Следовательно, это было действительное наказание, но такое, посредством которого был достигнут нам мир (примирение) с Богом, некогда нарушенный грехопадением. Почему пророк Исаия и имел полное основание назвать Мессию раньше «князем мира» ( Ис.9:6 ). «И ранами Его мы исцелились» или как в славянском переводе, «язвою Его мы изцелехом». Пророчество это представляет поразительную точность относительно главнейшего момента искупительного служения Мессии, Его крестной смерти, когда струящаяся из пронзенных рук и ног драгоценная кровь Господа исцеляла человечество от смертных болезней греха. Апостол Петр почти также выражается в послании, когда пишет: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:24 ; См. у Григорьева – 215). Вся сила данного исцеления заключается в том, что здесь не только залечена внешняя рана греха, но и убит, вырван внутренний ее корень – «умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол 1.20 ). Ис.53:6 . Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Го­с­по­дь воз­ложил на Него грехи всех нас. «Все мы блуждаем, как овцы, совратились каждый на свою дорогу». Начало стиха ( «все мы») свидетельствует о расширении объема пророческой речи: здесь пророк говорит уже не от лица обратившихся иудеев, даже и не от народа израильского вообще, но от лица всего человечества, от имени всех потомков падших прародителей. Это – одно из лучших, поэтических изображений всеобщности греховной порчи в человеческом роде и его полной религиозно-моральной беспринципности, расшатанности и упадка. Следует также отметить, что самый факт противопоставления нашей общей греховности ( «все мы», следовательно, и, так называемые, ветхозаветные праведники, и сам пророк) безгрешности Мессии, с решительностью восстает против всякой попытки отождествить личность этого Раба с кем-либо из представителей греховного человечества. Взятый здесь для сравнения образ стада, лишенного пастыря, – один из излюбленных, как в Ветхом, так и в Новом Завете ( Чис.27:17 ; 2Пар.18:16 ; Мф.9:36 ; Ин.10:11–16 и др.). Он не столько говорит о злонамеренности заблуждения, сколько о растерянности и беспомощности, заблудившихся, что в особенности приложено к языческому миру, который, по свидетельству Апостола Павла, усиленно искал Бога, но не мог только Его найти ( Рим.1 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это сочетание должностей царя, священника и пророка показывает, что Мессия не будет каким-то обыкновенным царем. Бог поразил царя Озию проказой, когда он сделал попытку посягать на священническое право ( 2Пар.26:16–21 ). Как же Мессии быть царем и священником? Ведь Он должен был быть священником совсем иного типа, – вечным священником, а не только священником на протяжении своей земной жизни, священником по чину Мельхиседека, не Аарона. Никакой израильский царь не мог утверждать, что он исполняет все эти роли, не говоря уже о требовании ему сидеть одесную Бога и быть вечным князем. Это троякое предсказание было исполнено только Христом. Он был царем, хотя не по политическому плану ( Ин.18:36 ), священником по чину Мельхиседека ( Евр.5:4–6, 7:1–12 ) и пророком ( Деян.3:22 ). 4) Мессия должен был стать сверхъестественной личностью с необычными дарами. Исайя имел самое ясное представление о Нем. Мессия должен был прийти от «корня Иессеева»; «И почиет на Нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела» ( Ис.11:1–3 ). Моисей или Илия могли бы соответствовать этому в описании Его, но Исайя еще подробнее уточняет, кем является Мессия. Выходит, что только сверхъестественный человек может исполнить данные предсказания: «Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам: владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог Крепкий Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Обещанный этими словами Младенец, действительно, больше любого пророка, царя или священника, которого Иегова мог бы послать Израилю; Посмотрите на Его титулы: «Чудный Советник» – это указывает на Его сверхъестественную мудрость и постижение вещей; «Бог Крепкий» – эти слова относятся только к Иегове ( Втор.10:17 , Неем.9:32 , Ис.1:24 , Иер.32:18 ); «Отец вечности» – снова это относится только к Иегове ( Ис.63:16, 64:8 ). Когда Иоанн Креститель послал своих учеников к Иисусу, чтобы спросить у Него, является ли Он истинным Мессией, Иисус, чтобы успокоить их, ссылается на книгу пророка Исайи 35:5–6 : «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отвергнутся, тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь». Исайя в сущности пророчествовал о чудесах Помазанника ( Лк.7:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Глава 5 1–15. Нравственные мучения нечестивых по смерти. 