377 Это до некоторой степени вынужденное и неполное включение Вениаминова колена в состав иудейского царства и может быть причиною того, почему о нем не говорится прежде разделения царства, что оно останется за домом Давидовым, и почему в самой истории разделения говорится, что только колено Иудино (все) осталось за этим домом. Дальнейшие взаимные отношения обоих царств Теперь происшедшее разделение царства, закрепленное вскоре религиозною реформою, окончательное: образовавшиеся два царства не соединяются уже в одно целое до падения того и другого из них. Лучшие люди того и другого из них оплакивают это разделение и надеются на прекращение его в будущем ( Ос.2:21; 3:5 ; Ам.9:11 ). Известны случаи более или менее значительных переселений из израильского царства в иудейское, напр. при Ровоаме ( 2Пар.11:13,16 ) и Асе (15:9). Цари того и другого царства воюют между собою, причем относительно первых царей можно думать, что они имеют в виду подчинить себе каждый царство другого и, быть может, даже слить его со своим. Так можно думать, по крайней мере, об Авии, царе иудейском ( 2Пар.13:3–12 ). Но действительные успехи царей на войне не идут далее подчинения тех или других областей того или другого царства ( 2Пар.13:19 ; 3Цар.15:17 ). Относительно позднейших царей, по крайней мере, израильских трудно даже сказать, имели ли они в виду соединить иудейское царство со своим израильским. Иоас, царь израильский, берет в плен Амасию, царя иудейского, завоевывает Иерусалим, – остается, по-видимому, лишь присоединить иудейское царство к израильскому; вместо этого он разрушает часть стены иерусалимской, берет добычу и заложников и оставляет Амасию царствовать ( 4Цар.14:8–14,19 ; 2Пар.25:17–24 ). Факей предпринимает поход против иудейского царства не с тем, чтобы соединить его со своим царством, а чтобы низвергнуть с иудейского престола дом Давидов и возвести на него некоего сына Тавеилова ( 4Цар.16:5 ; Ис.7:6 ), быть может, одного из потомков царского дома в Сирии, происходившего от Тавримона ( 3Цар.15:18 ). После разрушения израильского царства некоторые иудейские цари стараются объединить оставшихся в Палестине израильтян с иудеями в религиозном отношении; но их приглашения принять участие в религиозных празднествах в Иерусалиме не у всех израильтян встречают радушный прием ( 2Цар.30:10,11; 34:9,33 ). В плену вавилонском иудеи встречаются с израильтянами и некоторые из последних возвращаются вместе с первыми в Палестину и составляют, таким образом, во исполнение пророчеств, один народ иудейский ( 1Ездр.2:27–29 ). Но и прежние разделение и вражда между иудеями и израильтянами проявляются и существуют и теперь в разделении и вражде между иудеями и самарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел из 27 – 29 глав, заключающий в себе пророчества Иеремии о подчинении и порабощении Иудеев и других народов Навуходоносору (27 – 28 гл.) и письмо Иеремии вавилонским пленникам (29 гл.) о мирной немятежной жизни их в Вавилоне и об окончании плена чрез 70 лет (29:10), возбуждает критические сомнения, как и предыдущий отдел (25:11–14), своими ясными богодухновенными пророчествами о будущих событиях. Не отвергая подлинности всех этих пророчеств вообще, носящих ясные следы эпохи Иеремии (напр. 27:1–3, 19–21, 28:1, 29:1–3, 21–31), критики 68 признают лишь значительную «порчу» их текста, считая позднейшими «интерполяциями» детальные и ясные (особ. 27:7, 16–22, 29:10) их пророчества. Но уже выше было сказано, что при Данииле, современнике Иеремии, существовали (в 29:10) мнимые «интерполяции» и считались подлинными богодухновенными пророчествами Иеремии ( Дан.9:2–5 ), также и при Ездре ( 2Пар.36:21–22 , 1Ездр.1:1–3 ). В доказательство «порчи» текста рассматриваемого отдела критики ссылаются на орфографию здесь некоторых собственных имен. Так, здесь пишутся: (27:1, 28:5, 10, 12, 15, 29:1), вместо (1:1, 21:1 и др.) – обычного правописания имени пророка; также: (27:12, 28:1, 29:3), вместо (37:1, 3, 38:5, 14), обычного правописания имени иудейского царя Седекии. Но относительно