Клятву мы должны употреблять только в важнейших и необходимых случаях, как последнее средство удостоверить в истине ( Сир.23:8–11 ; Исх.20:7 ; Лев.14:12 ). И ненарушимо должны исполнять её. Этого требуют благоговение и любовь, с которыми мы должны относиться к Богу; ибо клянущийся призывает Бога, Судию и Мздовоздаятеля, во свидетели своих слов и обещаний и, следовательно, нарушая клятву, он показывает, что не имеет любви и благоговения к Высочайшему Существу, пред Которым клялся ( 1Пет.1:15–19 ; Евр.12:28 ). Благочестивые мужи древности уважали святость клятвы и верно исполняли клятвы свои. Примеры этого мы видим во времена патриархальные ( Быт.21:23–33 , гл. 24–25:26:26–31:31:44–54), во времена Моисея и Иисуса Навина ( Нав.2:12–21:6:24:9:15–27 ), во времена Судей и Царей Израилевых ( 1Цар.24:22–23 ; 2Цар.21:7 ) и др. Тем более клятва должна иметь обязательную силу в христианском мире, при высшем и современном законе истины, любви и благодати. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании клятвы и присяги Мф.5:34–35 . «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий, ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя». Объясн. Иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи: Мф.23:16–22 ; Лев.19:12 ; запрещение совсем не клясться относится к тем предметам, которые здесь перечислены, но именем Божиим клялся Сам Христос на Суде: Мф.26:63–64 , клялся Собою Бог Аврааму: Евр.6:13–17 , клялись и святые апостолы: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; 2Тим.4:1 . Частью же слова Евангелия ( Мф.5:34–35 ) внушают только то, чтобы мы старались жить так свято и честно, чтобы нам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему все верили, зная нашу честность. Клятва – дело святое, дело великое: нельзя употреблять её легкомысленно, нельзя и изменять её самовольно по своему смышлению. Кто часто божится, тому меньше верят. Итак, в ваших обычных житейских делах вовсе никогда не клянитесь, говорите всегда только одну чистую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он непрестанно боролся с опасностями, и закалал себя волей своей, и так умерщвлял естество плотское, что нисколько не меньше находился в состоянии закалаемых жертв, но еще гораздо больше. Не волов и овец приносил он, но себя самого вдвойне закалал каждый день. Поэтому он и осмелился сказать: «Ибо я уже становлюсь жертвою», называя жертвой кровь свою ( 2Тим.4:6 ). Впрочем, он не довольствовался этими жертвами, но, совершенно посвятив себя, принес (Богу) и вселенную, и сушу и море, и Элладу и варварскую страну, и всю вообще землю, какую только освещает солнце; ее он, как бы какая птица, облетал всю, не просто обходя, но истребляя терние грехов, посеевая учение благочестия, изгоняя заблуждение, распространяя истину, делая из людей ангелов, или лучше – делая людей из бесов ангелами. Посему, готовясь отойти после многих трудов и непрестанных побед своих, он в утешение ученикам говорил: «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» ( Флп.2:17–18 ). Что же может сравниться с этой жертвой, которую он заклал мечом духовным, которую принес на жертвеннике, находящемся превыше небес? Авель был коварно убит Каином ( Быт.4:8 ), и потому прославился; но я исчислил тебе множество смертей, – столько, сколько дней провел в деле проповеди этот блаженный (апостол). Если же ты хочешь знать и о смерти, которая постигла его на самом деле, то Авель пал от руки брата, которому он не сделал ни обиды, ни благодеяния, а Павел был умерщвлен теми, которых он старался избавить от бесчисленных зол и для которых переносил все свои страдания. Ной был праведен и совершен в роде своем, и был таков один только между всеми ( Быт.6:9 ). Но и Павел был таков один лишь между всеми. Тот спас только себя самого с детьми; а этот, когда гораздо сильнейший потоп объял вселенную, исторг из среды волн, не посредством ковчега, сколоченного из досок, но вместо досок составив послания, – не двух, трех или пятерых родственников, но всю вселенную, которая готова была погрузиться в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Польза и необходимость изложения деятельного учения веры в определенном порядке особенно открываются 1–е из особенной силы и действенности на сердце нравственных истин, в правильном порядке изложенных. Начала христианской нравственности, при взаимной связи и отношении, получая большую определенность, ясность и твердость ( 2Пет.1:6–8 ) получают большую силу обязательности на сознание и действие на волю. 2–е Из облегчения способов к преспеянию в духовной жизни. Правильный и по всем отношениям к жизни приспособленный образ изложения деятельных истин, помогает естественной слабости в преодолении внутреннего растления, умудряет христианина во спасение свое и других и научает его благоразумно избегать препятствий и тещи к предназначенному совершенству ( Флп.3:13–14 ). 