Изображенный пророком суд Божий, как образ, исполнился во время разрушения Иерусалима римским войском, под начальством полководцев Веспасиана и Тита. Но всемирный суд Божий, предуказанный сим образом, совершится при скончании мира, перед тем великим и страшным днем, в который Господь Иисус во славе приидет судить живых и мертвых. Сам Господь Спаситель второе свое пришествие изображает так: яко же молния исходит от восток, и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческого. – Абие же по скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческого, грядуща на облацых небесных с силою и славою многою ( Мф.24:27.29.30 ). День великий и просвещенный – этот день, как изображает апостол Павел, будет в явлении Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанью, вечной погибели, от лида Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Сол.1: 7–10 ). И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. «И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:28–32 ). Как начинается приведенное Апостолом пророчество утешительным обещанием излияния Духа Божия, так и оканчивается вожделенным обещанием спасения всякому, призывающему имя Господне» т. е. всякому истинно верующему в Иисуса Христа. Слова: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» тоже значат, что сказать: кто верует в Иисуса Христа и последует Божественному Его ученью, тот наследует жизнь вечную. Иисус Христос ту же истину возвещает, говоря: веруяй в Сына, имать живот вечный ( Ин.3:36 ). Также: иже веру иметь и крестится, спасен будет ( Мк.16:16 ). Предложенные в нынешнем апостольском чтении слова Святого апостола Петра, и теперь рассмотренные, составляют вступительную часть первой его проповеди; и последние слова приведенного им пророчества: и будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется, – дают ему повод говорить об Иисусе Христе, распятом от Иудеев, воскресшем, вознесшемся на небо и ниспославшем от Отца Всесвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Источники Богослужения Православной Церкви Согласно с наставлением Ап. Павла: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Сол.2:15 ), источники Богослужения, на основании коих Православная Церковь руководствует членов своих к освящению и единению с Богом, суть Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание Священное Писание есть первый голос Церкви: ибо он выражен первыми ее делателями – Пророками и Апостолами, по внушению Духа Божия. Вторые делатели винограда Божия – святые Отцы – полагают в основание своих слов Богодухновенные слова Писания и ссылаются на оное, как на решительное и непреложное свидетельство истины. «Сущность иерархии нашей, – говорят св. Отцы седьмого Вселенского Собора 10 , – составляют Богопреданные слова, т. е. истинное ведение Божественных Писаний». И не только св. Отцы, но и Сам Господь и Апостолы указывают на Священное Писание , как на главный источник, благочестия и спасения. Исследуйте Писания, говорит Господь Иудеям, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Ап. Иоанн благовествует: сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Ап. Петр пишет: и притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Пет.1:19 ). Ап. Павел говорит Тимофею: притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:15–17 ). Уважение древних Христиан к Священному Писанию было столь велико, что многие из них, по свидетельству Св. Иоанна Златоустог о, носили оное на шее; принимаясь за Священные книги, умывали руки 11 , и завещевали погребать себя с Евангелием. Так был погребен Апостол Варнава 12 . Будучи источником, благочестия и спасения, Писание и в отношении к Богослужению общественному и частному есть начало, на котором основаны священные воспоминания, молитвы, песнопения, обряды и поучения, и которое служит лучшим истолкованием Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Манассия – забвение , без которого трудно быть верным Христу. Симеон – послушание , справедливо оказанное Богу более, нежели человекам. Левий – принятый ; это принятые Господом за священнодостойную жизнь. Иссахар – награда ; за временное житие – сиянье вечной жизни. Завулон – жилище силы или благоухание ; благоухает в очищенных от всякой скверны вселившийся Небесный Царь. Иосиф – приложение , обещанное всем искавшим прежде всего Царства Небесного. Вениамин – сын болезни , или сын дня , или сын денницы ; вероятнее всего, это спасаемые через веру во Христа при кончине мира иудеи, ибо и апостол говорит: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется ( Рим.11:25-26 ). Многие