И только они могут конкретно подсказать, где в реке большой подводный камень, а где скрытая неприметная заводь с водоворотом. Ведь так и в жизни бывает – только духовно опытный человек подскажет, где поджидает на пути у новоначального христианина подводный камень греха или водоворот страсти. И только духовно опытный поможет выбраться оттуда. Не надо идеализировать – мы живем в последние времена, и нас искушают сегодня такие страсти, которых в библейские времена еще не было в том объеме, как сегодня (достаточно включить телевизор или выйти в интернет-пространство). И потому нам важно читать труды и проповеди именно современных подвижников и святых, они очень помогают прежде всего своим личным примером. С другой стороны, если руководствоваться логикой секты, то не надо слушать старейшин. Их ведь нет в Библии! Но старейшин слушают. А теперь давайте подойдем к этому вопросу с точки зрения объективных фактов. Во-первых, Предание надлежит исполнять и держаться в нем по учению апостолов: «Невежды и неутвержденные извращают Писания» ( 2Петр.3:16 ), поэтому: «братия стойте и держите предания, которым вы были научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). Очевидно, что Апостолы видели в Предании неотъемлемую часть жизни христианина. Наконец, приведем еще один аргумент в пользу Предания Церкви. Известно, что самое раннее Евангелие – от Марка – написано примерно через 30–40лет после Воскресения Христа. У первых христиан не было Библий в сумках (как у сектантов), а апостолы находились в постоянных путешествиях. Больше 30 лет Церковь жила не по Писанию, а по Преданию! Лишь устное Предание было пищей, которой питалась молодая Церковь . Евангелие от Луки так и начинается: « как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами...» ( Лук.1:2 ). Слово «передали» и означает факт Церковного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Дан. 14:3–23 ). Апостол утверждает, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира и всего, что в нем (стих. 24), Сам подает всему жизнь и дыхание и все, не имеет ни в чем нужды, а поэтому и не требует служения рук человеческих, имевшего в виду удовлетворить будто бы нужду Божию. Когда мы совершаем крестное знамение, то не думаем восполнить нужду Божию (?!), так как веруем, что Бог есть всеблаженный ( 1Тим. 1:11; 6:15 ), а сами нуждаемся в милости Божией, испрашиваемой нами ради крестной жертвы. Веру в Искупителя мы и исповедуем крестным знамением 80 . 2) Православные, совершая крестное знамение, «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:6 ). Апостол говорит об «отпадших», т. е. об отступниках от веры, хулителях Сына Божия. Православные, совершая крестное знамение, не глумятся над Христом, «не ругаются Ему», а выражают свое благоговение перед Ним и, смиренно сознавая свое недостоинство, молят Бога о даровании благодатной помощи, освящения, благословения ради крестных заслуг Его Сына. 3) Крестное знамение есть обман в правой руке ( Ис. 44:20 ). Когда жил прор. Исаия, крестного знамения никто не совершал, так как оно есть новозаветное установление. Пророк говорит об идолопоклоннике, который часть дерева сжигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, а из остатков от того (дерева) делает бога, идола своего, поклоняется ему (стих. 16,17). И не поймет язычник (стих. 19), продолжает пророк, что, поклоняясь куску дерева, как богу, он гоняется за пылью и не может освободиться от заблуждения и сказать: не обман ли (идол) в правой руке моей? 4) Крестное знамение есть печать антихриста ( Откр. 13:16,17 ). Так хулить могут только сектанты (сн. 2Петр. 2:10 ; Иуд. 1:18 ). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении (13:10–17) говорится о начертании имени зверя – антихриста, который явится перед вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χραγμα – соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И положи десницу Свою на мн, глаголя ми: не бойся: Азъ есмь Первый и Nocлдhiй и живый: и быхъ мертвъ, и се, живъ есмь во вки вковъ, аминь: и имамъ ключи ада и смерти. