Рим.16:20 . «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Объясн. Апостол видит истинных последователей Христа уже борющимися со лжеучителями, производящими разделения и соблазны: ст.17–18, и пророчествует, что Бог мира скоро сокрушит учителя всякой лжи – сатану, под ноги их. Этим пророчеством апостол воодушевляет их мужество противостоять врагам истины, о которых подробнее говорится в других местах Писания: 2Пет.2:1–2 ; Деян.20:30 ; Тит.1:11 ; 1Тим.1:7 ; 2Тим.3:5 . 2Кор.10:4 . «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы». Объясн. Как прежде христиан апостол сравнивал с храмами Божиими: 1Кор.3:16–17 , так ныне лжеучителей и нечестивых сравнивает с твердынями дьявола: Еф.6:11–12 : 1Пет.5:8–9 , на разорение которых он имеет духовное оружие: Еф.6:14–17 . Гал.1:4 . «Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего». Объясн. Под «лукавым веком» может разуметься такое препровождение настоящей жизни, в котором открываются случаи к лукавству: Еф.5:10–13 , а также и «дни лукавства»: Еф.5:15–16 . Лукавство происходит от лукавых делателей: 2Кор.11:13–15 , от которых Сам Господь предостерегает: Мф.24:4–5 ; к таковым же лукавым делателям относятся и все лжеучители, вводящие пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:3–4 . Еф.3:18–19 . «Чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». Объясн. Вот плод вселения Христа Господа в сердца, – совершенство разумения! – Где Христос, там и ум Христов, как и апостол говорит о себе: мы имеем ум Христов; 1Кор.2:16 . Но могут ли иметь ум Христов те, которые здравого учения евангельского не принимают: 2Тим.4:3 , не почитают за святыню Кровь завета: Евр.10:29 и, желая быть законоучителями, не разумеют того, о чём говорят: Тит.1:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Среди православного духовенства есть немало служителей истинно благочестивых, ревностных и благодатных; есть и такие, кто несвободен от тех или других недостатков, но кто, кроме Бога, совершенно свободен от них? Апостол Павел, перечисляя качества истинного пастыря, указывает идеал, к которому должен стремиться каждый пастырь. Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). А у апостола Петра читаем: «по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Пет.1:15 ). Но значит ли это, что по своей жизни люди могут быть совершенны, как Бог , святы во всех своих поступках, как Спаситель? Недостатки духовенства, на которые указывают протестанты, относятся к их частной, личной жизни, в деле же пастырского, служения важно учение, которое проповедует пастырь, те благодатные дары, которые подаются через него в святых Таинствах, независимо от его личных качеств. И худые по своему внешнему поведению пастыри Православной Церкви несут на себе благодать священства «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ), так как сила Божия совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). Иисус Христос велел повиноваться даже книжникам и фарисеям, когда они возвещали требования закона Моисеева, хотя сами и не исполняли их: «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте...» ( Мф.23:2–3 ). Апостол Павел с уважением отнесся к Анании, приказавшему бить его, когда узнал, что он первосвященник ( Деян.23:2–5 ). Иуда был не только предатель, но и вор, Сам Спаситель назвал его сыном погибели ( Ин.17:12 ) и даже диаволом ( Ин.6:70 ), однако и он был сопричтен к апостолам и «получил жребий служения сего» ( Деян.1:17 ), т.е. право учить, врачевать болезни и совершать чудеса ( Мф.10:1; 6:8 ). Вместе с другими апостолами и ему сказал Христос: «если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя их дома или из города того оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф.10:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Но если хочешь яснее узнать, в каких сердцах Иисус написал этот закон, а в каких нет, то я покажу тебе и это на примере из Писания, чтобы утешился ты, призванный «из язычников» ( Рим.9:24 ), и не страшился тех, кто с гордостью похваляются, что получили закон Моисея, написанный на каменных скрижалях или на папирусе. Послушай же, в чьих сердцах Господь Иисус написал закон. Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим.2:14–15 ). Поэтому если увидишь, что язычники, уверовав в Иисуса, приходят к Нему и совершают дело закона, то дело, которое не смогли совершить получившие закон, без колебаний скажи о них: «Иисус написал Второзаконие на этих цельных камнях». 4 . Реченное в Писании далее поистине поражает меня. Сказано: «Написал Иисус на камнях Второзаконие пред сынами Израилевыми» ( Нав.8:32 ). Как мог он написать такую огромную книгу сынам Израилевым, тем, которые стояли и не расходились до тех пор, пока не был написан последний из такого множество стихов? Или как можно было уместить на камнях жертвенника содержание такой большой книги? Пусть объяснят мне это иудейские поборники буквы, не ведающие о духе закона. Каким образом здесь показана истинность повествования? Ведь и «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор.3:15 ). Но для нас, обращенных к Господу Иисусу, «это покрывало снимается», потому что «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:16–17 ) понимания. Итак, Господу нашему Иисусу не нужно много времени, чтобы написать Второзаконие, чтобы