б) сельское хозяйство По растениеводству плановое задание в 1953 году выполнено: по валовому сбору зерна на 84,8%, по урожайности зерновых культур на 86,1%, картофеля на 90,3%, овощебахчевых культур 95,5%, кормовых корнеплодов 89,8/%, по заготовке сена 90,4%, закладке силоса 89%, посеву озимых 110% и подъему зяби 34.4%. Выходное поголовье на 1 октября 1953 года составило: крупного рогатого скота 101,8%, свиней 104,8%, лошадей 111,3%, птицы 93,4% к плану и наличие овец на 1 января 1954 года 52,634 головы, которые подлежат передаче в 1 полугодии 1954 года совхозам и на плановый забой. На 1954 год планом предусмотрено: вся посевная площадь 228,7 тыс. га, в том числе площадь сева: яровых зерновых 88,5 тыс. га, озимых зерновых 9,7 тыс. га, картофеля 9,0 тыс. га, овощебахчевых 3,3 тыс. га, технических культур 2,0 тыс. га, кормовых культур с травами посева прошлых лет 116,2 тыс. га; озимый сев под урожай будущего года 9,2 тыс. га. Урожайность установлена: по зерновым культурам 12,5 цнт, картофелю 118 цнт, овощебахчевых культур 165 цнт. Планом предусмотрена заготовка сена 195,0 тыс. тонн и закладка силоса 121,0 тыс. тонн. Выходное поголовье на 1 октября 1954 года определено: крупного рогатого скота 61,5 тыс. голов, свиней 70 тыс. голов и птицы 107,0 тыс. голов. Планом предусмотрено получение удоя молока на одну фуражную корову 2860 килограммов, выход мяса в живом весе 123,1 тыс. цнт., масла животного 8,3 тыс. цнт., товарного меда 0,9 тыс. центнеров и сбор яиц 2417,0 тыс. штук. в) по капитальным вложениям План по капитальным вложениям 1953 года выполнен на 100,1 %, в том числе по строительно-монтажным работам на 101,9% Введено в действие жилой площади 182,4% к плану. На 1954 год утвержден объем капиталовложений: по Промбанку в сумме 157,27 млн. рублей и по Госбанку 4,5 млн. рублей. Затраты на формирование стада на 1954 год утверждены в сумме 45 млн. рублей. На индивидуальное жилищное строительство выделено на 1954 год по Цекомбанку – 1,5 млн. рублей. 6 . Материальное обеспечение подразделений ГУЛАГа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

39 . Рец. на кн.: Laurent V. Le Corpus de sceaux de l’empire Byzantin. T. 5. Part 1: L’Église de Constantinople. Ä La hiérarhie. Paris: Éditions du Centre Nationalde la Recherche Scientifique, 1963. 805 p.//Theologische Literaturzeitung. 1965.Bd. 90. S. 918. 40 . Debate on Palamism: Philosophy, Theology, Palamism and “Secular Chris-tianity” [Reply to P. Sherwood]//SVTQ. 1966. Vol. 10. P. 203–208. 41 . Рец. на кн.: Dvornik F. Byzantine Missions among the Slavs. SS. Constantine-Cyril and Methodius. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1970. 524 p.//SVTQ. 1970. Vol. 14. 4. P. 233–234. 42 . Рец. на кн.: Weiss G. Joannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiserund Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1969. 174 S. (Schriften zur Geistesgeschichte desöstlichen Europa; Bd. 4)//BZ. 1971. Bd. 64. S. 116–118. 43 . Рец. на кн.: Kresten O. Das Patriarchat von Konstantinopel im ausgehenden16. Jahrhundert. Der Bericht des Leontios Eustratios im Cod. Tym. MB. 10: Einleitung, Text, Übersetzung, Kommentar. Wein; Köln; Graz: Hermann Böhlaus Nachfolger, 1970. 89 S.//BSl. 1972. T. 33. Fasc. 2. P. 251. 44 . Рец.на кн.: Vita Euthymii Patriarchae CP/Text, transl., introd. and comment. by P. Karlin-Hayter. Bruxelles, 1970. 267 p. (Bibliothèque de Byzantion; T. 3)//Speculum. 1972. Vol. 47. P. 533–534. 45 . Рец.на кн.: Les “Mémoires” du Grand Ecclésiarque de l’Église de Constanti-nople Sylvestre Syropoulos, sur le Concile de Florence (1438–1439)/Éd. V. Laurent. Paris: Éditions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1971.715 p.