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Из этих слов св. Иоанн должен был понять, что Явившийся не кто иной, как Господь Иисус Христос, и что явление Его для Апостола не может быть смертельным, а, наоборот, живительным. Иметь ключи от чего–нибудь означало у евреев получить власть над чем–либо. Таким образом, «ключи ада и смерти» – «ключи ада и смерти» означают власть над смертью телесной и душевной 8 . Откр. 1:19–20. Напиши убо, яже видлъ еси, и яже суть, и имже подобаетъ быти по семъ. Таинство седми звздъ, яже видлъ еси на десниц Моей, и седмь свтилникъ златыхъ: седмь звздъ Ангели седми церквей суть: и седмь свтилниковъ, яже видлъ еси, седмь церквей суть. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей. В заключение Явившийся повелевает Иоанну написать то, что он увидит и чему подобает быть, объясняя, что семь звезд – это дягелы, или предстоятели семи церквей, а семь светильников обозначают самые эти церкви. «Так как – „ Свтъ истинный“ – „Свет истинный“ есть Христос ( Ин.1:9 ), то обогатившиеся Его просвещением подобны светильнику, просвещающему тьму настоящей жизни» (св. Андрей, гл.2). Параллельные места к первой главе Откр. 1:1. 2Петр. 3:3–4:8–10. Cie прежде вдяще, яко npiuдymъ въ nocлдhiя дни ругателе, по своихъ похотхъ ходяще и глаголюще: гд есть oбmobahie npuшecmbiя Его, отнелже бо отцы успоша, вся тако пребываютъ от начала coздahiя. (…) Едино же cie да не утаится васъ, boзлюблehhiu, яко единъ день предъ Господемъ яко тысяща лтъ, и тысяща лтъ яко день единъ. Не коснитъ Господь oбmobahiя, якоже нцыи kochhie мнятъ: но долготерпитъ на насъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ nokaяhie npiuдymъ. Npiuдemъ же день Господень яко тать въ нощи…

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Ответ на возражение 3. Иоанн принадлежит Новому Завету, служители которого, как сказано ( 2Кор. 3 ), будучи свидетелями совершенного откровения, превосходят даже Моисея. Раздел 5. Наличествует ли степень пророчества в блаженных? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1, Кажется, что в блаженных наличествует степень пророчества. В самом деле, мы уже говорили (4) о том, что Моисей созерцал божественную Сущность, и при этом он был пророком. Следовательно, точно так же и блаженные могут считаться пророками. Возражение 2. Далее, пророчество есть «божественное откровение». Но божественные откровения могут сообщаться блаженными ангелам. Следовательно, пророками могут быть и блаженные ангелы. Возражение 3. Далее, Христос от момента Своего зачатия был сопричастником, и при этом Он назвал Себя пророком, когда сказал: «Не бывает пророк без чести – разве только в отечестве своём» ( Мф. 13:57 ). Следовательно, сопричастники и блаженные могут считаться пророками. Возражение 4. Кроме того, о Самуиле сказано, что он «в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сир. 46:23 ). Следовательно, точно так же и другие святые могут считаться пророками после своей смерти. Этому противоречит следующее: пророческое слово сравнивается со «светильником, сияющим в тёмном месте» ( 2Петр. 1:19 ). Но в блаженных нет никакой тьмы. Следовательно, их не должно считать пророками. Отвечаю: пророчество означает видение некоей сверхъестественной истины как чего-то от нас удалённого, и это имеет место по двум причинам. Во-первых, по причине самого знания, поскольку, так сказать, сверхъестественная истина познаётся не сама по себе, а в некоторых своих следствиях, и когда эта истина познаётся через посредство образов телесных вещей, тогда она от нас более далека, чем когда она познаётся в своих интеллигибельных следствиях. А между тем самым распространённым пророческим видением является то, которое сообщается через посредство образов и подобий телесных вещей. Во-вторых, видение является удалённым по причине видящего, а именно потому, что он, так сказать, ещё не достиг своего окончательного совершенства, согласно сказанному о том, что, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» ( 2Кор. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Поэтому такой во всех своих поступках, делах и начинаниях ходит, как слепой или как во тьме, и рва погибели, в который может упасть, не видит. О таких говорится: «Не познали, не уразумели, во тьме ходят» (Пс.81:5); — и еще: «Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки» (Ис.59:10). К этому бедствию грех приводит. 