думают, что колено Даново опущено как недостойное, ибо из него произойдет антихрист. Мнение свое они основывают на пророческих словах патриарха Иакова, сказанных им о Дане: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи! ( Быт.49:17-18 ). Из сего колена ожидают человека греха, сына погибели, о котором говорит апостол Павел (см. 2Сол.2:3 ). Ст. 9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Ст. 10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! В видении ста сорока тысяч запечатленных был указан идеал для всякого христианина; в видении же множества спасенных дано утешение всем, кто без ропота и с благодарностью Богу за все переносит житейские скорби. Стояние избранников Господних означает их твердость, постоянство и непоколебимость. Белые одежды знаменуют благодать освящения, полученную в Таинстве Крещения или через покаяние, а также чистоту и невинность, сохраненную ими истинною верою и святостью жития, в котором постоянно пребывали, подражая примеру Агнца, которого видят всегда пред очами своими.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Митрич сидел подавленный, низко свесив на грудь голову, сидел без движения и почти без дум. Перед ним только что разорвали завесу хитро сплетенного заблуждения, завесу заслонившую было от него чистую истину. Глубина пропасти, в которой видел себя, леденила в нем кровь и приводила в ужас. Силантий видя задумчивость своего друга, продолжал: – «Брат Митрич! Отбрось в сторону все вымыслы и познай в родившемся от Девы Творца вселенной; не произноси хулы на Его Пресвятую Матерь!.. Тот Кто силою Своего повеления произвел все видимое и не видимое из небытия: Кто мрак делает Своим покровом; Кто светом одевается как ризою ( Пс. 103:2 ). – Тот, Кто создал человека и уставил закон размножения его. – Тот ли бессилен был найти пути премудрости и способ заимствовать Себе плоть от Девы не по тому закону, какой Он дал тварям? Без этого Он не был бы и Всемогущим! Но Он все может ( Мк. 10:27 ). «Никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того, Он явился на земле, и обращался между людьми» ( Вар. 3:36–38 ). Нуждался ли Он в посторонней помощи при сотворении мира? – Нет, все Им создано и устроено из ничего и Он ли нуждался бы в стороннем чьем бы то ни было вмешательстве, что бы облечься в плоть человека?! Он зачался и родился не по закону тварей, но не постижимым человеческому уму образом!.. Преклонись, дорогой брат, Максим Митрич пред Родившимся бессеменно от Девы, преклонись сердцем и умом пред Необъятным человеческими помыслами, – Господом Иисусом, и не смешивай Его ни с кем другим, а главное откажись от мысли видеть Его плотскими глазами. Он пострадал, умер и воскрес и вознесся на небеса… «Если мы и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем», говорит Ап. Павел ( 2Кор. 5:16 ), ибо цель, для которой «Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ), цель искупления, совершена Спасителем и все Писание о явлении Его видимым образом говорит в будущем времени. Так: «Явится во второй раз» ( Евр. 9:28 ); «Сойдет с неба» ( Деян. 1:11 ; 1Сол. 4:16 ); «Се грядет с облаками»; «Грядущего на облаках» ( Откр. 1:7 ; Мф. 24:30 ); «Пришествие Его приближается» ( Иак. 8 ); «Он придет прославиться во Святых Своих» ( 2Сол. 1:10 ) «и тогда восплачутся все племена земные, увидев Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с славою и силою великою» ( Мф. 24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Мф. 17:11) 684 . Наступление этого дня предвозвещено и другими признаками, не менее разительными и ясными. Беспечность, какая была при Ное перед потопом и во время Лота в Содоме, Гоморре и др. перед истреблением последних посредством серного огненного дождя, будет и перед пришествием этого страшного дня Господня (Срав. Луки 17:26–30 ). Но вместе с тем, не смотря на проповедание Евангелия всем народам ( Мф. 24:14  сн. Рим. 11:26 ), крайнее нечестие будет печальным признаком того времени; особенно же одно какое-то владычественное лицо явится настойчивым противником Христа и оскорбителем всего святого в мире (сн. Дан. 11:36  и дальн. и 2Сол. 2:3  и дал. и др.) 685 . Его поругание над всем святым, в союзе с семенем погибели, достигнет крайней степени своей в осквернении святыни. Это – мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на месте святом (сн. Дан. 9:27  и Мф. 24:15  с парав.). Тогда будет великая скорбь, какая не была от начала мира и до ныне и не будет ( Мф. 24:21 ). И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф. 24:29  сн. Иоиля 2:30–31 и Деян. 2:10–20 ). Тогда