Глава II Тимофей должен передавать спасительную истину верным ученикам (1–14). При этом Тимофей должен обратить внимание на центральный пункт евангельского учения (15–19). Не следует все достоинство человека полагать в его одарении духовном (20–23). Тимофей должен с кротостью учить верующих и неверующих (24–26). 2Тим.2:1 .  Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Апостол убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью Духа Святого, предлагаемой всем людям чрез Христа ( 1Кор.1:4 и Тит.3:5 и сл.; 2Тим 1:14 ). Не в благодати должен Тимофей укрепляться, а посредством, при помощи ( ν) благодати явиться сильным для того, чтобы защищать Апостола Павла и продолжать его дело. 2Тим.2:2 .  и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. «При многих свидетелях». Перевод неточный. По-гречески здесь стоит предлог δι – " чрез», а «при» – επ. Но и перевести это место выражением «чрез многих свидетелей» – также неудобно: зачем бы при слушании Тимофеем учения апостола Павла еще нужны были какие-то свидетели? Естественнее перевод, предлагаемый Воленбергом: «чрез многое ( πολλν – средний род) свидетельствуя» ( μαρτρων – прич. наст. врем. От μαρτυρω). Тимофей, слушая апостола Павла, многими делами заявлял (свидетельствовал) о своем сочувствии ему, о своем желании потрудиться на пользу Евангелия, как оно излагалось Павлом. Он оказался верным, надежным слушателем, и сам в свою очередь должен найти таких же верных и надежных слушателей. 2Тим.2:3 .  Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. В чем же Тимофей может показать свою силу ( 2Тим.2:1 )? Во-первых, в перенесении страданий со Христом, как воин, идущий за своим вождем (вместо κακοπθησον «переноси страдания» некоторые кодексы читают συκακοπθ – страдай вместе). 2Тим.2:4 .  Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18). 2Тим.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тим.1:2 .  Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего. Апостол находился во время написания послания в узах. Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя «апостолом Иисуса Христа по воле Божией». Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедовать волю Пославшего его…», апостол на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны апостол указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь ( Кол 3:3–4 ; Гал 6:8 ). Поэтому-то он, не унывая, терпит всяческие страдания и лишения. 2Тим.1:3 .  Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 2Тим.1:4 .  и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 2Тим.1:5 .  приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Эти стихи лучше перевести так: «благодарность питаю я к Богу – Которому служу от прародителей – в чистой совести (т. е. не лицемерную, подлинную благодарность), поскольку ( ς неправильно переведено союзом: что) непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих, днем и ночью желая видеть тебя», и далее – по русскому тексту. Этими словами апостол ободряет Тимофея, который, находясь в разлуке с своим учителем и руководителем, вероятно, впадал иногда в сомнения относительно успеха своей деятельности в Ефесе. Апостол помнит о его слезах, какие Тимофей проливал при расставании с ним, помнит о его нелицемерной вере, составляющей, так сказать, наследственное сокровище в душе Тимофея, и искренно благодарит Бога за своего любимого ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На основании этих указаний некоторые ученые (Гарник, Тирш) признают, что сообщение речей Спасителя и событий из Его жизни входило в состав гомилетическо-дидактической части богослужения. Апостолы не ограничивались только простою передачею речей и рассказами событий из жизни Спасителя; они обращали внимание и на нравственную сторону своих слушателей, направляя их мысли и расположения к Царству Небесному. Об апостоле Павле в Деяниях апостольских рассказывается, что он, утверждая души учеников, то есть христиан, увещевал их пребывать в вере и поучал, что многими скорбями надлежит им войти в. Царство Божие (14:28). По наставлениям апостола учители Церкви должны были проповедовать и, конечно, проповедовали то же благовестие Христа ( 2Тим.1:8 ) или предание, какое слышалось из уст апостолов ( 1Тим.6:20 ). Тимофею Павел прямо предписывает держаться образца здравого учения, которое он слышал от него ( 2Тим.1:13 ), и что слышал от него при многих свидетелях, то передавать верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ), помнить Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых по благовестию его ( 2Тим.2:8 ), напоминать о сем другим и являть себя чрез то делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины ( 2Тим.2:14–15 ). Но не ограничиваясь общим словом о Христе и спасении, руководимые апостолом учители должны были устроить внешние отношения верующих по законам нравственного приличия, и увещевать их вести себя так, чтобы они во всем были украшением учения Спасителя нашего ( 1Тим.2:10 ). Апостол повелевает им раскрывать обязанности каждого члена общества, поставленного в известные отношения к другим, и при этом начертывает образ поведения, достойный последователей Христовых. Тимофей и Тит, равно и другие учители верных, должны были учить, каковы должны быть старцы и юноши ( Тит.2:1,2:6 ), как должны