Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Покаяние Покаяние а) заповедано Богом: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться ( Деян.17:30 ). Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное ( Мф.4:17 ). Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и твори прежние дела ( Откр.2:5 ); б) необходимо для спасения: Господь долго терпит нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию ( 2Петр.3:9 ). Господь пришел призвать грешников к покаянию: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ). Как и когда Иисус Христос установил таинство покаяния? Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного, и что свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). [То же сказано и прочим апостолам] ( Мф.18:18 ). Сказав сие, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Примечание. Итак, пока Господь был на земле с людьми, Он Сам прощал кающихся грешников ( Мф.9:2 ; Лк.7:47 ). Но, пред вознесением Своим на небо, эту власть – прощать грехи кающемуся – оставил на земле апостолам и преемникам их. Апостолы действительно пользовались этою властью и разрешали от грехов: А кого вы в чем прощаете, того и я, ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова ( 2Кор.2:10 ). [Это сказано о кровосмеснике.] Его [Иисуса Христа] возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов… Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается вам прощение грехов именем Его ( Деян.5:31 ; Деян.13:39 ; Деян.10:43 ). Примечание. Отсюда ясно, что как апостолы, так и преемники их разрешают грехи кающихся не от себя и не своею силою, но от лица Христова и именем Его. Христиане первенствующей церкви ходили к апостолам на исповедь: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян.19:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 7. О благодати Христа как отдельного человека Теперь мы должны рассмотреть то, что было принято Сыном Божиим совместно с человеческой природой: во-первых, то, что относится к совершенству; во-вторых, то, что относится к изъяну. Первое исследование будет трояким: во-первых, [будет рассмотрена] благодать Христа; во-вторых, Его знание; в-третьих, Его сила. Относительно Его благодати нам предстоит рассмотреть две вещи: во-первых, Его благодать как отдельного человека; во-вторых, Его благодать как Главы Церкви. Что же касается благодати соединения, то она была исследована нами выше (2). Под первым заглавием наличествует тринадцать пунктов: 1) наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку; 2) были ли у Христа добродетели; 3) была ли у Него вера; 4) была ли у Него надежда; 5) наличествовали ли в Христе дары; 6) наличествовал ли в Христе дар страха; 7) наличествовали ли в Христе какие-либо благодатные дары; 8) обладал ли Христос [даром] пророчества; 9) была ли в Нем полнота благодати; 10) была ли эта полнота присущей Христу; 11) была ли благодать Христова бесконечной; 12) могла ли она возрастать; 13) как эта благодать соотносилась с соединением. Раздел 1 Наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в принятой Словом душе не было никакой благодати по навыку В самом деле, благодать есть некоторая причастность разумной твари Божеству, согласно сказанному [в Писании]: «...которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского Естества» ( 2Петр. 1,4 ). Но Христос является Богом поистине, не по причастности. Следовательно, в Нем не было никакой благодати по навыку. Возражение 2. Далее, благодать необходима человеку для того, чтобы его деятельность была благоуспешной, согласно сказанному [в Писании]: «Я более всех их потрудился (не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною)» ( 1Кор. 15, 10 ), а еще для того, чтобы он мог достичь вечной жизни, согласно сказанному [в Писании]: «Благодать Божия – жизнь вечная» 113 ( Рим. 6, 23 ). Но наследование жизни вечной приличествовало Христу уже только потому, что Он – природный Сын Божий, а поскольку Он – Слово, через Которого все начало быть ( Ин. 1, 3 ), то Его деятельность не могла не быть благоуспешной. Следовательно, Его человеческая природа не нуждалась ни в какой иной благодати помимо благодати соединения со Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

