Ап. Павел, желая защитить искренность своего образа действий, приводит в свидетели свою совесть, повелевающую ему поступать прямодушно, по благодати Божией, а не по лукавым расчётам, которые он называет «плотскою мудростью» ( 2Кор.1:12 ). Апостол объясняет изменение плана своего путешествия: вместо того, чтобы идти из Ефеса в Коринф по пути в Македонию и обратно ( 2Кор.1:16 ), о чем, вероятно, он сообщал коринфянам до написания 1-го послания, он идет через Македонию ( 1Кор.16:5 ). Из этого не должно допускать мысли о непостоянстве Апостола, будто у него слово то «да», то «нет» и что он действует «по плоти» ( 2Кор.1:17 ). Его благовестие о Христе всегда и везде одно и то же, как неизменен Сам Христос, в Котором всегда «да» и «аминь», т. е. неизменная истина. Причиной же перемены плана, задержки прихода в Коринф и избрание более длинного пути к ним было желание Апостола дать время Коринфянам исправиться, самим наказать кровосмесника, чтобы не огорчать их строгими мерами апостольской власти: «щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор.1:23 ). 3. Прощение покаявшегося кровосмесника (2Кор.2:1–11) (в современной богословской науке существует мнение, что здесь ( 2Кор.2:5 ) речь идет не о кровосмеснике, а о ком-то ином, кто огорчил ап. Павла во время его посещения Коринфа ( 1Кор.16:5 ). См. еп. Кассиан «Христос и первое христианское поколение». Париж, 1950, стр. 206, а также Новый Завет , Брюссель, стр. 464) Апостол свидетельствует коринфянам свою уверенность в том, что они «верой тверды» ( 2Кор.1:25 ), потому и рассудил дать им возможность искоренить зло самим без строгих мер со стороны Апостола. Видя же, что и коринфяне скорбели о грехе кровосмесника, послушали ап. Павла и отлучили его от церковного общения, Апостол теперь просит «лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» ( 2Кор.2:7 ), просит «оказать ему любовь» ( 2Кор.2:8 ) и принять его вновь в церковное общение. Апостол предостерегает коринфян от чрезмерной суровости, чтобы сатана не восторжествовал, доведя христианина до отчаяния, и через это не отторг его от веры и Церкви: «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ). Сатана пользуется как излишней снисходительностью, так и чрезмерной строгостью к согрешившим. II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: ВЫСОТА ХРИСТИАНСКОГО ОТКРОВЕНИЯ (2Кор.2:12–7, 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Апостол этим побуждает и других в ответной любви ко Христу и к новой жизни в Боге. Любовь ко Христу появляется у нас тогда, когда мы рассуждаем о безмерной любви Его, умершего за всех. Его смерть совмещала смерть всех, значит в Нем мы «все умерли» ( 2Кор.5:14 ). Умерли в том смысле, что и живя еще здесь на земле, «уже не для себя живем, но для Умершего за нас и воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), т. е. для Бога. Это отвержение себя, взятие креста своего и следование за Христом по пути исполнения заповедей Его и есть духовная жизнь, в процессе которой рождается новый человек. Поэтому Апостол говорит, что «отныне никого не знаем по плоти» ( 2Кор.5:16 ), т. е. понимаем человека не как плоть и кровь, не по «анкетным данным», о рождении, жизни и смерти, а как личность, возрожденную Христом, ибо «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). По-новому мы видим и Христа: прежнее Его уничижение «по плоти», о чем соблазнялись и иудеи, и язычники, перестает быть уничижением в нашем сознании, и мы воспринимаем Его в вечной славе ( 2Кор.5:16 ). «Тварь», т. е. вся земная природа, древне пораженная грехом, стала «новой», потому что в жертвенной любви Христовой получила обновление и примирена с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, но вменяя людям преступления их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор.5:19 ). Во Христе, по благодати, Бог и оправдал нас: «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Для этого Господь учредил Церковь , снабдив ее всем необходимым: избрал Апостолов и дал им «служение примирения» ( 2Кор.5:18 ), т. е. таинства, и «слово примирения» ( 2Кор.5:19 ), т. е. учение. Апостол побуждает коринфян не пренебрегать этой благодатью примирения, чтобы она «не тщетно была принята ими» ( 2Кор.6:1 ), но принесла обильные плоды. Поэтому надо ценить настоящее время, как величайший дар Божий для спасения: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Оттого-то и тоскует здесь душа христианина и воздыхает по нему и вечности. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:2 ). Но Апостол предостерегает от того, чтобы нам, явившись в то вожделенное отечество, «и одетыми не оказаться нагими» ( 2Кор.5:3 ) («хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками божеской славы; этих он и называет «нагими» (бл. Феодорит, цит. по еп. Феофану, Толк. 2-го посл. к Коринф., 77). «Облечение», «одеяние» здесь есть образ получения нового духовного тела после смерти. Итак, тело – не только жилище души, но и её одеяние), т. е. без добрых дел, недостойными стать его наследниками. Апостол не предпочитает жизни смерть, хотя она и ведет к большему познанию Христа. Забота его – «облечение в небесное», что начинается уже здесь на земле, в процессе духовной жизни: «Не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа» ( 2Кор.5:4–5 ). Но пока мы в теле, мы удалены от Господа, духовное видим не непосредственно, как видели его первые люди до грехопадения, но опосредствованно, – очами веры: «ходим верою, а не видением» ( 2Кор.5:7 ). И если земному телу предлежит все равно распадение и смерть, то мы ревнуем о вечности уже сейчас: «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор.5:8 ). История мучеников подтверждает это ревнование о встрече с Богом. Но так как независимо от времени жизни и смерти нас ожидает суд Христов ( 2Кор.5:10 ), то главное, с чем мы всегда должны заботиться, – это благоугождение Богу: «ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» ( 2Кор.5:9 ). 3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (2Кор.5:11–7, 1) а) «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:11–6, 2 ) Для лучшего успеха проповеди, а также с тем, чтобы заградить уста клеветников, ап. Павел показывает чистоту своей совести и верность свою перед Богом ( 2Кор.5:11 ). Во всех своих поступках он движим любовью ко Христу: и свои откровения и восхищения, и свою скромность и уничижение он приписывает Богу и переносит все ради Бога ( 2Кор.5:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

2Кор. 3:14–16 . Только у самых упорных слушателей апостольской проповеди «тоже самое покрывало (неразумия) доныне остается на снятым при чтении ветхого завета, потому что оно снимается Христом» ( 2Кор. 3:14 ), ибо, как толкует Св. Златоуст, не принявшие Христа, Который отменил закон, откуда могут узнать, что сей закон отменен? «Доныне когда они (т. е. упорные и нравственно испорченные евреи) читают Моисея, покрывало (неверия) лежат на сердце их; но когда обращаются к Господу (Христу), то это покрывало снимется», и умственная слепота их проходит ( 2Кор. 3:15–16 ). Таким образом, примечает Св. Златоуст, Апостол до конца выдержал историю. Ибо Моисей, когда говорил с иудеями, покрывал лицо свое; когда же обращался к Господу, снимал с себя покрывало. 2Кор. 3:17–18 . Свою речь о светлости и просветленности новозаветного учения Св. Апостол заканчивает сими словами: «Господь (сказуемое) есть Дух (подлежащее). А где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3:17 ). Т. е. если многосложность ветхозаветных предписаний, стесняя свободу тогдашних людей, лишь постепенно руководила их, как возрастающих людей, ко Христу, то напротив, сыны нового израиля, под влиянием благодати Духа Святого, свободно и прямо приближаются к самому Господу Христу; или, как выражается далее Апостол, «мы все (т. е. не Апостолы только, но и все верующие) открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор. 3:18 ), тогда как в ветхом завете блистал один Моисей после бесед своих с Богом. г) Наконец (в-четвертых), столь могущественные свойства христианского откровения, несмотря на его неудобоприемлемость для разума, устраняют всякое уныние в его проповедниках, всякую боязнь неуспеха и всякую надобность прибегать к хитростям и искажениям ( 2Кор. 4:1–6 ), каковые допускали, как видно, в Коринфе лжеучители и разделители христианского общества. Напротив, проповедники евангелия Апостолы «открывая (чистую и неприкрашенную истину», смело представляют себя (т. е. свою проповедь) совести каждого человека пред Богом ( 2Кор. 4:2 ), ибо проповедь о Господе Иисусе действует неотразимо на неиспорченные сердца. «Если же и закрыто (т. е. неудобовосприемлемо) благовествование наше, – прибавляет Апостол, – то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» ( 2Кор. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

