Глава IV Замечание Апостола о своей деятельности (1–6). Величие служения Апостола и его бедственное внешнее положение (7–12). Примирение этого противоречия (13–18). 2Кор.4:1–6 . Об Апостоле Павле враги его говорили, что он малодушный человек, что он может действовать только хитростью, что он искажает Слово Божие, что он не доводит до конца своих разъяснений о сущности своего Евангелия. Словом, Апостола считали каким-то фантазером, который проповедует не истинное Евангелие, а то, что ему представлялось в воображении. Все эти обвинения Ап. с негодованием опровергает и говорит, что, наоборот, его противники – иудействующие ослеплены князем века сего до того, что не видят вовсе истины. 2Кор.4:1 .  Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; «Имея… такое служение», т. е. содействуя достижению христианами свободы и прославления, о которых Ап. сказал в 17–18 ст. III-й главы. – «Не унываем», т. е. не падаем духом, встречая разные трудности на своем пути. 2Кор.4:2 .  но отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Под искажением слова Божия иудействующие противники Апостола понимали неправильное, по их мнению, толкование Ветхого Завета и, главным образом, закона Моисеева. 2Кор.4:3 .  Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, Противники Павла говорили, что он с намерением не раскрывает тех последствий, к каким ведет его Евангелие, а именно не указывает того, что его учение поощряет будто бы всякую нравственную распущенность. Ап. на это отвечает, что только люди, уже ставшие на прямой путь, ведущий к погибели, могут взводить на него такие обвинения. 2Кор.4:4 .  для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. «Бог века сего», т. е. сатана (ср. Ин 8:44, 12:31, 14:30 ). – «Чтобы для них не воссиял», т. е. чтобы они не были в состоянии призвать и усвоить светлой истины Евангелия. – «О славе Христа» – о величии вознесшегося на небо Христа (ср. 2Кор.3:18 ), о чем говорили проповедники Евангелия. – «Который есть образ Бога невидимого». Христос в состоянии Своего прославления находится вполне в образе Божием и в равном положении с Богом ( Флп. 2:6 ). Поэтому Он в Своем прославленном теле является видимым образом невидимого Бога (ср. Кол 1:15 ; Евр 1:3 ). Хотя и в состоянии Своего уничижения Он также имел божественную славу, как носитель божественной «благодати и истины» ( Ин 1:14 ) и давал знать о ней в Своих чудесах ( Ин 2:11 ), однако проявление этой славы было ограничено состоянием уничижения, в каком находился Христос до воскресения Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Воскресенье, 7 июля 2024 г. (24 июня ст.ст.) Неделя 2-я по Пятидесятнице Глас 1, Апостольский пост. Разрешается рыба Всех святых, в земле Русской просиявших . Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . прп. Антония Дымского (ок. 1224) . правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566-1569) . мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV) . иконы Богородицы Казанская Коробейниковская . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Мк.16:1-8 Лит.: Ап.- Рим.2:10-16 Ев.- Мф.4:18-23 Святых отцов: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.4:25-5:12 Предтечи: Лит.: Ап.- 2Кор.4:6-15 Ев.- Мф.11:2-15 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 1 Камени запечатану от иудей/и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/воскресл еси тридневный, Спасе,/даруяй мирови жизнь./Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/слава Воскресению Твоему, Христе,/слава Царствию Твоему,//слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Кондак воскресный, глас 1 Воскресл еси яко Бог из гроба во славе,/и мир совоскресил еси;/и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе;/Адам же ликует, Владыко;/Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи:/Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение. Рождеству Иоанна Предтечи Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи, глас 4 Пророче и Предтече пришествия Христова,/достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя:/неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися/славным и честным твоим рождеством,//и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. Величание Рождеству Иоанна Предтечи Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое. Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

