не будет ничего нечистого (Кор. 6, 9), будут одни те, которые с самоотвержением подвизались во времени для славы Божией (Мат. 25, 34. 46. Деян. 14, 22 . Еф. 5, 5 . Апок. 22, 15 ) и они будут наслаждаться неизобразимыми радостями ( 2Петр. 1, 11 . Иак. 2, 5 ). 70 «Событие пророчеств о Иисусе Христе» в христ. чт. 1843. ч 2. стр. 456– 490, статья легкая, перевод с француз 71 Первая пасха 2, 13. вслед за тем, как Господь вступил в общественное служение. Вторая 5. 1. называется днем праздничным, как называется пасха у других евангелистов (Мат. 26, 5. Мар. 15, 5 . Лук. 23, 17 ); пред тем за четыре месяца до жатвы Господь посещал Самарию (4 35) и затем отправился на праздник; а в это время не было у иудеев другою праздника, кром пасхи. Так понимал праздничный день и св Ириней. lib. 2. сар. 22 и 3. Третья пасха 6, 4. после которой Христос несколькими хлебами напитал множество народа. В последнюю пасху (13, 1) пострадал Он. Чит. в хр. чт. 1838 IV, 318 ответ на вопрос: «в котором году родился Иисус Христос »? Седмины Данииловы-в хр. чтен. 1844. 1, 481. 73 О седминах Феодорит interpret. in Danielem с. IX. t. 2. Поздние евреи, не будучи в состоянии отвергать того, что пророчества о времени пришествия Мессии с точностию исполнились, обратились к разным толкам и замешались в мыслях своих . Одни впали в какое-то нечаяние, стали говорить, что Мессия не был обещан, так наприм. утверждал р. Альбо в книге ikkarim; другие отложили пришествие его до будущего века и мира, как р. Манассес Бен Израель в книге: de resur. mortuor. lib 2. с. 3. Иные стали осыпать проклятиями того, кто стал бы определять время пришествия Мессии: «да расторгнется душа тех, которые высчитывают времена (Мессии)». Иные говорят, что время пришествия Мессии отсрочено ради грехов Израиля. Множество других подобных, часто смешных, мнений о Мессии и о его пришествии собрало у Буксторфа de synagoga iudiaca с. 50. Basil 1661. у Уголины Thesavrus t. 4. р. 1153. у Шикарада Ius iudeorum, у Шсттиена: Horae hebraicae. Такое разноречие толков, как понятно, само себя обличает в своем нечестивом произволе, тем более что ни один из этих толков не был известен древней иудейской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во всех сих случаях, кажется, враг торжествовал над Церковью , но он обманулся в своих действиях. Бог явил суд Свой; Церковь одержала победу и еще одержит более решительную, когда смерть будет пожерта победою. Пс.68:5. Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне. Господь приближается к смертной пропасти; ад растворяет на Него свои челюсти, и Богочеловек просит, чтобы буря гнева не поглотила человечество, чтобы ад, приняв Его, не удержал Его в своей власти. Спаси мя от брвния, да не углебну; да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих, ст.15,16. Но ад, попранный силою Божества, даст Ему свободный путь в царство живых, как победителю. С сим вместе пророк открывает и почти всеобщую в Иудее ненависть к Спасителю: чужд бых братии моей и странен сыновом матери моея, ст.9, и страдание Его о доме Божием, обращенном в дом купли: яко ревность дому Твоего снедемя, и поношение поносящих Ти нападоша на мя, ст.10, и попечение о верных учениках Своих: да не постыдятся о мне терпящий тебе Господи, Господи сил, ниже да посрамятся о мне ищущий Тебе, Боже Израилев, ст.7, и совершенное оставление в подвиге страдания: поношение чаяше душа моя и страсть, и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох, ст.21, и томление жаждою, и напоение желчью с оцтом: и даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта, ст.22, и наконец – бедственную участь ненавидящих Его: они потребятся от книги живых и с праведными не напишутся, ст.29. Пс.72:9. Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Уста есть внешнее орудие в отношении к языку. Язык скрывается во устах. Так слово имеет в себе и внешнее и внутреннее. Есть люди, которые очень высоко говорят – слово их так блестяще и так необыкновенно, что как будто оно возвещает какие небесные таинства; к ним можно приложить изречение ап. Петра: прегордая суеты вещающе ( 2Петр.2:18 ); к ним же, собственно, принадлежит слово Сираха: есть умудряяйся в словесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