3–е Особенная польза от изучения Деятельного Богословия происходит для уготовляющихся быть учителями церкви, которые без ясного и основательного познания начал христианской деятельности ни учить, ни руководить других на пути спасения должным образом немогут ( 1Тим.4:13–16 ), ( 2Тим.2:2 ), ( Тит.1:9 ). Примечание. поскольку же деятельное Богословие, как наука имеет целию в правильном порядке начал и последствий с надлежащею полнотою и определенностию изложить христианскую деятельность; отселе оно полнотою изложения отличается от начального Катихизического учения о христианских обязанностях, а порядком изложения отличается от свободного изложения христианских наставлений, употребляющегося в церковных поучениях и других благочестивых сочинениях. Предмет, внутреннее свойство и дух деятельного Богословия Дабы соответствавать своему наименованию, Деятельное учение должно иметь предметом своим не то только, что бы в правильном порядке, полно и ясно изложить деятельные истины, но особенно то, чтобы сии истины были живы и действенны, и могли располагать человека к перемене чувственной жизни на духовную ( 1Ин.2:4 ). Но как только оживляет Дух ( Ин.6:63 ) и слово Божие само по себе живое и действенное при сем только Духе, подобно мечу обоюду острому имеет силу действовать на человека и производить премену в расположениях его ( Евр.4:12 ), то сим духом должно быть одушевлено и деятельное учение. На сей конец при изложении в надлежащем порядке деятельных истин слова Божия, Деятельное учение все сии истины должно возводить к тому господствующему духу, к той действенной силе слова Божия, которая как новое начало, как новое семя жизни необходимо должна быть в падшем человеке насаждена, возрасти и раскрыться в плодах духовной деятельности. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Апостолов, мужи Апостольские внутренне просвещались духом благодати в особенном обилии; слово Христово, – слово Апостольское, переходя, по действию благодати, во внутреннюю жизнь их, становилось живым словом и светом духа ( 1Тим.4:7,8 ; Ин.3:24,4,16 ) и взаимно давало свободу обильно нисходить свету благодати на их умы и сердца ( 1Ин.4:16, 2:27 ). – Св. Игнатий писал к Филадельфийцам: «свидетель мне Тот, для Коего связан я, что я узнал не от плоти человеческой, но св. Дух возвестил мне: без Епископа ничего не делайте». 35 Мужи Апостольские жили тогда, как дух благодати могущественно покорял упорство людей особенным обилием знамений и чудес, а для успеха их наставлений они сами иногда облекались силою знамений. Впрочем, как ни обильно просвещались духом благодати мужи Апостольские, они были только учениками Апостолов – и тогда, как Апостолы были учениками самого Духа Утешителя, мужи Апостольские слушали Апостолов и просвещались благодатью только по мере свободного приближения к духу благодати. – «Ни мне, ни другому подобному мне, говорит ученик Апостольский Св. Поликарп, не достигнуть ведения блаженного и славного Павла, который верно и обильно поучал слову истины». 36 § 14. Предметы деятельности Враги, с которыми надлежало бороться устными и письменными наставлениями мужам Апостольским, большей частью, были те же, с которыми боролись и Апостолы. Разврат ума и сердца довел языческую религию до крайней порчи и философию до сомнения в возможности знать чт-нибудь: и однако этот разврат был жизнью народов, его любили и потому не хотели менять на другую жизнь. Иудеи, потеряв веру и благочестие отцов, довольны были суевериями и частью обычаями языческими. Разврат ума и сердца, породив язычество и иудейство, недоволен был тем: став любимой жизнью народов, он в борьбе с чистой истиной, не желая уступить ей своего места, породил сперва грубые заблуждения, потом ереси более утонченные. Так явились в борьбе с истиной Христовой христиане иудействовавшие и те, которые соединяли мнимое ведение ( 2Тим.6:20. 