Во-вторых, святой Апостол говорит о тех, которые верою творили правду, что относится преимущественно к пророкам, которые возвещали людям правду Божью, и сами жили в этой правде, усердно служа Господу. В-третьих, святой Апостол говорит о тех, которые верою получали обетования. Многие из судей, царей и пророков, по вере в Бога получали от Него те или другие обетования. Но в особенности царь Давид получил обетование от Бога, что от его семени произойдут цари, имеющие царствовать преемственно до плена Вавилонского (см. 2Цар. 7:12–16 ). В-четвертых, святой Апостол говорит о тех, кои поверив в Бога, заграждали уста львов. Под ними можно разуметь Самсона, растерзавшего льва (см. Суд. 14:5–6 ), в особенности же пророка Даниила, который дважды заключен был в львиный ров, и оба раза львы не причинили ему никакого вреда, ибо ангел Господень, по вере пророка, заградил им уста (см. Дан. 6:16–22, 14:31–42 ). В-пятых, святой Апостол упоминает тех, кои по вере в Бога угашали силу огня. Здесь нужно разуметь трех отроков (Ананию, Азарию и Мисаила), которых вавилонский царь Навуходоносор приказал, за непоклонение их идолу, бросить в огненную печь, но по вере их в Бога, ангел Господень охладил пламень огня, и они вышли из печи невредимыми (см. Дан. 3:17–94 ). В-шестых, святой Апостол упоминает о тех, которые по силе веры своей избегали острия меча, например, пророк Илия избег угрожавшей от меча смерти, по приказанию Иезавели ( 3Цар. 19:2–3 ), царь Давид избег смерти от меча Саула (см., напр. 1Цар. 19:2 ) и другие. В-седьмых, Апостол упоминает о тех, что по силе веры своей, укреплялись от немощи. Так, царь Езекия, будучи при смерти, молитвою веры получил исцеление и еще жил 15 лет (см. 4Цар. 20:1–11 ). Также Иову по молитве его, Господь возвратил здоровье (см. Иов. 42:10 ). Некоторые (Златоуст), под укрепленными в немощах по силе веры, разумеют и возвратившихся из плена Вавилонского, которые были истомлены пленом до того, что стали похожи на кости сухие ( Иез. 37:11–14 ). Но и такие, при помощи Божьей, построили и храм, и город Иерусалим (см., напр, 1Езд. 3:10–13, 6:14–17 ; Неем. 12:27 ) и защищались с успехом от врагов. В-восьмых, святой Апостол указывает силу веры в тех, которые были крепки на войне и прогоняли полки чужих. Не только во времена судей и царей верующие иудеи, через веру в Бога, были крепки на войне и прогоняли полки чужих, но и после возвращения из плена, были крепки на войне с окружающими их неприятелями, и особенно в последний период существования Ветхого Завета, они, во время Маккавеев, с блестящим успехом сражались с целыми полками египетскими и сирийскими (см., напр, 1Мак. 6:28–42 ; 2Мак. 8:1–6, 15:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Ам.1:11–12 . 33 Идумеи, происходившие от Исава, называются у Пророка братьями израильтян; они вели торговлю между филистимскими и финикийскими городами, между торговыми городами при Аравийском и Персидском заливах ( Иез.27:16 ) 34 и, не смотря на родственные отношения к евреям, продавали их чужеземцам. – Казнь Божия над идумеями совершилась позднее, нежели над финикянами и сириянами. При разрушении Иерусалима халдеями, идумеи находились в числе союзных войск Навуходоносора ( 4Цар.24:2 ) и радовались погибели иудеев ( Иез.25:8 ); но наконец, халдеи поработили и самих идумеев ( Иер.27:3 . Иез.25:12–15 ) 35 . Иоанн Гиркан покорил идумеев и заставил их принять обрезание (в 120 г. пред Р. X). Ам.1:13–15 . Аммонитяне, издревле питавшие непримиримую ненависть к евреям ( Суд.10:8, 9 . 1Цар.12 . 