Глава XI Вся глава XI посвящена видению о Мессии. XII глава есть окончание этого Мессианского пророчества. Великое древо мира сего, Ассур, посечено и повержено в прах. Виноградник, насажденный Господом (гл. VIII), опустошен, но он возродится и от корня посеченного за грехи древа снова взойдет святое семя ( Ис. 6:13 ) 626 . Хотя некоторые еврейские учители 627 относили эту главу к царствованию Езекии, но большинство раввинов и все христианские комментаторы видят в пророчестве XI гл. Исаии ясное указание на царствование Мессии. Христиане же могут отнести это пророчество лишь к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, в Котором исполнились все обетования ( 2Кор. 1:20 ). Мы увидим ниже в главе XL, которая начинается словами: „утешайте, утешайте народ Мой!“-как откровение о пришествии Господа нашего и о царстве Его благодати все яснее и яснее раскрывается в священном прозрении Исаии пророка 628 . В читаемой нами главе XI мы видим: 1) Стихи 1–5 появление в роде Давидовом Чада, на Котором почиет Дух Господень. Это Еммануил, Сын Божий, в руках Которого владычество мира 629 и суд по правде 630 . 2) Стихи 6–10 говорят об устроении царства, в котором будут любовь и мир, и к которому привлечены будут и язычники. 3) С 11 по 16 стих говорится о возвращении к Господу Богу и к правде Божией и к царству Мессии всех рассеянных по лицу земли Израильтян, без различия между потомками Иуды и потомками отделившихся колен Израилевых 631 . 1 . И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2 . и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; Иессей, родом из Вифлеема, был отцом Давида, как мы знаем из 1Цар. 16:1, 17:12 . В главе IV, в стихе 2, Пророк говорит об „Отрасли 632 , имеющей появиться в красоте и чести“. Он прибавляет в ст. 3–4, что тогда: „оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми.... когда Господь.... очистит кровь Иерусалима“. Это именование „Отрасль“ указывает связь между всеми видениями о Мессии, как самого Исаии, так и других пророков 633 и всех псалмов, упоминающих о происхождении Мессии из рода Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Раздел I. Общее введение в Священное Писание Ветхого Завета 1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета Сначала рассмотрим наименование Библии и дадим краткий комментарий каждому слову, представленному в данном заглавии. Библия (греч. τα βιβλα буквально значит «книги», но в другие языки это слово вошло в форме ед. ч.) – термин, которым во II веке по Р.Х. неизвестный христианский автор обозначил священные книги иудеев. С IV века этот термин становится общеупотребительным для обозначения всех священных книг. Писание (греч. γραφ, см.: Лк.4:21; 24:32 ; Ин.13:18 ) – религиозный текст по преимуществу, слово Божие. В Рим.1:2 апостол Павел, говоря о пророческих книгах Ветхого Завета, называет их святыми писаниями 5 ; синонимичное выражение используется в 2Тим.3:15 в отношении всех книг Ветхого Завета. Завет. Еврейский термин (берит) означает «союз, договор», однако соответствующие греческий и латинский термины (греч. διαθκη, лат. Testamentum) несколько уже, так как обозначают «завещание, договор». Ветхий Завет – впервые в Библии это выражение используется в 2Кор.3:14–16 , апостол Павел так обозначает священное писание иудеев в отличие от возникающих христианских писаний. Здесь высказывается мысль, что Христос открывает то, что было неясным при чтении древних священных книг. Новый Завет ( Иер.31:31 ; Мк.14:24 ) – Откровение, возвещенное Христом и апостолами. 2. Необходимость изучения Ветхого Завета В учебных руководствах большинства научных дисциплин в их вводных частях рассматривается вопрос о значении данной дисциплины, ее месте в системе образования, актуальности для современного человека и т. д. Этому же вопросу уделяется внимание и во многих учебниках по богословским предметам, хотя для православных христиан значимость большинства богословских наук настолько очевидна, что подобный вопрос даже не ставится (например, вряд ли кто усомнится в необходимости изучения догматического или нравственного богословия). Священное Писание Ветхого Завета как наука в этом отношении занимает особое место, так как даже среди верующих можно встретить немало таких людей, которые считают эту дисциплину или второстепенной, или вообще неактуальной для христианина (отметим, что такие «противники» Ветхого Завета изредка