Упадок и конец царствования Саула (31:6) Причины Следствия Самонадеянность при жертвоприношении (13:7–14) Предсказана потеря царства (13:14) Неправильные решения (14:24–28) Незаслуженное проклятие Ионафана (14:43–45) Поступок с Агагом и ценной добычей (15:7–9) Потеря царства (15:27:28) Утрата общения с Богом (28:16:17) Безответная молитва (28:6) Обращение к волшебнице (28:7:8) Неотвратимое предсказание (28:19) Лишение себя жизни (31:4) Конец династии (31:4–6) Вторая книга царств Триумф Давида ( 2Цар.2:4 ) Причины Следствия Прелюбодеяние (11:4) Вирсавия родила сына (11:5) Убийство Урии (11:17) Обличение и раскаяние. Смерть ребенка (12,10.13.19) Насилие, совершенное Амноном (13:14) Убийство Амнона (13,28.29) Узурпация престола Авессаломом (16,15.16) Гибель Авессалома (18,14.15) Перепись (24:2) Язва (24:15) Приведенные факты из жизни «дома Давидова» иллюстрируют аксиому: не подчиняться Господу – накликать беду. Третья книга царств Цари Иудеи и Израиля ( 3Цар.2:12 ) Давид решает построить дом Божий 2 Царств 7:5 Давиду не позволено строить дом Божий 1 Паралипоменон 28:3 Сын Давида избран строителем дома Божиего 1 Паралипоменон 17:12 Дом, который должен стоять вечно 1 Паралипоменон 17:14 Дом нерукотворный Воскресший Христос – вечный дом Божий Иоанн 2:19 Народ Божий как святой Божий храм Ефесянам 2:19–2 Вторая книга Паралипоменон План храма Соломона ( 2Пар.3:1 ) Соломон воздвиг храм на горе Мориа, к северу от «города Давидова». Храм был построен в соответствии с планом, полученным некогда Давидом от Господа и переданным им Соломону ( 1Пар.28:11–13:19 ). Разделение на святилище и Святое в святилище отражает разделение скинии на святилище и Святое святых. Книга Ездры Времена Ездры, Неемии и Есфири ( Ездр.8:36 ) Книга Неемии Персидские цари эпохи восстановления, 559–404 гг. до Р.Х. ( Неем.2:1 ) Перед суровым обличением Господа Иов мог только признать свою ничтожность Слова Господа Ответ Иова Во-первых, Иов несведущ во многом (38:1–40:2): · он не присутствовал при творении · он не может объяснить законы природы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 бросили о них жребий. Ветхозаветный обычай, помогавший определить волю Божию (см. Исх. 28,30 ). к... Апостолам. См. статью «Апостолы». Работа Духа Святого. 2 Иудеи, люди набожные. Т.е. благочестивые иудеи (ср. Лк. 2,25 ; Деян. 8,2; 22,12 ), прибывшие в Иерусалим для празднования Пятидесятницы. 2:8–11 Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака («Парфяне... Мидяне... Еламиты, и жители Месопотамии», т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим. Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия. Пришедшие на празднование Пятидесятницы. 2 теперь третий час дня. Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным. 2:17–21 Это цитата из Иоил. 2,28–32 по греческому тексту ВЗ. Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны, и Петр утверждает, что сказанное им слово от Бога. Цитата дается в целом по тексту Иоиля. Слова «в последние дни» (ср. Ис. 2,2 ; Ос. 3,5 ; Мих. 4,1 ; 1Пет. 1,20 ; 1Ин. 2,18 ; 1Тим. 4,1 ; 2Тим. 3,1 ) выражают эсхатологическое истолкование Петром слов Иоиля. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета ( Евр. 8,7; 9,1 ). 2 Иисуса Назорея. См. 6,14; 10,38; 22,8; 26,9; Лк. 18,37; 24,19 . В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса (ст. 23), Его телесное воскресение (ст. 24–32), Его вознесение (ст. 33), Его воцарение (ст. 34, 36) и Его победу при Втором пришествии (ст. 35). засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями. Хотя факт происхождения Иисуса из Назарета был для некоторых камнем преткновения (ср. Ин. 1,46 ), Бог ясно засвидетельствовал, что Иисус и есть Мессия. 23 по определенному совету и предведению Божию. Хотя нечестивые люди, иудеи и язычники (4,27.28), по собственной воле предали Иисуса на смерть, их действия были попущены Богом с определенной целью (ср. 2Пар. 25,16 ; Иер. 21,10 ; Дан. 11,36 ; Деян. 17,26 ) и при постоянном промыслительном водительстве Божием. Богом была предопределена смерть Сына Его, но ответственность за преступное распятие Иисуса Он возлагает на человека (3,17.18; 4,27.28; 13,27). Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. Петр учит, что ответственность лежит на иудеях (3,15; 4,10; 5,30; 10,39).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

33. Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан.3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан.6:22). 34. Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан.3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1 сл.), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше. 35. Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение. 36. Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4Цар.2:23), - темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер.20:2; 33:1; др. 3Цар.22:26-27). 37. Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13, ср. 2Пар.24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов.1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10; Мф.14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар.10:13.19; 4Цар.2:8.13.14), - терпя недостатки, скорби, озлобления. 38. Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4.13; 19:4,8.9.13 и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Более подробные и точные правила существуют в православной церкви относительно качества пищи постящихся: только известный род пищи предписывает церковь употреблять своим членам во время поста. В этом последнем пункте православные значительно расходятся с протестантами, которые, если признают отчасти время и количество употребляемой в пост пищи, то совершенно отрицают ее качество (848–850). В положительной части трактата содержится учение о следующих предметах: 1) пост заповедан человеку Богом и своим основанием имеет Слово Божие; 2) церковь Христова имеет власть издавать законы и правила о постах; 3) о постах православной церкви: св. Четыредесятнице, четырех годичных постах, о качестве постных яств и о посте в среду и пятницу (851–852). (Гл. I). Первое положение доказывается прежде всего свидетельствами св. Писания Ветхого и Нового Завета. Из них можно видеть, что пост заповедан человеку Самим Богом в раю ( Быт.2:16–17 ): его требовал Господь от грешников, как внешнего выражения их раскаяния и обращения к Богу (Иол. 2:12, 15–16); пост почитался Ветхозаветными праведниками за высокую добродетель вместе с молитвою и милостынею ( Тов.12:8 ). (Гл. II). В Новом Завете И. Христос разъяснил характер истинного христианского поста ( Мф.6:16 ), предрек время, когда Его последователи будут поститься ( Мф.9:14–15 ; Мк.2:18–20 ; Лк.5:33–35 ), указал на силу поста против злых духов ( Мф.17:21 ; Мк.9:29 ) и заповедал христианам тесный и скорбный путь к царствию Божию ( Мф.7:13–14 ; Лк.13:24 ). Св. Апостолы также предписывали уверовавшим во Христа воздерживаться от неблагочиния, плотоугодия, пиянства ( Рим.13:13–14 ; Еф.5:18 ; Кол.3:5 ) и убеждали пребывать в посте ( 1Кор.7:5 ; 1Кор.6:4–5, 11:27 ), в бодрствовании и трезвости (Сол.5:6; 1Пет.1:13, 5:8 ; – 853 а –855 а ). (Гл. III). Кроме приведенных свидетельств о посте Слово Божие представляет для нашего научения и назидания многочисленные примеры постившихся людей как во времена церкви иудейской, так и христианской. Так, в Ветхом Завете постились: Моисей ( Исх.24:18, 34:28 ), св. Царь Давид ( 2Цар.3:35, 12:16 ; Пс.31:13, 108:24 ), пророк Илия ( 3Цар.19:8 ), Неемия (1:4), Иудифь (8:6), Есфирь (4:14), пророк Даниил (10:2–3), Ниневитяне ( Ион.3:5 ; Мф.12:41 ). В каких-либо важных случаях общественной жизни постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6, 31:13 ; 2Пар.20:3 ; Иер.36:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пятый отдел. Неканонические книги    Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе священного ветхозаветного канона и признанных Православно-восточной Церковью каноническими, есть целые книги или значительные дополнения в книгах, существующие в греческом и других древних переводах Библии, а из них перешедшие и в наши славянский и русский переводы и в делаемые в России издания славянской и русской Библии.    