—3— сему в смятение приведет лице своей души, то есть сердце, и укрепит в себе злые и противные силы, кои горькими и извращенными рассуждениями прельщают ум заблуждающихся, не дозволяя ему взирать на красоту истины, извращая его различным образом и склоняя к увлечению непристойными мыслями, ибо никто же речет анафема Иисуса, разве только Веельзевулом ( 1Кор.12:3 ). Но да не по думает кто, заблуждаясь, что здесь дается изъяснение этих слов ложное или какое-либо обманное. Деревами, как мы уже сказали, Священное Писание обыкновенно называет созерцания, содержащаяся в богодухновенных Писаниях. Так и чрез премудрого Моисея Бог всяческих говорить нечто подобное же к тогдашним людям: аще же обсядеши окрест 1 града 2 дни многи воевати его в приятие его 3 , да не истредиши садовия его – возложити 4 нань железо, но от него да яси 5 , самого же не посечеши. Еда человек 6 древо еже в дубраве 7 – внити 8 от лица твоего в забрала? Но древо, еже веси, яко не ястся плод его 9 , сие потребиши и посечеши ( Втор.20:19–20 ). Хотя всякому, предполагаю, и очевидно, что Бог всяческих не удостоил бы положить нам такой закон, если бы сказанное разумелось о деревьях, вырастающих из земли, однако же и из другой заповеди, думаю, можно доказать, что Бог отнюдь не щадил их (деревья) и —4— не придавал им никакого значения. Ибо что опять повелевает Он касательно лжеименных богов? Требища их, говорит, разсыплете, и столпы их сокрушите, и дубравы их посечете ( Втор.7:5 ). Вблизи же Своего жертвенника Он совсем не дозволяет возращать дерева, ибо ясно возвещает: да не насадиши себе 10 дубравы близь алтаря Господа Бога твоего ( Втор.16:21 ). И если к этому нужно еще присоединить что-либо, то скажу подобно премудрейшему Павлу: еда о деревах радит Бог ? или нас ради всяко глаголет? ( 1Кор.9:9–10 ), – посредством чувственных образов руководя к созерцанию предметов духовных. Посему скажем уже, что под городами можно разуметь сочинения нечестивых еретиков, не без украшений некиих укрепленные мудростью мipa и хитросплетенными обманами мыслей. Но приступает для осаждения их и некоторым образом облагает кругом, восприяв щит веры и меч духовный, иже есть глагол Божий ( Еф.6:16:17 ), всякий, кто сражается за священные догматы Церкви и со всею силою выступает против их лжеучений, стараясь, как говорит Павел, помышления низложить и всяко возношение, взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово ( 2Кор.10:4:5 ). Итак, когда, говорит, такой воин Христов окружает ненавистные сочинения еретиков как бы некую иноплеменную землю и встречается с деревами садовыми, то есть если найдет слова из богодухновенного Писания, очевидно или изречения пророков, привлеченные для цели их, или и свидетельства из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1:1–10 Введение и благодарения Где обрываются (если так) благодарения Павла, не ясно. Поскольку Павел не размечал свои послания параграфами, а следовал течению своей мысли, включая и отступления, не всегда можно точно установитьплан его посланий. 1:1 . Так обычно начинались письма. «Силуан» – это латинский вариант имени Силы как римского гражданина; еврейские родители римских граждан часто выбирали для своих детей еврейские (арамейские) и латинские имена, сходные по звучанию. 1:2. Благодарения были характерны для древних писем. Ст. 2–10 представляют собой обычное вступление, выражающее добрую волю автора по отношению к своим читателям; здесь Павел одновременно стремится и ободрить их; он расточает щедрую похвалу в эпидиктическом (хвалебном) стиле риторики. О «воспоминании» их в молитвах см. в коммент. к Флп. 1:3,4 . 1:3,4. Термин «избрание» (ст. 4) иудеи относили исключительно к самим себе; Павел применяет его здесь по отношению к церкви, в которой было много обращенных из язычников. 1:5. Письма-наставления часто напоминали их получателям о том, что они уже знали. Обращение к читателям как к очевидцам было неотъемлемым элементом аргументации. 1:6 . Философы часто призывали своих учеников подражать им, и это было весьма характерно для писем-наставлений; но Павел утверждает, что они уже начали делать так. Принятое в иудаизме представление о том, что Дух связан с Божественной инспирацией, озарением, могло указывать на харизматическое служение, радость и даже состояние экстаза (возможно, с ликованием), хотя Дух ассоциировался и с другими свершениями. Большинство приверженцев языческой культуры с негодованием относились к попыткам иудеев оторвать неев-рев от религии своих предков; поскольку значительная часть христиан была обращена из язычников, иудеи столкнулись с еще большей враждебностью окружающих. 1:7. В Ахаие, к югу от Македонии, были хорошо осведомлены о событиях, происходивших в соседней провинции. 