2Цар.10–12 ), пользуясь слабостью царей израильских, нападали на смежный Галаад и обнаруживали такую жестокость над пленными, что разрезывали беременных женщин, чтобы истребить плод в утробе матери. Неизвестно, какая участь постигла аммонитян при нашествии на Галаад Фелгафелласара. При нашествии Навуходоносора на Иудею они сражались в войсках его и, по возвращении иудеев из плена, препятствовали построению храма. Храбрый Иуда Маккавей вытеснил аммонитян с западной стороны Иордана, и с того времени имя их совершенно исчезает в истории (1Макк.5:6–8). Ам.2:1–4 . Пророк Амос упоминает о том, что моавитяне сожгли кости Царя идумейского, как о преступлении особенно важном. В Св. Книгах о сем событии не упоминается. Но Бл. Иероним говорит: «у иудеев есть предание, что моавитяне сожгли кости уже умершего идумейского Царя, который вместе с Иорамом, Царем израильским, и Иосафатом Иудейским был в походи против моавитян» 36 . При недостатка исторических сведений, нельзя с несомненною уверенностью определить, когда исполнилось предречение Амоса на моавитянах. Пророк Исаия определяет время опустошения земли моавитской чрез три года после своего пророчества ( Ис.16:14 ), но не дает прямого указания на то, с какого года должно считать этот срок. Вероятно, исполнение предсказания пророческого относится к времени нашествия Салманассара, который после трехлетней осады взял Самарию ( 4Цар.17:5 ), и в тоже время мог опустошить землю моавитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

37 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ. 37 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х. 37:10–11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею. 37 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений. Гозан... Едена. Города в Месопотамии. 37 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36,18.19; 10,7–9). 37:14–20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа Царя, Творца и Спасителя (ср. 38,2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога. 37 Господи Саваоф. См. ком. к 1,9. Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17,6; 21,17; 24,15; 29,23; 41,17; 45,3; 48,2; 52,12). седящий на Херувимах. См. 1Цар. 4,4 ; 2Цар. 6,2 ; Пс. 79,1; 98,1 . Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов. Ты один Бог. См. 44,8; 45,5.6.14.22; 46,9. сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42,5; 45,8.12.18; 27,10.11). 37 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев. Бога живаго. См. 36,20. 37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2,8. 37 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25,9. Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16. 37:21–35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу. 37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 Мухаммед (571–632) – основатель и центральная фигура религии ислама. 9 См.: Мк.10:35–45 . 10 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский богослов, философ, филолог. Жил в Александрии. Оказал существенное влияние на формирование христианской догматики и мистики. 11 См.: Быт.37:1–36 . 12 Тропарь Святой Пасхи. 13 Быт.28:10–22 . 14 Паремия (греч. – притча) – в праздничном богослужении тематическое чтение из Ветхого Завета, например, в день Святой Троицы читаются пророчества и прообразы о сошествии Святого Духа на апостолов и т. д. В период Великого поста паремии представляют корпус книг Ветхого Завета, разделенный на последовательные отрывки, которые читаются на службах вечерни и шестого часа ежедневно. 15 Исх.14:1-31 . 16 Исх.24–25 . 17 2Цар.6:12–23 . 18 2Мак.2:1–8 . 19 Иерусалимский Храм, построенный в царствование Соломона, являлся центральным местом религиозной жизни иудеев, только там могли совершаться необходимые жертвоприношения. Храм неоднократно разорялся, в последний раз был разрушен римлянами в 70 г. по Р. Х., после чего уже не восстанавливался. Господь Иисус Христос предсказал окончательное разрушение Храма (См.: Мф.24:1–2 ; Мк.13:1–2 ; Лк.21:5–7 ). После страданий и Воскресения Спасителя все жертвоприношения, которые являлись прообразами Великой Жертвы Христа за род человеческий, потеряли смысл. В религиозной жизни иудеев мечта о восстановлении Храма и жертвоприношений занимает главное место, великой святыней для иудеев служит остаток храмового комплекса – Стена Плача. 