«Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» ( 3Ин.1:4 ). «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3:14 ). «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» ( 2Кор.13:8 ). «Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» ( Св. Афанасий Великий . Письмо к Драконтию ). «Мы не колеблемся в истине и не противоречим ей, но запечатлены тем же характером веры и первого упования нашего. Ибо людей, искренно чтущих Бога, ничто не может так сильно побудить к единомыслию, как согласие в учении о Боге; и ничто так не располагает к раздору, как несогласие в сем учении» ( Св. Григорий Богослов . Слово 6е, гл. 11, 12 ). «Господи, объедини всех в единодушии и создай изрядных людей, которые мыслили бы одинаково о Твоей истинной вере и правом исповедании!» ( Из предсмертной молитвы св. Кирилла, славянского первоучителя ). «Лучшее общение есть общение в вере и в истинной любви. Ничто не так прекрасно, как истина». ( Св. Фотий. Письмо к папе Николаю 1 ). Часть первая. Экуменизм и его «христианская» видимость 1 основание. Истина вселенская, а заблуждение не может и не должно быть вселенским. А) ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — НОСИТЕЛЬНИЦА ИСТИНЫ Святая Православная Церковь, подобно спасительному кораблю, плывущему среди «мира, лежащего во зле» ( 1Ин.5:19 ), основана Господом нашим Иисусом Христом для возвещения миру «вернаго словесе» — «истинного слова» ( Тит.1:9 ). Как прекрасно толкует свт. Феофан Затворник : «„Словом означается все учение христианское, которое есть слово, Христом Спасителем слышанное от Отца и принесенное на землю ( Ин.8:26; 14, 24 ), и апостолами силою Духа Святого распространное по лицу ее“ ( Мф.28:19 ; Ин.14:26; 16:13 ). Верно — и истинно слово сие, как исшедшее от Бога, Который истинен есть и верен во всех словесах Своих. Верно оно и в том, что законополагает, и в том, что обещает… Итак, верное есть истинное (слово), то самое, которое от Бога изошло… без прибавки и убавки, и изменения…» 8 . Слово это вверено Церкви и ее служителям — епископам и священникам, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чужих учений, верно преподавая слово истины ( 2Тим.2:15 ). Чтобы быть полезным и действенным для спасения душ, слово учения должно быть оберегаемо от всего ему чуждого. Это и есть то «здравое учение», которое должен проповедовать епископ ( Тит. 1,9 ). «Здравое учение есть то, которое учит и догматам истинным, и жизни праведной» 9 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

И всё-таки здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно апостолу Павлу, понимание Церкви как Царства неотделимо от понимания Её как полноты ( πλρωμα). Следовательно, отношения Церкви и Царства имеют реальный, деятельный (интерактивный), и опять же динамический, эсхатологический характер. Церковь – Христово Тело, но она ещё и Полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:23 ), а это значит, что Её исполнение ещё предстоит. Также необходимо сказать, что созидание ( οκοδομ) Тела Христова ( Еф. 4:12,16, 2:21 ; 1Кор. 14:4,5, 12, 40 ) имеет живой динамичный характер, и это созидание также всё ещё продолжается. Это то самое, по апостолу Павлу, взращение ( α ξισις – Еф. 4:15–16, 2:21 ; Кол. 2:19 ) живого Богочеловеческого организма Церкви, пока всё в Церкви не исполнится всею полнотою Божиею ( Еф. 3:19 ). И это динамичное созидание и взращение Церкви продолжается и длится доколе все придём... в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Поэтому Церковь , хотя и вошла в само Небо, и не только небесная Триумфальная Церковь , но и земная Воинствующая Церковь, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий», входит «во внутреннейшее за завесу» (в само Небо над небесами) 324 , всё-таки и дальше, в подвиге на протяжении истории ожидает блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). И так будет до тех пор, пока не настанет Совершенное ( τ τλειον – 1Кор. 13:10 , ср. Кол. 1:28 ), то есть пока снова не придёт Христос, во Второе Всеславное Пришествие, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его ( 2Тим. 4:1 ). Это Второе Пришествие Христа в славе апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:22–28 ) описывает так: во Христе все оживут (воскреснут), каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу. Это «предание Царства Отцу» не значит, что прекратится Царство Христа как Бога, но, по святому Златоусту: когда Христос исполнит Икономию (Домостроительство) и «Устроение Царства, т.