1) Прежде всего мухаммеданство отлично от христианства учит об источнике вдохновения пророков. Веруя в Бога Триединого, христианство исповедует, что пророки были вдохновляемы Духом Божиим, третьим Лицом Божественной Троицы 566 . Мухаммеданство, не признавая троичности лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве ангела Гавриила, 567 в представлении о котором еще сам Мухаммед смешал два христианских понятия: понятие о св. Духе, третьем Лице Пресвятой Троицы, глаголавшем через пророков и понятие об архангеле Гаврииле, посылаемом иногда Богом для возвещения людям воли Божией. «Мухаммед слышал от людей, знающих Писания, от евреев, говоривших с Мухаммедом о Боге словами закона и пророков и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их ( 1Кор. 2:14 ); христианам же смысл их вполне известен (2, 12). В словах Корана, что дух святой сообщал Мухаммеду откровение Божие, чутко чувствуется, что Мухаммед хотел говорить о себе словами, какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки ( 2Петр. 1. 21 . Ефес. 3, 4, 5 , Псал. 50, 13 . Иезек. 11. 24. 37, 1). В словах Корана, что учение низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мухаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил ( Дан. 9, 21. 22. 8, 15–19 . Лук. 1, 11. 19. 26. 23 ). В словах Корана, что Бог подкреплял Иисуса Христа духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исаии (61, 1. 42, 1), которых осуществление на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4, 17–22 . Матф. 12,17. 18. 21 ) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4, 24 ), что Дух святой есть Господь (2 Коринф. 3, 17), что Дух святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего» ( Лук. 1, 35 . Деян. 10, 38. 2, 22 ) 568 . Таким образом, мухаммеданство очень существенно отличается от христианства, когда утверждает, что единственным посредником между Богом и пророками был ангел Гавриил, который предпочтительно пред другими ангелами являлся разным пророкам. Из священных книг ветхого и нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. Так христиане знают, что пророки получали вдохновение во сне или в видении 569 , посредством символов 570 , посредством голоса Божия 571 и вообще многоразлично 572 , смотря по тому, какой способ вдохновения был более сообразен с обстоятельствами, окружавшими пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя Предисловие Евангелия Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16 . 1Иоан. 1. 2. 3 ): б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4 ). 31– . . . . —31— –31. 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство. Оно было в начале у Бога. 2. Его действия. Творчество и Промысл. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его. 3. Его Предтеча. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете. 4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире. а) До пришествия в мир. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал. б) По пришествии в мир. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими, Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Часть первая. Обличение лжеучения русских сектантов–рационалистов на основании св. Писания и св. Предания Церкви О священном предании «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим»  ( 2Фес. 2:15 )                         Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога? Мы научаемся истинной вере в Бога из двух источников богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется вся видимая сотворенная Богом природа: небо и земля, солнце, луна и звезды, моря, реки и леса, животные и растения, словом, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога: «Небеса, говорит псалмопевец, проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание» ( Пс. 18:2–3 . Еще: 49; 6:88; 6:96; 6). И св. апостол Павел говорит об язычниках: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:19–20 ). Но естественное откровение далеко не достаточно для полноты богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно–телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце; действительным и совершенно непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда не люди слабыми силами ума своего стараются познать всемогущего и непостижимого Бога, а Сам Бог , по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю через избранных Им святых мужей. Избранные Богом святые мужи двояким способом объявляли людям Его волю: или устно или письменно. Первый, устный, способ передачи воли Божией называется священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих, второй способ, письменный именуется священным Писанием, тоже в отличие от обычных писаний человеческих. В Ветхом Завете существовало два источника научения людей вере в Бога: св. Предание и св. Писание, то и другое суть откровение божественное, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ; 1Петр. 1:10–12 ). Подобными же двумя способами, т. е. устно и письменно, научались люди вере в Бога и в Новом Завете: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 13:1–2 ), а потом – и через учеников Его, св. Апостолов. Но Христос учил людей только устно, а св. Апостолы – устно и письменно, но устно – несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В.