4) Четвертый способ – уяснение разных исторических обстоятельств написания той или иной книги – сведения о писателе, о цели, поводе, времени и месте написания её. Зная цель написания послания к Римлянам апостола Павла: опровергнуть ложное мнение иудеев о их преимущественном положении в христианской Церкви, мы понимаем, почему апостол так часто и настойчиво повторяет об оправдании единственно верою в Иисуса Христа без дел закона иудейского. Имея также в виду, что апостол Иаков написал своё послание по поводу неправильно понятого учения апостола Павла об оправдание верою, можно понять, почему он с особенною силою учит в своем послании о необходимости для опасения дел благочестия, а не одной только веры. б) Из разных вспомогательных источников К вспомогательным источникам изъяснения Священного Писания относится: 1) Знание тех языков, на которых написаны священные книги – преимущественно еврейского и греческого, ибо во многих случаях единственным средством к уразумению подлинного смысла того или другого места в Писании служит выяснение его смысла по словообразованию первоначального текста. Например, в Прит. 8:22 изречение «Господь созда мя…» точнее переводится с еврейского подлинника: «Господь стяжал (приобрел) меня» – в смысле «родил». В Быт. 3, 15 славянское выражение о семени жены, что оно будет «блюсти» главу змия, точнее и яснее переводится с еврейского так, что оно «сотрет» главу змия. 2) Сличение разных переводов Священного Писания. 3) Знание древней географии, и главным образом – географии Святой земли, а также хронологии (дат событий), чтобы иметь отчетливое познание о последовательной преемственности исторических событий, излагаемых в Священных книгах, а также для ясного представления тех мест, где эти события происходили. Сюда же относятся археологические сведения о нравах, обычаях и обрядах еврейского народа. 13. Главное руководительное начало изъяснения Священного Писания Несмотря на то, что книги Священного Писания, как произведения Духа Истины, содержат одну только чистую истину, она бывает нередко прикровенна. Для того, чтобы не уподобиться невеждам и неутвержденным в слове Божием, о которых говорит апостол Петр ( 2Петр. 3, 16 ), следует иметь при чтении Священного Писания основное руководительное начало. Этим началом служит, во-первых, само слово Божие в ясных и положительно определенных местах своих, так что всякое толкование, несогласованное с этими местами, должно признаваться ложным и ошибочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Дух Святой – Бог всемогущий. О Его всемогуществе свидетельствует самостоятельное и полновластное раздаяние Им чудесных и чрезвычайных дарований верующим — даров Святого Духа. Перечислив эти дарования, апостол Павел говорит: “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно” ( 1Кор.12:11 ). Господь Иисус Христос засвидетельствовал всемогущество Святого Духа тем, что изгонял бесов Духом Божиим ( Мф.12:28 ). Дух Святой изображается принимающим участие в божеских действиях, в частности в творении мира , по свидетельству бытописателя, “Дух Божий носился над водою” ( Быт.1:2 ), а также в промысле о мире. Он поставляет пастырей церкви ( Деян.20:28 ), прощает людям их грехи ( Ин.20:22—23 ), возрождает к новой жизни ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ), освящает людей ( 1Кор.6:11 ), пророчествует через них ( 2Петр.1:21 ) в. Богу Духу Святому подобает воздавать божеское почитание. Этому учит нас Священное Писание когда говорит о заповеди Господа крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа и через крещение обязывает каждого христианина исповедовать божество Святого Духа наравне с божеством Отца и Сына ( Мф.28:19 ). Единосущие лиц Святой Троицы Единство Божества одновременно присуще