1:8 . Путешественники обычно приносили новости, и в других церквах могли слышать о фессалоникийцах от посланцев из Филипп и из Македонии, которые оказывали поддержку Павлу ( 2Кор. 11:9 ; Флп. 4:15,16 ), илиот других странствующих иудеев или христиан (ср.: Пс. 18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Ориген, живший в третьем столетии, в кн. 3, против Цельса: «Во-первых изъясни (Павловы) послания; и, вникнувши в значение каждого в оных слова, (например, в послание к Ефесянам, и к Колоссянам, и в послание к Фессалоникийцам, и Филиппийцам, и к Римлянам); покажи и то и другое, и что ты уразумел слова Павловы, и что доказать (можешь), что оные из них просты суть и буии. Ибо, ежели предастся кто внятному чтению (его); то, я совершенно знаю, что таковой или удивится разуму сего мужа, в простом речении великое объемлющего, или, не удивившись, сам посмеяния достойным покажется». Кроме ж того, древние церковные учители, во утверждение своих писаний, приводят из нового Завета и самые изречения, некоторые подлинными словами, а другие с малою переменою. Климент, Епископ Римский в первом своем послании к Коринфянам, в гл. 13 приводит следующие тексты: Хваляйся о Господе, да хвалится. 1Кор.1:31 . Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть. Лк.6:36 . Св. Игнатий, живший в конце первого и в начале второго столетий, в своем послании к Смирнянам, приводит сии тексты: Могий вместити, да вместит, Мф.19:12 . А в послании своем к Поликарпу: И болезни понесе. Мф.8:17 . Будите мудри яко змия, и цели яко голубие. Мф.10:16 . В послании к Ефесянам: Да есте же утверждени в томже разумении и в тойже мысли. 1Кор.1:10 . Бог гордым противится. 1Пет.5:5 . Молитеся непрестанно. 1Сол.5:17 . Ни хищники царствия Божия не наследят. 1Кор.6:10 . Где премудр? где книжник? 1Кор.1:20 . К Магнезианам: Скверных же и бабиих басней отрицайся. 1Тим.4:7 . В послании к Филаделфянам: Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси откуду приходит, и камо грядет. Ин.3:8 . В послании к Римлянам: Видимая бо временна, невидимая же вечна. 2Кор.4:18 . Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит. Мф.16:26 . Поликарп, живший во 2-м столетии, в своем к Филиппийцам послании, (о котором упоминает и Св. Ириней,) приводит сии тексты: Служим благоугодно Богу, страхом и истиною. Евр.12:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Клятву мы должны употреблять только в важнейших и необходимых случаях, как последнее средство удостоверить в истине ( Сир.23:8–11 ; Исх.20:7 ; Лев.14:12 ). И ненарушимо должны исполнять её. Этого требуют благоговение и любовь, с которыми мы должны относиться к Богу; ибо клянущийся призывает Бога, Судию и Мздовоздаятеля, во свидетели своих слов и обещаний и, следовательно, нарушая клятву, он показывает, что не имеет любви и благоговения к Высочайшему Существу, пред Которым клялся ( 1Пет.1:15–19 ; Евр.12:28 ). Благочестивые мужи древности уважали святость клятвы и верно исполняли клятвы свои. Примеры этого мы видим во времена патриархальные ( Быт.21:23–33 , гл. 24–25:26:26–31:31:44–54), во времена Моисея и Иисуса Навина ( Нав.2:12–21:6:24:9:15–27 ), во времена Судей и Царей Израилевых ( 1Цар.24:22–23 ; 2Цар.21:7 ) и др. Тем более клятва должна иметь обязательную силу в христианском мире, при высшем и современном законе истины, любви и благодати. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании клятвы и присяги Мф.5:34–35 . «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий, ни землёй, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя». Объясн. Иудеям предложено было не клясться именем Божиим во лжи: Мф.23:16–22 ; Лев.19:12 ; запрещение совсем не клясться относится к тем предметам, которые здесь перечислены, но именем Божиим клялся Сам Христос на Суде: Мф.26:63–64 , клялся Собою Бог Аврааму: Евр.6:13–17 , клялись и святые апостолы: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; 2Тим.4:1 . Частью же слова Евангелия ( Мф.5:34–35 ) внушают только то, чтобы мы старались жить так свято и честно, чтобы нам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему все верили, зная нашу честность. Клятва – дело святое, дело великое: нельзя употреблять её легкомысленно, нельзя и изменять её самовольно по своему смышлению. Кто часто божится, тому меньше верят. Итак, в ваших обычных житейских делах вовсе никогда не клянитесь, говорите всегда только одну чистую правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Нельзя, конечно, оспаривать того основного положения, что христианство прямо не определяет форм общественных отношений. Никто не может сомневаться в том, что оно – религия по существу своему глубоко интимная, индивидуальная в самом