7) Говорит Господь: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Творящий блуд — раб блудной похоти; упивающийся и объедающийся — раб чрева, «его бог — чрево» (Флп.3:19). Любящий серебро и золото — раб мамоны, «мамоне служит» (Мф.6:24). То же думай и о прочих страстях. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр.2:19). Сколь же это тяжкая и мерзкая работа! Более тяжкая и подлая, чем служить человеку, ибо лучше человеку всякому, и самому мучителю, как созданию Божию, служить, чем греху и грехом дьяволу. О, если бы эту работу бедный грешник увидел! Признал бы себя беднее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих бедных и телесно страдающих людей. Но тем более беден, что этой бедности своей не понимает. Ибо страсть ослепляет разумное око. 8) Апостол говорит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил»; и ниже грешников «детьми диавола» называет (1Ин.3:8,10). И Господь злобным иудеям сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:44). Весьма бедственно и страшно быть сыном дьявола. Но грех, злое и дьявольское семя, к такому страшному бедствию приводит человека. Ибо грешник, творящий грех и не хотящий каяться, того князя тьмы, как сын отца своего, нравами в себе изображает, и самим делом показывает, что он от того скверного отца есть, ибо злого его семени злые плоды творит, то есть грехи. От плода семя познается, и каково семя, таков и плод его. Дьявол противится и не покоряется Богу — и грешник нераскаянный в такой же непокорности пребывает. Внимай этому всякий и рассуждай, чей ты сын, хотя и имя Христово на себе носишь. Истинно и верно апостольское слово: «Кто делает грех, тот от диавола.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разве мы являемся «сомневающимися, неверующими, похитителями радости и разносчиками сомнений», когда принимаем всерьез пример и слова нашего Господа Иисуса? Апостолы Петр сказал нищему у входа в храм: «Взгляни на нас... серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» ( Деян.3:4,6 ). В Посланиях апостола Петра не говорится ни о каком «Евангелии благосостояния», но о страданиях и тяготах ради совести и праведности. Петр призывает и нас следовать по стопам нашего Господа и перечисляет признаки лжепророков: ереси, любостяжание, лживые слова, глаза, полные любостяжания, произвол (2Петр.2гл.). Павел, великий апостол, благовествовал Евангелие совершенно иное, нежели «Евангелие благосостояния». Он выступал не с большой самоуверенностью, но «в немощи и в страхе и в великом трепете» ( 1Кор.2:3 ). Он перечисляет для коринфян, которые восхищались «сверхапостолами» того времени, признаки своего апостольского служения: – «нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти... – мы безумны Христа ради, – немощны... и в бесчестии..., – терпим голод и жажду... – и наготу и побои, и скитаемся... – и трудимся, работая своими руками, – злословят нас... гонят нас... хулят нас... – как прах попираемый доныне». В конце этого перечисления Павел просит: «Посему умоляю вас: подражайте мне...» ( 1Кор.4:9–16 ). Во Втором Послании к Коринфянам 6:4–10 мы находим продолжение этого перечисления: – нужда, бедствие, тесные обстоятельства, – побои, темницы, – труды, бдения, посты, – порицание и похвала, – «нас почитают обманщиками, но мы верны», – «нас почитают умершими, но вот, мы живы», – «нас наказывают, но мы не умираем», – «нас огорчают, а мы всегда радуемся», – «мы нищи, но многих обогащаем», – «мы ничего не имеем, но всем обладаем». И наконец, мы находим во Втором Послании к Коринфянам 11:23–30 последний перечень пережитого апостолом в служении Господу, после того, как он описал черты характера лжеапостолов: страсть к власти, высокомерие и любостяжание. Он сообщает о голоде и жажде, о холоде и наготе и заключает словами: «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» ( 2Кор.11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что страсти Христовы не причинили наше спасение посредством искупления. В самом деле, никто не может купить или искупить то, что всегда было его собственностью. Но люди всегда принадлежали Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ( Пс. 23, 1 ). Следовательно, похоже, что Христос не искупил нас Своими страстями. Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «дьявол должен был быть преодолен правосудностью Христа» 240 . Но, согласно правосудности, коварно завладевший чужой собственностью должен ее лишиться, поскольку даже по человеческому закону хитрость и обман не должны приносить пользы. Следовательно, коль скоро дьявол, прибегнув к коварству, обманул и поработил себе человека, тварь Божию, представляется недолжным, чтобы человек был спасен от его власти посредством искупления. Возражение 3. Далее, тот, кто покупает или искупает вещь, платит ее держателю. Но за наше искупление Христос заплатил Своею кровью не державшему нас в неволе дьяволу. Следовательно, Христос не искупил нас Своими страстями. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Петр. 1, 18, 19 ). И еще: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись для нас клятвою» ((ал. 3, 13). Но, как было показано выше (46, 4), о Нем говорят как о сделавшемся клятвой для нас потому что Он пострадал на дереве. Следовательно, Он искупил нас посредством Своих страстей. Отвечаю: о человеке говорят как о невольнике греха двояко: во-первых, по причине рабства греха, а именно потому, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин. 8, 34 ); и еще: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Петр. 2, 19 ). И так как дьявол победил человека посредством побуждения его к греху, человек стал невольником дьявола. Во-вторых, по причине наказания за грех, которое удерживает человека в долгу воздаяния согласно божественной правосудности, что тоже является своего рода неволей, поскольку в состоянии свободы человек пребывает тогда, когда получает желаемое, в то время как претерпевание человеком того, что противно его воле, есть неволя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Следовательно, для того, чтобы пребывать в Сыне и Отце, нужна, по словам св. Апостола, и слышанная, устная проповедь, т. е. св. Предание, которому собор св. Апостолов, пославший с устной проповедью Варнаву, Павла, Иуду и Силу, придавал одинаковое значение с тем, что они писали христианам. 9) Св. Предание нужно: а) для научения людей во всей полноте христианской вере и жизни, ибо св. Писание, как мы уже видели, говорит о том и другом не полно, а кратко: «Сие кратко написал я вам», говорит в своем послании ап. Петр ( 1Петр. 5:12 ). «Мне чрез откровение, говорит ап. Павел, возвещена тайна, о чем я писал кратко» ( Еф. 3:3 ). Вот почему устное учение св. Апостолов, т. е. св. Предание, дополняет св. Писание и так же, как и оно, приносит плод веры в людях: «Благодарим, пишет ап. Павел, Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» ( Кол. 1:3 –б). б) Нужно св. Предание для того, чтобы удостовериться в подлинности самого Св. Писания, чтобы иметь возможность отличить книги, писанные св. Апостолами, от книг подложных, написанных еретиками от имени Апостолов ( 2Фес. 2:2 ). В св. Предании и перечислены все подлинные книги Св. Писания (см. 85 правило св. Апостолов и 60 правило Лаодикийского собора), так как было много и подложных книг, писанных еретиками, напр., «Евангелие от 12 Апостолов», «Евангелие от Фомы», «Деяния Павла», «Апокалипсис Петра» и др. в) Нужно Предание для правильного толкования св. Писания, в котором, как говорит ап. Петр, «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают» ( 2Петр. 3:16 ). г) Предание необходимо, как сказано раньше, для правильного совершения службы Божией и святых таинств, ибо в свящ. Писании не написано, как их совершать, а между тем в Церкви Христовой во всем должен быть чин и порядок: «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). О таинстве св. Причащения ап. Павел пишет Коринфянам: «Я от Самого Господа принял то, что и Вам передал» (а не передаю теперь) ( 1Кор. 11:23 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Фил. 4:9 ). Сектанты, отвергнув Предание св. Апостолов, по необходимости завели свое человеческое, ибо по–своему совершают обряды преломления, крещения, брака и проч.; поют ими составленные «псалмы» и т. п. Значит, они отвергли Предание апостольское и живут «по преданию человеческому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6 . Любовь же в том, чтобы мы поступали по заповедям Его и проч.; то же самое, что и в первом послании Иоанна Богослова: что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; ибо это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его – 1Иоан. 5. 