трем лицам вместе и каждому из них. Каждое лицо Святой Троицы – Отец, Сын, Святой Дух — истинный Бог, три лица – это не три отдельных бога, но один Бог, обладающий всеми совершенствами Божества. Три лица в Божестве не то, что дробные или разрозненные Его части или три вида одного рода, – это три разных образа существования (греч. τρποι υπρξεως) одного и того же Божественного существа, образы, хотя всегда отличающиеся между собой особыми вечными и неизменными отношениями, но никогда не дробящие Божественное существо на части, потому что они вечно возникают и существуют внутри одной и той же единой и нераздельной Божественной сущности, потому что лица, или ипостаси, существуют не отдельно друг от друга, но совершенно и всецело обладают единым нераздельным, божественным естеством , что и составляет их единосущие (греч. μοοσια), и вследствии чего лица нераздельно обладают всеми божественными совершенствами и имеют единую волю, силу, славу, власть, величие.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Главное и преимущественное значение, которое соединено со словом: προφτης в Новом Завете, – то, что под ним разумеется лицо, которое по внушению Духа Святаго предсказывает будущее, не только имеющее скоро случиться, но и весьма отдаленное. И в языческом мире были свои манты и мантиссы, но каково было вдохновение этих прорицателей и как обставлены были прорицания, свидетельствует Платон (в Хармиде), который во многих из них указываем обманщиков. Глаза у мантов прыгали, губы дрожали, волосы были всклокочены, Цицерон не верил этим прорицателям (de divinat. Lib. 2): nec Martis vatibus, nec Apollinis opertis credendum existimo. Демосфен (287, 1) говорит, что Дельфийский оракул φιλιππíζει, т.е., говорил в пользу Филиппа Македонского. Лукиан (Alex. 19) свидетельствует, что прорицатель Амфилох в Киликии много лгал и всего только за два обола. В книге Деяний (16:16) повествуется, что в Филиппах Апостолы видели служанку, имущую дух пытливый (πνεμα πϑωνος) которая доставляла много прибыли своим господам, μαντευομνη, волхвующи, как переведено у нас. Этого прорицательного духа Ап. Павел изгнал из нее. Священные писатели для выражения понятия о пророке употребляли весьма часто встречающееся у LXX слово: προφτης. По свидетельству Апостола Петра ( 2Петр. 1, 21 ) пророки изрекали свои пророчества, будучи просвещаемы от Духа Святого, тогда как языческие пророки, по свидетельству писания и отцев, прорекали по внушению сатаны. В 3-й книге Царств (22, 19) читаем, что пророк Михей говорил Ахааву: я не от себя пророчествую, а передаю тебе глагол Господень. Тут же говорится, что дух лжи руководил мнимыми пророками. Ахаав, говорит книга Царств, собрал своих четыреста пророков и спросил их, идти ли ему войною на царя Сирийского; те отвечали, что пусть идет, что Бог предаст в его руки царя Сирийского. Но пророк Михей сказал, что битва с Сирийцами будет для царя пагубна и при этом рассказал следующее: я видел Господа Бога, седящего на престоле и окруженного воинством небесным. И сказал Господь: кто прельстит Ахаава? и вышел дух, стал пред Господом и сказал: я прельщу его; я пойду и буду дух лжив во устех всех пророк его«. Кирилл Александрийский говорит (in loh. cap. 7, vers. 28): «когда вы примете в себя духа дьавола, вы начинаете лжепророчествоват». Цель пророчеств истинных проков – возбуждение людей к покаянию и добрым делам ( Иер. 17:20. 21 .–25:14. 15. – Езек. 3:17. 18. Осии 10:12 ) и высшая – утешение народа Божия предвещанием о пришествии на землю Искупителя. Св. Епифаний называет пророков приготовителями пришествия Христова во плоти (Haeres. 42. р. 147). В доказательство истинности прорекаемого, истинные пророки творили чудеса. Наконец, и отдаленность времени, в которое должно было исполниться и исполнялось пророчество, и нравственная жизнь пророков, и внешнее положение их во время произнесения пророчества ясно показывают, что истинные пророки были движимы Духом Божиим, Духом истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но теперь уже не придет Христос, чтобы спасти нас. Для этого Он приходил  лишь однажды и раз-навсегда указал нам вечные и неизменные пути ко спасению . Кто упорно не желает им следовать, тот пусть сам пеняет на себя за свою собственную погибель. Теперь придет Христос вторично – уже не спасать мир, но судить миру всему.  