«Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» Дан. 9:19 .   Если не считать замечания Meinhold′a: «Молитва IX гл. кн. Даниила совпадает с молитвами кн. Ездры и Неемии; но на чьей стороне старшинство, неизвестно, а потому совпадением не доказывается ни послепленное происхождение данного отрывка, ни его возникновение в период плена 1 », то остальные экзегеты допускают троякое объяснение сходства: молитва Даниила послужила образцом для молитв кн. Ездры и Неемии 2 ; они являются ее прототипом, и, в-третьих, все молитвы воспроизводят один общий оригинал 3 . Первое и даже третье объяснение благоприятствуют библейскому взгляду на принадлежность молитвы IX гл. пр. Даниилу, но сами нуждаются в подтверждении, чего в литературе не имеется. Второе же, относящее происхождение молитвы IX гл. к периоду после Ездры и Неемии, в мотивированном виде предложено Вауег′ом. Зависимость молитв IX гл. кн. Даниила от молитв кн. Ездры – Неемии и Паралипоменон, доказывается, по его словам, тем характерным фактом, что свойственные ей обороты и выражения чужды языку кн. Даниила и наоборот составляют обычное явление для наречия хрониста – автора трех последних книг. Таково прежде всего обращение 9:4 «молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои». Кроме данного места, у Даниила оно не встречается ни в полном составе, ни в сокращении. У хрониста же, помимо Неем. 1:5 , мы имеем его с прибавкой «гагиббор» – сильный в Неем. 9:32 . Равным образом и средняя часть обращения, слова «хранящий завет Твой и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои», употребляется еще в 2Пар. 6:4 . Из четырех глаголов 9:5: последний встречается у Даниила только в молитве; у хрониста же имеются в 2Пар. 13:8; 36:13 ; Неем. 2:19; 6:6; 9:26 . Необычная для языка кн. Даниила фраза 9:5 «от заповедей Твоих и постановлений Твоих» составляет излюбленное вырвжение хрониста: оба слова встречаются у него и в отдельности, и в связи друг с другом. Сочетание слов 9:6: «цари наши, вельможи наши, отцы наши и весь народ страны» имеет место и у пр. Иеремии, но но за заимствование их автором молитвы 9 гл. из молитвы кн. Неемии ручается тот характерный факт, что и в той и в другой они повторяются через одинаковый промежуток: Дан. 9:6; 9:8 ; Неем. 9:33; 9:34 . Не встречающееся в книге Даниила выражение 9:7: «у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и всего народа», является обычным для автора хроник – 2Пар. 20:15; 20:18; 32:33; 33:9; 34:30 , а чуждый языку Даниила глагол

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Во время персидского периода нёс служение Мала- хия, последний пророк Ветхого Завета (прибл. 400 г. до Р.Х.). Пророчества Малахии не заканчивают историю Божьего спасения, а оставляют читателя в предвкушении чего-то большего ( Мал. 3:1–2; 4:5–6 ). Но прежде чем история получила продолжение, в Израиле правили ещё три царства – Греция, Хасмонеи и Рим. Конец Персидской империи Персидская империя просуществовала чуть более 200 лет, до 333 года до Р.Х. Причиной её заката стала первая западная империя, правившая на Ближнем Востоке, – империя Александра Македонского. Возвращение и востановление 530–400 до Рождества Христова Возвращение из Вавилона Изгнание закончилось, когда Вавилон завоевали персы, и персидский царь Кир объявил, что евреи могут вернуться на родину ( Езд. 1:1–4 ). Вавилонский плен был следствием непослушания Израиля Богу и имел цель переломить это непослушание. Израиль должен был очиститься от идолопоклонства и вернуться к взаимоотношениям только с Яхве. Иеремия предсказал, что изгнание продлится 70 лет ( Иер. 25:11–12; 29:10 ; 2Пар. 36:21 ). 70 лет можно высчитать в событиях и политического плана, и религиозного: в политическом плане – от первых высылок (прибл. 605 г. до Р.