5 . Пятое горе: на Ассура, спасение и прославление Иерусалима гл. 33. Ассирияне стоят уже в Иудее, опустошили страну и угрожают Иерусалиму. Пророк с оружием пророчества и молитвы является между Ассуром и своим народом, и горе обращается от одного к другому. Ассур некогда испытает сам, что делал другим ( Ис.33:1 ). Пророк молится за свой народ и созерцает духом, как Господь истребит его врагов и начнется новое время ( Ис.33:2–6 ). Но от будущего пророк снова возвращается к настоящему. Он горюет о бедственном современном положении и плачет с своим плачущим народом. Сеннахирим, хотя и получил за мир требуемую сумму, подступает однако к Иерусалиму и опустошает на пути страну ( Ис.33:7–9 ); поэтому Господь истребит Ассура: гнев Ассура на Иерусалим послужит ему в погибель ( Ис.33:10,11 ). Вполне погибнет, внезапно ( Ис.33:12 ), в научение как язычникам, так и Израилю ( Ис.33:13–16 ). Но народ Божий, наученный судом, увидит среди себя во славе своего Царя ( Ис.33:17 ). Горе исчезнет тогда подобно сновидению ( Ис.33:18,19 ); безопасно и спокойно будет стоять вечно Иерусалим и Господь будет жить в нем и служить ему защитой, как если бы он окружен был широкими реками и глубокими каналами ( Ис.33:20–22 ). Теперь Иерусалим подобен кораблю, носимому бурей; но тогда будет иначе. Ассур попадет на мель и Иерусалим, не прибегая к оружию, обогатится богатствами ассирийского лагеря. Но все это спасение основывается на прощении грехов ( Ис.33:23,24 ). Шестая Часть. Заключительная речь о суде над всем миром и о спасении народа Господня гл. 34 и 35. Предсказания пророка касаются всех народов, преимущественно в их отношении к бществу народа Божия. Поэтому пророк заставляет народы, a с ними и всю земную природу выслушать суд, идущий на них ( Ис.34:1–3 ). От этого суда погибнет нынешнее небо и нынешняя земля ( Ис.34:4 ; Апок.6:14 ). Наказующая сила истребляет враждебный народу Божию мир ( Ис.34:5–7 ), для отмщения вечным наказанием за грехи против народа Божия ( Ис.34:8–10 ). Враждебный Богу мир обратится в пустыню, исчезнет навсегда с своим богатством и славою ( Ис.34:11,12 ), он сделается развалинами ( Ис.34:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, целью написания послания было желание ап. Павла защитить от несправедливых подозрений свой образ действий и утвердить законность своего апостольства и само существо своего благовестия (1–7 гл.); оживить рвение общины к добровольным пожертвованиям для нуждающихся братьев в других общинах (8–9 гл.); дать отпор незаслуженным нареканиям иудействующих противников (10–13 гл.) 3. Время и место написания Послания Послание написано в Македонии, возможно в Филиппах. Время написания – вскоре после первого Послания, т. е. осенью 57 г. Послание отправлено с Титом. 4. Разделение Послания Послание можно разделить на четыре части. В первой части ( 2Кор.1:1–2, 11 ) содержатся предварительные замечания и объяснения причин перемены плана путешествия. Затем, во второй, теоретической части ( 2Кор.2:12–7, 16 ) ап. Павел, радуясь успеху своего первого послания, говорит о действенности Слова Божия, излагает преимущества Нового Завета и его служителей перед ветхозаветным служением с присоединением увещаний к терпению в страданиях за веру и к чистоте жизни. В третьей, практической части (8–9 гл.) содержатся наставления о сборе милостыни. В четвертой, защитительной части (10–13 гл.), ап. Павел защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей. I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ АПОСТОЛА (2Кор.1:1–2:11) 1. Утешения в скорбях (2Кор.1:1–11) Послание начинается обычным приветствием и преподанием благодати и мира от Господа. Ап. Павел благодарит Бога за все те скорби, которые ему приходится переносить, потому что по мере скорби ради Бога умножаются Богом и утешения духовные ( 2Кор.1:5 ). Апостолы, сами перенося скорби и утешаясь от Бога, своим мужеством и благодатью своих молитв были источником утешения для других ( 2Кор.1:6–7 ). Скорби, несмотря на свою горечь, несут с собой и духовные утешения от Бога. Кроме того, они удостоверяют истину благовестия и бескорыстия проповедника. Ап. Павел не скрывает, что от этих скорбей «не надеялся остаться в живых» ( 2Кор.1:8 ), но Бог избавил его «от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» ( 2Кор.1:10–11 ) (о какой постигшей Апостола Павла опасности идет речь, точно неизвестно). Но для этого необходимо содействие молитв всей Церкви ( 2Кор.1:11 ). 