Василии Великий писал и о разных типах возрастов: «Поелику есть человек “внешний” и есть человек “внутренний” ( 2Кор.4:16 ), то и возрасты, как в человеке видимом, так и в умопредставляемом в тайне, надобно нам понимать приблизительно к тому и другому» 2 . С этой точки зрения, возможно рассогласование внутреннего и внешнего возрастов: взрослый человек может быть младенцем по духовному возрасту. 3 С морально-психологической точки зрения, возможно и такое деление возрастов жизни: «1. Очищение; ибо грешник, обращающийся к Богу, нечист; 2) освящение, и 3) соединение с Богом» 4 . С точки зрения направленности устремлений души, возрасты также делятся на несколько периодов, в каждый из которых душе нужно: «а) возвращение в себя (от соблазнов внешнего мира. — Ю.З .), б) пребывание в себе, соединенное с деятельным очищением себя; в) соединение с Богом». 5 Таким образом, св. отцы всегда соотносили и сопоставляли духовный и обычный возраст, делая из этого важные душеполезные выводы. «Старцы отвечают сообразно с (духовным) возрастом человека. Есть время, в которое человек может послужить, и тогда он должен оказывать другим услуги; но настанет и такое время, когда ему будут служить другие: тогда духовный возраст его будет уже не тот, что прежде» 6 . Григорий Синаит : «Равны возрастом духовным суть те, кои здесь достигли полноты совершенства во Христе» 7 . В работе «Начертание христианского нравоучения» свт. Феофан Затворник две подглавки уделяет духовному возрасту: «Возрасты доброй христианской жизни» и «Возрасты греховной жизни» 8 . Прот. Николай Стеллецкий, известный дореволюционный богослов, в своей основополагающей работе по нравственному богословию отдельную подглавку посвящает теме: «Возрасты духовной жизни и отличительные свойства каждого из них». Вот некоторые ее положения: «На основании слова Божия можно указать три возраста духовной жизни: младенческий, юношеский и мужеский или совершенный… Три же соответственные степени возрастания духовного указываются и св. отцами: новоначальные, успевающие и совершенные, или степени обращения, очищения и освящения» 9 .

http://azbyka.ru/vozrast-duhovnyj

е. торжествующими праздники, и не будем являться пред лицом Божиим с пустыми руками ( 2Кор.9:6–12 ), и сея в духе, да пожнём от духа жизнь вечную, чтобы совершить праздник окончания при исходе года, – [праздник] собрания дел наших с поля, праздник первых плодов от трудов наших, – [плодов], посеянных на поле, которое благословил Господь. Будем также Аггеями и в течение всей жизни нашей до самого конца года, т. е. до исхода от века сего, будем торжествовать праздники в делах своих, которые принесло нам поле наше. Есть многое, что говорится о праздновании, [хотя] и не относится к этому времени, к чему прилежный читатель также может приспособить духовное понимание на основании всего Писания. К Зоровавелю, сыну Салафииля, вождю Иуды, и к Иисусу, сыну Иоседека, священнику великому, говорящее. – В книге Паралипоменон мы читаем, что у Иехонии, отведённого в Вавилон, был сын Салафииль, у которого родился Зоровавель ( 1Пар.3:16 .) Это же самое говорит и Матфей, перечисляющий родство Спасителя: После же переселения в Вавилон Иехония родил Салафииля, Салафиил же родил Зоровавеля, Зоровавель же родил Авиуда ( Мф.1:12–13 ). Этот Зоровавель по происхождению от колена Иуды, т. е. от рода Давидова, есть прообраз Спасителя, который поистине устроил разрушенный храм, т. е. Церковь , и снова вывел народ из плена. Создал Он Церковь то из старых камней храма, то из новых, которые прежде не были обделаны, т. е. создал скинию Богу Отцу то из остатков Израиля, то из множества народов языческих. Соответственно различию ударений в Еврейском произношении [слова Зоровавель] оно может обозначать или: близлежащий поток – предложенный ε σις παρακειμενη, – или: рожденный в Вавилоне, или: князь из Вавилона. К первому значению не подходит тот поток, который обозначается словом Иезавель – поток тщетный или истечения месячные, чт , без сомнения, имеет значение нечистоты; то же самое нужно сказать и о слове Завулон – истечение ночное. Итак, оставляя мрачный, тщетный и грязный поток мира сего, последуем к источнику Иисуса, предложенному для пития и разливающемуся широчайшим потоком, как о том говорится в Евангелии: Стал Иисус в храме и начал взывать говоря: «Кто жаждет, тот пусть придет ко Мне и пьет» ( Ин.7:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О Промысле написано много. Самое интересное сказано о человеке, и преп. Иоанн Дамаскин (ок. +750) излагает основные идеи этого учения так: 1 . Бог все предвидит, в том числе и то, что зависит от нас, но ничего не навязывает. Он не хочет, чтобы было зло, но и не принуждает к добродетели. 