Правило 4 Седьмого Вселенского Собора, Никейского Проповедник истины, божественный апостол великий Павел, яко некое правило полагая ефесским пресвитерам, паче же и всему священническому сословию, со дерзновением рек тако: сребра, или злата, или риз ни единаго возжелах: вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, и помышляти, яко блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян. 20:33–35 ) . Сего ради и мы, от него научася, определяем: да отнюдь не умышляет епископ, из низкия корысти, употребляя в предлог мнимые грехи, требовати злата, или сребра, или инаго чего от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов. Ибо апостол говорит: неправедницы царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:9 ) . И еще: не должна суть чада родителям снискати имения, но родители чадам ( 2Кор. 12:14 ) . Сего ради, аще усмотрено будет, что кто-либо ради истязания злата, или инаго чего, или по некоей своей страсти, возбраняет служение, и отлучает кого-либо из своих клириков, или заключает честный храм, да не будет в нем Божией службы: таковый, и на безчувственные предметы устремляя свое неистовство, по истине есть безчувствен: и должен подвержен быти тому, чему подвергал другаго, и обратится болезнь его на главу его ( Пс. 7:17 ) , яко преступника заповеди Божией и апостольских постановлений. Ибо заповедает и Петр верховный апостол: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец ( 1Петр. 5:2–4 ). ( Ап. 29 ; IV Всел. 2 ; Трул. 22 , 23 ; VII Всел. 5 , 15 , 19 ; Лаод. 12 ; Сердик. 2 ; Василия Вел. 90 ; Геннадия посл. ; Тарасия посл. ) . Издано это правило против тех епископов, которые по отвратительной алчности к стяжанию, под измышленными основаниями, требуют денег или что-либо другое от подчиненных им епископов или клириков, или монахов, и осуждает это как симонию, приводя относящиеся сюда места Св. Писания, где порицается эта адская страсть. О симонии в таком смысле, т.е. о рукоположении за деньги, мы говорили в толковании 29 Ап. правила и 2 правила IV Всел. собора. В настоящем правиле упоминаются два другие вида симонии, а именно, когда какой-либо епископ, митрополит или патриарх, проникнутый страстью к сребролюбию, и для того, чтобы достать себе денег,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Помогать другим должны люди с достатком» Все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, которое имела. ( Лк. 21:4 ). Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, ( 2Кор. 9:8 ). Добрым словом и бездольный богат. Доброе слово сказать – посошок в руку дать. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Русские пословицы. Важность милостыни измеряется не количеством поданного, но расположением подающего. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Нет почти ни одного бедного, который мог бы по праву уклоняться от исполнения долга милостыни. Святитель Григорий Богослов (329–389). Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: если согрешит против тебя брат твой… прости ему ( Лк. 17:3 ), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню... Великое дело, если кто, имея деньги, подает убогим; миловать же ближних в согрешениях их настолько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Никто не может сказать: «я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»... Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: слово выше доброго даяния ( Сир. 18:17 ). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему по время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово, и тем более смутить его, ты можешь промолчать; этим окажешь ему милость, избавляя его от врага. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Если у тебя в пищу остается один хлеб, но стоит у дверей просящий, то принеси из кладовой и этот один хлеб и, положив на руки, воздень к небу, скажи такое жалобное и вместе благопризнательное слово: «один у меня хлеб, который видишь Ты, Господи, и опасность очевидна; но заповедь Твою предпочитаю себе и из малого даю алчущему брату. Подай и Ты бедствующему рабу.»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Антипасха (от греч. ντιπασχα — вместо, напротив Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8й день. Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника. Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин , называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны». Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами ( Ин.20:19-31 ). Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении. Святитель Григорий говорит: « Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни ( Рим.6:4 ) жительствуйте. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор.5:17 ). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением ».