В русских православно-богословских трудах: митрополита Макария, арх. Михаила, проф. Сельского и др. эти книги и отделы называются неканоническими, у протестантов — апокрифами, у католиков — девтероканоническими и апокрифическими.    Цельные неканонические книги следующие: книга Товита, Иудифь, Послание Иеремии, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, 1, 2 и 3-я Маккавейские, 2 и 3-я Ездры и Варуха. Неканонические добавления находятся в следующих книгах: в книге Есфирь: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:12; 10(в Вульгате и древних славянских изданиях Библии все эти вставки помещались как отдельные главы, как бы дополнение к книге Есфирь: 11—16 глл.); в книге Даниила: 3:24—90, 13 и 14 главы; Псалом 151, 2Пар.36 гл. (после 23 ст.), Иова 42:17.    Общее православно-богословское суждение о неканонических книгах и отделах может быть выведено из следующих церковно-исторических свидетельств. В 85 апостольском правиле книга «Премудрости многоученого Сираха» назначается для изучения «юным,» три Маккавейские книги признаны «чтимыми и святыми.» Более раздельно говорит Ориген о неканонических книгах: «книги Товита, Иудифь, Премудрость Соломона и Сираха, следует читать оглашенным, потому что они не могут употреблять твердой пищи, заключающейся в таинственных богодухновенных писаниях» (Нот. 27 in Numer.). Легкость духовной пищи, доставляемой неканоническими книгами, зависит от того, что они не подлежат таинственному и многотрудному аллегорическому изъяснению, коему, подлежали канонические богодухновенные писания, заключавшие высший смысл, соединяемый Св. Духом с их буквою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Но пророк Иеремия уже в это время ясно видел, что идолопоклонство настолько глубоко укоренилось в народе, что даже решительные реформы не смогут уничтожить его. Народные массы поддерживались в приверженности старым обычаям жрецами местных алтарей («высот») по всей стране; они естественно сопротивлялись перемене, которая лишала их мест и отнимала важный источник существования. Поэтому картина, в которой пророк изображает состояние общества, является неприглядной. Повсюду среди высших и низших было безчестие, ложные клятвы и открытый разврат. Зрелище окружающей безнравственности и идолопоклонства заставило Иеремию возвысить свой голос против грехов его народа. Особенно сильный толчок его пророческому пылу был дан через пять лет после его призвания, когда в Иерусалимском храме первосвященником Хелкией была найдена «книга Закона Господня» (4Ц.22:8), которую библеисты отождествляют с Второзаконием. Яркие картины наказания за неверность Иегове, которые находятся в 28 главе Второзакония, не могли не поощрить пророка к ещё более ревностному исполнению своего служения. Он должен был противостоять, с одной стороны, безнравственным людям и идолопоклонникам, с другой стороны, людям, которые утверждали, что для того, чтобы снискать постоянную милость Иеговы, необходимо было приносить многочисленные и дорогие жертвы и увеличивать роскошь богослужения в храме. По их мнению, храм сам по себе должен обеспечить безопасность Иерусалима и его жителей (7:4). Незадолго до того, как вновь возникшее Халдейское государство, захватив Ниневию в 612 г., оправдало свои претензии на то, чтобы быть преемником Ассирии, царь Иосия открыто встал на его сторону (4Ц.23:29). Со своим войском он выступил против фараона Нехао II, шедшего против Халдеи, и был убит в сражении при Мегиддоне (609 г.). Царствование Иоахаза (609 г.), преемника Иосии, было очень коротким – 3 месяца (4Ц.23:31). Он был уведён в плен в Египет фараоном Нехао, и на страну была наложена дань (4Ц.23:33). Царствование Иоакима (608–597), старшего брата Иоахаза, продолжалось 11 лет ( 2Пар.36:2,5 ). Египетский фараон Нехао II посадил его на престол, переименовав из Елиакима в Иоакима в знак зависимости от него. Политика Иоакима была противоположна политике его отца Иосии и была губительной (4Ц.24:1–4). Жестокий и легкомысленный Иоаким стремился к собственному прославлению и был равнодушен к национальной религии ( Иер.22:13–17 ). При нём священники и лжепророки, возмущённые предостережениями и упрёками Иеремии и поощрённые тем, что царь умертвил пророка Урию, даже требовали, чтобы Иеремия также был предан смерти, но в этом потерпели неудачу ( Иер.26:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

(Гл. IV). 17) Человек не может соблюсти закона Божия, а, следовательно, не имеет в себе силы творить дела добрые, необходимые для спасения; поэтому лучше надеяться на одну веру, а не на дела. Этому протестантскому мнению «Камень веры» противопоставляет православный догмат: «всяк человек праведный в житии сем, не своими силами, но Божиею благодатию укрепляемый, может сохранити закон десятословия» (976 б ). В доказательство этого догмата приводятся: 1) свидетельства св. Писания Ветхого и Нового Заветов: Исх.20:6 ; Втор.30:11–15, 10:12–13, 11:1 ; Нав.23:6, 11 ; 3Цар.14:8, 15:5 ; 4Цар.22:2, 23:3, 25 ; 2Пар.15:15 ; Нав.11:15 ; Пс.98:7, 118:10–11, 31–32 ; Иез.36:26–27 ; Быт.6:9, 17:1 ; Мф.11:29, 19:17, 21, 5:48 ; Лк.1:6 ; Рим.2:13 ; Ин.14:15, 21, 23–24, 17:6, 15:15, 14 ; Деян.13:22 ; 1Ин.2:5, 5:3 ; Флп.4:13 . В них (свидетельствах) содержатся многочисленные повеления и настоятельные увещания к соблюдению божественных заповедей: указываются примеры исполнения их в том и другом завете, причем хранение заповедей ставится условием спасения со стороны человека и залогом любви христианской (976 а –978 б ). 2) Учение св. отцев церкви. В своих творениях они указывали а) на факт осуществления в жизни некоторых избранников Божиих подвигов высшего нравственного совершенства, не обязательных для всех христиан; б) не в свойстве божественных заповедей, а в неподвижности нашей воли к добру видели главнейшее препятствие к осуществлению заповедей и в) указывали на высочайшие свойства – правосудие и любовь Божию, с которыми не согласно дарование нам со стороны Бога заповедей, исполнение которых превышало бы человеческие силы (979 а –981 б ), и 3) соображения от разума, а) Если человек может исполнить больше, чем требуют от него заповеди Божии ( Мф.19:20–21 ), то, конечно, в силах соблюсти и последние (981 а –982 а ); б) если бы невозможно было сохранить закона Божия, то он не был бы для нас обязательным, так как нельзя требовать от человека того, что он не в силах выполнить; в) Бог был бы «всех мучителей лютейший», если бы повелевал нам невозможное; г) в молитве Господней Христос научил нас просить у Бога помощи к исполнению воли Божией и заповедей, что было бы напрасно и излишне при невозможности их исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Под виноградарями разумеются все приставники или представители религиозной и политической жизни народа, обязанные в особенности возделывать виноградник церкви Божией. – «Отлучился»: образное выражение предоставления власти самим приставникам. «Отлучился», т.е. «долго терпел (Бог), не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Ибо под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (Злат.), «так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим и неслушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякий день, и не тотчас подвергая нас истязанию за неправды наши» (Феофил.). – «Послал своих слуг»: т.е. «пророков, «взять свои плоды», т.