установить второй закон в сердцах верующих и укоренить закон Духа в умах тех, кто удостоился быть избранным для сооружения жертвенника. Ведь как только кто-либо уверует в Иисуса Христа, сразу же закон Евангелия отпечатывается в его сердце и записывается «пред сынами Израилевыми». Ибо когда передается тебе таинство веры, присутствуют и небесные силы, и ангельские чины, и « церковь первенцев» ( Евр.12:23 ). И если справедливо понимать «Израиль» как «видение Бога умом», то еще более справедливо это сказано о чинах ангельских, согласно суждению Господа, сказавшего о младенцах – а и ты был младенцем в крещении, – «что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Таким образом, пред теми сынами Израилевыми, которые видели лицо Бога и присутствовали тогда, когда тебе передавались тайны веры, Иисус и «написал Второзаконие» в твоем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Будучи сам неженатый, ставивший девство выше брака (ст. 37–38), ап. Павел не мог требовать от епископов, чтобы они непременно были женаты и имели детей. Очевидно, что слова: «епископ должен быть одной жены муж» означают то, что епископ может быть только один раз женат и по смерти жены не должен вступать во второй брак, как и то, что вторично женатый не может быть епископом. 9) Сектант: Мы не признаем ваших пастырей, ибо истинный пастырь «должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласного с учением. чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» ( Тит. 1; 7–9 и 1Тим. 3; 3–13 ). А ваши пастыри подвержены всяким порокам. Объяснение православного: Несправедливо, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Ведь пастыри не с неба нам посылаются, а избираются из подобных нам людей, облеченных плотию, а потому и подверженных грехам. Один Бог без греха ( Откр. 15:4 . Евр. 4:15 ). В приведенном месте из послания ап Павла к Титу изображен идеал (образец) пастыря, но вполне обладать всеми указанными качествами ни один человек не может: если не в одном, то в другом он будет виновен. Сказано ведь и так: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ); или: «по примеру призвавшаго вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Петр. 1:15 ). Но кто же из людей может сказать о себе, что он «совершен как Отец Небесный», и «свят во всех поступках»? Никто, разве только человек самообольщенный ( 1Ин. 1:8 ). Во всех людях, следовательно, и в пастырях мы можем найти тот или иной недостаток. Однако в делах веры мы должны повиноваться и худым пастырям, ибо они носят благодать священства, «в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не им» ( 2Кор. 4:7. 3:5. 1 . Кор. 2:5), ибо «сила Божия совершается и в немощи» ( 2Кор. 12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Факт всеобщей греховности подтверждается и Св. Писанием Нового Завета. Кроме общеизвестных евангельских случаев отрицательного поведения учеников Христовых (а ведь они были еще до смерти Иисуса Христа «уже очищены через слово», проповеданное им их Божественным Учителем: Ин.15:3 ) как до, так и после сошествия на них Св. Духа, мы имеем прямое свидетельство: «Если говорим, что не имеем греха – обманываем сами себя и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Далее апостол призывает своих читателей исповедовать свои грехи в уверенности, что Бог , «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Все, что пишет Апостол, имеет целью предостеречь от совершения грехов, но он не имеет уверенности в том, что его предостережение возымеет решающее действие: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.2:1 ). И ап. Павел, зная удобопреклонность ко греху каждого, в том числе и христиан, увещевал: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:12 ). Зная, что его читатели много времени уделяли спорам и взаимным обвинениям, он писал римлянам: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен; ибо силен Бог восставить его» ( Рим.14:4 ). Случай с кровосмешником ( 1Кор.5 ; 2Кор.2:5–11 ) достаточно ясно показывает, с какими тяжкими грехопадениями приходилось св. Апостолу иметь дело в насажденных им общинах, состоявших из людей, несомненно возрожденных во Христе Иисусе ( 1Кор.4:15 ), являвшихся «новой тварью» ( 2Кор.5:17 ), научившихся во Христе «обновиться духом ума… и облечься в нового человека, созданного по Богу» ( Еф.4:21–24 ). Апостол хорошо знал, что даже те, кто оживотворены со Христом, спасены благодатью и, живя на земле, уже водворены на небесах во Христе Иисусе( Еф.2:5–6 ), способны колебаться и увлекаться ( Еф.4:14 ) и поступать, «как поступают прочие народы, по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Одежда явилась проводником Божией силы, а не слово или прикосновение Господа. «На больных возлагали платки и опоясания с тела (ап. Павла), и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:12 ). Не сам ап. Павел исцелял, а вещи его. Точно также не сам ап. Петр исцелял, а только тень его. Тень есть световое изображение человека на земле или на стене. «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян.5:15 ). Такие же чудотворные изображения и вещественные предметы возможны и теперь, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). А если в каком обществе, именующем себя христианским, не происходит того, что прежде, в евангельские