Защитники мнения об использовании автором греческого оригинала видят сходство второй книги Ездры с текстом Септуагинты в употреблении редких слов ( 2Езд.8:86 , ср. 1Езд9:13; 9:51 ; ср. Неем.8:10 ). В то время, как переводчики Септуагинты использовали, по-видимому, сложившуюся к той эпохе греческую терминологию для передачи богословских терминов и исторических реалий, составитель второй книги Ездры включал в текст такие греческие эквиваленты древнееврейских терминов, которые нигде более в ветхом Завете не встречаются 23 . В тексте есть отступления от еврейского оригинала ( 2Езд.1:3 , ср. 2Пар35:3 ; 2Езд.19 , ср. 2Пар.35:9 и др.). Отмечается, что греческий язык в этой книге чище, чем язык других книг Септуагинты 24 . 1.1.5. История текста и толкования . Текст книги сохранился во многих рукописях Септуагинты. Долгое время исследования и переводы базировались на Ватиканском кодексе, позднее было высказано предположение, что более древний вариант текста содержится в Александрийском кодексе. В Синайском кодексе книги нет. Существуют старолатинские, сирийские, армянские, арабские переводы. Текст второй книги Ездры был известен Иосифу Флавию, о чём свидетельствуют цитаты из книги, в произведениях древнего историка 25 . Относясь к книге с доверием, Флавий, однако, в некоторых местах отступает от неё и использует её источники ( 2Езд.1:9; 1:38; 2:15 ). Вторую книгу Ездры часто цитируют греческие ( Климент Александрийский , Ориген , Евсевий) и латинские отцы ( Тертуллиан , сщмч. Киприан, блж. Августин ). Из цитат отцов, которые относятся, главным образом, к эпизоду спора охранников, видно, что книга пользовалась уважением и цитировалось. Когда на III карфагенском Соборе 397 г. обсуждался канон Священного Писания, она не была включена в него. Только блж. Августин признавал в рассказе об истине ( 2Езд.4:34–40 ) мессианско-пророческий смысл и, видимо, причислял её к каноническим. Блж. Иероним Стридонский с его приверженностью еврейскому канону негативно относился к книге и отказался переводить «сновидения» 2 и 3 Ездры. Это решение повлияло как на Тридентский собор, так и на лютеранскую церковь . Лютер отказался переводить вторую и третью книги Ездры и говорил, что в этих книгах нет ничего такого, чего бы нельзя было найти в лучшей форме у Эзопа или в других менее важных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Сделаем вывод: по Корану, пророк Захария человек безгрешный просил себе дитя, но не поверил благовестию, и Бот дает ему чудо. Такой странный вид приняли коранические сказания оттого, что автор их изменил ясное и логичное евангельское повествование. е) В коранических сказаниях есть еще одно добавление. Благовествователь сказал Захарии, что прежде никто не назывался Иоанном. Священные книги, принимаемые христианами, напротив, подтверждают, что имя Иоанн и тождественное с ним Иоанан давалось в ветхом завете многим. Так, известны следующие Иоанны: один из потомков некоего иудея Ваваия ( 2Езд. 9:29 ; срав. 1Езд. 10:28 ), один из потомков Астафовых, сын некоего Акатана ( 2Езд. 8:38 ; срав. 1Езд. 8:12 ), отец Маттафии ( 1Мак. 2:1 ), старший сын Маттафии, прозванный «Гадис» ( 1Мак. 2:2; 9:36 ), сын Симона, сына Иуды Маккавейского ( 1Мак. 13:53; 16:1 ), сын некоего Евполема ( 1Мак. 8:17 ; 2Мак. 4:2 ), один из послов иудейских к царскому наместнику Лисию ( 2Мак. 11:17 ; См. 2Цар. 25:23 ; Иер. 40:8; 41:11–16 ; 1Пар. 3:15,24; 5:35–36; 6:9–10; 12:4,12 ; Лк. 3:27 ). Герок замечает, что до Иоанна Крестителя никто не носил такого имени, верно только относительно арабского имени Яхья . Но и этого нельзя сказать, в Ветхом Завете встречается имя Ехья – Иехия ( См. 1Пар. 15:24 ). Ахия (=Ахья) был первосвященник при Сауле ( 1Цар. 14:3 ), храбрец Давид ( 1Пар. 11:36 ; 1Цар. 4:3 ; 1Пар. 26:26 ) и пророк в Силоаме ( 1Цар. 9:29 ). Многие мусульманские толковники, замечая ошибку автора Корана, пытались иначе объяснить слова: . Так, например, Хазин говорит, что здесь можно разуметь и такой смысл; «мы не сделали никого похожим на него и подобным ему, потому что он не будет преслушатся пред Богом и никогда не будет помышлять о преслушании. Ибн-Аббас толкует так: ни одна из неплодных не родила подобного ему дитяти». 