2. Причина перемены плана путешествия (2Кор.1:12–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20—21, Иер.31:31—34, Иез.36:24—27, Дан.9:24—27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20—21, Иер.31:31—34, Дан.9:24—2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20—21, Иоил.2:28—32, Зах.12:10—13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10—17, Ис.2:2, 11:1—10, 42:1—12, 43:16—28, 49:6, 54:12—14, 65:1—3, Дан.7:13—14, Агг.2:6—7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1—12, 43:16—28, 54:12—14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2—3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9—11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1—10), утверждение радости (Ис.42:1—12, 54:12—14, 60:1—5, 61:1—4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1—12, 61:1—4, Зах.9:9—11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2—3, 11:1—10, Иер.31:31—34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10—17, 109:1—4, Ис. 9:6—7, 11:1—10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26—27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2—3, 11:1—10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке. Место в Писании Книга Бытия Семя Жены сотрет главу змия 22О — благословении в Потомке Авраама 49 — Примиритель из колена Иуды (Чис.24:17) — Звезда Иакова (Втор 18:18—19) — Пророк подобный Моисею (Иов.19:25—27) — Об Искупителе, Который воскресит (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления Пс.21 (22) Крестные страдания Мессии Пс.29 (30) Душа вышла из ада

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Апостол говорил, что трижды молил Господа, чтобы Он удалил это «жало в плоть», т. е. облегчил его скорбный путь, избавил от искушений ( 2Кор.12:8 ). Но ответ Господа был таков: «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ), т. е. довольно той благодати, что ты воскрешаешь мертвых, исцелуешь слепых, очищаешь прокаженных; большего не домогайся. Не надо печалиться о прискорбности пути благочестия, ибо это угодно Богу для явления Его силы и для оправдания призвания христианина (слабость, «немощь», о которой говорит ап. Павел, это не обычная наша слабость, неспособность или бессилие. Это та слабость и то бессилие, которые не позволяют нам явить высшую цель нашего призвания, достигнуть высшего совершенства, быть истинными детьми Божиими, светом Божиим, гласом Божиим. Когда же мы делаем ради Бога все, что в наших силах, тогда и совершается «сила Божия» в наших немощах, т. е. в нашей ограниченности). «Когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ), ибо тогда действует благодать Божия. Действительно, когда ап. Павел был ввержен в темницу, когда творил чудеса, когда терпел кораблекрушение, тогда особенно прославился; когда взошел на судилище, тогда победил самого судью. Поистине, по мере умножения страданий, умножается и благодать Христова ( 2Кор.1:5 ). Итак, признаки апостольства св. Павел показывает во «всяком терпении, знамениях, чудесах и силах» ( 2Кор.12:12 ), т. е. во всем том, что присуще было и всем прочим апостолам. Он не отягощал коринфян, потому что пришел не брать, а давать, как отец собираем имение для своих детей ( 2Кор.12:14 ). Апостол не только не берет ничего с братьев, но истощает душу свою за них, чем и доказывает свою безмерную любовь к ним и истинность своего апостольства ( 2Кор.12:15 ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (13 гл.) В заключение ап. Павел напоминает коринфянам о своем намерении прийти к ним в третий раз, чтобы испытать силу их: «когда опять приду, не пощажу» ( 2Кор.13:2 ). Эти прибытия и послания к ним с предупреждением о наказании и есть свидетели против них ( 2Кор.13:1 ). И вместо того, чтобы испытывать Апостола – Христос ли в нем. Апостол советует им самих себя испытывать: «в вере ли вы» ( 2Кор.13:5 ). И если в вере, то и Христос в них живет, – тем более живет в ап. Павле. Действительно, неверующие подозревают в неверии даже святых, как и некоторые из коринфян подозревали ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«Поток Египетский» – здесь, в соответствие Евфрату, лучше, кажется, разуметь