Библейские указания на сущность сектантства Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2 ; 1Кор.11:19 . По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1 ; 1Ин.2:18–19 ; Деян.20:30 ; Гал.1:6 . Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3 ; 2Кор.4:3–4 ; Пс.49:16–17 . И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29 . Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7 ; Рим.12:3 ; 2Пет.3:16 ; 2Тим.3:7–8 ; 1Кор.8:2 ; Сир.38:25 . Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16 ; Гал.1:7 ; 2Кор.2:17 ; 1Тим.1:6 ; Рим.10:3 ; 1Тим.1:7 . Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3 ; Рим.16:17 ; Еф.4:14 ; 2Тим.4:3 . Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10 ; Иуд.1:19 ; Деян.20:29 ; 2Тим.3:5 ; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10 ; 2Пет.2:1 . «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8 ; 2Пет.2:3 ; 2Кор.11:15 . Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» ( 1Кор.12:28–29 ). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «Как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:15 ). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но все-таки Тит принес из Коринфа и нечто такое, что хотя не тревожило духа апостольского, успокоенного насчет всего тела Церкви Коринфской, тем не менее однако же, требовало его внимания и попечения. Тело Церкви представляло себя чистым (см. 2Кор. 7:11 ) и исполненным христианского духа, но кое-где слышались нехорошие речи о лице святого Павла и о его делах. Были, как кажется, и такие лица, которые не совсем охотно и скоро отставали от неодобрительных, но к сожалению, привычных для них дел (см. 2Кор. 12:20–21 ). Последнее – дело немощи человеческой, а у первых виделось враждебное расположение к святому Павлу. Это, по всей вероятности, была так называемая «Петрова» партия иудействующих, которую обличил святой Павел в первом своем послании. Она не только не раскаялась, а даже еще усилилась, и при упадке духа и раскаяния других, выше всех подняла голову, и сильно ратовала против авторитета нелюбимого ими Апостола, употребляя те же средства, что и в Галатийских Церквах – клевету. Эту партию подкрепили новые миссионеры, пришедшие, вероятно, из Иерусалима (см. 2Кор. 11:4 ). Они учили все тому же – необходимости иудейской обрядности для спасения во Христе (с 2Кор. 3:7–11 ). Чтобы сильнее подействовать на коринфян и придать большее значение своему авторитету, они запаслись рекомендательными письмами из Иерусалима, которые и показывали здесь (см. 2Кор. 3:1 ), хвалились своим учением как истинным (см. 2Кор. 10:12–13 ), и жили на счет простоты своих слушателей (см. 2Кор. 11:20 ). Чтобы успешнее действовать, они распространяли клеветы с целью унизить достоинство святого Павла, они говорили, что Павел строг только в посланиях, а в личном присутствии трус и бессилен, речь его вовсе не имеет силы (см. 2Кор. 10:10–11 ). В письмах легко быть грозным, но пусть он покажет свою силу в личном присутствии. И он не посмеет этого сделать, он уже обманул, раз обещал прийти, но не пришел (см. 2Кор. 1:15 ). Такова и вообще его честность (см. 2Кор. 1:18–19 ). Он проповедует Евангелие из корыстных целей (см. 2Кор. 1:12, 12:17–18 ). Далее, они клеветали, что Павел не имеет достоинства Апостола, ниже всех других Апостолов (см. 2Кор. 11:5 ). Он так незначителен, что ему нечем и похвалиться, кроме бедствий, которыми Господь наказывает его за его неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Дальше очень важный текст. (2Тим. 3:16). Вот, что Он говорит о Священном Писании. О каком Писании говорил Спаситель? Ясно, что о Писании Ветхого Завета, потому что ни Евангелия, ни каких-либо посланий не было еще. вас (еще больший призыв) (2Тим. 3:17, 4:1)! Апостол тут напоминает: Помни, что дашь ответ Страшному Судии за исполнение твоих обязанностей. (2Тим. 4:2). Часто в нашей жизни так