А вы не помните, какая профессия была у Луки? Врач, а апостол Павел был болезненный человек, у него очень глаза болели, после Дамасского видения, когда он ослеп. Потом он всю жизнь страдал глазами и вообще был болезненный, а апостол и евангелист Лука был искусный врач и поэтому он был в особенности ценен и доступный для апостола Павла. Он его не покидал, как видно. (2Тим. 4:11). Когда апостол Павел был много моложе, и они с Варнавой путешествовали, Варнава хотел взять Марка. Перед этим был случай, когда Марк сопровождал их, а потом испугался трудностей и опасности апостольскаго служения и сбежал от них. Апостол Павел был на него за это сердит и, когда Варнава хотел его взять, то он его отстранил — «Он нас оставил и опять может оставить». И не взяли, и получился у них спор и расхождение настолько, что они разлучились. Апостол Павел взял с собой Силу и пошел в новое путешествие, а Варнава взял Марка. Это было раньше, а здесь уже апостол пишет: (2Тим. 4:11, 12). И последнее распоряжение апостола: (2Тим. 4:13). Теперь легко облачения заказывать, а тогда было это не так просто, тем более апостолы не обладали большими средствами. . Апостол здесь не поясняет, какие это были книги. (2Тим. 4:14). Как говорится: «Мне Аз (Втор. 32:35) — говорит Господь. И апостол Павел в Послании к евреям говорит: а (Рим. 2:19; Евр. 10:30). Так и тут апостол тоже говорит: — предупреждает апостол Павел, — (2Тим. 4:14—16). Апостол испытывал нечто, подобное тому, что было с Его Божественным Учителем в Гефсиманском саду. Помните, как евангелист Иоанн говорит: «оставивши Его, все бежали» — испугались и разбежались. Так и тут. Когда апостолам пришлось идти к кесарю, к императору на допрос, то все разбежались. Почему? Кто тогда был кесарем? Нерон, жесточайший гонитель христиан, как вы знаете. Спутники апостола перепугались и оставили его — Апостол тут просит Господа, чтобы Господь не наказывал их за это, подобно тому, как его великий сродник архидиакон Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: (Деян. 7:60)! укрепилось (2Тим. 4:17). Что это значит? Что лев схватил его, и он вырвался? О ком он говорит? Он говорит о Нероне. (2Тим. 4:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

«Тит в Далматию» . Последние свободны от оного обвинения, потому что самим Апостолом посланы были для проповеди. «Лука един есть со мною» , написавший Евангелие и Деяния апостольские. 2Тим.4:11.   Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. «Марка поемь приведи с собою: есть бо ми благопотребен в службу» . Самою великою похвалою служит свидетельство божественного Павла. 2Тим.4:12.   Тихика я послал в Ефес «Тихика же послах в Ефес» . Из сего явно, что блаженный Тимофей в это время пребывал не в Ефесе, но где-нибудь в другом месте. 2Тим.4:13.   Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. «Фелон, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя. Кожаными книгами» Апостол назвал свитки; так римляне называли выделанные кожи; Божественные же Писания в древности имелись в свитках; так и до настоящего времени имеют их иудеи. 2Тим.4:14.   Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! 2Тим.4:15.   Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам. «Александр ковачь многа ми зла сотвори: да воздаст ему Господь по делом его» , «от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым» . Это — предречение, а не клятва; и Апостол сказал сие, утешая блаженного Тимофея и научая не огорчаться одно за другим следующими восстаниями противников. Нимало же не удивительно, что ковач меди воздвигал мятежи против Апостола и вводил его в опасности, потому что живущим трудами рук своих свойственно возбуждать народ. Так, среброковач Димитрий вооружил на Павла целый Ефес 2Тим.4:16.   При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! «В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вси мя оставиша; да не вменится им» . Апостол показал к ним отеческое милосердие, потому что удаление происходило не от злонравия, но от боязни. 2Тим.4:17.   Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Постоянным источником мудрости для служителя Христова является Священное Писание, но не само по себе, а при вере во Христа ( 2Тим.3:15 ). Непогрешимость Священного Писания основана на его богодухновенности, потому что писатели его были движимы Духом Святым: «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). Пастырь и черпает из него все необходимое для учительства, для ограждения правой веры, для нравоучения. в) Призыв к непрестанной проповеди (2Тим.4:1–5) " «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ). В этом призыве к ревностному служению изложены вое виды пастырской проповеди: обличение, запрещение, увещание. Все они ведут к одной цели – назиданию в вере и должны совершаться «со всяким долготерпением». Пастырство не должно быть приурочено к какому-либо выгодному для пастыря времени – оно всегда «во время», т. е. пастырь пользуется тем временем, когда его расположены слушать или нуждаются в его советах и помощи, даже если это будет и «не во время», т. е. неудобное время, он все равно должен исполнять свой долг. Как ни противоестественно отвращаться от истины здравого учения, но Апостол предвидит большое отступление от него: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которое льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). Истинное учение предъявляет строгость к слушателям, требует пресечения пороков, в частности и сластолюбия, поэтому многие предпочтут ложь, лишь бы она льстила их слуху и не тревожила совесть. Тимофей как истинный пастырь должен быть бдителен во всем, переносить скорби, совершать дело благовестника ( 2Тим.4:5 ). Пастырь не должен рассчитывать на покой и благополучие, на бестревожное провождение времени, но напротив, приготовить себя к трудам и подвигам. Ревностное служение пастыря всегда и обязательно будет «злостраданием», будет совершаться в скорбях. Если же нет, значит, пастырь впал в негу, леность, беспечность, – горе такому пастырю, ибо он идет не по стопам своего пастыреначальника – Христа. Заключение (2Тим.4:6–22)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

2Тим.2:22 . А 3047 юношеских похотей избегай, кои тебя преследуют, но достигай правды, то есть дел правды, – достигай истинной веры к Богу и совершенной любви к людям. Мир же да будет здесь и там с теми, кои призывают 3048 Господа от чистого сердца и не уклоняются от истинной веры своей. 2Тим.2:23 . Глупых и невежественных состязаний, коими увлекаются невежественные люди, избегай, ибо они рождают ссоры. 2Тим.2:24 . Рабу же Господа, как кроткому, не подобает ссориться с такими невеждами, но быть тихим и скромным, как научил его Господь его, – не в отношении к одному кому-либо, но ко всем людям, – также приветливым и терпеливым к ученикам своим. 2Тим.2:25–26 . Противников исправлять он должен, не презрением и высокомерием к ним, но кротостью. Не следует отдалять и отвращать их от нас, да не даст ли когда Бог им покаяние по Своему долготерпению, дабы они, познав истину, раскаялись, одумались и исторгли себя из сетей сатаны, кои суть учения сатаны, у коего они держатся в плену, то есть, окружены ими по воле сатаны. III 2Тим.3:1 . Кроме того по внушению Духа, излитого на него, говорит о противниках, кои в последние дни —347— восстанут на Церковь . В последние, пишет он, дни восстанут люди, кои будут противиться истине не словами только своими, но и поведением. Из самых дел их надлежит узнавать и развращенность того учения, которое они будут распространять словами. 2Тим.3:2 . Восстанут люди, не предающие себя, как я, на смерть за людей, но самолюбцы, – не нищие, как я, который не желал ни золота, ни серебра, ни одежд (дорогих), но сребролюбцы, – не смиренные и уничиженные, но гордые и надменные, – не верующие, но богохульники, – семейным своим, кои их вразумляют, они оказываются непослушными, – не творят благодеяний, не воздают благодарностью благодетелям и не отличаются кротостью, но неблагодарные и необузданные. 2Тим.3:3 . Не милосердые и проповедники мира, но жестокие и несговорчивые, – не попечительные о людях, но клеветники на ближних своих, – не строгой жизни, но невоздержные, – не благосклонные, но неукротимые, – не ненавистники зла, но нелюбящие добра. 3049

