Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Максим Козлов Многие считают, что вера должна быть в душе, а ходить в Церковь не обязательно. Так ли это? Те, кто говорит, что вера должна быть только в душе, допускают две существенные ошибки. Во-первых, «вера в душе», как правило, сводится к абстрактному и умозрительному признанию бытия Бога, из которого человек в своей жизни почти никаких выводов не делает. В этой связи можно вспомнить слова Христа о том, что и бесы веруют и трепещут ( Иак. 2:19 ). А такой человек чаще всего даже и не трепещет, но живет так, словно не было искупительной жертвы Спасителя за каждого из нас. Во-вторых, эта позиция никоим образом не выводима ни из Священного Писания, ни из Церковного Предания. Христос говорил о том, что Он пришел основать на земле Церковь , а не установить некий множественный союз Бога с отдельными, никак не связанными между собой людьми. И что пришел дать заповедь о любви не только к Богу, но и к ближнему. И лишь так может осуществиться полнота жизни человека. Христианин делает добро не как античный герой и не как образец коммунистической атеистической морали и нравственности. Он стремится дать действовать через себя Богу. Христос говорил : без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). В этих словах заключается самая сердцевина духовной жизни христианина. По словам апостола Павла, сила… совершается в немощи ( 2Кор. 12:9 ). Не в немощи уклонения и ложно-смиренного признания себя греховным, мол, грешен, не могу того-то сделать, а в той немощи, как у ребенка, который, когда учится писать, вручает руку свою матери, и она водит его рукой, и тогда слова получаются отчетливыми, внятными и красивыми. А если ребенок начнет сопротивляться и делать по-своему, то получаются одни каляки-маляки. Так и в нашей духовной жизни. Когда мы проявляем такую немощь ребенка или немощь паруса, который надувается ветром, вот тогда у нас что-то и выходит. Но это возможно только в Церкви. Почему? Потому что прихожане — это не сообщество людей, но организм, а священник — не жрец, не парторг, не психотерапевт, но человек, имеющий особую благодать от Бога совершать таинства и оказывать людям духовную помощь. Однако не в силу свои каких-то чрезвычайных дарований, а потому, что благодать священства ради пользы других дана от Бога. Собственно, вся история подтверждает слова святителя Киприана Карфагенского : «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Одно дело умозрительно рассуждать о самых высоких материях, а другое — попытаться прожить напряженной духовной жизнью хотя бы сорок дней Великого поста. Пусть говорящие о «вере в душе» попробуют провести его по церковным предписаниям, и они увидят, как нечто изменится в их собственных рассуждениях, потому что для подлинной духовной жизни и духовная чистота. Это то, что ныне забывается многими.

http://azbyka.ru/voprosy-o-cerkvi

Разделы портала «Азбука веры» протопресвитер Михаил Помазанский Православное Догматическое Богословие " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  5.0 из  5) Писания преподобных христианских подвижников показывают, что чем выше поднимается нравственное сознание, тем острее становится чувство нравственной ответственности, страх оскорбить Бога и сознание неизбежности наказания за уклонение от заповедей Божиих. Но столь же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа каждому из нас должно и утешительно. О Боге Завершителе судеб мира Грядущие судьбы мира и человечества (Христианская эсхатология) Никео-Цареградский символ веры содержат православное учение о Втором пришествии Сына Божия на землю, всеобщем страшном суде и о будущей вечной жизни. 7 член: И паки (снова) грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же (Которого) царствию не будет конца… 11 член: Чаю (ожидаю) воскресение мертвых, 12 челн: и жизни будущего века. Аминь. В Божием домостроительстве начертаны планы будущего до конца веков. И в христианском учении его неотъемлемую часть составляет то, что слово Божие говорит нам о событиях последнего времени; втором пришествии Господа, воскресении мертвых и кончине мира, — и затем о начале царства Славы и вечной жизни. Последняя часть догматического богословия и говорит о завершении того великого процесса, начало коего изложено на первой странице книги Бытия. Посмертная участь человека Смерть есть общий удел людей. Но она