цар.19:35 ; 2Пар.32:21 ; Ис.37, 36 ). В новом завете говорится: Ангел Господень по временам (κατ καιρν) сходил в купальню (в Исрусалиме, при доме милосердия) и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Ангел при воскресении Спасителя сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба ( Мф.28:2 ), а камень был весьма велик ( Мк.16:4 ); ангел освобождал апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7–10 ); ангел поразил смертною болезнью Ирода ( Деян.12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Быт.14:6 . Конец пятого и два последующих за ним стиха указывают нам путь движения войск Кедорлаомера и перечисляют целый ряд попутно пораженных им хананейских племен. Из них прежде всего называются «рефаимы» – народ исполинов или великанов, живший в Васане ( Втор. 3:11–13 ) и сохранившийся до времен Давида ( 2Цар. 21:16, 18 ). Они кланялись золотому изваянию богини Астарты, по имени которой назывался и главный их город – Астерот-Карнаим ( Втор. 1:4 ; Нав. 13:12 ), развалины которого известны и теперь под именем «Телль-Астерот». Два других народа «зузимы и емимы» представляются, по-видимому, родственными первым и соседними с ними; они жили в тех странах, которые впоследствии были заняты потомками Лота – аммонитянами и моавитянами ( Втор. 2:9–11 ). Город «Гам», в котором жили зузимы, отождествляют с Рабат-Аммоном, а столицей емимов был город Шаве-Кириафаим, т. е. «долина двух городов» ( Чис. 32:37 ; Иер. 48:1, 23 ), на месте которой теперь лежит Керейяш, городок на западном углу Мертвого моря, недалеко от устья Иордана. и Хорреев в горе их Сеире, – это троглодиты, т. е. пещерные обитатели Идумеи, изгнанные отсюда детьми Исава ( Быт. 36:20 ). Страна «Сеир» в самаритянском Пятикнижии и иерусалимских таргумах заменена синонимом – «Габгала», откуда, очевидно, происходит и современное арабское название ее «Джебаль». до Эл-Фарана, что при пустыне. Эл-Фаран – есть название пустыни, простирающейся на юг от Палестины до Синайских гор и известной у современных арабов под именем «Ель-Ти». Быт.14:7 . И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре. Пустыня Ел-Фаран была крайним западным пунктом похода Кедорлаомера, откуда он снова повернул на юго-восток, сначала к источнику Мишпат (позднейшее название), или древнему Кадису ( Чис. 34:4 ), затем прошел по стране, впоследствии населенной амаликитянами ( Исх. 17:8–16 ), и поразил аморреев, обитавших по берегам Иордана ( Чис. 21:13 ) в их главном городе Хацацон-Фамаре, позднее названном «Енгеди» ( 2Пар. 20:2 ), т. е. источником дикой козы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писатель псалма, по Деян.4:25 , был Давид. – Объятый пророческим духом, пророк провидит мессианское будущее. На основании 2Цар.7и д., власть обетованного Мессии он мог представлять мирною; поэтому он удивился (отсюда и восклицание: вскую!), когда ему в видении показана была сильная, проходящая чрез всю всемирную историю, достигающая своей крайней степени в лице антихриста, оппозиция против Мессии, имевшая свой прообраз во многих войнах Давида с соседними языческими народами. Эта оппозиция представляется ему революционным восстанием всех народов и царей (ст.1–2) 10 , которые объявляют, что они насильственно (расторгнем) хотят избегнуть строгой (иго) власти, которую Мессия во имя Божие (поэтому множ. число их) оказывает над ними (в церкви) (ст.3). Но начинание возмутителей напрасно (поучаются тщетным); Царствующий на небе, т.е. Всевышний, Всемогущий, посмеется только над ними (презрение к их бессилию) и тотчас обратится (тогда) с гневным словом, которое и приведет их в смущение (ст.4–5). После того псалмопевец представляет говорящим к гордым возмутителям самого Мессию, Который объявляет им (в ст.6) 11 , что Сам Бог поставил его Царем над Сионом (Церковью; ср. Гал.4и д. особ.26), потому они ничего не могут сделать против Него; – Он хочет объявить ( διαγγλλειν) им относящееся сюда определение, решение (повеление) Божие, что тотчас в ст.7–9 действительно и делает. Определение это объявляет Мессию Сыном Божиим (Сын Мой еси Ты) 12 , обещает Ему, как отеческое наследство, господство над всеми народами земли и власть наказывать (упасеши жезлом железным) и истреблять (сокрушиши) эти народы, если они будут упорствовать (ст.7–9). Поскольку же так и случилось, то пусть возмутители не надеются на победу, – обращается