Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

1. Вопрос странника. Что потребно, дабы Господь услышал молитву мою? Ответ старца Вонифатия. Кто хочет, чтобы Господь услышал молитву его, тот, когда станет пред Ним и прострет к Нему руки свои, прежде всего, прежде даже молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Господь услышит его, если предмет молитвы угоден Ему. 2. Вопрос послушника. Что наипаче нужно помнить желающему работать Господу? Ответ старца Вонифатия. Верно слово: если ты со Христом умрешь для греха, то и оживешь с Ним; если переносим скорби, живя по учению Иисуса Христа, то с ним и царствовать будем. Но если отвергнемся умереть для греха и жить по учению Христову, то и Христос отвергнется нас. «Помни же» это верное слово, говорит апостол Павел ( 2Тим. 2, 11–14 ). 3. Вопрос странника. Как могу я узнать свою греховность? Ответ старца Вонифатия. Для сего добрые наставники обыкновенно советуют обращаться с молитвою к св. Духу о просвещении. Это очень хорошо и необходимо. Свет Всесвятого Духа, по нашей молитве, конечно, может показать и действительно показывает нам все, даже малейшие неисправности нашего сердца. Но одною только молитвою не должно довольствоваться; нам надо стараться и самим увидеть, что показывает Дух святый. Дневной Божий свет ясно показывает все, что находите я в нашем доме, но чтобы нам увидеть, что в нем есть, надо открыть глаза и самим внимательно осмотреть, что в нем находится. Иначе, как бы ясно ни показывал дневной Божий свет находящееся в нашем доме, мы не будем знать, что в нем, ежели не осмотрим его. 4. Вопрос посетителя. Каким образом поступать, когда, бывая в кругу людей, не могу воздержаться от слов, а когда говорю, то хотя не намеренно, но кого-либо обижаю своими словами? Ответ старца Вонифатия. Кто не искусен в обуздании своего языка, тому более всего должно помнить произносимый св. Церковью к Богу псаломский глас сей: «Положи Господи хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих» ( Псал. 140, 3 ), зная несомненно, что «неудержимо зло язык, исполнь яда смертоносна; еще же кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело» ( Иак. 3, 8. 2 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feof...

Глава 16 Павел в Листре и Дервии и Троаде (1–8). Видение мужа Македонянина и путешествие в Македонию (9–11). Павел в Филиппах, обращение Лидии (12–15). Изгнание прорицательного духа (16–18). Заключение в темницу, чудо, обращение стража, освобождение из темницы (19–40) Деян.16:1 .  Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый уче­ник, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовав­шая, а отец Еллин, О Дервии и Листре см. Деян.14:6 . «Был там», т. е. в Листре, а не Дервии, на что указывает и свидетельство о Тимофее листрян. «Некоторый ученик», т. е. христианин. Мать этого ученика (по имени Евника – 2Тим.1:5 ) была иудеянка уверовавшая, а отец «Еллин», т. е. язычник (ср. Деян.11:20 ), остававшийся таковым, по-видимому, и по обращении ко Христу жены и сына (ср. к Деян.16:3 ). Смешанные браки иудеянок с язычниками были, очевидно, в обычае между иудеями рассеяния, причем эти браки не расторгались и при обращении одного из супругов в христианство, при взаимном на то согласии (ср. 1Кор. 7 и дал.). Деян.16:2 .  и о котором свиде­тель­ствовали братия, находив­шиеся в Листре и Иконии. О Тимофее «свидетельствовали» братия, т. е. свидетельствовали в добрую сторону, рекомендовали его, как доброго христианина. «Братия» не только находившиеся «в Листре», но «и Иконии» (см. к Деян.13:51 ), соседнем городе, что говорит о значительной популярности Тимофея и незаурядности его высоких качеств. Деян.16:3 .  Его по­желал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находив­шихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. «Его пожелал Павел взять с собою» – в спутники и сотрудники в деле проповеди. Кроме выдающихся качеств Тимофея, Павел – и по его рождению, делавшему его принадлежащим равно и язычникам, и иудеям – находил его особенно удобным для своей апостольской деятельности среди тех и других. «Взяв» – конечно, с его согласия – «обрезал его ради иудеев», очевидно, сам, а не через другого кого, что позволялось каждому израильтянину. Для чего апостол решился на такой необычайный поступок с христианским юношей, по-видимому, вопреки и своим убеждениям, и постановлению апостольского собора? ( Деян.15:29 ). «Ради иудеев», т. е. еще не обращенных ко Христу, которых могло смущать и отвращать от христианства то обстоятельство, что помощник апостола – необрезанный... Таким образом, поступок Павла объясняется не догматическими побуждениями, а мудрою приспособляемостью Павла – «быть всем для всех, чтобы всех спасти, быть для Иудеев иудеем, чтобы приобресть иудеев» ( 1Кор.9:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава первая Флп.1:1 . Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, Здесь апостол не выставляет своего апостольского достоинства, но просто называет себя рабом Иисуса Христа. Велико, конечно, и это наименование, только оно более общего характера. Когда же он пишет к Тимофею и коринфянам, то называет себя апостолом. Почему это? Потому что там хотел он многое устроить, а потому и выставил на вид свое апостольское достоинство. Здесь же ничего подобного он не заповедует, но как бы считает их равными себе. всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, Так как и иудеи называли себя святыми, поскольку они были народом святым, то апостол и прибавил – «во Христе Иисусе», потому что находящиеся во Христе Иисусе действительно святы, а те (иудеи) нечисты. с епископами и диаконами: Епископами он назвал здесь пресвитеров, так как в одном городе многих епископов не было. В то время ещё не было различия в названиях, и сами епископы назывались диаконами и пресвитерами. Поэтому, когда Павел писал к Тимофею, как епископу, он говорил: «исполняй служение» ( την διακοναν) твое ( 2Тим.4:5 ), и затем: «которое дано тебе с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ), то есть епископов, потому что пресвитеры не рукополагали епископа. С другой стороны, и пресвитеры назывались епископами ( επσκοποι), так как и они, очевидно, наблюдали за народом, чтобы очищать и просвещать нуждающихся. Почему же он теперь пишет к клиру, чего в другом месте нигде не делал? Потому что они сами послали Епафродита, который принес апостолу потребное для него. Флп.1:2 . благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Прилагает обычное приветствие, желая им быть исполненными благодати, чтобы они не превозносились друг пред другом и чрез это не лишились мира и единодушия; потому что благодать получают те, которые свободны от гордости. Флп.1:3 . Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, Флп.1:4 . всегда во всякой молитве моей за всех вас Всякий раз, как вспоминаю о вас, говорит апостол (а это я делаю всегда), я прославляю Бога за то, что вы столько успели в добродетели. Но, несмотря на то, что вы так славны в божественном, я не перестаю молиться о вас, но молюсь за всех, чтобы вы еще и еще преуспевали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Е.Н. Успенский Содержание I. Характер христианских умозрительных истин и их значение по отношению к разуму и науке. Отношение разума к христианским умозрительным истинам и его значение II. Сущность христианского умозрительного воззрения на Божество по началам разума III. Сущность христианского умозрительного воззрения на мир, как творение Божие, с рациональной точки зрения 1. Сущность христианского воззрения на мир бесплотных духов по началам разума 2. Сущность христианского умозрительного воззрения на мир человеческий с психологически–рациональной точки зрения 3. Христианское умозрительное воззрение на происхождение и судьбу видимого мира, в отношении к мировоззрениям естественных наук     Умоляю вас, братия... к разумному служению вашему,… чтобы вам познавать, что есть воля Божия..., чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, что – широта и долгота, глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Рим. 12:1, 2 ; Еф. 3:18, 19 ). Исследуйте Писания: ибо через них вы имеете жизнь вечную... Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления..., да будет совершен Божий человек ( Ин. 5:39 ; 2Тим. 3:16, 17 ). Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас суесловиями и прекословиями лжеименного разума, взимающегося на разум Божий... надменным знанием..., философией и пустым обольщением по стихиям мира, а не по Христу..., дабы вы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Кол. 2:8 ; 1Тим. 6:20, 21 ; 2Кор. 10:5 ; 1Кор. 8:1, 2 ; Еф. 4:14 ). Многие из представителей нашей духовной интеллигенции, внимательно наблюдавшие за современным движением н направлением нашей образованности, не раз указывали на один, резко выдающийся многознаменательный факт, способный вызвать мыслящего человека на многие думы. Этот факт заключается в господстве естественных наук в области умственной деятельности и в подавляющем преобладании их над всеми прочими отраслями человеческого знания, – преобладании, как бы грозящем заглушить круг наук о духе и Боге и ограничить всю область умственной деятельности исключительно только науками естественными.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

