Посему никто не пренебрегай его» (1 Кор. 16:10–11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе» (1 Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Флм. 1:1), «Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (2 Кор. 1:1), «Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат» (Кол. 1:1). И еще он пишет: «Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей» (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея — не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1 Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, — в проповеди слова Божия — искусный оратор, в изложении Божественных писаний — увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры — достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова [ 9 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С другой стороны, как я часто напоминаю вам, любое чудо – это костыль для сомневающегося человека. Сказано: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин.10:38 ). Но мы верим Христу именно не потому, что Он убедил нас каскадом чудес, но потому, что мы возлюбили Его любовью, о которой сказано, что любовь «всему верит» ( 1Кор.13:7 ). И есть опасность, что те, которые гоняются за чудесами, они добегаются… О пришествии антихриста апостол Павел писал, что оно, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Сол.2:9–12 ). «Мы неуклонно приближаемся ко времени , – предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов) , – когда откроется широкое поприще для многочисленных ложных чудес, чтобы привлечь к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены ложными чудесами » 206 . В Книге Откровения Иоанна Богослова мы находим такие слова: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал…» ( Откр.13:15 ). То есть будет некая говорящая икона (образ) зверя, которая будет повелевать и командовать людьми. И с экрана (поверхности) этого образа зверь будет не только говорить, но и действовать, то есть двигаться. Старец Паисий Святогорец писал о так называемых «чудесах науки»: «Современные технические средства все развиваются и развиваются – без конца. Они развиваются быстрее, чем человеческий ум, потому что в их развитии помогает диавол. В старину, не имея всех этих средств, всех этих телефонов, факсов, всей этой кучи приспособлений, люди имели тишину и простоту. А сейчас из-за машин люди посходили с ума. От многих удобств они мучаются, их душит тревога» 207 . И действительно, средства массовой информации не приносят тишину и умиротворение в наши дома. Напротив! Все эти говорящие с экранов головы, видеоряд новостей и навязчивая реклама своей эклектичностью (смешанностью) образов, событий и информационных прорывов оглушают наше тихое и не крикливое русское самосознание, разрывают его и повергают в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С такою же ясностью и у евангелиста Марка всемирное распространение Евангелия поставляется признаком, который будет предшествовать последним жестоким гонениям, имеющим быть от антихриста. После пророчества о том, что ,,во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие“ ( Марк.13:10 ), Спаситель, по сказанию ев. Марка, непосредственно затем говорит о великих гонениях на христиан, о водворении на святом месте мерзости запустения, о лжепророках, проповедующих нового христа (антихриста), и, наконец, предрекает такую скорбь, какой никогда не было и не будет, и после которой настанет второе пришествие Иисуса Христа (11–26). Все это ясно показывает, что пришествие антихриста должно быть предварено проповедию Евангельскою во всем мире, распространением Евангелия между всеми народами и племенами. Так учили и св. отцы церкви. Св. Кирилл Иерусалимский , излагая признаки, по которым можно бы узнать антихриста, между прочим, говорит: „имеешь и следующий признак: и проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенной“ 36 „И так, говорит св. Иоанн Дамаскин , прежде должно быть проповедано Евангелие у всех народов ( Мф.24:14 ), и тогда явится беззаконник, его же пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными“ ( 2Сол.2:9 ) 37 Итак, по ясному учению Св. Писания и церкви, прежде пришествия антихриста во всех без исключения странах во свидетельство всем народам должна быть распространена проповедь Евангельская. Из этого признака ясно, что антихрист еще не приходил в мир, вопреки мнению адвентистов, утверждающих, что антихрист уже пришел в мир, господствует в нем и водворяет свое нечестие, потому что несомненно известно, что и теперь в Азии, Африке, Америке и Австралии существуют народы и племена, которые или совсем не слыхали о имени Иисуса Христа, или не успели еще понять спасительную проповедь Евангелия. Адвентисты намеренно или ненамеренно совершенно умалчивают еще об одном весьма существенном однако признаке второго пришествия Спасителя, находящемся между тем в самой тесной связи с только что разобранным нами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Слова от создания мира должно относить не к словам агнца закланного , но к словам имена которых