Ну а пока наша задача – разглядеть, кто тот таинственный «соперник», от которого надо успеть освободиться, «чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу». А то мы все не от того, от кого надо, хотим избавиться. Чуть кто нарушит наш покой, наступит на ногу, сразу кричим: «антихрист»! Чуть Господь стеснит наш путь, чтобы помочь спастись, мы сразу: «последние времена»! А на самом деле «антихрист», это – всякий день, проведенный в покое и расслаблении. Потому что подрывает и веру, и силу, и мудрость, и все меньше оставляет надежды, что сможем «распознать» и достойно пройти сквозь действительно последние грядущие времена Четверг. О бедах и о грехах Лк.13:1–9 2Сол.2:13–3:5 Однажды Господь Иисус Христос со Своими учениками проходил мимо слепорожденного, сидящего при дороге ( Ин.9:1–3 ). Наверное, этот человек имел такой жалкий вид, что ученики захотели узнать причину: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым»? Тут не простое любопытство, но сокровенное желание самим избежать такой беды. Вообще человеку свойственно искать закономерности, чтобы увереннее идти по жизни. Так, при виде всякого несчастья, всякой страшной смерти, очень хочется найти видимую причину, чтобы ее обойти. И в то же время хочется оправдать случившееся, успокоить себя, мол, по грехам этот человек получил заслуженное. Со мною же это не случится, потому что я не такой. Нам все хочется заключить в простую формулу. Почему «четыре»? А потому что здесь «два умножено на два». Сегодня тоже узнаем о двух несчастьях. Понтий Пилат жестоко казнил нескольких Галилеян. А в Иерусалиме обрушилась Силоамская башня. Не дожидаясь обычных вопросов, Господь сказал: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала Силоамская башня и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете». И на вопрос о слепорожденном Господь ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Здесь, на земле, мы просим друг друга молиться за нас. Почему же нельзя просить об этом святых Ангелов и угодников Божиих, связанных с нами любовью о Господе! «Много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ); «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Если бы святые угодники на небе перестали молиться о живущих не земле, это значило бы, что они перестали любить людей, ибо молитва есть выражение любви. Это значило бы, что они уже не пребывают в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Но такое невозможно и предположить! А так как они желают молиться за нас, то как нам не просить их об этом? Обращаясь к ним с молитвой, мы просим их быть нашими заступниками и ходатаями пред Богом. Ведь они предстоят перед Ним, они рядом, а мы далеко, и через них мы просим Бога о милости. Мы знаем, что Святые могут помочь нам не сами по себе, а только своими молитвами за нас. Потому и молитва наша к Богу отличается от молитвы к святым угодникам. К Богу мы взываем: «помилуй...», «спаси...», а к святым: «Моли Бога о нас». Такой молитвой мы нисколько не умаляем славу Божию, как считают протестанты. Напротив, сознавая свое недостоинство, свою греховную нечистоту, мы Не дерзаем взывать прямо к Творцу, Который по нашим грехам часто не исполняет наших просьб. «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу» ( Ис.1:15 ). Мы обращаемся к Его друзьям, надеясь на их заступничество и помощь. Таким образом, единственное искупительное ходатайство Христа за нас перед Богом не исключает, а, наоборот, предполагает молитвенное ходатайство святых Ангелов и угодников Божиих. Христос есть Ходатай, не требующий Себе других ходатаев. Святые же и на земле нуждались в Его ходатайстве и нуждаются в нем на небе. Христос – Ходатай по Своей природе, а Святые – по благодати. Они просят и молят за нас Бога не в свое имя, а во имя Христа, от Которого и получают силу. Если согласиться с протестантами, считающими, что у нас есть лишь один Ходатай и Молитвенник – Господь Иисус Христос, то как тогда понимать слова апостола Павла, который постоянно просил чад своих молиться за него: «...умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу»? ( Рим.15:30 ; см. также Еф.6:19 ; Кол.4:3 ; Евр.13:18 ). Апостолы убеждали христиан молиться друг за друга: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ); они и сами всегда молились за людей: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих...» ( Еф.1:16 ; см. также Флп.1:34 ; 2Сол.1:11 ). В Священном Писании немало и других примеров ходатайства за людей пред Богом святых Ангелов и угодников Божиих. Так пророк Захария видел Ангела, молившегося за народ иудейский ( Зах.1:12–13 ). В книге Маккавейской читаем, как святой праведник Ония молился за весь народ иудейский после своей смерти ( 2Мак.15:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

ст. 9: Свидетель мне в том Бог , коему я служу духом моим, благовествуя о Сыне Его, что я беспрестанно о вас воспоминаю: 13 ст. 10: Всегда в молитвах моих моляся, когда бы-то благоволил Бог , чтоб я успел прибыть к вам. ст. 11: Ибо желаю я(пришедши) видеть вас, чтоб преподат вам некое духовное дарование к утверждению вашему; 2Сол. 3:2 . ст. 12: Яснве сказать; дабы и мне в вас утешиться общею верою и вашею и моею. 14 ст. 13. Не хочу притом, оставить вас в неведении, братие, что я многократно намеревался прийти к вам; но воспрепятствован был доселе (а намеревался я прийти для того) дабы некоторый плод (духовный) получить мне и у вас, как и у прочих народов. ст: 14. И грекам, и варварам, 15 и мудрым, и неразумным, одолжаюсь (проповедовать веру). Страбона кн. 14 и Фукидид кн. 1. ст. 15. И потому, что касается до моего усердия, готов благовествовать и вам сущим в Риме. C осмеянием ли, со презрением ли принято будет в Риме мое благовестие о Христе претерпевшем распятие? нет мне до того нужды! ст. 16. Ибо я не стыжуся благовествования о Христе; так как оно есть сила Божия, действующая во спасение всякому верующему, и во первых Иудею и Эллину. 2Тим.1:12 . ст. 17. Правда бо Божия в оном (благовестии) открывается от веры в веру; 16 Евр.11:7 и Гал.3:11 ; Авв. 2:4 . Так как написано: праведник верою жив будет (спасется). ст. 18. Напротив того, открывается с неба гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде. 17 ст. 19. Так как то, что о Боге 18 разуметь можно, явно есть в них; ибо Бог (то) явил им. γνωςν если возможно разуметь. ст. 20. Поскольку невидимые Его от созданиия мира, (совершенства), через помышление человеческое о видимых тварях, делаются видимыми; как-то всегдасущая сила Его и Божество; а по сему те (нечестивцы) остаются безответными. 19 ст. 21. Понеже и познавши (они) Бога, но не почтили или не возблагодарили Его так, как Бога почитать и благодарить достоит; но развратились в мыслях своих, и омрачилось неразумное их сердце. ст. 22. Называяся мудрыми, обезумели. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Свои письма Павел обычно диктовал секретарю. В Рим.16:22  секретарь добавляет приветствие от себя, и мы узнаем, что его зовут Тертий. Можно представить себе, как Тертий или другой секретарь сидит и записывает Павловы слова, а сам апостол ходит взад и вперед по комнате. Без сомнения, Павел жестикулировал, говорил то быстрее, то медленнее, по мере того как формулировал свою мысль. Читая его письма, интересно строить догадки, где апостол делал паузы, где – большой перерыв (скажем, чтобы возобновить диктовку на следующий день). Этим можно объяснить, например, неожиданный разрыв в рассуждениях после Флп.3:1 . В античности профессиональные секретари пользовались одной из систем греческой скорописи. Естественно, что впоследствии такую скоропись требовалось транскрибировать в обычный греческий шрифт. Поразительно, сколь тщательно Павел редактировал окончательный текст. В конце каждого послания он любил добавлять одно-два предложения, написав их собственноручно – в знак искренности и особой симпатии ( 1Кор.16:21 ; Кол.4:18 : 2Сол.3:17 ). Не