Воззрите на древние роды, и видите, кто верова Господеви и постыдеся ( Сир.2:10 )? История Израильского народа есть разительная история промысла Божия, или творящего дивное и преславное для благоугождающих Господу, или тяжко карающего нечестивых. Каких ужасов бедствий не видел богопротивный Фараон? А Богобоязненный Моисей немокренно переходит море, преходит безоружный среди тьмочисленных врагов; низводит с неба голодному Израилю хлеб Ангельский, источает из камня воду. А верный Богу вождь Израилев Иисус Навин останавливает солнце, чтобы продлить день для довершения победы. И каких кар не перенес Израиль, совратившись в след богов чуждых? Кто был возлюбленнее Господу избранного Давида, мужа по сердцу Божию? Господь был его крепостью, и прибежищем и покровом; но впал в преступление, и тесно было ему отвсюду зело ( 2Цар.24:14 ). Обращался к Господу с сердцем сокрушенным, и Господь обращался к нему Своею милостью. Кто был возвеличен славою паче Соломона, кто не ублажал его за премудрость, за благоденствие, и благоустройство царства его? Все цари земные искали видеть лице Соломона ( 3Цар.10:24 ). Но совратили во время старости жены чуждия сердце его в след богов иных ( 3Цар.11:4 ), и грозный глас Посаждающаго царей на престолех ( Иов.12:18 ) возгремел к преступному: понеже не сохранил ecu заповедей Моих, раздирая раздеру царство из руки твоея, и дам е рабу твоему ( 3Цар.11:9 ). И как ничтожно могущество человеческое пред всемогуществом Божиим, когда не благоволит к сильным земли, на себя надеющимся! О царю, да не изыдет с тобою сила Израилева: несть бо Господь со Израилем, в 6егство обратит тя Господь пред враги ( 2Пар.25:7–8 ),– сказал человек Божий именем Господа царю Амасии, собравшему триста тысяч сильных; и сбылся глагол Божий. И как непостижимо – действенна защита Божия для благоугождающих ему, когда прибегают к Нему в день скорби и при угрожающей напасти. Сотвори Езекия правое пред Господем и бе Господь с ним ( 4Цар.18:7 ): и Езекия противостал царю Ассирийскому, и явился Ангел Господень, и убил от полчищ Ассирийских сто восемьдесят пять тысяч ( 4Цар.19 :3S).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

3Цар.6:4 .  И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. Устройство окон храма неизвестно, но, вероятно, как и в домах на востоке вообще, они были решетчатые и расширенные внутрь, евр.: шекуфим веатумим. LXX: πορακυπτονμνας κρυπτς, Vulg.: obliquas. По талмудическому преданию (Baba batra 54 в. ), у древних евреев было два вида окон: так называемые египетские малого размера и тирские больше. В пристройках, служивших, между прочим, местом приготовления священников к богослужению, окна могли иметь значительные размеры, но в Святом храма был полумрак, а во Святом Святых и полный таинственный мрак (ср. 3Цар.8:12 ). В противоположность окнам домов, нередко огромным (мог пройти человек): ( Нав.2:15 ; 1Цар.19:12 ; 4Цар.9:30–33 ), с решетками, поднимавшимися и отворявшимися, окна храма были глухорешетчатыми служа, не столько для освещения храма, сколько для вентиляции (ср. проф. А. А. Олесницкий . Ветхозаветный храм, с. 249–250). 3Цар.6:5 .  И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира ; и сделал боковые комнаты кругом. 3Цар.6:6 .  Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма. «Давир» 5 – название Святого Святых (сн. ст. ( 3Цар.6:16,19–23,31 ), по Гезениусу, означает заднее (от dabar, быть сзади) положение его в храме напротив, по переводу LXX и Александрийскому списку κρημαστριον и Vulg. oraculum, – производя это название, очевидно, от dabar, говорить, возвещать, выражают идею самооткровения Бога над ковчегом Завета. Вокруг главного здания храма, исключая только восточную, входную сторону его, шли пристройки, яциа – боковые комнаты, целаот, у LXX: μλαθρα (у И. Флавия: οκοι), Vulg.: tabulata, расположенные в 3 этажа. «Вместе с храмом вне его строились другие малые здания, которые окружали собою главное здание, так что ни один левит не мог прикасаться к стенам храма... В тех же малых зданиях, построенных вкруг храма, хранилась утварь для божественной службы» (блаженный Феодорит, вопр. 23). Общий вход в эти пристройки был, полагают (см. E. Riehm. Handwortierbuch des biblischen Aiterthums, 2A., Bd. II, s. 1656), с юга, y пророка Иезекииля ( Иез. 41:11 ) с севера и юга. По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 2), «вся пристройка доходила до половины основного здания всего храма, верхняя половина которого не была окружена такими пристройками». На основании ( Иез.41:6 ) число этих комнат определяется в 33 или 30 (по 12 на северной и южной сторонах и 6 на западной). В них хранились великие сокровища ветхозаветного храма ( 3Цар.7:51,15:15 ; 2Пар.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 . Дондеже отъимется луна. Сии слова, по бл. Феод., употреблены «в значении всего временн настоящей жизни. Ибо излишне говорить о жизни будущей, в которой водворится мир истинный». «Такое множество мира будет в пришествие Его (Мессии), что продлится до будущих времен, в которыя солнце померкнет, и луна не даст света своего ( Мф. 24:29 )» (Св. Афан.). С Евр.: «Во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна». 8 . И обладает от моря до моря, и от рек 437 до конец вселенныя, т.е. будет обладать всем миром, всею вселенною. «Поскольку, – говорит св. Афан., – пределом земли служат великие и неизмеримые моря, которым дают названия атлантических, западного и восточного океана, то обладание вселенною справедливо означил окружающими ее отвне морями» (Св. Афан. и бл. Феод.). Соломон хотя обладал обширным царством ( 2Пар. 9:26 ), однако его владения, сравнительно, ограничивались небольшою частию земли, а потому Отцы и относят это место к Мессии. 9 . Пред Ним припадут Ефиопляне. Ефиопляне покорились Христовой вере в начале IV века чрез Фрументия и Едессия. Но Ефиопия предварила сие обращение еще в лице Савской царицы (См. Пс. 67:32 ) и в лице евнуха царицы Кандакии ( Деян. 8:27 ). В Русск. Псалтири: «Падут пред Ним жители пустынь» 438 . И врази Его персть полижут – т.е. «до того покорятся Ему (Спасителю) враги, что и не подумают о брани; почему в переносном смысле изображены падающими на землю, и чрез это выражающими свою покорность» (св. Афан.); «припадут пред Ним и воздадут Ему поклонение, как Богу» (Бл. Феод.). 10 . Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут. «Фарсисом, – говорит бл. Феод., – и бл. Исаия и чудный Иезекииль именуют Карфаген 439 – первенствующий город Ливии. Сава же есть народ Ефиопский». Под островами разумеются вообще острова и страны приморские. С Евр.: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань, цари Аравии и Савы 440 принесут дары». Под именем царей и народов востока, конечно, разумеются вообще все народы, все цари земли, которые уверуют во Христа, что видно из след. стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Быт.14:6 . Конец пятого и два последующих за ним стиха указывают нам путь движения войск Кедорлаомера и перечисляют целый ряд попутно пораженных им хананейских племен. Из них прежде всего называются «рефаимы» – народ исполинов или великанов, живший в Васане ( Втор. 3:11–13 ) и сохранившийся до времен Давида ( 2Цар. 21:16, 18 ). Они кланялись золотому изваянию богини Астарты, по имени которой назывался и главный их город – Астерот-Карнаим ( Втор. 1:4 ; Нав. 13:12 ), развалины которого известны и теперь под именем «Телль-Астерот». Два других народа «зузимы и емимы» представляются, по-видимому, родственными первым и соседними с ними; они жили в тех странах, которые впоследствии были заняты потомками