человеку говорят: «Ну, об этом не время говорить». Апостол Павел как раз об этом и говорит, что пастырям делать свое дело всегда есть время. Пусть люди считают, что это не вовремя, а он всегда и всюду должен поступать как служитель Церкви и говорить то, что вверено ему. , ибо будет время — опять апостол Павел предупреждает наперед, когда проповедник истинный будет говорить то, что он должен говорить, а его мало кто будет слушать. Апостол предупреждает: (2Тим. 4:3, 4)! Прямо наше время! Парижские богословы, которые когда-то держали митрополита Евлогия в своих руках и устроили раскол, говорят даже о «новой Пятидесятнице», что снова будет Пятидесятница, что в церковной истории будет новый поворотный момент! — Это басни. Никакой второй Пятидесятницы не будет никогда! (2Тим. 4:4, 5). То, что здесь апостол говорит апостолу Тимофею, относится к каждому пастырю — служителю Церкви: будь бдителен, переноси скорби, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное. Совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Почему апостол сейчас об этом так настойчиво говорит? Потому что это послание есть его предсмертное послание, последнее, и дальше мы с вами это увидим. (2Тим. 4:6). Это подобно тому, как другой великий первоверховный апостол Петр, в своем 2-ом, тоже предсмертном послании писал: «Я мне уже надлежит мое тело, сказал (2Пет. 1:14). Апостол Павел пишет: . А дальше, смотрите — блажен тот человек, который мог о себе сказать то, что сказал апостол Павел. Апостол Павел был смиреннейший и скромнейший из людей и, однако, смотрите, какие слова он о себе говорит: благим а (2Тим. 4:7, 8). Эти последние слова ободрения апостолу Тимофею: помни, что и тебя ждет этот светлый, прекрасный жребий — получить венец правды, потому что и апостол Тимофей, так же как и апостол Павел, возлюбил явление Его, т.е. жил ради того, чтобы в свое время встретить Грядущего со славою судить живых и мертвых. (2Тим. 4:9, 10). Очевидно, он был спутником апостола Павла, потом затруднился сотрудничать ему из-за скорбей и трудностей бедствия. Он ушел, оставивши дело благовестия, и погрузился в обыкновенную суету. Апостол говорит: . С Титом мы еще будем иметь скоро дело, к нему тоже есть другое послание — это уже один из любимых учеников апостола Павла. .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

О Господе) ν Кυρ. Для Господа, по воле Господа, перед Господом. Достойно ... звания) как требует святость того, к чему вы призваны ( Еф.4:4 ), достойно учения, даров благодати, Царствия Христова. Еф.4:2 . Объясняются свойства, достойные звания ( 1Пет.3:8–9 ; Флп.1:27 ; Кол.3:12 и д.). Со сяким ... терпяще) со всецелым, постоянным. Тогда терпение дело совершенно иметь ( Иак.1:4 ), и мир прочен ( Еф.4:3 ). Смиренномудрием) противное этому высокомудрие ( Рим.11:20 ). Смирять себя в мыслях и сердце «это основание всякой добродетели» (Златоуст). Кротостию) смирять себя перед другими в словах и поступках. С долготерпением) μετ μαχροθυμας с великодушием, для которого все оскорбления малы, ничтожны. Любовию − которой все прочие добродетели, суть плоды и свойства ( 1Кор.13:4 и д.). Еф.4:3 . Тщащеся) Нужно особенно тщание: единство духа, глава всего. Единение духа) как в Церкви Иерусалимской ( Деян.3:46, 4:32 ). Этому противны распри и разделения ( Еф.4:14 ; 1Кор.1:10–12 ). В союзе мира) или посредством союза, скрепляющего мир, т. е. любви ( Кол.3:14–15 ), или в мире, как во всеобщем союзе, все соединяющем. Вне мира не духовное, а плотское ( 1Кор.3:3 ). Б.) Побуждения сохранять мир и единение духа. а) Единство Церкви и Бога ( Еф.4:4–6 ). Мы должны хранить единство духа, ибо един Дух действует в Церкви, един Господь наш, законоположник, един Бог Отец всем управляет. «Самое главнейшее есть общее всем: крещение, спасение верой, иметь Отцом Бога, быть причастным того же Духа» (Златоуст) ( Еф.4:4–6 ). Дух ( Еф.4:4 ), Господь ( Еф.4:5 ), Отец ( Еф.4:6 ). Сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ). Еф.4:4 . Тело) Церковь ( Еф.1:23 ). «Во всей вселенной верные и сущие, и бывшие, и будущие» (Златоуст). Дух) Дух Святой, все оживляющий и устрояющий ( 1Кор.12:13 ). Во единем уповании) Еф.1:23 . Мы члены одного тела. Одной силой одушевляемся, и к одной цели стремимся. Будем ли не согласны? Еф.4:5 . Один у нас Господь, Искупитель и Царь: мы сограждане. Одна вера (религия): мы под одним законом благодати. Одно крещение: одинаковую благодать мы получили ( Кол.2:11–12 ). Будем ли враждовать или друг другу завидовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В Еф 4. 11-16 утверждается, что служения даны Церкви для того, чтобы вести «святых» к совершенству (ст. 12). Затем указаны цели этого роста: все верующие должны достигать единства в их вере, единства в познании Сына Божия, а также возрастать «в мужа совершенного», т. е. в совершенную личность, достигая полного взросления - «в меру полного возраста Христова» (ст. 13). Церковь как целое, т. о., должна стремиться приобретать масштабы, свойственные зрелости, размеры, к-рые и приличествуют Церкви как месту присутствия Христа и Его Царства. Единство в вере и познании перед этим рассматривалось как нечто, чем Церковь уже обладает. Теперь то же самое полагается целью, к-рая еще не достигнута. Образы зрелой личности и полноты Христовой описывают Церковь в состоянии ее совершенства. Церковь уже «один новый человек» во Христе (Еф 2. 15) и уже «полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1. 23). Теперь апостол призывает достичь того, что Церковь уже в принципе имеет во Христе,- зрелости и полного роста. Апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители (Еф 4. 11) поставлены для того, чтобы верующие «не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения...» (Еф 4. 14). Говоря истину (ληθεοντες) в любви, верующие должны возрастать «в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело… получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4. 15-16). Т. е. средство возрастания - провозглашение истины, к-рая воплощается жизнью в любви. III. Надежда - важное понятие, указывающее на будущее. О надежде говорится на литургическом языке богослужения в молитвенных отрывках (Еф 1. 12, 18), в анамнесисе Еф 2. 12 и в начале увещательной части (Еф 4. 4). Некогда верующие христиане были язычниками и «не имели надежды» (Еф 2. 12). Напоминание о печальном прошлом призвано побудить читателей еще больше дорожить той надеждой, к-рая им теперь дана. В начальном благословении они описаны как те, кто «ранее уповали (προηλπικτας - возложили надежду.- Авт.) на Христа» (Еф 1. 12). В ходатайственной молитве (Еф 1. 18) акцент делается на предмете надежды, т. е. на спасении. В Еф 1. 10 оно описано как объединение во Христе «всего небесного и земного». Такое осознание цели, к к-рой призваны верующие и вообще весь мир, помогает понять, что означает призвание к «одной надежде» в Еф 4. 4-6. «Одна надежда» - это надежда на единый и примиренный космос. И ей должна соответствовать жизнь, к-рая воплощает эсхатологическое, но предвосхищаемое единство всех в Церкви. Этика

http://pravenc.ru/text/182055.html

Связь читателей послания с апостольским Преданием и обучение этому Преданию, как подчеркивает ( Еф.3:1–13 ), опосредовано апостолом Павлом и его благовестнической деятельностью. Павел изображен как апостол, пострадавший и заключенный в узы за то, что он принес Евангелия язычникам: «Я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников» ( Еф.3:1 ; также Еф.3:13, 4:1, 6:19–20 ). Павлу было дано «разумение тайны Христовой» о Церкви, состоящей из иудеев и язычников ( Еф.3:4–6 ). Ему было дано знание о космическом значении Церкви и «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге,... дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:9–10 ). Он претерпевает страдания ради христиан, к которым он обращается в послании, ради их спасения и эсхатологической славы ( Еф.3:13 ). Эти напоминания преследуют цель внушить читателям, что они, члены единой Церкви и участники объемлющего весь космос премудрого замысла Божия, – наследники апостольского Предания, принесенного им апостолом Павлом. Но при этом нельзя забывать о том, что апостол был только проводником благодати Божией, и, в конечном счете, своим благом читатели должны быть обязаны только Богу. Благодать Божия действовала «посредством благовествования, которого служителем сделался» апостол Павел ( Еф.3:6–7 ). Благодать Божия дала ему силу «открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» ( Еф.6:19 ). Это благовествование названо «благовествованием спасения», которое в свое время услышали ефесяне и поверили ему ( Еф.1:13 ). Спасение О спасении послание говорит преимущественно как об освобождении через искупление. Так, в начальном благословении утверждается, что по причине щедрой и преизбыточествующей благодати Божией мы во Христе «имеем искупление Кровию Его» ( Еф.1:7–8 ). Жертвенная смерть Иисуса Христа освободила людей от их преступлений против Бога: «Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 ). Дважды в послании упоминается традиционная формула «Христос... предал Себя за нас» ( Еф.5:2,25 ). Жертвенная любовь Иисуса Христа и Его отношение к Церкви представлены как архетип отношений супругов в браке. И в этом контексте Христос тоже назван «Спасителем тела» ( Еф.5:23 ), освятившим Церковь , очистив ее в Крещении от всякого нравственного порока ( Еф.5:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И Той есть Спаситель тела) Церкви. Не для того это полагает, чтобы различать отношение Христа к Церкви, от отношения мужа к жене, но дабы более раскрыть это последнее отношение. В таком отношении должна быть жена к мужу, как Церковь ко Христу, своему Спасителю. Но Церковь повинуется Христу ( Еф.5:24 ), подразумевается, как своему Спасителю, охотно, с любовью, всецело, такожде и жены и пр. Из того же понятия Спаситель тела, выводится обязанность и мужа ( Еф.5:25, 29 ). Еф.5:24 . Повиновение Церкви Христу есть святое, благоговейное, и вместе радостное, сладостное. Во всем) Это все, определяется понятием святого повиновения Церкви Христу. См. Еф.5:22 якоже Господу. аб) Должности мужей ( Еф.5:25–33 ). Дух этих должностей есть любовь, сообразная любви Христовой. Эта любовь имеет целью освящение и непорочность ( Еф.5:25–27 ). Соединяет любимое воедино с собой, и печется о нем ( Еф.5:28–31 ). Из этого выводится заключение ( Еф.5:32–33 ). В этом важнейшем рассуждении о браке апостол делает указание и на другие Церковью содержимые таинства: крещение ( Еф.5:26 ), причащение ( Еф.5:29 ). Мужья должны любить своих жен с верностью, с целью святой и благочестивой, подобно как Христос возлюбил Церковь , дабы очистить и освятить ее ( Еф.5:25–27 ). Еф.5:25 . Якоже и Христос возлюби Церковь ) описывается высочайший образец любви. В природе любовь супружеская есть сильнейшая. Но малополезны силы естества для Царства благодати, если они не освящены благодатью. Поэтому с особенной целью апостол возвышает любовь супружескую понятием о любви Христовой, показывая в этой любви первообраз. И Себе предаде за ню) из любви. Следующее описание любви Христовой было бы не совсем уместно, если бы апостол не хотел в подробных чертах этой любви более объяснить, какова должна быть любовь христианского мужа к жене. Объяснение это заключается в той цели, для которой предал Себя Христос за Церковь . Еф.5:26 . Да освятит ю) Действия освящения − ниже ( Еф.5:27 ), здесь описываются средства освящения. Цель любви Иисуса Христа святая. Такова должна быть цель любви супруга христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Апостол призывает не оскорблять «Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:30 ), т. е. в крещении. Всякое оскорбление ближнего есть оскорбление и Св. Духа, живущего в крещенном как храме Своем. Наоборот, надо быть друг ко другу добрыми, сострадательными, прощая обиды, «как и Бог во Христе простил» нас ( Еф.4:32 ). 