исключено, что Павел, по тогдашнему обыкновению, переписывал копию готового письма в отдельную записную книжку, чтобы иметь возможность справляться с текстом, сочиняя последующие послания. Это помогает объяснить, например, определенное сходство идей и фразеологии в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Интересно, заглядывал ли Павел в книгу, когда цитировал Ветхий Завет, или же полагался на свою память? Судя по свободе, с которой он цитирует, адаптирует и сочетает тексты, можно предположить, что обычно он именно полагался на память. Цитаты из еврейского текста крайне редки; большей частью Павел следовал Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета). В античности не существовало почты в нашем понимании. Когда-то император Август учредил в Римской империи такого рода службу (cursus publicus), но она занималась официальной корреспонденцией, и частным лицам позволяли ею пользоваться лишь в исключительных случаях. Поэтому авторам личных писем приходилось полагаться на путешествующих друзей или специальных посланцев. Представим, какая буря эмоций охватывала друзей апостола из основанной им общины, когда к ним Прибывал такой посланник! Представим, как звучали впервые слова письма, когда их зачитывал глава общины: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор.13:1 ); «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по своему благоволению» ( Флп.2:12–13 ). Мы можем быть уверены: такое письмо берегли в архивах маленькой общины и регулярно перечитывали перед собранием. Очевидно, Павел хотел, чтобы адресаты делали копии с посланий и передавали копии другим общинам. Так, в заключение своего письма колосской церкви он говорит: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Этим завершается картина о саранче. Вслед за полчищами демонов выступает их предводитель «вельзевул, князь бесовский» ( Лк. 11:15 ), сатана. То, что сатана действительно был, как и прочие демоны, заключен в бездну, мы видим в 20,3, где описано, что Христос «низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать». В кончину же века сатана со всеми своими полчищами демонов будет выпущен из бездны. Дьявол, этот ангел бездны (царь саранчи), найдет себе тогда в лице антихриста достойного выразителя своей злобы и сделает его сыном погибели ( 2Сол. 2:3 ) и даст ему силу свою (13,2) и великую власть. Здесь мы видим также, что и среди демонов есть разные чины. Демоны – падшие ангелы, и из какого лика отпали от Бога, в таком лике пребывают и в преисподней. Так и апостол перечисляет среди них начальства, власти, мироправителей ( Еф. 6:12 ). Здесь же мы видим ангела бездны , царя, князя бесовского. Это – падший херувим и царь преисподней. Имя этому ангелу по-еврейски Аваддон . Еврейское слово «аваддон» непосредственно означает «гибель». Со временем оно сделалось названием места гибели и истребления, царства смерти. А так как дьявол «имеет державу смерти», является виновником смерти, «человекоубийца от начала» ( Иов. 26:6; 28:22 ; Притч. 15:11; 27:20 ; Евр. 2:14 ; Ин. 8:44 ), то он, являясь олицетворением гибели и смерти, потому и назван здесь: Аваддон, то есть губитель. И справедливо, ибо он губит всех, покоряющихся ему. То же самое означает и его греческое имя: Аполлион – губитель. Откр.9:12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя. Кончились бедствия пятого трубного гласа (первое горе) – идут еще два горя на вселенную (шестой и седьмой трубный гласы). Либо нужно думать, что действительно будет смена одного горя другим. Либо, что более вероятно, это только смена видений, явленных Иоанну, а реально это все просто описания великой скорби в кончину века. Шестой трубный глас. Второе горе. Об ангелах при Евфрате и конном воинстве Откр.9:13 Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

