Исполняя завет отца, но, быть может, превосходя его предначертания в богатстве и роскоши их исполнения, Соломон строит великолепный храм Иегове в Иерусалиме. О великолепии его можно судить уже по тем громадным заготовлениям, какие были сделаны для его построения Давидом ( 1Пар.28:29 ). К этим заготовлениям со стороны отца Соломон прибавляет много со своей стороны ( 3Цар.5:6,8–10 ; 2Пар.2:8,16 ; 3Цар.10:11,12 ; 2Пар.9:11 ). Храм Соломонов поражал впрочем, не столько величиною, сколько «своим изяществом и беспримерным богатством украшений и всей внутренней обстановки». Впрочем, «если вспомним, что он построен был на горе, что вершина этой горы, искусно обделанная и укрепленная исполинскими каменными постройками, имела вид тоже как бы здания, над которым, как венец, возвышалась изящная фигура святилища с его стройною (может быть мраморною) башнею, с величественными медными колоннами пред притвором и с балюстрадами дворов террасообразно опоясывавших его подножие, – то должны будем признать, что и храм Соломонов имел могущественный, поразительный вид». 292 После храма Соломон построил для себя великолепный дом каменный трехэтажный, названный от множества употребленных при этом кедровых деревьев «домом дубравы ливанской» ( 3Цар.7:2; 10:17 ) 293 и известный слоновым престолом в нем, и при нем упоминаемый особо дом для своей жены, дочери фараона ( 3Цар.7:8 ). Кроме всего этого он разбил роскошные сады и рощи ( Еккл.2:5 ; 4Цар.25:4 ). Провел для города и садов водопроводы и пруды, остатки которых сохранились ещё и доныне в двух часах пути от Иерусалима в Етаме. 294 Домашняя обстановка Соломона отличалась необыкновенным великолепием и пышностью. «Дворец наполнен был сокровищами всякого рода, между которыми, как на самое замечательное и удивительное, дееписатель указывает на золотые щиты. Их было двести большого размера по шестисот сиклей весу (около десяти фунтов) и триста меньшего размера по триста сиклей весу ( 3Цар.10:16 ; 2Пар.9:15,16 ). Все сосуды для питья и еды во дворце были из золота; из серебра, говорится, ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что ( 3Цар.10:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14.; 2Ездр. 6:25 . его же высота бде лако. и ширина лако, квадрат камени красны и лсное тое страны: и едино ново (cujus altitudo sit cubitorum decem, et latitudo cubitorum sexaginta, quadratum lapidibus politis tribus, et maeniano ligneo ciusdem regionis et maeniano uno novo); 2:9. 6:5. 6.; 3Ездр. 2:43 . и едини и главами наставлше внци (et singulis eorum capitibns coronam imponebat); 1:6. 16. 38. 39. 2:6.; Товит. 10:1 . егда бо створше пр брако (cum vero moras faceret Tobias cavsa nuptiarum); 3:6. 8. 21.; Юдиф. 2:7. и почиталъ мжи въ (et dinumeravit viros in expeditionem); 16:5. 26. 4:6. 8. 15. – Вообще переводчик неправильно переводил падеж творительный самостоятельный ( 1Ездр. 3:10 . 2Ездр. 2:29. 6:4 .), смешивал падежи одного окончания ( 1Пар. 18:2 . ipsi един. дат. переводил: сами, 3Ездр. 1:1–3 . filii род. един. – снове, Юдиф. 4:8. instantiâ твор. пад. переведён имен.), или вовсе их не выдерживал ( Неем. 8:2. 4. 17. 2 Ездра. 2:12. 16. 25.; 3Ездр. 1:38 .); quia переводил всегда иже, как бы стояло qui ( 2Пар. 7:22. 18:7 . Неем. 2:17. 8:10 . 3Ездр. 2:2. 14 . Тов. 12:6. 13 ); ergo, igitur, itaque – бо (2 Пар. 18:4. Неем. 8:12. 17 . 2Ездр. 2:28 . Тов. 12:20 ); porro – паки ( 1Пар. 6:5. 38 . 2Пар. 7:6. 10:18 . Неем. 8:7 . Юдиф. 16:23); per – по ( 2Пар. 10:15 . per manum – по рк; 1Ездр. 3:10 . Неем. 2:13 . 3Ездр. 1:14. 