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VII. Тело Христово. Отношение ефесян к превознесенному Христу описано посредством ярких сравнений. Самый известный образ Церкви - Тело Христово. Он встречается в Послании 9 раз (Еф 1. 23; 2. 16; 3, 6; 4. 4, 12, 16 (дважды); 5. 23, 29) и описывает тесное единение верующих со Христом. Этот образ используется для того, чтобы помочь верующим осознать себя как некое целое в тесном единении с восшедшим на небеса Христом как их главой. В конце молитвы благодарения говорится, что Бог «как главу над всем дал Его (Христа.- Авт.) Церкви, которая есть Тело Его...» (Еф 1. 22-23, перевод еп. Кассиана (Безобразова) более точен, ср. синодальный: «...и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его...»). Здесь обращает на себя внимание то, что главенство Христа - над миром, не над Церковью, но при этом Тело Христа не весь мир, а Церковь как особая сфера Его присутствия. Т. о. подчеркивается значение Церкви; в данном случае цель автора - показать, что господство Христа над миром служит благу Церкви. Далее в Послании образы Христа как главы и образ Церкви как Его Тела объединяются. Церковь как Тело Христово и подчиняется Христу, и обретает в Нем свою жизнь. А Христос понимается и как Господь, и как источник, из к-рого Церковь получает свое существование. «...Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. …Церковь повинуется Христу...» (Еф 5. 23-24). Глава - Христос, «из Которого все тело… получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 16). В других местах образ тела используется для того, чтобы подчеркнуть единство и неделимость Церкви (см., напр.: Еф 2. 16; 3. 6; 4. 4). Вместе с тем Тело Христово - это единство, в к-рое отдельные члены вносят собственный вклад: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф 4. 7; ср.: 4. 16). Особо отмечаются при этом служители слова (Еф 4. 11, 12, 16). VIII. Невеста. Образ Церкви как Тела Христова тесно связан с др. образом Церкви - как Невесты. Эта метафора использована в обширном увещевании о браке (Еф 5. 21-33). Связь небесного Жениха, Христа, с Его Невестой, Церковью, представлена как прототип брачных отношений (см. ст. Брак ). Этот образ заимствован из ветхозаветного описания Иерусалима как Невесты Господа в Иез 16. Во Втором Послании к Коринфянам (2 Кор 11. 2) этот же образ применен ап. Павлом к Коринфской Церкви. Но в Е. П. речь идет о полноте Церкви. Этим сравнением автор стремится еще раз напомнить читателям, что они, как Церковь, святы и соединены с восшедшим на небеса Христом. Любовь Христа к Своей Невесте имеет целью ее освящение через Крещение, чтобы она предстала перед Ним в славе и нравственном совершенстве (Еф 5. 25-27). В Еф 5. 31-32 высказывание Быт 2. 24 («и будут два одна плоть») толкуется применительно к великой тайне, к-рая ныне открыта во Христе,- тайне единения Христа и Церкви. Как «и жены своим мужьям», Церковь не только «повинуется Христу» (Еф 5. 24), но уже в наст. время соединена с Ним в «одну плоть» (ср.: Еф 5. 31).

http://pravenc.ru/text/182055.html

Послание написано из Рима под конец пребывания Апостола в узах, т. е. около 63 г. и доставлено Тихиком ( Еф.6:21 ). Это не вторые, а первые узы; мы видим, что Апостол свободно проповедует Евангелие, просит молитв для этого дела ( Еф.6:19–20 ). Этого он не мог бы написать во вторые римские узы, когда он знал, что «время его отшествия настало» ( 2Тим.4:6 ). 3. Разделение и краткое содержание Послания Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содержанием как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его «катехизисом христианского учения». Послание условно разделяется на две части: 1) Догматическая (1–3 главы); 2) Нравоучительная (4–6 главы). Главная догматическая тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, под единым главою – Христом. Христос – духовный центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его. Экклезиология строится на духовных образах Церкви: 1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом ( Еф.2:19–22 ); 2) как Тела Христова ( Еф.1:10, 22–23; 3, 6; 4, 4–7, 11–16 ); 3) как Невесты Агнца Христа ( Еф.5:23–32 ). Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Все Послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь – Тело Христово; через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь ( Еф.2:11–22; 1, 10 ). В нравоучительной части (4–6 гл.) Апостол, научая единству в вере и в жизни, призывает к духовному совершенству. Верующие должны осознать богатство благости Божией, уготованной им через Христа, почувствовать, что они не чужие, а свои Богу ( Еф.2:11, 19 ), почему и жить должны согласно своему призванию, сохраняя «единство духа в союзе мира» ( Еф.4:1–3 ). В семейных отношениях нужно руководствоваться взаимной любовью, подобно тому, как Христос возлюбил Церковь , предав Себя за нее в жертву Богу ( Еф.5:22–23 ). Во всех же отношениях христианин должен выступать как воин Христов, облекшись во все духовное оружие ( Еф.6:11–18 ). I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (гл. 1–3)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