16–24. Окончательное торжество праведных. Прем.5:1 . Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; Прем.5:2 . они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его 1–2 . Состояние праведника по смерти будет противоположно состоянию нечестивых, его охватит чувство высокой радости, и о его счастье будут знать его земные противники и оттого придут в изумление. «Великое дерзновение» праведника, очевидно, противопоставляется здесь страху и смущению нечестивых ( Прем. 4:20, 5:2 ). Для нечестивых торжество праведника будет «неожиданностью». Во время его земной жизни они «оскорбляли его и презирали подвиги его», считая их бесцельными и пустыми (подробно об этом писатель говорил в Прем. 2:10, 17–20 ); теперь они видят свою неправду. В Новом Завете в таких выражениях изображается состояние людей при наступлении всеобщего суда ( 1Ин. 2:28, 4:17 ). Прем.5:3 . и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. 3–13 . В этом отделе писатель художественно передает собственную речь нечестивцев (хотя 9–12 стихи являются несколько растянутыми и нагроможденными), в которой изображается их пробудившаяся в том мире совесть, их внутреннее смущение и раскаяние, равно как их удивление неожиданному счастью праведных. Эта речь является прямой противоположностью той высокомерной речи, какую в уста тех же людей писатель вложил во II гл. 3 . «Воздыхая от стеснения духа», дух захватило, они не могут поэтому свободно говорить, а только могут стонать и вздыхать. Этим изображением писатель пользуется, чтобы выразить противоположность прежнему надменному смеху нечестивых ( Иак. 4:9 ). «Был у нас… притчею поругания», предметом насмешки, издевательства, злорадства. (См. Пс. 43:15 ; Иер. 24:9 ; 2Пар. 7:20 ). Прем.5:4 . Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неем.9:6 .  [И сказал Ездра:] Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются. Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется не имеющимся у мазоретов замечанием κα ιπεν Εσδρας, и сказал Ездра. Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в том смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст. 6–37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает замечание LXX κα ιπεν Εσδρας; неудачной конъектурой. По его мнению, молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так как молящийся говорит о себе во множ. числе (ст. 9: «отцы наши», ст. 33 »мы " ). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания «и сказал Ездра» в евр, тексте также вполне понятно. Излагаемая в ст. 6–37 молитва Ездры обыкновенно называется покаянной. Но, собственно, главным предметом ее является прославление Бога за Его завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6–8 указывается тема молитвы: Господь, Творец и Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним завет – дать семени его землю ханаанскую и исполнил свое обетование. Эта тема раскрывается в четырех строфах (9–15, 16–25, 26–31, 32–37), причем для раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении. «Небо, небеса небес». Чтобы рельефнее выставить божественное всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением – «небеса небес» (ср. Втор. 10:14 ; 3Цар. 8:27 ; 2Пар. 2:6, 6:18 ), а понятие земли – словами «моря и все, что в них» (ср. Пс 145:6 ). «Все воинство их» – указание на небо (ср. Быт. 2:1 ). «Небесные воинства Тебе поклоняются». В этом выражении уже небесными воинствами, как и в ( Пс. 148:2, 102:21 ), называются ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