вести себя старцы, вдовы, имеющие семьи и одинокие, молодые женщины, живущие с мужьями и детьми ( Тит.2:1,3–5 ; 1Тим.5:4–7 ), должны были наставлять богатых, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения, чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровища, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни ( 1Тим.6:17–19 ); рабов увещевать, чтобы они почитали господ и служили им, дабы не было хулы на имя Божие и учение ( 1Тим.6:1–2 ), повиновались им во всем и угождали, не прекословили, не крали, но оказывали всю добрую верность ( Тит.2:9–10 ), и всем напоминать, чтобы повиновались и покорялись начальству и властям, никого не злословили, были не сварливы, но тихи и оказывали всякую кротость ко всем человекам ( Тит.3:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

2Тим.2:16 .  А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 2Тим.2:17 .  и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 2Тим.2:18 .  которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным, добрым работником у Бога, неукоризненным – правильнее: не стыдящимся своего служения (ср. 2Тим.1:8 ) и, наконец, в деле учения обращающим внимание на сущность дела, а не на побочные обстоятельства, как делали лжеучители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же мысль заключается и в выражении: «верно преподающим» … (правильнее: прямо разрезающим – ρθοτομεν – слово истины). «Они еще более», т. е. эти лжеучители еще дальше пойдут ( προκψουσιν) – в область нечестия зайдут ( σεβεας – вин. множеств, числа, как определение дальнейшей ступени лжеучительства). «И слово их как рак». От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная под именем рака. Апостол указывает на двоих таких лжеучителей, дошедших до отрицания воскресения мертвых, учение о котором, по их мнению, нужно понимать в переносном смысле, как уже о случившемся при Христе, духовно оживившем многих людей. «Именей» – см. 1Тим 1:20 . 2Тим.2:19 .  Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». «Но» – точнее: но все-таки ( μντοι). «Твердое основание» ( στερες θεμλιος) – т. е. Сам Христос, распятый и воскресший, положенный Самим Богом как твердое основание Церкви. «Стоит» – остается на своем месте, несмотря на все смущения, вносимые в жизнь Церкви еретиками (ср. 1Кор.3:11 и сл.; Еф 2:20 ; 1Пет 2:6 ). «Имея печать» – которая удостоверяет Его высокое положение. «Познал Господь Своих» – общее положение, составленное по образцу выражения кн. Чисел ( Чис.16:5 по 70-ти). Бог Отец познал Своего Сына и в состоянии Его унижения и поставил Его Сыном в силе ( Рим 1:4 ). Всякий, кто вступает в общение с Сыном, признается также и Богом Отцом ( Гал 4:9 ; ср. Мф 7:23 ). По всей вероятности, апостол представляет здесь себе факт крещения верующих ( Рим.6:3 и сл.; Кол 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Рабу же Господню не подобает сваритися» . Ибо без споров должен предлагать Божественные наставления тот, кому вверено проповедание оных. Сие Апостол и присовокупил: «Но тиху быти ко всем, учителну, незлобиву» , с «кротостию наказующу противныя» . Кто с отеческою кротостию преподает учение неверующим и великодушно выслушивает их возражения, тот нередко убедит и крайне упорных еретиков. Апостол же учит Тимофея пребывать в учении и не отчаиваться в рассуждении тех, которые нелегко принимают слово проповеди. «Еда како даст им Бог покаяние во спасение, и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его волю» . Есть вероятность, что и они улучат помощь свыше, избегнут диавольских сетей и дознают, какое расстояние между истиною и ложью. Потом Апостол предсказывает будущее в Церкви весьма многих повреждение, уча Тимофея не огорчаться леностию некоторых, так как еще хуже будет то, что произойдет напоследок. Глава 3 2Тим.3:1.   Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2Тим.3:2.   Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны. 2Тим.3:3.   Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра. 2Тим.3:4.   Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы. 2Тим.3:5.   Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. «Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися» . Настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол, и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства; вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям, одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек божественный Апостол. Избегать же общения с сими людьми вверенным попечению Тимофееву повелел Апостол в следующих словах. Ибо говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Но неоспорим и следующий факт: где бы (в собраниях христианских) ни появлялись апостолы, везде умолкали непризванные учители человечества; в присутствии апостолов никто не решался проповедовать; ибо они от Самого Иисуса Христа получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:5 ), а посему они за собой только признавали высшее учительство в Церкви Христовой, – именно, что благовестие вверено им от Самого Иисуса Христа ( 1Сол.2:4 ; Гал.2:7 ). Притом они своею непременною обязанностью считали при жизни своей всегда увещевать верующих и благовествовать им слово Божие ( 2Пет.1:12, 13 ; 1Кор.9:16 и др.). Они постоянно наставляли верующих словесным благовествованием, когда