4. В завершение пророчества о дне Господнем (в т. н. Апокалипсисе Исаии - Ис 24-27) Исаия говорит о воскресении мертвых: «И уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле...» (25. 7-8; ср.: 26. 19; 1 Кор 15. 54; Откр 7. 17; 21. 4). Более ясно эта надежда выражена в Ис 26. 19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов». Уверенность автора в телесном воскресении мертвых признают и представители библейской критики, отрицающие принадлежность глав 24-27 прор. Исаии ( Брюггеман. 2009. С. 207; в традиц. экзегезе подлинность этих глав не ставится под сомнение, см.: Юнгеров. 2006. С. 104-112). Эсхатологическое содержание имеет также пророчество о Вавилоне в Ис 13-14, в к-ром есть прямые указания на время плена (Ис 14. 1-2). Оно рисует картину падения горделивого властелина, пытавшегося поставить свою волю выше воли Божией (14. 12-20). Композиция и богословие Ис 40-55 Композиция Вторая часть И. п. к. отличается стройной композицией. В ней нет историко-биографических вставок; она пронизана единой идеей, которая, раскрываясь последовательно, подчиняется определенной логике и, возможно, хронологическому ходу событий. Основная тема Ис 40-55 - Господь после неизбежного суда вавилонского пленения творит новое великое спасение Израиля, к к-рому приобщатся и чужие народы. Господь вновь выведет Израиль из рабства, и этот исход будет более чудесным, чем исход во времена Моисея. События показаны в пророчествах обобщенно: 2-я ч. книги не имеет столь очевидной связи с историей VIII в. до Р. Х., какой отмечена 1-я ч. Ассирия, ее цари, персонажи иудейской истории допленного периода не упомянуты. Из монархов назван лишь персид. царь Кир II (ок. 558-530) (Ис 45. 1-6). Вопрос о структуре этой части И. п. к. остается дискуссионным. Часто в ней выделяют 2 раздела: Ис 40-48 и 49-55, т. к. только в главах 40-48 упоминается царь Кир и только здесь (в разделе Ис 40-55) говорится о полемике с идолопоклонниками, в то время как главы 49-55 тематически сближаются с 3-й ч. книги - с главами 56-66. Композиционно текст, т. о., обычно делят на 2 раздела, предваряемые вступительной проповедью (40. 1-11): 1-й разд. (40. 12-48. 22) - восхваление величия Бога Спасителя, выводящего изгнанников на свободу; Кир - помазанник Господень; ничтожность богов Вавилона; 2-й разд. (49-55) - пророчества о возрожденном народе Божием, об искупительных страданиях раба Господня, о воде обновления, изливаемой от Слова Господня. Пророчества о рабе Господнем проходят сквозной темой в главах 40-55. Богословие

http://pravenc.ru/text/674802.html

Талмуд и мидраши часто обосновывают или иллюстрируют словами из И. п. к. нек-рые аспекты иудейской веры. Так, в мидраше на Исход в полемике с христианами слова Ис 44. 6 могут подчеркивать идею о единстве Бога («кроме меня нет Бога, ибо нет у Меня сына»; ср.: Шемот Рабба. 29. 5). Др. пример в мидраше на Числа: отказ Моисея построить храм Господу (Исх 25. 8) обосновывается словами Ис 66. 1 («небо - престол Мой») и это должно свидетельствовать, что весь мир не может вместить Его слово (Вайикра Рабба. 12. 3). Очень часто словами прор. Исаии раввины выражали учение о любви Божией. Бог хочет оправдать, а не осудить Свое творение (ср.: Ис 42. 21; Иез 33. 11; Шемот Рабба. 9. 1). Сравнение Торы с водой (Шир ха-Ширим Рабба. I 2. 3) на основании образа Ис 55. 1 («Жаждущие! идите все к водам...») Талмуд комментирует следующим образом: «Как вода оставляет высоты и течет вниз, так слова Торы оставляют гордого, но остаются с кротким» (Вавилонский Талмуд. Таанит. 7a). Начальные стихи Ис 60 служат иллюстрацией к учению о призвании Израиля стать светом народов (Шир ха-Ширим Рабба. I 3. 2), а иногда - о пришествии мессианского царя (ср.: Песикта Раббати. 36. 2). Слова Ис 14. 1 («Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова... и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы…»; ср. также: Ис 56. 3-6) свидетельствуют, согласно раввинам, об открытости Израиля по отношению к др. народам (напр.: Шемот Рабба. 19. 4). Тексты песней Раба Господня используются раввинами нечасто, за исключением, возможно, гл. 53, понимаемой ими как указание на Моисея (Вавилонский Талмуд. Сота. 14a; ср.: Ис 32. 