е. спасения (окончательного) верующих, мира ( Еф. 1:10 ), вселенной, истребление зол – это и означает устроение Царства» 325 . Тогда, продолжает апостол Павел, последний же враг истребится – смерть ( 1Кор. 15:26,54 ; Евр. 2:14 ; 2Тим. 1:10 ), и Церковь Христова, воскресением всех своих членов неся образ небесного ( 1Кор. 15:49 ; Рим. 8:29 ), то есть проявляя на себе и собой полноту Прославленного с плотью и во плоти Христа, явится в полноте как вечное царство непоколебимое ( Евр. 12:28 ) Отца и Сына и Святого Духа 326 , в котором всё и во всём – Христос и Бог всё во всём ( Кол. 3:11 ; 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И как это не то состояние, в котором надлежало нам быть по назначению нашему, по воле Бога, сотворившего нас по образу Своему, то доколе мы будем оставаться в этом неестественном состоянии, дотоле будем в злострадании и мучении. Но вот взываем, непрестанно взывает глас милосердия Божия: встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). Слово Божие живо и действенно, и животворно ( Евр.4:12 ). Невозможное для человека, возможно для Бога. Так! Восстанут мертвецы Твои, безжизненные трупы воскреснут. Светоносная роса, которая от Тебя сходит, кропление Крови Твоей ( Евр.12:24 ; 1Пет.1:2 ) будет им в исцеление. ( Ис.26:16 ). Пожелаем сами себе и друг другу от Бога, чтобы Он дал вам, как и Ап. Павлу, дух силы и любви и здравомыслия ( 2Тим.1:7 ). Известно, что в припадках горячки человек обнаруживает в несколько раз больше силы, нежели сколько имеет ее, когда здоров. Но и узы любви без здравомыслия означают особенного образа рабское состояние в грехе. Здравомыслием же, сопровождаемая любовь и сила, есть даяние доброе, и дар совершенный, свыше сходящий от Отца светов ( Иак.1:17 ). Односторонности искони ведут бедное человечество многоразличными путями к многоразличным заблуждениям ума и сердца. He тот же ли Создатель дал человеку разум, Который и чувствительностью одарил его? He один ли Бог сотворил сердце и голову? Он есть един, хотя и три в Едином, и во всех произведениях сего первообраза всякой истинной красоты, мы видим печать единства, которою знаменуется многоразличие. He проявляется ли сия истина и в ответе Иисуса Христа одному книжнику, который спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус ответствовал ему: первая из всех заповедей есть сия: слышишь Израиль, Господь Бог наш, есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая подобная заповедь есть сия: возлюби ближнего твоего, как самого себя. ( Мр.12:29 −31). Вы видите, как разнообразие сил, составляющих это сотворенное я, которое Единый вечный, Единый достойный сказать о Себе: Я, в высочайшем и глубочайшем, в обширнейшем и бесконечном, в независимом и неограниченном смысле и силе этого слова, сотворил по образу и по подобию Своему. Вы видите, как это разнообразие в порядке закона Божия приводится в единство, скрепляемое любовью к Богу, и как это разнообразие человеков, союзом истинной и чистой любви связуемых, в каждом из них соединяется с Богом, и из всех составляет единство, подражающего единству Единого, в Троице славимого. Вы видите также, что истинная любовь к Богу любить Его не только всем сердцем, и всею крепостью, но и всем разумением, так что и разум любообилен·, и любовь благоразумна, и он и она укрепляются Господом и могуществом силы Его ( Еф.6:10 .) Теперь ми видим, как надобно понимать сие слово Ап. Павла: «не дух боязни дал нам Бог, но дух силы, и любви и здравомыслия» ( 2Тим.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Иеремию, – до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они, – пророки ложных снов, – пересказывают друг другу? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? Вот Я, на пророков ложных снов, которые рассказывают их, и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщениями... Они говорят: мне снилось, мне снилось. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца» ( Иер.23:25 ...32)? Глава XLIII «Ложные сны и пророки ложных снов» не составляют собой, понятно, такой лести в среде сынов человеческих, которая могла бы поражать воображение людей, овладевать их вниманием и подчинять себе их умы и сердца, ибо сила «лести и значение» «обмана лжи» для людей всегда будут заключаться в том и настолько, в чем и насколько «лесть обман-ложь» возмогут подменять собой истину и правду бытия и жизни человека. В сем отношении как «сам сатана», для наиболее свободного для себя воздействия на людей, в своем приражении к людям, «принимает вид Ангела света», – так и «все лукавые деятели, все лжеапостолы и все лжепророки», проповедуя свои Богоотступные