есть для человека не уничтожение, а только отрешение души от тела. Истина бессмертия души человека одна из основных истин христианства. “Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.” В новозаветном Священном Писании смерть называется “исходом души” (буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память — 2Петр.1:15 ), освобождением души из темницы ( 2Кор.5:1 ), отложением тела (зная, что скоро должен оставить храмину мою — 2Петр.1:14 ), отрешением (имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше — Фил.1:23 ), отшествием (время моего отшествия настало — 2Тим.4:6 ), успением (Давид почил — Деян.13:36 ). Состояние души по смерти, по ясному свидетельству слова Божия, не бессознательно, а сознательно (напр. в притче о богатом и Лазаре). По смерти человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от всеобщего последнего суда. “Удобно есть перед Богом, в день смерти воздать человеку по делам его,” говорит премудрый сын Сирахов (11:26). Ту же мысль выражает апостол Павел: “человекам положено однажды умереть, а потом суд” ( Евр.9:27 ). Апостол представляет суд следующим непосредственно за кончиной человека, очевидно, разумея не всеобщий суд, а частный, как это истолковывали св. Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

Седмица 12-я по Пятидесятнице Понедельник. О умершем за меня Мк.1:9–15 2Кор.5:10–15 Апостол говорит: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Вообще это удивительно, когда один добровольно принимает смерть за другого. Он на несколько лет укоротил свое, и так короткое пребывание на земле, чтобы мое пребывание здесь удлинилось на несколько лет, которые тоже пролетят в один миг. Казалось бы, нормальный обмен: один на один. Но почему-то я чувствую, что он, ушедший, – недосягаемо выше меня, а я стал вечным его должником. И даже если моя жизнь особо нужна для человечества, все равно совесть не даст покоя. И жутко читать рассуждения известного писателя, что преступно отправлять на войну тех, кто составляет, так сказать, «мозг нации»: пусть простые люди гибнут. И любое нормальное сердце откликнется на слова другого писателя, что даже ради всеобщего счастья недопустимо замучить хотя бы одного человека. Отдавший за меня жизнь становится в какой-то мере судьей всех моих дел. Каждый шаг я теперь оцениваю его жизнью и смертью. И я вижу, что нет во мне ничего такого, за что можно было бы принять в жертву чужую жизнь. И это в конце концов настолько морально подавляет, что поистине получается, будто вместе с ним как бы и я умер. И это даже если за меня заплачено таким же как я смертным человеком. Ну а если за меня умер Тот, о Ком Бог Отец торжественно свидетельствовал: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»? Как мне это осмыслить? Апостол говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово». И отправляемся мы на это судилище уже сейчас, прежде второго пришествия Христова, и именно – в наших размышлениях о Его смерти. И чтобы устоять на грядущем суде, необходимо измерить свою многогрешную жизнь земной жизнью Единого Безгрешного. Все наше существо должно погрузиться в Его смерть, как мы погружаемся в воды Святого Крещения (как Он погрузился в наш грех, войдя в воды Иордана). Нам надо погрузиться в ту истину, что «если один умер за всех, то все умерли». И тогда вместе с водами Крещения «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так». И только после этого, просвещенные Святым Духом, мы сможем наконец понять, а что же значит: жить «не для себя», «но для умершего за нас и воскресшего»? Вторник. О любви и смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Разные Похвальные беседы на праздники Господни и святых 355. Время празднования Рождества Христова На день Рождества Спасителя. Три доказательства того, что праздник Рождества Христова должно совершать не в январе 6-го, как это было до 376 года, а в декабре 25-го. I. Праздник Рождества Христова, как отдельный от Богоявления, содержится у всех христиан; те же, которые раньше не имели его, при первой вести о нем, стали все содержать его. II. Перепись Августа, во время которой благоволил родиться Христос, на основании верных документов, хранящихся в Риме, произошла именно в декабре. III. Благовестие Архангела Захарии о рождении Предтечи произошло в праздник Кущей, ибо только в этот день Первосвященник имел право входить за внутреннюю завесу