не Ринокоруру, которая отграничивает Палестину от Синайского полуострова ( Быт.15:18 ), а настоящую реку египетскую, Нил, как символ южной страны пленения. «Великая труба» – опять символ. Пророк указывает здесь на решение воли Божией, в силу которого евреи должны были вернуться из плена ( 1Ездр.1:1 ). Впрочем, нет сомнения, что, заключая свой апокалипсический отдел, пророк имел в виду здесь и возвращение всего искупленного человечества в небесный дом Отца всех людей и Иерусалим небесный ( Откр.21:2 ). Этот отдел, главы которого имеют сходство между собою по форме и содержанию, представляет собою вид апокалипсиса. Что касается исторического повода, каким вызвано появление этого отдела, то на основании некоторых черт пророчества, обозначающих писателя как жителя Иудеи, имеющего в виду свои, иудейские, интересы и отношения ( Ис.24:2 ; Ис.25:10–12 ; Ис.25:1–10 ), можно заключать, что пророк писал свои апокалипсические речи по случаю падения Самарии, уже наступавшего, когда она, по его выражению, повергалась на землю, как венок ( Ис.28:3 ). Подлинность этого отдела доказывается сходством терминов и выражений, в нем встречающихся, с другими отделами, несомненно, принадлежащими пророку Исаии (ср. Ис.25:9, 10–12 и Ис.27:9–10 и сл. Ис.27:16, 17 и еще: Ис.24 и Ис.23:9 ; Ис.24 и Ис.13:2 ; Ис.24:1, 37, 26 ; Ис.25:4–5 и Ис.4:5–6 ; Ис.27:2, 5 и др.). Никаких следов послепленного происхождения этого отдела не усматривается. Разделение этого отдела на строфы представляется делом затруднительным. Condamin для этого должен был сделать некоторые перестановки в размещении стихов. Вот на какие строфы он делит всю поэму. Строфа 1 – Глава 24, 1–6 – (3, 3, 2) Строфа 2 – Глава 24, 7–13 – (3, 3, 2) Строфа 3 – Глава 24, 14–18(а) – (3, 3) Строфа 1 – Глава 24, 18(б)-20 – (2, 2) Строфа 2 – Глава 24, 21–23 – (2, 2) Строфа 3 – Глава 25, 6–8 – (2, 2, 2) Строфа 1 – Глава 25, 9–12 – (2, 2, 3) Строфа 2 – Глава 26, 1–6 – (3, 2, 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.42:6 . Я, Го­с­по­дь, при­звал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и по­ставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, Содержит в себе речь Господа к Его возлюбленному Отроку. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку». Почти буквальное повторение слова 1-го стиха, с переменой только Лица, к которому они обращены (там 3-е лицо: пророк, или народ; – здесь 2-е Сам Отрок Господень). И поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников. Новое, важное добавление, определяющее значение и объем Мессианского служения Отрока Господа. Роль Мессии будет, до известной степени, аналогична с ролью Моисея ( «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня» – Втор.18:15 ) – оба они являются устроителями завета Бога с человеком; но самый объем их завета существенно различен; завет Моисея обнимал лишь один избранный израильский народ, – завет же Мессии распростирается и на всех язычников. «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». ( Ин.1:17 ). Указание на Отрока Господня, как Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у др. пророков ( Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 ; Ис.52:13 ; Ис.53:1–2 ; Ис.50:10–11 ; Ис.59:20 ; Ис.60:1–5 ; Иер.31:31–34 ). «Во свет для язычников». Один из излюбленных пророком Исаией образов, который им безразлично прилагается и к «Еммануилу», и к «Отрасли», и к «Отроку Господню», так как все эти понятия синонимичны между собою (2 гл. Ис.2:4–5 ; Ис.9:1–7 ; Ис.49:6–8 ; Ис.51:4 и др.), в чем защитники единства и подлинности кн. пророка Исаии справедливо находят очень веский аргумент в пользу своего мнения (см. иер. Фаддей «Единство» кн. пророка Исаии 277 с. 290 и др.). Следует также отметить, что этот образ, как прекрасно выражающий мысль о духовном возрождении и просветлении язычников, имеет довольно широкое применение и в кн. Нового Завета ( Мф.4:16 ; Лк.2:32 ; Деян.13:47 ; Деян.26:18 ; Рим.16:12 и др.) Ис.42:7 . чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключе­ния и сидящих во тьме – из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

