Как возбуждение истинных и добрых помыслов исходит от Бога, так и сами мысли – от Бога; поэтому и проповедуемое слово уже не есть слово человеческое, но слово Божие. Бог сделал апостолов способными к такому служению: «Он (т. е. Бог) дал нам способность быть слушателями Нового Завета, не буквы, но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит» ( 2Кор.3:6 ). Здесь Апостол указывает на само существо новозаветного служения, которое заключается в возвещении не только буквы Евангелия, но его духа, иначе оно не было бы выше ветхозаветного откровения. Евангельское слово только приготовляет к принятию Духа, но само дело Евангелия совершает Дух Божий. Служители (апостолы) не только возвещали о Духе, но, возлагая руки, совершая таинство, подавали Его. В ближайшем значении под «буквой» можно понимать ветхозаветный закон, который лишь «убивал», потому что, обличая грех, возвещая о наказании, не давал силы избавиться от греха. Но сказанное относится и к христианству, которое тоже не заключено все в слова. «Можно знать на память и понимать весь Новый Завет и не иметь Духа... можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной... И тут буква убивает. Буква, форма одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто... Без веры и таинств Он не приходит, но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы», т. е. Духа (еп. Феофан, Толк. 2-го посл. св. ап. Павла к Коринф., сокр. изд., Серг. Пос., 1915, стр. 46). б) Превосходство Новозаветного служения перед ветхозаветным (2Кор.3:7–4, 6) Особое величие Нового Завета видно при сравнении его служителей со служителями Ветхого Завета в лице Боговидца Моисея: «Если служение смертоносным буквам... было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение Духа?» ( 2Кор.3:7–8 ). Слава Моисея, как ни поразительна, ярка, видима, однако была «преходящая», т. е. его лицо сияло по временам, когда он сходил с Синайской горы после получения скрижалей завета ( Исх.34:23–35 ). Слава же служителей Нового Завета, хотя невидимая, но духовная, непреходящая и животворящая. Как служение жизни выше служения смерти («служение смертоносным буквам» ( 2Кор.3:7 ), так и слава сего служения выше ветхозаветной славы, хотя и сокрыта за внешним уничижением служителей. Слава закона даже и не есть слава, если сравнить её со славой Евангелия ( 2Кор.3:10 ). Бл. Феодорит говорит: «Свет от светильника, хотя ночью и кажется весьма сильным, однако же среди полудня делается неприметным и не почитается даже светом» (там же, стр. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Стих 16. Кое сложение Церкви Божией со идолы? Как прежде представляется несообразным соединение в одном ярме Христа и диавола, так здесь несообразно общение христиан, носителей Духа Божия, храмов Божиих ( 1Кор.3:16 ), с идолами – вмещающими в себе бесов. 4) Цель и действие первого Послания ( 2Кор.7:2–16 ). После увещаний к заботе о чистой и святой жизни, апостол старается доказать коринфянам своё благорасположение к ним, в нём заставляет искать причин, почему он решился действовать со строгостью против вкравшихся у них преступлений. Он не имел в виду обидеть кого-нибудь или осудить, всегда нося их в своём сердце, хвалясь ими, скорбя и радуясь за них ( 2Кор.7:2–4 ). Так, он сильно обеспокоен был, когда не нашёл Тита, придя в Македонию, и очень обрадовался его приходу, а ещё более известию о принятии ими его Послания ( 2Кор.7:5–8 ); обрадовался благому действию письма на коринфян, так как их раскаяние послужит к их спасению и к доказательству их Послания апостолу ( 2Кор.7:9–12 ). Такое принятие коринфянами его Послания тем приятнее подействовало на него, что апостол и прежде отправления Послания предсказывал Титу благоприятный результат его посольства, и теперь оба они увидели, что апостол не обманулся в своём мнении о коринфянах ( 2Кор.7:13–16 ). Глава 7:2. Вместите ны. То есть полюбите нас, так как выше ( 2Кор.6:12 ) апостол жаловался, что сердца коринфян для него тесны; или: поймите нас, будьте внимательны к учению нашему ( Мф.19:11 ). [Ни единого обидехом, истлихом, лихоимствовахом. Эти замечания относятся к оправданию действий апостола, которые приписывались ему, на основании 1-го Послания. Апостол хочет показать коринфянам, что сама строгость его по отношению к ним была вызвана их проступками, а не была следствием его раздражительности, корыстолюбия и прочего]. [ Стих 5. Плоть наша – внешний человек, который возмущается при виде опасностей, угрожающих проповеднику Евангелия]. Стих 10. Печаль яже по Бозе противополагается печали мира, которая означает сожаление о потере денег, славы, удовольствий и других предметов мира