РАЗДЕЛ IV. О БОГЕ КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ Глава 1. О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека 1.1. Телесная смерть и бессмертие души Идея бессмертия индивидуальной, личностной души по преимуществу библейская. В языческих религиях и философских учениях, не связанных с библейской традицией, бессмертие души если и признается, то понимается существенно иным образом. Так, некоторые религиозные и философские учения (например, платонизм, индуизм) признают неуничтожимость духовного начала в человеке, но при этом личного бессмертия не признают. Согласно этим учениям, душа как невещественная субстанция после смерти тела сохраняется, но лишь как некая абстрактная схема; неповторимая же человеческая личность при этом распадается. Православное богословие говорит не просто о сохранении духовной субстанции, но о бессмертии человека, т. е. о сохранении в вечности его личностной самотождественности. С точки зрения христианской антропологии человек изначально не был необходимо смертен: смертность связана со злоупотреблением свободой и имеет случайный характер. В Священном Писании говорится: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть... ( Прем.2:23–24 ). Бог не сотворил смерти. Человек, по словам блаж. Августина, не умер бы, если бы не согрешил 1328 . С этой мыслью согласны практически все отцы Церкви. В Новом Завете о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую 1329 . Ап. Петр говорит: ...скоро должен оставить храмину мою... ( 2Пет.1:14 ), а в следующем стихе называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти ап. Павел: ...когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... ( 2Кор.5:1 ), или ...имею желание разрешиться и быть со Христом... ( Флп.1:23 ), или ...время моего отшествия настало ( 2Тим.4:6 ). Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... ( Мф.10:28 ); Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ); Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Разделы портала «Азбука веры» О том, что чтецы во время богослужения должны только кланяться епископам и пресвитерам, а не находящемуся в церкви народу, так как они приняли посвящение. Угодно было, чтобы чтецы не кланялись народу. Толкования Зонара . О том, чтобы никакие посвященные лица не были откупателями чужих имений, то есть нанимателями, ни заведывающими, то есть управителями, попечителями, пространнее говорит 3 правило 4 собора. И 81е правило святых Апостолов повелевает извергать того, кто вдается в народные управления. Правило не хочет еще, чтобы они приобретали себе пропитание каким-нибудь постыдным и бесчестным занятием. Так постыдное занятие было бы содержание блудниц, то есть питание блудниц с тем, чтобы получать корысть от найма их, и подобное; а бесчестное занятие – быть главным в корчемнице и подобное. Итак, правило запрещает посвященным такими способами приобретать пропитание, и не скажи: корысть, а пропитание; ибо хотя бы они дошли и до такой бедности, что не имели бы и пропитания, и в таком случае они не должны приобретать себе пропитание занятием постыдным или бесчестным; ибо они должны, говорит, внимать апостольской заповеди: никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет ( 2Тим.2:4 ). А если это сказано отправляющим мирскую воинскую службу, то еще более это будет прилично воинствующим во священстве. А чтобы чтецы, достигающие совершенного возраста, то есть после 14-го года, были побуждаемы или вступить в брак, или дать обет безбрачия, я не знаю, соблюдалось ли в Африке; а в прочих церквах не соблюдается; да думаю, что и никогда не соблюдалось, потому что противоречит 26-му Апостольскому правилу, которое определяет, что чтецы и певцы могут вступать в брак и после поступления в клир, и не определяет им времени для брака и не требует, чтобы они давали обет воздержания. А чтобы клирики давали в займы с лихвою, это запрещено многими правилами; и это правило повелевает тоже самое, и говорит: если клирик даст для пользования деньги, то есть монеты, то есть даст в займы, то должен получить деньги, то есть столько же, а не больше; а если даст вещи, например хлеб, или вино, или что-нибудь другое такое, должен получить, сколько дал, а не больше.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Скачать epub pdf В ЗАЩИТУ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ (Толкование на Священное Писание ) «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим. 3:13–14 ). «Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свои преступления должен быть наказываем» ( 4Цар. 14:6 ). Среди людей очень распространен один сословный предрассудок: придают громадное значение происхождению. Если ты сын знатных родителей – к тебе относятся с заискивающим вниманием и тайной завистью. А если твои родные низкого происхождения или преступники – тебя встречают с презрением, иногда не скрываемым... Между тем, этот предрассудок очень неверный и жестокий. У знатных и хороших людей бывают дети богохульники и злодеи. Напротив, в семье преступников созревает будущий благодетель. Одно лишь есть высокое звание у людей: быть настоящим, истинным христианином. Христианин – истинный ученик Христов, есть аристократ духа, будь он княжеского рода, или сын блудницы или убийцы. Христос Спаситель, среди других великих дел, рассеял и этот предрассудок. Иудеи, современники Господа Иисуса, говорили насмешливо о Назарете: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин. 1:46 ). А Господь поселился именно в Назарете, где протекло Его детство и юность до 30-летнего возраста. ( Мф. 2:23 ; Мк. 1:9 ; Лк. 3:23 ). Евреи весьма гордились своим происхождением от Авраама, особенно высок был жребий колена Иудова, рода