и «превратного ума» учения, непременно стараются «принять вид служителей правды и образ благочестия, отвергаясь» в тоже время «его силы (Сн. 2Кор.11:13 ...15; Мф.7:15 ; 2Тим.3:5 ). Даже в то время, когда, по слову Апостола, «люди здравого учения – принимать не будут, от истины отвратят слух и обратятся к басням», все же они «будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:34 ); так велико для людей значение хоть какой-либо даже призрачной идеи, однако все же якобы идеи, имеющей как бы свой смысл, оправдательный для поведения людей! А отсюда, само собой разумеется, следует объяснение и того факта, почему, с одной стороны, диавол, в своей «мировой лести», имитирует «знамения и чудеса Божии» своего рода «знамениями и чудесами ложными» и «видения от Господа» своего рода «видениями ложными», – с другой стороны, почему сами люди, особенно «поколения лукавые и прелюбодейные ищут знамения» ( Мф.12:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Кто страждет как христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей ( 1Пет. 4:16 ). Каждый пусть остается в том звании, в каком призван; рабом ли кто призван, не беспокойся; но если может сделаться и свободным, воспользуйся ( 1Кор. 7:20, 21 ); рабы должны быть послушны господам своим по плоти с уважением и страхом в простоте сердца, как Христу, не при глазах только служа, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф. 6:5, 6 ). Господа же обязаны доставлять должное и справедливое, зная, что и сами имеют Господа на небесах ( Кол. 4:1 ). Холостым и вдовым хорошо оставаться в своем состоянии, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак: кто же твердо положил в сердце своем оставить девицу свою незамужнею, тот хорошо делает ( 1Кор. 7:8, 9, 37 ). Если какой брат имеет жену неверующую, но она хочет с ним жить, то он не должен оставлять ее (12). Молодые вдовицы пусть вступают в браки, рождают детей, управляют домом и не подают противнику никакого случая к злоречию ( 1Тим. 5:14 ) . Муж пусть отдает жене должное; подобно и жена мужу ( 1Кор. 7:3 ); впрочем пусть помнят, что имеющие жен должны быть как не имеющие (29). Отцы не должны детей своих огорчать, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). Дети должны повиноваться родителям для Господа. Юноши – быть благонравны ( Тит. 2:6 ). Старцы – трезвенны, степенны, скромны, здравы в вере, в любви, терпении; старицы также одевались бы прилично святым, не были клеветницы, не порабощались бы пьянству, учили добру (2, 3). Пастырям церкви предписывали проповедывать слово постоянно, во время и не во время, обличать, угрожать, увещавать со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2 ), заниматься чтением слова Божия ( 1Тим. 4:12 ), глупых и невежественных состязаний уклоняться, не ссориться, но быть приветливыми ко всем, учительными, незлобивыми, с кротостью наставлять противников: не даст ли им Бог обращения к познанию истины ( 2Тим. 2:23–25 ). Пастве завещали повиноваться своим наставникам ( Евр. 13:7 ), воспоминать о них (7), уважать трудящихся и начальствующих в Господе и почитать их преимущественно с любовью за дела их ( 1Сол. 5:12, 13 ), наставляемым делиться всем добром с наставником ( Гал. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Отсюда нетрудно понять, что с сим призыванием имени Иисуса Христа, как истинного Бога, не идут в сравнение молитвенные призывания Святых Божиих, как молитвенников за нас пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом. 2 . Молитвенные благословения и испрашивания верующим благодати от Господа Иисуса Христа. В начале и в конце посланий святых апостолов читаем молитвенные благожелания верующим благодати и мира, иногда от лица Господа нашего Иисуса Христа, и купно от лица Бога Отца и от лица Духа Святого; напр., ( 2Кор.13:13 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Подобн. ( 1Пет.1:2 ) Иногда от лица Господа Иисуса Христа, обще со Отцом, напр., ( 1Кор.1:3 ) благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа; также ( 2Кор.1:2 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; Флп.1:2 ; Кол.1:24 ; 1Фес.1:1 ; 2Фес.1:2 ; 1Тим.1:2 ; 2Тим.1:2 . Иногда от единого лица Господа Иисуса Христа, как сие видим преимущественно в заключении посланий, напр., ( Гал.6:8 ) благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. Также: 1Кор.16:23 ; Еф.6:23 ; Флп.4:23 ; 1Фес.5:28 ; 2Фес.3:18 ; 2Тим.3:15 ; Флм.1:24 . Благоговение святых апостолов пред лицом Господа Иисуса Христа усматривается и в том, что они в начале своих Посланий именуют себя рабами Его. Так начинают свои послания Иаков ( Иак.1:1 ), Петр ( 2Пет.1:1 ), Иуда ( Иуд.1:1 ), Павел ( Рим.1:1 ; Флп.1:1 ; Тит.1:1 ). Для соображения см. ( 1Кор.7:22–23 ). 