2. Побуждения к духовной жизни (Еф.5:1–21) Первым и главным побуждением к духовной жизни для христианина является: а) подражание Богу и любви Христовой, Который «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» ( Еф.5:2 ). Значит, и мы должны прощать друг другу, как и Бог простил нас и дал нам право быть «чадами возлюбленными» ( Еф.5:1 ); б) другой стимул к нравственной жизни – напоминание о том, что никакой грешник «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф.5:5 ); в) осознание нашего возрождения во Христе: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» ( Еф.5:8 ). Для христиан тьма неведения и блуждания в поисках истины заменилась светом познания Христа, поэтому они и должны поступать, «как чада света» ( Еф.5:8 ). Плод духовной жизни состоит «во всякой благости, праведности и истине» ( Еф.6:9 ). Дела тьмы и греха не должно скрывать, но следует выводить их на свет, чтобы обличалась их порочность, что и совершается через покаяние и исповедь ( Еф.5:10–13 ). Грех живится тьмой, т. е. отсутствием света благодати. И если пребывающих в нечестии озарить светом, то и они могут увидеть свою тьму и возревновать к свету. К ним обращается Апостол с призывом: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ) (это свободное изложение слов пророка Исаии гл. 60, 1) (очень точное и назидательное выражение Апостола о грешнике: он не только спящий, но и мертвый. Бывает, грешник так опускается, падает, что своими силами никогда не сможет восстать, – только Сам Бог Своею благодатью может поднять его, пробудить от сна, фактически, воскресить от духовной смерти). г) Необходимость благоразумно пользоваться настоящим дорогим временем ( Еф.5:15–21 ), которое неумолимо течет. «Дни лукавы» ( Еф.5:16 ), – говорит Апостол, т. е. диавол ежедневно старается хитро уловлять нас во зло, поэтому употреблять время надо благоразумно: для познания воли Божией ( Еф.5:17 ). Апостол призывает христиан возвыситься даже над самим временем: если дни употребить на добро, во славу Божию, значит, эти дни и само время похищены будут у лукавого, князя мира сего, и станут началом блаженной вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Христос есть ипостасная (личностная) Истина Божия ( Ин. 14:6 ; Еф. 4:21 ; 2Сол. 1:10 ) 717 , и Церковь как Богочеловеческое Тело Его – поистине тело Истины, Сама Истина 718 . Следовательно, по Апостолу и Златоусту, истина является не какой-то неопределённой и неуловимой философской идеей по стихиям мира ( Кол. 2:8 ), а реальностью, наступившей и присутствующей в Церкви Христом и Духом Святым, евангельской верой и богоданными догматами, от Воплощения Христова ( Ин. 1:17 ): благодать же и истина произошли ( γνετο) чрез Иисуса Христа (ср. Еф. 4:21 ; Кол. 1:26–27 ) 719 . В Церкви Христовой отождествляются следующие понятия, лучше сказать, реальности: Истина, вера Христова, правоверие ( ρθοδοξα – православие) и истинные (правильные) догматы 720 . Ибо вся христианская вера и догматы , в сущности, представляют собой одну единственную истину – Богочеловека Христа 721 . А Великая благочестия тайна ( 1Тим. 3:16 ) апостольская, которая есть не что иное, как Христос, Логос Божий, Который явился во плоти 722 , является основополагающей истиной и верой Церкви, одна единственная сущностная истина нашей веры – «проповедь апостолов и догматы Отцов» 723 – нерукотворный хитон Церкви, невеста Жениха Христа 724 . Поэтому только Церковь , имея своей Главой Богочеловека Христа, может непогрешимо «верно преподавать слово истины» ( 2Тим. 2:15 ). В своих Посланиях апостол очень часто отождествляет веру, веру Евангелия, веру