20 Суд.6:36–40 . 21 Дан.2:1–49 . 22 Мариология – учение Церкви о Богородице. 23 От лат. magnifico – «возвеличивать», «прославлять». 24 Ин.19:38–42 . 25 Несторий – с 428 по 431 г. Патриарх Константинопольский, низложен III Вселенским Собором в 431 г. как еретик. Несторий отрицал нераздельное единение во Христе Божественной и человеческой природы. Умер в 451 г. 26 Экклезиология – учение о природе Церкви. 27 Первоевангелие Иакова – апокрифический текст середины II в., авторство приписывается апостолу Иакову в самом тексте: «я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме» (25:3). Книга не была принята Церковью, но некоторые события, касающиеся жизни Пресвятой Богородицы, описанные в этой книге, восприняты автором из тогда еще совсем молодого Церковного Предания. Книга имела большую популярность в древние времена и была переведена на множество языков.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

9:35–41 Видящие и слепые 9:35–38. Прозревший человек отвечает так же, как иудео-христианские читатели Иоанна: с верой, в отличие от их противников. 9:39–41. Тема физической и духовной слепоты встречается у пророков (напр.: Ис. 42:16– 19 ; Иер. 5:21 ); религиозные власти, отнюдь не считающие себя духовно слепыми, проявляют наибольшую слепоту. 10:1–18 Пастырь, овцы и наемники Первоначально текст Библии не был разделен на главы; в этом отрывке продолжается речь Иисуса, обращенная к фарисеям в 9:41. Она основана на «ветхозаветных образах Бога как Пастыря Израиля ( Быт. 48:15; 49:24 ; Пс.22 1; 27–9; 76:21; 77:71; Ис. 40.11 ; Иез. 34:11–31 ), Израиля как Его стада ( Пс. 73:1; 77:52; 78:13; 99:3 ) и неверных и жестоких религиозных вождей как губителей Его стада ( Иер. 23:1,2 ; Иез. 34 ). Верными пастырями ( Иер. 3:15 ) в Ветхом Завете названы Моисей, Давид ( 2Цар. 5:2 ; Пс. 77:71,72 ) и Мес-сия из дома Давидова ( Мих. 5:4 ). 10:1,2. В зимние месяцы овец по ночам держали в загоне, обычно имевшим каменную ограду, защищенную сверху ветвями колючего кустарника. (После Праздника кущей зима уже была не за горами.) Еврейский закон различал воров и разбойников: воры вторгались в чужое жилище, а разбойники жили в пустыне и нападали на путников. Пастухи постоянно были на страже, охраняя свое стадо от опасностей любого рода. 10:3,4. В Ветхом Завете говорится, что Израиль «слушался голоса Бога», когда народ повиновался закону и Божьей вести, посланной через пророков. Истинные овцы – те, кто был верен завету с Богом, – знали Его (см. коммент. к 10:14,15). (Читатели Иоанна слушались Его с помощью Духа – возможность, которую иудаизм в тот период по преимуществу отрицал; ср.: 16:13–15.) Обычно пастухи знали всех своих овец поименам. В Ветхом Завете Бог называл Своих возлюбленных детей и верных рабов «по имени» ( Исх. 33–12,17 ; ср.: Ис. 43:1 ). 10:5. В данном контексте «чужой», или «вор и разбойник» (ст. 1), символизирует фарисеев, которые пытаются обмануть овец (9:40,41). Главы синагог, которые отлучали иудео-христианских читателей Иоанна, считали себя верными пастырями, но прочтение этого отрывка показало аудитории Иоанна их истинное лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Молитвою к Божией Матери – «Не имамы иные помощи» не отрицается молитвенное ходатайство о нас остальных святых небожителей, но выразительно высказывается только превосходство заслуги для человечества и ходатайства о человечестве той, которая родила и вскормила Христа Бога, сравнительно со всеми другими угодниками Божиими, молитвенниками за грешный мир. Как видно из «житий святых», Пречистая Богоматерь наиболее оказала чудесной помощи обращавшимся к ней с молитвою людям. § 25. Молитвы об умерших Слово Божие прямо заповедует нам «молиться друг за друга», «за всех человеков» ( Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 ), т. е. за человеков живых и мертвых, ибо у Господа «все люди живы», ибо «живем ли или умираем – всегда Господни» ( Лк.20:38 ; Рим.14:8 ). Что и