правописания имени Иеремии должно заметить, что оно не в этих только главах таковое (), а. еще встречается в 1Ездр.1:1 69 . Замечательно, что это же правописание находится и у Даниила (9:2), т. e. y писателей, несомненно знавших и читавших книгу Иеремии, именно рассматриваемый ее отдел (особ. Иер.29:10 ). Стало быть, мнимая «интерполяция» имени пророка относится к очень и очень отдаленной эпохе Даниила и Ездры... Кроме того, имя Иеремии встречается здесь и с полным правописанием (28:12, 29:27, 29:30). Имя Седекии встречается часто в рассматриваемом отделе также в обоих правописаниях: сокращенном (27:12, 28:1, 28:3) и полном (29:21–22). Таким образом, и это правописание (встречающееся еще у Иер.49:34 ) ничего не доказывает. Прилагается, еще говорят возражающие критики, к имени Иеремии в этих главах название «пророк – » (28:5–6, 10, 29:1, 15). Но это название в рассматриваемых главах нужно было для противопоставления Иеремии ложным пророкам. При том часто и без этого названия употребляется имя Иеремии (27:1, 28:12, 29:27, 30). И конечно с названием «пророк» оно употребляется многократно в других отделах его книги, а потому подобное словосочетание ничего не доказывает, никакой интерполяции не предполагает (ср. Иер.20:2, 25:2, 32:2, 34:6 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

События, о которых повествуется в книгах Паралипоменон, относятся к истории сначала всего еврейского народа, особенно при Давиде и Соломоне, а потом к той части его, которую составляло иудейское царство. Содержание разделяется на четыре части: 1Пар. 1 – 9 ; 1Пар. 10 – 29 ; 2Пар. 1 – 9 ; 2Пар. 10 – 36 . В первой части (l Пар 1 – 9) приводятся генеалогические таблицы израильтян, начиная с Адама – родоначальника всего человечества, до Давида; во второй части ( 1Пар. 10 – 29 ) излагается история царствования Давида (от смерти Саула до вступления на престол Соломона); в третьей части ( 2Пар. 1 – 9 ) описывается история царствования Соломона и в четвертой части ( 2Пар. 10 – 36 ) история преемников Соломона и царства иудейского до возвращения иудеев из плена вавилонского, по указу Кира от 538 г. до Р. Х. А. 1Пар 1 – 9 . В генеалогиях израильского народа приводятся имена главнейших потомков двенадцати колен израилевых, но особенно подробно излагается родословие трех колен: колена Иудина до Давида и после него (всех царей иудейского царства) и колен Левиина и Вениаминова. Эти генеалогии являются своего рода вехами, которые соединяют воедино всю предшествующую библейскую историю от Адама до Давида. Б. 1Пар. 10 – 29 . История царствования Давида начинается с повествования о последних днях жизни Саула и его погребении (l Пар. 10; ср. 1Цар. 31 ); опускаются печальная история гонений Саула на Давида (описанная в 1 Цар.) и семилетнее царствование Давида над одним коленом Иудиным в Хевроне (изложенное во 2Цар. 1 – 4 ). Писатель повествование о Давиде начинает рассказом об избрании и помазании его в царя над всем Израилем и восхвалением его знаменитых друзей и сподвижников (глл. 11 – 12). Списывая далее деяния Давида как царя всего Израиля, писатель останавливает свое внимание преимущественно на тех из них, которые имеют отношение к общественному богослужению. Первым таким деянием Давида было перенесение Ковчега Завета из Кириафиарима на Сион (глл. 13 – 15); далее приводится псалом, составленный Давидом по этому поводу (гл. 16), затем следуют рассказы о запрещении Давиду, как мужу крови, строить Храм Богу (17 гл.), о войнах Давида с аммонитянами, филистимлянами и другими народами (глл. 18 – 20); при этом история грехопадения Давида с Вирсавией опускается, а следующий рассказ повествует об исчислении народа (21 гл.). Писатель останавливается на казни, постигшей за это горделивое деяние Давида. Это событие послужило поводом к завещанию Давида Соломону о построении храма и обратило к этому все его мысли и заботы. Изображая Давида инициатором построения будущего храма и организатором храмового богослужения, автор подробно описывает приготовления Давида к построению храма: заготовление материалов, организацию