не написаны в книге жизни . В русском переводе неправильно поставлена запятая перед словом «закланного». Здесь апостол Иоанн говорит о том предопределении святых к жизни, о котором говорит и Сам Спаситель: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). И как пишет апостол Павел: «Он (Бог – Г. Ф.) избрал нас в Нем (во Христе – Г. Ф.) прежде создания мира» ( Еф. 1:4 ). Откр.13:9 Кто имеет ухо, да слышит. Описав все это и намереваясь еще описывать ужас последнего времени, Иоанн призывает своих читателей: Кто имеет ухо, да слышит. Это обычное для Евангелия и Апокалипсиса воззвание к бдительности, внимательности, и самоконтролю ( Мф. 11:15; 13:9 ; Лк. 8:8 ). Как мало в наше время имеющих уши, чтобы слышать, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» ( Мф. 13:15 ). Откр.13:10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. Призвав внимать этим Божественным словам, Иоанн указывает на воздаяние: кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Этот закон справедлив во все времена. Совершающий насилие сам будет повержен. Что причинил другим, то и обратится на тебя, «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Особенно эти слова исполнятся на самом антихристе. Как он пленит всех неугодных себе, так будет и сам навечно лишен свободы и ввержен в плен геенны огненной (19,20). Как он будет уничтожать и разрушать мечом, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, когда его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол. 2:8 ). Здесь терпение и вера святых. Этими словами Иоанн показывает, что здесь на земле во время великой скорби антихристовой святым необходимы будут для спасения особенные терпение и вера. Без них в благоприятное время не спасешься, а тем более в такое тяжелое.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(См. прим. к 27 ст.). ка. Не писахъ вамъ, к не всте истины, но к всте ю, и к вска лжа истины нсть. (2 Перт. 1. 12, Римл. 15, 14 и д.). 21. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, ровно как и то, что всякая ложь не от истины. 21 . Я написал вам (ср. 14 ст.): не все послание (как думает Beza ), но об антихристах (18 и 19 ст.), обольщающих вас, как видно из 26 стиха (ср. Феоф.). – Не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее: «не для того, чтобы научить вас, но чтобы наученных утвердить» (A Lapide). -- Равно как и то (κα), что всякая ложь не от истины, т. е. знаете: не заблуждение, а ложь – сознательное обманчивое лжеучение Антихристов, – совершенная противоположность истине. Не от истины (κ τς αληϑεας οκ στ): не из истины происходит; знаете вы и откуда ложь, – знаете Иоан. 8, 44 ., что «истина от Бога, который Сам есть истина, а ложь от диавола, который не устоял в истине». Содержа в себе истину (20 ст.) вы знаете и то, что вы от Бога, а не устоявшие в истине лжецы – (22 ст.) от диавола (3, 8–10). – Достойное Апостола любви побуждение к охранению высокого достоинства христиан! кв. Кто есть лживый, метайс, к нсть Хртосъ; сй есть метайс ца и Сна. (ст. 18. 4, 3. 20, 31. 2Петр. 2, 1 , 2Сол. 2 , 3и д.) 22. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 22 . Кто лжец и проч.: – Предостерегая верующих от обольщения явившихся антихристов и укрепляя их в истине, Иоанн указывает самый главный и общий всем учениям противным Христу признак, по которому они прежде всего могут узнавать среди общества своего антихристов. – «Вот антихрист отвергающий Отца и Сына: всякий кто отвергает, что Иисус есть Христос; – что Христос явился во плоти, т. е. или отделяет человека Иисуса от Сына Божия, не признавал в Спасителе единства Богочеловека, или, хотя и признает Божество Христа, но учит, что Он имел только для виду человеческие потребности и в призрачном теле претерпел смерть, как недостойную Бога. – Кто отрицает истинную Божественную или истинную человеческую природу в Иисусе Христе, кто вообще не признает, что Бог был во плоти Иисуса; тот отрицает, что Иисус есть Христос, так как имя Христос – помазанник и Спаситель мира означает у Иоанна вечное Слово Отца, Единородного Сына, нераздельного с Отцом и Духом (1. 1–3, Ев. 1 гл. и проч.) Потому отвергающий Христа – Помазание (20 ст.) во Иисусе, отвергает Отца и Сына, и отвергающий Сына – безбожник, не признающий и Бога Отца. – 23 ст. ( Иоан. 8, 19. 14, 9. 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