2 . Все происходит по благоволению Божию или по попущению . По благоволению – то, что бесспорно добро, а по попущению – то, что бесспорно добром не является. 3 . Часто Бог попускает и праведнику впадать в несчастья, чтобы показать другим скрытую в нем добродетель. Так было с Иовом. 4 . Иногда Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести или не впал в высокомерие по причине данных ему сил и благодати. Так было с апостолом Павлом ( 2Кор. 12, 7 ). 5 . Бог может оставлять человека на время для исправления другого, чтобы, глядя на него, другие вразумлялись. Так было с Лазарем и богатым ( Лк.16:19 ). Видя, как некоторые люди страдают, мы содрогаемся и приходим в себя. 6 . Еще Бог попускает кому – либо по страдать для возбуждения ревности в другом. Видя, как прославился пострадавший, и другие бесстрашно шли на страдания в надежде на будущую славу. Так было с мучениками. 7 . Иногда Бог попускает человеку совершить постыдный поступок для исправления еще худшей страсти. Например, если кто-то превозносится своими добродетелями и праведностью, Бог попускает ему впасть в блуд, чтобы он через это падение осознал свою слабость и смирился 8 . Ну, а как быть с невинными людьми, которые нередко становятся жертвами убийц? Немезий Эмесский отвечает так: «Убийца убивает несправедливо из-за корысти или грабежа, а убиваемый погибает или по справедливости или для пользы. По справедливости иногда за постыдные действия, нам не известные. Для пользы , когда Провидение предупреждает его будущие злоключения, потому что лучше сократить его жизнь до наступления их. Никакая смерть не есть зло, разве только та, которая посылается за грех. Это показывает смерть святых мужей. А грешник, если и скончается на ложе, пусть даже без всякой болезни, то все равно он умер плохо, потому что заготовил себе худой саван – грех. Убийца же всегда поступает порочно. По отношению к тем, которые убиваются справедливо, он ставит себя на место палача, а по отношению к тем, которые для пользы, на место убийц и преступников» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Согласно таким евангельским уподоблениям и всему ветхозаветному воззрению ап. Павел уже прямо уподобляет отношение Иисуса Христа к Церкви брачному союзу: муж: глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве... Мужие, любите своя жены, яко-же и Христос возлюби Церковь , и Себе предаде за ню... да будет свята и непорочна ( Еф. 5, 23–27 ). Обращенных в христианство коринфян, составивших коринфскую Церковь , тот же апостол называет обрученною Христу девою: обручих бо вас единому Мужу, деву чисту представити Христови ( 2Кор. 11, 2 ). В соответствие, наконец, пророкам, видевшим во всей ветхозаветной истории брачный союз Бога с Израилем, ап. Иоанн в своем Апокалипсисе изображает не только всю прошедшую историю, но и всю будущую жизнь христианской Церкви, до самых конечных ее моментов перехода из воинствующей в торжествующую, как жизнь жены, уготованной на брак агнчий, облеченной, подобно Суламите Песни песней (1, 9–10; 7, 2.6), в виссон чист и светел ( Откр. 19, 7–9 ). Так, Пятокнижие и Апокалипсис объединяются в этой терминологии и уподоблении, а Песнь песней составляет, согласно и хронологии своего происхождения, и месту в каноне ветхозаветном, средину между этими священными книгами и дает подробное обоснование этой терминологии. По святоотеческому толкованию, особенно близкая аналогия из всех священных книг к Песни песней находится в 44-м псалме и его пророчествах. «Я думаю, – говорит бл. Феодорит, – что Соломон получил мудрость от отца как от пророка и научен написать это (т. е. Песнь песней. – П. Ю.), ибо слышал: предста царица одесную Тебе... слыши, дщи, и виждь ( Пс. 44, 10 . И)» 4 . Понимаемая, по приведенным библейским параллелям, аллегорически, книга Песнь песней раскрывает, по православно-отеческому толкованию, положение закона: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею.., и всею крепостию твоею ( Втор. 6, 5 ; [ Мк. 12, 30 ]), и таковую же бесконечную любовь Господа к людям – членам Его ветхозаветной ( Ос. 2, 19 ; Ис. 62, 5 , и др.) и новозаветной Церкви ( Ин. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2Кор.6:17–18 . Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся: и аз прииму вы, И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Пророк Исаия, поучая Израильтян удаляться языческого идолослужения и лукавых дел, живущих в Вавилоне идолопоклонников, сказал следующее: «отступите, отступите, изыдите отсюду и нечистоте не прикасайтеся: изыдите от среды его, отлучитеся носящии сосуды Господни и собираяй вы Господь Израилев» ( Ис.52:11–12 ). Пророчествуя же о обращении язычников ко Христу, сказал: «приведи сыны моя от земли дальния, и дщери моя от краевых земных» ( Ис.43:6 ): а Пророк Нафан сказал Давиду яко от лица Божия: «аз буду ему во отца, и той будет ми в сына» ( 2Цар.7:14 ). Сии Пророческие слова Божественный Павел употребляет в своем слове точно так же, как выше мы сказали. Он некоторые из них для краткости опускает, а сии: «и собираяй вы Господь Израилев», выражает в виде истолковательном таким образом: «и аз приму вы». Кто же суть те, о коих он говорит: «изыде от среды их, и отлучитеся»? То суть люди нечестивые и развращенные. Сих-то людей учения и бесед завещевает он нам удаляться: «понеже тлят обычаи благи беседы злы» ( 1Кор.15:33 ). Под словом же, «нечистота», он разумеет грех , потому что сей оскверняет душу, а под словами: «нечистоте не прикасайтеся», совершенное воздержание не токмо от самых дел, но и от помыслов греховных. Когда же мы будем убегать неверия и греха: когда, пришел ко Христу, сподобимся чрез Божественное крещение великого дара усыновления: тогда Он будет нам Отец, а мы сыны Его и наследники вечного Его Царствия. 2Кор.7:1 . Сицева убо имуще обетования, О возлюбленнии! очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. Какие суть сии обетования или обещания? Вселение Божие в нас: «и вселюся в них, и похожду» ( 2Кор.6:16 ). Спасение и слава, которые приготовлены для людей Божиих: «и буду им Бог, и тии будут ми людие». Великий Божий дар, то есть усыновление: «и буду вам во Отца, и вы будете мне в сыны и дщери» ( 2Кор.6:18 ), глаголет Господь Вседержитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Не лишен интереса прежде всего самый способ открытия этих, как и некоторых других драгоценных отрывков того же италийского перевода. В последнее время особенное внимание ученых обратили на себя в некоторых библиотеках Европы пергаментные листы, найденные в переплетах разных древних рукописей. После тщательного отделения и рассмотрения подобных листов оказалось, что уцелевшее на них, хотя и не во всех местах, письмо скрывает много весьма драгоценных сокровищ для науки. Таким именно путем были открыты изданные в 1871 году Эрнестом Ранке два вюрцбургских палимпсеста, первоначальный текст которых также оказался содержащим отрывки древне-латинского перевода Ветхого Завета 8 Такой же счастливой случайности обязаны своим сохранением до нашего времени и изданные теперь г. Циглером новозаветные отрывки того же древне-латинского, и именно италийского перевода. Пергаментные листы, содержащие эти отрывки, были также извлечены мало по малу из переплетов различных рукописей, принадлежавших прежде монастырской библиотеке во Фрейзингене, а теперь находящихся в мюнхенской библиотеке. В печатном каталоге рукописей мюнхенской библиотеки листы эти значатся под одним номером (что, по словам Циглера, не совсем правильно), – именно: 6,436 (Fris. 236) и обозначаются: Membr. in 4° S. VIII, 24 folia singula. s. Pauli epistolarum versionis antehie-ronymianae fragmenta. Восемь из этих листов: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10 и 16, содержащие следующие отрывки из посланий апостола Павла: 1Кор.1:1–27 (fol. 2); 1Кор.1:28–3 (fol. 3), 1Кор.15:14–43 (fol. 5), 1Кор.16:12–24 , и 2Кор.1:1–10 (fol. 6), 2Кор.1:11–2:10 (fol. 7), 2Кор.3:17–5 (fol. 8), 2Кор.9:10–10:15 (fol. 10), Флп.4:11–23 и 1Сол.1:1–10 (fol. 16), видел и рассматривал, еще осенью 1856 года, покойный Тишендорф; свой критический отчет о них он изложил сначала в особой статье 9 , а потом – в виде