НА СВОЮ ГОЛОВУ Сделать что-либо такое, в чем приходится раскаиваться; оборот указывает, что происходящее в данный момент с человеком (как правило, какие-либо неприятности) является следствием необдуманных, опрометчивых поступков. Образ, построенный на метонимическом замещении понятия «человек» понятием «голова», широко используется в тексте Б . Содержанием его является основополагающая идея Б . о неизбежном воздаянии за совершенные преступления, о расплате за злонамеренные поступки. Отмщение всегда принадлежит Господу. К Нему обращаются как к справедливому Судии: «…соверши суд над рабами Твоими, воздай виновному, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его» ( 2Пар.6:23 ). Так будет происходить в День Суда: «…близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» ( Авд.15 ). Злу и злодеянию Господь неотвратимо воздает: «И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их…» ( Суд.9:57 ); «Господь обратил злобу Навала на его же голову» ( 1Цар.25:39 ); «За то и Мое око не пощадит, и не помилую; обращу поведение их на их голову» ( Иез.9:10 ); «Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на голову их…» ( Неем.4:4 ). Как общий жизненный закон формулирует это Псалмопевец: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» ( Пс.7:15–17 ). Иногда этот оборот звучит как проклятие: «Да обратит же Господь злобу твою на голову твою!» ( 3Цар.2:44 ), нередко означает ответственность за убийство. Давид, узнав об убийстве Авенира (своего военачальника) говорит: «…невинен я и царство мое вовек пред Господом в крови Авенира… пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его…» ( 2Цар. 3:28–29 ); «кровь твоя на голове твоей» ( 2Цар. 1:16 , см. также Нав.2:19 ). См. также 1Пар.12:19 ; Эсф.9:25 ; Притч.25:21–22 ; Иоил.3:4 ; Рим.12:20 . Напрасный труд

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Потому-то и возмутились книжники. Мф.9:3 .  И се, нецыи от книжник реша в себе: Сей хулит. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Марк сказал яснее: «бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в сердцах своих: что Сей тако глаголет хулы? кто может оставляти грехи, токмо един Бог» ( Мк.2:6–7 ). Соблазнялись по причине зависти и лукавства. Часто они видели, как Спаситель со властью прогонял болезни, изгонял бесов, повелевал ветрам и морю и совершал все это, превышая человеческие силы; но они, мстя за свои страсти, думали, что мстят за оскорбление Бога. Мф.9:4 .  И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих? Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Здесь показывает и другое неопровержимое знамение Своего Божества и равенства с Отцом, именно: знание помышлений сердец их, что также было свойственно одному Богу; ибо написано: «Ты бо един веси сердца сынов человеческих» ( 2Пар.6:30 ), ибо Ты один знаешь сердце сынов человеческих; и опять: «испытаяй сердца и утробы Бог» ( Откр.2:23 ); и в другом месте: «человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» ( 1Цар.16:7 ), человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. Так как они не приняли того знамения, потому что оно казалось им невозможным, приводит это как несомненное, и посредством него подтверждает также и прежнее, как бы так говоря: действительно, никто не может отпускать грехов, кроме Того, Кто видит помышления людей. Мф.9:5 .  Что бо есть удобее рещи: отпущаются ти греси: или рещи: востани и ходи… Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Так как вы, говорит, думаете, что Я богохульствую, потому что отпускаю грехи, и что Я делаю Себя равным Богу, то отвечайте Мне, что легче для исполнения, сказать ли то, или это? И то, и другое, о чем Он спросил, было возможно для Бога и невозможно для человека. И отпускать грехи было свойственно Богу, равно как и Своей властью поднять и укрепить расслабленного. Когда же они молчали, так как не могли сказать, что из двух легче, Он сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Бог делает Себе славное имя Своими чудесами ( Ис.63:14 ), евреи прославляют имя Его 11 и сами хвалятся Им 12 . Когда Израиль обесславил имя Божие, Сам Бог «пожалел святое имя Свое» и «освятил великое имя Свое, бесславимое среди народов», тем, что «явил перед глазами их» Святость Свою 13 . Именно ради святости имени Своего Бог возвращает «плен Иакова» ( Иез.39:7, 25 ), предсказывая, что впредь «дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего» ( Иез.43:7–8 )… Бог свят и имя Его свято; Бог велик и имя Его велико 14 , но и люди могут возвеличивать его ( 1Пар.17:24 ). Бог един и вечен, и имя Его едино и вечно 15 … И силу Свою Бог проявляет через Свое имя. «Боже, именем Твоим спаси меня» ( Пс.53:3 ). «Помощи наша в имени Ягве» ( Пс.123:8 ). Поразительно, что и на войне Бог помогает Израилю Своим именем: «иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога... хвалимся» 16 … Естественно, что без имени Божьего невозможно никакое благословение: все колено Левиино избрано, чтобы «благословлять именем Божиим» ( Втор.10:8 ), а сыны Аарона должны «возлагать имя Божие на сынов Израиля» ( Числ.6:27 )… Евреи имеют право клясться именем Божиим и даже называются «народом, клянущимся именем Ягве» (хотя и не в истине ( Ис.48:1 ). Сам Бог становится судьей между теми, кто клянется именем Его ( 1Цар.20:42 ), как бы лично присутствуя между ними. «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое» 17 . Поистине, ветхозаветный праведник чувствовал всем сердцем и разумом близость имени Божьего и в нем – Самого Бога… Весь народ Израильский есть народ, на котором наречено имя Божие ( 2Пар.7:14 ; ср. Иер.14:9 ), но и на каждом еврее наречено оно, ибо сотворил его Бог для славы Своей, образовал и устроил ( Ис.43:6–7 ). «Было слово Твое в радость и в веселие сердца моего, ибо имя Твое наречено на мне, Господь Бог Саваоф» ( Иер.15:16 ) 18 … Быть может, более всего имя Божие пребывает в храме, о котором еще Моисей говорил: «к месту, какое изберет Господь Бог ваш из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

«В приближающихся ко мне освящусь, – говорит Господь об Аароне и сыновьях его, – и пред всем народом прославлюсь» ( Лев.10:3 ), и что приближающийся ко Господу по «дару и праву» священства был не человеками поставленный, а избранный Самим Богом, на это указывает Сам Господь, говоря, что Он знает, «кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе» ( Чис.16:5 ). Присоединяя к рассмотренному о значении священства назначение священников быть также учителями закона Божия в народе, дабы «научать сынов израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» ( Лев.10:11 ; Втор.33:10 ; 2Пар.17:9 ; Иез.44:23 ), мы будем иметь следующее определение священства в ветхозаветной церкви: «Священство было божественным учреждением с даром и правом предстательства пред Богом за все общество верующих, с полномочием, полученным от Бога очищать грехи, нести на себе, как иерархических лицах, недостатки приношений народа Богу и благословлять народ от лица Самого Бога во имя Его. При этом на иерархии лежала обязанность руководить народом в делах веры и научать его всем уставам, которые изрек Господь чрез Моисея». В чем же, спрашивается, народ еврейский мог уподобляться этому служению священства в своем служении целому миру, как «царство священников и как царственное священство»? Очевидно, «священство», как Божественный дар и как Божественное право, с абсолютной властью Божия полномочия, не могло принадлежать целому народу еврейскому, так как в среде самого народа эти – право, дар и полномочие – принадлежали только избранным и нарочито во имя Божие посвященным в это служение иерархическим лицам. Но если с Божественной стороны право Божественное не принадлежало целому народу, то с человеческой стороны ему принадлежали: достоинство призвания в особое служение перед Богом в качестве народа, хранителя и чтителя Закона Божия, полномочие общенародного приближения к Богу, получение дара благословения от Бога и самое главное – право предстательства перед Богом в «Святом Семени» ( Быт.18:26–32 ; Исх.32:11–14 ; Иер.5:1 ; Ис.6:13 ; Чис.3:12–13, 45 ; Чис.8:14–19 ), «в котором благословятся все племена земные» ( Быт.12:3 ) «и все народы земли» ( Быт.22:18 ) и «Которое есть Христос» ( Гал.3:16 ), – говорит Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