ст. 9: Свидетель мне в том Бог , коему я служу духом моим, благовествуя о Сыне Его, что я беспрестанно о вас воспоминаю: 13 ст. 10: Всегда в молитвах моих моляся, когда бы-то благоволил Бог , чтоб я успел прибыть к вам. ст. 11: Ибо желаю я(пришедши) видеть вас, чтоб преподат вам некое духовное дарование к утверждению вашему; 2Сол. 3:2 . ст. 12: Яснве сказать; дабы и мне в вас утешиться общею верою и вашею и моею. 14 ст. 13. Не хочу притом, оставить вас в неведении, братие, что я многократно намеревался прийти к вам; но воспрепятствован был доселе (а намеревался я прийти для того) дабы некоторый плод (духовный) получить мне и у вас, как и у прочих народов. ст: 14. И грекам, и варварам, 15 и мудрым, и неразумным, одолжаюсь (проповедовать веру). Страбона кн. 14 и Фукидид кн. 1. ст. 15. И потому, что касается до моего усердия, готов благовествовать и вам сущим в Риме. C осмеянием ли, со презрением ли принято будет в Риме мое благовестие о Христе претерпевшем распятие? нет мне до того нужды! ст. 16. Ибо я не стыжуся благовествования о Христе; так как оно есть сила Божия, действующая во спасение всякому верующему, и во первых Иудею и Эллину. 2Тим.1:12 . ст. 17. Правда бо Божия в оном (благовестии) открывается от веры в веру; 16 Евр.11:7 и Гал.3:11 ; Авв. 2:4 . Так как написано: праведник верою жив будет (спасется). ст. 18. Напротив того, открывается с неба гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде. 17 ст. 19. Так как то, что о Боге 18 разуметь можно, явно есть в них; ибо Бог (то) явил им. γνωςν если возможно разуметь. ст. 20. Поскольку невидимые Его от созданиия мира, (совершенства), через помышление человеческое о видимых тварях, делаются видимыми; как-то всегдасущая сила Его и Божество; а по сему те (нечестивцы) остаются безответными. 19 ст. 21. Понеже и познавши (они) Бога, но не почтили или не возблагодарили Его так, как Бога почитать и благодарить достоит; но развратились в мыслях своих, и омрачилось неразумное их сердце. ст. 22. Называяся мудрыми, обезумели. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Уважение и любовь, которые, по заповеди апостольской, пасомые должны питать к своим духовным пастырям, вообще определяется наименованием «отец духовный» или «батюшка», с коим мирянин обращается к лицу носящему сан пастыря. Те же самые обязанности, которые лежат на детях – к родителям их плотским, должны быть действенны и в отношениях духовных чад к их духовным отцам. Сюда прежде всего относится повиновение и покорность, без которых, по слову Божию, не пользует и благовествование. Повинуйтесь, – внушает св. апостол Павел христианам, – повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо для вас это не полезно ( Евр.13:16, 17 ). Другая обязанность пасомых в отношении их духовных отцов и пастырей – это молитва о них ко Господу Богу о благоуспешном служении их: молитесь за нас, говорит св. Апостол, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера ( 2Сол.3:1–2 ). Наконец, на пасомых лежит долг взамен духовных благ, изобильно получаемых от пастырей и чрез пастырей Церкви, входить в их видимые нужды и по мере сил содействовать их земному благосостоянию. Пастыри духовные – те же люди, и как люди, имеют право ясти и пити ( 1Кор.9:4 ); пастыри церкви отечественной – люди семейные и, стало быть, обязанные питать присных им и воспитывать детей своих по плоти. Пастырство духовное с древнейших времен пользовалось правом содержания от пасомых, правом освященным волей Господней. Когда израильтяне, вступая в землю обетованную, готовились заранее занять предуказанный каждому колену участок, Господь сказал Аарону и всему колену Левиину: «в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними». «Я – часть твоя, и удел твой среди сынов израилевых» ( Чис.18:20 ; Лев.10:6 ). Это значило, что в самом священстве будет единственный источник внешнего обеспечения сынов Аароновых и всего колена Левиина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фарисей, считавший себя праведником и превозносившийся над смиренным мытарем, был осужден Иисусом Христом. И слово Божие учит, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( 1Пет.5:5 ). Вследствие указанной любви к миру, проявляющейся в похоти очей и гордости житейской, человек сам не внимает голосу благодати Божией, – противится ей. Он не проникается словом Божиим, не принимает таинств и не трогается даже грозными посещениями Божиими, но следует только влечениям своей греховной природы. Такие люди подобно язычникам, по слову апостола Павла, «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» ( Еф.4:18 ). Они весьма близки к вечной погибели. Противление благодати Божией может перейти в ожесточение, когда человек сам преграждает для себя путь спасения. Такое ожесточение известно под именем хулы на Духа Святого. Этот грех , по слову Спасителя, не простится человеку ни здесь на земле, ни там по смерти. Всяк грех и хула отпустится человеком, говорит Он, а яже на Духа хула, не отпустится человеком.... ни в сей век, ни в будущий. Хулить Духа Святого значит идти против божественного учения, против Бога. Над повинными в этом грехе сбываются слова пророка Исаии, сказанные Иисусом Христом о неверовавших евреях: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтоб Я исцелил их» ( Ин.12:40 ). Такие грешники не получат прощения ни в этой, ни в будущей жизни, и это не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают, зане любве истины не прияша, во еже спастися им ( 2Сол.2:10 ). Впрочем, нужно заметить, как говорит Св. Афанасий великий , что Христос не сказал: не простится хулившему и покаявшемуся, но хулящему т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи (Толк. еванг. Арх. Михаила). В житиях святых мы видим немало примеров того, как великие