130 Очевидно, что это толкование составлено под влиянием евангельских слов: «Иоанн будет велик пред Господом» 131 , но оно едва ли могло выражать ту мысль, какую сам Мухаммед придавал разбираемым нами словам. Да и тот же Хазин замечает: «некоторые толковники говорят, что Бог всевышний не разумел под этим совокупности всех совершенств в Иоанне, а разумел только некоторые из них, ибо искренний друг Божий (т.е. Авраам) и собеседник (т.е. Моисей) жили раньше его и были совершеннее его».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мудрость не должна бояться взглянуть в глаза правды, какова бы она ни была... Наконец, следует отметить и то, что после того, как в конце 50-х гг. были всенародно вскрыты и заклеймены позором те негодные принципы и методы государственного руководства, которыми из своекорыстных побуждений оперировали некоторые ответственные в стране деятели, становится совершенно очевидным тот источник всех зол и напастей, систематически обрушивавшихся на Православную Церковь , коими в течение десятилетий наносился сознательный неисправимый вред бесконечному множеству русских людей, представляющих в своем целом отечественную Церковь . И если разнузданный произвол, расцветший махровым цветком на почве пресловутого «культа личности», беспрепятственно и цинично сметал с лица земли всех и все ему неугодное в сфере гражданской, то в церковной области все это имело место в первую очередь и по преимуществу под прикрытием универсальной формулы о непримиримости церковно-религиозной и господствующей гражданской идеологий, так или иначе уже свыше 50 лет сосуществующих в нашей стране. Таким образом, Русской Церкви более чем кому-либо следовало бы радоваться о восторжествовавшей истине. Говорим «следовало бы», так как в действительности вскрытые дефекты государственного руководства не создали, к глубочайшему сожалению, почвы для исправления и нормирования взаимоотношений Церкви и государства, что первоначально некоторым наивным людям казалось неизбежным при создавшихся условиях... Увы, здесь не только все осталось по-прежнему, но во многих отношениях прогрессирует в ещё более худшую – для Церкви – сторону. Но, как бы то ни было, провозглашённая истина, хотя, к сожалению, и весьма печальная сама по себе, все-таки ещё раз подтвердила неложное свидетельство Священного Писания о том, что «велика есть истина и премогает» ( 2Езд.4:41 ). Отсюда же, по слову одного из наших подвижников благочестия 19 столетия, известною епископа Смоленского Иоанна [Соколова], для религиозного сознания с неизбежностью вытекает и то, что «мы не боимся за истину, и истина не боится за себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Простираяй небо, яко кожу Ты, говорит, весьма возвеличился, потому что распростер небо с такою легкостью, с какою распростирается кем-либо кожа. По словам Феодорита, Давид посредством кожи изобразил легкость, с которою Бог создал небо; а Исаия выразил неподвижность неба и вод Его, сими словами: поставивший небо как свод ( Ис. 40:22 ). А если ты будешь принимать кожу в том значении, что это есть палатка кожевная; то сими словами Давид изображает, согласно с Афанасием, и вид неба; ибо как палатка имеет вид свода; так и небо походит на свод. Здесь слово: простирающий, употреблено безразлично, вместо: распростерший, по замену времен, как должно понимать и ниже следующие причастия(1). (1)Златословесного: И другую высокую мысль указывает при том, что мы совершаем