Глава XVIII. О послании к филиппийцам § 116. Сведения о городе Филиппах и основанной там апостолом Павлом церкви Город Филиппы находился невдалеке от Эгейского моря при реке Стримоне, в стране плодородной, между Неаполем и Амфиполем. В древности сей город назывался Крениды, от источников, около него находящихся. 203 Филипп, царь македонский, будучи приглашен на помощь против фракиян (около 358 года до Р. X.), овладел этим городом, укрепил его и назвал своим именем – Филиппами. Впоследствии времени римляне, заняв Македонию, разделили оную на две, потом на четыре части; а Октавий Август, одержав над Брутом и Кассием победу на полях филиппийских, объявил город римской колонией и главным городом одной из областей Македонии ( Деян.16:12 ). Население города состояло преимущественно из язычников; иудеев здесь было очень немного, потому они не имели здесь синагоги, а только молитвенницу, и ту за городом, куда чтущие Бога собирались в день субботний ( Деян.16:13 ). Апостол Павел, будучи призван в Македонию известным видением ( Деян.16:9, 10, 11 ), отправился туда из Троады и через Самофракию и Неаполь прибыл в Филиппы, иже есть первый град Македонии, колония, по свидетельству св. Евангелиста Луки ( Деян.16:12 ). Здесь в продолжение нескольких дней Апостол положил основание Христовой Церкви через обращение Лидии порфиропродальницы ( Деян.16:14 ). За изгнание пытливого духа из одной отроковицы, рабыни, Апостол ввержен был в темницу, крестил темничного стража с семейством и принужден был удалиться через Амфиполь и Апполонию в Фессалонику ( Деян.16:16–40 ). Во второй раз Апостол Павел посетил Филиппы на обратном пути в Троаду ( Деян.20:1, 6 ). Обратившиеся в христианство филиппийцы, как из иудеев, так, и язычников отличались особенной любовью к Апостолу и своими пожертвованиями неоднократно облегчали его нужды ( Фил.4:15,16 ; сн. 2Кор.11:8,9 ). § 117. Случай и побуждение к написанию послания Сие же усердие филиппийской Церкви послужило для Апостола случаем и побуждением к написанию послания. Узнав, что Апостол содержится в Риме под стражей на своем иждивении ( Деян.28:30 ), филиппийцы собрала добровольные пожертвования и отправили с оными Епафродита, который должен был остаться в Риме для услуг Апостолу. По пробытии в Рим, Епафродит подвергся нечаянной жестокой болезни, причинившей Апостолу великую печаль. Как скоро Епафродит выздоровел и захотел видеть филиппийцев, Апостол отправил его обратно в Филиппы и с ним написал послание к тамошней Церкви ( Фил. 2:25–30; 4:18 ). § 118. Место и время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Скачать epub pdf Часть 2. Общие вопросы Средства содержания пастырей Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни. Опровержение Возражений. Покрытие пастырями своих голов во время богослужений. Опровержение возражений. Благословение священническое. Целование руки пастырей. Нравственные недостатки пастырей. Суд над пастырями принадлежит епископу. Отношение пасомых к пастырям. Учение отцов и учителей Церкви. Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству ( Чис.18:19–32 ; ср. Евр.7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: «трудящийся достоин пропитания” 279 ( Мф.10:10 ). «Трудящийся достоин награды 280 за труды свои» ( Лк.10:7 ; ср. Лк.8:3 ; Ин.12:6 ). «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» ( Фил.4:16–18 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:7–14 ). «Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. «оброк» οψνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημς от τημ – цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:14 ). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: «ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего», – а также: «трудящийся достоин награды своей». Опровержение Возражений. Сектанты говорят: 1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: «даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..». ( Мф.10:8–9 ). 281