высоком значении этого слова, как утверждающая бесконечную нравственную ценность человеческой личности ( Мф.16:26 ; Мф.18:12 ; Лк.15:8 ). Именно христианство возвысило личность на недосягаемую высоту религиозного сознания своего сыновства Богу ( Рим.8:16 ; Еф.2:19 ); именно оно освободило человека от всякого духовного рабства ( 2Кор.5:19–31 ; Гал.4:1–7 ). Евангелие прежде всего и главным образом обращается к отдельной личности, прежде всего призывает её к личному духовному, абсолютному совершенству Бога ( Мф.5:48 ). «Мерило всего есть духовное, нравственное начало, – говорит А. Гарнак, – поэтому, у нас нет более заботы, как забота о внутреннем спасении и нравственных делах» 4 . И по словам проф. Пибоди, главная цель Иисуса Христа – провозгласить принцип личности, возбудить более высокую жизнь личности 5 . Но из того, что христианство по существу своего нравственного учения есть религия глубоко индивидуальная, вовсе не следует, чтобы оно имело в виду только отдельную личность, призывая её к личному самосовершенствованию, а не общество, и не указывало также и норм общественного развития. Если христианство по существу своему индивидуально, то это нисколько не говорит против того, что оно в то же время может быть и силой, нормирующей общественную жизнь, стремящейся «преобразовать все личные различия в одно великое общество любви» 6 . «Осуществлением идеала индивидуализма был бы мир личных атомов, – говорит тот же западный моралист, – которые взаимно притягиваются и отталкиваются друг с другом, но даже когда они и сочетаются, то никогда не могут достигнуть большего единения, чем простое сочетание» 7 . Нет, христианство, по природе своей нравственной проповеди , обнимает не только личность, но и общество, и Евангелие является не только светом, освещающим путь личного совершенствования, но и критерием для нравственной оценки разнообразных форм общественных отношений. Не определяя непосредственно самых этих форм, Евангелие может указывать точные руководящие начала для жизни целого христианского общества, и притом совершенно такие же, как и для жизни отдельных личностей. Нужно заметить, вместе с тем, что абсолютные принципы христианской нравственности, проникая собою, подобно закваске, разнообразные формы относительной человеческой общественности, не могут сливаться с этими формами и принижаться к ним, как этого боятся представители ложно-аскетического понимания христианства, а способны одухотворять и оживлять их, подобно солнцу, которое, рассеиваясь лучами по всему миру, не теряет своей сущности. Какие же это принципы?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Итак, если верно уразумели мы, что такое дни, просвещенные Господом нашим Иисусом Христом, истинным Светом, и что такое дни, просвещенные тем, кто «принимает вид ангела света» и чей свет угаснет, то мы также можем понять те «дни Иисуса», о которых сказано: «Народ служил Господу во все дни Иисуса» ( Суд.2:7 ); разумеется, тот, кто имеет в себе «дни Иисуса», будет служить Господу – не может такого быть, чтобы имеющий в себе «дни Иисуса» и свет Христов служил дьяволу или служил бы жадности; не может быть, чтобы просвещенный светом истины служил неправде, служил обману; не может быть, чтобы просвещенный светом освящения угождал вожделению и нечистоте. Наконец, и Апостол говорит: «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:14–15 ). Так станем же молиться, чтобы Христос, «Свет истинный» (ср. Ин.1:9 ), всегда соделывал в нас дни хорошие и чтобы никогда не было в нас просвещением дьявола дней худых, о которых Апостол говорит: «Высвобождая время, потому что дни лукавы» ( Еф.5:16 ). Ибо мы имеем лукавые дни, когда взыскуем не духовного, а плотского, не небесного, а земного, не вечного, а преходящего, не будущего, а настоящего. Поэтому, когда видишь, что восстают в тебе подобные желания, знай, что пребываешь ты во днях худых и лукавых; и потому усердствуй в молитвах, чтобы освободиться от худых дней и, как говорит Апостол, избавиться «от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ); потому что таким образом, о котором мы говорили выше, не только дни, но и век становится лукавым. 