2:1 ). – Familia переведено 1Пар. 16:28 . Неем. 8:13 . битель; 1Пар. 16:31 . Юдиф. 3:13. nationes – facinora 3Ездр. 1:4 . – прелести; 2:20. pupillum – зница; Тов. 12:8 . thesauros recondere – скровище преставлти; 14. ut curam te – да чищ т; Юдиф. 1:9. termini – горы; 2:12. munitio – Наконец переводчик иногда перекладывал слова Латинские на Русский язык, не соображаясь с его законами. Напр. вниден есмь, – буду ( Неем. 2:13. 8 . egressus sum и др); 3Ездр. 2:41 . люди твои иже звани е (populus tuus, qui vocatus est). – Неем. 8:12 . б весь полкъ да сть ( abbit itaque omnis populus, ut comederet). Перевод сделан в России и в позднейшее время, по всей вероятности, в конце XV в., когда явился и старший список полной Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Положиша осквернения своя в дому, идеже наречеся имя Мое, в нечистотах своих (34 ст.) – здесь речь о тех же нечистых языческих обрядах, которыми внесли иудеи осквернение в самый храм, посвященный Истинному Богу, о которых пророк говорил выше (см. 11:15 ср. 7:30). – Соградиша требища ваалу, яже в дебри сына Енномля, еже возносити сыны своя и дщери своя молоху (35 ст.) – об этих капищах в честь ваала, устроенных в долине Енномовой, где приносили в жертву молоху детей, пророк тоже упоминает выше (см.– 2:23; ср. 7:31–32; 19:5). – Ваал (господин) – это главное божество или идол ханаанских народов, от которых служение ему переняли и евреи, что случилось очень рано. Первый случай служения евреев ваалу, по свидетельству Св. Писания, был еще во времена Моисея, когда они еще приблизились только к пределам земли обетованной ( Чис. 21:41; 25:3 ; Втор. 1:3 ). По смерти Иисуса Навина служение ваалу упоминается уже очень часто ( Суд. 2:11–13; 3:7; 6:25; 8:33; 10:6 ; 1Цар. 7:4; 12:10 ; 3Цар. 11:4–8 ; 4Цар. 23:5, 13 ). По разделении царств служение ваалу особенно распространено было в царстве израильском ( 3Цар. 16:31–32; 18:18; 19:18; 22:53 ; 4Цар. 17:16 ); но нередко являлось оно и в царстве иудейском ( ; 2Пар. 24:7; 28:2, 33:3 ; Иер. 11:13 ). Под именем ваала чтили солнце, как царя неба, как начало производительной силы природы, подобно тому как под именем астарты чтили луну как царицу неба (ср. толков. на Ис. 65:3 ). – Почитание ваала выражалось различно: устрояли в честь его храмы или капища ( 3Цар. 16:32 ; 4Цар. 10:21 ), ставили истуканов или статуй ( 3Цар. 14:23 ; 4Цар. 3:2; 10:26; 18:4; 23:4–14 ; 2Пар. 14:3; 31:1; 34:4 ; Ис. 17:8; 27:9 : Иез. 6:4, 6 : Мих. 5:12 ), воздвигали алтари или жертвенники, особенно на возвышенных местах ( 4Цар. 23:12 ; Иер. 11:13; 19:5 ), совершали на них, а также на крышах домов ( Иер. 32:29 ) курения ( 4Цар. 23:5 ), приносили разные жертвы ( 3Цар. 18:23–26 ; Иер. 7:9 ), проводили детей чрез огонь ( 4Цар. 16:3; 23:10 ; 2Пар. 28:3, 33:6 ) и даже сожигали ( Иер. 19:5; 32:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Тенденция к систематизации, подчеркивающая авторский интерес к увещеванию читателей, проявляется в том, что основные богословские идеи повторяются в виде кратких формул. Все изложение характеризуется соблюдением принципа истории и веры, который вновь и вновь выражается в речах. Согласно этому принципу, соблюдение Торы и в особенности главной ее заповеди решает вопрос об удаче или неудаче отдельного человека и всего общества ( 1Пар.28:9 ; 2Пар.7:13–16, 15:2 ; ср. Иер.29:12–14 и 2Пар.20:20 ; ср. Ис.7:9 и т.