Христову, с истиной в Церкви, то есть с Истинной верой, Православием, или, по святому Златоусту, с «правильными догматами». В Посланиях апостола Павла подчёркивается и то, что спасение приобретается только верой Истины, то есть Истинной верой. Вот почему апостол Павел выделяет основной принцип: в Церкви может существовать исключительно и единственно одна вера, и одно единство веры ( Еф. 4:5, 13 ). Так, апостол благовестие блаженного Бога, которое ему вверено ( 1Тим. 1:11 ), то есть Евангелие Христово ( Рим. 1:16, 15:29 ; 2Кор. 2:12 ) назовёт словом Божиим ( Евр. 13:7 ; Деян. 13:48 ; 1Кор. 14:36 ; Кол. 1:25 ; 2Кор. 2:17, 4:2 ; 1Сол. 2:13 ), словом Христовым ( Кол. 3:16 ), словом истины ( Еф. 1:13 ; 2Кор. 6:7 ; Кол. 1:5 ), словом веры ( 1Тим. 4:6 ; Рим. 10:8 ); или здравым словом Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим. 6:3 ; 2Тим. 1:13 ), словами веры и доброго учения ( 1Тим. 4:6 ), или словом жизни ( Фил. 2:16 ), словом спасения ( Деян. 13:26 ), Евангелием спасения ( Еф. 1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Жертвенная смерть Иисуса Христа полностью изменила отношения язычников и иудеев. Язычники более не чужие иудеям и свои Богу. Религиозная ущербность язычников, которые ныне уверовали во Христа, ушла в прошлое. Но это не означает, что они присоединились к Израилю или даже к иудеохристианам. Они стали членами новой общности людей, новым творением, в котором преодолены сами категории иудеев и язычников. Они стали «камнями» или кирпичиками нового храма, заступившего на место Иерусалимского. В том же направлении рассматривается и отношение к закону Моисея, отраженное в утверждении, что Христос разрушил разделявшую ограду, упразднил закон с его заповедями ( Еф.2:14–15 ). Закон был господствующей силой в прошлом, не в настоящем. Правда, позже, в увещательной части послания приводится заповедь закона о послушании детей родителям: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» ( Еф.6:2–3 ). Это упоминание пятой заповеди, а также цитирование пророка Исаии в ( Еф.2:17 ), подтверждает, что закон и Писание, толкуемые в свете новой ситуации во Христе, продолжают иметь значение для христиан. Прямо или косвенно цитаты из Писания встречаются также в ( Еф.1:20,22, 4:8–10,25–26, 5:18,31–32, 6:14–17 ). Но и в случае отношения к Писанию подчеркивается разрыв между прошлым и настоящим временем, когда верующим во Христа стала известна тайна, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф.3:5 ). Иными словами, даже составителям Писания Ветхого Завета были неведомы те благословения, которые исполнились на читателях Послания к Ефесянам. Вера и Крещение Роль самих читателей в происшедших с ними переменах описывается их опытом веры. Уже в ( Еф.1:1 ) они именуются не только святыми, но и «верными» во Христе Иисусе, то есть верующими (также в Еф.1:13,15,19, 3:12 ). Крещение, как таинство посвящения, выражающее веру и знаменующее вхождение в новое сообщество верующих, то есть в Церковь , прямо упоминается только в увещательной части, причем упоминается вместе с верой: «Один Господь, одна вера, одно крещение...» ( Еф.4:5 ). Предположительно, это высказывание – часть исповедного возглашения при совершении таинства Крещения. Тогда под «верой» здесь понимается, скорее всего, крещальное исповедание Иисуса Христа. Другое место, которое могло напоминать читателям об их водном Крещении, – ( Еф.5:26 ), где говорится о том, что Христос очистил Церковь «банею водною посредством слова». Некоторые крещальные мотивы усматриваются также в противопоставлении смерти и воскресения ( Еф.2:1–10 ), в образе ветхой и новой одежды ( Еф.4:22–24 ), в сопоставлении пороков и добродетелей ( Еф.4:31–32 ) и в цитировании фрагмента раннего христианского гимна: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» ( Еф.5:14 ). Благодать и сила Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010