2 . «И народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса» ( Суд.2:7 ). Блажен тот, кто служит Господу во дни Иисуса, кто освещен Его словом и мудростью, кто просвещен Его заповедями, кто обретает из Его учения свет знания. Во вторую очередь блажен тот, кто служит «Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса». Разве старцы, жившие с Иисусом или «после Иисуса», не есть не кто иные, как апостолы, которые и сами просвещают наши сердца своими писаниями и наставлениями и соделывают в нас дни тем светом, который сами они получили как долю Света истинного? И о том, кто просвещен и научен наставлениями апостолов и примером их служения Господу, сказано, что он служит «Господу во все дни Иисуса и во все дни старцев, которые жили долгие дни после Иисуса». А хочешь видеть, что как Спаситель «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (ср. Ин.1:9 ), так и апостолы были светом мира? В Евангелии написано, что Господь сказал им: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ). А так как апостолы – «свет мира», то, несомненно, своими наставлениями и указаниями они просвещают наши дни, в которые надлежит нам служить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Необходимо отметить те особенности, которыми отличается использование в творениях св. Мефодия ветхозаветных книг Библии . Если но­возаветные Писания, за исключением Апокалипсиса, используются им почти исключительно в их прямом смысле, то по отношению к книгам Ветхого Завета св. епископ чаще всего заботится о том, чтобы «не бу­квально, но духовно разуметь Писание Закона» («О проказе», 4, 1). Основание для иносказательного понимания Ветхого Завета дано священными писателями новозаветных книг: «Если закон, по словам Апостола, духовен и заключает в себе образы будущих благ ( Евр. 10, 1 ), то, сняв с него покрывало буквы ( 2Кор. 3, 6 и 16), мы можем от­крыто видеть непокровенную истину» («Пир», 5, 7). «Слова пророков, понимаемые буквально, представляются как бы сухими, не имеющими смысла, а понимаемые с мудростью (представля­ются) доброплодными» («О проказе», 4, 6). «Когда ты оставишь тем­ноту буквы, тогда будешь вечно пребывать в свете» («О различении яств», 11, 7). Как видно, внимание толкователя сосредоточено на ино­сказательном изъяснении ветхозаветных текстов. Буквальный смысл многих из числа этих текстов очень часто служит только отправной точ­кой, началом истолкования («Пир», 3, 1–2). Правда, делается оговор­ка, что буквальное понимание слов Писания может считаться «более безопасным образом» истолкования (там же). Надо также иметь в ви­ду, что «опасно пренебрегать текстом, как он сказан, особенно там, где излагаются непреложные повеления Божии», однако «не следует оставлять этих слов с неполным и как бы хромающим на одну ногу объяснением», необходимо «возвышаться над буквальным чтением» (там же). Иносказательное толкование предписаний и законоположе­ний Ветхого Завета и даже фактов, сообщаемых ветхозаветными пи­сателями, представляется делом совершенно естественным и необходи­мым («Пир», 3, 1; «О проказе», 1, 4). Св. Мефодий отправляется от предпосылки, что буквальное понимание Писания (имеется в виду Вет­хий Завет) снижает его смысл и не производит в должной мере спа­сительного действия на души читающих и слушающих: «Понимающий Писание внешним образом отходит, лишаясь духовного смысла, как тот, кто видит пустые стены, построенные из камня. А тот, кто крепко ударит и разорвет духовную завесу, приобретя крылья Божиим Духом, как птица долетает до внутреннего смысла Писаний, который есть Свя­тое святых, и, достигнув великого света, питается молниями истинной красоты» («О проказе», 4, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Рассмотрим кратко некоторые аспекты ветхозаветного представления о пище, которые могут иметь значение в перспективе новозаветной Евхаристии. Библейские данные Пища и творение Первое, на что мы должны обратить наше внимание, – это то, что указания относительно пищи обнаруживаются уже в самом начале книги Бытия и помещены в Шестоднев, то есть составляют неотъемлемую часть повествования о творении. Сразу по сотворении живых существ и человека Бог дает распоряжение относительно пищи: И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам [сие] будет в пищу... ( Быт.1:29 ). Бог не только творит, вычленяет (именно такова семантика глагола br – «отделять, вычленять») мир из небытия и приводит его в бытие, но и питает его, то есть не оставляет мир Своим благим промыслом (любопытно, что каузативная форма от того же корня br’ – имеет значение «питать, кормить, утучнять»). Образ Бога, заботящегося о пропитании Своих творений, постоянно обнаруживается на страницах Библии: Очи всех на Тебя уповают, И Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь Ты руку Твою И насыщаешь все живущее по благоволению. ( Пс.145:15–16 ) В наиболее общем виде эта идея представлена в описании творения из книги Иисуса, сына Сирахова: Навек устроил Он дела Свои, И начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются, И не прекращают своих действий. ( Сир.16:27 ) Благодарение за особую непрестанную заботу о Своем народе, за Провидение Божие предписывалось совершать во время специального приношения и вкушения «начатков» (первых плодов): И