1:4, 7 ; 1Тим.3:9 ) сокровенного христианства с понятиями – то иудейства и язычества, то одного, или иудейства, или язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Объяснение. Здесь повествуется о крещении Самарян диаконом Филиппом: Деян.6:5 , который, однако, не сообщил им Святого Духа, что довершили апостолы Пётр и Иоанн: ст.14–17. В этой же главе, ст.38–39, рассказывается о крещении Филиппом ефиоплянина, последовавшего за благовестием о Христе (ст.35). Филипп и ефиоплянин (оба) сошли в воду, отсюда прямое доказательство необходимости водного крещения и сообщения Святого Духа не чрез возложение рук, а чрез миропомазание: 2Кор.1:21–22 . 1Ин.2:20:27 . «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Объяснение. Из этих слов можно заключить, что первоначальные случаи возложения рук: Деян.8:17 , заменены миропомазанием, см. «помазание»: 2Кор.1:21–22 ; так как указанные случаи были совершены ещё самими апостолами, то потому и сопровождались они необыкновенными дарами ведения религиозных истин. Отсюда естественный вывод, что первые христиане были не так доступны для лжеучителей, как современные, и особенно как люди последнего времени: 2Тим.4:3 . 2Кор.1:21 . «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог». Объяснение. Кто не узнает в этом действии таинства миропомазания, чрез которое человек утверждается в союзе со Христом: 1Кор.12:13 , (этот союз получает начало в крещении) и знаменуется «печатью дара Духа Святого»? – Деян.2:38 . О даре языков Деян.2:4 . «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Объяснение. Дар знания разных языков был дан для того, чтобы проповедь их была понятна всем народам, бывшим тогда в Иерусалиме: ст.9; так как Христос был чаянием языков: Быт.49:10 , и ведение Бога должно было покрыть всю землю, как воды наполняют море: Ис.11:9 , то этим событием апостольского времени нельзя оправдывать самопроизвольные и к тому же бессвязные и неистовые выкрикивания бессмысленных звуков и слов на еретических собраниях людей, имеющих одно наречие: 1Кор.14:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Почти такие, я думаю, представляются возражения теми, которые не допускают сравнения первого человека со Христом, кажется, не обращая внимания на мудрость Павла. Посему мы посмотрим, как правильно Павел сравнил Адама со Христом, полагая, что он (Адам) не образ только и подобие (Христа), но именно он сам и стал Христом от того, что на него низошло Слово, существующее прежде веков. Ибо надлежало, чтобы перворожденный от Бога, первая и единородная отрасль, т.е. Премудрость, вочеловечилась, соединившись с первозданным, первым и первородным из людей человеком, чтобы таким образом Христос был человеком, исполненным чистого и совершенного Божества, и Богом, вместившимся в человеке; ибо весьма сообразно было, чтобы древнейший веков и высший Архангелов 8 , восхотев обращаться с людьми, вселился в древнейшего и первого из людей, Адама. Таким образом возобновляя бывшее в начале и восстановляя от Девы и Духа, он образует того же самого (Адама); ибо и в начале, когда земля была еще девственна и невозделана, Бог , взяв персть, без семени образовал из нее разумнейшее животное (человека) 9 . Глава V. Изъяснение места из пророчества Иеремии. Пусть предстанет достоверным и ясным свидетелем моим пророк Иеремия, который говорит: «и сошел я в дом горшечника, и вот он работал свою работу на кружале. И сосуд, который он делал, развалился в руках его, и он снова сделал из него другой сосуд, какой ему вздумалось сделать» ( Иер.38:3, 4 ). Когда созданный из персти Адам был, так сказать, мягким и влажным и еще не успел, подобно обожженной глине, окрепнуть в нетлении, то грех , подобно текучей и каплющей воде, разрушил его. Посему Бог, желая снова восстановить и образовать его из персти таким же «сосудом в честь» ( 2Тим.2:20, 21 ), сначала сделав его твердым и крепким в девственной утробе, соединив и смешав его с Словом, вывел его в жизнь несокрушимым и невредимым, чтобы он по рождении, когда устремятся на него отвне потоки тления, опять не подвергся разрушению, как поучает Господь и в известной притче об обретении овцы, где Господь мой говорит к предстоящим: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашедши возьмет ее на плеча свои; и пришедши домой,, созовет друзей и соседей, и скажет им: порадуйтесь со мною; я нашел свою пропавшую овцу» ( Лк.15:4–6 ). Глава VI. Целостное число духовных овец. Человек – второй после Ангелов лик во славу Божию. Объяснение притчи о погибшей овце.