М. Скворцов Генри Друммонд и Лев Толстой. (Значение церковных обрядов в религиозной жизни христианина). Мирянин Генри Друммонд – профессор естественных наук Глазговского университета (в Англии). Немногие, вероятно, слыхали это имя и мало кто знаком с его религиозно-нравственными воззрениями. А между тем они таковы, что именно в настоящее время всего уместнее вспомнить о них. Друммонд, как сказано выше, профессор и в будни читает лекции по физике, а по воскресеньям ведет беседы со студентами на нравственные и религиозные темы. Эти его беседы в Англии пользуются громадною популярностью и, будучи отпечатаны, разошлись в 900 тысячах экземпляров. Нашелся добрый человек (С. Долгов), перевел их и на русский язык под заглавием «Самое великое в мире». Брошюрка не большая по объему, но по внутреннему содержанию заслуживает того, чтобы о ней вспомнить, особенно в настоящее время религиозного шатания (книга издана в 1893 г.). Как это ни покажется странным, однако это факт, что Друммонд, хотя иноверец, но многим православным не лишне поучиться у него, «как подобает в дому Божии жити», и особенно тем, которые думают, что они всех и все превзошли и не нуждаются ни в каких наставлениях и пособиях. Это люди, о которых сказал еще апостол Павел: «самолюбцы, величавы, горды, хульницы, предатели, напыщени, имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся» ( 2Тим.3:2–5 ). Но не для таковых пишется сие, а ради тех, которых они могут уловить в «преумножении льстивых словес», – «для душ не утвержденных» ( 2Петр. 2 гл.). В последнее время мы читаем и слышим, что не нужна нам церковная служба, не нужна нам молитва и всякое внешнее выражение одушевляющих нас религиозных чувств, ибо религия христианская есть нечто «отвлеченное». Послушаем, что по этому поводу говорит Друммонд, не богослов, а профессор-естественник. «Религия христианская, говорит он, не есть нечто случайное, загадочное и отвлеченное. Это нечто совершенно последовательное и приобщается нам согласно естественным законам. Никто, проводящий жизнь во сне, не может сделаться истинным христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

О священном Предании «Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2: 15 ). Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога? Мы научаемся истинной вере в Бога из двух источников богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия. Под естественным откровением разумеется вся видимая сотворенная Богом природа: небо и земля, солнце, луна и звезды, моря, реки и леса, животные и растения, словом, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога: «Небеса, говорит псалмопевец, проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание“ ( Пс. 18: 2–3 . Еще: 49: 6. 88: 6. 96: 6.). И св. апостол Павел говорит об язычниках: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны“ ( Рим. 1: 19–20 ). Но естественное откровение далеко .не достаточно для полноты богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце; действительным и совершенно непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда нелюди слабыми силами ума своего стараются познать всемогущего и непостижимого Бога, а Сам Бог , по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю чрез избранных Им святых мужей. Избранные Богом святые мужи двояким способом объявляли людям Его волю: или устно или письменно. Первый, устный, способ передачи воли Божией называется священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих, второй способ, письменный, именуется священным Писанием, тоже в отличие от обычных писаний человеческих. В Ветхом Завете существовало два источника научения людей вере в Бога: св. Предание и св. Писание, то и другое суть откровение божественное, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым“ ( 2Петр. 1: 21 . Еще: 1Петр. 1: 10–12 ). Подобными же двумя способами, т. е. устно и письменно, научались люди вере в Бога и в Новом Завете: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне“ ( Евр. 13: 1–2 ), а потом – и чрез учеников Его, св. Апостолов. Но Христос учил людей только устно, а св. Апостолы – устно и письменно, но устно – несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Скачать epub pdf Через сорок дней после Пасхи в Церкви вспоминают Вознесение Господне. Праздник этот всегда приходится на четверг, и потому проходит почти незаметно. А жаль, он очень поучительный. Особенно хороша икона Вознесения. Я помню ее с детства! Христос в сиянии славы восседает на небесном своде, как на троне. Всё пронизано дивным, благодатным светом. На ликах ангелов, Божией Матери и апостолов изумление и торжество. Нет ощущения расставания. Он простирает к ним десницу, а они поднимают к Нему руки. Впечатление такое, словно безымянный иконописец так хотел показать их единство. Потом, много позже, я узнал, что многие отцы Церкви в этом и видели главную идею Вознесения. Например, Лев Великий , Папа Римский (+461): «Вознесение Христа возвышает и нас, ибо, куда взошел Глава, туда в надежде призвано и тело» 1 О последних часах пребывания Сына Божия на земле кратко рассказывает евангелист Лука. По его словам, в сороковой день после Воскресения Иисус явился ученикам в Иерусалиме, затем вывел их из города к селению Вифания, оттуда взошел с ними на Елеонскую гору, и благословляя их, вознесся на небо ( Лк.24:50–51 ), ( Деян.1:9 ). «И воссел одесную Отца», – многозначительно добавляет Евангелист Марк ( Мк.16:19 ) 2 . Но как это могло быть ? Богословы говорят: Его преображённое тело, свободное от законов тяготения, стало постепенно удаляться от учеников и сделалось невидимым 3 . Кстати, слово небо в Священном Писании имеет несколько значений. Вся полнота творения разделяется на небо и землю ( Быт. 1, 1 ). Есть небо воздушное и небо звездное. Они – части видимого мира, которые изменятся и пройдут ( Пс. 101, 26–28 ; Ис. 51:6 ; 2Петр. 3, 10–13 ; Апок. 6, 13; 21, 1 ). Но есть еще и высшее небо, где Бог особым образом открывает Свое присутствие, славу и величие. Апостол Павел называет его третьим небом ( 2Кор. 12, 2–4 ), а пророк Исаия – высотой небес ( Ис. 57, 15 ). Оттуда приходил Господь на землю, туда и вознесся, и оттуда снова придет судить живых и мертвых. Это – невидимое, духовное небо, где нет смерти и разрушения, печали и скорби, но вечная жизнь, святость и блаженство ( Евр. 12, 22–24 ; Апок. 7, 15; 21, 2–3; 22, 3–4 ) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

ЧЛЕН I. О БОГЕ, КАК СУДИИ И МЗДОВОЗДАЯТЕЛЕ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОРОЗНЬ I. О ЧАСТНОМ СУДЕ § 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека Частный суд, как учит православная Церковь , бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). Учение о самой смерти, по частям нами уже изложенное прежде (§§ 90. 93), здесь довольно представить в следующих главных чертах: 1. Смерть человека есть разлучение души его от тела, и называется в св. Писании разными именами, как то: исходом ( Лук. 9. 31 ; 2Петр. 1, 15 ; Евр. 13, 17 ), концем ( Матф. 10, 22; 24, 13 ; 1Кор. 1, 11 ; Евр. 13, 6 ), изведением души из ее темницы ( Пс. 141, 8 ), разрешением от уз тела ( Фил. 1, 23 ), отшествием ( 2Тим. 4, 6 ), успением ( Деян. 13, 26 ) и под. При этом разлучении двух составных частей человека тело его, как персть, возвращается в землю, якоже бе, а дух возвращается к Богу, иже даде ею ( Еккл. 12, 7 ), и остается всегда живым и бессмертным (§ 81). 2. Причина смерти человека заключается в его грехопадении ( Быт. 2, 17; 3, 19 ). Ибо Бог созда человека в неистление ( Прем. 3, 23 ), и, для постоянного освежения его телесных сил, для поддержания его жизни навсегда, даровал ему в начале древо жизни ( Быт. 2, 9 ). Но так как чрез непослушание воле Божией он соделался недостойным пользоваться плодами благодатного древа ( Быт. 3, 22 ); так как грех, действие противозаконное и противоестественное, внес в тело человеческое разрушительное начало болезней и изнеможения: то неизбежным следствием и оброком греха и была смерть человека ( Быт. 3, 22 ) (§§ 92. 93). 3. Будучи следствием и оброком греха наших прародителей, распространившегося от них на все их потомство, смерть необходимо соделалась общим уделом всего рода человеческого: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим. 5, 12 ; 1Кор. 15, 22 ; Пс. 88, 49 ). Примеры Еноха и Илии, равно как тех, о которых сказал Апостол: вси не успнем (т. е. не умрем), вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе ( 1Кор. 15, 51. 52 ; снес. 1Сол. 4, 16 ; 1Тим. 4, 5 ), составляют только исключение из правила, а не опровергают всеобщности закона смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010