краткой заметки, на ряду с другими известными манускриптами до-иеронимовского латинского перевода, в своих Prolegomen-ax к седьмому критическому изданию Нового Завета 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Бедные должны а) надеяться на Бога: Тебе предает себя бедный ( Пс.9:35 ); б) хвалить Бога: Нищий и убогий восхваляет имя Твое ( Пс.73:21 ). Заботиться о бедных есть обязанность верных: Не забывайте благотворения и общительности: ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:16 ). Добродетельная жена длань свою открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся ( Притч.31:20 ). Всегда будут бедные, которым должно помогать: Нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому Я и повелеваю тебе: отверзай руку твою бедному твоему и нищему твоему на земле твоей ( Втор.15:11 ). Нищих всегда имеете с собою, и, когда захотите, можете им благотворить ( Мк.14:7 ). Подавайте бедным а) не с сожалением, а охотно и от доброго сердца: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор.9:7 ). Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, что не имеет ( 2Кор.8:12 ); б) с щедростью: Глубокая нищета церквей Македонских преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил [я свидетель] ( 2Кор.8:2–3 ). Я знаю усердие ваше: ревность ваша поощрила многих. При сем скажу: кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва ( 2Кор.9:2,6 ); в) без тщеславия: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас. Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди ( Мф.6:1–2 ); г) в особенности верным: В нуждах святых принимайте участие ( Рим.12:13 ). Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал.6:10 ). Тот, кто милует бедных а) почитает Бога: Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его блага творит нуждающемуся ( Притч.14:31 ). б) взаймы дает Богу: Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). Насмехающийся над бедным не почитает Бога: Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его ( Притч.17:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2) ап. Павел часто употребляет слово «Е.» без уточняющих определений: вероятно, для него это слово являлось устоявшимся термином, понятным без дальнейших разъяснений. Тем не менее слово «Е.» имеет в его писаниях несколько значений: а) в 2Кор. 8:18 ; Флп. 4 Павел подразумевает под Е. проповедь Благой Вести; в 1Кор.9 Е. означает прежде всего собственно Благую Весть, а затем уже ее проповедь; б) Павел, в отличие от евангелистов, не отождествляет Благую Весть с проповедью Царства Божиего, хотя учение о Царстве Божием занимает в его посланиях важное место ( Рим. 14:17 ; 1Кор. 4:20 ; 1Кор. 6:9 ; Кол. 4:11 ; 1Фес. 2:12 ; 2Фес. 1:5 ). Павел нигде не дает исчерпывающего определения Е., а называет лишь отдельные его положения: Иисус – предвечный Сын Божий, как человек – Он потомок Давида; Иисус умер, был погребен и воскрес ( Рим 1 и след.; 1Кор. 15:3–5 ; 2Тим. 2:8 ); Он – превознесенный Богом Господь ( Флп. 2:9–11 ) и Судья ( Рим. 2:16 ). Итак, Благая Весть в посланиях Павла тождественна той, которую, в соотв. с названием своих трудов, стремились передать евангелисты: Иисус – это Помазанник Божий (Христос) и Его деяния – это спасение, даруемое Богом человеку и ради человека ( Мк 16 и след.; Рим. 1:16 ); в) для Павла, как и для евангелистов, Е. – это нечто большее, чем просто сообщение и провозглашение. Е. – это сила Божья, которая открывается в благовествовании «ко спасению» человека ( Рим 1 и след.; 1Фес. 1:5 ). В Е. открывается правда Божья ( Рим. 1:17 ), которая отправляет грешника на суд, но она же и оправдывает его по вере (⇒ Послание к Римлянам ). Т.