же требовали обстоятельства, апостолы посылали верующим свои послания (собственноручные) и даже нередко посылали ближайших своих учеников для личного напоминания верующим путей спасения ( 1Кор.4:17 ; 2Кор.8:23 ; 1Фес.3:2 ; Кол.1:7 и др.), а во всех новопросвещенных странах непременно оставляли своих сотрудников для утверждения уверовавших. Свет открылся в мире к просвещению всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ) и поэтому самому не должен был никогда погаснуть. Мы и видим, что апостолы, приняв учение от Спасителя и возвестив его народам, старались, чтобы и по отшествии их уверовавшие приводили в памяти слова их ( 2Пет.2:15 ); с этой целью они избирали себе при жизни своей преемников, чтобы начатое ими благовестие миру евангелия Царствия Божия не умолкало ( 1Тим.4:16 ) и по смерти их ( 2Тим.4:2, 5, 6 ), но передавалось из рода в род таким людям, которые были бы способны и других научать ( 2Тим.2:2 ). Апостолы по таинственному действию Св. Духа (по пророчеству) избирали себе преемниками ближайших своих учеников, которые были истинными последователями их самих, и чрез рукоположение поставляли их епископами и пресвитерами в каждой церкви ( Деян.14:23; 20:28 ; 1Тим.4:14 и Др.), а также и диаконами ( Деян.6:5, 6 ). Послушаем, что говорит ап. Павел к Тимофею и Титу епископам, рукоположенным самим Апостолом ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Тимофею св. ап. Павел говорит: «ты издетства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Иисуса Христа ( 2Тим.3:15 ); ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (выше 10 и 11 ст.). Итак я заклинаю тебя пред Богом и Господом (4:1): пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты научен (14 ст.); будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (4:5); проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (4:2); ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало (4:6); возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (1:6); храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лк.23:21–22 . «Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Объясн. Кричали «распни, распни Его!» не христиане, а толпа еврейского народа, возбуждённая еврейскими же первосвященниками: Мк.15:11 ; теперь и за лжеучение религиозное не только никого не распинают, а даже и не заграждают лжеучителям уста: 1Пет.2:15 , перестали и страхом их спасать: Иуд.1:23 Ин.16:2 . «Изгонят вас из синагог: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Объясн. Эти слова Евангелия относятся к святым апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи, но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд.1:23 ; 1Тим.6:3–4 ; Тит.1:10–11 . 1Пет.3:17 . «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Объясн. Заблуждающиеся в вере и вводящие других в заблуждение если бывают вразумлены: 1Фес.5:14 , и наказываемы, то не за добрые дела, а за лжеучение: Деян.5:36–37 ; 2Кор.11:13–15 . 2Тим.3:12 . «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Объясн. Лжеучителей, вводящих пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 , преследовали за своеволие и преступления, а не за Христа: Деян.5:36–37 , следовательно, за вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но страдали за вероучение своё ложное и разные люди негодные, всё же от этого вера сих последних, конечно, не сделалась истинной: 2Тим.2:5 . Ис.66:5 . «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены». Объясн. У пророка Исаии говорится о преследовании благочестивых израильтян за имя Божие со стороны собратьев их, которые избирали собственные пути и находили удовольствие в мерзостях, т.е. предавались язычеству: ст.3–6. Евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, так и еретики, если не пользуются расположением православных христиан, то потому только, что они извращают Писания: 1Пет.3:16 , противятся истине: 2Тим.3:8–9 ; 2Пет.2:1–2 . И Слово Божие повелевает остерегаться их и отвращаться: Рим.16:17 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Парижские богословы, которые когда-то держали митрополита Евлогия в своих руках и устроили раскол, говорят даже о «новой Пятидесятнице», что снова будет Пятидесятница, что в церковной истории будет новый поворотный момент! — Это басни. Никакой второй Пятидесятницы не будет никогда! «От истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2Тим. 4:4, 5). То, что здесь апостол говорит апостолу Тимофею, относится к каждому пастырю — служителю Церкви: будь бдителен, переноси скорби, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Совершай дело благовестника, исполняй служение твое.    Почему апостол сейчас об этом так настойчиво говорит? Потому что это послание есть его предсмертное послание, последнее, и дальше мы с вами это увидим. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6). Это подобно тому, как другой великий первоверховный апостол Петр, в своем 2-ом, тоже предсмертном послании писал: «Я знаю, что мне скоро уже надлежит оставить мое тело, как и Господь наш Иисус Христос сказал мне» (2Пет. 1:14). Апостол Павел пишет: «я становлюсь уже жертвою, и время моего отшествия настало» . А дальше, смотрите — блажен тот человек, который мог о себе сказать то, что сказал апостол Павел. Апостол Павел был смиреннейший и скромнейший из людей и, однако, смотрите, какие слова он о себе говорит: «Подвигом благим я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, а всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:7, 8). Эти последние слова ободрения апостолу Тимофею: помни, что и тебя ждет этот светлый, прекрасный жребий — получить венец правды, потому что и апостол Тимофей, так же как и апостол Павел, возлюбил явление Его, т.