служения священников и левитов. Подробная речь об этом занимает последние семь глав 1 книги Паралипоменон (22 – 29). Повествование о Давиде заканчивается сказанием о его смерти и воцарении Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Ср. ( 3Цар.11:41–43 ). Падение Соломона и суд Божий над ним и домом Божиим, о чем рассказывает 3-я книга Царств ( 3Цар.11:1–40 ), не входят в повествования 2 Паралипоменон: летописный характер книг Паралипоменон и особая цель этих книг, по-видимому, не допускали включения в повествование упомянутого материала (подобно как политические придворные происшествия, рассказанные в 1–11 главах 3 Царств, не вошли в кн. Паралипоменон) 4 . Летописный и документальный характер книг Паралипоменон отмечается здесь (ст. 29) подробным указанием трудов известных пророков – историографов; Нафана, Ахии, Иеддо, тогда как в параллельном стихе ( 3Цар.11:41 ) названа лишь вообще «книга дел Соломоновых». «Пророк Нафан принадлежит к числу тех лиц, о которых в кн. Паралипоменон не раз упоминается, но писания которых не дошли до нас. О пророке Нафане упоминается во ( 2Цар.7:2–17 ; 3Цар.1:8–45 ; Пс.50:1 ; 1Пар.17:1–15,29:29 ; 2Пар.9:29,29:25 ). Из этих мест видно, что он имел значительное влияние как на политические, так и на церковные дела» (проф. Гуляев «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 514–515). Ахия Силомлянин известен только по предсказаниям: о разделении еврейского царства на два ( 3Цар.11:29–39 ) и о гибели дома Иеровоама ( 3Цар.14:4–16 ; 2Пар.10:15 ); кроме того, согласно данному месту, составлял летописи. Последнее известно и о Иеддо, упоминаемом еще во ( 2Пар.12:15,13:22 ). Главы 11–36, образующие вторую и большую часть второй книги Паралипоменон, содержат повествование о всех царях Иудейского царства с момента отделения от него Израильского и до падения первого с Вавилонским пленом. 4 Именно особый характер и цель повествования кн. Паралипоменон, а не произвольное тенденциозное искажение древних записей послепленным писателем, как полагает, например, J. Wellhausen, послужили причиной отмеченных разностей в повествовании З Царств и 2 Паралипоменон о царствовании Соломона. По Велльгаузену (Wellhausen J., Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1886, S.S. 192–193), напротив, во 2 Паралипоменон «древний образ (царствования Соломона) так затушеван, что уничтожены все темные и неприятные черты и взамен того вставлены новые и блестящие краски не в духе оригинала, но во вкусе времени: священники левиты, огонь с неба, исполнение всей правды закона и много музыки, кроме того, всякие легендарные анахронизмы и преувеличения. Материал «предания является преломленным о чуждую среду – дух послепленного Иудейства».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9:4–6 Происхождение переселенцев из числа потомков Иуды прослежено до его сыновей (см. ком. к 2,3–9): Фареса (9,4), Силома (9,5), если предположить, что «Шилон искаженное написание имени «Силом», ср. 2,3; 4,21–23 и Чис. 26,20 ) и Зары (9,6). 9:7–9 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,7–9 . 9:10–13 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,10–14 . 9 начальствующий в доме Божием. Родословие первосвященников ранее уже было прослежено летописцем (ср. 6,12–15). 9:14–16 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,15–18 . 9:15–16 сын Асафа... сын Идифуна. Названные левиты были начальствующими над певцами (6,39; 16,41). 9 в селениях Нетофафских. Нетофаф город поблизости от Вифлеема ( Неем. 7,26; 12,28 ). 9:17–21 Неем. 11,19. См. также перечень привратников в 26,1–19. Здесь же названы поколения привратников вплоть до времен Давида (ср. 26,2–14). 9:22–27 были на страже у ворот. Летописец рассказывает о распределении обязанностей между привратниками. Для скинии Давида требовалось по двадцать четыре привратника в каждую из трех, дежуривших в течение суток, смен. Дежурство между привратниками распределялось по жребию (26,12–18). 9:28–34 На левитов был возложен целый ряд обязанностей по обеспечению храмового богослужения. Освобождены от них были только музыканты-певцы (см. ком. к 15,16–24). 