32), и в таргумической интерпретации текста Быт 22, смысл к-рого толкуют как жертву Исаака ( Vermes. 1973. P. 202-203; Rembaum. 1982. P. 290; McLain. 1990). Автор Таргума Псевдо-Йонатана на Книгу Пророков часто говорит о Торе и об исполнении пророчеств (напр.: Ис 1. 18; 2. 5; 5. 3, 13, 20; 9. 6; 24. 1; 32. 6; 33. 13; 40. 29; 42. 7; 50. 10; 57. 19; 63. 17 и др.). Очевидно и характерное для всех таргумов стремление по возможности исключить антропоморфизмы в описании действий Бога, заменяя их ясными понятиями («слово», «слава», «присутствие»). Так, слова Господа «Я… скрывал лицо» переводятся как «лишил Моего присутствия» (57. 17; ср.: 8. 17; 54. 8; 64. 7 и др.). Смягчаются выражения, в к-рых обличается неверность Израиля. В Ис 41. 14 («Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль...») исчезают уничижительные эпитеты; в Ис 6. 9 заповедь укреплять сердце народа («слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите») становится просто утверждением: «Говори этому народу, который слышит, но не понимает!» (ср.: Evans C. A. The Text of Isaiah 6. 9-10//ZAW. 1982. Bd. 94. N 3. S. 415-418).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но он сам испытывая горе, пожалел и тех, кто мог подвергнуться горю, может быть и по его вине. Так коринфяне, подумалось ему, прочитав его первое послание, могли опечалиться (см. 2Кор. 7:8–9 ), может быть даже послание его вместо пользы принесет им вред. Скорбя о них с отеческою любовью, святой Павел посылает к ним морем своего ученика и сотрудника Тита, наказав ему узнать, какое произведет действие и влияние на коринфян его послание, и вместе распорядиться о сборе милостыни (см. 2Кор. 8:6 ), и уведомить их о том, когда им ждать святого Павла. Собранные же известия Тит должен был принести Апостолу в Троаду, куда тот намеревался отправиться со своими спутниками. Троада находилась на берегу Эгейского моря (или Архипелага). Расстояние морем от Ефеса до нее было такое же, как и до Коринфа. Но если святой Павел решил посетить на пути некоторые Церкви, то прибыв в Троаду, он со всею вероятностью мог надеяться, что найдет там Тита, или скоро дождется его У него было в мысли заняться благовествованием в Троаде. К этому, по прибытии туда, он и приступил, и Господь отверз ему в проповеди дверь (см. 2Кор. 2:12 ). Но так как Тита все не было, то он от сильного беспокойства не мог продолжать дела благовествования и поспешил в Македонию, вероятно в Филиппы (см. 2Кор. 2:13 ). Здесь уже святой Павел или нашел, или скоро дождался Тита, и с утешительными вестями из Коринфа, почему сказав о своем переходе в Македонию, взывает благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе (2. Кор. 2:14). В Македонии святой Павел догнал и Тимофея, который почему-то замедлил там. Из Македонии, вероятно из Филипп, святой Павел, вскоре после прибытия Тита, на основании и по поводу вестей его о коринфянах, пишет им свое второе послание. Второе послание святого Апостола Павла к Коринфянам Повод к написанию послания Какие же вести о коринфянах принес святому Павлу Тит? Он принес Павлу удостоверение, что послание его оказало такое же действие на коринфское общество, какое оказывает сильный ветер на собравшиеся где-нибудь дурные испарения. Послание причинило коринфянам скорбь, но скорбь эта была спасительной, и породила среди них искренний и горячий порыв усердия все исправить, приступ плача и горячее желание загладить перед Апостолом все старое (см. 2Кор. 7:6–11 ). Сам Тит был принят сердечно, даже со страхом и трепетом ( 2Кор. 7:13–15 ). С гнусным кровосмесником, изобличенным Апостолом в послании, коринфяне расправились быстро и даже сурово (см. 2Кор. 2:5–10 ), и все, что святой Павел говорил Титу в похвалу Церкви, оправдалось на том, что он видел (см. 2Кор. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