http://azbyka.ru/antipasxa

23. Учение православной церкви о том, что в Иисусе Христе при двух естествах одно лице или ипостась Два естества во Иисусе Христе – Божеское и человеческое – соединены во единую ипостась Бога Слова и составляют одно лице Богочеловека. Эта истина доказывается теми местами Св. Писание, в которых говорится, что Иисус Христос воспринял человечество в единство Божеской ипостаси неизменно и неумаленно по вочеловечении пребывая Сыном Божиим, вторым лицом Пресвятой Троицы. Евангелист Иоанн, начавший свое евангелие благовестием о Божестве Слова, свидетельствует: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Св. апостол Павел говорит об Иисусе Христе: «иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» ( Фил. 2:6, 7 ; Ср. Гал. 4:4 ; Рим. 1:3, 9:5 ; 1Тим. 3:16 ; Кол. 2:9 ). Сюда относятся также и те выражение Св. Писание, в которых приписываются Иисусу Христу, как Богу, свойства человеческие, а иногда, как человеку, свойства Божеские, например: «Внимайте... себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы, пасти церковь Господа... Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ; ср. Деян. 3:15 ; 2Кор. 2:8 ; Ин. 8:58 ). Учение о соединении двух естеств в одном лице Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, церковь раскрыла на вселенских соборах Ефесском и Халкидонском, по поводу ересей Нестория и Евтихия. Ефесский собор одобрил двенадцать глав, составленных св. Кириллом Александрийским против Нестория, где во второй главе произносится отлучение тому, «кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, ипостасно соединилось с плотию и есть вместе с плотию один Христос, т. е. один и тот же есть Бог и человек» («Хр. чт.» 1841 г., ч. 1, стр. 57. Ср. также главы III, IV и V). Халкидонский собор определяет исповедовать Господа Иисуса Христа, «во двух естествах познаваемого, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и Единородного Бога Слова» («Книга правил св. апостолов, соборов и отцов», стр. 3).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Правило 46 Святых Апостолов Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. «Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?» ( 2Кор. 6:15 ). ( Ап. 47 , 68 ; I Всел. 19 ; II Всел. 7 ; Трул. 95 ; Лаод. 7 , 8 ; Василия Вел. 1 , 47 ) . По учению церкви, каждый еретик находится вне церкви, а вне церкви не может быть ни истинного христианского крещения, ни истинной евхаристической жертвы, как и вообще никаких истинных св. таинств. Настоящее Ап. правило и выражает это учение церкви, ссылаясь при этом на Св. Писание, не допускающее ничего общего между исповедующим православную веру и тем, который учит против нее. То же читаем и в Апостольских постановлениях (IV, 15) и также учили отцы и учители церкви от самого начала 229 . Следовательно, у еретиков нет ни истинного крещения, ни истинного священнодействия, и православный епископ или пресвитер, признающий правильным крещение или какое-либо другое священнодействие, совершенное еретическим священником, должен быть по этому правилу извержен из своего священного сана, ибо он этим показывает, что или не знает сущности своего верования, или и сам склонен к ереси и защищает ее, вследствие чего и в том и в другом случае является недостойным священства. Это Ап. правило, – по примечанию, сделанному к нему в русской Книге Правил, – касается только еретиков, бывших в апостольские времена и искажавших главные догматы о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, и о воплощении Сына Божия. Относительно еретиков другого рода имеются соответствующие предписания других правил соборов и св. отцов 230 . 229 Athanas., “Orat. III contra Arianos” [Migne, s. g., t. 26, col. 321–468]. – Euseb., hist. eccl. 1. VII, c. 6 [Migne, s. g., t. 20, col. 645–648]. – Cyrill. Hierosol., “Procatechesis” [Migne, s. g., t, 33, col. 332–365]. -Tertull., “De bapt”. c. 15, “De pudic”. c. 12, 19... “De praescript”. c. 12 [Migne, s. l., t. 1, col., 1216 и 1217; t. 2, col. 1001 и 1002; 1017–1020; col. 25, 26]. – Clem. Alex., “Strom”. 