явится знамение Сына человеческого на небе и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой (Мф. 24:30 и Дан. 7:13  и дал.). И пошлет Ангелов с трубным звуком и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31 сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15  и дал. срав. Иоил. 2:1  и дал.). При этом трубном звуке прежде всего последует воскресение мертвых, затем – изменение живых в сретение Господа – Судии и Мздовоздаятеля (сн. 1Кор. 15:51–52 ; 1Сол. 4:15–17 срав. Исаии 26:19 и Апок. 20 гл.). Когда же таким образом тленное сие, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой (Исаии 25:8). Смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? ( Осии 13:14  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Однажды преподобному Дионисию Афонскому случилось быть в местечке, называемом Турия, для исповеди тамошних христиан, так как они питали чувство особенного благоговенья и преданности к нему. В числе их был один отъявленный и давний враг сего Божественного таинства, не только никогда не исполнявший этого христианско долга, но и насмехавшийся над всеми, кто исполнение его считал необходимым условием к очищению себя от скверн греховных. Узнав об этом несчастном, преподобный просил, чтобы убедили его придти к нему для беседы. Несчастный послушался. Но вместо того, чтобы с убеждением принять наставление святого старца в рассуждении таинства исповеди, он начал отвергать пред ним силу исповеди, так что преподобный, сильно огорченный демонским его вольномыслием, строго изрек слова святого Апостола Павла: «так как ты развращаешь правые пути Господни и издеваешься над словами моими и над заповедями Христовыми, то вот рука Господня на тебе и гнев без милости на доме твоем: пусть чрез тебя уцеломудрятся и другие!» С этими словами преподобный оставил несчастного и удалился в свою пустыню. Суд Божий не замедлил. Едва только удалился преподобный, беззаконник впал со всем домом своим в недуг, от которого умерло его семейство, а сам он остался в жалком и страдальческом положении. Тогда некоторые из сродников его возвестили о нем святому, и убедительно просили его придти и оказать помощь несчастному. Сострадательный старец не отрекся: он отправился в селение, но прежде нежели прибыл к больному, – этот испустил дух без христианского напутствия. Преподобный горько жалел о таком событии (Аф. Пат. ч. 2, стр. 48–49). Итак, не ужасающиеся относиться с насмешкою к великим истинам церкви, не льстите себя суетною надеждою, что все ничего, все пройдет. Нет не пройдет, а придет время, когда скажете горам: падите на нас, и холмам – покройте нас ( Лк.23:30 ), но будет уже поздно. Ибо правда Божия, по слову Апостола, в пламенеющем огне совершит отмщение... непокорящимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших ( 2Сол.1, 8–10 ). Аминь. 40. Должно искать общения с благочестивыми

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Он говорит: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене ( Дан.7:23 ). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами-следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорит Даниил: и клятся живущим во веки, яко время и во времена и в пол времене ( Дан.12:7 ). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: дни тысяща двести девятьдесят (11); и сии: блажен терпяй и доститувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (12). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). 17. Кто же тот блаженный человек, который из благочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх и обольщение, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя ( Мф.24:24 ). Да не придет тогда на сердце чье либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою же силою действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему. Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: и сего ради послет им Бог действо льсти. ( 2Сол.12:11). Послет, значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? Не веровавшии бяху истине (12), — то есть, истинному Христу; но благоволившии в неправде, то есть, в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпиние, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно Пророкам Его и Апостолам, чтобы они за кратковременный страдания наследовали вечное царство небесное, как говорит Даниил: и в то время спасутся люди Твои вси, обретшиеся вписани в книзи ( Дан.12:1 ); явно, что в книге жизни: и мнози от спящих в земной персти востанут, сии в жизнь вечную, а сии во укоризну и в стыдение вечное (2).

http://azbyka.ru/apokalipsis/oglasitelno...