говорится, что всякий из многих обольстителей, не исповедующих И. Христа, пришедшего во плоти, есть противник Христу; об Антихристе, последнем враге церкви Христовой на земле, здесь нет и речи. (См. прим. к 2Иоан. 7 ). Д) Наконец следующий 19-й ст., по отношению его к общеапостольской проповеди об Антихристе, прямо разграничивает лжеучителей в христианской церкви от последнего врага Христа. і. насъ изыдоша, но не бъша насъ: аще бы насъ были, пребыли уб быша съ нами: но да втс, к не сть вс насъ. (Второз. 13, 13. Дян. 20, 30. 1Кор. 11, 19 ). 19. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами: но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. 19 . Они вышли от нас: обратив внимание читателей на известное им точное апостольское учение об Антихристе, Иоанн объясняет теперь – кого он разумеет под явившимися уже антихристами, показывая главное отличие их от того, предвестниками которого служат они. – Читатели послания из Евангелия Иоанна, Апокалипсиса его, из послания Павла к Солунянам и устной проповеди Апостолов, конечно согласной ( 2Сол. 2, 5 ), знали (см. в прим. к 18 ст. указ, места Ев. Иоан., Апок. и 2 Сол.), что Антихрист, как враг Бога, церкви Его и всего мира Его, придет в свое имя, не называя себя пред людьми посланным от Бога, как Христос, а самим Богом; что к принятию его в мире как Бога будет приготовлять род человеческий предтеча его, в противоположность бывшего предтечи истинного Бога; что это будет последняя. особенно приготовленная, открытая борьба против Бога исконного врага Его – духа тьмы, и потому самое явление Антихриста будет по действию сатаны, так что не Антихрист собственно, как человек только, будет в мире, а сам дух злобы против Бога в нем. Поразив Антихриста, Господь истребит исконного врага своего – поразит диавола: скованный змий древний, которому должно быт освобожденным на малое время, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель. «Сей зверь (Антихрист) сатана есть, иже убиен бысть крестом Христовым; паки при кончине оживет, действуя знаменьми и дивесамн прелестными» (Андр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

С другой стороны, как я часто напоминаю вам, любое чудо – это костыль для сомневающегося человека. Сказано: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин.10:38 ). Но мы верим Христу именно не потому, что Он убедил нас каскадом чудес, но потому, что мы возлюбили Его любовью, о которой сказано, что любовь «всему верит» ( 1Кор.13:7 ). И есть опасность, что те, которые гоняются за чудесами, они добегаются… О пришествии антихриста апостол Павел писал, что оно, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Сол.2:9–12 ). «Мы неуклонно приближаемся ко времени , – предупреждал святитель Игнатий (Брянчанинов) , – когда откроется широкое поприще для многочисленных ложных чудес, чтобы привлечь к погибели тех несчастных потомков плотского мудрования, которые будут соблазнены и совращены ложными чудесами » 206 . В Книге Откровения Иоанна Богослова мы находим такие слова: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал…» ( Откр.13:15 ). То есть будет некая говорящая икона (образ) зверя, которая будет повелевать и командовать людьми. И с экрана (поверхности) этого образа зверь будет не только говорить, но и действовать, то есть двигаться. Старец Паисий Святогорец писал о так называемых «чудесах науки»: «Современные технические средства все развиваются и развиваются – без конца. Они развиваются быстрее, чем человеческий ум, потому что в их развитии помогает диавол. В старину, не имея всех этих средств, всех этих телефонов, факсов, всей этой кучи приспособлений, люди имели тишину и простоту. А сейчас из-за машин люди посходили с ума. От многих удобств они мучаются, их душит тревога» 207 . И действительно, средства массовой информации не приносят тишину и умиротворение в наши дома. Напротив! Все эти говорящие с экранов головы, видеоряд новостей и навязчивая реклама своей эклектичностью (смешанностью) образов, событий и информационных прорывов оглушают наше тихое и не крикливое русское самосознание, разрывают его и