о., Е. воздействует на жизнь человека и приводит его к встрече с превознесенным Христом, которая может стать для человека спасением или неспасением, в зависимости от того, уверует он или нет (см. 1Кор 1 и след., где Е. передано как «слово о кресте», ср. 1Кор. 1:17 ). Поэтому Павел говорит о Евангелии Божием ( 2Кор. 11:7 ; Рим. 1:1 ) или Христовом ( Рим. 15:19 ; 1Кор. 9:12 ), причем Христос одноврем. является и глашатаем Благой Вести и ее сутью; д) Павел нередко говорит о благовествовании, называя его «мое» или «наше» ( Рим. 2:16 ; 2Кор. 4:3 ; 2Тим. 2:8 ). При этом, однако, он не имеет в виду какое-то особое Е., поскольку его благовествование совпадает с проповедью других апостолов ( 1Кор. 15:1–5 ; Гал. 2:6–9 ). Он лишь подчеркивает, что это благовествование вверено и ему так же, как апостолам; в качестве особого поручения он должен был нести Е. язычникам ( Деян. 20:24 ; Рим. 15:20 ; 1Кор. 4:15 ). Но это было все то же благовествование об Иисусе Христе, повсюду сохраняющее свою действенность;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Постепенно, как видим, уроки, преподаваемые названными чтениями, переходят в свидетельство о действии Божием, совершаемом здесь и сейчас, — действии исцеляющей любви. Все более высокие слова о своем христианском призвании, об ожидаемом Богом ответе нашем на Его бесценные дары нам предстоит услышать теперь. Четвертое апостольское чтение определяет самый возвышенный смысл того, кто есть вообще человек. По замыслу Создателя, мы — «церкви Бога Жива», Он, наш Отец, хочет принять нас как сыны и дщери, «нечистоте не прикасающияся» ( 2Кор. 6:16-17 ). Потому по призыву апостола: «Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии» ( 2Кор. 6:11-7. 1 ). И следующее затем евангельское повествование свидетельствует о скорби Христовой, не имеющего «где главы подклонити», и призывающего следовать за Ним ( Мф. 8:14-23 ) (сравни у апостола: «вселюся в них и похожду»). Мы здесь в первый раз слышим о конкретном совершившемся исцелении и его плодах: теща Петрова «воста и служаше Ему». Живым откликом четвертой священнической молитвы на евангельское слово звучит надежда, что исцеляемый в таинстве, восстав, поработает Христу. Наступает время пятого чтения. Апостол повествует о крайней скорби, «яко не надеятися нам и жити», которую он с сострадальцами принял как законную, осудив себя на справедливую смерть, оставив надежду на собственные силы, не теряя при этом упования «на Бога, возставляющаго мертвыя» ( 2Кор. 1:8-11 ).Таким образом, и при крайней опасности для жизни, приблизившейся смерти (а именно в таких случаях зачастую обращаются к данному таинству) есть нам надежда на спасение (как во времени, так и в вечности). Свидетельств тому — «несть числа». Тема близости суда Божия, призыва к духовному бодрствованию звучит и в евангельской притче о десяти девах, ибо не знаем «дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» ( Мф. 25:1-13 ). Пятая молитва исполняет крайним страхом читающего и слушающего, ставит пред лицом Господа, судящего дела и помышления сердечные: «Боже… мене, смиреннаго и грешнаго, и недостойнаго раба Твоего… страстьми сластей валяющагося, призвавый во святый и превеличайший степень священства…» И из этой глубины, ни во что ставящей свои «правды», как бы откликом на апостольские слова звучит и наша надежда на спасение от Господа — «Надежду ненадеющихся и Упокоение труждающихся».

http://azbyka.ru/soborovanie-sem-pomazan...

„Более всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота». ( 1Пет. 4:8–9 ). „Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». ( Рим. 9:3 ). „Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не украдь, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другия заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; и так, любовь есть исполнение закона». ( Рим. 13:9–10 ). „Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностию; в почтительности друг друга предупреждайте». ( Рим. 12:10 ). „Если я раздам все имение мое,... а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь милосердствует,.. не ищет своего». ( 1Кор. 13:3–5 ). „Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка». ( 2Кор. 8:13–14 ). „Кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог». ( 2Кор. 9:6–7 ). „Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами». ( 2Кор. 12:15 ). „Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов. Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». ( Гал. 6:2 и Гал. 6:10 ). „Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте: ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». ( Евр. 13:1–3 и ( Евр. 13:16 ). Изречения „Не радуйся, когда окажешь ближнему благодеяние; возрадуйся, когда непамятозлобно перенесешь оскорбление, последующее за твоим благодеянием. Как ночь за днем, так зло следует за добрыми делами». ( Марк Подвижник ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010