Х., включая Даниила) до возвращения пленников после указа Кира в 538 году ( Дан. 9:2 ); в религиозном – от разрушения храма в 586 году до его восстановления в 516 году. Прослеживается три основных периода возвращения евреев в Обетованную Землю (карта 8–1). Ив каждом из них персидские цари оказывали им помощь, поскольку рассматривали вассалов-евреев как поборников персидских интересов. География Игуда Восстановленную область евреев по-арамейски назвали Игудом (евр. Иуда). Она была частью большей персидской области, называемой «За рекой», – территории Леванта на запад от реки Евфрат до границы с Египтом ( Езд. 4:11 ; Неем. 2:7 ; карта 8–1). Границы Игуда легко определить по списку имён и заселённых городов во 2 главе Ездры и 3, 7 и 11 главах Неемии. Дополнительную информацию дают монеты и глиняные печати с надписью «Игуд», найденные при раскопках. Игуд с Иерусалимом как центром состоял из Нагорной местности, пустыни и Шефелы Иудеи. На огромных просторах Персидской империи это была относительно небольшая местность (ок. 50 км2). Но значимость Игуда в Персидской империи намного превосходила его размеры. Во-первых, Игуд был дверью в Египет, которую Персия хотела держать открытой, а, во-вторых, он имел длинную и иногда выдающуюся историю царей, правивших в его столице – Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2Пар.7:8 .  И сделал Соломон в то время семидневный праздник, и весь Израиль с ним – собрание весьма большое, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской; 2Пар.7:9 .  а в день восьмой сделали попразднство, ибо освящение жертвенника совершали семь дней и праздник семь дней. 2Пар.7:10 .  И в двадцать третий день седьмого месяца царь отпустил народ в шатры их, радующийся и веселящийся в сердце о благе, какое сделал Господь Давиду и Соломону и Израилю, народу Своему. Ср. ( 3Цар.8:62–66 ), «Толковая Библия» т. II, с. 407–408. Стих 6 не имеет себе параллели в 3 книге Царств; в отношении подробности описания церемониальной стороны освящения храма, равно и священнического и левитского персонала, рассказ 2 книги Паралипоменон сближается с рассказом ( 1Езд.3:10–12 ) о закладке второго Иерусалимского храма и ( 1Езд.6:16–20 ) – об освящении этого последнего. Ср. также ( Пс.135:3,6 ). 2Пар.7:11 .  И окончил Соломон дом Господень и дом царский; и все, что предположил Соломон в сердце своем сделать в доме Господнем и в доме своем, совершил он успешно. 2Пар.7:12 .  И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. 2Пар.7:13 .  Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, 2Пар.7:14 .  и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. 2Пар.7:15 .  Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. 2Пар.7:16 .  И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни. 2Пар.7:17 .  И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил Давид, отец твой, и будешь делать все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и законы Мои, 2Пар.7:18 .  то утвержу престол царства твоего, как Я обещал Давиду, отцу твоему, говоря: не прекратится у тебя [муж,] владеющий Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.15:6 .  И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их. Если в ( 3Цар. 14:30 ) говорилось о войне между Ровоамом и Иеровоамом лишь в смысле враждебности обоих царей, то здесь – о фактической войне между Иеровоамом и сыном Ровоама Авиею (о чем подробно в ( 2Пар.13:2–20 ) ). Имя Ровоама здесь (ст. 6), предполагают (напр., проф. Гуляев), стоит вместо имени Авии (имя последнего, действительно, стоит в евр. тексте 30, 70, 89, 100, 149, 158–246 и др. у Кенникотта). При последнем предположении, вторая половина ст. 7 представляет лишь несколько измененное, укороченное повторение ст. 6. В Ватиканском тексте LXX нет ст. 6. 3Цар.15:7 .  Прочие дела Авии, всё, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских. И была война между Авиею и Иеровоамом. 3Цар.15:8 .  И почил Авия с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Аса, сын его, вместо него. По ( 2Пар.13:2 ) Авия царствовал 3 года; из снесения ст. 1 и 9 данной главы видно, что это было 3 неполных года. По ( 2Пар.13:21 ) у Авии было 14 жен, 22 сына и 16 дочерей. 3Цар.15:9 .  В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями 3Цар.15:10 .  