1Пар. 9,35 2Пар. 9,3 . Объединенное царство. Определив посредством родословных перечней, кого следует считать представителями народа Божиего, а также описав его племенное устройство и то, какие земли он населял, летописец переходит к повествованию об объединенном царстве. Рассказав о Сауле (9,35 –10,14), он сосредоточивается на царствованиях Давида (11,1 29,30) и Соломона ( 2Пар. 1,1–9,31 ). 910,14 В отличие от книг Царств, подробно повествующих о возвышении и падении Саула, летописец ограничивается пересказом его родословия (9,35–44) и сообщением о том, как власть от Саула перешла к Давиду (10,1–14). 9:35–44 См. ком. к 8,29–40. 9 Мериббаал. Мериб-Баал. Древнееврейский (масоретский) текст содержит иное написание этого имени Мерибаал (Мериб-Баал, см. ком. к 8,34). Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

От похоти плоти (ст. 3) и похоти очес (ст. 3) Екклесиаст переходит к гордости житейской, ст. 7, 8. Важнейшее из средств к достижению всевозможного рода наслаждений и приятной чувственной жизни состоит в богатстве, в обладании – в обладали как личностями, так и стадами и сокровищами. Восточный властелин находил величайшую приятность первее всего в том, чтобы видеть многочисленную прислугу, толпящуюся около его гордой личности. Кроме «слуг» и «служанок», Екклесиаст приобрел «домочадцев», . Последние отличаются от первых тем, что они хотя также рабы, но рождены уже в доме господина своего, от брачных связей прежних рабов и рабынь, приобретенных ценою денег (ср. Быт.15:13 ); потому чаше они называются , «рожденные в доме» ( Быт.14:14; 17:12, 13, 23, 27 ; Иер.2:14), в противоположность , «купленный за серебро» ( Быт.17:12, 13, 23, 27 ). Так как домочадцы рождались в доме господина своего, то они, естественно, отличались большею верностью и привязанностью к последнему, нежели прочие рабы, приобретенные со стороны, а потому составляли для господ своих самое дорогое приобретение. О многочисленной, прислуге Соломона говорится в 3Цар.4:26, 27; 10, 5 ; 2Пар.9:25 . Вместе с приобретением рабов и рабынь, Екклесиаст приобретает многочисленные стада и собирает бесчисленные сокровища, серебро, золото и пр. О стадах Давида говорятся во 2Пар.27:29 и д.; о стадах Соломона – в 3Цар.5:3 (в Слав.4:23); 8:63. Сокровища Соломон собрал частью посредством податей и кораблеплавания ( 3Цар.9:28–10:14 ), частью посредством доброхотных подарков дружественных иностранцев ( 3Цар.9:14; 10:10, 25 ); довольно того, что на золото и серебро смотрели по времени Соломона как «на камни» ( 3Цар.10:27 ; 2Пар.1:15; 9:20 ). Под «царями» разумеются те, о которых говорится в 3Цар.3:1 (по слав. т. 4:21; 10:15); а под «областями» – те двенадцать округов, на которые. Соломон разделил всю страну свою ( 3Цар.4:6 и д.). Екклесиаст, завел, у себя «певцов и певиц». Пение разумеется, не храмовое, но то, которое служило к увеселению пирующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

24 Глава семейства наравне с меньшим братом своим. В данном случае летописец видимо имеет в виду противоречия, возникшие между священническими семьями в современную ему эпоху. Установленное при Давиде равноправие всех семей должно было послужить примером восстановленной общине (см. ком. к 24,5). Глава 25 25:1–31 Здесь летописец в очередной раз свидетельствует о своем интересе к богослужебным музыке и пению (см. ком. к 15,16–24). 25 начальники войска. Упоминание о том, что Давид делал свои назначения совместно с военачальниками (ср. 11,10; 12,32), должно было придать этим назначениям больший авторитет в глазах членов восстановленной общины. чтобы они провещавали. Летописец неоднократно представляет служителей храма в роли пророков ( 2Пар. 20,14–17; 24,19–22; 29,30; 35,15 ; ср. 4Цар. 23,2 ; 2Пар. 34,30 ). Тем самым он выражает свою уверенность в том, что священникам предстоит сыграть видную роль в восстановлении царства ( Зах. 6,9–15 ). 25 бросили они жребий о череде служения. См. ком. к 24,5 и 24,31. 