Первый раз приходил Он в уничижении, а теперь придет «во славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25,31) . Это будет уже не благостное снисхождение Божие к несчастным, заблудившимся и отчаявшимся в своем спасении людям не знавшим Бога, но Страшный Суд над беззаконными гордецами, ведущими Бога и сознательно отметающими законы Его. Сколько видим мы в последнее время явных знамений близости Его Второго Пришествия, указанных нам в Евангелии и предсказанных святыми отцами Церкви! Как напряженно работают сейчас враги Христовы над тем, чтобы искоренить в людях истинную веру Христову и скорее создать в мире условия, благоприятствующие воцарению антихриста, который должен явиться пред Вторым Пришествием Христовым! «Антихрист явится, как учат святые отцы, не против воли Божией. В Божиих планах мироправления стоит и он, и подготовка его и последствия того. Не потому так, чтобы Бог хотел такого зла людям, а потому, что  люди сами себя до того доведут . Этот момент отодвинул Бог до последней возможности, ожидая, не явится ли кто еще желающий к Нему обратиться. Когда уже некого будет ждать, примет Господь удерживающую руку, зло разольется, и антихрист явится» (Еп. Феофан – Толк. к Сол. стр. 505). Но для истинно-верующих во Христа, готовых пострадать за Него даже до смерти, это и не так будет страшно. Ибо, ради них, как учит Сам Христос, «прекратятся дние оны» (Мф.24,22) . Явившийся во второй раз на землю Господь «убиет антихриста духом уст Своих» ( 2Фес.2,8 ) , зло будет окончательно поражено, и явится «новое небо и новая земля, в которых будет жить правда» ( 2Петр.3,13 ) . Итак, как учит Святая Церковь , время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Россия наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалиптические «полчаса», ибо надо же исполниться тому, что предречено в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Исаии 6 июля (констант. – 9 мая), – гробницу его бордосский путеводитель 333 г. указывает в долине Иосафатовой 49 : чтения для первых двух – Пс. 115:6 (выше), 2Тим. 4:1–6 , Пс. 114 , Ин. 10:11–16 (наше зачало святителю), для второй – Пс. 115:6 , Ис. 6:1–10 , Еф. 4:7–13 . Затем, следует ряд памятей палестинских. 11-го января положена память Петра и Абисолома, что является испорченным именем муч. Петра Абселама (из селения Анеи в пределах Елевферополя), пострадавшего 11 января 310 г. 50 : прокимен и аллилуарий, что и у предшествующих памятей. Рим. 8:28–39 , Мф. 10:16–22. 1 мая – пр. Иеремии в Анафофе, где, по свидетельству паломника Феодосия, находилась его гробница 51 : Иер. 1:1–10 , Иер. 38:1–28 , 2Петр. 2:9–24 , аллил. Пс. 29 : Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси: Мф. 2:16–18 . Июня 27 – пр. Захарии, гроб и мощи коего находились недалеко от Елевферополя 52 и который и лекционариями, и паломниками, смешивается с Захарией сыном Варахииным ( Мф. 23:35 ): Пс. 25:8 : Господи возлюбих благолепие дому Твоего: Зах. 3:7–4:9 , 1Кор. 12:26–13:10 , Пс. 115 , Мф. 23:24–24:1. 14 июня – пр. Елисея (лишь париж. рк.): гроб его находился в Севастии (др. Самарии 53 ), чтения на этот день – 4Цар. 13:14–21 , Евр. 11:32–40 , Пс. 115 (выше), Лк. 4:25–42 . Июля 2 – память ковчега Господня в Кариафиариме: анонимный источник у Петра Диакона (см. прим. 36) определяет расстояние этого места от Иерусалима в 9 миль и сообщает, что там существовала церковь 54 . Для этой памяти лекционарии назначают: Пс. 131:7 : Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его, 1Цар. 6:18–72 , 2Пар. 6:12–19 , Евр. 9:1–10 , Пс. 35 : Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Вероятно, палестинского же происхождения в лекционариях