и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома. По еврейскому тексту ст. 10, имя матери Асы было такое же, как и имя Авии (ст. 2) – Мааха, и также дочь Авессалома. Такое следование двух цариц с одним именем и отчеством сомнительно, и предполагают, что в ст. 10 повторено имя матери Авии, имя же матери Асы было иное, не сохранившееся в евр. т. По LXX – ´Αν (но многие тексты, у Гольмеса, напр., 52, 92, 120, 121, 123, 134, 153, имеют Мааха), что, вероятно, представляет позднейшую корректуру. По раввинам, мать здесь – бабка, но если о матери царя, занимавшей весьма почетное положение, нередко упоминается ( 3Цар.2:19 ; 4Цар.10:13 ), то о бабке царя нигде не говорится. 3Цар.15:11 .  Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его. 3Цар.15:12 .  Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5) Так Сир. и Халд. Но LXX и Вульг. иначе: τι ος (вместо ) οκ νηγγλη περ ατο (вм. ατος) ψονται κα ο οκ κηκασιν σονσουσιν – яко имже (вм. яже) не возвестися о Нем (вм.: им), узрят, и иже (вм. яже) не слышаша, уразумеют, Вульг. quia quibus (вм. quod) non est (Иерон. erat) narratum de eo (вм. eis), viderunt, et qui (вм. quod) non audierunt, contemplati sunt. 6) У Вальт. 3 л. множ. ч. umna. а у Лягарде 3 л. ед. ч. Также и в Евр. нек. чит. вм. прош. буд. . 53:1. Кто 1 поверил проповеди нашей 2 и мышца Бога над кем открыта! 3 Кто поверил вести нашей этой и крепость мышцы силы Бога теперь (так), над кем открыта! 1) У LXX, Ин. 12:38 и Рим. 10:16 в начале стиха читается: κριε – Господи! 2) LXX τς πστευσεν τ κο μν – кто верова слуху (сообщению) нашему, Вульг. auditui nostro, также Сир. удерж. Евр. корень (букв: слышанному от нас), а Халд. передает чрез [?], – весть, известие. 3) LXX κα βραχων Κυρου τνι (Ак. Феод. π τνι – точнее) πεκαλυφθη, Вульг. et brachium Domini cui (как LXX) revelatum est, Сир. – как LXX, но Халд. – как Евр. 53:2. И взошел 1 как росток 2 пред Ним 3 и как корень 4 из земли сухой 5 нет вида у Него и ни пышности 6 , – и мы видели Его – и нет вида, и мы бы 7 возжелали Его 8 . И возвеличится праведник пред Ним вот как ростки, кои цветут (др. чт. как цветы плодовых дерев) 9 и как дерево (дуб или вообще крепкое дерево), что пускает корни свои при потоках вод: так умножится род святый в земле, что была нуждающеюся в нем: не вид обычный 10 вид его и не страх его страх простеца, но будет красота святая красота его и (др. чт.: так что 11 всякий, кто увидит Его, приникнет (сердцем или умом, влечением и любовью или вниманием и созерцанием) к нему. 1) – от прош. нес. 3 л. ед. ч. м. р. каль усеч. Так и Вульг. et ascendet, Ак. и Феод. κα ναβσεται (или ναρρηθσεται), Сим. νβη, Сир. – без – взошел, Халд. – и возвеличится. LXX νηγγελαμεν ς – возвестихом, яко, читая вероятно тот же глагол в 1 л. множ. ч. прош. нес. усеч. (без ). Некоторый след этого глагола можно усматривать в начальной части греческого ναγγλειν – возвещать сходно с ναβον – поднимать, возвышать голос. Так как этот Евр. глагол, большею частью, в гиф., LXX передают греческими: νγειν, ναφρειν, φρειν, πισκευζειν, даже καταγρφειν ( 2Пар. 20:34 – Гоф.), то и здесь приданное ему значение, по связи мыслей с 1-м стихом, не должно представиться странным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Покаяние необходимо для отпущения грехов: Покайтеся и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши ( Деян.3:19 ). Покаяние должно быть сопровождаемо а) смирением: Если Я пошлю наказание на народ Мой, и смирится народ Мой, и будут молиться и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их ( 2Пар.7:13–14 ); б) искреннею печалью: Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем ( Пс.37:19 ). Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего ( Иер.3:21 ). Обратились ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоиль.2:12 ). Радуюсь, что вы опечалились к покаянию ( 2Кор.7:9 ); в) стыдом: Боже мой! Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес ( 1Езд.9:6 ). Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим ( Иер.3:25 ); г) исповеданием греха: Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего ( Пс.31:5 ); д) обращением: Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся ко Господу ( Плач.3:40 ); е) оставлением греха: обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши ( Иер.18:11 ). Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух ( Иер.18:30–31 ); ж) молитвою: Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: «отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших» ( Ос.14:3 ). Покайся и молись Богу ( Деян.8:22 ); з) верою: Покайтесь и веруйте во евангелие ( Мк.1:15 ); и) ненавистью ко греху: Вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши ( Иез.36:31 ); к) делами, достойными покаяния: Сотворите достойные плоды покаяния ( Лк.3:8 ). Я [Павел] проповедовал, чтоб покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния ( Деян.26:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) скорбей Церкви: Придут дни, когда отнимется Жених, и тогда будут поститься в те дни ( Мк.2:20 ); д) скорбей других: Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою ( Пс.34:13 ); е) семейных скорбей: Нафан сказал Давиду: умрет родившийся у тебя сын. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись, провел ночь, лежа на земле ( 2Цар.12:14,16 ); ж) посвящения священнослужителей: Рукоположивши пресвитеров к каждой церкви, они [Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу ( Деян.14:23 ). Пост сопровождается а) молитвою: Услышав о бедствии, я печален был несколько дней, и постился, и молился перед Богом небесным ( Неем.1:4 ). Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк.2:37 ); б) исповеданием грехов: Самуил сказал: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу [по случаю нападенья филистимлян]. И собрались в Массифу, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом ( 1Цар.7:5–6 ). Собрались все сыны израилевы постящиеся и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих ( Неем.9:1–2 ); в) уничижением: Моисей сказал Израилю: повергшись пред Господом, молился я сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши ( Втор.9:18 ). Обратил я лице мое ко Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедовался, и сказал: Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою ( Дан.9:3–4,8 ); г) обращением: Донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое. И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи просить помощи у Господа ( 2Пар.20:2–4 ); д) печалью: Плачу, постясь душою моею ( Пс.68:11 ). Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ( Дан.10:2–3 ); е) делами благотворения ( Пс.58:6–8 ): Когда вы постились и плакали, для Меня ли вы постились? Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах.7:5,9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) происходит из сердца: Из сердца человеческого исходят злые помыслы, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:21–23 ). Гордость имеет свой источник а) в самоправедности: К тем, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, сказал Господь притчу о фарисее и мытаре ( Лк.18:9–14 ). Ты говоришь: я богат, разбогател ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр.3:17 ); б) в ложном знании: Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него ( Притч.26:12 ). Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание ( 1Кор.8:1–3 ); в) в богатстве: Когда всего у тебя будет много, – то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа Бога твоего, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:13–14,17–18 ). Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня ( Ос.13:6 ). Богатых увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения, чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры ( 1Тим.6:17–19 ); г) во власти: Когда Озия сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом ( 2Пар.26:16 ). Вы, которые говорите: «не своею ли силою мы приобрели могущество?» Вот, Я возвигну народ против вас, и буду теснить вас ( Ам.6:13–14 ). Надменный человек, как бродячее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен и захватывает себе все племена. Но не всё ли они будут произносить о нем: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» ( Авв.2:5–7 ). Гордость есть одно из свойств а) сатаны: Как упал ты с неба, денница, сын зари! А говорил в сердце своем: буду подобен Всевышнему. Но в преисподнюю низвержена гордыня твоя ( Ис.14:11–15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Манна – в память потомству, дабы видели хлеб, которым «Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли египетской» ( Исх.16:32 . Евр.9:4 ). Прозябший жезл Ааронов, покрытый цветами и плодами, в знамение сынов ослушливых, чтобы прекратился ропот, и они не умирали; – в память и свидетельство потомству, что Аарон воспринял священство по воле Божией, а не по пристрастию братнему ( Чис.17:10 . Евр.9:4 ). Ковчег завета покрыт был золотым покровом, который называется очистилищем. По сторонам очистилища поставлены были золотые изображения херувимов, одно против другого, как таинников Божиих ( Быт.3:24 ), с распростертыми вверх крылами, коими соосеняли и покрывали очистилище, а лицами склоняясь друг ко другу и приникая в сокровенную тайну очистилища. Соосеняющие крыла херувимов были собственно местом престола и откровений Божиих ( Исх.25:17–22 ). Таким образом для Восседающего на херувимех ( Пс.79:2 ) ковчег служил подножием. В великий праздник очищения первосвященник приближался к очистилищу и семь раз жертвенною кровью с перста своего кропил на него спереди и пред ним, и очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, и от преступлений их, и от всех грехов их. От этого очищения покров кивота называется очистилищем ( Лев.16:14–16 ). Вся скиния была общим местом ( Лев.1:1 ), а ковчег завета особенным, где Господь являлся и открывал волю Свою народу ( Исх.25:22 ). Будучи престолом невидимого присутствия всемогущего Бога, пребывание ковчега среди народа служило для него знамением надежды, помощи и славы, и страхом для его врагов ( Чис.10:34, 36 . 1Цар.4:3–7, 8–22 ). При переходе евреев чрез Иордан, вода потекла вверх от лица кивота завета Господа всея земли, когда он переходил чрез Иордан ( Нав.4:7 ); пред ковчегом пали стены Иерихона ( Нав.6 ); силою ковчега сокрушен был идол Дагон, и язычники, взявшие ковчег завета в плен, поражены были разными казнями ( 1Цар.5 ). К ковчегу завета иудеи всегда обращали взоры свои в молитвах своих ( 3Цар.8:22 . 2Пар.5:7 . Дан.6:10 ). В первом иерусалимском храме ковчег завета поставлен был так же, как и в скинии ( 2Пар.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

– Необыкновенной ясности пророческого видения соответствовала и великая вера пророка, его твердое, всецелое упование на Бога, благодаря которым он жил среди современников так, как бы «дни грядущие» были уже близки. Пророк не допускал сомнения в том, что «прийдет в исполнение совет Святого Израилева» (5:19). «Я надеюсь, говорит он, на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Израилева, и уповаю на Него. Вот, я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (8:17–18), т. е. даже себя самого и детей пророк делает знамениями для веры (ср. еще 7:3 и дал.; 8:1 и дал.; 20:2, 6 и дал.). – Чтобы яснее видеть все величие пророчеств Исаии и их необъяснимость из соображений естественного разума, следует обратиться к самой истории того времени и рассмотреть отношение к ней пророчеств Исаии. То было время, когда среди взаимной борьбы сильных царств малосильному царству иудейскому, судя по естественным соображениям, грозила опасность быть свеянным с лица земли. Правда, царствование Озии и Иоафама, когда пр. Исаия вступил в пророческое служение, было временем развития в стране земледелия и военной силы; но эти успехи гражданской жизни не содействовали, а скорее ослабляли преданность народа иудейского Господу ( 2Пар.26–27 гл.; 4Цар.14:22 ; ср. Ис.2–6 гл., Ос.8:14 ). Сам Озия возгордился своей силой и задумал самовольно совершить каждение, за что был поражен проказой ( 2Пар.26:16 ). Народ «надеялся» на военную силу ( Ис.2:7, 22 ,... 3:1,... ср. Ос.8:14 , Ам.6:1 ), на силу «человека» ( Ис.2:22 ). Напрасно Господь посылал пророков Своих, которые угрозами предостерегали народ от гибельного пути. Напрасно и пр. Исаия внушал современникам, что за их исключительное увлечение внешним благосостоянием последнее будет отнято, а земля придет в совершенное запустение по причине нашествия народа, «живущего на краю земли» (2–6 гл.). Они не хотели слушать. Поэтому Господь «отринул дом Иакова» (2:6), и предсказанное пророками начало исполняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010