25:9–31 первый жребий... двадцать четвертый. См. ком. к 24,7–18. Глава 26 26:1–19 распределение привратников. Обязанности привратников описаны в 9,22–29. 26 Сыновья Овед-Едома. См. ком. к 13,13. 26 потому что Бог благословил его. Летописец неоднократно указывает на многочисленное потомство как на знак Божиего благословения (см. ком. к 13,13). 26:13–16 жребии... жребий. О бросании жребия см. ком. к 24,5. 26 на восток. Восточные ворота были главным входом в храм и охранялись шестью левитами (26,17). 26 Овед-Едому на юг. Через Южные ворота в храм входил царь; таким образом Овед-Едому выпала большая честь (26,4.5). 26:20–32 Левиты. Левиты были назначены на служение как в храме (26,20–28), так и за пределами Иерусалима (26,29–32). 26:20–28 смотрели за сокровищами. Речь идет о сокровищах храма (29,6–9; 2Пар. 4,1–22; 34,9–11; 36,7.10.18.19 ). На левитов возлагалась обязанность собирать их и следить за их сохранностью. 26:26–28 Давид... Самуил... Саул... Авенир... Иоав. Очевидно, что летописец называет не все пожертвования в храмовую сокровищницу, а только те из них, которые были сделаны наиболее известными людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гора Цемараим (LXX» Σομρων Σομαρμ, слав.: «Сомори», Vulgata: Somenon) в горах Ефремовых (ст. 4), вероятно, лежала вблизи города этого имени в уделе Вениаминовом (( Нав.18:22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 110) упоминание этой горы в ряду гор Ефремовых и путь, по которому Авия преследовал Иеровоама, показывает, что она была на границе Ефремова и Вениаминова колен (теперь Сумра, Onomasticon, 861), а войско израильское было расположено к востоку от него (см. у проф. Гуляева, «Исторические книги», с. 524). Завет соли (LXX: διαθκη λς, Vulgata: pactum salis), т.е. вечный (как слав.-русск.) встречается в Библии два раза: здесь и в ( Чис.18:19 ) (ср. ( Лев.2:13 )), где идет речь о вечном завете Иеговы со священством народа Божия (ср. «Толковую Библию», т. I, с. 549). В обоих случаях значение образного выражения можно объяснить из свойства соли, которая предохраняет жизненные припасы от порчи. Арабы и теперь, заключая договоры между собой, подтверждают их вкушением хлеба и соли (см. у проф. Гуляева, цит. м.). Таким образом «соль» служила подходящим символом завета Иеговы с народом израильским, причем общее выражение этот завет находил в жертве, отсюда обязательное употребление соли при всякой жертве ( Лев.2:13 ). В частности, этот завет выражался в богоучрежденном священстве ( Чис.18:19 ) и в теократической царской власти ( 2Пар.13:5 ). Ровоам называется (ст. 7) «молодым и слабым сердцем» не в силу действительной маловозрастности его (при вступлении на царство ему был уже 41 год), ( 3Цар.14:21 ; 2Пар.12:13 ), а по неопытности в государственном управлении (см. «Толковая Библия», т. II, с. 424). Об изгнании священников Иеговы (ст. 9) из Израильского царства см. ( 2Пар.11:14–15 ) (ср. ( 3Цар.12:31 )). Относительно поставления новых священников Авия укоряет израильтян не за незаконность способа поставления священников, способ посвящения, здесь указанный, не отличается от указанного в ( Исх.29:1–9 ) и ( Лев.8:1–13 ) посвящения священников рода Ааронова, а за то, что в десятиколенном царстве посвящение совершалось не во имя Иеговы и посвящались лица, не принадлежащие к избранному роду Аарона и вообще не из колена Левиина (( 3Цар.12:31 ); ср. далее стих 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но сличая многие другие библейские указания на притвор храма, мы приходим к противоположному заключению, что притвор был закрытою частию храма (см. притвор на рис. 39, стр. 251): а) Именем Улам или притвор в описании дворца Соломона ( 3Цар.7:1–10 ) называются такие отделения или залы, которые и по своим размерам (50 локтей длины на 30 ширины) и по своему назначению (зала тронная, судилище) не могли быть открытыми галереями, б) В описании 3Цар.6:29–30 ; 2Пар.3:4 притвор храма представляется украшенным стенными изображениями херувимов и пальм, а в 2Пар.29:7 даже с заключенными дверьми (при Ахазе); но того и другого не могло бы быть при отсутствии