сего; а печаль ради Бога означает скорбь об удалении от Бога, о преступлении Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Но сие сокровище Божественное носили и проявляли святые апостолы, сами находясь в немощной плоти, проходя служение в крайних скорбях и злостраданиях, и это для того, чтобы ясно было не человеческое, а Божественное происхождение и значение сокровищ истины и благодати, ими всюду разносимых: «Мню бо, яко Бог ны посланники последняя яви, яко насмертники», – т. е. Бог положил нам апостолам быть уничиженнейшими, как бы на смерть осужденными,– «зане позор быхом ангелом и человеком» ( 1Кор.4:9 ). «Имамы сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас» ( 2Кор.4:7 ). Посему сам апостол не столь открыто говорит о самом выспреннем своем откровении, когда он был восхищен до третьего небеси и слышал неизреченные глаголы: «Вем человека о Христе...», – так он объясняется о сём. «...Щажду же, – замечает он при сём, –да не како кто вознепщует о мне паче, еже видит мя, или слышит что от мене». ( 2Кор.12:6 ). Напротив он же говорит: «Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор.12:9 ). Вообще, апостолов, и в числе их себя самого, Павел представляет совершенно чуждыми того, чтобы усвоять собственно личности своей какое-либо властительное значение или главенство: «Не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа: себе же самих рабов вам Иисуса Господа ради» ( 2Кор.4:5 ). «Не яко обладаем верою вашею...» ( 2Кор.1:24 ). Но о власти самой Божественной истины и благодати, – которой они первенствующие провозвестники и служители, – так говорит апостол Павел от лица всех апостолов: «Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет» ( Гал.1:8 ). «Во плоти ходяще, не по плоти воинствуем: оружия бо воинства нашего не плотская, не сильна Богом на разорение твердем: помышления низлагающе» ( 2Кор.10:3,4 ). Исследуя следующие за апостольством достоинства избранных членов Церкви по роду и степени священнодейственного служения, как определяет оные святой апостол Павел, встречаемся с некоторыми кажущимися затруднениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

2Кор.3:15 .  Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; «На сердце их». Сердце здесь означает центр душевной жизни (ср. 2Кор.4:6 ; Рим 1:21 ). 2Кор.3:16 .  но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. «Обращаются к Господу», т. е. становятся верующими во Христа. Ап. здесь имеет в виду сообщение кн. Исход о том, что когда Моисей являлся пред Богом, то снимал с своего лица покрывало ( Исх.34:34 и сл.). Также снимется покрывало с сердец тех иудеев, которые обратятся, придут ко Христу. 2Кор.3:17 .  Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Здесь – заключение к мысли, выраженной в 16-м стихе. Здесь собственно находится силлогизм такого рода. Положение: «где Дух Господень, там свобода». Меньшая посылка: но этот Дух имеет только обратившийся к Господу, потому что «Господь есть Дух». Заключение: вследствие этого у обращенного не может быть означенного покрывала, а только свобода. – «Господь» ( κριος) – это подлежащее (этого признания требует связь с 16-м стихом). Под Господом здесь разумеется Христос: войти в общение со Христом – все равно что войти в общение со Св. Духом. Еще в посл. к Римлянам Ап. говорил, что Дух Св. принадлежит Христу и в Нем Христос приходит к верующим ( Рим 8:9–11 ). Почему, однако, здесь Ап. выставляет на вид абсолютную духовность Христа? Надо полагать, что он хотел этим показать, что Христос и христианство не связаны с буквою и не имеют обязательств пред законом Моисеевым. – «Там свобода», т. е. свобода мыслить, чувствовать и действовать. Дух Господень, как Единый владыка в душе обращенного человека, уничтожает все покрывала, все преграды, принадлежащие посторонней силе. 2Кор.3:18 .  Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. «Мы же все», т. е. христиане. Ап. говорит теперь о лицах, на которых свобода проявляет свою силу. – «Открытым лицом». Ап. меняет образ. Он говорит здесь не о слушающих (как в 15 ст.), а о смотрящих, почему и заменяет слово «сердце» (в ст. 15) словом «лице». Для смотрения нужно иметь открытыми глаза. – «Как в зеркале». Полную славу Христову христианин может увидеть только в будущей жизни ( Ин 17:24 ; 1Ин 3:2 ; Кол 3:4 ), а здесь он видит только изображение ее в Евангелии (Евангелие славы Христовой – см. 2Кор.4:4 ). – «Славу Господню», т. е. видим Христа как Главу Церкви, Ходатая за нас на небе, Победителя всех врагов Своих и т. д. – «Преображаемся в тот же образ», т. е. так изменяемся, что становимся похожими на прославленного Христа еще здесь, на земле. – «От славы в славу», т. е. с одной ступени величия переходим на другую (ср. Рим 1:17 ; Пс 83:8 ). – «Как от Господня Духа» – правильнее: «от Господа, Который есть Дух» (ср. ст. 17-й). Преобразование наше идет постольку, поскольку посылает нам силы Господь – Дух ( πνεματος – родит. качества).