Очи Господни на праведные, и уши его в молитве их: лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли помять их. Воззваша праведнии и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их ( Пс. 33:16–19 ). Милость Господня от века и до века на боящихся его: и правда его на сынех сынов, хранящих завет его, и помнящих заповеди Его творити я ( Пс.102:17–18 ). И апостол Павел говорит «знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» ( Рим. 8:28 ). Промышляя в частности о человеке, Господь промышляет вообще о всем роде человеческом. Он устрояет царства, возвышает или смиряет народы. Сам поставляет царей над народами. Владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет дастъ е ( Дан.4:22,29 ), той поставляет цари и преставляет ( Дан.2:21 ), говорится в слове Божием. Итак, по свидетельству слова Божия, Бог, сотворивши мир, не оставил его, а продолжает заботиться о нем, дает жизнь и все необходимое для жизни тварям и человеку. Однако, братие, этот промысл Божий о человеке не дает права ленивым людям ничего не делать для своего сохранения. Сам Бог в четвертой заповеди говорит: шесть дней делай и сотвори в них вся дела твоя. Апостол Павел завещал пастве своей, говоря: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Слышим, что некоторые у вас поступают безчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» ( 2Сол. 3:10–12 ). Точно также и народная мудрость выразила необходимость труда при надежде на Бога в известной пословице: «на Бога надейся, а сам не плошай». Каждого из нас Господь одарил различными силами и способностями. Это есть дело промысла Божия. Господь наделил ими нас для того, чтобы мы употребляли их в пользе своей и ближних своих и в славе Создателя и Промыслителя нашего. Исполняющий трудолюбиво и свято дело свое, какое бы оно ни было, содействует таким образом промыслу Божию. – С другой стороны, братие, надеясь на промысл Божий, мы не должны подвергать себя намеренно и безрассудно каким-либо опасностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Пойди к муравью, ленивец, – говорит Премудрый, – посмотри на действие его, и будь мудрым». (Пр. 6:6). От трудов наших зависит благосостояние и наших близких. Бедность, нужда, нищенство – это последствия праздности. «Доколе ты, ленивец, будешь спать? – говорит тот же премудрый сын Давида. – Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, посидишь. И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник». (9–11) 5 Труд есть охранитель внутреннего благосостояния души. Труд был в раю; хотя прародители ни в чем не нуждались, но должны были возделывать и хранить рай, потому что праздность учит многому худому. ( Сир. 33:28 ) 6 . После грехопадения труд приобрел особое значение – наказания за грех, и в смиренном понесении этого бремени открыто людям средство к умилостивлению Бога Судии. Святые подают нам пример трудолюбия. «Трудимся, работая своими руками», – говорит о себе и своих сподвижниках св. Апостол Павел. ( 1Кор.4:12 ). «Ни у кого не ели хлеба даром, – пишет он к Солунянам, – но занимались трудом и работою день и ночь, чтобы не обременить никого из вас. Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания вам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, то и не ешь». ( 2Сол. 3:8–10 ). О пятой заповеди Какие особенные должности предписывает пятая заповедь в отношении к родителям, под общим наименованием почитания их? 1) Почтительно обходиться с ними. 2) Повиноваться им. 3) Питать и покоить их во время болезни и старости. 4) После их смерти, равно как и при жизни их, молиться о спасении душ их, и верно исполнять завещания их, не противные закону Божию и гражданскому. В чем может выражаться непочтение к родителям? В непослушании им, в противоречиях и грубых ответах, в желании приобрести независимость от их власти, в скрытности пред ними, в забвении долга молиться о них, в неисполнении их завещаний, в порицании их памяти. Как должно судить о тяжести греха непочтения к родителям? Как легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, так тяжек грех непочтения к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Посему Даниил еще говорит: и святое место будет опустошено: и грех дан в жертву, и правда повержена на землю, и он сделал и хорошо успел (Дан.13:12,23). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: и в последнее время царства их восстанет царь, весьма бесстыжий лицом и разумеющий темные вопросы; сила его велика и удивительна, и он разрушит, устроит и сделает, и истребит сильных и народ святый; и ярмо его будет, как цепь золотая вокруг шеи: коварство в его руке, и он возвеличится в сердце своем и коварством своим погубит многих, и станет на пагубу многим, и разобьет рукою, как яйцо. Затем означает и время его тиранства, в которое призваны будут святые, приносящие Богу чистую жертву: и в полседмицы-говорит-уничтожится жертва и возлияние, и будет в храме мерзость запустения, и до окончания времени будет полное запустение (Дан.11:27); полседмица же означает три года и шесть месяцев. Из всего этого открываются не только подробности богоотступничества и дела того, кто восстановит в себе все диавольское заблуждение, но и то, что один и тот же Бог-Отец, возвещенный пророками и открытый Христом. Ибо если Господь подтвердил пророчества Даниила о конце, говоря: когда у видите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом; ангел же Гавриил изъяснил Даниилу видения, а он есть архангел Творца мира, благовестивший Марии видимое пришествие и воплощение Христа, - то очевидно оказывается, что один и тот же Бог, пославший пророков и обещавший Сына и призвавший нас к познанию Своему. Поелику в этом мире некоторые приходят к свету и чрез веру соединяются с Богом, а другие уклоняются от света и сами отделяются от Бога, то Слово Божие приходит и всем приготовляет приличное жилище, - тем, которые находятся в свете, чтобы наслаждались им и его благами, а тем, которые во тьме, чтобы терпели ее бедствия. И поэтому он говорит, что сущие по правую сторону призываются в царство Отца, а тех, которые по левую сторону, Он пошлет в огнь вечный, ибо они сами себя лишили всех благ. И поэтому апостол говорит: за то, что они не приняли любви Божией для своего спасения, за сие и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверующие истине, но возлюбившие неправду (2Сол.2:10-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/675/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010