полных стен в притворе. Пророк Иезекииль ( Иез.40:48 , по LXX) полагает широту двери притвора в 14 локтей и дает притвору окна ( Иез.41:26 ). в) Наконец закрытый вид притвора встречаем во втором иерусалимском храме 80 . В описании пророка Иезекииля ( Иез.40:9 ) с притвором соединяется лестница, приводившая к нему со двора и имевшая 10 ступеней, во втором храме 12 (Josephus Flavius. «Bellum Judaicum». V, 5:4). Новейшие исследователи выводят разные заключения из самого существования этой лестницы. Особенно же присутствие этой лестницы подавало повод к сближению храма Соломонова с памятниками мидоперсидской архитектуры, отличавшимися высокими основаниями и цоколями (Гринейзен). Мы думаем однакож, что такие второстепенные части здания, как платформы, цоколи с лестницами, не могут характеризовать собою все здание и устанавливать сходство или несходство данного памятника с произведениями архитектур других народов 81 . Ниже мы озаботимся показать действительное отношение архитектуры Соломонова храма к другим древнеязыческим храмам. Здесь же нам достаточно заметить, что возвышенная платформа для храма, как места Богоявления среди народа, могла иметь для себя достаточное основание в воспоминании Синая, с вершины которого Бог говорил Моисею. На входной широкой лестнице, ведущей к притвору, на несколько ступеней ниже грунта притвора, по ту и другую сторону лестницы, стояли одна против другой, на особых основаниях, две монументальных колонны, как видно из их довольно подробного описания в разных книгах ( 3Цар.7:15–22 ; 2Пар.3:15–17, 4:12–13 ; Иер.52:20–23 ; Иез.40:48–49 ), обращавшие на себя большое внимание по своим формам и своему значению.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

церковию, которая в своих суждениях и определениях руководствуется как св. Писанием, так и постановлениями соборов, и святоотеческими мнениями (711 а –713 а ). 3) Св. Писание само по себе не может быть судьею в деле вере ни по своей букве, ни по смыслу. Буквальное понимание Слова Божия часто приводит толкователей к неправым мнениям и заблуждениям. Так, Ветхозаветные Евреи, привязанные к букве св. Писания, не уразумели в нем Христа, о Котором прикровенно возвещали Моисей и пророки ( 2Кор.3:14 ). И в христианской церкви некоторые еретики отступили от истины именно вследствие внешнего, буквального толкования св. Писания. Между тем правильный и истинный смысл последнего часто бывает от нас сокрыт и недоступен нам. Само св. Писание иногда свидетельствует о неясности и трудности его понимания: 2Пет.3:15–16 ; Лк.24:27 ; Деян.8:31 ; Мф.13:36, 16:11 ; Лк.18:34 ; Мф.24:15 ; Пс.118:18, 34, 135 (713 а –716 а ). В пояснение этого свойства св. Писания можно указать на следующие его особенности. В св. Писании немало содержится кажущихся противоречий, затрудняющих его понимание, напр., Быт.15:13 ; Деян.7:6 ; Гал.3:17 ; Быт.32:30 и Ин.1:18 ; Исх.20:5 и Иез.18:20 ; Исх.20:20 и Лк.14:26 ; Втор.6:13 и Мф.5:34 и др. Иногда слова св. Писания вызывают в читателе сомнения и допускают различные толкования: Мф.6:9 ; Кол. 1:15; – 16:18; Евр.1:6, 6:4–6 ; 1Кор.15:29 . Часто делается в св. Писании переход от буквального смысла к таинственному, от предметов вещественных к духовным: Исх.7:1–14, 14:1–12 ; Пс.71:11, 17 ; Ин.6:26, 27 ; Лк.13:4–5 . Неясность св. Писания зависит также и от того, что многие книги Ветхозаветного Слова Божия не сохранились до нашего времени и известны только по именам: Чис.21:14 ; Нав.1:13 ; 3Цар.11:41, 14:19 ; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:29 ; 2Пар.9:29, 20:34 и др. (716 а –723 а ). 4) Как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной церкви все дела о вере решались не св. Писанием, а живым голосом иерархических лиц, руководивших религиозно-нравственным воспитанием народа. Для разбирательства распрей и несогласий между Евреями со времени Моисея существовали суды – меньшие и большие, о них упоминается: Втор.17:8–12, 16:18–19 ; 2Цар.19:4, 5, 8 ; Исх.18:19–24 ; Чис.11:16–17, 24–25 ; Мф.2:3–6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010