д.). Через все повествование проходят выражения «искать Бога», «смирять себя», «делать добро, правду и истину перед Богом» и противоположные им по смыслу «быть неверным», «оставить Яхве», «не слушать слова Яхве». Истории царей служат примерами, подтверждающими эти основные принципы, которыми определяется и специфическое понимание хронистом идеи завета ( 2Пар.15:11–15, 23:16, 29:10, 34:29–33 ). Й. Клейниг (Kleinig) выявил, следуя У. Джонстону Johnstone), что специфическое обрамление этого учения о возмездии, развиваемого в Книгах Паралипоменон, связано с областью сакрального права: «То, что обычно определяется как воздаяние или возмездие, будет правильнее понимать с позиций сакрального права в рамках хронистического богословия святости. Уважение к священным предметам в культе и к священному слову Божию, переданному Моисеем и пророками, несет с собой благословение и благополучие, а святотатственное пренебрежение влечет гнев и гибель. Это так потому, что святость Божия никогда не бывает нейтральной, но всегда приводит к положительным или отрицательным последствиям для всех, кто с нею соприкасается. Таким образом, «возмездие» связано не с нарушением морального порядка, но с преступлением против установленного Богом сакрального порядка. Оно имеет отношение скорее к святости Бога в Израиле, нежели к Его универсальной справедливости». Поэтому Хроника представляет собой не столько историографическое сочинение, сколько богословскую рефлексию над основными аспектами веры в Бога в Израиле. 3.2 Царство и Храм

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Повествуя дальше о деятельности отдельных царей, свящ. автор неоднократно замечает, что «высоты не были уничтожены» ( 3Цар.15:14 ; 3Цар.22:43 ; 4Цар.12:3 ; 4Цар.14:4 ; 4Цар.23:8 , 2Пар.15:17 ; 2Пар.20:33 ), что «народ еще приносил жертвы на высотах, хотя и Господу Богу своему» ( 2Пар.33:17 ). Как же теперь относятся представителя закона, пророки к высотам? Если прежде до построения иерусалимского храма, жертвоприношение на высотах разрешалось пророками, то теперь пророки решительно восстают против высот, считают их незаконными. И это нужно сказать прежде всего о пророках царства иудейского. Пророк Михей «высоты в Иудее» ставит в параллель с «нечестием Иакова, с грехом дома Израилева» ( Мих.1:5 ), т.е. культом Самарии. Исаия, например, пророчествует, что иудеи постыдятся о дубравах, которые избрали ( Ис.1:29 ), и предвидит время, когда они не будут более обращать внимания на жертвенники, которые сделали своими руками ( Ис.17:8 ). Пророк Иеремия не иначе представляет служение на высотах, как грехом ( Иер.3:2 ; Иер.17:3 и др.). Один из иудейских пророков явился, в свое время, к царю Иеровоаму с порицанием и осуждением нововведенному этим царем культу ( 3Цар. 13:1–5 ). Также осуждают высоты и пророки царства Израильского, например, Осия ( Ос.4:15 ) и Амос ( Ам.4:4 , Ам.5:5 ) Пророк Амос угрожает Израильтянам за множество жертвенников ( Ам.8:14 ) и предсказывает высотам разрушение и опустошение ( Ам.7:9 ). Особенно же сильно звучит нерасположение к высотам у прор. Осии ( Ос.4:15 ), когда он главную высоту Вефиль («дом Божий») называет Вефавен («дом непотребства»). Таким образом, пророки времени после построения Соломонова храма восстают против жертвоприношений на высотах, осуждают их 42 . Чем же обусловливается такое различие во взглядах пророков на высоты до и после построения храма? Основания сего различия мы можем находить в замечании автора 3Цар., касающемся первых годов царствования Соломона: «народ еще приносил жертвы на высотах, ибо (евр. , греч. LXX – τι, Yulg – enim, сирск.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