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фил. 1:1, 2:25 ). Апостолы – епископы – диаконы 493 имеют особую роль и миссию в Церкви, они как «Божии служители» ( 2Кор. 6:4 ; ср. 1Кор. 3:5 ; 1Сол. 3:2 ) совершают более трудную и важную службу в теле Церкви, и поэтому Бог «показал их последними», они последние, потому что они – «слуги» всем «ради Иисуса» ( 1Кор. 4:9–19 ; 2Кор. 4:5 ), неся «в любви нелицемерной» службу примирения ( διακοναν καταΛΛαγς) и слово примирения ( 2Кор. 5:18–19 ). Они необходимы как проповедники Евангелия спасения и служители Нового Завета ( 2Кор. 3:6, 4:5 ; 1Кор. 3:5; 1 Сол. .3:2; 2Тим. 4:2 ; Тит. 1:7–9 ), посланники (посредники) от имени Христова ( 2Кор. 5:20 ) 494 . Они определены и поставлены Христом для приращения тела Его 495 , и пока оно продолжается, они необходимы, и без них не может быть Церкви, и Её жизни, и деятельности в мире 496 . С этим служением, с этим заданием и с этой целью доверена им большая благодать и большая власть, как говорит златоустый наследник святых апостолов: «Власть, которую имеет Спаситель, дарует Он апостолам» 497 , то есть поставил их как «экономов Божиих» Себе в сотрудники ( συνεργος , соработники, соделатели – 1Кор. 3:9 ; 1Сол. 3:2 ) 498 , Сам действуя через них во всём 499 . Они эту полученную от Него власть употребляют как Апостолы (Посланники) Христовы, Апостолы Церквей, слава Христова ( 1Сол. 2:7 ; 2Кор. 8:23 ), и всё это они получают и умножают на пользу нашим душам ( Евр. 13:17 ). Богодарованной благодатью и священной властью они как служители Христовы и икономы (домостроители) Тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ) Духом Святым перерождают нас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор. 4:15 ) 500 , а часто и снова в муках рождения, доколе не изобразится в нас Христос ( Гал. 4:19 ). И служат всем, и священнодействуют в Церкви – доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Само собой понятно, что апостолы и пастыри Церкви совершают своё служение не от себя, но в них и через них действует Глава тела Церкви, Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

2Кор. 11:22 . «Они евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я». Противники Св. Ап. Павла старались, очевидно, изобразить его изменником и унизителем обетований, принадлежащих семени Авраамоу и священному народу израильскому. К отрицанию сего Апостол и направляет предыдущие слова свои. 2Кор. 11:23 . «Христовы служители» они, по их мнению? «В безумии говорю: я больше!» Т. е. как ни неразумным представляется мне самохваление, но указывать на свои заслуги принуждают меня мои противники. Чистота намерений апостольских открывается из дальнейших его слов. 2Кор. 11:24–27 . «Я гораздо больше был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного 66 . Три раза меня били палками»… потом еще и еще перечисляет Апостол претерпенные им истязания от иудеев и многоразличные опасности, далеко не в полном очевидно количестве исчисленные и рассказанные в Деяниях Апостольских. Вот чем хвалится Св. Ап. Павел, как истинный служитель Христов! О, если бы все преемники Апостола и священнослужители нового завета, подобно Павлу, не в роскоши и довольстве житейском и не в блеске своего положения, в скорбях и в трудах о благовестии Христове – полагали свое истинное достоинство! 2Кор. 11:28–29 . Но кроме скорбей и испытаний, совне посылавшихся Апостолу, он указывает еще на множество таких, которые внутренним источником своим имели его личную пламенную ревность о благе как отдельных учеников своих, так и целых церквей: «кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся» (идеал истинного пастыря, а не наемника)! 2Кор. 11:30–31 . В доказательство при сем чистоты своих намерений, т. е. что он не самохвальствует, а все подвиги свои приписывает благодати Божией, себе же только немощи, или – как он выражается – «если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею», – Св. Апостол призывает самого Бога в свидетели. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу». Это есть, как очевидно, клятвенное уверение. Как же неразумны те, которые вовсе отрицают и воспрещают клятву, неправильно понимая и односторонне толкуя слова Господни ( Мф. 5:34 )! Апостол Христов, имевший Духа Божия ( 1Кор. 7:40 ), есть прямой обличитель таковых суемудрых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