времена было и благодать уже не действует через вещественные предметы, то там веруют, видимо, в «другого Иисуса, в иного Духа и в иное благовестие» ( 2Кор.11:4 ), Новозаветные фарисеи и буквопоклонники Писания, сектанты, хотели бы, чтобы на все христианские святыни были даны заповеди, но Господь «упразднил закон заповедей учением» и «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа» ( Еф.2:15 ; 2Кор.3:6 ). Дух же и смысл Писания дают твердые и ясные принципы и указания, что вещественные святыни возможны в Церкви Христовой, которые от древности всегда и были у неё. Церковь подлинная, основанная Самим Господом через святых апостолов, хранит от времен апостольских у себя все, начиная от фелони ( 2Тим.4:13 ), которая сейчас у наших священнослужителей имеет вид дорожного плаща, и с каковым апостольским одеянием Церковь не нашла возможным расстаться и сохранила его, и кончая самым способом понимания Слова Божия о деле нашего спасения. Это и есть священное церковное Предание, равное по своему значению Священному Писанию . Так ли это, судите сами. Все протестантские секты признают одно Священное Писание источником своего вероучения. Тогда чем же они различаются между собою? Только способом понимания или толкования. Но ведь лютеране и баптисты существуют уже больше четырехсот лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

XX.  Поэтому спрошу тебя, отступник: Кто этот Распятый и как это Он – Божия Сила и Божия Премудрость? Ибо ты слышал, что [Павел] говорит: «Христа распятого» и: «Христа, Божию силу и Божию премудрость». Конечно же, говорит не о двух Христах, но в обоих случаях об одном и том же. Кто же Он? Скажи мне: чистое ли Слово или простой человек? Исповедуй с Апостолом, что Он один, и скажи, кем ты Его считаешь. Если скажешь, что Он – чистое Слово, то послушай: как же чистое Слово было распято? Если же говоришь: «Он – простая плоть», скажи, каким образом простая плоть – также и Сила Божия? Но если ты недоумеваешь об этом и хочешь научиться, то [скажу тебе:] не разделяй Христа – и разрешатся трудности обоих [этих ответов]. Ибо распятый Христос – Божия Сила и Божия Премудрость – есть Бог Слово соединённый с человеческим естеством. XXI.  Где бы в Священном Писании ты ни услышал Христа, заметь, что повсюду Он – Бог Слово с собственной [Его] плотью; имя же этого неразделимого соединения – Иисус Христос. Отрицающий единство Христа в деле домостроительства отрицает и имя этого соединения. Или ты не боишься, о человек? Того, Кого Павел исповедует как Божию Силу и Божию Премудрость и Господа славы, ты называешь простым человеком и безжизненным телом, человеческими домыслами разделяя вовеки нераздельное и богоприлично по ипостаси соединённое.  XXII.  Если Он был распят за Себя, а не за нас, то пусть твои рассуждения о мёртвом будут допустимы. Послушай [однако], как неверующих в это анафемаствует святой Павел, и не однажды а дважды. Ибо говорит «если бы мы даже или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ) Что же именно благовествовали? " Ибо, – говорит, – я преподал вам то, что и сам первоначально принял, что Христос умер за грехи наши» ( 1Кор. 15:3 ), и еще говорит, что Он «за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор. 5:15 ).  XXIII.  Если Умерший за нас и Воскресший – простой человек, то мы живем для простого человека, а не для Сына Божия, ибо написано: мы не для себя живем, но для Умершего за нас и Воскресшего. Итак, услышав это в Писании, не исповедаешь ли ты, наконец, Господство за нас Умершего? Если еще будешь говорить, что Он – простой человек и безжизненное тело, то как простой человек есть Господь славы, и Божия Сила, и Премудрость? Ибо так Апостол называет распятого Христа. И если бы Он был простым человеком, то как умер за всех ( 2Кор. 5:14–15 ), Сам еще нуждаясь в том, чтобы кто умер за Него? Если скажешь мне, что Он не совершил [никакого] греха и потому не имел нужды, чтобы за Него кто-то умер, то поучись, что и праведные были под властью смерти, как и грешные; ибо сказано: «смерть царствовала и над несогрешившими» ( Рим. 5:14 ). Ибо все, происшедшие от Адама, находятся под этой властью не из-за их собственного, но из-за Адамова преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Божье водительство в Библии Тит.1:2 «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен». Ин.8:44 «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». 2Кор.3:15-18 «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 2Кор.4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего (т.е. сатана) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». Ин.12:46-50 «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день; ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить; и Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец». 2Пет.3:9 «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». 1Тим.2:3-4 «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Иез.18:32 «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь — и живите!» Лк.15:11-32 Притча о блудном сыне (здесь показано, что Бог терпеливо и с любовью ждет тех, кто отказался от Него, а не сбивает намеренно с пути). Знамения в Коране 3:43 «Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха. Поистине, в этом — знамение для вас, если вы верующие».