дворца. Лишь малая часть населения осталась в городе ( 4Цар. 24:12–16 ). Иехония, согласно вавил. летописям, был пленен 16 марта 597 г. до Р.Х.; отправили же его в Вавилон лишь в апреле след. года ( 2Пар. 36:10 ; Иез. 40:1 ). Этим, вероятно, объясняется датирование пленения Иехонии в одном случае восьмым ( 4Цар. 24:12 ), а в другом – седьмым годом правления Навуходоносора ( Иер. 52:28 ). Трудно сказать, были ли 3023 иудея, названные в Иер. 52:28 , отдельной группой переселенцев или составляли лишь часть предыдущей группы. Захватив и разрушив в 587 г. до Р.Х. Иерусалим, Навузардан выселил почти всех оставшихся в живых жителей города, за искл. тех, кто был предназначен для работ в поле ( 4Цар. 25:11 ; 2Пар. 36:20 ; Иер. 39:9 ; Иер. 52:15 ); 832 человека, упомянутые в Иер. 52:29 , были, видимо, депортированы первыми, еще до падения Иерусалима. Между тем, не вся страна была разорена и не все ее жители были выселены. Некоторые города, в т.ч. Массифа ( Иер. 40:6 ), видимо, сдались вавилонянам без сопротивления и поэтому были пощажены. кроме того, по стране были разбросаны остатки евр. войска, ушедшие затем в Египет ( Иер. 43:4–7 ). В 582 г. Навузардан отвел в Вавилон еще одну группу евреев численностью в 745 человек ( Иер. 52:30 ). Указ. число – 4600 человек – нельзя рассматривать в качестве общего числа депортированных (даже если учитывать людей, которые позже вернулись из П. и которые, в свою очередь, составили лишь часть всех угнанных в П.). IV. После того как Вавилон был захвачен персами, Кир в 538 г. до Р.Х. разрешил жившим в П. евреям возвратиться на родину ( 2Пар. 36:22 ; 1Езд. 1:1–4 ). Вначале этим разрешением воспользовались 42 360 членов евр. общины, а также 7337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц ( 1Езд. 2:64 ). Часть евреев решила остаться в местах высылки (см. Есфирь; Зах. 6:10 ; Деян. 2:9 ; ср. ⇒ Рассеяние). Вавил. П. продолжался не 70 лет, как часто считают, а меньше. Пророчества в Иер. 25:11 ; Иер. 29вовсе не говорят о продолжительности П.; они определяют время существования Нововавилонского царства 70 годами, что вполне соответствует периоду 605–539 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Дело дошло до того, что много иудеев, подданных Ахаза, были захвачены врагами и вместе со своими женами и детьми переселены в Самарию: только пророк Одед убедил израильтян освободить иудеев от плена. Кроме идумеев, сирийцев и израильтян, на Иудею в правление Ахаза нападали и филистимляне ( 2Пар.28:18 ). При этом царе Исаией сказаны речи, содержащиеся в 7, 8, 9, 10 (ст. 1–4), 14 (28–32 ст.) и 17 гл., а также, быть может, в гл. 1 и 10, ст. 5–12. В этих речах Исаия порицал политику Ахаза, обратившегося за помощью против своих врагов к ассирийскому царю Феглаффелассару (или Тиглат-Пилезеру III). Он предсказывал, что эти ассирийцы в конце концов замыслят подчинить себе иудейское царство и что только Мессия – Еммануил унизит их гордость и сокрушит их силу. Касаясь внутренней жизни иудейского государства при Ахазе, Исаия обличал в правителях народа отсутствие правосудия, а в народе – увеличившуюся распущенность нравов. Езекия, сын Ахаза, ( 4Цар.18 – 4Цар.20 и 2Пар.292Пар.32:1 ), правил государством Иудейским 29 лет (от 727 до 698 г. до Р. Х.). Езекия был очень благочестивый и богобоязненный государь ( 4Цар.18:3, 5, 7 ) и заботился о восстановлении истинного богослужения, по уставам Моисеевым ( 4Цар.18:4, 22 ). Хотя сначала его окружали люди, мало понимавшие сущность теократического устройства еврейского государства и склонявшие царя к заключению союзов с иностранными государями, но потом, под влиянием пророка Исаии, Езекия утвердился в той мысли, что единая крепкая опора для его государства – есть Сам Всевышний. Во время нашествия Сеннахирима на