д) Сокровенность тайны призвания язычников ( Еф. 3:1–13 ) Еф. 3:1–7 . О сей сокровенности апостольское внушение для Ефесеев можно изложить вкратце его же словами так. Тайну «домостроительства благодати Божией» о язычниках, «данной мне для вас» ( Еф. 3:2 ), и «мне через откровение возвещенную» ( Еф. 3:3 ), о которой «я и выше писал кратко» (т. е. в 1-й и 2-й главах), за которую «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» ( Еф. 3:1 ), вы «можете усмотреть читая» мое послание, и из моих слов теперь уразуметь ( Еф. 3:4 ). Но тайна сия «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» и проч. ( Еф. 3:4–7 ). Еф. 3:8–13 . А «мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, и открыть всем» ( Еф. 3:8–9 ). «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе» ( Еф. 3:10–12 ). Т. е. тайна сей премудрости столь славна, что откровением ее Церковь делается величайшим зрелищем для самых высших ангелов. Так что, – прибавляет Апостол, – «прошу вас не унывать при моих ради вас (т. е. ради возвещения вам сей тайны) скорбях, которые суть ваша слава» ( Еф. 3:13 ). Можно задаться вопросом, куда ведет всю эту речь свою Св. Ап. Павел, и для чего распространяется о сокровенности тайны призвания язычников, теперь только открытой? Для того, чтобы сильнее расположить Ефесеев к крепкому памятованию о сей драгоценной для них тайне; почему и в начале речи о ней сказал: «помните» ( Еф. 2:11 ). С этой же целью выставляет еще и ту особенность, что проповедь о сей тайне вверена преимущественно ему – Павлу, и ради ее он страдает и терпит узы ( Еф. 3:1 ). Отсюда выходило? Господь пострадал, чтобы разорить средостение и приблизить вас, и тот, кто призвал вас к участию в сем, находится в узах, – а вы останетесь ли невнимательны к сему, и ужели не будете помнить о том? Таково содержание и значение первых 13-ти стихов III-й главы (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостол говорит, что он одинаково и строг, и кроток как заочно, так и при личной встрече, и советует не испытывать его строгости, которую он думает употребить против некоторых клеветников ( 2Кор.10:2 ). Апостол кроток, тих и скромен, когда он говорит братьям, верующим, но он строг и властен по отношению к нечестивым. Апостол указывает на духовность своего оружия для защиты себя и дела проповеди: «ибо хотя мы во плоти, но не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильны Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор.10:3–4 ). Из лукавых помышлений, превозношения, эгоизма, непослушания, клеветы, гордыни диавол воздвигает свои «твердыни», т. е. крепости, но все они разрушаются духовным оружием. Плотское оружие: богатство, слава, власть, мирская мудрость – слабы и бессильны по сравнению с духовным оружием христианским: смиренной проповедью, благодатью таинств, силой молитвы, потому что во всем этом действует не сам человек, но Бог: оружие наше «сильно Богом» ( 2Кор.10:4 ). Власть же, какую имеет Апостол от Бога, он употребляет не на разорение, а на созидание Церкви; поэтому он кроток или строг, исходя из пользы верующих ( 2Кор.10:8–11 ). Вера коринфян является лучшим доказательством апостольства св. Павла. Но это не его, Павла, похвала и дело не его одного, но Божие, потому что Бог каждому дал удел и дарование для созидания Церкви ( 2Кор.10:13 ). Между тем, клеветники Апостола не могут похвалиться делами своими, потому что пришли на готовое, посеянное не ими, а ап. Павлом: «Они измеряют себя самими собою» ( 2Кор.10:12 ). Мы же хвалимся, говорит Апостол, не чужими трудами, а своими, и не без меры, но по мере дара от Бога, и одновременно усилиями верующих, потому что дело роста Церкви – дело общее: как проповедника – сеятеля, так и почвы – служащих, и прежде всего Бога, совращающего посеянное.. Поэтому достоин похвалы только тот, «кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:16 ). 2. Бескорыстие проповеди Евангелия (2Кор.11:1–15) Приведя выше в доказательство своего апостольского достоинства похвалу, которую Апостол Павел имеет в Боге, теперь он просит коринфян «быть снисходительными к его неразумию» ( 2Кор.11:1 ), выставляя на вид достоинстве, своего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Но вол начал носить ярмо не добровольно, а быв приучен к тому. Христианин же освобожден Христом от ярма греха и не должен добровольно делаться подъяремным). Ап. Павел сравнивает верующих и неверующих с самых различных точек зрения и не находит ничего общего между ними ( 2Кор.6:14–16 ): 1 . с точки зрения нравственной: «Какое общение праведности с беззаконием?» 