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

– Через обоняние воспринимается и благодатное благоухание святого мира и фимиама. Пророк Осия писал: «Расширятся ветви его (Израиля), и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана» ( Ос. 14:7 ). Апостол говорит: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный, а для других запах живительный на жизнь» ( 2Кор. 2:15–16 ). Слова эти можно разуметь как символически, так и буквально. Благоухание Духа Святаго источается святыми как при жизни, так и по смерти от их мощей. «И кто способен к сему? – спрашивает далее апостол и отвечает – Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно» ( 2Кор. 2:16–17 ). Ереси и неискренной вере недоступно сие благоухание. Не потому ли протестантизму и сектантству неизвестен буквальный смысл этих слов апостола? – И через вкушение тоже может постигаться невидимое. Так через вкушение книги были даны пророчества св. Иезекиилю и св. Иоанну Богослову ( Иез. 2:8–3:3 ; Откр. 10:9–10 ). В Церкви есть великое таинство вкушения тела и крови Христа. Жития святых многократно свидетельствуют, сколь благодатным может быть восприятие органами чувств. Но грехи плоти также совершаются через эти пять чувств. Посему и исповедуем мы в вечерней молитве грехи, совершенные «всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием...». Число пять имеет определенное значение в счете еще и потому, что у человека по пять пальцев на руках. Земная суша состоит из пяти континентов: Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия. Или так: Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. В христианстве строятся храмы с пятью куполами в ознаменование Христа и четырех евангелистов. Пятиконечная звезда является масонским знаком. Перевернутая пятиконечная звезда является символом сатанистов. Из 126 стран мира 35 стран имеют на своих государственных флагах пятиконечные звезды, а 91 страна – не имеет. То есть примерно четверть стран запечатаны этим знаком. Интересно отметить, что все 50 штатов США и 15 республик СССР отдельно запечатаны звездой. Пять стран имеют на своих флагах сочетание звезды и полумесяца (символа мусульманства). На флаге Новой Зеландии имеется изображение Великобританского флага с крестом и звезд. Ни одна социалистическая страна не имеет в государственной символике знака креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Характерным признаком любви к Богу служит то, что она является любовью к Богу во Христе Иисусе 300 . Христос умер за нас, изнемогающих грешников ( Рим.5:8 ). Им открыта и начата царственная жизнь, поглощающая смертное, побеждающая смерть и ад (Рим.5Ср. 1Кор.15:5455 ), и сообщена царственная сила, творящая это новое чудо жизни ( Рим.5:21 ). Но не соображения практического характера руководят христианскою любовью. Любовь Христа предваряет человека, наказывает и животворит его, зовет к наслаждениям в общении с собою. Это апостол Павел знал на собственном опыте. Любовь Христа только дает, ничего не принимая, и если требует своего признания, то в интересах самих любящих. Христос не себе угождал ( Рим.15:3 ). Он возлюбил людей, чтобы освятить их, изгнав из их жизни все ненормальное, и сообщить им новое пневматическое содержание, соделать их Церковью славы ( Еф.5:2627 ), и Его благодать просветляет внутреннего человека, обновляет его со дня на день и в горниле человеческих страданий подготовляет его метаморфозу, творит новое пневматическое тело ( 2Кор.4:1618 ). Любовь Христа пленяет своим самоотвержением, бескорыстием, своим неудержимым стремлением сообщать людям жизнь, дыхание и все и обеспечить им вечное радостное существование. Восхищенный любовью ко Христу сосредоточивает на Нем все свое внимание и пламенеет духом, как яркий пламень неугасающего костра. Плотское игнорируется, не замечается. Человек находится под определяющим влиянием прозрения в пневматический смысл своей жизни: любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:1416 ). Если Христос одна любовь к людям, то и жизнь людей одна любовь к Нему. Мы не знаем Христа по плоти, так как Он в теле славы, не воспринимаемом в обычных условиях человеческой жизни. Христос стал новою пневматическою, но живою личностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010