для умерших людей прощение некоторых грехов возможно, сие видно из слов Спасителя: хула на Духа Святаго «не простится ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:32 ); из этих слов прямо вытекает, что не – хула на Духа Святаго простится и в будущем веке. Затем, ап. Петр повествует о проповедании Господа «в темнице духам», «некогда непокорным» людям, повествует о «благовествовании мертвым» ( 1Пет.3:19, 20:4, 5 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования. Наконец, слово Божие представляет нам прямые примеры молитвы благочестивых людей об умерших братиях: таково ходатайство сестер об умершем Лазаре ( Ин.11:21, 32, 40 ), ходатайство Иаира об умершей дочери ( Лк.8:41, 49–55 ), таковы молитвы Варуха ( Варух.3:4, 5 ) и Иуды Маккавея ( 2Мак.12:43–45 ); для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезу ( Сир.7:36 ; Иер.16:7 ; Тов.4:17 ) или пост (Цар.31:13; 2Цар.1:12 ). Тело Церкви Христовой есть как бы организм, так что здоровье (святость) или болезнь (греховность) каждого из органов непременно отражается на состоянии всего организма соответственным его природе образом (см. 1Кор.13:12–27 ). 1Пет.3:19, 20, 4:6 ; 1Тим.2:1 ; Сир.7:36 ; Варух.3:4, 5 ; 2Мак.12:44, 45 ; Откр.1:18 . В Мк.8:37 говорится о том, что греховную душу человека нельзя выкупить посредством имущества так, как можно выкупить вещь, что поэтому в деле спасения человек не должен рассчитывать на свое имущество, а должен достигать спасения добрыми делами (ср. ст. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Хотя Л. Рост (Rost) исходил еще из представления о единой повести о наследовании престола, есть серьезные основания предполагать существование «придворной истории», в которой еще не было речи о Соломоне (Р.К. McCarter). Она начинается с законченного рассказа о позорном деянии Амнона и мести Авессалома ( 2Цар.13:1–14:33 ). Здесь Авессалом изображен еще вполне положительно (14:25–27). Кроме того, здесь у него трое сыновей и дочь необычайной красоты (14:27), а впоследствии о нем говорится как о не имеющем детей (18:18). Судьба Авессалома играет в рассказе о поступке наследника престола Амнона столь значительную роль, что при переходе к рассказу о восстании Авессалома почти не заметно швов. В первоначальной форме говорилось, очевидно, о быстром успехе восстания (15:7–12). Израиль и Иуда – на стороне Авессалома, который быстро берет Иерусалим (16:15). Весьма уважаемый Ахитофел советует быстро начинать преследование Давида (16:20, 23, 17:1–4). Но план становится известен Давиду (17:15–22), и тот успевает подготовиться (18:1, 2а, 4b, 5). В лесу Ефремовом Авессалом не только проигрывает битву, но и теряет жизнь (18:9, 15). Рассказчик стоит на стороне Давида, который больше, чем кто бы то ни было, скорбит о своем сыне (19:1–9а). В богословском плане обращает на себя внимание то, что Бог здесь выступает «тайным Владыком и Руководителем истории» (Th. Naumann). Цикл заключается восстанием Савея (20:1–22). 2.2.5 Новелла о Вирсавии и Соломоне Придворная история ( 2Цар.13–20 ), как принято считать в настоящее время, обрамлена главами, где критикуется наследование престола Соломоном ( 2Цар.11 слл. и 3Цар.1 слл.). Соломон рождается от связи Давида с Батшебой (Вирсавией), с которой царь совершил прелюбодеяние и супруга которой Урию послал на смерть ( 2Цар.11:2–27 ). Тот же самый Соломон приходит к власти в результате интриги, которую Нафан искусно связывает с Вирсавией После смерти Давида Соломон безжалостно расправляется со своими противниками Адонией (2:13–23, 25) и Иоавом (2:28–31а, 34, 35а). Рамку образует краткое «сообщение о войне с аммонитянами», в ходе которой евреи нападают на своих восточных соседей и, победив их, жестоко с ними расправляются ( 2Цар.11:1, 12:26–31 ). Здесь еще не видно никаких сомнений в том, что агрессивные военные действия допустимы (иначе в 2Цар.10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Древнее предание о