встречаются даже среди священнослужителей). Зачем читать Ветхий Завет, если у нас есть Новый Завет, более возвышенный и совершенный? Разве есть необходимость изучать законы, многие из которых отменены Христом? Какой интерес может представлять завет от горы Синайской, рождающий в рабство ( Гал.4:24 ) для живущих в свободе, которую даровал нам Христос ( Гал.5:1 )? Эти и другие аналогичные вопросы приходится слышать время от времени. Правда, задают их чаще всего люди, либо совершенно не знакомые с Ветхим Заветом, либо, в лучшем случае, имеющие о нем весьма поверхностное представление. Тем не менее, само наличие таких сомнений говорит о том, что вопрос о необходимости Священного Писания Ветхого Завета заслуживает серьезного рассмотрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Этюд Н. Астафьева Содержание I. II. III. IV. V. VI. Где спасение?     Предлагаемый труд есть группировка фактов из современной жизни за последние 25 лет и выводы из них, с точки зрения вечной истины. Материалом для него служили, главным образом, повременные печатные издания, – газеты, журналы и т. п., в которых, как в зеркале, отражается ежедневная общественная жизнь, а также и некоторые монографии. Отдельно взятые факты могут вызвать интерес минутный или удивление, и затем забываются – но собранные вместе, они характеризуют течение общественной жизни и силу, управляющую ими; причём нет надобности знать все факты данного времени, – достаточно и нескольких характерных фактов, чтобы судить о духе времени, как мы судим и об отдельном лице по нескольким лишь характерным поступкам его, называя гордым человеком, другого предприимчивым или нерешительным и т. д. Настоящий этюд вырабатывался постепенно и, в течение нескольких лет, в виде сырого материала был предметом моих заключительных лекций по Всеобщей Истории, в Историко-филологическом Институте. Предмет этот видимо интересовал моих слушателей-студентов, и тот или другой из них спрашивал меня, не напечатаю ли я эти лекции о духе времени? Это подало мне мысль собранный материал привести в систему и путём печати предложить благосклонному вниманию читателей, – тех в особенности, которые увлекаются идеями и странными явлениями нашего времени, не подозревая в них зла. Н. А. I. 2Кор.4:4 Лк.18:8 Что называем мы духом времени? – Всякий человек поступает по своим мыслям и чувствам, – и по его поступкам мы судим, каков человек. Если какая-нибудь значительная мысль распространяется в обществе и усваивается большинством членов его, такую распространённую мысль мы называем идеей, которая и даёт направление действиям общества, влияя и на чувство членов его. Совокупность идей данного времен и составляет дух этого времени. Он проявляется в современных теориях и фактах, носящих на себе печать духа времени; – по ним-то судим мы и о незримых двигателях их, как по веянию ветра, судим о направлении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Глава IV Богооткровенное учение о начале зла во вселенной. Зло родилось в мире ангельском от обожествления себя в личном автократизме против Бога сотворенных Богом разумно-свободных существ. Правда и неправда в себе и о себе разумно-свободного существа. Богооткровенное учение о падших согрешивших ангелах. Оказательность и открытие действия зла во вселенной. Внутреннее состояние падших злых духов. Некая кажущаяся реальность в деятельности злых духов. Злые духи в свое имя противостоят Богу. Рождение зла во вселенной требует в обширном смысле явления чудес Божиих. Подробное указание Св. Писания на деятельность злых духов в мире. Зло диавольское – непреоборимое зло падших злых духов. Мучительное состояние злых духов в себе самих по свидетельству Св. Писания. Злые духи злы окончательно и без остатка и потому они стоят вне нравственного касательства к Богу. Невозможность спасения злых духов и основание сей невозможности в них самих. Выводы. Падение Адама и Евы, по влиянию змия-искусителя, о чем свидетельствует нам Св. Писание, совершилось на почве любодейной мысли-желания – быть себе «яко Бог» . Змий-искуситель действовал на возбуждение в душе невинных еще прародителей человеческого рода определенных мотивов и пожеланий. И это показывает, что зло имело уже свое начало, определилось в своем содержании и начало являть себя в действии во вселенной. Все, таким образом, показывает, что зло явилось прежде сотворения мира видимого и