2. 3 . (См. примеч.). Следовательно, любовь (5 ст.) и хождение в истине (4 ст.) – одно и то же: (34). – Его: Иисуса Христа, (см. примеч. к 29 ст. 2-й гл.). – Это та заповедь: в этом именно состоит исполнение заповеди о «любви друг друга» (5 ст.). з. Зан мнози лестцы внидоша въ не исповдающе Хрта пришедша во плоти: сей есть лстець и (1 2, 18 и дал. 4, 1 и дал.) 7. Ибо многие обольстители пришли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 7 . Ибо: относится к ныне 5 ст., чем и определяется связь настоящего стиха с предыдущим. (См. примеч. к 5 ст. ср. 8 ст.). – Многие обольстители (см. 1Иоан. 2, 26 и примеч. к 4. 5) пришли в мир и проч.; см. примеч. к 1Иоан. 2. 18. 19 и 4, 1–3. – Пришедшего во плоти: в подлиннике не прошедшее время (35) а настоящее (ρχμενον ν σαρκ), что можно переводить только словами: «грядущего» и «имеющего придти». Это показывает, что лжеучители, о которых говорит Иоанн Богослов в посланиях своих, не только отвергали Иисуса Христа, «пришедшего в плоти», но и самую возможность («грядущего») воплощения Сына Божия (Lucke); а отвергая это, естественно, они не признавали и второго пришествия («имеющего придти») Господа (36). И если Иоанн Богослов в настоящем месте разумеет главным образом не исповедание Иисуса Христа, «имеющего придти во плоти» (лжеучение, против которого восставал еще Ап. Петр – 2Петр. 3, 4 ); то этим нисколько не показывает, что он имеет в виду других лжеучителей, отличных от тех, о которых пишет он в первом послании своем. – «Совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. – Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще придти; то, очевидно, отвергающие второе пришествие отвергают и первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

В Послании к коринфянам читаем: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5.10 ). Даже самые малые наши дела будут иметь значенйе: «кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10:42 ). Где же тут мертвое, пассивное протестанское спасение «только верой»?! Где узкий, спасительный путь? Тот путь, которым они хотят идти, не тернист, а гладок, приятен, ибо не требует от человека никаких усилий, никаких подвигов, никакой борьбы. Протестанты считают, что верующий во Христа получает нечто вроде гарантии спасения, какой-то пропуск в Царство Небесное, независимо оттого, как он живет – праведно, благочестиво или погрязает в грехах. Достаточно верить и любить – и спасение обеспечено! Но что такое любовь? Совокупность всех добродетелей. «Прилагая к сему все старание, – наставляет нас апостол Петр, – покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержание терпение, в терпение благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Петр.1:5–7 ). А любовь без добрых дел – пустые слова, поистине «Медь звенящая!» «Дети мои! – восклицает апостол Иоанн, – станем любить не словом или языком, но делом и истиной» ( 1Ин.3:18 ). Православная Церковь не считает, что делами можно купить Царство Небесное. Это – путь наемника, который отвергается истинно верующим христианином, идущим по пути бескорыстной сыновней любви и преданности Богу. Мы должны творить добрые дела не потому, что надеемся получить награду в будущей жизни, ибо уповаем не на свои заслуги, а только на милость Божию. Творить добрые дела мы должны потому, что это наш долг перед Богом, долг любви, это Божия заповедь нам, это наша нравственная обязанность. Иисус Христос искупил грехи всего мира, освободил человека «от закона греха и смерти» ( Рим.8:2 ), но значит ли это, что искупительная жертва Христа раз и навсегда оправдала человека? Нет, вера в Христа является лишь необходимым условием, для спасения, ибо дает доступ благодати Божией к человеческой душе ( Рим.5:1–2 ) под ее действием может и должно совершиться обновление, духовное возрождение человека. «Обновиться духом ума вашего», – говорит апостол Павел, – значит «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.:4:24).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010