Давидова ( Мф. 2:4–6 ). Спаситель был потомок Иуды, Авраама, Давида ( Мф. 1 ), но среди предков Спасителя были убийцы: Давид ( 2Цар. 12:9 ), также блудницы – Фамарь, а также иноплеменка Руфь. Подивись, возлюбленный, Божьему неизреченному снисхождению и не унывай, если среди родных твоих или знакомых будут преступники... Но не забывай, что Давид, сын его Соломон и последующие потомки были цари и царского рода, и Сам Спаситель жил в доме плотника ( Мф. 13:55 ), но был царского рода ( Мф. 2:2 ). Не унижай и ты людей не высокого рода за одно лишь их происхождение. Каждый из нас даст отчет за свои собственные дела на Страшном Суде Христовом, где предстанут пред Спасителем Судьею все: и знатные, и убогие, и мужчины, и женщины, и ученые, и простые, и царь, и нищий. Святой Апостол Павел говорит: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» ( Еф. 6:5–9 ). «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф. 23:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Мощи святых Человеческое тело предназначено Богом к нетлению: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа… разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие ( 2Тим.1:8,10 . Ср. 1Кор.15:47–49 ; 2Кор.4:10–11 ). Свидетельство слова Божия о телах святых угодников: Много скорбей у праведника, и от всех их избавляет Господь. Он хранит все кости их; ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:20–21 ). И двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! ( Сир.49:12 ). Указание в слове Божием на то, что тела святых по смерти их, остаются нетленными: И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:52 ). Примечание. Так как здесь сказано, что воскресли тела [а не прах], то, значит, тела эти лежали в земле нетленными. Как изъясняет слово Божие, почему тела святых сохраняются нетленными? Сокровище сие [благодать Духа Святого] мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:55 . Ср. Ин.15:1–5 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.4:30 ; Рим.8:23 ). Примечание.Отсюда видно, что тела святых, будучи при жизни сосудами благодати Святого Духа, плоти и крови Господа нашего Иисуса Христа, сохраняются от тления этою же благодатью, сопребывающего с ними и после смерти. Как очищенные еще при жизни от греха – причины смерти и тления ( Рим.6:12 ), они не подлежат тлению и по смерти. Благодать Божия пребывает с телами святых и по смерти: И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар.13:21 ). По успении его (Елисея), пророчествовало тело его ( Сир.48:14 ). Почему тела других людей по смерти не остаются нетленными, а подлежат разрушению? В большом доме есть сосуды, не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело ( 2Тим.2:20–21 . Ср. Евр.3:6 . 1Кор.15:40–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потщися же искусна себе поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины ( 2Тим.2:15 ). Для сего не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть ныне возложением руку моею ( 1Тим.4:14 ). Се тебе данный талант трудолюбно делай, не скрывай, а приумножай его. Возгревай дар Божий ( 2Тим.1:6 ), сошедший ныне в душу твою; он опаляет неправды наши, очищает сердце от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений, погашает в плоти нашей пламень страстный, исторгает плевела себялюбия, кои нередко примешиваются у нас к добрым семенам, к похвальным намерениям и хорошим поступкам. Посему забота о возгревании сего дара в себе, о внутреннем очищении и самоусовершенствовании должна быть у тебя первою и главною, так как от этого более всего будет зависеть успех твоего пастырского служения. Очищение же это и усовершенствование достигается чрез скорби и страдания, чрез самоотвержение и крест, кои заповедуются Христом в другом ныне читанном Евангелии ( Мрк.8:34 ). Как золото очищается в горниле, где изгарь отделяется от металла, так и душа наша очищается от греховного чрез скорби и страдания, в которых тлеет внешний наш человек, но зато обновляется внутренний, созданный по Богу ( 2Кор.4:16 ). Путем страданий и Креста шел Сам Святейший Пастыреначальник Христос, о чем говорит нам предлежащий ныне Крест Господень. Этим же путем должен идти и всякий, кто хочет служить Ему. Если Сам Богочеловек отметал Свою человеческую волю, ставил ее в полное подчинение воле Божественной, взывал «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче» ( Матф.26:39 ), то тем более мы, немощные и греховные, должны отвергнуться себя, свою грехолюбивую волю подчинить воле Божией, творить не свою волю, но волю Пославшего нас. Если Он, будучи Сыном, страданиями навык к послушанию ( Евр.5:8 ), то тем паче мы не в состоянии достигнуть нравственного совершенства без спасительных скорбей. Если Он невинно терпел и обиды, и поношения, и страшные страсти, и животворящий крест, то тем более мы должны безропотно переносить страдания, которые вполне заслужили своими грехами. Словом, каждый из нас должен сораспяться Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010