Иудею Езекия посылает послов к Исаии за советом, и пророк утешает царя обещанием божественной помощи. На время Езекии падают речи Исаии, содержащиеся в гл. 22, 28–33, а также главы 36–39 и, наконец, может быть, весь второй отдел книги Исаии (40–66 гл.). Кроме того, к этому времени относятся пророчества на иноземные народы в гл. 15, 16, 18–20 и, может быть, в 21 (11–17 ст.) и 23 гл. К самому концу царствования Езекии относятся речи, заключающиеся в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29     О книгах Паралипоменон Название книг . Следующие в греческой Библии за кн. Царств две книги Паралипоменон составляют в древнем (Иосиф Флавий. Против Аппиона 1:8; Ориген у Евсевия. Церковная История VI, 25) и современном еврейском тексте одну, известную под именем «дибрей гайомим» и отнесенную не к историческим книгам, но к так называемым «ктувим» (греч.: «агиографам»), т.е. «писаниям». Еврейское наименование, перед которым, согласно указанию ( 3Цар.14:19,29 ; 3Цар.15:7,23 ), должно стоять слово «сефер» (книга), буквально значит: «книга ежедневных событий», соответствует нашему «Летопись», т.е. указывает на форму изложения материала, а включение книги в состав раздела «ктувим» объясняется, как думают, ее увещательным характером. Надписание «дибрей гайомим» вполне точно передается в латинском переводе блаж. Иеронима термином «Libri Chronicorum», но в греческом тексте заменяется совершенно иным « Παραλιπομνων βασιλων Ιοδα». Возникновение греческого наименования объясняют тем, что ко времени перевода изданная книга не имела в еврейской Библии определенного названия, и потому LXX, видя в ней восполнение, добавление к книгам Царств (Synopsis scripturae sanctae, In Atnanasii op. II, p. 83; блаж. Иероним – послание к Павлику; Исидор Севилыжий, Origin, lib. VI, с. 1), усвоили ей данное имя. С новым названием кн. Паралипоменон получила у LXX и новое деление: одна книга еврейского текста разделена у них на две, по всей вероятности, в подражание делению книг Царств. Как в них для истории царствования Давида отведена 2-ая кн., и с 3-ей начинается история правления Соломона, так точно и в книге Паралипоменон повествования о делах этих двух царей помещаются в различных книгах: в конце первой о делах Давида, с начала второй – о делах Соломона. Время написания книг и автор . Как видно из упоминания об указе Кира, разрешившем возвращение евреям на родину ( 2Пар.36:22,23 ), а также персидских названий монет ( 1Пар.29:7 ) и мер ( 2Пар.3:3 ), кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По ассирийским надписям Озия был еще жив около 742–740 гг.; между тем по Библии (если считать годом падения Самарии 722-й) годом его смерти был 760–658 (см. выше, стр. 174). Однако, кажется, возможен исход из подобного затруднения, именно если допустить, что Озия, будучи поражен проказой, перестал управлять (ср. 2Пар.26:21 ), но царем продолжал считаться; если, далее, Иоафам также сделал своим соправителем Ахаза, и последний управлял самостоятельно не 16 лет ( 4Цар.16:2 ), а только лет 6–7. В таком случае начало совместного с Иоафамом царствования Ахаза относилось бы приблизительно к 743 году (722-й – 6-ой год Езекии; 728-ой–727-ой – последний год Ахаза; 727+16==743) 208 ; начало же единоличного управления Ахаза к 732 году, т. е. ко времени похода Феглаффелласара на Израиля при Факее ( 4Цар.15:29 ) 209 . – Сама Библия дает основание предполагать соцарствования. Так, об Иоафаме в 2Пар.26:21 говорится, что он «управлял народом земли», когда Озия был поражен проказой. Затем по 4Цар.15:30 Осия израильский воцарился в 20-й год