Несмотря на свои великие труды и страдания св. Павел никогда ни пред кем не ласкательствовал, не унижался, не угождал человекам; его слово никогда не было в одно время и «да» и «нет» ( 2Кор.1:17 ). «У людей ли я ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). Св. Апостол проповедывал искренно, «как от Бога, пред Богом во Христе» ( 2Кор.2:17 ). Он бесконечно любил верующих – своих духовных чад, нежно обходился с ними, подобно кормилице ( 1Солун. 2:7 ), каждого просил, умолял, убеждал жить достойно Бога ( 1Солун. 2:12 ), душу свою готов был положить за верующих. Он никогда духовно не насиловал последних, а радовался их собственною радостью ( 2Кор.1:24 ). Но св. Павел мог придти к верующим и с «жезлом», а не с духом любви и кротости, – там, где это требовалось ( 1Кор.4:21 ). Он бесконечно был смирен, любвеобильно прощал там, где обида касалась его лично, – где наглые враги обвиняли его в неискренности, коварстве, лести, в хождении «по плоти» ( 2Кор.2:17 и дал.; 2Кор.4:2 и др.). Но св. Павел строг и не пощадит там, где извращалась истина Христова, и тогда он готов, наказать всякое непослушание и противление ( 2Кор.10:6 ), всякую гордыню, восстающую на разум Божий ( 2Кор.10:4–5 ). Тут св. Павел напоминает нам древнего Илию Фесфитянина. К немощным в вере св. Апостол был снисходителен и научает всегда и нас этой снисходительности, чтобы, надмеваясь своим знанием, мы не подали соблазна своему брату ( 1Кор.8:9 и дал.). «Знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор.8:1 ). Св. Павел был ко всем благосклонен, всегда готов был сделать законные уступки там, где дело не касалось существа. «Для иудеев я был, – пишет он, – как иудей, чтобы приобресть иудеев», т.е. имел в виду их законные преимущества, их национально-историческое наследие, их внешние обряды, не имеющие в христианстве значения, потерявшие здесь всякую силу. «Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных», – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Апостолу Павлу приходится выдвигать аргументы разные, – и прежде всего важность его служения благовестию, а суть благовестия – во спасении. Свои страдания он называет страданиями Христовыми (ср.: 2Кор.1:5 ). Прощал (блудника отлученного. – 2 Кор., гл. 2) тоже от лица Христова. Проповедь не наша; а это благоухание Христово через нас (см.: 2Кор. 2:15 ). Так, все во Христе, от Него ( 2Кор. 2:17 ). И живу ради Христа, ибо Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5:15 ). По-видимому, будто смерть Христова имела целью моральное воздействие; но это совершенно неверно: дальше прямо разъясняется, что все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою; не вменяя людям преступлений их за Него ( 2Кор. 5:18,19 ); а уже в результате этого вторичная, дальнейшая цель – чтобы мы жили для Христа. Но путь к этому самому открыт лишь чрез Причащение. Характерное слово: не вменяя преступлений ( Рим. 4:6–8 ), то есть люди оставались сами по себе преступниками, а Господь лишь даровал «амнистию», непоминовение грехов. За что же? – За Христа... Как? – Это бы и не важный вопрос. Но факт: Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор. 5:19 ). Однако апостол старается разъяснить идею Жертвы за других. Не знавшего греха, то есть Сына, Он сделал для нас жертвою за грех, то есть виноватым, перенес на Него грех мира, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ). Совершилось какое-то таинственное перенесение вины одних на другого; это может быть и в нашей жизни. «Твой грех пусть будет на мне» – говорят. И бывает. А тогда уже и отстрадать должно за воспринятый грех . Христос взял на себя грехи мира (как сказал Иоанн Креститель) и выстрадал за них. Этим исчерпывается материал и Второго Послания к Коринфянам. Послание к Филиппийцам Из римской тюрьмы. Здесь находится замечательное место: что Христос, Сын Божий, образ Божий «унизил», уничижил Себя, начав с воплощения в зрак раба, – и кончая смертью. И нам нужно смириться (см.: Флп. 2:7–8 ). Другое место: апостол желает принять участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его ( Флп. 3:10 ). Это нам нужно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Те находятся под действием сатаны (ст. 4-й), он – под действием Бога: те находятся в ослеплении, он же ясно видит все во свете Христовом. –  «Славы Божией в лице Иисуса Христа» – правильнее: на ( εν) лице Иисуса Христа. Ап., таким образом, утверждает здесь, что Бог дал ему познать или увидеть лицо Христа, осиянное Божественною славою. Вот почему он и назвал Христа (ст. 4-й) образом Бога невидимого. Христос явился ему во славе, в прославленном состоянии и в этом случае показался как истинный образ Божий. 