Когда я приходил к вам, братия, пишет апостол к Коринфянам, приходил не по превосходному словеси или премудрости, возвещая вам Свидетельство Божие: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята. И слово Мое, и Проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы ( 1Кор. 2:2 (4)). Не посла мене Христос крестити, но благовестити: не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов ( 1Кор. 1:17 ). Бых иудеем яко иудей, да иудеи приобрящу: подзаконным яко подзаконен, да подзаконныя приобрящу: беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконник Богу, но законник Христу, да приобрящу беззаконныя. Бых немощным яко немощен, да немощныя приобрящу: всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор. 9:20–22 )». В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства, но якоже искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование, тако глаголем, не аки человеком угождающе, но Богу, искушающему сердца наша. Никогда же бо в словеси ласкания быхом к вам, якоже весте: ниже в вине лихоимания: Бог свидетель: ни ищуще от человека славы, ни от вас, ни от иных. Мы могли явиться с важностию, якоже Христовы апостоли, но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада. Тако желающе вас, благоволихом подати вам не точию благовествование Божие, но и души своя, занеже возлюблени бысте нам. Помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедахом вам благовествование Божие ( 1Сол. 2: 3–9 ). Сами бо весте, яко не безчинновахом у вас ( 2Сол. 3:7 ). 1 Земля, по плану творения, не известно, к чему первоначально была назначено, потому что первые люди, до нападения обитали на последнем седьмом небе, откуда они уже свержены на землю. 3 При рассуждении вообще о человеке нужно коснуться в частности о женщине и защитить ее права и значение против рабства в смысле res, сотворенной и назначенной мужу только для чувственных наслаждений и вместе против многоженства. 4 Обличая своих слушателей в каких-нибудь проступках, Мухаммед довольно часто выражается так: вы поступили против собственных душ ваших. Коран, гл. 4, 111: т. е. всякий согрешающий согрешает противу собственной души своей. Коран, гл. 39, 54: т. е. скажи: о рабы мои! преступившие во вред собственных душ ваших. 5 Например: гл. 2, 186. 187. 212 – 215. гл. 4, 76. 103. гл. 8. 47. 59. 60. гл. 9, 36. 38. 40 – 52. 123. гл. 47, 4. 5. 37. 39. 40. гл. 48, 16. 17. 25 и ин. др. Читать далее Источник: Миссионерский противомусульманский сборник. – Казань, 1873. – Вып. I. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Понятие праведности обязано своим всесторонним раскрытием ап. Павлу, который всю славу своего христианского благовестничества полагает в «служении правды» ( 2Кор.3:9, 2:15 ). Если в книгах других новозаветных писателей учение о праведности затрагивается лишь мимоходом, в связи с раскрытием других истин откровения, и освещается лишь с известных сторон, то под пером апостола языков оно достигает всестороннего освещения и точной формулировки. Источник человеческой праведности, по учению апостола, заключается не там, где искал его найти искатель собственной правды, не в законнической его ревности, не в моральной анергии его души, но в Самом Боге. В общем христианском учении о правде Божией в её отношении к человеческому миру открываются две частные её стороны, в которых выражается, во-1-х, идея правосудия ( Рим.3:25–26 ) и, во-2-х, идея оправдывающей деятельности (Ib.; Рим.3:21 ). В первом случае δικαιοσνη характеризует собою отношение Бога к людям в юридической схеме, по идее мздовоздаяния. Судящая правда Божия, открывшаяся миру уже «в нынешнее время» ( Рим.3:26 ) и имеющая вполне осуществиться в установленный день ( Деян.17:31 ), увенчивает всех возлюбивших явление Господне достойным венцом ( 2Тим.4:8 ) и наказывает нечестивых заслуженными страданиями ( 2Сол.1:6 ). Суд этот справедлив ( Апок.16:7, 19:2 ), нелицеприятен ( Рим.2:11 ) и верен истине ( Рим.2:2 ). Отсюда перед судом правды Божией может устоять только тот, кто удовлетворяет её требованиям; неправда же и нечестие, грех и противление Божественной воле влекут за собою правосудный гнев Божий ( Рим.3:5–6, 1:18 ), осуждающий и карающий нечестивца ( Рим.12:19 ). Как проявление безгрешной природы, исключающей всякую возможность общения со злом, гнев Божий должен был бы обрушиться на всё человечество, так как все люди заражены наследственным грехом и потому по самой природе являются чадами гнева ( Еф.2:3 ). Но Божественная —430— любовь, открывшаяся в христианстве, не нарушая правды, уничтожает грех человека и устраняет гнев Божий благодаря крестному подвигу Христа Спасителя, делающему человека праведным перед нелицеприятным судом правды Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