е. жил ради того, чтобы в свое время встретить Грядущего со славою судить живых и мертвых. «Постарайся прийти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим. 4:9, 10). Очевидно, он был спутником апостола Павла, потом затруднился сотрудничать ему из-за скорбей и трудностей бедствия. Он ушел, оставивши дело благовестия, и погрузился в обыкновенную суету. Апостол говорит: «возлюбил нынешний век и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатию, Тит в Далматию» . С Титом мы еще будем иметь скоро дело, к нему тоже есть другое послание — это уже один из любимых учеников апостола Павла. «Один Лука со мною» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Настой благовременне и безвременне» ; ничто безвременно делаемое не похвально. Посему Апостол повелевает Тимофею не просто и как ни есть проповедовать, но всякое время почитать к сему пригодным. Это и сам он делал, уча в темнице, на корабле, за предложенною трапезой, о сем свидетельствует бывшее в Филиппах, в Троаде и на море. «Обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» . Так поступают и мудрые врачи: когда болезнь скрыта, сперва режут, употребляют суровые врачевства, а потом делают мягчительные присыпки. Посему «обличение» уподобляется резанию, «запрещение» — многосложности врачевств, «умоление» же — врачевствам умягчающим. А поелику бывает, что иные не принимают предлагаемого врачевания, то необходимо было и о них предложить надлежащее наставление. 2Тим.4:3.   Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. 2Тим.4:4.   И от истины отвратят слух и обратятся к басням. «Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся» . Апостол сказал: «чешеми» , то есть услаждаемые «слухом» , потому что щекотание слуха производит некоторое удовольствие: а таковы баснословные уроки, заключающие в себе приятность, а не пользу. 2Тим.4:5.   Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. «Ты же трезвися о всем» . Имей бодрственный помысл. «Злопостражди» , возлюби труды добродетели. «Дело сотвори благовестника» . С услаждением переноси опасности за благочестие. «Служение твое известно сотвори» . Будут ли или не будут слушать, ты преподавай учение, ибо таким образом совершишь приличное служению дело. Потом Апостол объясняет, почему предлагал Тимофею много и о многом наставлений. 2Тим.4:6.   Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. «Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» . Стою при самом конце подвигов. Умерщвление же свое назвал Апостол закланием в жертву, потому что за благочестие проливаема была кровь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Духовные чада апостола – всегда «в сердце» апостола ( 2Кор.7:3 ), и о них он «ревнует ревностью Божьею» ( 2Кор.11:2 ), боясь, чтобы они не соблазнились от преподанного им пути жизни ( 2Кор.11:3 ). Всю душу свою апостол отдает своим духовным детям ( 1Фес.2:8 ): «кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы, и я не изнемог? Кто соблазняет, за кого бы я не воспламенялся» ( 2Кор.11:29 )? Входя в духовный мир каждого и принимая участие в духовных нуждах его, апостол был «для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ): и это – вовсе не угодливость и слабость, ибо не для своей пользы апостол служил всем, а «для пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Такого же самоотвержения и любви к своим пасуемым ради их спасения апостол требует от пастырей и прямо, когда обращается к тому или другому из них с наставлениями о пастырском деле. Обращаясь к ефесским пресвитерам, апостол заповедует им быть внимательными, «к стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями», и «пасти Церковь Господа», храня ее от заблуждений ( Деян.20:28–31 ) и «уча каждого день и ночь» ( Деян.20:31 ), в учении же этом он заповедует «ничего не пропускать полезного», «возвещая покаяние и вру в Господа нашего Исуса Христа» ( Деян.20:20–21 ) и поддерживать преимущественно «слабых» ( Деян.20:35 ). В пастырском своем послании к Тимофею, епископу Ефесскому, апостол прежде других наставлений говорит о том, что пастырю нужно делать свое дело, не отступая ни пред какими трудностями и опасностями, будучи готовым и пострадать ради спасения своих пасуемых ( 2Тим.2:3–13 ). В своей жизни пастырь должен быть «образцом для верных в слов, в житии, в любви, в дух, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12, 3:1–13 ). Ревнуя о спасении своей паствы ( 1Тим.4:16 ), пастырь должен «проповедовать и учить» и тот только пастырь достойнее других, который «трудится в слов и учении» ( 1Тим.5:17 ). Все меры и средства должен испытывать пастырь в «проповеди и учении», ради главной и высшей цели – спасти вверенных ему духовных чад: «проповедуй слово», говорит апостол всякому пастырю в лице епископа Тимофея, «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2:15 ), «будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010