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Тексты „Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство и Ты превыше всего, как владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество». ( 1Пар. 29:11–12 ). „Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли, пойте все разумно». ( Пс. 46:7–8 ). „Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». ( Пс. 45:2 ). „Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». ( Пс. 102:19 ). „Я – Господь, это – имя Мое, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». ( Ис. 42:8 ). „Израиль! только во Мне опора твоя». ( Ос. 13:9 ). „Мы Им живем, и движемся и существуем». ( Деян. 17:28 ). „Сила Моя совершается в немощи». ( 2Кор. 12:9 ). „Тому, кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, Тому – слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века». ( Еф. 3:20–21 ). „Бог производит в нас и хотение, и действие, по Своему благоволению». ( Флп. 2:13 ). Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты – Сын Мой». ( Евр. 5:5 ). „Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков». ( Откр. 11:15 ). „Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его». ( Откр. 12:10 ). Изречения Заключения Молитвы, которое обычно называется славословием, нет у евангелиста Луки; нет его и в древнейших списках Евангелия от Матфея. Возможно, что это заключение происхождения литургического, богослужеб-ного. В этом заключении отпечатлелось действие молитвы на общину, это – вздох ее. Эта древне-христианская прибавка утвердилась в тексте Евангелия от Матфея действием Духа Божия. В заключении выражена и обоснована уверенность, что Господь слышит и исполняет прошения Молитвы. Да такая Молитва в каждом прошении, проникновенно произнесенном, заключает и исполнение этого прошения. „Да святится имя Твое», молит христианин, и имя Отца небесного уже святится благоговейным призыванием Его. „Да приидет Царствие Твое», – в душу молящагося уже приходит это Царствие, как зачаток и предчувствие ожидаемого полного общения с Богом и человечеством. Далее, отрекаясь от своей воли, мы утверждаем волю Божию в духовной области („на небеси») и в материальной („на земли»), ограничиваем свои потребности пределами необходимого („хлеб насущный»), слагаем с себя заботы о будущем обезпечении своем („даждь днесь»); прощаем других и сами получаем от Отца прощение; сознавая власть тьмы и лукавства в нашей жизни, мы мыслию и волею отрешаемся от нее и тем самым подвигаемся на сторону истинного света и беззлобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Уильям Д. Маунс Глава 68. στημι, τθημι, δεκνυμι. Разные мелочи Прикосновение к экзегетике Глаголы на μι – последняя тема, изучаемая вами в «Основах библейского греческого языка», так что существует опасность подумать, что, так как эти глаголы обсуждаются в самом конце, и так как их немного, они не так уж и важны. Не смейте! Они являются одними из самых богословски значимых глаголов во всём Новом Завете, и вам следует тщательно их изучить. Некоторые из наиболее благословенных учений в Библии, слова, утешающие и ободряющие наши сердца, выражены с помощью простых глаголов на μι или с помощью составных глаголов, образованных от них. Ниже приведены некоторые примеры. δδωμι – «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» ( Ин. 3:16 ). παραδδωμι– «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8:32 ). «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял» ( 1Кор. 15:3 ). στημι – «Ибо верою вы тверды» ( 2Кор. 1:24 ). παρστημι – «Представьте тела ваши в жертву живую, святую,благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ). νστημι– «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» ( Деян. 2:32 ). τθημι– «Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения» ( 1Фес. 5:9 ). προστθημι – «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян. 2:47 ). δεκνυμι – «Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои» ( Ин. 20:20 ). φημι– «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ( 1Ин. 1:9 ). «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф. 6:12 ). Приведённые выше стихи – это просто маленькая толика того, что можно было бы процитировать. Значительная часть