и оставаться там один, совершая очищение стоявшего вне народа. Праздник же Кущей совершался в конце сентября, после него, то есть в октябре зачала Елизавета; в месяц шестый, то есть март, послан был Архангел с благовестием к Марии, и совершилось воплощение Слова; а чрез 9 месяцев, то есть в декабре, последовало и Рождество Христово. Минь. Т. II. С. 350 Творения Т. II. С. 394 своими словами 356. Воплощение Иисуса Христа на подобии лучей солнца. – Если солнце, тленное тело, испускает повсюду лучи, касаясь грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистыми лучи свои, сообщая свои совершенства многим из воспринимающих его тел, само же не получая ни малейшего зловония и осквернения, – то гораздо более Солнце правды. Владыка бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал еще более чистою и святою (см.: Лев. 26:12 ; 2Кор. 6:16 ; 1Кор. 3:16 ). Минь. Т. II. С. 360 Творения Т. II. С. 402 357. Как приступать к Святому Причащению Намереваясь приступить к страшной и божественной этой трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и трепетом, без шума, не беспокоя и не толкая ближних, потому что служит знаком крайнего безумия и необыкновенного презрения и навлекает на поступающих так великое наказание и отмщение. Представь, человек, какой намереваешься ты касаться жертвы, к какой приступить трапезе; обрати внимание, что ты, земля и пепел, причащаешься крови и тела Христовых… Здесь нужны великий мир и спокойствие, а не шум, гнев и смятение, так как это делает приступающую душу нечистою… Будем же приступать с трепетом, тихо и с надлежащим благочинием, как приближающиеся к Царю небесному; приняв же непорочную и святую жертву, будем лобызать ее, обнимать ее глазами и согревать свой дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Скачать epub pdf Седмица 12-я по Пятидесятнице О умершем за меня Понедельник Мк. 1:9–15 2Кор. 5:10–15 Апостол говорит: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего…» Вообще всё, что связано с уходом из жизни, всегда окружено тайной. И особенно есть над чем подумать, когда кто-то добровольно принимает смерть за другого. Вот он лишился возможности жить, любить, работать. Он на несколько лет укоротил своё и так короткое пребывание на земле, чтобы моё пребывание здесь удлинилось на несколько лет, которые тоже пролетят в один миг. Казалось бы, нормальный обмен: один на один. Но почему-то я чувствую, что он, ушедший, стал недосягаемо выше меня, а я, живущий, остался вечным его должником. И даже если моя жизнь особо нужна для человечества, всё равно совесть не даст мне покоя. И жутко читать рассуждения известного писателя, что, дескать, преступно отправлять на войну тех, кто составляет, так сказать, «мозг нации»: пусть-де простые людишки гибнут. И любое нормальное сердце откликнется на слова другого писателя, что даже ради всеобщего счастья недопустимо замучить хотя бы одного человека. Отдавший за меня жизнь в какой-то мере становится судьёй всех моих дел. Потому что каждый шаг я теперь оцениваю его жизнью и смертью. И если буду смотреть внимательно, то увижу, что ничего нет во мне такого, за что было принять в жертву чужую жизнь; и, в конце концов, это настолько морально подавляет, что, поистине, получается, будто вместе с ним как бы и я умер. и это даже если за меня заплачено таким же, как я, смертным человеком. Ну, а если за меня умер Тот, о Ком Сам Бог торжественно свидетельствовал: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение»? Мысль об этом – в какую бездну самоуничижения должна низвергнуть меня? Апостол говорит, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Так вот, если получим мы по своим делам во второе пришествие Христово, то являемся мы на этот суд уже сейчас, а именно в наших размышлениях о Христовой смерти. И чтобы устоять на этом суде, необходимо измерять свою многогрешную жизнь земной жизнью Единого Безгрешного. Всё наше существо должно погрузиться в Его смерть, как мы погружаемся в воды Святого Крещения (как Он погрузился в наш грех, войдя в воды Иордана). Нам надо погрузиться в ту истину, что «если один умер за всех, то все умерли». Тогда только, вместе с водами Крещения, «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так»; и только после этого просвещённым Духом Святым мы сможем, наконец, понять, а что же значит: жить «не для себя», «но для умершего за нас и воскресшего»? О любви и смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Смирение О смирении Смирение заповедано: Смиритесь пред Господом ( Иак.4:10 ). Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог смиренным дает благодать. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время ( 1Петр.5:5–6 ). Ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себе ( Флп.2:3 ). Облекитесь, как избранные Божии, в смиренномудрие, снисходя друг другу ( Кол.3:12–13 ). Смирение необходимо а) для служения Богу: Человек! – сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: … смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Павел сказал пресвитерам: вы знаете, как я был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием ( Деян.20:18–19 ); б) для вхождения в царство Божие: Иисус сказал: если не будете, как дети, не войдете в царство небесное; кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном ( Мф.18:1–4 ). Смирение составляет свойство верующих: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои. Не смирял ли я души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? ( Пс.130:1–2 ). Верующие должны а) подражать смирению Господа: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ); б) признавать себя непотребными рабами: Когда вы исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ); в) приписывать Богу свои добродетели: Павел написал: я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом. Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор.15:9–10 ). Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, дабы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам ( 2Кор.4:7 ). Те, которые имеют смирение а) получают благодать пред Богом: Господь смиренным дает благодать ( Притч.3:34 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

СОВЕТ (см. также: Наставник, Руководство). Есть у меня советник, которого советом я руководствуюсь в моем поведении при настоящих обстоятельствах. Пленяюсь его советом, увлекаюсь им! «Блаженни, – говорит он, – препоясавшиеся по чреслем своим к морю скорбей, простотою и неиспытным образом, любве ради, яже к Богу, и не давши плещи. Сии скоро к пристанищу Царствия спасаются, и почивают в селениих добре – потрудившися, и утешаются от злострадания своего, и радуются во веселии надежды своея... размышляющий же много помышления, и хотящий зело быти премудрии, и предающий себе обращениим помыслов и боязни, и предуготовляющийся, и предзрети хотящий вредительные вины, множайшии из сих при дверех домов своих выну седяще обретаются. Яко же рекшии: «Сыны исполинов видехом тамо,... и бехом пред ними яко прузи» (см.: Втор.1:28 ; Числ.13:34 ). Сии суть во время скончания своего обретающийся на пути, присно хотящий быти премудри, положити же начала отнюдь не хотяще. Невежда же плавает с первою теплотою и переплывает, попечения о теле отнюдь не творя... Внемли себе, да не будет многость премудрости твоея поползновение души твоей и сеть пред лицем твоим: но на Бога уповая, с мужеством положи начало пути исполненного крове, да не обрящешися присно скуден и наг разума Божия. Бояйся же и ждый ветров, не имать сеяти... Сего ради не упремудряйся излишнее отнюдь, но даждь место вере в мысли твоей, и поминай дни они многая, и будущия и неисповедимыя веки, сущия по смерти и Суде, и не внидет некогда слабость в тебе... С мужеством начни всяко дело благо, и да не с двоедушием приступиши к нему, и да не усумнишися в сердце твоем о надежде Божией... Но веруй в сердце твоем, яко милостив есть Господь, и взыскающим Его даст благодать яко мздовоздаятель, но не по деланию нашему, но по усердию душ наших и вере. Глаголет бо: «яко же веровал еси, буди тебе» ( Мф.8:13 ) (святой Исаак Сирский. 58-е Сл.). 5 . ...Вижу в Вас плод духовный, который состоит в познании немощей своих; о них святой апостол Павел сказал: «благоволю в немощах моих, да вселится в мя сила Христова» (см.: 2Кор.12:9,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Вступление Слово при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Волоколамскому Питириму в Богоявленском патриаршем соборе 23 мая 1963 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий I Преосвященный епископ Питирим! Дух Святый, повелевший пастырям и учителям Антиохийской Церкви отделить Ему Варнаву и Савла на дело, на неже призвал их ( Деян.13:2 ), внушил и нам, смиренным предстоятелям Православной нашей