Лота – аммонитянами и моавитянами ( Втор. 2:9–11 ). Город «Гам», в котором жили зузимы, отождествляют с Рабат-Аммоном, а столицей емимов был город Шаве-Кириафаим, т. е. «долина двух городов» ( Чис. 32:37 ; Иер. 48:1, 23 ), на месте которой теперь лежит Керейяш, городок на западном углу Мертвого моря, недалеко от устья Иордана. и Хорреев в горе их Сеире, – это троглодиты, т. е. пещерные обитатели Идумеи, изгнанные отсюда детьми Исава ( Быт. 36:20 ). Страна «Сеир» в самаритянском Пятикнижии и иерусалимских таргумах заменена синонимом – «Габгала», откуда, очевидно, происходит и современное арабское название ее «Джебаль». до Эл-Фарана, что при пустыне. Эл-Фаран – есть название пустыни, простирающейся на юг от Палестины до Синайских гор и известной у современных арабов под именем «Ель-Ти». Быт.14:7 . И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре. Пустыня Ел-Фаран была крайним западным пунктом похода Кедорлаомера, откуда он снова повернул на юго-восток, сначала к источнику Мишпат (позднейшее название), или древнему Кадису ( Чис. 34:4 ), затем прошел по стране, впоследствии населенной амаликитянами ( Исх. 17:8–16 ), и поразил аморреев, обитавших по берегам Иордана ( Чис. 21:13 ) в их главном городе Хацацон-Фамаре, позднее названном «Енгеди» ( 2Пар. 20:2 ), т. е. источником дикой козы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На деле там было совсем противное, наклоняющее к благодатному устроению. Бесспорные факты свидетельствуют, что обрисованное у Апостола специальное новозаветное избавление предносилось истинному номизму и было животворящею его душой (III, б). Так – и по прямому слову ветхозаветного закона ( Быm. XV, 6 ) – акт высочайшего доверия Богу, когда Ему Авраам предался всецело вопреки всем фактическим возможностям, – этот акт был зачтен действительно в праведность с признанием ее реальной наличности (ср. IV, 3), поскольку этот патриарх и трактовался и был «другом Божиим» (ср. Uak. II, 23 . 2Пар. ХХ, 7 . Uc. XLI, 8 ). Но все (должны быть) согласны, что именно в этом религиозном отличии заключается и все достоинство праотца Израильского, что он был верующий праведник, или праведный по вере – помимо национальных и индивидуальных особенностей. Тогда несомненно (III, 7: ρα ­ rebus ita comparatis), что подлинное сыновство ему может условливаться лишь одною верой, раз Сам он и все у него было по вере 173 . Подобный вывод подтверждается (III, 8) и божественным обетованием: «в тебе благословятся все народы» ( Быm. XII, 3. XVIII, 18 и XXII, 18). Тут сказано, что благословение получится чрез Авраама по единению с ним, но для «всех народов» это невозможно плотским способом через кровные связи и необходимо предполагает превосходящее плотскую ограниченность начало, каким и была всегда вера, доступная всем племенам земным. В этом смысле и догматически и исторически незыблемо, что в самом предречении Божием Аврааму решительно предусматривалась свободная новозаветная практика оправдания язычников из источника веры 174 . Понятны и дальнейшие следствия. Они будут заключаться в том, что если благословение Божие почерпается при общении только с верным Авраамом и лишь чрез веру, то и доступно оно именно верующим (III, 9), которые одни обладают истинным родством, ведущим к сыновнему приобретению оправдания Авраамова. Закону здесь нет места, и его вторжение необходимо сопровождается обратными результатами с отстранением от благостной сферы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Они не смеют открыто высказать свое мнение, они лукавят перед своей совестью, притворяются, будто ревнуют о славе Божией, а на деле сами богохульствуют, «мстят Ему за свои же страсти, а думают, что мстят за оскорбление Бога». «Они мечтали, – говорит святитель Филарет Московский , – будто Бог не должен и не