ковчеге (1Цар относится по жанру к тем сообщениям, в которых господин-победитель забирает с собой изображение бога побежденного им народа (ср. 2Цар.5:21 ), но божество затем возвращает его назад, и народ с великой радостью и торжественными жертвоприношениями приветствует его (P.D. Miller/J.J.M. Roberts). Спорно то, относилось ли первоначально к этому преданию сообщение о перенесении ковчега в Иерусалим ( 2Цар.6:1–15, 17–19 ). Дело в том, что здесь ковчег не находит себе пути сам, а доставляется в город Давидом (ср. Пс.132 ). Кроме того, не совпадают топографические наименования ( 1Цар.7:1, 2 ; 2Цар.6:2 ) и имена священников (F. Schickl-berger). С другой стороны, Иерусалим – «единственно возможный и необходимый пункт назначения» (W. Dietrich). 2.2.3 Рассказ о восхождении к власти В т.н. рассказе о восхождении ( 1Цар.16:14 – 2Цар.5:12 ) описывается то, как Давид является ко двору Саула, вскоре подвергается настойчивым преследованиям со стороны Саула, но выражает уважение к своему гонителю и даже спасает его от смерти. Давид полностью невиновен в смерти Саула и только после нее воцаряется над Иудой. Он не несет никакой ответственности за убийство Авенира и Иевосфея. Израильтяне сами приглашают его на царство. Типично для этой композиции то, что параллельные друг другу варианты сливаются воедино (18:10, 11 и 19:9, 10, 18:17–19 и 18:20–29; 19:1–7 и 20:1–42, 21:11–16 и 27:1–28:2, 24:1–23 и 26:1–25). Самый известный пример – то, как Давид, с одной стороны, попадает ко двору Саула благодаря своим музыкальным способностям (16:14–23), а с другой стороны, Саул обращает на него внимание только тогда, когда он побеждает Голиафа (17:1–58). Вызывает сомнения, возможно ли определить, какова была «исконная нить повествования» (R.G. Kratz). Постоянно повторяется связующий элемент: Яхве был с Давидом ( 1Цар.16:18, 17:26, 18:12, 14 ; 2Цар.5:10 ), тогда как Саула он оставил. Так престолом овладел не один из потомков Саула, а сын Иессея из Вифлеема. Решающим моментом оказалось не династическое право, а дар Божий. История восхождения Давида часто относится еще к концу X в., но такая ранняя датировка «находится под некоторым сомнением» (W. Dietrich). 2.2.4 Придворная история

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Эта теория имеет основания не только в жизни, но и в Библии. По учению Свящ. Писания, вместе с личною ответственностью за личные грехи существует солидарная или взаимная ответственность одних за других. Грех, как явление родовое, а не индивидуальное только, может наказываться не только в личности его совершившей, но и в наличных и нисходящих членах рода, находящихся с нею в тесной естественной и нравственной связи. Так, грехи отцов наказываются в детях, потомстве и нисходящих поколениях народа ( Исх.20:5, 34:7 ; Числ.14:18 ; Втор.5:9 ; Быт.9:25 ; Лев.20:5 ; Втор.23:2, 3, 8 ; 1Цар.2:32, 33 ; 3Цар.2:33, 14:10, 16 ; 4Цар.5:27, 9:2 ; Иов.27:14, 15 ; Пс.20:11, 36:28 ; Прем.3:14–19, 4:6 ; Сир.47:14, 23 ; Исх.14:21 ; Иер.22:30 ; Ос.1:4 ; Лев.26:39–40 ; Пс.78:8 ; Неем.9:16, 13:18 ; Тов.3:3, 5 ; Иуд.7:28 ; Ис.65:7 ; Иер.14:20 ; Плач.5:7 ; Иез.20:4 ; Дан.9:16 ; Зах.8:14 и др.). За проступки царей и отдельных членов наказываются не только дом и потомки, но и общество, и город, народ и страна ( Числ.15:24, 26, 16:22 ; Иер.26:15 ; Быт.20:9, 26:10 ; Нав.7:1, 11, 22:18, 20 ; 2Цар.21:1, 10 ; 3Цар.18:8 ; 4Цар.23:26, 24:3 ; 1Пар.21:3, 14 , ср. 2Цар.24:17 ; Ис.7:17 ; Иер.15:4 и др.). Также и отдельный член может страдать из-за грехов целого ( Быт.19:15 ; Втор.1:37, 3:26, 4:21 ) 342 . Идея солидарной ответственности признаётся и в Новом Завете ( Мф.28:35, 36 ср. Лк.11:50 ; Мф.27:25 ; Лк.13:2, 4 ; Деян.7:51–53 ). Изложенная теория, пополняя собою первую, не разрешает, однако, вопроса о причинах вменения нам первородного греха до конца. Утверждая действительное существование в человеческом мире солидарной или взаимной ответственности, теория существования