1. I [Migne, s. g., t. 8, col. 685–929]. – Cyprian. epist. 73, ad Jubajan., ep. 71, ad Quint. [Migne, s. l., t. 4, col. 412 и col. 408–411]. – Optat Milev., c. Parmen. 1. II [Migne, s. l., t. 11, col. 883–1104]. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Рассуждение двадцать четвёртое. О наготе Блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит и узрят срамоту его ( Откр.16:15 ). § I Нагота душевная есть, когда душа наша в разуме повиновения Христова не одеяна пребывает; ибо сия есть одежда наша, которою мы облечены в Крещении, как пишет Павел: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). Одел нас Христос одеждою спасения; спасение сие – Сам Он есть. Таковою наготой невинности и святости одеты были прародители наши, как объявляет Моисей: и беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася ( Быт.2:25 ). В сей то Адамовой наготе не вмещалось злое похотение и лукавое произволение. § II Нагота душевная есть, когда мы неправедны: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Рим.3:23 ); когда присвояем мы себе правду и святость. В сем изобличая Бог Лаодикийского Епископа, говорит: глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую; и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ и слеп и наг ( Откр.3:17 ). В Ветхом Завете прокажённые ходили наги, не покрывая главы своей, как пишется: и прокажен, на немже есть язва, ризы его да будут раздраны, и глава его не покровена, и около уст своих да обвиется, и нечист прозовется ( Лев.13:45 ): мы все духовно прокажены есть, душа наша исполнена язвы греховной, одежда чистоты – раздрася, глава – Богомыслием непокровена, уста – злобою и клеветою обвиты, а следовательно и мы духовно нечисты должны именоваться. § III Плачевна человеческая нагота: 1) рождения. Древо с корою, животные с волною, птицы с перьями, волк и другие животные с одеждою, рыбы с чешуёй – один человек рождается наг и слаб. 2) Бедности, как Апостол Павел говорит: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся ( 1Кор.4:11 ). § IV Душевной наготе подобна телесная. Увеселения против бедственной наготы телесной: 1) Августин в книге утешений говорит к бедному человеку: „Бог тебе есть вся во всех, если ты алчешь – Он есть хлеб; если жаждешь – Он есть вода; следовательно и если ты наг – Он одежда будет во время Страшного суда, – одежда небесная» 34 . 2) Христос был наг. Не отречёмся убо, и мы следовать наготе Того, Который очистил наши грехи, загладил неправды, и одел нас в одежду святости, и Самому Себе нашу душевную наготу вменил. 3) Христос наг на поносном древе висел, и сия нагота Его была самопроизвольная: нас ради обнища богат сый, да мы нищетою его обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Помышляй убо, о Христианине, Христа, тебя ради обнищавша, и горесть бедствия – сладостным терпением растворяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

20) Моисей, ближайший и любезнейший Богу был: Христос, Отцу любезен, как говорит о нём Бог Отец: сей есть Сын мои возлюбленный, о немже благоволих ( Мф.3:17 ). § III Несходство Моисеево со Христом: 1). Моисей был простой человек и грешник: Христос – Бог и человек без греха. 2). Моисей сделал чудеса весьма страшные: Христос делал чудеса прятные и полезные. 3) Моисей слуга был в дому Божии ( Чис.12:7 ): Христос – Господин дому своего, егоже дом мы есмы ( Евр.3:6 ). 4) Моисей был ходатай точию земной: Христос – Ходатай духовный и небесный. 5) Моисей был основатель Ветхого Завета, и начальник над одним Израильским народом: Христос – Основатель Нового Завета, и Спаситель всех. 6) Моисей был прообраз, и предвозвестник Господа: Христос есть Проображённый и Господь Предвозвещённый. 7) Моисей обвиняет и поражает законом: Христос – оправдает и исцеляет Евангелием. 8) Моисей обетованную землю только видел издалеча: Христос – Небо дарует верующим совершенно ( Мф.19:28 ). § IV Нравоучения о Моисее. 