2Кор.5:11 .  Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. Апостола Павла упрекали в том, что он хитростью привлекает к себе людей и что его поведение двусмысленно. Павел отвечает на это: «да, я убеждаю, уговариваю (по-русски неточно: «вразумляем») людей, но при этом страх пред Господом как пред Судьей удерживает меня всегда в границах дозволенных действий… Я могу казаться своим противникам не совсем открыто действующим человеком, но Бог видит, что я поступаю искренне и по совести. Вы и сами должны знать это» (открыты и вашим совестям). 2Кор.5:12 .  Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем. Ср. 2Кор.3:1 . Если Ап. говорит что-либо в похвалу свою, то этим он хочет дать Коринфянам в руки оружие для отражения враждебных ему наветов со стороны его врагов, которые незаконно слишком превозносили самих себя. 2Кор.5:13 .  Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас. Апостолу ставили в упрек то, что он выходит из себя. Этот упрек имел своим основанием то, что Павел имел дар говорить языками более чем все другие ( 1Кор 14:18 ), имел много видений ( 2Кор 12:1 и сл.) и обладал очень подвижным темпераментом. Противники его воспользовались всем этим для того, чтобы представить его в глазах Коринфян как душевно больного. Павел говорит на это, что он увлекается вдохновением только тогда, когда молится Богу, наедине с самим собою и Богом ( «для Бога»). В тех же случаях, где дело идет о том, чтобы его речь была вполне понятна собирающимся в церкви, Апостол говорил всегда как совершенно спокойно рассуждающий человек. 2Кор.5:14 .  Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. 2Кор.5:15 .  А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. К такому самоограничению на благо Церкви побуждала Апостола «любовь Христова» или любовь к братиям, подобная любви Христа к человечеству. Он рассуждал так: «если Христос умер, то и все верующие во Христа умерли сами для себя. Они не живут уже для самих себя, а для Христа и ближних своих». Поэтому Апостолу чуждо теперь всякое желание отличиться чем-нибудь пред другими верующими. Он не пользуется во что бы то ни стало имеющеюся у него способностью приходить в чрезвычайное состояние восторга и стремится служить назиданию верующих в обычном спокойном состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После того, как Апостол отправил в Коринф первое свое послание, совершил туда путешествие Тит, один из главнейших сотрудников Павловых, для сбора милостыни в пользу церквей палестинских ( 2Кор. 7:6; 8:6 ). Через него Апостол получил приятные известия об исправлении коринфян и о том, что первое послание произвело глубокое впечатление в их сердцах ( 2Кор. 7:7 ). Но между приятными известиями, которые принес Тит, было одно неприятное, именно известие о том, что в коринфскую Церковь (подобно как и в некоторые другие, основанные Павлом) вошли и действуют с успехом иудействующие лжеучители, как бы личные враги Апостола Павла. Эти лжеучители старались унизить Апостола во мнении коринфян и возбудить в них неблагорасположение к нему. Для этой цели они старались добрым свойствам Апостола Павла дать худое значение; а именно совершенное бескорыстие, скромность, смирение и простоту в проповеди его старались представить как очевидное сознание собственной слабости ( 2Кор. 10:10, 11; 11:1, 4, 12, 13, 14 ). Старались также перетолковать и поведение Апостола относительно коринфян, Апостол в первом послании обещал побывать в Коринфе на пути в Македонию и из Македонии ( 2Кор. 1:16 ; сн. 1Кор. 16:3, 6, 7 ); по некоторым обстоятельствам заставили Апостола Павла изменить свое намерение и отложить до более удобного времени посещение Коринфа ( Деян.19:21; 20:2, 3 ; сн. 2Кор.1:15, 16, 23, 24 ). Это замедление приходом лжеучители выставляли как несомненный знак непостоянства и боязливости Апостола Павла. А отсюда делали заключение, что Павел столь же непостоянен и в учении и, следовательно (по их мнению), не может называться Апостолом!.. Чтобы утишить эту вновь начинавшуюся бурю в коринфской Церкви и отвратить от себя хитросплетаемые обвинения, Апостол Павел, решившись (на некоторое время) не приходить в Коринф, опять с огорчением ( 2Кор. 2:1 ) написал к ним второе послание, в котором составил, так сказать, апологию своего апостольского служения. «Тот не погрешит, кто назовет это послание похвальным словом Апостолу Павлу», говорит св. Златоуст (Беседа 21, на второе послание к Коринф. стр. 425). § 103. Время и место написания второго послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Так, например, христианское познание получает топологическую