то есть что Он оживотворит нас от мертвых, поскольку Он сделал нас спасенными как бы из мертвых, и спас. 2Кор.1:10 . Который... от стольких... смертей (опасностей смертных), угрожавших нам, нас избавил, – и еще избавит от тех, которые будут угрожать, 2Кор.1:11 . при содействии... молитв... ваших: дабы из многообразной благодати в наибольшем изобилии изливались на нас дары Божии, – разумею не те благодатные дарования, которые бывают в нас ради нас, но это те благодатные дарования, которые действуют в нас ради многих, так что за нас одних многие воздают благодарение Ему, и Он прославляется многими ради нас. 2Кор.1:12 . Ибо похвала наша идет не от других, не знающих нас, но похвала наша есть свидетельство совести нашей о том, что в святости тела и души, ничем не оскверняемой, и в правде, не причастной пороку лицеприятия 3 , и в благодати, которую мы распространяли милосердно на всех, – вот эти-то все качества проявляли мы, когда обращались в мир, – не в мудрости платяной являлись мы, то есть не с лицемерием или человеческой хитростью. Нигде к таким средствам не прибегали мы, и тем менее у вас. 2Кор.1:13 . Ибо не иное... пишу вам,.. как то, что совершено нами у вас, – но вы (сами) засвидетельствуйте то самое, что пишем к вам, именно: 2Кор.1:19 . Сына Божия Иисуса Христа, Который чрез меня и Силвана 4 и Тимофея проповедан вам. Не то (хочу сказать), что вместе (со мной) вступили они в Коринф, но (то, что Христос) проповедан вам не в «да» и «нет», но в «да», то есть в слове истины. 2Кор.1:20 . По елику все обетования Божии в Нем «да», то есть утверждены и исполнены, – и не оказались ложными, посему это самое все истинное есть именно «аминь» в нас к славе Бога, то есть своим следствием имеет прославление Бога. 2Кор.1:21 . Ибо Бог... утверждает нас с вами в благодати, являет Христа 5 чрез нас с вами твердым в добродетели, – 2Кор.1:22 . Который... помазал и запечатлел нас чрез залог Духа, и дал ( залог) в сердцах наших. 2Кор.1:23 . Я же свидетелем Бога призываю... на душу мою, что, щадя вас,.. не пришел я... в Коринф,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава IX Почему необходимо было послать в Коринф братий – сборщиков (1–5). Новое увещание к щедрости в подаянии милостыни (6–15). 2Кор.9:1–5 . Апостол послал в Коринф вышеупомянутых братий – сборщиков для того, чтобы Коринфяне к прибытию его и некоторых македонских христиан приготовили уже милостыню как совершенно добровольное даяние, не вынужденные к этому личным присутствием Апостола Павла. 2Кор.9:1 .  Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2Кор.9:2 .  ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. Апостол знает, что Коринфяне расположены подавать милостыню он уже хвалил их за это пред македонскими христианами. – Ахаия – см. 2Кор.1:1 . 2Кор.9:3 .  Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 2Кор.9:4 .  и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью. 2Кор.9:5 .  Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам, и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. Под влиянием печали, которую произвело в Коринфянах послание Апостола Павла ( 2Кор.7:9 ), сбор милостыни мог остановиться. В виду этого Апостол и посылает братий-сборщиков возгреть это доброе дело в Коринфе. Нужно было особенно возбудить в сердцах Коринфян расположение к сбору милостыни, чтобы этот сбор не показался им простым «побором». 2Кор.9:6–15 . Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вот как идет обыкновенно проповедь евангельская!.. В) Возвращаясь к прерванной речи о причинах, замедливших прибытие в Коринф, Апостол выражает радость и утешение доставленные ему возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Коринфе ( 2Кор. 7:2–16 ) Первоначально заметив (впрочем не в осуждение Коринфян), что никого он не обидел среди них, никому не повредил и ни от кого не искал корысти, и что – вопреки всем этим возводимым на него клеветам – он всех имеет их в сердце своем и много хвалится ими, Св. Павел продолжает: «я преизобилую теперь (т. е. по прибытии Тита) радостью, несмотря на то, что когда пришли мы в Македонию (из Триады), плоть наша не имела никакого покоя. … отвне нападения, внутри страхи» ( 2Кор. 7:2–7 ). Я не сожалею теперь даже и о том, что опечалил вас своим посланием, хотя и пожалел было, ибо печаль ваша не мирская, производящая смерть, а печаль ради Бога, производящая неизменное покаяние ко спасению. Впрочем, я и писал вам обличение «не ради оскорбителя (кровосмесника) и не ради оскорбленного (отца кровосмесника), но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» ( 2Кор. 7:8–12 ). «А еще более обрадованы мы, – прибавляет Апостол, – радостью Тита, что вы все успокоили дух его, и я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился пред ним… Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас» ( 2Кор. 7:13–16 ). III. Практическая часть. О собрании милостыни для бедных иерусалимских братий (2Кор. 8 и 9) К пожертвованиям Св. Ап. Павел убеждает Коринфян: 2Кор. 8:1–8 . Во-первых, примером церквей Македонских. «Глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия, ибо они доброхотны по силам и сверх сил (я свидетель)… Усердием других, – прибавляет Апостол, – испытываю искренность и вашей любви». 2Кор. 8:9 . Во-вторых, указанием на Господа Иисуса Христа. «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы обогатить нас своею нищетою». 2Кор. 8:10–12 . В-третьих, напоминаем того, что сами Коринфяне еще с прошедшего года усердно желали помочь бедным братьям своим пожертвованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 11 Лучше бы было, если бы вы умом своим с некоторым снисхождением поняли то, что я (скромно) высказываю с некоторым неразумием, то есть в похвалу себе; но хорошо и то, что вы слушаете меня ( 2Кор.11:1 ). Ведь я говорю во имя Того, Кто говорил во плоти, подтверждая чудесами проповедь Свою, и (во имя) Таинств Его. Таким образом я утвердил и 2Кор.11:2 . обручил вас в святой истине, решив представить в последний день пред Христом. 2Кор.11:3 . Но боюсь, чтобы как змий... Еву... прельстил лукавством своим и отделил от Бога, так... не были бы повреждены помыслы ваши теми самыми апостолами змия, и чтобы вы не уклонились от простоты святости, которую имеете во Христе, то есть от истины святости Христовой. 2Кор.11:4 . Ведь [ибо] если... кто приходит 32 к вам и иного Христа некоего проповеду ет, Коего мы не проповедали вам, или другой какой-либо дух [дар] получаете чрез них, коего вы, пока мы были у вас, не получили, или другое Евангелие возвещают вам, коего не приняли вы от нас, то вы хорошо терпели бы и слушали бы слова тех, кто хулят нас. 2Кор.11:5 . Ибо так думаю о себе, что ничего я не дал вам менее, чем высшие Апостолы дают своим ученикам. 2Кор.11:6 . Если же и простец [неискусен] я словом, – как говорили, – но не... знанием, – то есть не в отношении к истине и проповеди моей, – но во всем... мы явлены были вам: и в истинном Евангелии, и в духовных дарах. 2Кор.11:7 . Или разве грех совершил я тем, что себя унизил, не восхвалил, дабы возвысились вы кротостью и унижением, которое получили от нас? Или, быть может, я унижен тем, что даром Евангелие Божие благовестил вам? Или тем, что 2Кор.11:8 . у других церквей брал я, чтобы отдать вас другому оброку и покончить дело ваше? 33 А если чего недоставало мне, Когда я был у вас, как это засвидетельствуете сами вы, то никому из вас мы никогда не досаждали, прося чего-либо. Но после терпения моего 2Кор.11:9 . недостаток мой восполнили не дети вашего города, но братия, пришедшие из Македонии; они-то, говорю, и восполнили нужду мою. И не только в этом сберегал я себя, чтобы не быть для вас в тягость, но и