путь в другую жизнь и что настоящее есть тень будущего: и мы не достигаем еще недоступного, но находимся в настоящей жизни еще в куще. Ибо куща есть из числа разрушаемых. Так и, по изменении сего неба, наступить другой род жизни, лучший настоящего; и небо будет новое и земля новая. Не сказал: распростерший, но: простирающий, поскольку, по словам Григория богослова , Он распростер его касательно бытия Его одежды, а, по промышлению, распростирает его всегда, как сказано: Отец мой доселе делает, и Я делаю. Подобное место есть и у Иова: творящий созвездие (плееду) и вечернюю (звезду); ибо создав сие однажды, Он промышляет о сохранении его. Почему Златоуст из сих и других слов делает заключение такое, что небо не кругловидно, но только имеет вид свода, и что не подвижно и не круглообращательно, но что в нем движутся только одни светила, или звезды. А божественный Василий и Григорий Нисский и Дамаскин представляют его кругловидным, и что быстрым его движением земля связывается со всех сторон и стоит среди его неподвижно. Кругловидным небо представляет кажется и Зоровавель, когда говорит: не быстротечно ли солнце, когда вращается в кругу неба и опять восходит на свое место в течении одного дня ( 2Езд. 4:34 )? И Георгий Писсидиец говорит в Ямбических стихах:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Ст. 8. ...Сихем – город в 50 км от Иерусалима, участок земли, данный Иаковом Иосифу (см.: Быт. 48:22 ). Долина шатров названа так по имени жилищ, которые построил там Иаков (см.: Быт. 33:17 ). В этом стихе речь идет, по-видимому, о том, что упомянутая земля будет предоставлена древним евреям, вернувшимся из плена. Ст. 9. Галаад – сын Манассии; ...Манассия, Ефрем –сыновья Иосифа (см.: Чис. 26:28–29 ); ...Иуда – сын Иакова (Израиля). В этом стихе перечислены родоначальники некоторых племен (колен) древнееврейского народа; каждое из двенадцати племен носило имя своего родоначальника и владело закрепленной за ним территорией; ...Ефрем – защита главы Моей –букв. «Ефрем – сила, укрепление». Этими словами указывается на то, что потомки Ефрема сделаются сильной частью древнееврейского царства; ...Иуда -царь, поставленный Мной – потомок Иуды станет царем: по окончании вавилонского плена над древними евреями царствовал Зоровавель, происходивший из племени Иудова (см.: 2Езд. 6:2 ). Ст. 10. Моав, Идумея – завоеванные древними евреями страны. Моав – сын Лота и его потомки, название народа и страны, лежащей к востоку от Мертвого моря; Идумея – страна к югу от Мертвого моря. Моав –надежный сосуд Мой – букв. «сосуд моей надежды»; эти слова могут быть поняты так: «Моав вместит в себя (будет сосудом) тех, кто надеется на Меня», то есть будет завоеван древними евреями. Ст. 11. ...град огражденный – Иерусалим.   Псалом 60 Псалом поется от лица человека, томящегося в изгнании. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 3. ...на скалу – под скалой подразумевается надежда на Бога. Ст. 7. В этом стихе толкователи под царем исторически подразумевают Зоровавеля, который вернулся с древними евреями из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до Рождества Христова и ведал там восстановительными работами. Одновременно в этих словах дано пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который вывел человеческий род из порабощения греховной жизни и показал им путь в Небесный Иерусалим, к Богу; к Господу относится и следующий стих, в котором говорится, что Он будет жить вечно.