Церкви, призвать тебя к приятию жребия святительского служения. Так веруем мы. И с верою в это божественное избрание мы, соединенною молитвою и рукоположением сопастырей, молитвенно призываем Божественную благодать в помощь тебе в этом новом твоем служении Церкви Христовой. Ты исповедал перед нами твой страх перед высотой этого служения и твою немощь. Но тебя должно утешать вечно живое и действенное святое слово Самого Господа: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается ( 2Кор.12:9 ). Благодать Божия есть сила, даруемая человеку-христианину по вере его, – сила очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях и скорбях, содействующая в получении вечных благ, уготованных Господом на небесах для избранных Его. Эту благодать, врачующую немощь нашу и восполняющую нашу скудость духовную, ты воспринял ныне при вступлении на дело, к которому призвал тебя Господь. Нам ведомо, что ты, скажу словами святого апостола Павла к Тимофею, – измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе ( 2Тим.3:15 ). А также, что немалое время прошло у тебя в церковном служении в качестве служителя высшей богословской науки и воспитателя духовного юношества, будущих пастырей, притом в священном уделе земном великого пастыря, Преподобного Отца нашего Сергия, под кровом его святой обители. И таким образом непостижимыми судьбами Провидения Божия ( Рим.11:33 ), предопределяющими пути человека, ты духовно был подготовлен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Часть 2 Глава первая О том, чтобы – во всех вещах -блюстись суетного велехваления 1 . «Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бо­га твоего Сионе», – говорит пророк ( Пс.147:1 ). Никто не может быть достоин похваления и прославления во всем, кроме Единого, все со­творившего Бога, Имже вся быша: «Хвалите, – сказано, – Господа вси языцы, похвалите Его вси людие» ( Пс.116 ). «Хвально и прославлено имат быти имя Господне во веки» ( Дан.3:26 ). И еще: «да не хвалится премудрый в мудрости своей, ни крепкий в крепости своей, ни богатый в бо­гатстве своем; но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде людей» ( Иер.9:23–24 ). 2 . Во всех вещах не похваляйся сам, не ищи и от других похвалы, не завидуй и тем, которых похваляют, – да не подвергнешься в том и другом сугубому лишению: потере исправлений и осуждению зависти. Тот во всем искусен, кто не сам себя хвалит, но кого похвалит Бог . Ибо сказано: «Хваляйся о Госпо­де да хвалится»( 2Кор.10:17 ), и прославляйся да прослав­ляется о Господе, от Которого происходит все. Будучи похваляем за что-нибудь от лю­дей, ищи утешения не в похвалах, но в Боге, все даровавшем, взыскуй истинного утеше­ния. Все человеческое временно и непосто­янно; Божие же все вечно и непреложно. За­боться о славе Божией, чтобы и Бог просла­вил тебя. Если будешь заботиться о славе Бо­жией, то сам не пожелаешь тщеславиться, и Бог прославит тебя самого. Если же, презрев Бога, будешь стараться только о своем, то Бог оставит тебя. 3 . Не похваляйся сам и похваляющих те­бя не принимай в сладость – да не приимешь мзду своим добротам здесь – в похвалении человеческом: «блажащии бо вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают», – говорит пророк ( Ис.3:12 ). Ибо от похвалы родится самолюбие, от самолюбия же – гордыня и надмение, а потом и от Бога отчуждение. Лучше ничего преславного в мире не сделать, нежели, сде­лавши, безмерно велехвалиться. Фарисей де­лал добрые дела, но, когда похвалился ими, все погубил, а мытарь, не сделав ничего доб­рого, спасся смирением своим: одному само­хвальство ископало ров, другого же смирение вывело из рва, ибо говорится, что «сниде сей оправдан в дом свой паче онаго» ( Лк.18:14 ). Похвалился Давид исчислением множества людей – и потерпел в людях смертную казнь. Езекия пред послами вавилонскими похва­лился множеством богатства – и лишился всех сокровищ своих. Потом Навуходоносор похвалился созданием Вавилона – и семь лет, как скот, ел траву со скотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Часть первая Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, «чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 . Ср.: Иер.9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию 1 . Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!.. (Стихира на утрени великопостная).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010