2Кор.4:7–12 .  После изображения апостольского величия своего Павел начинает говорить о том, в каком резком противоречии с этим величием стоит внешнее униженное положение Апостола, и прежде всего говорит о цели, с какою Бог допустил это по отношению к Своему верному служителю. 2Кор.4:7 .   Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. «Сокровище сие», т. е. величие внутреннее. –  «Мы», т. е. Ап. Павел. –  «В глиняных сосудах», т. е. в теле, которое по внешнему виду было слабо, хрупко. И весь вид Ап. Павла не отличался представительностью (ср. 2Кор.12и сл.;  Гал 6:14). –  «Чтобы преизбыточная сила» – т. е. та неустанная энергия, с какою Павел совершал свое служение. –  «Была приписываема Богу, а не нам». Весь мир должен узнать, что эта духовная энергия исходит от Бога, а не от Павла. 2Кор.4:8 .   Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 2Кор.4:9 .   мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Но раз эта сила, которою владеет Павел, от Бога, то она никогда не может быть подавлена, никакими преследованиями. 2Кор.4:10 .   Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ап. говорит в другом месте, что в нем обитает – духовно – Христос ( Гал 2:20). Здесь же он утверждает, что и в теле своем он носит страдания и смерть Христову, как бы продолжает их: до такой степени Ап. проникнут чувством единения со Христом! – С другой стороны, на Апостоле проявляется и  «жизнь Иисусова», т. е. та сила, какою обладает Христос в состоянии своего прославления. Эта сила сказывается в подвигах, какие Апостол совершал во время своего апостольского служения. 2Кор.4:11 .   Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, Ап. повторяет мысль 10-го стиха, разъясняя его первую половину и усиливая вторую. Усиление состоит в том, что вместо выражения «тело» Ап. употребляет выражение «смертная плоть». В этой греховной, подверженной смерти, плоти проявляется великая и непобедимая сила Христова, сила жизни Иисуса: настолько велика эта сила!

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

[В славянском и русском переводах, согласно с некоторыми греческими рукописями, прибавляют: невидимого]. Стих 5. Не себе проповедуем, но Христа Иисуса Господа. Мы проповедуем не о себе, или лучше, заботимся не о своей славе и пользе, а о славе Божией. [Следующие затем слова: себе самех рабов вам – служат прямым дополнением к слову: проповедуем, и можно понимать так, что апостол проповедует об Иисусе Христе как о Господе, а о себе как о рабах. Но лучше подразумевать слово: делать или признавать. В русском переводе выражается именно эта мысль: а мы рабы ваши для Иисуса]. Стих 6. Бог реки из тьмы свету воссияти. Апостол сравнивает Искупление людей с творением. Господь повелел просветить умы людей Евангелием с той целью, чтобы они через Христа узрели славу Божию, как через явление света в первый день открылись чудеса творимого Богом мира в VI-mь дней. 2) Сила Божия в немощи человеческой ( 2Кор.4:7–5:10 ) Превознеся своё учение, апостол коснулся и тех опасностей и бедствий, которым оно подвергается в исполнении. Опасности главным образом происходят от немощей человеческих, которыми Бог благоволил пользоваться для проявления Своей силы ( 2Кор.4:4:7 ). Так, апостолы испытывают притеснения, гонения, унижения и даже умерщвление; но всё это служит только к проявлению в них славы Божией ( 2Кор.4:8–15 ). Поэтому они не унывают, но ожидают вечной награды ( 2Кор.4:16–18 ), и даже желают скорейшего разрушения земной телесной оболочки своей, чтобы облечься в небесное тело ( 2Кор.5:1–5 ). Таково основание для благодушного перенесения ими бедствия ( 2Кор.5:6–10 ). Глава 4:7. Имамы сокровище сие в скуделных сосудех. Это сокровище есть апостольское служение, которое он совершил не будучи одарён от природы никакими особенными дарованиями. Может быть даже, апостол намекал здесь и на своё слабое телосложение. Да премножество силы будет Божия, а не от нас, то есть чтобы превосходство и сила проповеди Евангельской зависели от Бога, а не от нас. Стих 10. Мертвость Господа Иисуса в теле носяще. Мёртвость то же что страдания Христова ( 2Кор.1:5 ). Апостол хочет сказать, что за заповедь о Христе он подвергается всевозможным страданиям; обрекает себя и на смерть, которая всегда угрожает ему. Кроме того, ради той же проповеди он постоянно