2. со стороны духовной: «Что общего у света о тьмой?» 3. со стороны их начальства: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (Велиар – сатана, богоборец). 4 . по характеру жизни: «Какое соучастие верного с неверным?» 5. по характеру религии и последней цели её: «Какая совместимость храма Божия с идолами?» Верующие – это и есть храм Духа Божия. Общаться с неверным – это все равно, что поставить идола в храме Бога живого... Эти примеры означают не то, что верующие не должны вообще общаться с неверующими, но то, что они должны остерегаться общения с ними во грехах. Верующие – народ Божий, отделенный от неверных; они дети Божии, «храм Бога живого» ( 2Кор.6:16 ), поэтому должны совершенно «очистить себя от всякой скверны плоти и духа», чтобы успешно совершать святыню, т. е. подвиг святом жизни в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ). в) Свидетельство Апостола о своей любви к Коринфянам (2Кор.7:2–16) После вдохновенной речи ап. Павла о высоком достоинстве Новозаветного Откровения, вызванной встречей с Титом ( 2Кор.2:14 ), теперь он вновь возвращается к практическим вопросам своего отношения к Коринфянам, старается доказать свое благорасположение к ним. Апостол воспоминает свое беспокойство, когда не встретил Тита по приходе в Македонию ( 2Кор.7:5 ), и свою радость, вызванную добрыми известиями о благом воздействии первого Послания ( 2Кор.7:6–11 ). Как говорит Златоуст, Апостол похваляет и укоряет всех коринфян вместе, представляя каждому избрать свое. Таким образом и укоризны делались сносными, и похвалы возбуждали к большей ревности. Ап. Павел не жалеет, что опечалил их посланием, наоборот, радуется, ибо они опечалились ради Бога» ( 2Кор.7:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

г) Сходство выражений и учения в этом послании, и в прощальной речи св. Павла к Ефесянам ( Деян. 20:18 и д.) показывает, что тот же учитель говорит к тем же ученикам в речи к Ефесянам. В речи к Ефесянам: В послании: д) Наконец, свойства лжеучителей, описываемых в этом послании, в посланиях к Тимофею и в послании от лица Самого Иисуса Христа к ангелу Ефесской Церкви в Апокалипсисе, сходны между собой. Эти лжеучители льстят суетными словесы, заводя других в грехи плотские ( Еф.5:6 ). Возбраняют женитися и водятся похотьми различными ( 1Тим.4:3 ; 2Тим.3:6 ). Учат делам Николаитским, которые тоже, что и плоды учения Валаама, иже учаше Валака положить соблазн пред сынами Израилевыми, ясти жертвы идольския и любы творити ( Откр.2:6 , сравн. Откр.2:14–15 ). В послании св. Игнатия также говорится о развратниках плотских, и злом учении (§ 16). Есть также выражения, приспособленные к выражениям Павла в послании к Ефесянам, например: «Вы камни храма Отчего, приготовленные для здания Бога Отца, поднятые на высоту орудием Иисуса Христа, которое есть крест, с помощью верви, которая есть Дух Святой» (§ 9 сравни Еф.2:20–22 ). «Не помазуйтесь зловонием учения князя века сего» (§ 19 и Еф.2:2, 6:12 ). VI. О времени послания Дабы определить время, когда написано послание, рассмотрим следующие обстоятельства. Апостол находится в узах за язычников ( Еф.3:1–13, 4:1, 6:20 ), точно в тех же обстоятельствах, как и во время написания послания к Колоссянам ( Кол.4:3 ). Узы эти описываются, как долговременные ( Еф. 6:20 ; Деян.28:30 ) и всем известные ( Еф.3:13 ). Послание весьма сходно и по учению, и по выражениям, и в порядке учения, с посланием к Колоссянам, которое, без сомнения, написано в первых узах Римских. Тот же Тихик приносит послание к Ефесянам как и к Колоссянам, и теми же словами представляется от апостола как той, так и другой Церкви ( Еф.6:21–22 ; Кол.4:7–8 ). «В то же время к Ефесянам и к Колоссянам писал Божий апостол» − Феодорит в предисловии на послание к Колоссянам. Итак, весьма вероятно, что апостол пишет из первых уз Римских (около 62 года по Р. X.). Это видно также из надежды его смело проповедовать Евангелие ( Еф.6:19–20 ). В последних узах апостол пророчествует о скором исходе своем ( 2Тим.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010