может действовать иначе, как по законам, какие заблагорассудится Ему предписать мудрости иудейских книжников». И вот, Спаситель воспользовался этой их тайной хулой, чтобы еще яснее показать Свое Божественное достоинство: сначала Он открывает их тайны сердечные. Ведение тайн сердечных принадлежит одному Богу; об этом говорит Соломон: «Ты один знаешь сердце сынов человеческих» ( 2Пар. 6:30 ); Давид: «Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!» ( Пс. 7:10 ); Иеремия: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер. 17:9 ). И Сам Бог говорит: «...человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16:7 ). Итак, желая показать, что Он есть Бог, равный Отцу, Он открыл и обнаружил то, о чем книжники только думали про себя, опасаясь народа. Но и тут Господь явил великую кротость:  ИИСУС ЖЕ ,  ВИДЯ «духом Своим»( Мк. 2:8 )  ПОМЫШЛЕНИЯ ИХ ,  СКАЗАЛ: ДЛЯ ЧЕГО ВЫ МЫСЛИТЕ ХУДОЕ  обо Мне  В СЕРДЦАХ ВАШИХ , хотя и не выражаете этого на словах? Я знаю, вы в сердцах ваших помышляете: «так легко прославиться каждому: ходи и говори всякому, – прощаются тебе грехи твои. Но где же доказательство, что грехи действительно прощены? Ведь это дело Божие, дело, сокровенное от взоров людских. Не на словах, а на деле докажи нам, что Ты имеешь право так говорить, что Ты не лжешь, когда присваиваешь Себе право прощать грехи». Действительно, никто не может отпускать грехов, кроме Того, Кто видит помышления людей. Знайте же, что Я вижу, что у вас на сердце. «Подумайте, – говорит святитель Филарет, – каково было это проявление всеведения для тех, над которыми оно себя ознаменовало. Им казалось небезопасным обнаружить перед народом свои неблаговидные помыслы. Как же они должны быть смущены и поражены, когда то, что хотели скрыть, внезапно сделалось явным; когда обнаружились не только их помыслы, но и то унизительное для них обстоятельство, что они были неискренни и малодушны; когда, наконец, чудесными словами и действиями Господа Иисуса доказано, что их помыслы были не только основательны, но и преступны!»  ИБО ЧТО ЛЕГЧЕ СКАЗАТЬ , – продолжал Спаситель,– ПРОЩАЮТСЯ ТЕБЕ ГРЕХИ, ИЛИ СКАЗАТЬ: ВСТАНЬ И ХОДИ?  Что вам кажется легче: тело ли исцелить от расслабления, или душу освободить от грехов? Конечно, исцелить тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

3) деяния Соломона ( 2Пар. 1–9 ): мудрость и богатство Соломона, строительство храма; 4) история царей Иудеи с отпадения сев. колен до периода плена ( 2Пар. 10–36 ). Отдельные цари упоминаются мельком, тогда как религ. реформы царей Езекии и Иосии выдвигаются на передний план. Окончание К.П. служит прологом к описанию возвращения из плена. Два последних стиха К.П. ( 2Пар 36 и след.) почти дословно соответствуют двум первым стихам Книги Ездры, в чем выявляется тесная связь между этими двумя книгами (потому и считающимися, совокупно с Книгой Неемии, летописным историч. трудом). III. АВТОР И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ Раввины и отцы Церкви предполагали, что автором К.П. был Ездра. У.Ф.Олбрайт выступил в поддержку этой традиции и определил время создания книг: 400–350 гг. до Р.Х. Другие исследователи датируют эти книги значит. более поздним временем. В пользу авторства Ездры говорит то обстоятельство, что К.П. стилистич. родственны книгам Ездры и Неемии, которые к тому же непосредств. продолжают повествование К.П. Т.о., можно предположить, что К.П. были созданы одноврем. с книгами Ездры и Неемии. IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ Многие критики сомневались в историч. достоверности сведений хрониста. У.Ф.