этого, кажется, не совсем нормального закона, не старается вполне оправдать с точки зрения нравственной справедливости, которая, по-видимому, нарушается этим законом. Трудность решения вопроса о вменении первородного греха должна даже усилиться от представления, что родовая ответственность за первородный грех есть лишь одно из многих подобных сему обнаружений этого господствующего в целом мире закона. Конечно, закон солидарности, основанный на единстве природы, не причина греха, – ею служит воля, но все же не было бы наследственного греха и ответственности за него, если бы вместо означенного закона в мире человеческом действовал закон противоположный, при котором была бы невозможна неизбежная наследственность греховного состояния. Примером существования исключительно индивидуальной ответственности может служить мир ангельский, где возможна лишь добровольная, нравственная солидарность одних с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Но употребление их в книгах Паралипоменон является ещё колеблющимся, непостоянным; одно и то же слово пишется то plene, то встречаясь притом в том и другом виде и в до-пленных книгах Священного Писания. Слова вместо и вместо , которым Бертольд и Ветте приписывают особенно важное значение в деле доказательства позднейшего происхождения наших книг, употребляются в них чаще без чем с . Scriptio defectiva находится, например, в ; ,. 27, 30; 10:18; 11:1, 5, 14, 16; 12:2, 4, 5, 7, 9; 13:2 и т. д. В 2Пар. 25:1 стоит около , притом же в Иер. 26:18 это же слово пишется plene. Точно так же слово , которое в кн. Паралипоменон пишется правильно через йод, встречается нередко не только в книгах Ездры, Неемии и пр. Захарии ( 1Ездр. 3:10; 8:20 ; Неем. 3:15; 12:24, 37, 45 ; Зах. 12:7, 8, 10, 12; 13:1 ), но и в Иез. 34:23 и даже у древнейших пророков – Ос. 3:5 и Ам. 6:5; 9:11 . Притом в книгах Паралипоменон scriptio встречается часто там, где нужно бы ожидать противного явления, например, в 1Пар. 3:1 , где стоит вместо 2Цар. 3:2 ; в 1Пар. 6:19 вместо Исх. 6:19; в 1Пар. 18:17 вместо 2Цар. 6:18 и т. д. Из того обстоятельства Гербст 35 и Моверс 36 заключают, что орфография наших книг зависела более от писателя их, чем от времени, в которое он жил. Но если бы заключение это было и несправедливо, то, во всяком случае, совсем не нужно нисходить к времени Александра В. или Селевкидов, чтобы объяснить орфографию книг Паралипоменон. Гораздо более естественным объяснением её может служить тот период, когда еврейская речь перестала быть народной речью. А таким временем является, как мы заметили уже, без сомнения, время вавилонского плена, – что признаёт и сам Бертольд, когда говорит, что уже во время Неемии простой иудейский народ совершенно разучился понимать еврейскую речь, и что она была понимаема только священниками и учёными 37 . – Таким образом, орфография и язык наших книг вовсе не могут иметь решающего значения в вопросе о времени их происхождения; тот и другой признак доказывают только, что книги написаны вообще после плена, но не в состоянии доказать, что они написаны именно в период Александра В. или Лагидов и Селевкидов. «Писатель Паралипоменон имел пред собой остальные книги Ветхого Завета уже в квадратном шрифте, потому что там, где он пользовался ими, у него встречаются варианты, происшедшие от замены одних букв другими, каковое изменение могло произойти по причине сходства тех букв между собой не в древнем, а только в квадратном шрифте. Но квадратный шрифт вошёл в употребление среди евреев и заменил собою древний курсивный шрифт в очень позднее после плена время; отсюда и книги Паралипоменон были написаны в позднее уже время». В подтверждение этого аргумента приводят следующие примеры вариантов: 1Пар. 9:15 ср. · Неем. 11:17 . 2Пар. 4:11 = 3Цар. 7:40 . 1Пар. 1:6 = Быт. 10:3 . 1Пар. 1:7 = Быт. 10:4 . 1Пар. 11:30 = 2Цар. 23:29 . 1Пар. 11:27 = 2Пар. 23:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010