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 2 2Кор.2:1 . Я решил в сердце своем опять в огорчении не приходить к вам. 2Кор.2:2 . Ибо если я, ваша утеха, огорчаю вас, то кто же обрадует меня и вас, если не сокрушение и раскаяние того, кто огорчен от меня? 2Кор.2:3 . И сие самое для того на писал я вам в Первом моем Послании, чтобы, когда приду, не огорчали меня своими дурными делами ...те, коим надлежало бы радовать меня своими добрыми делами. Ибо и уверен, и знаю, что эта моя радость добрым делам того, кто раскаялся, и его товарищей, которые смирились, всех вас... есть [радость]. 2Кор.2:4 . И великою скорбью, меня угнетающей отовсюду, и стеснением сердца, которое имею из-за вас, на писал... я это вам со многими слезами чрез Аполлоса, – не для того, чтобы огорча ть вас, то есть не с целью досаждать вам скорбями моими, но дабы у знали... вы... любовь, которую имею пре изобильно к вам. Я перестал даже молиться о том, чтобы освободиться мне от окружающих меня искушений. 2Кор.2:5 . А кто огорчил, взяв жену отца своего, то не он один только меня огорчил, ибо он от части, то есть только по мере своей опечалил меня. Может быть, указывает этим на прежнее их согрешение, дабы как он простил их, так и они пусть простили бы того грешника. Да не отягчу всех вас: или чтобы не сказать против всех вас, или я не отяготил всех вас прошением от всех вас. 2Кор.2:6 ) Довольно... для такового того наказания, которое от многих он принял, подобает вам иметь снисхождение к нему, поскольку он отлучен от вас всех. 2Кор.2:7 . Напротив? утешайте его от печали и скорби, которой он поражен, после того как мы оставили его первого, дабы чрезмерной скорбью, явившейся у него, не был поглощен таковый, или кто подобен ему по мучению совести. 2Кор.2:8 . Потому и я умоляю вас... утвердить (обратить твердую) к нему любовь вашу, которую вы отвратили от него на долгое время. 2Кор.2:9 . Особенно потому, что я на писал к вам за него, дабы узнать верность 6 вашу, во всем ли вы послушны мне ( есте), то есть послушались ли вы меня по Первому Посланию и подвергли ли того (грешника) отлучению от себя, – но так и теперь послушайтесь и приобщите его к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

1) Итак, каковы же, во-первых, свойства и действия евангельского откровения? ( 2Кор. 2:15–4:6 ). а) Во-первых, оно не нуждается в посторонних ободрениях для себя ( 2Кор. 2:15–16 ), или рекомендательных авторитетах, а само себя дает чувствовать, как разносящееся благоухание, не для всех впрочем живительное, а для иных (упорных и неверующих) и смертоносное (Ср. Лк. 2:4 : Се лежит сей на падение и проч.). «И кто способен к сему?» ( 2Кор. 2:16 ) – восклицает Апостол. Т. е. кто способен у тому, чтобы понять и разъяснит различные действия проповеди о Христе на сердца людей? (Еп. Феофан). 2Кор. 2:17 . «Ибо мы, – недоуменно продолжает Апостол, – не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, перед Богом, во Христе». А между тем (подразумевается – по мысли апостольской) много оказывается неверующих и сопротивляющихся. 2Кор. 3:1–3 . Нужные ли обратные примеры? Вот вы верующие Коринфяне, – рекомендуется Апостол, – вы уже сами по себе заменяете для нас всякую рекомендацию «вы наше письмо … узнаваемое и читаемое всеми человеками … (т. е. всем видно, какие вы прекрасные христиане), письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога Живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (у вас – Коринфяне)! б) Во-вторых, христианское откровение ничуть не зависит от достоинства и способностей проповедников ( 2Кор. 3:4–5 ). «Такую уверенность (т. е. что проповедуемое нами откровение всегда будет наивысшей нашей славой само по себе и наилучшей рекомендацией – по своим действиям) мы имеем в Бога чрез Христа, не потому, чтобы сами способны были помыслить, что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога». Напротив, христианское откровение само прославляет своих проповедников ( 2Кор. 3:6 ), как «служителей нового завета», «не буквы убивающей», т. е. закона ветхозаветного, угрожавшего наказания преступникам (Св. Златоуст), а «духа животворящего», т. е. благодати, чрез таинство крещения животворящей умерших грехами (Св. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010