доведёт до смерти, – и телесной, и духовной, – зло, которое он любил и которому служил в своей жизни (ср. Притч.11:19; 8:36 ; Сир.15:17 и 20). Смерть, как естественное следствие греха, и должна служить праведным возмездием грешнику ( Рим.6:23 ); если же одни из грешников по долготерпению Божию и доживают до глубокой старости ( Иов.21:7 и Пс.72:4 ), то у большинства других, зло греха постепенно разрушает телесный организм и преждевременно приближает их к смерти, или же, истощая долготерпение Божие, вдруг и совершенно неожиданно для них, как на Корея, Дафана и Авирона ( Числ.16:32–33 ), навлекает смертную казнь от Господа ( Иов.15:32–35 ; Пс.72:18–19 и 27; ср. Пс.1:4–6 стр. 80–81). Во всяком случае, за греховною жизнью неизбежно следует смерть духовная, – осуждение на вечное удаление от Бога и нескончаемые мучения ( Мф.25:41 и 46; Апок.21:8 ; Сир.11:26 ; ср. на Пс.6:6 стр. 124). – И ненавидящие праведного, т. е. грешники, которые не только любят зло, но и не терпят добра, и потому ненавидят и преследуют людей добродетельных (ср. Ин.3:20 ), те неминуемо погибнут по суду Божию (халд.: будут осуждены) преждевременною смертию (ср. Пс.1:4–6; 2:12; 36:9, 20, 35–36 ), подвергшись той гибельной опасности, которую готовили для праведиика ( Пс.7:16–17; 9:16–17 ), и затем наследуют вечную погибель во аде ( 2Сол.1:9 ; ср. Пс.30:18 ). В слав.-гр.-лат. пер. словам: смерть гршниквъ люта (=халд.), и првнаго прегршатъ, – дается несколько другой оттенок мысли, – именно, что грешники окончат жизнь свою ужасною мучительною смертию, и ненавидящие праведного обманутся в своих расчетах (еп. Феофан, Нечаев – объясн. Литургии) и вместо ожидаемой от преследования праведного выгоды, как ненавистники и гонители добра и правды, по преимуществу явятся грешниками, повинными лютой смерти (ср. Иер.2:3 ; Кирилл Алекс. у Зигабена). Люта смерть грешников не по сопровождающим ее телесным страданиям, которым нередко подвергаются и праведники при разрешении души от тела, но главным образом по испытываемым грешниками страшномучительным душевным страданиям (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Впередь никто не отягощай меня», говорит ап. Павел, обращаясь к читателям. Такой повелительный тон в устах апостола совершенно естествен и законен. «Я, продолжает он, ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Апостол Павел, раб Иисуса Христа и, как подобает рабу, носит знаки своего господина. Достоинство раба, совершенно преданного Христу, дает апостолу право требовать, чтобы никто не осмеливался беспокоить его новым бременем. He мало вынес он и без того мучений за Христа. Вот язвы этих мучений, как бы говорит Апостол. He смей никто растравлять их или прибавлять к ним новые. Их одних достаточно для доказательства правоты моего апостольства и Евангелия (17). Так говорит великий апостол, глубоко возмущенный вероломным поступком галатийских христиан. Все послание апостол Павел оканчивает обычной формой апостольского благожелания. «Братия» – эпитет, означающий неизменную любовь. Видно, что справедливое негодование, вполне заслуженное Галатами, не было господствующим чувством в апостоле, когда он оканчивал свое послание. Любовь, которой он научает, не была в нем самом пустым звуком. Она явилась и на этот раз, когда, казалось бы, всего меньше можно было ожидать ее. Пожелание апостола заключается в том, чтобы благодать Господа пребыла с духом Галат. Дух благодати может почивать только в дух человека: духу человеческому Св. Дух ниспосылает свои дары. Вот буквальное заключительное пожелание апостола галатийским христианам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия». Аминь. Глава 6. Стих 2. В силу принятого обычая ( 1Кор.16:21 ; Кол.4:18 ; 2Сол.3:17 ) писать послание не собственноручно ( Рим.16:22 ), ап. Павел обыкновенно в конце послания приписывал приветсвие собственной рукой, чем указывал на его подлинность: Слова: «δετε πηλκοις γρμμασιν μεν γραψα τ ν χειρ« св. отцами и большинством западных богословов понимаются в том смысле, что ап. Павел написал все послание к Галатам собственноручно. Мы, с своей стороны, считаем такое мнение справедливым. Но некоторые полагают, что послание написано, как и все прочие, каким-нибудь другим лицом, а означенные слова апостола – «видите колицеми книгами» … касаются только последующих стихов до конца послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Стоит вспомнить, далее, Вар-Кохбу, который при императоре Адриане прямо принял на себя имя Мессии и стал во главе охватившего палестинских иудеев восстания, чтобы понять всю опасность обольщений, предстоящих верующим. Если же принять во внимание, что ап. Павел предостерегает Солунских христиан от подобных обольщений ( 2Сол.2:2–3 ), то должно будет допустить, что апостол имел пред глазами соответствующие факты, что, следовательно, и среди христиан на почве идеи о Мессии, именно о паки-грядущем Мессии, явились соблазнители и обманщики. Это еще более увеличивает нужду в данном Господом предостережении. Впрочем, было бы несправедливо только что сказанным ограничивать исполнение предостерегающего пророчества Спасителя. Это – лишь немногие примеры истории, подтверждающие непреложность слов божественных, полное осуществление которых еще найдет себе место в жизни мира. Можно сказать, что человечество никогда не свободно было от разного рода обольстителей, претендовавших так или иначе на значение избранников Божиих, вождей человечества, но нужно думать, что число этих мнимых избавителей особенно возрастает в последние времена мира (ср. Мф.24:24 ), когда усилившееся зло будет выдвигать из своей среды наглых лжехристов, обещающих миру заманчивое будущее и когда исстрадавшееся от зла человечество особенно охотно станет следовать этим самозванным вождям. Вы услышите также (δ) 414 , говорит Спаситель, продолжая свою речь, услышите в будущем о войнах и военных слухах. И это Христос отмечает не как случайное явление, могущее быть и не быть, а как необходимое, обязательно последующее, на что указывает употребление глагола μλλω, сообщающего зависящему от него глаголу именно такой оттенок (ср. Мф.17:12 . Мф.17:22 ). Вы непременно, неизбежно услышите о войнах πολμους, т. е. о фактически уже ведущихся, на самом деле происходящих войнах, совершенно безразлично, – будут ли эти войны вблизи или вдали; услышите также и о слухах военных κος πολμων. Под последними нельзя разуметь шум военных сражений и крики самих сражающихся 415 , что совершенно не соответствует естественному смыслу слова κο; нельзя также видеть указание на отдаленные войны 416 , так как одно пространственное отношение не отмечает еще всей разницы данного термина от предыдущего – πλεμοι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Такое заключение о «временах» в словах Иисуса Христа должно быть принято потому, что те занятия живущих, на которые указывает Иисус Христос, предполагают именно сравнительно спокойное – «умиротворенное» в известной степени существование людей. А что до сего времени сравнительного успокоения и сравнительного «умиротворения» в племенах и народах будет пережита эпоха страннейших общественных недружелюбий в людях, ужаснейших кровавых политических катаклизмов в племенах и народах, на сие, помимо тех оснований и заключений, которые сделаны нами выше, мы, согласно изложенным основаниям, имеем наиболее указательное доказательство в том, что, по слову Иисуса Христа, самые священные узы родителей и детей, братьев и сестер будут порваны и поруганы (Сн. Мф.24:6 …21; Мк.13:7 ...12; Лк.21:9 …17). Каким же образом, спрашивается, и действием какой власти, или превозможением какой силы общественно-государственной возмогут вновь быть восстановлены и утверждены «мир и безопасность» в среде сынов человеческих настолько, что таковые будут, по-видимому, признаны всеми, ибо «будут – говорить: мир и безопасность» ( 1Сол.5:3 )? «Тот человек», который имеет явить себя во всем человеко-диавольском «величии», как «человеко-Бог», и «пришествие которого, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Сол.2:10 ), в лице своем и в лице своих сотрудников и содеятелей, соединив народы и племена под своим знаменем и подчинив их своей власти, жестокими мерами и средствами, с одной стороны, великой лестью «знамений и чудес ложных», с другой стороны, даст, действительно, миру успокоение ( Откр.13:2 ...17). Сближенное Иисусом Христом состояние нравов людей пред потопом и пред «кончиною века сего» дает нам право рассматривать время пред вторым пришествием Иисуса Христа на землю подобным времени допотопному и в том отношении, что как пред потопом в общественно-государственной жизни стали преобладать и господствовать над народными массами «исполины..., сильные, издревле славные люди» ( Быт.6:4 ), – так своего рода «исполины» возвысятся авторитетом и возобладают силой и властью «в то страшное по своему «диавольскому» ожесточению время существования рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Lips. 1800. 