Иоафама, а по 4Цар.17:1 в 12-й год Ахаза; следовательно, несколько лет Иоафама совпадали с несколькими годами Ахаза, – только не 12 лет, а, вероятно, лет 8–9, потому что Иоафам царствовал не 20 лет, а 16 – см. 15:33; и потому излишек 20–16==4 года должен падать уже на правление Ахаза единоличное. При допущении 8–9 лет совместного правления Ахаза и Иоафама 4Цар.15:30 находится в полном согласии с 17:1, равно как с другими местами, напр. с 18:10 210 или с 18:1, с 16:1 211 . При совместности царствований понятна была бы причина и того как бы противоречивого впечатления, какое выносится из Библии относительно времени похода Феглаффелласара. Судя по словам 4Цар.15:37 : «в те дни, т. е. дни Иоафама, начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя сирийского, и Факея, сына Ремалиина», естественно заключить, что поход Феглаффелласара, призванного Ахазом против Рецина и Факея, был в начале царствования Ахаза, т. е. не был отдален по времени от конца царствования Иоафама.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Брат мой» (ст. 13) в обращениии Хирама к Соломону – не выражение интимности, а язык дипломатических сношений государей древних (ср. 3Цар.20:32 ; 1Мак.10:18,11:30 ). Во ( 2Пар.8:2 ) говорится, напротив, о том, что Хирам дал города Соломону и что последний обустроил их и поселил в них израильтян. Здесь же (ст. 14) – только о 120 талантах золота, присланных Хирамом Соломону. 3Цар.9:15 .  Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер. 3Цар.9:16 .  Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой. 3Цар.9:17 .  И построил Соломон Газер и нижний Бефорон, Причина как материальной зависимости Соломона от Хирама, так и тяжкой подати, какую Соломон возложил на народ, была одна и та же: множество предпринятых им построек; причем выражение «построить» (бана) в приложении к целым городам, иногда давно уже существовавшим и ранее, может означать простую поправку, реставрацию, укрепление города. Так, Соломон построил, кроме храма и дворца, еще Милло, и стену Иерусалимскую, и Гацор, Мегиддо и Гезер (ст. 15). «Милло» (LXX: Μελ κα τν κραν, слав.: «Мелон и краеградие») – насыпь, вал, но также и крепость (какая, напр., была в Сихеме), ( Суд.9:6,20 ); в Иерусалиме еще Давид основал такую крепость, может быть, укрепил бывшую еще у иевусеев ( 2Цар.5:9 ; 1Пар.11:8 ), Соломон же, по-видимому, не раз предпринимал реставрацию этих укреплений ( 3Цар.9:15,24,11:27 ); вместе с тем, он укрепил и, может быть, расширил стену Иерусалима ( 3Цар.3:1 ). «Гацор», LXX: Ασσορ, слав.: «Асур», – город в Неффалимовом колене ( Нав.19:36 ), некогда столица хананейского царя Иавина ( Нав.11:1 ; Суд.4:2 ), «Мегиддо» (ср. 3Цар.4:12 ) – важный стратегический пункт при входе в долину Изреель, ключ средней и северной Палестины. «Газер» или Гезер (LXX: Γαζερ, Εσερ) – левитский город на западной границе колена Ефремова, близ Средиземного моря; некогда завоеванный Иисусом Навином ( Нав.10:33,12:12,16:3 ), не был удержан евреями ( Суд.1:29 ) и находился во владении хананеев до тех пор, пока (ст. 16) Фараон – тесть Соломона, может быть, Рамзес Миамун (по предположению Клерика) – не отнял его у хананеев и не отдал Соломону в качестве приданого за дочерью (теперь Tell-Gezer) (ст. 17). Соломон обстроил Гезер и близ него лежавший Вефорон (Бет-хорон, Βαιθωρν), называемый нижним; в ( Нав.16:5,21:22 ) упомянут Вефорон верхний, а по ( 2Пар.8:5 ) Соломон обстроил оба Вефорона, верхний и нижний, – тот и другой в колене Ефремовом, теперь Belt-Ur (Robinson. Palastin, III, 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010