память, по-видимому, Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 января (париж. рк.). Конибер считает это ошибкой и переносит ее на 29 августа 55 , что едва ли справедливо: теперь в армянской церкви есть праздник Рождества Предтечи 14 января, но празднующийся обычно в понедельник после первого воскресения по Богоявлении (так и в бодл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Седьмой же Вселенский Собор сделал следующее постановление: «Восторженно также принимаем и Господни и апостольские и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и величать во–первых собственно и истинно Богородицу, всех небесных сил высшую, а также и святые ангельские силы, блаженных и всехвальных Апостолов и пророков, славных и победоносных, подвизавшихся за Христа мучеников, святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, так как они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его заповеди и стараться жить добродетельно». Православный христианин! Не забывай во всех твоих несчастьях и скорбях и после всяких греховных твоих падений просить помощи и молитв за твою грешную душу у святых угодников и Ангелов Божьих, предстоящих у престола Божия и молящихся о всем христианском мире. Проси ходатайства за тебя перед Богом у «первенцев Церкви», написанных на небесах, у «друзей Божьих», ибо «много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 )! 1) Святые возвеличены Богом еще при их жизни на земле: Исаии 41:8; Иак. 2:23 ; Иоан. 15:14 ; Евр. 11:38  и прославлены на небе: Лук. 20:36 ; Мф. 19:28; 1Кор. 6:2 ; Евр. 12:22–23 . 2) Святые еще на земле обладали высшим знанием и даром прозрения будущего и помыслов человеческих: 3Цар. 14:1–17 ; 4Цар. 5:25–27, 6:8–12 ; Деян. 5:1–11 . См. все ветхозаветные пророчества о Мессии–Христе. 3) Еще при жизни на земле святые молились о грешных людях: Быт. 20:7  и 17; Исх. 32:9–14 ; Иов. 42:7–8 ; Фил. 1:3–4 ; 2Фес. 1:11 ; Еф. 1:16; 3:13–14 ; 2Кор. 13:9 ; 2Тим. 1:3 . 4) Святые живут на небе сознательной, разумной жизнью: Откр. 4:10–11; 5:8–14; 11:16–17 . 5)  Живя на небе, святые, как и Ангелы Божьи, через Бога знают о нуждах и грехах людей, живущих на земле: Лк. 16:31 ; Иоан. 8:52–56 ; 1Цар. 28:1–19 ; Сир. 46:23 ; Мф. 18:10 ; Лк. 15:10 . 6) Как члены единой Христовой Церкви ( Евр. 12:22–23 ) святые вместе с Ангелами молятся на небе о живущих на земле: 2Мак. 15:12–14 ; 2Петр. 1:13–15 ; Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ; Мф. 18:10 и помогают им: Быт. 24:7; 48:16 ; Пс. 33:8; 90:11 ; Дан. 6:22; 14:34–39 ; Евр. 1:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Совершенное блаженство святых и всех причтённых Божественным милосердием к их сонму начнётся после второго пришествия Господа – Судии живых и мёртвых, Который призовёт благословенных Отца Своего наследовать уготованное им царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ); начнётся и совершенное, бесконечное мучение во аде грешников, вместе с духами злобы осужденных Божественным правосудием. Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их ( Мф.13:43 ), получат венец правды ( 2Тим.4:8 ), с телом своим внидут в живот вечный ( Мф.25:46 ), и воцарится в них Господь во веки ( Прем.3:8 ). Тогда осужденные востанут в укоризну и в стыдение вечное ( Дан.12:2 ) и пойдут во огнь вечный ( Мф.25:46 ), – равно как и духн злобы; душевно и телесно они испиют от чаши гнева Бога – Судии ( Откр.14:10 и д.)