«От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». «Указывает им Владыку и Благодетеля» (Феодорит). Это обычное во всех посланиях слово. Но как Апостол не скучает поминать его всякий раз, не должно и нам лениться освежить при сем в уме своем то благое помышление, что всякое благо нисходит к нам от Бога Отца чрез Господа Иисуса Христа, прибавляя: во Святом Духе, – от Пресвятой Троицы, – Бога единого и благожелательного, и щедродательного бесконечно. 2. Начало послания (2Кор. 1:3–11) Начинает свое послание святой Павел излиянием благодарных чувств к Богу за утешение в скорбях его и всех трудящихся в благовестии и избавление его от недавней смертной опасности, питая надежду, что Он и не перестанет избавлять, при споспешествовании тому, между прочим, и молитвы верных коринфян ( 2Кор. 1:3–11 ). а) Воссылая Богу благодарение за утешение в скорби, Апостол удостоверяет, что это Бог делает для блага верующих ( 2Кор. 1:3–7 ), и б) питая надежду на избавление впредь от бед, участниками в доставлении сего блага признает и молитвы верных ( 2Кор. 1:8–11 ). Там и здесь выражает самый тесный союз трудящихся в благовестии с верующими в него, под влиянием их благовестия. а)Бог посылает скорби для блага верующих (2Кор. 1:3–7) 2Кор. 1:3, 4 .  Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога. «Благословен Бог!» Как естественно было воззвать так святому Павлу после того, как Бог избавил его от «толикия смерти во Асии» ( 2Кор. 1:10, 8 ), и как он, не имевший покоя духу своему в Троаде ( 2Кор. 2:13 ) и в Македонии испытывавший «вниуду брани, внутрьуду боязни», утешен был пришествием Титовым ( 2Кор. 7:5, 6 )! Всецело предан будучи Богу, всякий случай с собою он производил непосредственно от Бога и Его благостынную десницу видел не в утешениях только, но и в скорбях. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» употреблено в таком же значении, как и Сам Господь сказал по воскресении: «восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ), то есть по домосроительству спасения нашего. «В словах сих ничего нет нового. Одного и того же Христа, по Его человечеству, Он есть Бог , а по Божеству Отец» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Апостол говорит, что он одинаково и строг, и кроток как заочно, так и при личной встрече, и советует не испытывать его строгости, которую он думает употребить против некоторых клеветников ( 2Кор.10:2 ). Апостол кроток, тих и скромен, когда он говорит братьям, верующим, но он строг и властен по отношению к нечестивым. Апостол указывает на духовность своего оружия для защиты себя и дела проповеди: «ибо хотя мы во плоти, но не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильны Богом на разрушение твердынь» ( 2Кор.10:3–4 ). Из лукавых помышлений, превозношения, эгоизма, непослушания, клеветы, гордыни диавол воздвигает свои «твердыни», т. е. крепости, но все они разрушаются духовным оружием. Плотское оружие: богатство, слава, власть, мирская мудрость – слабы и бессильны по сравнению с духовным оружием христианским: смиренной проповедью, благодатью таинств, силой молитвы, потому что во всем этом действует не сам человек, но Бог: оружие наше «сильно Богом» ( 2Кор.10:4 ). Власть же, какую имеет Апостол от Бога, он употребляет не на разорение, а на созидание Церкви; поэтому он кроток или строг, исходя из пользы верующих ( 2Кор.10:8–11 ). Вера коринфян является лучшим доказательством апостольства св. Павла. Но это не его, Павла, похвала и дело не его одного, но Божие, потому что Бог каждому дал удел и дарование для созидания Церкви ( 2Кор.10:13 ). Между тем, клеветники Апостола не могут похвалиться делами своими, потому что пришли на готовое, посеянное не ими, а ап. Павлом: «Они измеряют себя самими собою» ( 2Кор.10:12 ). Мы же хвалимся, говорит Апостол, не чужими трудами, а своими, и не без меры, но по мере дара от Бога, и одновременно усилиями верующих, потому что дело роста Церкви – дело общее: как проповедника – сеятеля, так и почвы – служащих, и прежде всего Бога, совращающего посеянное.. Поэтому достоин похвалы только тот, «кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:16 ). 2. Бескорыстие проповеди Евангелия (2Кор.11:1–15) Приведя выше в доказательство своего апостольского достоинства похвалу, которую Апостол Павел имеет в Боге, теперь он просит коринфян «быть снисходительными к его неразумию» ( 2Кор.11:1 ), выставляя на вид достоинстве, своего служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010