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как свидетельствуют археологические источники, в VI в. до н. э. Эдом стал ослабевать. Города, из которых ушло население, стояли заброшенные (ср.: 1Мак. 5:65 ). Между VI и IV вв. до н. э. этот географический район перешел в руки арабов (ср.: Неем. 2:19; 4:7; 6:1 ). В частности, набатеи заняли место эдомитян, вытеснив многих из них в южную Иудею, которая получила эллинизированное название «Идумея» ( 1Мак. 4:29 ), основанное на древнееврейском имени «Эдом». Давнее противоборство Иуды и Эдома нашло отражение в Книге Пророка Авдия, послужив основой этого пророчества. Не менее важную роль играет в ней география. Эдом располагался к востоку от Иордана среди скал, возвышавшихся над Мертвым морем. Знаменитый скальный город Петра, построенный набатеями, – это образец естественных защитных сооружений, на которые мог полагаться Эдом. Их неприступность порождала высокомерие и самонадеянную уверенность в собственной неуязвимости, что и привело в конечном счете к падению Эдома. Авдий и его книга Книга Пророка Авдия не только самая короткая среди книг Ветхого Завета, но и имеет самое лаконичное надписание, не дающее почти никакой информации о своем авторе. Ни родословие, ни место рождения или жительства здесь не указаны. Нам сообщают только о том, что это «видение Авдия». Возможно, что даже имя пророка – «раб Господень» – это всего лишь титул, который часто используется в Ветхом Завете для обозначения пророков (напр.: 3Цар. 14:18 ). Впрочем, имя «Авдий» встречается у евреев довольно часто, поэтому нет никаких веских причин сомневаться в его принадлежности автору этого краткого пророчества. Поскольку мы не располагаем никакими сведениями о личности автора, точная датировка этого текста представляется весьма затруднительной. Любое предположение должно быть основано на фактах, содержащихся в самой книге (см. также табл. на с. 217 По–видимому, предпосылкой этого пророчества является нападение Эдома на Израиль (10–14), однако, как показывает краткий обзор истории отношений между этими народами, такое случалось неоднократно. Наиболее вероятно, что эти стихи в Книге Авдия относятся к разрушению Иерусалима в 587 г. до н. э. Это наиболее значительное событие, сопровождавшееся разгромом и разграблением Израиля ( 4Цар. 25 ; 2Пар. 36:17–21 ), в котором, судя по некоторым данным, принимали участие эдомитяне ( 2Езд. 4:45 ). Если эта гипотеза верна, то пророчество могло быть требованием суда над Эдомом за его преступления против Бога и Его народа, а также посланием к Богу с выражением надежды, что враги Израиля не останутся безнаказанными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

II. а) Делать пожертвования на храм Божий люди начали в самой глубокой древности и не по своему произволению, а по воле Божией . Еще в Ветхом Завете, когда устраивался первый храм истинному Богу при горе Синае, еще тогда, говорю, Бог повелел через пр. Моисея, чтобы израильтяне, каждый по своему усердию, пожертвовали начатки своего имущества на это святое дело ( Исх.35:21–27; 36:5–7 ). Затем, при построении храма Соломонова, а особенно второго храма Иерусалимского, в котором явился Спаситель мира, народ принимал самое живое участие и помогал – кто имуществом, а кто и своими трудами ( 2Езд.5:53, 68 ). Кроме того, из Св. Евангелия мы знаем, что в этом самом храме при дверях стоял ящик, в который благотворители полагали свои дары на нужды храма и его служителей, и что Спаситель, указывая на женщину, положившую две лепты, сказал, что она положила более всех богатых людей потому, что положила не от избытка, а от всего усердия и притом последние деньги ( Лк.21:2–4 ). Наконец, в обществе ближайших учеников Иисуса Христа – в том обществе, которое послужило основанием Церкви Христовой, имелся ящик для собирания пожертвований от почитателей божественного Учителя, и эти пожертвования употреблялись как на потребности Спасителя и Его учеников, так и для подаяния милостыни нищим ( Ин.12:6, 13:29 ). Когда же с умножением числа верующих во Христа явилось между ними и много нуждающихся, то первенствующие христиане старались поддерживать друг друга. Усердие их к бедным было так велико, что