Олбрайт, напротив, писал: «Книги Паралипоменон содержат значительное количество материала из первых рук по истории Южного царства – Иудеи, которого нет в книгах Царств и... историческое значение этого материала подтверждается археологическими находками». Ссылки Олбрайта на другие источники характеризуют его как заслуживающего доверия историка. Помимо книг Царств (не называя их, Хронист, возможно, в соотв. разделах использует и другие, парал. источники, что еще более усиливает достоверность его книг), автор использовал еще ряд материалов, а именно: книгу царей иудейских и израильских ( 2Пар. 16:11 ; 2Пар. 25:26 ; 2Пар. 28:26 ; 2Пар. 32:32 ); книгу царей израильских и иудейских ( 2Пар. 27:7 ; 2Пар. 35:27 ; 2Пар. 36:8 ); книгу царей израилевых ( 1Пар. 9:1 ; 2Пар. 20:34 ); записи царей израилевых ( 2Пар. 33:18 ); (толкования) к книге царей ( 2Пар. 24:27 ); летопись царя Давида ( 1Пар. 27:24 ); записи Самуила-провидца ( 1Пар. 29:29 ); записи Нафана-пророка (там же; 2Пар. 9:29 ); записи Гада-прозорливца ( 1Пар. 29:29 ); пророчество Ахии Силомлянина ( 2Пар. 9:29 ); видения прозорливца Иоиля (там же); записи Самея-пророка и Адды-прозорливца ( 2Пар. 12:15 ; 2Пар. 13:22 ); записи Ииуя, сына Анания, которые внесены в книгу царей израилевых ( 2Пар. 20:34 ); писания Исаии, сына Амоса, пророка ( 2Пар. 26:22 ); видение Исаии, сына Амоса, пророка, в книге царей иудейских и израильских ( 2Пар. 32:32 – так в МТ); записи Хозая ( 2Пар. 33 – в одной из греч. рукописей ВЗ – «записи провидцев»); песни Плача Иеремии ( 2Пар. 35:25 ). Вместе с тем в отдельных случаях под разными заглавиями могут выступать одни и те же источники. V. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2Пар.8:4 .  И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе. 2Пар.8:5 .  Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами, 2Пар.8:6 .  и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и все, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего. Об упоминаемых здесь городах см. ( 3Цар.9:17–19 ) и Толковую Библию, т. II, ст. 410–411. 2Пар.8:7 .  Весь народ, оставшийся от Хеттеев, и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, – 2Пар.8:8 .  детей их, оставшихся после них на земле, которых не истребили сыны Израилевы, – сделал Соломон оброчными до сего дня. 2Пар.8:9 .  Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц его и всадников его. Ср. ( 3Цар.9:20–22 ). 2Пар.8:10 .  И было главных приставников у царя Соломона, управлявших народом, двести пятьдесят. См. ( 3Цар.9:23 ) и комментарии к ( 2Пар.2:1–2 ). 2Пар.8:11 .  А дочь Фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для нее, потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он, так как вошел в него ковчег Господень. Ср. ( 3Цар.9:24 ). Во 2 Паралипоменон факт поселения дочери Фараона передается, в отличие от 3 Царств, с указанием религиозных мотивов Соломона, вызвавших в нем это решение. Ср. у Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 646–647. 2Пар.8:12 .  Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором, 2Пар.8:13 .  чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей. 2Пар.8:14 .  И установил он, по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их, чтобы они славословили и служили при священниках по уставу каждого дня, и привратников по чередам их, к каждым воротам, потому что таково было завещание Давида, человека Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме Иерусалима, Иоафам, подобно Иасафату ( 2Пар.17:12 ), укрепил прежние и воздвигал новые города и по всей стране (ст. 4). 2Пар.27:5 .  Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и дали ему Аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч. Это давали ему Аммонитяне и на другой год, и на третий. 2Пар.27:6 .  