3Цар.13:29 .  И поднял пророк тело человека Божия, и положил его на осла, и повез его обратно. И пошел пророк-старец в город свой, чтобы оплакать и похоронить его. 3Цар.13:30 .  И положил тело его в своей гробнице и плакал по нем: увы, брат мой! 3Цар.13:31 .  После погребения его он сказал сыновьям своим: когда я умру, похороните меня в гробнице, в которой погребен человек Божий; подле костей его положите кости мои; 3Цар.13:32 .  ибо сбудется слово, которое он по повелению Господню произнес о жертвеннике в Вефиле и о всех капищах на высотах, в городах Самарийских. Отдание погибшему Иудейскому пророку последнего долга со стороны Вефильского пророка есть с его стороны дань почтения и, может быть, горького раскаяния; завещание же Вефильского пророка о собственном погребении с иудейским пророком в одной гробнице, кроме того, свидетельствует о глубокой вере его истине пророческого слова и имеет в виду предупредить осквернение собственного праха при грядущей реформе Иосии: на последнюю цель распоряжения указывает имеющаяся в тексте LXX и слав. (ст. 31 – конец) прибавка: να σωθσι τ στ μου μετ τν στν ατο, слав.: «да спасутся кости моя с костьми его» – пояснительное замечание, которое могло находиться и в первоначальном тексте (ср. 4Цар.23:16–18 ). – «Увы, брат мой!» (ст. 30) – обычная древнееврейская формула оплакивания умерших родственников и друзей (ср. Иер.22:18 ). Упоминание о Самарии, в качестве притом целой области (ст. 32), в устах Вефильского пророка употреблено писателем пролептически: Самария построена была лет 50 спустя после Иеровоама I – Амврием ( 3Цар.16:24 ). 3Цар.13:33 .  И после сего события Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжал ставить из народа священников высот; кто хотел, того он посвящал, и тот становился священником высот. 3Цар.13:34 .  Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли. Как миссия Иудейского пророка (ст. 1–10), так и его трагическая смерть и самое погребение (ст. 11–32) имели целью отвратить Иеровоама от избранного им пути своевольного изменения в области богослужения, но эта цель не была достигнута 12 : Иеровоам продолжал свою неугодную Богу деятельность, напр., по части распространения всеобщего священства (ст. 33), ср. ( 3Цар.12:31 ; 2Пар.11:15,13:9 ): «кто хотел, того он посвящал» (с евр.: «наполнял руку», слав.: «исполняше руку свою», ср. ( Исх.28:41 ); блаженный Феодорит, вопр. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но неверие и лицемерие Ахаза очевидны. Если он так твердо помнит закон Божий, то для чего же так страшится царей – язычника Раассона и законопреступного Факея, и заботится о средствах защиты? Впрочем, Ахаз не говорит, что не желает видеть знамения для своего успокоения, он только не решается просить того, что запрещено законом, а желание видеть знамение еще как будто кроется в его сердце… 13. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? (И рече [Исаиа]: слышите убо, доме давидов: еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете Господеви труд?) Ахаз был встревожен, взволнован и озабочен так, что никто не мог его успокоить: начались приготовления к защите города и совещания князей о средствах обороны, являлись планы заключить союз с могущественной Ассирией. Но все это только порождало новые и большие затруднения ( 2Пар.28:16,20–21 ). Желая вывести царя из этих затруднений, пророк от имени Божия предлагает ему знамение, для уверения, что замыслы врагов-союзников ничтожны. Царь не принимает знамения и таким образом затрудняет даже Бога, в лице Его пророка, которому при этом уже трудно успокоить царя. Но Господь, утешая народ и обличая царя, открывает через пророка, всему «дому Давида», что обетование Божие Давиду об «устроении его дома, упрочении царства и утверждении престола на веки» ( 2Цар.7:11–16 ), останется неизменным и при настоящих тревожных обстоятельствах, как бы они опасны ни были. Пророк изрекает знаменательное и утешительное откровение о том лице, которому будет принадлежать царственная власть над народом Божиим впоследствии, когда действительно прекратится род царей из «дома Давидова» и отойдет скипетр от колена иудина ( Быт.49:9–10 ). 14. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Сего ради даст Господь сам вам знамение: се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя ему Еммануил). Ахаз не просит знамения, но, обличая лицемерное нежелание царя, Господь Сам дает знамение, насколько утешительное для «дома Давидова», настолько же и грозное для Ахаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010