3 Patric; D. Schulz De iuterpretationis epp. Paul. difficultate. Lips. 1807. 8.; I. F. Böttcher De paronomasia finitimisque ei figuris Paulo ap. frequentatis. Lips. 1823 sq. 2. P. 8; и друг. 743 He все послания ап. Павла написаны им собственноручно, а только быть может немногие из них. Только о послании к Галатам прямо известно, что оно написано самим апостолом (6:11); напротив. послания к Римлянам (16:22), Колоссянам (4:18), Солунянам ( 2Сол. 3:17 ) и 1-е к. Коринфянам (16:21), без всякого сомнения, были им диктованы. 744 Сначала помещаются послания, написанные к целым церквам, а потом к частным лицам; располагаются же в порядке сравнительного достоинства частных церквей и лиц. (При этом за основание для расположении посланий принимается также внутреннее достоинство самых посланий). Послание к Евреям заключает собою прочие в виде прибавления. (Иначе, по свидетельству Епифания haer. XLII. 9, расположил свои десять Павловых посланий Маркион: к Галатам, Коринфянам, Римлянам, Солунянам, Ефесеям, Колоссянам, Филимону, Филиппийцам. Еще в другом порядке помещаются 13 посланий ап. Павла, исключая послания к Евреям, в Мураториевом каноне, именно: к Коринфянам Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам, Галатам, Солунянам, Римлянам, Филимону, Титу и Тимофею). 745 Мнимо-утраченное раннее послание ап. Павла к Коринфянам и их ответ на него (существование особенного послания Коринфян к Павлу имеет за себя твердое основание в 1Кор. 7:1 ) думают находить в двух посланиях Армянской церкви, которые издали преимущественно Dav. Wilkins (Amst. 1713. 4, Fahricius (Cod apocr N. T. 11, 666 sqq.), Wilh. и Ge. W histon (как приложение к их изданию Mos. Choreuensis, 1727), I. В, Carpzov (Lips. 1776. 8. на армянском, греческом и латинском языках), P. Aucher (в Grammar, armen. and engl. Ven. 1819 p. 177 sqq.), и на немецком языке со введениями W. F. Rinck (Heidelb. 1823). И то и другое впрочем носят на себе ясные признаки неподлинности (см. Ullmann в Heidelberger Iahrbüchern 1823. Nr. 34; Bengel Archiv 1825.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Освящение. Действие Бога в христианах через Духа Святого. Благодаря ему, христиане очищаются от вины и власти греха, обретая нрав и поступки, угодные Богу ( Рим.6:17 : 1Сол.4:3 : 2Сол.2:13 : 1Пет.1:2 ). Так может называться и состояние нравственной целостности, являющееся результатом этого процесса ( Рим.6:22 ). Павловы послания. Из 21 новозаветного послания, тринадцать приписываются апостолу Павлу. Девять из них адресованы общинам (от Рим до 2 Фес), и четыре – частным лицам. Палестина. Историческая область на восточном побережье Средиземного моря, между Сирией и Египтом. В Библии Палестина именуется Ханааном до завоевания ее Иисусом Навином. Обычное еврейское название – «Эрец Исраэль» (Земля Израилева). Ее границы определяются по-разному и включают, по меньшей мере, часть территории между Средиземным морем и рекой Иордан. При таком понимании регион имеет приблизительно 240 км в длину и от 50 до 120 км в ширину. Палимпсест. Поскольку писчие материалы были дорогостоящими, переписчики иногда брали материалы, уже использованные, по возможности счищали с них прежний текст, а поверх писали заново. Такого рода рукописи именуются палимпсестами. Благодаря ультрафиолетовым лучам, в ряде случаев удалось прочесть стертый текст. Папирус. Писчий материал, который изготавливался из стеблей папируса (растения, которое в изобилии росло в дельте Нила). Многие папирусы, даже пролежав столетия в сухом песке, могли остаться практически неповрежденными. Пасторские послания. Так обычно называются 1–2-е Послания к Тимофею и Послание к Титу. Основная тема этих посланий – организация христианского служения, чтобы служители заботились об общинах и противостояли лжеучениям. Пасха. Ежегодный весенний еврейский праздник в честь исхода из Египта. Согласно рассказу о его возникновении ( Исх.12 ), в каждом доме надлежало заколоть ягненка, а кровью побрызгать притолоку и дверной косяк. Это было памятью о том, что, когда первенцы в Египте погибли, Господь «прошел мимо» домов израильтян, отмеченных подобным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Вместе с ослаблением веры замечается и уменьшение любви в жизни. Рядом с героизмом подвижников веры и благочестия жизнь выдвигает и