грешники обращались на путь спасения. Итак, братие, благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних только избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Что и в самих христианских общинах посланием Апостола придавался высокий авторитет и догматическое значение, – видно м. пр. и из того, что появление среди фессалоникийских христиан послания, ложно приписанного Апостолу, будто уже наступает день Христов, – произвело целое колебание умов и смущение в среде верующих ( 2Сол. 2:2 ), – в виду чего Апостол излагает подлинное христианское эсхатологическое учение. Уже само содержание его показывает, что Дейсман неправильно истолковывает учение Апостола о конце мира. В виду же возможных подлогов и недоразумений касательно подлинности его посланий, Апостол пресекает саму возможность обмана со стороны фальсификаторов, сообщая отличительный признак своих подлинных посланий. Следоват., Апостол не только не имел никаких оснований препятствовать распространению посланий, и не принимал к этому мер, но такое распространение, напротив, вполне соответствовало его миссионерским планам. В 1-м послании к фессалоникийцам Апостол даже «заклинает» адресатов прочитать это послание «пред всей святой братией» ( 1Сол. 5:27 ), а в послании к колосянам пишет: «когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 ). Здесь, вероятно, разумеется послание к ефесянам, которое, в таком случае, уже тогда вышло из пределов своего прямого назначения, – как окружное. Единственное частное письмо, которое сохранилось от Апостола Павла, – послание к Филимону (πιστολ συστατικ или παραθετικ), – освещает частный случай с точки зрения вечных христианских начал, в духе спасения во Христе на основе христианской веры и любви (ст. 5. 8. 10 и дал.). Притом же случай здесь разумеется типический, ибо рабство было одним из коренных социальных явлений того времени, да и в современном культурном мире оно ещё не отошло в область прошлого… Притом Апостол обращается не к одному Филимону, но и к домашней его церкви (ст. 3), косвенно также и ко всей общине, ибо выражению Апостола «надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (ст. 22), – естественнее придавать смысл общий. Не смотря на свою краткость, послание к Филимону имеет все те же самые составные части, что и другие – обширные – послания 346 347 . Пастырские послания Апостол пишет во имя своего пастырского авторитета (Παλος πστολος – во всех трёх посланиях). Апостол несомненно всегда соединял в своей мысли Тимофея и Тита со всем христианским обществом, порученным их пастырскому водительству. Свои советы и рекомендуемые порядки Апостол преподаёт нередко в общей форме; переходит от единственного ко множественному числу с чрезвычайной лёгкостью ( 2Тим. 4:22 ), а послание к Титу заканчивает словами: «приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами» ( Тит. 3:15 ). Этим уже явно расширялся круг читателей послания, которые в некоторой степени оказывались даже его адресатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Этот древний мир, имеющий разрушиться огнём, явится затем преображённым и обновлённым: как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в шесть дней творения он был приведён в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к ещё более прекрасному и совершеннейшему бытию – «впрочем, мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Ещё пророк Исаия говорил от имени Божия: «вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы, и не приидут на сердце» ( Ис. 65:17 ), и ещё: «новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим» (66:22). Св. апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что «увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет» (21:1). Там будет обитать правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой и правды Божией – справедливость, которой нет на теперешней земле. Это сказано апостолом, несомненно, в утешение верующим, терпящим скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово «правда» можно понимать и в более широком смысле: на этой обновлённой земле начнётся вечноблаженная жизнь людей праведных, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог всё во всём ( 1Кор. 15:28 ). В надежде на это св. апостол убеждает хранить себя неосквернёнными и непорочными (ст. 10–14). «И Господа нашего долготерпение почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания» (ст. 15–16) – как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. апостола Павла и лживо утверждали, что между св. апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии ( Гал. 2:11 ), и перетолковывали это, смущая верующих. Поэтому св. Пётр называет Павла «возлюбленным братом», желая поднять и утвердить его авторитет. Под «неудобо-вразумительностью» поэтому, конечно, надо разуметь не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей, не утверждённых в вере и поэтому извращавших учение св. Павла, о чём и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8 и 2Сол. 2:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010