поставь это [начатки плодов. – Авт.] пред Господом, Богом твоим, и поклонись пред Господом, Богом твоим. И веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой дал тебе... ( Втор.26:10–11 ). Пища и Завет Другой очень важный момент: в центре творения стоит Завет – союз Бога и человека. Бог – Творец, и Он же – «Бог верный, Который хранит завет» ( Втор.7:9 ). Всякий раз, когда заключается или обновляется Завет, обновляется всё творение. Какие события, сопровождавшие Синайский завет, наиболее глубоко врезались в память древних евреев? Первое – что Бог разделил воды Красного моря, отделив сыновей Израиля от египтян, и второе – что Бог питал народ Свой в пустыне. В Новом Завете все эти библейские образы находят свое предельное и окончательное исполнение: во Христе человек именуется новою тварью ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ) – это новое творение, которое Господь изымает из власти смерти и питает Своей Собственной Плотью и Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

“Ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом” – Пс. 35:3-5 . Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего – клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает свое тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного ( Иак. 2:6 ) . Из сердца человеческого исходит непотребство ( Марк 7:21-22 , Рим. 1:28 , “чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали” – 2Кор. 12:21 , Гал. 5:19 ). Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца ( Иоан. 8:44 ). Кадят демонам, диаволу почти непрерывно. “Уста курящего – демонская кадильница”, – говорит св. Иоанн Кронштадтский . И если даже разрешённое курение благовоний из кадильницы священника отвратительно Богу (“Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование!” – Ис. 1:13 ), когда люди живут во грехе, то что говорить о демонской кадильнице со смертоносным, самоубийственным дымом? (“И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение” – Чис. 16:35 ). И вот видим, как почернели лица курящих (Послание Иер. 20 ), как вся земля осквернена мерзостью окурков. Желая сказать о себе доброе, пишут: “без вредных привычек”, имея ввиду также, конечно же, и табакокурение. Курить начинают шутя, крадучись, а бросить не могут по серьёзному, прожигая себе легкие, поражая все 5 органов чувств. За самоубийц нет приношения, отпевания церковного (“Вопрос 14: Если кто, будучи вне себя, подымет на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли быти приношение, или нет? Ответ: О таковом священнослужитель должен разсудити, подлинно ли, будучи вне ума, соделал сие.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке ( Быт. 38:18 ), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень ( Иер. 22:24 ; Песн. 8:6 ). II. 1) «приложить печать» означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т ( 3Цар. 21:8 ; Неем. 10:1 ; Иер. 32:10 ), кроме того, так обеспечивалась неприкосновенность ( Дан. 6:17 ; Мф. 27:66 ); 2) значительно чаще слова «запечатлевать» и «П.» употребляются в Библии в переносном смысле: а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов ( 1Кор. 9:2 ), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру ( Рим. 4:11 ). Принявший свидетельство Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог ( Ин. 3:33 ). На Сыне Человеческом «положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27 ); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению ( Иов. 9:7 ). Он «запечатывает» некоторые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей ( Дан. 12:4 ; Откр. 10:4 ; Откр. 22:10 ; ср. Ис. 8:16 ). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий ( Откр. 5 ); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов «печатью на челе» ( Откр. 7:2–8 ; ср. Иез. 9:4 ), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Откр. 3:10 ; Откр. 9:4 ); 3) совокупность различных значений слова «П.» присутствует в выражении «запечатлеть Святым Духом» ( 2Кор. 1:21 ; Еф. 1:13 ; Еф. 4:30 ). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа ( 1Петр. 1:18 ), оправдан принятием этой жертвы через веру ( Рим. 3:23–26 ), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа ( Рим. 8:16 ). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил ( 1Фес. 5:23 ; 1Петр. 1:5 ; Иуд. 1:24 ). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является «оттиском» (в Синод. пер. – «образом ипостаси») Божьей сущности ( Евр. 1:3 ), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого – Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, «от славы в славу», до полного восстановления в нем образа Божьего ( Рим. 8:29 ; 1Кор. 15:49 ; 2Кор. 3:18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010