1) Моисей был пастух овцам у тестя своего Иофора ( Исх.3:1 ); но Бог избрал его вождём Израильскому народу: так Бог не взирает на низкость состояния, но на доброту сердца, и способность к правлению. Давид из пастуха поставлен царём, и Апостолы из рыбарей сотворены ловцами человеков. 2) Моисей имел так прославленное лицо, что Израильтяне смотреть на него не могли, ежели он не прикрывал его покрывалом ( Исх.34:29–30, 33–35 ). Причина сего была – долговременное с Богом обращение. Конец: α) Чтобы означить неограниченную светлость славы Божией. β) Чтобы утвердить Божий закон. γ) Чтобы большую приобрести важность. Сия светлость так ослепила Иудеев, что они и теперь смотреть на Моисея не могут. Внегда, – говорит Апостол, – чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит ( 2Кор.3:15 ). Покрывало Моисеево дотоле должно было лежать на лице Моисеевом, пока не пришёл Мессия. Пришёл Мессия, и покрывало Моисеево поднял, славу свою и милость открыл в полном блистании. Когда воссияло истинное Солнце Правды Христос, тогда светлость лица Моисеева потемнилась; когда пала роса от Господа, тогда грубое и хладное закона исполнение стало повержено (ибо конец закона и Пророков – Христос): тогда истинная с небес спала Манна, Евангельское блеснуло учение, не в собрании Иудейском или синагоге; но вне стана, по лицу пустыни, то есть во всех языцех. Кто обращается к Богу, ко Христу, у того снимается с сердца покрывало Моисеево, тот с Павлом со восклицает: мы откровенным лицем славу Господню взираем ( 2Кор.3:18 ). А в необращающемся Иудеянине лежит на сердце покрывало оное и препятствует уразуметь сии слова: прейде сень законная благодати, пришедшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Моисей, великий законодатель Израиля, был посредником ветхого завета, посредником же нового завета стал Иисус Христос, Сын Божий ( Иер. 31,31–34 ). В то время как ветхий завет был написан на каменных скрижалях, Христос записывает новый завет посредством Духа Святого на скрижалях человеческого сердца ( 2Кор. 3,3 ). Ветхий Завет основывался на обещании Израиля: «Мы будем слушать и исполнять» (5,27; Исх. 19,8; 20,19 ), а новый основывается на лучшем обетовании Божием «И на сердцах их напишу его» ( Иер. 31,33 ; Евр. 9,11–28 ). Ветхий завет взывал к сердцу человека, однако он оказался бессильным из-за человеческой слабости, т. е. неспособности соблюдать его условия, и в результате он потерял силу «обветшал» ( Рим. 8,3 ; Евр. 8,13 ). Только Иисус Христос посредством Святого Духа может изменить человеческие сердца (10,16 и ком.; Ин. 3,1–15 ). На Него указывает в своих прообразах и пророчествах книга Второзаконие: Он есть пасхальный Агнец (16,1–17 и ком.) и грядущий Пророк (18,15–22 и ком.). Русское название книга Второзаконие получила из Септуагинты, которая называет ее deuteronomion, что означает «второй закон», или «повторение закона». Содержание I. Введение (1,1–5) II. Первое обращение Моисея (1,6 4,40) А. Путешествие от Хорива до потока Арнон (1,6 2,23) Б. Войны в Трансиордании и заселение этой земли (2,24 3,29) В. Увещевания Моисея исполнять Божий закон (4,1–14) Г. Богу следует поклоняться не как идолу, но как Духу (4,15–40) III. Промежуточный эпизод: города-убежища в Трансиордании (4,41–43) IV. Второе обращение Моисея (4,44 –11,32) А. Повторение Десяти Заповедей (4,44 5,22) Б. Посредничество Моисея при передаче законов и постановлений (5,23–33) В. Единый Бог и требования любить Его, повиноваться Ему и учить этому своих детей (6,1–25) Г. Обетования победы и призыв к отделению от нечестивых (7,1 –10,5) Д. Отделение левитов для ношения ковчега и служения Господу (10,6–9) Е. Увещевание Моисея любить Великого и Истинного Бога и повиноваться Ему (10,10 11,25) Ж. Первое упоминание о богослужениях на горах Гевал и Гаризим (11,26–32) V.