христианского богословия, значительная часть того, что утешает христиан, и значительная часть того, что побуждает нас жить христианской жизнью, выражена с помощью глаголов на μι. Вам следует приложить все усилия, чтобы хорошо их изучить и запомнить наизусть. Верлин Вербругге Обзор В этой главе вы узнаете: – что всё, что справедливо в отношении δδωμι, справедливо и в отношении других глаголов на μι;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Фома Аквинский (католический святой) [Большой] трактат о главных добродетелях (окончание) [Трактат] о мужестве и благоразумии Вопрос 123. О мужестве Рассмотрев правосудность, мы, соблюдая должную последовательность, переходим к рассмотрению мужества. Мы исследуем, во-первых, добродетель мужества как таковую; во-вторых, её части; в-третьих, соответствующий ей дар; в-четвёртых, подобающие ей предписания. В отношении мужества должно исследовать три вещи: во-первых, мужество само по себе; во-вторых, его основной акт, а именно мученичество; в-третьих, противные мужеству пороки. Под первым заглавием наличествует двенадцать пунктов: 1) является ли мужество добродетелью; 2) является ли оно особой добродетелью; 3) связано ли мужество только с отвагой и страхом; 4) связано ли оно только со страхом смерти; 5) проявляется ли оно только в военных делах; 6) является ли его главным актом стойкость; 7) определён ли его акт к собственному благу; 8) находит ли оно удовольствие в собственном акте; 9) имеет ли дело мужество в первую очередь с внезапными опасностями; 10) использует ли оно в своём действии гнев; 11) является ли оно главной добродетелью; 12) сравнение его с другими главными добродетелями. Раздел 1. Является ли мужество добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что мужество не является добродетелью. Ведь сказал же апостол, что добродетель «совершается в немощи» ( 2Кор. 12:9 ). Но мужество противно немощи. Следовательно, мужество не является добродетелью. Возражение 2 . Далее, как добродетель оно может быть либо теологической, либо умственной, либо нравственной [добродетелью]. Но из вышесказанного ( ΙΙ– Ι, 57, 2; ΙΙ– Ι, 62, 3) очевидно, что мужество не является ни теологической, ни умственной добродетелью. Однако, похоже, не является оно и нравственной добродетелью. В самом деле, по словам философа, «одни кажутся храбрыми потому, что не ведают [об опасности], а другие – благодаря опыту, как [наёмные] воины», но в обоих этих случаях, похоже, речь идёт об акте, а не о нравственной добродетели; «некоторые же считаются храбрецами постольку, поскольку ими руководит страсть», например страх перед опасностью или позором, а также боль, гнев или надежда 2 . Но нами уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 56, 4) о том, что нравственная добродетель руководствуется не страстью, а сознательным выбором. Следовательно, мужество не является добродетелью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Содержание Глава 1 Авв.1:1. Видение, еже виде Аввакум пророк.    Видением здесь называет восприятие видения или принятие предведения, которое получил кто-либо от подающего Бога, ибо Он, по написанному, «умножил видения и глаголал ко пророкам» (Ос.12:10), предвозвещая им будущее чрез Святого Духа и поставляя его уже как бы настоящим и совершающимся пред их очами. А что он (Аввакум) не имел в мыслях говорить что-либо от своего сердца, напротив, намерен передавать нам словеса Божии, — в этом он наперед убеждает ясно, назвав себя пророком и показывая себя исполненным благодати, необходимой для этого. Авв.1:2. Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши?    Пророк созерцает лицо угнетаемого и терпящего обиду и издевательства со стороны тех, которые привыкли поступать несправедливо, и весьма искусно свидетельствует о свойственном Богу неизреченном человеколюбии, ибо изображает Его весьма долготерпеливым, хотя и ненавидящим злых. А что Он не тотчас подвергает наказанию согрешающих, это ясно показал, говоря, что Его молчание и долготерпение доходит до того, что наконец нужен бывает вопль к Нему, чтоб одни не совершали нестерпимого притеснения над другими и не наносили слабейшим беспрепятственно обиды. И тем самым, что он как бы упрекает долготерпеливого Бога, свидетельствует о безмерном Его человеколюбии: «доколе, — говорит, — воззову, и не услышиши? возопию к тебе обидим, и не избавиши?»; хотя Он угрожает весьма многими и жестокими наказаниями желающим нарушить закон. Авв.1:3. Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие?    Отсюда ты можешь видеть, что святые ненавидят зло, ибо страдания других называют своими собственными. Посему и премудрый Павел говорит: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2Кор.11:29); и нам самим повелел «плакать с плачущими» (Рим.12:15), показывая тем, что сострадание и взаимная любовь всего более приличны святым. Говорит, что Бог «показал» ему «труды и болезни» (очевидно, что нечестие преступников закона, привыкших поступать неправедно) не тем, что причинил ему самому страдания, а тем, что долготерпел совершившим зло; или тем, что не избавил его от жизни, хотя и мог, чтобы не быть ему зрителем поистине ужасных деяний. Святые среди столь тяжких душевных скорбей обыкновенно желают избавиться от жизни, как например и блаженный Иона говорит: и ныне, Господи, возьми душу мою от меня, потому что «уне ми умрети, нежели жити» (Ион.4:9). И премудрый Павел пишет, что лучше «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1:23). И подлинно, для желающих жить свято освобождение от совершающихся в мире дел и избавление от ужасных забот здешних есть именно отложение скорбей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Наступили дни святой Четыредесятницы , когда каждый добрый христианин считает для себя непременным долгом принести Богу покаяние . Все мы грешники. Нет ни одного человека, который бы жил и не согрешил. Грешим мы ежечасно и словом, и делом, и помышлением, и всеми чувствами, волей и неволей, ведением и неведением, и во дни и в ночи. Для грешников нет иного пути ко спасению, кроме пути к покаянию Для грешников нет иного пути ко спасению, кроме пути к покаянию. Таинство покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба, есть лествица, возводящая нас туда, откуда мы ниспали. К покаянию мы должны располагаться не слепым подражанием примеру других, не безотчетным последованием издавна заведенному обычаю, а сознанием своей греховности и отвращением ко греху. Прибегающий же к покаянию по отвращению к греху, по сознанию гибельности своего греховного состояния сгорает желанием развязаться с грехами, дает обещание оставить пусть порока и вступить на стезю добродетели. Что, например, заставило блудного сына возвратиться с чужой стороны на родину к своему милосердному отцу с повинной головой? Не сознание ли своего безвыходного положения, не омерзение ли в связи с беспутной жизнью, заставившей его изнывать от голода? Да. Пришедши в себя, повествует святое Евангелие, он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я, сын его, умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 17–18)... «Познай, что ты согрешил, и что грех есть зло ужасное — и у тебя родится желание загладить его», — учит святой Нил Синайский. Признав себя великими грешниками, мы должны винить в грехопадениях себя, а не других. Как ни старались прародители наши сложить вину один на другого: Адам на Еву, а Ева — на змия и диавола, но их оправдания не приняты во внимание Богом. Господь назначил каждому из них должное наказание. Ни соблазны мира, ни совращения злых людей, ни искушения диавольские не могут вовлечь нас в грех, если не будет на то нашего злого произволения. Напрасно некоторые думают оправдать свою порочную жизнь человеческой слабостью, неподобающим образом жизни своих ближних. Они обыкновенно говорят: «Слабость нас одолела; не одни мы грешим — как поступают все, так и мы». Но по свидетельству мудрых и святых мужей, чем человек немощнее, тем он более способен к доброделанию: в немощи нашей совершается сила Божия (См. 2Кор. 12: 9). И напротив, именно тогда и усилилось развращение людей на земле, когда появились исполины, славящиеся необыкновенной силой (См. Быт. 6: 4–5).