многие из них продавали свое имущество и вырученные деньги отдавали в распоряжение св. апостолов, а иные делали сборы и через доверенных лиц отсылали нуждающимся, но живущим в отдаленных местах. Но так как часто делать сборы было затруднительно, то святой апостол Павел дал коринфским христианам следующую заповедь: для пособия бедствующим христианам пусть каждый из вас в день воскресный отлагает у себя и сберегает столько, сколько позволит ему состояние ( 1Кор.16:1–2 ). Вот таким-то образом установился благочестивый обычай, по которому христиане, приходя во святой храм на молитву по воскресным и праздничным дням, приносили туда свои пожертвования, и лица уполномоченные вместе со священно-церковнослужителями употребляли эти приношения на нужды церковные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но есть нечто, в чем и мы не соглашались. Не спорю, что и сие худо; ибо не надлежало бы давать как лукавому доступа или повода, так и злым языкам свободы. Впрочем, не столько худо, как представляется нашим клеветникам. Поелику нам, как людям, свойственно было и погрешить в чем-нибудь, то вот наш проступок – мы были весьма пастырелюбивы и не умели решить, которое из двух благ предпочтительнее, пока не согласились равно уважить то и другое. Такова наша вина; за сие пусть укоряет или прощает нас кто хочет. На это одно могут опереться еретики. Кроме же сего ничего не найдете, хотя бы и очень желали. Мухи умершия и загнившие сгнояют елей, говорит некто ( Еккл. 10:1 ); но зависть не может повредить добру, хотя и захочет; ибо истина, как рассуждаю с Ездрой, крепчае паче всех ( 2Езд. 4:35 ). 5. Таким образом, мы сами собой прекратили и будем прекращать собственные свои несогласия; ибо невозможно, чтобы отцы немилостиво судили детей, особенно при посредстве общеисповедуемой Троицы, за Которую воздвигают на нас брань и для Которой мы сами не будем вступать в брань. Поручителем же мира я – человек столь малый для такого дела; потому что Господь смиренным дает благодать, а высоких смиряет до земли ( Иак. 4:6 ; Пс. 146:6 ). Но что из сего вам, общие наши примирители (ибо вы действительно наши примирители и невольно оказываете нам такую милость)? Если мы погрешаем в чем-нибудь большом или малом, то вы от сего не делаетесь благочестивыми. Напротив того, как мы не стоим похвалы за худое, если когда падаем, так вы остаетесь не менее нечестивыми, хотя и мы согрешаем, – даже еще более, потому что с нами, падающими, поступаете жестоко. Но чтобы вы могли видеть наше во всем единомыслие, а из сего заключить, что мы и всегда будем единомышленными; хотя в сем, как думаю, уверило и видимое – и праводушный отец, и благопокорный сын, вместе восседающие, служащие друг другу украшением и в вас воспламенившие ту искру благочестия и единодушия, какая только есть; однако же да убедит в том и слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Поучение на празднество Пресвятой Богородицы Смоленской именуемой «Одигитрия», месяца июля, в 28 день Пришедши ныне с благоговением в эту святую обитель, как бы в насажденный Богом рай, и войдя во святую эту церковь , как бы в мысленное и Богом утвержденное небо, я спрошу: что значит сей глас празднующих? Какое празднество здесь совершается? Какая вещь или какое лицо соборно ублажается песненными похвалами? Отвечает мне Святая Церковь в месяцеслове: в этот день мы празднуем явление Смоленской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, именуемой Одигитрия. Итак, поклонившись с верой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и облобызав ее с любовью, я хочу узнать значение сего именования «Одигитрия». Русский лексикон говорит, что «Одигитрия» – значит радостная, крепкая помощница, наставница, а греческий лексикон объясняет, что «Одигитрия» означает путеводительница и сопутница. Одигитрия – крепкая. Крепка Матерь Божия, ибо обладает властью, как показывает и преблагословенное Ее имя – Мария. Мария в переводе с сирийского языка значит «госпожа», или «имеющая власть». Но кто крепок, как не господствующий? И о Небесном Царе в Писании сказано: «Бог крепкий, Владыка» ( Ис. 9:6 ). Крепок, ибо владычествует Владыка, а без власти кто может быть крепким? И Пресвятая Владычица крепка, ибо Она – Госпожа владычествующая, Царица, Владычица, Одигитрия крепкая. Нам, немощным, крепость эта весьма потребна, ибо мы премного изнемогаем, будучи не владеющими, а обладаемыми, и обладаемыми своими собственными страстями, как говорит апостол: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак. 1:14 ); и как обладаемые рабы и пленники, «не то делаем, что хотим, а что ненавидим, то делаем. Не мы делаем то, но живущий в нас грех» ( Рим. 7:15, 17 ). Теперь поищем, кто в поднебесной может назваться крепким властелином? Я знаю, что один из постельничих царя Дария сказал бы, что крепче всего царь. " Царь, – говорит он, – все побеждает и господствует всеми, и владычествует ими». Он собирает силу воинскую, посылает ее на брань против супостатов; скажет им: «поразите», – и поражает. Он овладевает сильными городами и говорит: «разорите», – и разоряют. Он берет в плен страны и говорит: «посеките», – и посекают; и весь народ и полки слушают его (см. 2Езд. 4:3 и сл.). Так рассудил постельничий царя Дария. Этому рассуждению доследовал бы и я, если бы мне не воспрекословил святой Григорий Двоеслов , который говорит: «Крепкое владетельство праведных заключается в том, чтобы одолеть себя, то есть идти против собственных страстей, угашать в настоящей жизни разжение страстное и греховное».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2Езд.8:37 из сынов Вавия – Захария, сын Вивая, и с ним двадцать восемь человек; 37 . Ср. 1Eзд VIII,11 . Вавий ­­ Бевай. 2Езд.8:38 из сынов Астафа – Иоанн, сын Акатана, и с ним сто десять человек; 38 . Ср. 1Eзд VIII,12 . Астаф ­­ Азгад; Иоанн ­­ Иоханан; Акатан ­­ Гаккатан. 2Езд.8:39 из сынов Адоникама – последние, и вот имена их: Елифала, сын Иеуила, и Самей, и с ними семьдесят человек; 39 . Ср. 1Eзд VIII,13 . Елифала ­­ Елифелет; Иеуил ­­ Иеиел; Самей ­­ Шемаия. Вместо 70 в 1Eзд VIII,13 цифра 60. 2Езд.8:40 из сынов Вагоя – Уфий, сын Исталкура, и с ним семьдесят человек. 40 . Ср. 1Eзд VIII,14 . Вагой ­­ Бигвай; Уфий ­­ Уфай. Вместо слов сын Исталкура в 1Eзд VIII,14 читается «и Заббуд». 2Езд.8:41 И я собрал их при реке, называемой Феран, и мы пробыли там три дня, и я осмотрел их. 41 . И я собрал их при реке называемой Феран . В 1Eзд VIII,15 , как место собрания имевших возвратиться в отечество пленников, указывается приток р. Агавы. И Флавий, следуя вообще 2 Езд, в данном пункте отступает от нее, замечая, что место сбора было вблизи Евфрата ( εις то πραν το Εθρτου). 2Езд.8:42 И не найдя там никого из священников и левитов, 2Езд.8:43 я послал к Елеазару и Идуилу, и Маасману, и Алнафану, и Мамею, и Самею, и Иоривону, Нафану, Еннатану, Захарии и Мосолламу, начальствующим и ученым, 43 . Ср. 1Eзд VIII,16 . Елеазар ­­ Елиезер; Идуил ­­ Ариэл. Вместо имен Маасмана и Мамея в 1 Езд только Шемаия. Алнафан ­­ Элпафан. Иоривон ­­ Иарив. Имени Самея в 1 Езд нет. Во 2Eзд VIII,43 опущен, упоминаемый в 1 Езд Иоярив. 2Езд.8:44 и сказал им, чтоб они пошли к Доддею, начальствующему в местности Касифье, 44 . Ср. 1Eзд VIII,17 . Доддей ­­ Иддо. 2Езд.8:45 приказав им сказать Доддею и братьям его и находящимся в той местности Касифье, чтобы они прислали нам священников для дома Господа Бога нашего. 2Езд.8:46 И они привели к нам мощною рукою Господа Бога нашего мужей сведущих из сынов Мооли, сына Левия, сына Израилева, Асевивея и сыновей его и братьев его, которых было восемнадцать человек;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010