явилось первоначально в мире невидимом или ангельском, так как змий-искуситель не был просто змий – земное существо, а послужил лишь орудием сокрытия и служебным орудием действования в телесном виде высшего существа, одного из падших ангелов. Все, впрочем, места Св. Писания, указывающие на существования злых ангелов, первоначальное возникновение зла во вселенной приписывают, по-видимому, личности одного из высших ангелов, который, действуя в определенном направлении своей воли и будучи в собственном смысле родителем зла, увлек за собою многих других ангелов и обратил их к себе – в свой образ мыслей, представлений, убеждений, деятельности и в свою волю. Эти свидетельства Св. Писания, указывая на целый, уже как бы образовавшийся, мир злых духов, ясно, однако, различают первоначального виновника зла от тех других злых духов, которые были склонены и увлечены ко злу родоначальником зла, и называют его «диаволом», т.е. клеветником и обольстителем ( 1Пет.5:8 ), «сатаною», т.е. возмутителем ( Откр.20:2, 7 ), «искусителем» ( Мф.4:3 ), «князем бесовским» ( Мф.9:34 ), «лжецом и отцом лжи», который во истине не устоял и не стоит (ουχτηκεν), ибо нет в нем истины ( Ин.8:44 ), «князем власти воздушной» ( Еф.2:2 ), «веельзевулом», т.е. владыкою всякой скверны, и «велиаром» ( 2Кор.6:15 ), т.е. князем ничтожества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Ф. Вигуру (католик) Предварительные понятия О Библии и ее различных названиях. – Книги, входящие в состав ее. – Как они расположены? – Общее единство плана Библии. – Ее литературная красота. 2. – О Библии и ее различных названиях 1 . Библия есть сборник писаний, признанных Церковью богодухновенными. Эти писания делятся на два больших отдела: Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет заключает в себе книги, составленные и писанные до пришествия И. Христа, а Новый – писанные после Его пришествия. Слово Библия значит книга. Оно очень рано служило для обозначения книги по преимуществу, то есть книги, содержащей слово Божие. Полагали, что это слово с таким значением стало употребляться у греческих отцов лишь с IV века, со времени св. И. Златоуста; 1 но новый фрагмент гомилии так называемого второго послания св. Климента, папы римского, к коринфянам, открытый в Константинополе в 1875 году, показывает, что употребление слова „Библия“ восходит к очень раннему времени, ибо Ветхий Завет здесь обозначен просто словом τα Βιβλα. 2 2 . Так как писанное откровение представляет собою совокупность книг, составленных в разные эпохи и различными писателями, то этот священный сборник наименовали первоначально: τα Βιβλα – „книги“. Ho со времени средних веков не называли более священную коллекцию библиями или книгами, во множественном числе, но Библиею или книгою, в единственном числе. Схоластические писатели, аскетические авторы, 3 не давая себе отчета о происхождении слова Biblia, греческое множественное число среднего рода толковали, как существительное женского рода единственного числа, и производили от него родительный падеж Bibliae, вместо Bibliorum. Все, без исключения, новые языки говорят также в единственном числе: Библия . Это есть, как бы следствие веры в единство всех книг Ветхого и Нового Завета, которые все имеют Бога первым Своим Автором. 3 . Писатели Нового Завета называют Ветхий Завет именами, прилагаемыми в настоящее время к их собственным писаниям, каковы: Писание (Iραφ – 2Тим.3:16 ; Деян.8:32 ; Гал.3:22 ), Писания (Iραφα – Мф.21:42 ; Лк.24:27 ; 2Пет.3:16 ), святые Писания (Γραφα γαι – Рим.1:2 ), священные Писания (Ιερ Γρμματα – 2Тим.3:15 ). Наименование священных книг для обозначения священных Писаний читается уже в книге Маккавеев ( 1Мак.12:9 ). 4 Название Завета, 5 данное Ветхому Завету, исходит первоначально от LXX толковников; ап. Павел назвал ветхозаветные книги Παλαι Λιαϑκη – Ветхим Заветом ( 2Кор.3:14 ); впоследствии новозаветным книгам дали наименование Нового Завета – Κοιν Λιαϑκη. 6 Итак, все названия, данные богодухновенным книгам, суть библейского происхождения, за исключением названия самой Библии , которое, очевидно, церковного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Помогать другим должны люди с достатком» Все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, которое имела. ( Лк. 21:4 ). Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, ( 2Кор. 9:8 ). Добрым словом и бездольный богат. Доброе слово сказать – посошок в руку дать. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Русские пословицы. Важность милостыни измеряется не количеством поданного, но расположением подающего. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Нет почти ни одного бедного, который мог бы по праву уклоняться от исполнения долга милостыни. Святитель Григорий Богослов (329–389). Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: если согрешит против тебя брат твой… прости ему ( Лк. 17:3 ), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню... Великое дело, если кто, имея деньги, подает убогим; миловать же ближних в согрешениях их настолько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Никто не может сказать: «я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»... Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: слово выше доброго даяния ( Сир. 18:17 ). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему по время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово, и тем более смутить его, ты можешь промолчать; этим окажешь ему милость, избавляя его от врага. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Если у тебя в пищу остается один хлеб, но стоит у дверей просящий, то принеси из кладовой и этот один хлеб и, положив на руки, воздень к небу, скажи такое жалобное и вместе благопризнательное слово: «один у меня хлеб, который видишь Ты, Господи, и опасность очевидна; но заповедь Твою предпочитаю себе и из малого даю алчущему брату. Подай и Ты бедствующему рабу.»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Антипасха (от греч. ντιπασχα — вместо, напротив Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8й день. Этот день имеет три названия: Антипасха, Неделя о Фоме, Неделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника. Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин , называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны». Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами ( Ин.20:19-31 ). Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении. Святитель Григорий говорит: « Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни ( Рим.6:4 ) жительствуйте. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор.5:17 ). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением ».

http://azbyka.ru/antipasxa

23. Учение православной церкви о том, что в Иисусе Христе при двух естествах одно лице или ипостась Два естества во Иисусе Христе – Божеское и человеческое – соединены во единую ипостась Бога Слова и составляют одно лице Богочеловека. Эта истина доказывается теми местами Св. Писание, в которых говорится, что Иисус Христос воспринял человечество в единство Божеской ипостаси неизменно и неумаленно по вочеловечении пребывая Сыном Божиим, вторым лицом Пресвятой Троицы. Евангелист Иоанн, начавший свое евангелие благовестием о Божестве Слова, свидетельствует: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Св. апостол Павел говорит об Иисусе Христе: «иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» ( Фил. 2:6, 7 ; Ср. Гал. 4:4 ; Рим. 1:3, 9:5 ; 1Тим. 3:16 ; Кол. 2:9 ). Сюда относятся также и те выражение Св. Писание, в которых приписываются Иисусу Христу, как Богу, свойства человеческие, а иногда, как человеку, свойства Божеские, например: «Внимайте... себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы, пасти церковь Господа... Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ; ср. Деян. 3:15 ; 2Кор. 2:8 ; Ин. 8:58 ). Учение о соединении двух естеств в одном лице Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, церковь раскрыла на вселенских соборах Ефесском и Халкидонском, по поводу ересей Нестория и Евтихия. Ефесский собор одобрил двенадцать глав, составленных св. Кириллом Александрийским против Нестория, где во второй главе произносится отлучение тому, «кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, ипостасно соединилось с плотию и есть вместе с плотию один Христос, т. е. один и тот же есть Бог и человек» («Хр. чт.» 1841 г., ч. 1, стр. 57. Ср. также главы III, IV и V). Халкидонский собор определяет исповедовать Господа Иисуса Христа, «во двух естествах познаваемого, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и Единородного Бога Слова» («Книга правил св. апостолов, соборов и отцов», стр. 3).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010