умерщвляет в себе все проявления личной свободы, свои греховные страсти, и старается, чтобы изобразился в нём Христос, как Глава в членах Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В читанном сегодня послании к коринфским христианам апостол Павел продолжает защищать свое апостольское служение, опровергая клевету, возведенную на него некоторыми лжеучителями. Эти недобрые люди, явившись в коринфскую общину христиан, старались унизить апостольское достоинство святого Павла, распространяя о нем ложные слухи. Апостол, по христианскому смиренномудрию, не любил говорить даже об истинных своих достоинствах, свидетельствовавших о его апостольском призвании, о тех духовных дарованиях, которые изобильно получил от Бога, о даре языков, о знамениях и чудесах, совершаемых им силой Христовой ( 2Кор.10:17–18 ). Но когда он усмотрел, что лжеучители, желая привлечь к себе учеников из уверовавших во Христа, стали унижать достоинство его как апостола, называя его меньшим прочих апостолов, не сильным в слове, не важным по наружности, притом не видевшим Господа Иисуса, – тогда он признал необходимым сказать в защиту себя то, что имел достохвального в своей жизни, что сделал Господь для него и через него. Так, он говорил сперва о своем происхождении как еврея от евреев: по правде законной беспорочном, по ревности, хотя и неразумной, гонителе Церкви Божией ( 2Кор.11:22 ; Флп.3:4–6 ). Затем говорил о своем чудесном обращении ко Христу, призвании своем к апостольскому служению, о делах благодатных, о своих апостольских трудах, лишениях, гонениях, в чем более всего проявлялось его апостольское призвание ( 2Кор.11:23–29 ). Наконец, для пользы своего великого апостольского дела, чтобы совершенно заградить уста клеветников, святой Павел решается говорить о видениях ( 2Кор.12:1–5 ). Из этих видений и откровений всякий беспристрастный человек мог убедиться, что он, удостоившийся таких благодатных даров, обладает всеми свойствами истинного апостольства ( 2Кор.12:12 ), что он призван Самим Господом, что он получил столько же даров, сколько и другие апостолы ( 2Кор.12:11 ), что Господь помогал ему так же, как другим. Словом, у него нет никакого недостатка пред прочими апостолами ( 2Кор.12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

2Кор. 8:13–15 . В-четвертых, мыслью о великой пользе взаимопомощи, и что пожертвования требуются совершенно посильные – в духе той равномерности, какая соблюдалась Израильтянами при сборе манны в пустыне аравийской. 2Кор. 8:16–24; 9:1–5 . В-пятых, разглашенной уже молвой о благотворительности Коринфян и похвалениями Апостола насчет их среди Македонян, а также совершенной благонадежностью лиц, посланных к ним для сбора пожертвований, – именно Тита, товарища и сотрудника Павлова, и другого брата, во всех церквах похваляемого за благовествование и притом избранного от церквей (Луки). Сам Ап. Павел принял это предосторожность от нареканий при сборе пожертвований. 2Кор. 9:6–15 . Наконец, располагая к нескупой, хотя и доброхотной, благотворительности, Апостол внушает, что скупо сеющий скупо и пожнет, напротив, доброхотному щедродателю Господь подает обилие и умножает плоды правды его. Что же касается вспомоществуемых, то в них проявляются обильные благодарения Богу за преизбыточествующую в них благодать Божию. Таким образом, благотворительность приводит в движение всю религиозную жизнь обществ и много содействует славе церкви. IV. Защитительная часть (2Кор. 10–13:10) В ней Апостол раскрывает следующие три основные мысли, образующие три неравные по объему отдела. Вопреки унижающим Апостола клеветникам, о и в лицо бывает таким же строгим по надобности, как и своих посланиях ( 2Кор. 10:1–11 ). 2Кор. 10:1–11 . Высказав угрозу, что не пришлось бы клеветникам на себя самих испытать действительную строгость Апостола, он все-таки в духе кротости и снисхождения Христова, внушает Коринфянам, что «оружия воинствования у него не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь» высокомерия, неверия и непослушания; что нельзя судить о нем по внешности его (невнушительной и немощной), что «кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе может судить, что и Павел Христов»; что власть апостольская дана ему не к расстройству, а к созиданию. «А всякий сомневающийся в нашей силе и власти, – прибавляет Апостол, – пусть знает, что каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