3 . Утверждение именем Христовым удостоверения об истине слов своих, как то встречается в послании апостола Павла к Римлянам. В 9 гл. начиная наставительную для уверовавших иудеев и язычников речь (простирающуюся до конца 11 гл.) об отвержении иудейского народа от Христа и об ослеплении и ожесточении сего народа, апостол Павел старается отдалить от себя всякое подозрение в какой-либо ненависти к сему народу, или в пристрастии к христианам из язычников, и потому прежде всего поставляет удостоверение, с призыванием Христа во свидетельство истины, что сие отвержение сродников его по плоти, иже суть Израилите, составляет великую для него болезнь и непрестанное мучение сердцу его. Истину глаголю о Христе (ν Χριστ), не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым: яко скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:1–2 ). В таком утверждения именем Христовым удостоверения о предлагаемой истине, очевидно, заключается клятва. А клятва непререкаемо свидетельствует о Божестве Того, Чьим именем клянутся ( Евр.6:16 ; слич. Мф.23:21–22 ), и относится к действиям истинного богопочтения по заповеди Божией: Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и именем Его кленешися, ( Втор.6:13 ). Следовательно, клянущийся именем Иисуса Христа и признает Его Богом, и чтит Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поставив в Церкви прежде всего апостолов, Иисус Христос им первым даровал власть не только учить, но и совершать Святые Таинства. Так при установлении Таинства Евхаристии Он заповедал ученикам совершать это Таинство в Его воспоминание ( Лк.22:19 ). Явившись ученикам по Своем Воскресении, Господь установил Таинство Священства и Таинство Покаяния, когда дунул и сказал им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:20–23 ). Являясь Апостолам перед Вознесением, Христос заповедал им пасти Его стадо, учить людей вере и благочестию, соблюдать все, что Он повелел, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19–20 ). Апостолы свято выполняли повеление Господа, при этом прямо указывали на свое полномочие: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Когда число верующих во Христа увеличилось и апостолы были уже не в состоянии руководить жизнью каждой основанной ими церкви, они стали передавать дарованную им Богом власть выбранным ими лицам в святом Таинстве Рукоположения (Священства), при содействии Духа Святаго поставляя их пастырями. На это с особой ясностью указывает апостол Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пастырями: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, (в слав, тексте – епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Поставляя епископов, апостолы предоставляли им власть рукополагать пресвитеров и диаконов. Так апостол Павел поручил Титу довершить недоконченное в устроении Критской Церкви и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). А Тимофею, по особому пророчеству поставленному в епископы в молодых летах и, вопреки ветхозаветному порядку, из эллинов, апостол Павел завещал передавать слышанное от него учение «верным людям, которые были бы способны и других научить». ( 2Тим.2:2 ). Он же передал ему власть рукополагать пресвитеров и самому «возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ), «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Потому и Павел говорит Тимофею: «Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4:15 ). И в другом месте: «Таковых удаляйся» ( 2Тим. 3:5 ). И еще: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). Итак, врагов всего священного вооружает против нас не сама святыня, но их доводит до безумия то, что, познав ее, они исполняются гордостью. Вот почему немалая польза оставаться им в неведении: в таком случае они не будут пренебрегать; если узнают, то двойной вред: и сами не получат от того никакой пользы, разве еще больший вред, и тебе причинят бесчисленные беспокойства. Пусть слышат это те, которые без всякого стыда сводятся со всяким без разбору и делают предметом пренебрежения то, что достойно всякого уважения. От того-то и мы, совершая таинства, затворяем двери и возбраняем вход непросвещенным – не потому, будто мы признаем недействительность совершаемых таинств, но потому, что еще многие не довольно к ним приготовлены. От того-то и сам Христос многое говорил иудеям в притчах, что они видя не видели ( Мф. 13:13 ). Потому и Павел повелел «дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол. 4:6 ). «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ). Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: «Кто же может спастись»? И еще: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» ( Мф. 19:25, 10 ). 4. Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Просто Павлу было очень холодно, и он попросил прислать ему теплый плащ, как будто рядом не было и других христиан. И это Павел, который сам свидетельствует о себе: «…да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость» (2Кор.11:9) . Конечно, на греческом языке это слово может означать и плащ, достаточно заглянуть в любой греко-русский словарь. Но только не для апостола Павла, который все почитал «за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8). Но переводчик АСД принципиально не согласится с нами, так как они совершают свои службы в обычных пиджаках и при галстуках. Но тогда совершенно непонятно, чему нас может научить упоминание о " плаще " ? А ведь, как известно, " все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности " (2Тим.3:16) . - То есть, каждый текст, слово или даже буква " иота... черта не прейдет из закона, пока не исполнится все " (Мф.5:18) . Следовательно, упоминание о фелони имеет значение только тогда, когда это молитвенный талит, который позже приобрел форму христианской фелони, которая также надевается через голову. Павел и просит прислать ему то, что точно может обеспечить ему правильное совершение его служения: " ...фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные " (2Тим.4:13) . " Особенно кожаные " - данное уточнение связано с тем, что книги, будь они написаны на папирусе, не сохранились бы так же, как кожаные, во время тяжелого миссионерского путешествия. То есть надо более тщательно готовиться ко всякой миссионерской программе... И это выученный урок! В противном случае и " плащ " , и " книги, особенно кожаные " не несут для нас никакого назидания. Хороший получился перевод, как бы действительно «свободный от узко-конфессиональных ограничений». – Слишком «узкий» для того, чтобы пиджак превратить в фелонь, а за фэлонин видеть только «теплый плащ». Далее: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1Тим.3:1) .  В переводе АСД: « Верно говорят: кто хочет быть пастырем, к благородному делу стремится» . Здесь слово: «епископ» (греч. πσκοπος) заменено словом: «пастырь», хотя на греческом языке это слово: пимин - ποιμν (например, Ин.10:11). И так же «епископ» заменен на «пастырь» в Флп.1:1; 1Тим.3:2; Тит.1:7. И все логично - в АСД нет никаких епископов.

http://radonezh.ru/analytics/perevod-bib...

Руководимая Духом Святым Церковь Христова для сохранения в целости и без повреждений свящ. Писания заключила его в один состав – Библию . Определяя и выражая христианское вероучение на основании свящ. Писания, Церковь берет всю Библию, т.е. и Ветхий и Новый заветы. О Ветх. Завете Сам Спаситель так сказал: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), и еще: «всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей и новое, и старое» ( Мф.13:52 ). А святый ап. Павел решительно говорит: «все Писание… полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). В христианское вероучение не вошли, как обязательные к исполнению, только те ветхозаветные установления, которые имели временное или прообразовательное значение. Напр., ветхозаветный закон об обрезании в христианском вероучении заменен законом о крещении ( Деян.15:24 ; ср. Кол.2:11, 12 ); древний закон о кровавых жертвах заменен законом о жертве бескровной, т.е о таинстве причащения ( Евр.10:4–12 ; 1Кор.11:26 ) и т.п. А для сохранения свящ. Предания без повреждений Церковь на первых порах строго держалась апостольского правила Тимофею: «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научать» ( 2Тим.2:2 ). Такими верными людьми были прежде всего ученики самих апостолов, так называемые мужи апостольские и ученики мужей апостольских. За сохранение свящ. Предания во 2-м веке говорит и та крайняя нужда в нем, которую ощущали верующие тогда, так как писания апостолов еще не были общеизвестны. Помня похвалу ап. Павла в послании к Коринфянам: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я предал вам» ( 1Кор.11:1 ), и сами христиане тогда имели особенно ревностную приверженность к устно-преданному апостолами учению. Вскоре же, еще при жизни некоторых мужей апостольских, свящ. Предание начало заключаться в письменность. Являются собиратели свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010