героев неслыханных раньше преступлений и жестокосердия, вместе с внешним ростом общественной благотворительности развивается и анархическое стремление к разрушению всякого порядка в жизни, человеконенавистничество, зависть и взаимная вражда классов, обществ и народов. Несмотря на внешние победы в области культуры, науки и искусства, жизнь людей с каждым поколением делается все труднее и несчастнее, а природа, отказывая в подчинении своих явлений воле человеческого гения, чаще и чаще начинает напоминать людям о приближении конца жизни периодическими повторениями недородов, развитием губительных эпидемических болезней, бедственными землетрясениями, ужасными вулканическими извержениями. Так явно соответствие между учением Христа о признаках конца мира и исторической действительностью. Слова Спасителя о том, что Он принёс на землю не мир, но меч ( Мф.10:34 ), начинают быть более понятны человечеству с каждым новым поколением. Ho, по учению Священного Писания, все эти признаки конца мира только «начало болезням» ( Мф.24:6–8 ), начало конца. Последним актом трагедии последнего времени будет пришествие антихриста. 5. Антихрист и его время Греческое слово «антихрист» в переводе на русский язык имеет два значения: противник Христа и ставящий себя вместо Христа, так как предлог «анти» в сложении с другим словом значит и «против», и «вместо». В широком смысле слова антихристианством поэтому может быть названо всякое противление Христу и Его истине, как-то: отрицание Христа, как Бога, сознательное искажение Его учения и даже всякое сознательное неисполнение евангельских заветов. В этом смысле апостол Иоанн и говорит, что «дух антихристов и теперь (в его даже время) есть уже в мире» ( 1Ин.4:3 ), и что «антихристов появилось (уже) много» ( 1Ин.2:18 ), a по слову Спасителя, много их и появится в разные времена ( Мф.24:5 ). Но в тесном смысле Библия и в ветхозаветной, и новозаветной своей части под словом «антихристианство» понимает не простое религиозное вольнодумство и даже не отрицание Христа и не неверие, а религиозное самозванство, и под словом «антихрист» – определённую личность последнего времени, которая будет индивидуальным, единственным по законченности и полноте воплощением зла ( Ин.5:43 ; 2Сол.2 ; Апок.13:17 ; Дан.7:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

То же самое означает оно, когда употребляется в смысле прообразования, с тою впрочем особенностию, что тогда первообраз заключается в предмете невидимом, неоткрывшемся еще вовне. Когда Апостол говорит, что он явил в себе образ или пример (τπος) христианской деятельности, которому должны последовать Солуняне ( 2Сол.3:9 ), – очевидно, здесь образ указывается в лице видимом, близком по времени к тем, кои должны подражать сему образу. Не так должно понимать прообразование, которого оригинал или первообраз (ρχτυπον) скрывается в невидимом, a предъизображение (κτυπον) сделано прежде его действительного явления. В сем разуме Апостол называет Адама τπος το μλλοντος, образом грядущего ( Рим.5:14 ), т. е. Иисуса Христа. Поскольку всеведение Божие не ограничено никаким временем, то неудивительно, что прообразование предшествует своему первообразу; ибо и Пророки часто говорят о будущем, как о настоящем, так как бы они видели оное пред глазами. Значение типа, как прообразования, объясняется в слове Божием терминами синонимическими, коими указывается вместе и отношение прообразования к прообразуемому. Апостол Павел, говоря о ветхозаветном обрядовом законе, называет его σκι τν μελ λντων, сению грядущих, σκι τν πουρανων, сению небесных или σκι τν μελ λντων γαθν, сению грядущих благ ( Кол.2:17 , Евр.8:5, 10:1 ), и противополагает сим понятиям σμα το χριςο или ικων τν πραγμτων (там же); из сих понятий видно, что прообразование так относится к прообразуемому, как тень – к телу, или как очерк – к картине, т. е. Иисус Христос , имевший явиться на земле во плоти, изображен ветхозаветным людям в некотором облике, в одних неясных и неполных очертаниях. Как освещенное тело отбрасывает свою тень, и как по тени можно определить очертание и величину самого тела и отличить оное от других тел: так и в законе сени и писаний ветхозаветных можно видеть высокий образ Искупителя, имевшаго воплотиться для спасения людей. Апостол раскрывает яснее сие сходство прообразований с тению и прообразуемаго Христа с телом, когда говорит: ( Кол.2:9 ) яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (σωματικς).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010