Так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего. Подобно же Иоасафату ( 2Пар.20:1–25 ), Иоафам имел благоприятную для Иудеи войну с аммонитянами, которые и теперь, как при Озии ( 2Пар.26:8 ) вынуждены были платить иудейскому царю. Размер дани приблизительный: около 150 000 рублей и около 14 000 четвертей пшеницы и ячменя (Гуляев, «Исторические книги», с. 561). Впрочем, этот приток богатой дани в страну гибельно отразился на нравственности жителей, как видно из относящихся к этому времени пророческих речей Исайи ( Ис.1–3 ) и др. 2Пар.27:7 .  Прочие деяния Иоафама и все войны его и поведение его описаны в книге царей Израильских и Иудейских: 2Пар.27:8 .  двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме. 2Пар.27:9 .  И почил Иоафам с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него. О войне Иоафама с царями сирийским и израильским, упоминаемой в ( 4Цар.15:37 ), 2 Паралипоменон не говорит прямо, сообщая лишь о войне с аммонитянами (ст. 5), неизвестной из 4 Царств: очевидно, обе книги в данном случае, как и во многих других, взаимно восполняют друг друга. Что, впрочем, и священному писателю 2 Паралипоменон известны были войны Иоафама и кроме аммонитской, можно видеть из выражения (ст. 7): «все войны его... описаны в книге царей Израильских и Иудейских». Хотя оба здесь упомянутые источника после разрушения Израильского царства, во время плена или вскоре после него, могли объединиться и составить как бы один исторический документ, но упоминание о деятельности и войнах Иоафама, царя иудейского, в летописях царей израильских возможно было только в том случае, когда Иоафам вел войну с царем израильским; следовательно, известность священному писателю 2 Паралипоменон войны сиро-израильской с иудеями – вне сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О роковом путешествии Охозии иудейского вместе с Иорамом израильским на войну против сириян здесь говорится одинаково с ( 4Цар.8:28–29 ). В конце стиха 5 еврейское слово harammim, передаваемое в халдейском, Вульгате, русском текстах собственным именем «арамеи», то есть сирийцы, в LXX принимаются за имя нарицательное от корня ramah «метать» и передаются как τοξται, в славянском тексте: «стрелцы». В ст. 6 Охозия в принятом еврейском тексте назван Азария (Кальмет поэтому предполагает, что этот царь имел три имени: Охозия, Иоахаз, Азария), но, вероятно, по ошибке переписчика. В кодексах 2, 17, 80, 82, 219, 224 (маргиналия), 235 (маргиналия) 246, 531, 602, 607, 228, 590 у Кеникота; 196, 554, 737, 380 у Росси стоит имя Achazijahu – Охозия; так и у LXX, в Вульгате, славянском и русском текстах. 2Пар.22:7 .  И от Бога было это на погибель Охозии, что он пришел к Иораму: ибо, по приходе своем, он вышел с Иорамом против Ииуя, сына Намессиева, которого помазал Господь на истребление дома Ахавова. 2Пар.22:8 .  Когда совершал Ииуй суд над домом Ахава, тогда он нашел князей Иудейских и сыновей братьев Охозии, служивших Охозии, и умертвил их. 2Пар.22:9 .  И [велел] он искать Охозию, и взяли его, когда он скрывался в Самарии, и привели его к Ииую, и умертвили его, и похоронили его, ибо говорили: он сын Иосафата, который взыскал Господа от всего сердца своего. И не осталось в доме Охозии, кто мог бы царствовать. Ср. ( 4Цар.9:21–28 ). См. «Толковую Библию», т. II, с. 511. 2Пар.22:10 .  Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын ее, встала и истребила все царское племя дома Иудина. 2Пар.22:11 .  Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. 2Пар.22:12 .  И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею. Ср. ( 4Цар.11:1–3 ). «Толковая Библия», т. II, с. 513. Из ст. 11 впервые узнаем, что Иосавеф была женой первосвященника Иодая в ( 4Цар.11:2 ) об этом не упомянуто. Само начертание имени Иосавеф неодинаково в еврейском тексте 4 книги Царств (Iehoscheva) и 2 Паралипоменон: Iehoschavath. Упоминание это вполне согласуется с документальным, преимущественно в генеалогическом отношении, характером книги Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010