III. Содержание Павел показывает причину отложенного своего пришесвия, настоит о принятии того, которой кровосмешение содеял, рассуждает о служении Нового Завета, свидетельствует свою искренность, внушает прямое благодати употребление, утешает и ободряет кающихся, возбуждает к благодеянию, защищает проповеданную истину и свою должность, снимаешь маску с лжеапостолов, утверждает апостольства своего важность, отражает клеветы лжеапостолов, и старается обратить на путь еще согрешающих; из чего вместе явствует и конец сего послания. IV. Особенности 1) Послание есть важное и сильное, и весьма прилично может назваться защитительным. – 2) Как первое послание было крепким вином для ран коринфян, так сие последнее елеем. – 3) Свидетельствует о изрядной Павловой любви, премудрости, кротости и о терпении Божественном, и о ревности Божественной; почему между превосходнейшими должно его почитать. – 4) Наставляет учителей и слушателей должностям, которые им предлежат. – 5) Преисполнено увещаний, важности апостольской и отеческой любви. V. Разделение Сие послание в 13 главах содержит 1) Утешение. 2Кор.1; 2:1–11 . 2) Учение о должности апостольской, и о силе евангельской. От 2Кор.2:12 до 2Кор.5с до конца. 3) Увещание о достойном употреблении благодати во обновлении. 2Кор.6; 7 . 4) Поощрение к собиранию подаяния на употребление иерусалимлянам. 2Кор.8; 9 . 5) Защищение. 2Кор.10–12 . 6) Заключение. 2Кор.13 . VI. Места особливого примечания достойные ; 9:6–15; 11:2,3; 12:6,9; 13:5,13. § 21. О Послании святого апостола Павла к галатам I. Предмет писателя Церковь , которая в Галатии Христом собрана была Гал.1:1,2 . Ныне оная область от Турков называется Гелас; находится в малой Асии, или Натолии, и ограждена от запада Понтом и Вифиниею, от востока Каппадокиею, от севера морем Черным, от полудня Памфилиею, по свидетельству Птоломея, кн. 5, гл. 3, стр. 61. Предки их, которые во время Павлово в сей области жили, из Галлии пришли, и смесившись с греками, прежде галлогреки и грекогаллы, а после галаты названы были, и имели римского правителя, по учинении от Августа сей области римской провинцией, по свидетельству Страбона в кн. 12. Состояла оная Церковь из иудеев ( Гал.3:23,24,28; 4:1,3,9 ) и язычников ( Гал.4:8; 3:28; 5:2,3; 6:12,13 ); и что касается до состояния оной внутреннего, оное прежде прихода лжеапостолов весьма было изрядно и радования достойно ( Гал.4:14,15 ), а после оного сделалось достойно оплакивания: ибо премногие, будучи прельщены хитростью лжеапостолов, от Евангелия Иисуса Христа, Павлом проповеданного, отторгнулись ( Гал.1:6,7; 3:1 ), возросли ссоры ( Гал.1:15 ), роскоши ( Гал.1:16 ) и гордость ( Гал.1:26 ); и когда галаты в сем состоянии находились, то Павел писал к ним сие послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

2Кор.6:11–18 . Ап. теперь разъясняет то, что сказано им в первом стихе о надлежащем употреблении благодати Божией. – Эта благодать может остаться тщетною, если Коринфяне не отрешатся от привычек языческой жизни. Но предварительно этому новому увещанию Ап. говорит о своем искреннем расположении к Коринфянам и просит их быть также расположенными в отношении к нему. Самое увещание предлагается затем в форме вопросов, в которых проводится мысль о несоответствии христианскому состоянию тех пороков, какие Коринфяне заимствовали от язычников. 2Кор.6:11 .  Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Апостол говорит с читателями вполне откровенно. Сердце его настолько широко, что в нем найдет себе место нужда каждого Коринфянина. 2Кор.6:12 .  Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. Апостола упрекали в том, что он будто бы стесняет Коринфян, поступает с ними тиранически (ср. 2Кор.1:24 ). Но это не так: они сами слишком узки в своих воззрениях, для того чтобы понять великодушный образ действий Апостола Павла. 2Кор.6:13 .  В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы. Видя в Коринфянах своих чад по духу, Апостол просит их с надеждою на исполнение своей просьбы, чтобы они заплатили ему любовью за его любовь к ним. 2Кор.6:14 .  Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? 2Кор.6:15 .  Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? В законе Моисеевом было воспрещено запрягать вместе чистое и нечистое животное ( Втор 22:10 ). Это запрещение Ап. прилагает к положению Коринфян, как имеющее типический смысл. – Пять вопросов, какие следуют далее, в общем понятны: все они указывают на неприличие для христианина поддерживать общение с язычниками в пороках, которым те предаются. Но что означает имя «Велиар»? В Ветхом Завете этому имени соответствует слово «Велиал», обозначающее собою вещь или дело совершенно бесполезное, ни к чему негодное: но здесь, как видно из противоставления «Велиара» Христу, слово Велиар обозначает личность. Такой смысл это слово имело и в позднейшем иудействе. Здесь оно, по контексту речи, может обозначать антихриста или диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И во всем без стужения вам себе соблюдох и соблюду». А чтобы не подумал кто, будто таков он только на словах, присоединил и клятву. 2Кор.11:10 .  По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии. «Есть истина Христова во мне, яко похваление сие не заградится о мне в странах Ахайских», то есть никто не заградит мне уста и не лишит меня похвалы за эту щедрость. Потом, видя, что сказанное тяжко, облегчает это. 2Кор.11:11 .  Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать. 2Кор.11:12 .  чтобы не дать по­вода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. «Почто? Зане не люблю ли вас? Бог весть». Сим свидетельством отклонил всякое худое подозрение. Итак, почему же не берет? «А еже творю, и сотворю, да отсеку вину хотящим вины, да, о немже хвалятся, обрящутся якоже и мы». Для моих противников делаю это, им пресекая поводы злословить нас. Показал же Апостол, что они величаются на словах, тайно же собирают деньги. Ибо это говорит вскоре за сим: «приемлете бо, аще кто вас порабощает, аще кто. поядает, аще кто не в лепоту проторит» ( 2Кор. 11, 20 ). 2Кор.11:13 .  Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. 2Кор.11:14 .  И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света. 2Кор.11:15 .  А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их. «Таковии бо лживи апостоли, делателе льстивии, преобразующееся во Апостолы Христовы. И не дивно: сам бо сатана преобразуется во аггела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды: имже кончина будет по делом их». У диавола в обычае подражать Божественному, как против пророков выводить полчища лжепророков, так подражать по наружности Ангелам и обольщать людей. Посему неудивительно, если они присвояют себе личность именуемых апостолами и употребляют обман, споспешествующий к обольщению людей. Но не в продолжительном времени пожнут плоды своих предначинаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3) Увещания к искоренению зла ( 2Кор.5:11–7:2 ). С мыслью о Страшном Суде связано доказательство верности апостола. Он не боится этого Суда, потому что искренно трудился для Бога и для коринфян, подражая любви Христа, умершего за всех ( 2Кор.5:11–15 ). На этом основывается побуждение жить новой жизнью, точно так же, как и обязанность примириться с Богом, потому что для примирения и оправдания принесён в жертву Христос ( 2Кор.5:16–21 ). Апостол умоляет коринфян, чтобы они не отвергли данной им благодати и не пропустили благоприятного времени для спасения ( 2Кор.6:1–2 ). Не желая быть для кого-нибудь препятствием в деле спасения, апостол во всех случаях жизни вёл себя как служитель Божий; терпеливо перенося все бедствия и трудности, соблюдая себя в чистоте, трудясь, бодрствуя и постясь, он как добрый воин был всегда готов к борьбе и, сам оставаясь нищим и ничего неимущим, старался наделять других богатством ( 2Кор.6:3–10 ). Как бы он желал, чтобы таковы же были и коринфяне ( 2Кор.6:11–13 )! И снова просит апостол не преклоняться под чужое ярмо – греха, потому что между Христом и диаволом, между чистым и нечистым не может быть ничего общого. Как призванные быть детьми Отца Небесного, они должны очиститься от всего скверного ( 2Кор.6:14–18; 7:1 ). Глава 5:11. Ведуще страх Господен. Это страх будущего Суда, на который должны предстать все люди. Кто помнит о Страшном Суде, тот не может ни обманывать, ни поступать для самовосхваления. В этом и хочет апостол убедить людей. [ Стих 12. К хвалящимся в лице, то есть таким людям, которые хвалятся только наружным, бросающимся в глаза; то есть и таким, которые носят на себе личину – одно думают, а иное говорят]. Стих 13. Аще изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем вам. Апостол изумлением назвал здесь упоминание об успехах своих, которое могло показаться хвастовством; а целомудрием – смирение. Мысль апостола – объяснить коринфянам, что он хвалился своими успехами не для превознесения себя перед ними, но для показания силы и славы Божией; а если очень унижает себя, то чтобы показать пример скромности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010