е. повиновение, доказываемое делами. Но они в этом показали свою злобу, – не только после таких попечений не дали плода, что обнаруживало их недеятельность, но даже вознегодовали на пришедших. Если нечего было отдать, хотя к тому были обязаны, то им надлежало не досадовать и негодовать, а умолять. Они же не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью, сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (Злат.). – «Иного прибили»: оскорбили посланника Божия побоями и ранами; «иного убили» до смерти, «а иного побили камнями»: каковая казнь была в частом употреблении у иудеев ( Втор.13:10,17:7 ; Ин.8:59,10:31 ; Деян.7:58,14:19 ). Что все сие претерпевали от иудеев посланники Божии, пророки, об этом ясно свидетельствует святой Апостол Павел ( Евр.11:37 ), и это видно из самых ветхозаветных книг ( Иер.44:4–6 ; 2Пар.24:20–21,36:16 ; Неем.9:26 и др.) – «Наконец послал сына своего»: Господа Иисуса Христа. «Почему не тотчас послал сына? Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступили с посланными рабами и, отложивши гнев, устыдились Его пришествия. – Что значат слова: «устыдятся сына моего» (точнее, не устыдятся ли, или, может быть, устыдятся)? Ими показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную невнимательность иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако же послал. Словами же: «усрамятся сына моего» указывает, что должны они были сделать, потому что им должно было устыдиться» (3лат., ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иоаким же роди Иехонию в преселение Вавилонское, т. е. при наступлении, или пред переселением (около 588 г. до Рожд. Христ. – 2Пар.36 ), потому что самый факт переселения совершился после, именно в третий месяц царствования Иехонии ( 4Цар.24:12 ). Переселение называется вавилонским по имени главного в царстве города Вавилона, который стоял на реке Евфрат, впадающей в Персидский залив; ныне расследуют развалины этого великолепного и богатого некогда города. Иоакимом заканчивается второй отдел или вторая треть родословной И. Христа; за ней следует время плена вавилонского, продолжавшегося семьдесят лет ( Иер.25:11–12 ) 146 , а вместе с тем и последняя треть, начинающаяся Иехонией сыном Иоакима ( 1Пар.3:15–17 ) и оканчивающаяся Иисусом Христом, как заключительным членом всего родословия. Мф.1:12–16 . По преселении же Вавилонстем, Иехония 147 роди Салафииля. Салафииль 148 же роди Зоровавеля. Мф.1:13 . Зоровавель 149 же роди Авиуда. Авиуд же роди Елиакима. Елиаким 150 же роди Азора. Мф.1:14 . Азор же роди Садока. Садок же роди Ахима. Ахим же роди Елиуда. Мф.1:15 . Елиуд же роди Елеазара. Елеазар же роди Матфана, Матфан же роди Иакова. Мф.1:16 . Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, из Неяже родися Иисус, глаголемый Христос. В этом последнем отделе некоторые 151 останавливаются на мнимой ошибке, вкравшейся будто бы в Мф.1:16 . Говорят, что имя Иосифа внесено в текст по ошибке переписчика, который вместо Ιωακιμ – Иоаким – прочитал Ιωσφ – Иосиф, а потом, зная, что Иосиф был не отцом, а наречённым мужем Св. Девы Марии, заменил слово «отец» словом «муж» (и эти слова на греческом языке очень сходны по буквам: πατηρ – ανηρ). Правильное поэтому чтение Мф.1:16 , по мнению таких толковников, должно быть следующее: Иаков же роди Иоакима, отца Мариина. Предположение это ни на чем не основывается и есть ни больше, ни меньше, как догадка, придуманная с целью оправдать мнение, что Матфей излагает родословие предков Девы Марии. Но это совершенно невероятно. Напротив, так как св. Матфей писал своё Евангелие преимущественно для христиан из иудеев, неверие которых в Иисуса Христа, как Мессию, он имел в виду, то уже по этому самому он не имел ни побуждения, ни возможности отступить от общего иудейского обычая – считать роды только по мужской линии 152 ; уже по этому одному, повторяем, он должен был ввести в своё родословие Иосифа, на которого иудеи смотрели как на естественного отца Иисуса Христа ( Мф.13:55 ; Лк.4:22 ; Ин.6:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010