определенность ( 2Кор.2:14 ). Во всех этих случаях глагол φανερω в переводе на отвлеченный язык означает одно и то же: объективирование духа, явление жизни духа во временно-пространственных образах, как в точках отправления духовной деятельности, так и в конечной точке, намечается ли она в ближайшем будущем или отодвинута в неопределенную даль. Объективируясь, дух творит из данной материн новые образы символы язык индивидуализированного духа, которым отдельные индивиды объясняются между собою и составляют великий совет: победить материю, восторжествовать над нею, чтобы открылась жизнь Иисуса в теле нашем... в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:10, 11 ). Божественная мысль научает человека, как побеждать: она объективируется в определенный момент времени ( Тит. 1:3 ). Создается целая цепь новых символов, которыми Дух Божий говорит нашему духу. Совесть различает язык Духа и духов злых ( 2Кор.5 Ср. Еф.5:13 ). Христианское ведение заключается в границы пространства и раздвигает их ( 2Кор.2:14 ). В смертном теле объективируется дух, открывается жизнь Христа. Конечная точка этого процесса и обозначена апостолом в словах: когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол.3:4 ). Явление Христа будет явлением новой объективной среды, где засияет все, способное преломлять лучи Христова света. Можно быть, много более в славе πολλ μ λλον... ν δξ ( 2Кор.3:11 ). Делаем отсюда обратное заключение: возможно иметь и гораздо меньшую славу. Существует и превосходная степень славы περβλλουσα δξα, чрезмерная слава ( 2Кор.3:11 ), относительно которой Моисеево сияние как бы стушевывается, не является славным οδε δεδξασται τò δεδοξασμνον (3:10). Степени славы устанавливаются сравнительно с воспринятым в свое время сиянием Моисеева лица и потому они объективны и указывают на различную интенсивность сияния, свечения. Тот же смысл в словах: иная ( τρα) слава небесных (тел), иная земных. Иная ( λλη) слава луны, иная звезд и звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор.15:4142 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Глава IV Замечание Апостола о своей деятельности (1–6). Величие служения Апостола и его бедственное внешнее положение (7–12). Примирение этого противоречия (13–18). 2Кор.4:1–6 . Об Апостоле Павле враги его говорили, что он малодушный человек, что он может действовать только хитростью, что он искажает Слово Божие, что он не доводит до конца своих разъяснений о сущности своего Евангелия. Словом, Апостола считали каким-то фантазером, который проповедует не истинное Евангелие, а то, что ему представлялось в воображении. Все эти обвинения Ап. с негодованием опровергает и говорит, что, наоборот, его противники – иудействующие ослеплены князем века сего до того, что не видят вовсе истины. 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; «Имея… такое служение», т. е. содействуя достижению христианами свободы и прославления, о которых Ап. сказал в 17–18 ст. III-й главы. – «Не унываем», т. е. не падаем духом, встречая разные трудности на своем пути. 2Кор.4:2 .  но отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Под искажением слова Божия иудействующие противники Апостола понимали неправильное, по их мнению, толкование Ветхого Завета и, главным образом, закона Моисеева. 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Противники Павла говорили, что он с намерением не раскрывает тех последствий, к каким ведет его Евангелие, а именно не указывает того, что его учение поощряет будто бы всякую нравственную распущенность. Ап. на это отвечает, что только люди, уже ставшие на прямой путь, ведущий к погибели, могут взводить на него такие обвинения. 2Кор.4:4 .  для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «Бог века сего», т. е. сатана (ср. Ин 8:44, 12:31, 14:30 ). – «Чтобы для них не воссиял», т. е. чтобы они не были в состоянии призвать и усвоить светлой истины Евангелия. – «О славе Христа» – о величии вознесшегося на небо Христа (ср. 2Кор.3:18 ), о чем говорили проповедники Евангелия. – «Который есть образ Бога невидимого». Христос в состоянии Своего прославления находится вполне в образе Божием и в равном положении с Богом ( Флп. 2:6 ). Поэтому Он в Своем прославленном теле является видимым образом невидимого Бога (ср. Кол 1:15 ; Евр 1:3 ). Хотя и в состоянии Своего уничижения Он также имел божественную славу, как носитель божественной «благодати и истины» ( Ин 1:14 ) и давал знать о ней в Своих чудесах ( Ин 2:11 ), однако проявление этой славы было ограничено состоянием уничижения, в каком находился Христос до воскресения Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010