· Как мир видимый ( Рим.8:32 ), так и мир духов ( 2Петр.2:7 ; Откр.22:17 ) ожидают великого дня второго пришествия Господня, когда пред лицом ангелов и человеков совершенно будет отделена пшеница от плевел ( Мф.13:40–42 ), совершится прославление добра и посрамление зла, явится величие Бога Милосердого и Правосудного. Состояние отшедших человеческих душ до страшного суда есть состояние ожидания. По опыту мы знаем, что в настоящей жизни состояние души бывает сообразно с ожидаемым, что душа как бы предвкушает то, чего ждёт; весьма различно состояние верно ожидающего себе пощады и прощения, или же суда и наказания, награды и счастия, или отмщения и бедствий. Независимо даже от самого временного своего положения, человек невольно соответствует душевно ожидаемому им. Видим ныне яко зерцалом в гадании ( 1Кор.13:12 ); но и сие зерцало, при пособии внушений мужей, имевших чистые очеса ( Мф.6:22 ), в настоящем и видимом открывая нам будущее и сокровенное, Даёт нам несколько разуметь и состояние душ отшедших, ожидающих вечного царствия или вечной смерти. Св. Иустин Философ говорит: «души благочестивых пребывают негде в добром месте, а неправедные и нечестивые в худом, ожидая времени суда» 70 . Св. Амвросий Медиоланский учит: «Пока ожидается исполнение времени, души ждут праведного воздаяния. Одних ждёт наказание, других слава, а впрочем, ни те не остаются без скорби, ни сии без плода 71 ». Блаж. Августин свидетельствует: «время, которое положено между смертью человека и последним воскресением, содержит души в сокровенных местах, так как всякая душа достойна или успокоения или бедствия за то, что совершила, когда жила во плоти 72 ». Другие Отцы и Учители Церкви место присутствия праведных душ до последнего суда называют преддверием царства небесного, раем, лоном Авраама и небом 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Δολος, – от δω связываю, раб подневольный. Слово это противоположно слову: λεϑερος, свободный: так было в древности языческой, так и во времена новозаветные. Апостол Павел 1Кор. 12:13 говорит: аще раби, или свободни (ετε δολοι, ετε λεϑεροι), вси единем духом напоихомся. Положение раба в древнем мире такое, что он как бы родился для рабства, что, по слову самого Господа, он не имеет никакого права на благодарность своего господина за исполнение своих обязанностей. Лук. 17:9 : еда благодарит рабу (δολ) тому, иже сотвори повеленная? По подобию этого беспрекословного подчинения раба своему господину, требует и от своих последователей Господь исполнять Его волю без ожидания какого-либо возмездия, бескорыстно, и только по сознанию долга: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (δολοι χρεοι), яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (там же ст. 10). В этом же смысле, но в смысле возвышенном духом христианства, последователи Христовы, и прежде всего Апостолы, называют себя и называются δολοι το Θεο или Χριςο ( Римл. 1:1 . – 1Кор. 7:22 . Ефес. 6:6 . 2Тим. 2:24 ). Это название не означает однако рабского, невольнического, основанного на постоянном страхе, подчинения воле Божией, – этого и не требует слово Божие, в котором изречено: тем же уже неси раб, но сын ( Гал. 4:7 ), – но оно означает неограниченную, беспрекословную преданность христианина своему Владыке и Господу, и притом преданность добровольную, чем и отличается понятие δολος в мире христианском от понятия, соединенного с этим словом в мире языческом. Самое звание раба является в христианстве не в том унизительном виде, как это было у Греков и Римлян: раб по участию в учении и таинствах церкви имеет одинаковые права со свободным гражданином: о Христе Иисусе, говорит Апостол, нест Еллин, ни иудей, нест раб ни свобод – вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). В другом месте Апостол утешает раба следующими словами: раб ли призван был еси, да не печалишися: призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть (πελεϑερος– отпущенный на волю), такожде и призванный свободник, раб есть Христов ( 1Кор. 7:22 ). – Кроме употребления в собственном смысле, δολος употребляется в Новом Завете в смысле метафорическом; Иоан. 8:34 : всяк творяй грех , раб есть греха – δολος τς αμαρτíας (снес. Римл. 6:17. 20 ). У Апостола Петра встречается выражение: δολος τς φϑορς раб тления ( 2Петр. 2:19 ). Так и у писателей языческих встречаем выражения: δολος τν χρημτων, раб денег (Euripid. Hecub. v. 852. Pint. Pelop. с. 3), δολος τν δονν, раб удовольствий (Athen. 12, p. 531), δολος το πíνειν, раб пьянства (Aelian. ν. н 2,41)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010