«В Ветхом Завете обещано спасение, совершившееся в Новом, когда Бог, глаголавший в пророках, в последние дни глаголал нам в Сыне ( Евр.1:1–2 ): «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» ( 2Кор.1:20 )» (Властов) Смысл употребления подобной фразы именно здесь можно выяснить следующим образом. Те благодеяния, которые щедрою рукою будут излиты Господом на верный Израиль и его духовное потомство, дадут такое блестящее подтверждение абсолютной истинности и правды Всевышнего, что и самое Имя Его они сделают для всех непререкаемым знаком высшего клятвенного удостоверения (ср. Ин.17:3 ; 1ин.5:20; Откр.3:14 ). Ис.65:17–25 . Последняя часть ответа Господа на предшествующую молитву Израиля. После возвещения праведного суда Божия на нечестивых грешников эта часть речи преподает утешение радостной надежды на блаженство Мессианского царства. По своему содержанию и характеру, она относится к отделу пророчеств о славных мессианских временах и особенно близко примыкает к некоторым из них ( Ис.2:1–4 ; Ис.11:6–9 ; Ис.25:6–9 ; Ис.35:1–10 ; Ис.40:3–5 ; Ис.55:1–5 ; Ис.58:11 ; Ис.59:21 ). Еще в предшествующем стихе (16 ст.) говорилось уже о прекращении страданий и скорбей. Теперь же возвещается создание нового строя вещей, имеющего наступить в обновленном мессианском царстве. Выражая свою мысль в ярких, пластических образах, пророк и говорит теперь о создании нового неба и земли (17 ст.), о всеобщем веселии и радости, об отсутствии плача и вопля (18 ст.), об исчезновении всех дефектов человеческих возрастов (20 ст.), о мирном наслаждении всех плодами рук своих (21–23), о постоянной близости Божественной помощи (24 ст.) и о соответствующих, радикальных переменах и во всем остальном животном мире (25 ст.). Ис.65:17 . Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и пре­жние уже не будут во­с­по­минаемы и не при­дут на сердце. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю». Ввиду того, что слова пророчества почти буквально повторяются с более подробным их развитием в нескольких новозаветных параллелях ( 2Пет.3:10, 13 ; Откр.21:1–4 ), имеющих, бесспорно, исторический характер, а не представляющих собою какую-либо поэтическую аллегорию, большинство ортодоксальных экзегетов и находит, что полное и окончательное исполнение данного пророчества относится к моменту второго, славного пришествия Господня. Но поскольку первое пришествие Мессии является, до известной степени, связанным со вторым, условно здесь разумеется, конечно, и оно; тем более, что хронологически-то оно стояло даже ближе к пророку. Тогда, в отношении к первому мессианскому пришествию слова эти получают нравственный смысл, а в отношении ко второму – сохраняют свой физический.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.11:4 .  Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому. 2Кор.11:5 .  Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 2Кор.11:6 .  хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам. Чтобы расположить Коринфян к принятию его самовосхваления, Ап. указывает на то, что они уже принимали немало людей, которые вовсе не заслуживали того. – «Если бы кто». В греческом тексте речь не в тоне предположительном, а в уверенном. Апостол говорит, что Коринфяне уже принимают с охотою таких учителей, которые проповедуют им другого Иисуса, т. е. ставят христианство в неизбежную связь с обрядовым законом Моисеевым, и вместе с тем принимают нового духа – «духа рабства» ( Рим 8:15 ) вместо «Духа Господня», Духа свободы ( 2Кор. 3:17 ). «Все-таки, – с иронией говорит Апостол, – я ничем не ниже этих людей, которые отваживаются называть себя Апостолами высшими» (точнее: «этих черезчур великих Апостолов или посланников от старейшей Иерусалимской церкви»). Пусть Апостол и не отличается красноречием, каким, вероятно, хвалились эти пришельцы: у него за то имеется правильное познание о христианском учении и вообще во всем, т. е. во всех своих делах, какие он берет на себя, его хорошо знают, конечно, Коринфяне и знают, несомненно, – хочет сказать Ап., – с доброй стороны. 2Кор.11:7 .  Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедывал вам Евангелие Божие? 2Кор.11:8 .  Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 2Кор.11:9 .  ибо недостаток мой восполнили братья, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. 2Кор.11:10 .  По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