http://pravoslavie.ru/77494.html

авва Фалассий Ливийский СОТНЯ ТРЕТЬЯ, коей акростих таков: Злом собственно должно почитать не то, что тяготит плоть, а душу очищает; но то, что оскорбляет совесть, а плоть услаждает. 1. О Том, Кто благ по естеству, благо умствуй; и о всяком человеке доброе помышляй. 2. В день суда должны будем дать ответ пред Богом о словах, делах и помышлениях. 3. Навык к доброму или худому заставляет нас думать, говорить и делать доброе или худое. 4. Ум, одержимый страстями, помышляет неподобающее; обнаруживаются же его мысли словами и делами. 5. Худой мысли предшествует страсть, страсти причина чувства, а худого употребления их причина, явно, есть ум. 6. Заключай чувства, поборай помыслы и оружием заповедей потребляй свои страсти. 7. Зло устаревшее и подвига требует продолжительного; ибо укоренившаясь привычка скоро не сдвигается с места. 8. Продолжительный подвиг воздержания и любви, при терпении и безмолвии потребляют належашую страсть. 9. Чаще воздвигай ум на молитву, и разгонишь помыслы, вращающиеся в сердце. 10. Подвижничество требует терпения и мужества; потому что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и охотным самоутруждением. 11. Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все будешь делать в меру и по правилу. 12. Держи всегда одинаковую меру в подвигах, и без крайней нужды не нарушай положенного правила. 13. Как любовь и воздержание очищают помыслы; так созерцание и молитва – «всяко возношение воздымающееся» ( 2Кор. 10, 5 ). 14. Совесть чистою делают труды подвижнические, именно: пост, бдение, терпение, великодушие. 15. Кто благодушно претерпевает удары невольных искушений, тот делается смиренномудрым, искусным (в духовном) и благонадежным. 16. Терпение стоит на душевном желании самоутруждения; состоит же оно в подъятии производных трудов и невольных искушений. 17. Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое. 18. Удары тяжелых случайностей раздирают сердце, и порождаемая тем печаль прогоняет сластолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Библейско-экзегетический анализ Флп.2:5–11 Весте благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся. 2Кор.8:9 . Христологический отдел Флп.2:5–11 является едва ли не самым трудным во всем Новом Завете. Это своего рода истинный crux interpretum, мучительный для экзегетов и, кажется, мало искупительный для читателей... Научная литература по данному предмету настолько громадна, что обнять ее почти невозможно. А по содержанию своему она разнообразна до того, что тут гораздо больше противоречий и взаимоотрицаний, чем сближений и подкреплений; утонченность же построений доводится до такой степени, что самая сущность мыслей оказывается иногда неуловимой; между тем, дело касается самых основ христианской веры, стремясь к принципиальному рационализированию их. В конце концов, догматика совсем поглощает экзегетику и оставшись вне библейской почвы, превращается в субъективное «богословствование» опасного свойства, когда человек становится мерою божественных вещей. И непримиримый спор «криптиков» и «кенотиков» касается уже эссенциального достоинства Христа Спасителя по Божеству упраздняет истину троичности и подрывает силу благодатного искупления нашего. Отсюда – бесспорна для рассматриваемого пассажа особенная трудность, но самая чрезмерность ее вызывает сомнение в фактической объективности. Нет ли здесь догматического преувеличения и научного увлечения? Такова ли подлинная, экзегетическая действительность? Если «да», то пришлось бы согласиться, что сам апостол намеренно писал запутанно и темно или же не вполне понимал обсуждаемый вопрос и потому говорит сумрачно и неотчетливо. Разумеется, и то и другое одинаково недопустимо, потому что немыслимо безусловно. Св. Павел отвечал на определенные конкретные запросы с прямою целью удовлетворить их окончательно и убедительно для всех, а это необходимо требовало прозрачной общепонятности его назиданий. И слушателями их были не ученые специалисты, не члены разных высоких конференций, но в большинстве своем новообращенные простецы ( 1Кор.1,26 слл.), долго питавшиеся началами словес Божиих ( Евр.5:12 ). Для таких лиц апостольская проповедь , даже о сокровенных тайнах Божиих, не могла быть запутанно-мудреной ( 1Кор.2:4 ) и естественно, предполагается общедоступной по своему непосредственному смыслу, преднамеченному автором для восприятия верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010