к ним псалмопевец (ст.19–13), в особенности к предводителям их (царие), и увещевает их показать свое благоразумие (разумейте), совершенствоваться ( παιδευητε), с благоговением подчиняться (работайте) своему Господу, Мессии и оказывать Ему почтение (радуйтеся – αγαλλασθε – восклицайте радостно, – радостное восклицание – символ почтения ( Числ.23:21 ). С радостною скоростию ( δραξασθε) они должны взяться 13 за учение и наставление, чтобы Мессия не разгневался на них и чтобы скоро не погибнуть им и не потерять правого пути (с евр. «чтобы вам не погибнуть в пути» вашем), когда гнев Его возгорится для решительного наказания. В заключение псалмопевец прославляет блаженными всех, с доверием и надеждою предающихся Царю – Богу, Мессии. Псалом 3. Молитва (утренняя) человека, надеющегося иа Господа во время великой опасности

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Для нас же смысл данной работы видится в другом – сопоставить точку зрения, излагаемую в библейских книгах, относящихся к жанру «премудрости», с аналогичными ближневосточными литературными произведениями в вопросе – что же такое «премудрость» и какое значение она имеет в отношениях между Богом и человеком, и как эти отношения отразились в рассматриваемом нами материале. Следует также отметить его определенную неполноту, в некотором смысле, неполноценность: если ветхозаветные тексты сохранены достаточно полно, и переводы их осуществлены грамотными богословами (вопрос о качестве самого перевода мы здесь не рассматриваем) , то древние тексты Междуречья и Египта страдают фрагментарностью, незавершенностью, и перевод их, делавшийся часто людьми, далекими от религиозного мировосприятия, хотя может быть, и научно добросовестный, тем не менее несет на себе отпечаток мировоззрения их авторов. Это вполне естественно, так как «человек не может придти, начиная изучать тот или иной предмет, в состояние «tabula rasa», он всегда приступает к нему с известным содержанием и всегда будет предубежден» 2 . Глава I. Понятие «премудрости» в учительных книгах Ветхого Завета § I. Общее понятие «премудрости» Слово «премудрость», по-еврейски (хохма), по-гречески – Σοφα составляет основную тему библейской дидактической письменности 3 , получившей по этой причине «наименование хохмической в современной библейской науке» 4 . Словарь русского языка объясняет, что слово «премудрость» – значит «высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием з духовным» 5 . Но содержание еврейского термина «хохма» весьма сложно. «Он может быть та способность, без которой невозможно правильное управление делами страны ( Быт.41:32 : Втор.1:13 ), высокое мастерство ( Ис.28:3; 40:20 ); эта способность необходима военачальнику ( Ис.10:13 ), мореходу ( Пс.106:27 ); она может соответствовать тому, что мы назвали бы хитростью ( 2Цар.13:3 ) или политической расчетливостью ( 3Цар.2:6 )» 6 . Таким образом, «премудрость» обозначает способность делать различия между выгодным и невыгодным, правильно разбираться в ситуации и действовать таким образом, чтобы исполнить задуманное. В хохмической литературе премудрость становится этическим термином, скрыто или явно соотносимым с волей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Об Араде – Толковая Библия, т. I, 244–245. Нав.12:15 .  один царь Ливны, один царь Одоллама, О г. Ливне – Нав.10:29 . Одоллам, по Нав.15:35 , находился в уделе Иудина колена, именно в равнине ( Нав.15:33 ), следовательно, на запад от гор этого колена, где находились Лахис ( Нав.15:39 ) и Макед ( Нав.15:41 ). В Первой ( 1Цар.22:1 ) и Второй ( 2Цар.23:13 ) книгах Царств сообщена та особенность города или местности, носившей то же название, что здесь находилась Одолламская пещера, в которой скрывался Давид после своего бегства от гефского царя и во время преследования со стороны Саула. Таким библейским указаниям соответствует деревня Дейр Дуббан, в 2 часах пути от Елевферополиса ( Нав.10:29 ), около которой в известковых горах находится весьма много пещер, которые могли послужить убежищем для Давида, когда он удалился из Гефа, находившегося невдалеке от этой местности ( Нав.11:22 ). Это представление о месте Одоллама, названного в данном месте, подвергается, однако, сомнению со стороны некоторых ввиду того, что в указанном месте 2-й книги Царств Одолламская пещера представляется находящейся недалеко от Вифлеема. В двух часах пути от последнего в деревне и долине Харейтун находится действительно целый ряд пещер, соединенных между собою переходами. На месте этих Харейтунских пещер и указывается некоторыми Одоллам, названный в книге Иисуса Навина. В отечественной литературе представление об Одолламской пещере, как находившейся около Вифлеема, принято проф. А.