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в) Иисус Христос был совершенно чист также и от всякого греха личного. Он спрашивал иудеев: «кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин. 8:46 ). Св. апостолы называют Его Агнцем непорочным и пречистым ( 1Пет. 1:19 ), – Архиереем, искушенным по всяческим, по подобию, разве греха ( Евр. 4:15 ), преподобным, незлобивым, бесскверным ( Евр. 7:26 ), праведником ( 1Ин. 2:1 ), и единогласно свидетельствуют, что «греха в Нем несть» ( 1Ин. 3:5 ), что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет. 2:22 ), и что Его, «не знавшего греха, Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:21 ). На основании слова Божия св. церковь постоянно веровала в безгрешность человеческого естества во Христе как видно из свидетельства отцов – Иринея, Ипполита, Диониса и Афанасия Александрийских , Григория Нисского , Иоанна Златоустог о (См в Правосл. догмат. Богосл. Макария Спб. 1851 г. т. 3, стр. 100, 101) и других 130 . – (Сост. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове...», прот, 1 Матвеевского. Спб. 1890, стр. 21 – 26). 21 .   127 Например в символе, сохранившемся в «Постановлениях апостольских: верую в Господа Иисуса Христа «в последок дний ( Евр. 1, 2 ) сшедшего с небес, воспринявшего плоть и родившегося от Святой Девы Марии» (Постанов. апостол. кн. 7, гл. XLI); в символе иерусалимском: верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божие единородного... воплотившегося и вочеловечившегося“ (огласит. поуч. св. Кирилла Иерусалим. 6); в символе римском: верую в Бога Отца Вседержителя, и в Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего, родившегося от Духа Святого и Девы Марии» и др. (Binghami Origines eccles. Halae, 1727, vol. IV. рар. 79 – 119). 128 Таковы вселенские соборы I, II, III, IV, и V, из поместных – антиохийский (269 г.) против Павла Самосатского и др. 129 Твор. св. отцов М. 1844 г., т. 3, ст. 245. В церковной службе 25 марта (стих. на лит. 4) поется: «во утробу вселися девичу, предочищенную Духом». 130 Примеч. Здесь уместно будет изложить догматическое послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Думаете ли, братия, что сей несчастный пример должен просто пройти мимо нас, и нам не нужно из него взять никакого урока? – Я не так думаю. Кто не любит света? Кто позавидует мраку? – Но что говорит истина? – «Бе свет истинный, иже просвещает». Следственно есть и ложный свет, который блещет поверхностно, а не просвещает внутренно. И так не может ли случиться и между нами, как случилось некогда в Иудеи, что прельщенные светом, блещущим поверхностно, не узнают и не примут света, просвещающаго внутренно? Не могут ли встретиться и ныне люди, которые не называются, правда, и, вероятно, не пожелали бы назваться книжниками, но которые, над какою-нибудь темною книгою, в тумане воображения, увидев призрак истины, вследствие того почитают себя способными произносить суд над таинствами веры, над мудростию Церкви, над делами Провидения Божия в роде человеческом? – Что подобныя опасения не излишни, и внушаемая ими осторожность благопотребна, в том уверяет меня Апостольское слово. Не к иудейским книжникам, но к Христианским уже мудрствователям, следственно и ко мне и к вам, простирает Апостол увещание: «глаголю благодатию, давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати, но мудрствовати в целомудрии», то есть, с благоразумною осторожностию, не выходя из пределов смиренномудрия, «коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры» ( Рим. 12:3 ). Христе, Свете истинный! Просвещай нас Твоим светом, вразумляй Твоим словом, руководи Твоею премудростию Дух смиренномудрия даруй нам, «да низлагает Он в нас всякое возношение, взимающееся на разум Божий» ( 2Кор. Х. 4–5 ). Да познаем, как недостаточна и ненадежна мудрость мира, которая заботится украсить ум, но не улучшает сердца, которая богата мыслями и словами, но скудна делами, которая легко все судит и осуждает, но никого спасти не может. Тебе да исповедуем, Тебе да последуем, Твоим спасительным делам да чудимся, Тебе да прославляем, Христе, Божия сила и Божия Премудрость! Аминь. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010