повергают в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слова от создания мира должно относить не к словам агнца закланного , но к словам имена которых не написаны в книге жизни . В русском переводе неправильно поставлена запятая перед словом «закланного». Здесь апостол Иоанн говорит о том предопределении святых к жизни, о котором говорит и Сам Спаситель: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). И как пишет апостол Павел: «Он (Бог – Г. Ф.) избрал нас в Нем (во Христе – Г. Ф.) прежде создания мира» ( Еф. 1:4 ). Откр.13:9 Кто имеет ухо, да слышит. Описав все это и намереваясь еще описывать ужас последнего времени, Иоанн призывает своих читателей: Кто имеет ухо, да слышит. Это обычное для Евангелия и Апокалипсиса воззвание к бдительности, внимательности, и самоконтролю ( Мф. 11:15; 13:9 ; Лк. 8:8 ). Как мало в наше время имеющих уши, чтобы слышать, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» ( Мф. 13:15 ). Откр.13:10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. Призвав внимать этим Божественным словам, Иоанн указывает на воздаяние: кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Этот закон справедлив во все времена. Совершающий насилие сам будет повержен. Что причинил другим, то и обратится на тебя, «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Особенно эти слова исполнятся на самом антихристе. Как он пленит всех неугодных себе, так будет и сам навечно лишен свободы и ввержен в плен геенны огненной (19,20). Как он будет уничтожать и разрушать мечом, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, когда его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол. 2:8 ). Здесь терпение и вера святых. Этими словами Иоанн показывает, что здесь на земле во время великой скорби антихристовой святым необходимы будут для спасения особенные терпение и вера. Без них в благоприятное время не спасешься, а тем более в такое тяжелое.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

зі. Вска неправда грхъ есть, и есть грхъ не къ смерти. (3, 4). 17 . Чтобы верующие, узнав о грехах не смертных, не стали относиться к ним равнодушно и не ослабевали бы в строгом следовании предписаниям закона Божия, Апостол прибавляет, что все несогласное с правдою, все противное долгу есть преступление закона, оскорбляющее Бога, – грех, или вина пред Богом, достойная наказания. Только по влиянию своему на духовные силы человека грехи не одинаковы. – есть грехи не причиняющие человеку смерти духовной. иі. Вмы, к вскъ рожденный Бга, не согршаетъ: но рожденный Бга, блюдетъ себ, и лкавый не прикасаетс ем. (2, 13. 3. 9. 12. Іуд. 21. 2Сол. 3, 3 ). і. Вмы к Бга есмы, и міръ весь во зл лежитъ. (4, 4 и д. Гал. 1, 4 ). к. Вмы же, к Снъ Бжїй прїиде, и далъ есть намъ [свтъ и] размъ, да познаемъ Бга истиннаго, и да бдемъ во истиннмъ Сн ег Іис Хрт. сей есть истинный Бгъ и животъ вчный. (1, 2. Іоан. 5, 26. 17, 3. 20. 28. Апок. 3, 7 . Римл. 9, 5 ). 18. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. 19. Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле. 20. Знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. 18–20. Эти три стиха, начинающиеся словами мы знаем, составляют заключение послания. Апостол начертывает в памяти читателя три главные положения. раскрытые им в послании: а) о высоком нравственном достоинстве рожденных от Бога (18), в) о совершенной противоположности мира людям не от мира сего (19) и с) о таинственном обращении с Богом верующих во И. Христа – истинного Сына Божия (20) К 18-му ст. см. примеч 3, 6. 9. К 19-му примеч. 2, 15–17. 3, 8. 10. К 20-му ст. прим. 2, 23. 24. 4. 9–12. 14–16. – Свет и разум: в подл, (δινοιαν) – слово, означающее не самое разумение, а способность и силу разумения. – Сей есть истинный Бог и жизнь вечная, т. е. И. Христос. Которого Иоанн Богослов в самом начале послания своего назвал Вечною Жизнию – 1, 2–3. (Ср. Вас. Вел.) (32).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010