А. Олесницким 111 . Преобладающим, однако, представлением исследователей библейской географии Палестины остается то, что г. Одоллам, согласно с Нав.15:35 , находился на равнине Шефела, на западной стороне Иудиных гор. Нав.12:16 .  один царь Македа, один царь Вефиля, О Македе и Вефиле см. Нав.8:17,10:10 . Нав.12:17 .  один царь Таппуаха, один царь Хефера. О победе над царями названных здесь городов не сказано в Нав.10 и Нав.11 , и места городов с точностью не определены. О Таппуахе (в греческих списках Ταφουγ, Απφου) известно только из Нав.15:34–35 , что он находился в равнине, к западу от гор Иудина колена, в местности, где находились Иармуф ( Нав.10:5 ). Хефер (в греческих списках ( Οφερ) встречается еще только в 3Цар.4:10 , где названа земля Хефер рядом с Coxo, находившимся в Иудином колене ( Нав.15:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По разумению св. отцов и учителей Церкви, как-то: св. Афанасия Александрийского , Евсевия Кесарийского , блж. Феодорита и др., – в сем псалме есть немало изречений, в которых ясно предсказывается о рождении Иисуса Христа от семени Давидова, о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий с. 289; 6, с. 419–420]. На этом основании и сей псалом причтен к числу мессианских псалмов, пророчествующих о лице Мессии – Христа, а потому и слово разума в надписании его означает, что на псалом сей нужно смотреть как на поучительную песнь о лице Христа, Сына Божия. Пс.88:2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3 и 4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе ( Быт.22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» ( 2Цар.7:12–14 ; 1Пар.17:11 ; Пс.131:11 ; Ис.9:7 ; Лк.1:32 ). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» ( Деян.2:30 ). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском с. 421].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  …прелюбодействующую… Женщина здесь действительно названа прелюбодействующей (), а не проституткой ( ), как в 1:2. Разница между проституцией и прелюбодеянием очевидна: проституция – ремесло, а прелюбодеяние – супружеская измена. У прелюбодейки всегда есть муж, тогда как проститутка чаще всего вообще не замужем. В русских библейских переводах это различие стерто, тогда как западные переводы обычно сохраняют смысловую границу между глаголами    заниматься проституцией и  совершать прелюбодеяние, и их производными.   …к другим богам… Имеется ввиду Ваал, а также, возможно, Иштар (Астарта).   …виноградные лепешки… Как изготовлялись эти   ашишей анавим, неизвестно. Основными их ингредиентами были, видимо, мука и изюм, и пеклись они, по всей видимости, в печи. Их поедание было каким-то образом связано с культом, с какими-то религиозными праздниками.   ашиша упоминается во 2Цар 6:19, где Давид после установления ковчега в Иерусалиме и принесения пред ним жертв «раздал всему народу… по одному хлебу, и по куску жареного мяса, и по одной лепешке () каждому» (ср. 1Пар 16:3). Имела ли эта раздача культовое значение или была простой заботой царя о подкреплении сил людей после долгого богослужения – вопрос дискутируемый, тогда как у Осии контекст явно культовый. Позднее в Иудее почитание «богини неба» (ассиро-вавилонской Иштар) включало в себя выпечку каких-то   кавваним («пирожков» Синодального перевода, Иер 7:18) – видимо, мучных изделий, этаких печатных пряников , имевших на себе рельефное изображение этой самой «богини неба» (Иер 44:19). Йеремиас отождествляет  Осии с  Иеремии, считая, что это разные названия одних и тех же культовых сладостей: у Осии это название еврейское, а у Иеремии – аккадское . Идолопоклоннический культ, о котором говорит Осия, имел своей целью обеспечение плодородия (ср. 10:1) и политической стабильности (ср. 8:9-11). Практиковался он в особых культовых центрах – на высотах, в священных рощах – и включал в себя, помимо прочего, сексуальные ритуалы (4:11-14).

http://bogoslov.ru/article/4698894

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010