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Спасение души, или вечная жизнь, вечное спокойствие и блаженство души, состоит в познании Бога. Как говорит Сам Господь: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал еси – Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Но как прийти в сие познание? Сын Божий сказал: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Посему наставлял апостол Павел Тимофея постоянно углубляться умом в Писание, могущее умудрить во спасение ( 2Тим.3:15 ); ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). И ныне, как и всегда, блажен тот человек, которого вразумляет Господь словом Своим и укрепляет душу его, чтобы дать ей покой в бедственные дни. Блаженны слушающие слово Божие и хранящие его ( Лк.11:28 ), помышляющие о нем и утверждающие в сердце своем. Кто вникает в учение Господне и постигает тайны Царствия Божия, в того входит Дух Утешитель, Дух истины, и он обретает радость спасения, душа его почивает во благе. Итак, что же нужно делать, чтобы получить блаженство, вечную радость душе своей? Чтобы оживить душу, умерщвленную грехом, иначе сказать, чтобы воодушевить грешного человека, у которого нет радости спасения, и сделать его наследником жизни вечной, нужно учить и вразумлять его Божиим словом, нужно всегда напоминать ему о Боге. Много значит знание Божественных откровений, разумение истины и помышление о том, что дарует нам Бог через Сына Своего, Иисуса Христа, – много значит. И апостол Христов верно говорит, что помышления духовные суть жизнь и мир души, а плотские помышления соделывают смерть ( Рим.8: 6 ), производят в душе тревогу и вечное беспокойство. Кто помышляет о земном, того конец погибель ( Фил.3:19 ), – сказал апостол Павел. И Давид вещает: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ), все люди, которые не вспоминают Бога и не думают о Нем. Значит, те только спасаются, которые ведут жизнь духовную, делают все согласно со словом Христовым, ибо слова Его суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Напротив же, все те, которые поступают по влечению суетного ума своего, у которых все их сокровище здесь на земле и сердце пленено желанием земных благ, все сии, – как говорит апостол, – отчуждены от жизни Божией по причине их невежества и ожесточения (непокорности) сердца ( Еф.4:18 ). Чтобы, по учению Христову, могли мы помышлять не о земном, а о горнем (см. Кол.3:2 ), что только истинно, что достославно, что боголюбезно, или какая есть добродетель, за что будет похвала от Бога, для сего должны мы усердно вселять в себя слово Христово, также вразумлять друг друга псалмами и песнями духовными. Особенно так должны мы делать пред кончиною земной жизни, чтобы напутствовать душу благими впечатлениями, оградить ее миром Божественным, привести ее в тот премирный покой, который соблюдает сердце и помышления во Христе Иисусе ( Фил.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная молитва , и оно одно может заменить молитвословия... Ибо оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238) Трезвение должно быть непрерывно, как непрестанна молитва. То и другое укоренится в душе, когда водрузится в сердце чувство к Богу – теплое, и сладостное, и благоговейное, проникнутое страхом Божиим. (8, 242) Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его... Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов. (10, 221) Да дарует вам Господь непрестанную сердечную молитву, которая не имеет нужды в словах, а сама по себе стоит и есть Богу угодна и для души плодотворна. (18, 244) Священное Писание заповедует непрестанно молиться «Непрестанно молитеся» ( 1Сол. 5, 17 ). И в других посланиях св. Павел заповедует пребывать ( Рим. 12, 12 ) и терпеть в молитве, «бодрствующе в ней» ( Кол. 4, 2 ). «Всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом» ( Еф. 6, 18 ). Постоянству и неотступности в молитве научает и Сам Спаситель притчею о вдовице, неотступностию прошения умолившей неправедного судию ( Лк. 18, 1 и далее). Видно, что непрестанная молитва есть не случайное предписание, а неотъемлемая черта духа христианского. Жизнь христианина, по Апостолу, «сокровенна со Христом в Боге» ( Кол. 3, 3 ). В Боге и пребывать ему неотлучно должно вниманием и чувством, что и есть непрестанная молитва. С другой стороны, всякий христианин есть храм «Божий», в коем живет «Дух Божий» ( 1Кор. 3:16, 6:19 ; Рим. 8:9 ). Сей-то Дух, всегда в нем пребывающий и ходатайствующий, молится о нем всегда «воздыханиями неизглаголанными» ( Рим. 8, 26 ), научая его самого непрестанной молитве. Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, со вне действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в коем существо молитвы. Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой дар, должно быть возгреваемо ( 2Тим. 1,6 ). Возгревается же по роду своему: трудом молитвенным и особенно терпеливым и целесообразным пребыванием в молитвах церковных. (16, 218–219)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Итак, «да возрадуется душа твоя о Господе» ( Ис.61:10 ). «Возмогай во благодати» ( 2Тим.2:1 ). «Возгревай дар Божий живущий в тебе» ( 2Тим.1:6 ). «Да воинствуешь доброе воинство, имея веру и благую совесть» ( 1Тим.1:18–19 ). «Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по своему предложению и благодати, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных» ( 2Тим.1:8–9 ). Но, празднуя для себя праздник Духа, не умедли обратить мысль твою на последующие за оным дни духовного делания. Против немощей и недостатков природы, одобряя себя надеждою на силу и избыточество благодати, умеряй дерзновение сей надежды благоговейным страхом не легких обязанностей возложенного ныне на тебя служения. То и другое принадлежит к законам и требованиям Духа. Пророк Иезекииль, посвященный в сие служение величественным откровением, чувствовал себя в необычайном восторге. «Дух воздвиже мя, – повествует он о себе, – и взя мя, и поидох вознесен во устремлении духа моего, и рука Господня бысть на мне крепкая» ( Ueз. III. 14 ). Но что же потом? Вознесши его духом благодати, Господь вскоре смиряет его делом служения. Дав ему ощутить силу Духа, вскоре показует ему священное бремя, которое понести ему должно. «И бысть, – продолжает Пророк, – по седмих днех слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву» ( Иез. 3:16–17 ). А на случай погибели беззаконника, или совратившегося праведника, не предостереженного нерадением Духовного стража, Господь присовокупляет: «крове... его от руки твоея взыщу» ( Иез. 3:18 ). Не могши ни предвидеть, ни ожидать, продолжится ли духовный восторг твой до семи дней, не медлю я сказать тебе участник служения, так же и для меня, как для тебя, страшного, что и тебя стража дал есть Господь дому церкви Своея; и потому, если какая душа, искупленная кровию Христовою, не сохранится на пути спасения, и не обратится с пути погибели, по твоему нерадению, кровь ее от руки твоей взыщется тем строже, что была она искуплена кровию бесценною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

При ⇒ Клавдии из Р. были выселены евреи ( Деян. 18:2 ); ⇒ Нерон был тем императором, суда у которого потребовал Павел ( Деян. 25:11 ). Предсказанное Иисусом разрушение Иерусалима ( Мф. 24:1 ; Лк. 19:41–44 ) совершил рим. военачальник Тит, впоследствии также ставший императором. Когда первые христиане стали разносить Благую Весть во все концы земли, неоценимую услугу в этом им оказали такие обстоят-ва, как огромные масштабы самой империи, объединившей в себе множество стран, а также распространение греч. яз. как языка межнац. общения. Но потребовалось немного времени, чтобы эта мировая империя начала кровавые гонения на христиан и их истребление. Р. превратился в зверя, все пожирающего и попирающего, преисполненного богохульных имен, в блудницу, упоенную кровью святых; но этой блуднице предсказан неминуемый суд ( Дан. 7:7 ; Откр. 14:8 ; Откр. 16:19 ; Откр. 17:3–6.9.18 ; Откр. 18:2.10.21 ). III. Имп. Клавдий издал указ о выселении всех евреев из Р. (⇒ Акила и ⇒ Прискилла) ( Деян. 18:2 ). В Р. рано возникла христ. церковь , которой ⇒ Павел направил одно из своих посланий (⇒ Послание к Римлянам, Рим. 1:7.15 ; Рим. 15:23 ). Сам Павел не был основателем рим. церкви, но хотел посетить ее, возможно, для того, чтобы сделать ее отправным пунктом будущих миссионерских путешествий на запад (в Испанию, Рим. 15:23.24 ; Деян. 19:21 ; Деян. 23:11 ). Павел апеллировал к суду императора и был доставлен в Р. как узник. Тем не менее вначале он мог проповедовать здесь беспрепятственно ( Деян. 28:16.31 ). Возможно, этой проповедью Евангелия в столице тогдашнего мира был завершен опред. этап всемирной христ. миссии. В Р. Павел написал свои послания к ефесянам и колоссянам, а, возможно, также Послание к Филиппийцам, Послание к Филимону и, согл. 2Тим. 1:17 , Второе послание к Тимофею. Апостол, находившийся в заточении в Р., констатировал: «Для слова Божия нет уз» ( 2Тим. 2:9 ). Исследователи полагают, что в Р. было написано и Первое послание Петра, поскольку под «Вавилоном» в 1Петр. 5:13 , видимо, подразумевается Р. (см. выше, II). Из этого же места Свящ. Писания следует, что в Р. в это время находился ⇒ Марк, который, возможно, написал здесь свое Евангелие. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010