От того замечается в той и другой части его книги необычайная широта и поразительность в раскрытии предметов; в той и другой – обилие воззваний, блистательных картин и описаний, – и к пророчествам присоединяются хвалебные песни 19 . Наконец, в той и другой части замечается едва ли не более, нежели у других пророков, строгой последовательности. И в первой и последней части есть целые не малые отделения, в которых мысли текут с удивительною ровностью и логическою последовательностью 20 . Кроме сходства в сих главных чертах, свойственных преимущественно Исаии, обе части его книги сходны между собою во многих частностях и подробностях, относящихся к раскрытию того или другого предмета. Так в той и другой образами служат: металл и изгарь ( Ис.1:22; 43:10 ), хождение или сидение во тьме ( Ис.9:2; 47:5 ), закрытые глаза ( Ис.6:10; 44:18 ), ночь и утренняя заря ( Ис.8:22; 58:8 ), покрытие покрывалом (22:8 по евр. подлин., Ис.47:2 ), венец гордости и славы ( Ис.28:1; 62:3 ) и проч. Там и здесь те же примеры из истории Авраама и Давида. 3) Язык второй части пророчеств Исаии отличается теми же главными достоинствами, какие видим и в первой, – которые, при том, не свойственны времени плена, имевшего неблагоприятное влияние на еврейский язык. Сии достоинства: – особенная чистота, благородство и изящество, обилие выразительных слов и оборотов. Кроме того, язык и речь сей части обилуют многими идиотизмами языка собственно Исаии. Укажем на некоторые из них. Название Святой Израилев также встречается во второй части, как и в первой, между тем, сие название, кроме книги Исаии, во всем Ветхом Завете встречается только шесть раз 21 . Замечательно, что во второй части, как и в первой, слово именоваться весьма часто употребляется вместо быть. Часто также встречается выражение: уста Господня глаголаша сия. Повторение слов в параллельных членах стиха, столь обыкновенное в первой части Исаии, встречается также и во второй части ( Ис.42:19; 44:3; 54:13; 55:4, 13; 59:10 ). Точно также поэтическое слово tzat zaim– отпрыски, принадлежащее кроме Исаии только Иову, находим и в первой и во второй части пророчеств Исаии ( Ис.22:24; 42:5; 44:3; 48:19; 61:9; 65:23 ) Название Египта словом rahab ( Ис.30:7; 51:9 ) и слова: chavuz – молотьба ( Ис.28:27; 41: 15 ), telulim – худая участь ( Ис.66:4; 3:4 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 ). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   человеческую — Быт. 3:15; Ис. 7:14; Быт. 22:18; Дан. 7:13;    и Божественную — Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109; Ис. 9:6; Иер. 23:5; Вар. 3:36-38; Мих. 5:2; Мал. 3:1.    Он будет:    величайшим пророком — Втор. 18:18;    царем — Быт. 49:10; 2 Цар. 7:13; Пс. 2; Пс. 131:11; Иез. 37:24; Дан. 7:13;    первосвященником — Пс. 109; Зах. 6:12;    помазанным Богом (Отцом) на эти служения: (Пс. 2; Пс. 44; Ис. 42; Ис. 61:1-4; Дан. 9:24-27);    добрым Пастырем — Иез. 34:23-24; Мих. 5:3.    Пророчества также свидетельствовали, что важным делом Мессии будет:    поражение дьявола и его силы — Быт. 3:15; Чис. 24:17;    искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов — Пс. 39; Ис. 35:5-7; Ис. 42:1-12; Ис. 50:4; Ис. 53 гл.; Ис. 61:1-4; Зах. 3:8-9;    примирение С Богом — Быт. 49:10; Иер. 23:5,31:34; Иез. 36:24-27; Дан. 9:24-27; Зах. 13:1;    что Он освятит верующих: — Зах. 6:12,    установит Новый Завет взамен Ветхого — Ис. 42:1; Ис. 55:3; Ис. 59:20-21; Дан. 9:24-27;    и этот Завет будет вечным — Иер. 31:31; Ис. 55:3.    Пророки предсказали:    о призвании язычников в Царство Мессии — Пс. 71:10; Ис. 11:1-11; Ис. 49:6; Ис. 65:1-3;    о распространении веры, начиная с Иерусалима — Ис. 2:2;    о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество — Быт. 22:18; Пс. 131:11; Ис. 11:1, Ис. 42:1-12; Ис. 54:1-5; Иез. 34:23; Иез. 37:24; Ам. 9:11-12; Агг. 2:6-7; Соф. 3:9; Зах. 9:9-11;    о духовной радости верующих: (Ис. 12:3).    Пророки раскрыли многие подробности в связи с пришествием Мессии, а именно:    что Он произойдет от Авраама — Быт. 22:18;    из колена Иуды — Быт. 49:9;    из рода царя Давида — 2 Цар. 7:12-16;    родится от Девы — Ис. 7:14;    в городе Вифлееме — Мих. 5:2;    будет распространять духовный свет — Ис. 9:2;    исцелять больных — Ис. 35:5-6;    пострадает, будет пронзен, умрет, будет погребен в новом гробе и потом воскреснет — Быт. 49:9-11; Пс. 39:7-10; Ис. 50:5-7; Ис. 53 гл.; Зах. 12:10; Пс. 15:9-11;    и выведет души из ада — Зах. 9:11.    не все Его признают Мессией — Ис. 6:9;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010