//SVTQ. 1972. Vol. 16. P. 159–161; Κληρονομ α. 1973. T. 5. Ζ. 166–170. 46 . Отклик на письмо Солженицына патриарху Пимену//ВРСХД. 103. С. 152–153. 47 . Рец. на кн.: Sahas D. J. John of Damascus on Islam: The “Heresy of the Ishmaelites”. Leiden: Brill, 1972. 171 p.//SVTQ. 1973. Vol. 17. P. 252–253. 48 . Рец. на кн.: Deiten J. L. von. Geschichte der Patriarchen von Sergius I. bis Johannes VI. (=Deiten J. L. von, Mango C., Wirth P. Geschichte der griechischen Patriarchen von Konstantinopel. Amsterdam, 1972. Teil 4. 241 S.)//BS. 1975.Vol. 2. P. 89–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

145 . Markovi . ivot Svetog Save. Trstenik. 1994. 73. 146 . Markovi V. Pravoslavno monaštvo i manastiri u srednjovekovnoj Srbiji. Sremski Karlovci 1920. 158. 147 . Mateji M. The Holy Mount and Hilandar Monastery. Columbus, Ohio 1983. 90. [Bibl. 89–90]. 148 . Mati D. Hiljadugodišnja svetkovina sv. irila i Metodija//GDSS 1863. 16. 294. 149 . Medakovi D. Манастир Савина. Београд 1978. 150 . Medakovi D. Pravoslavna crkvena organizacija//Srbi u Beu. Novi Sad 1998. 71–92. 151 . Medjunarodni naucni skup Sava Njemanic – Sveti Sava. Istorija i predanje. Beograd 1979. 152 . Mihail, mitropolit srpski. Sveta Gora Atonska. Niš 1998. 193. 153 . Milaš N. Sveti Vasilije Ostroški. Dubrovnik. 1913. 154 . Mileusni S. Sveti Sava. Kragujevac 1993. 155 . Milojevi M. S. Pravila sv. Petke Paraskeve srpske//GSUD 1871. 31. 398. 156 . Milojevi M. S. Pravila sv. Simeunu srpskom//GSUD 1871. 32. 295. 157 . Milojevi S. Naši manastiri i kaluerstvö na svete Trojice 1881. Beograd 1997. 120. (Biblioteka Slava). 158 . Miloševi R. Света Гора и браничевска enapxuja//Саборност. Пожаревац. 1998. 4:3–4. 73–98. 159 . Mitoševi D. D. Шест стотина година манастира 1379–1979//ГСПЦ 1979. 60:2. 31–45. 160 . Mitrofan Hilandarac, monah. Ugasi se palei kandilo Svetom Savi//Sveta Gora danas. Niš 1993. 39–59. 161 . Mitrovi . Kaluerstvo i njegovo socialno znaenje//VSC 1901. 12. 205–220. 162 . Mitrovi . Vladianstvo i monaški in. Sarajevo 1908. 19. 163 . Mojsije Svetogorac. Svetoaorski duh u Srpskoj crkvi//Povelja. Kraljevö Narodna biblioteka. 1988. 18:1–2. 3–7. 164 . Mošin V. Св. патриарх Калист и Српска Црква//ГСПЦ 1946. 27:9. 192–206. 165 . Mošin V., Purkovi М. A. Hilandarski igumani srednjega veka. Skopje 1940. 89. (Biblioteka «Hrišankog Dela». 18). 166 . Mošin V. Свети Сава. Ucmopuja и Београд 1975. 167 . Muli М. Pletenie sloves i hesihazam//Radovi zavoda za slavensku filologiju. Zagreb 1965. 7. 141–156. 168 . Непознати српски писац. Молитва за деспотовину и деспота/Превео са српскословенског, уводну белешку и напомене написао 1994. 3:9. 24–29.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Псалмы имеют различный характер: по назначению и тону они разделяются на хвалебные или гимны – tehillah, просительные или молитвы – tefillah, на покаянные, на благодарственные, на учительные – mascil. В христианском богословии имеют особенное значение так называемые мессианские псалмы: 2,8,15,21,39,44,68,71 и 109, в коих с наибольшею подробностью излагаются пророчества о Мессии. У Евреев вся Псалтирь, подобно Пятокнижию, разделяется на 5 частей, имеющих разные окончания. Первая часть: 1–41пс., заключает в себе исключительно псалмы Давида, надписанные и свидетельствуемые преданием (пс.1–2= Деян.4:24–26 ), и заканчивается славословием: аминь и аминь. Вторая часть: 42–72пс., заключает в себе псалмы разных лиц: семь псалмов сынов Кореевых (42–49), один – Асафа (50-й по евр. счету, а по нашему – 49-й), 18-ть Давидовых (51–65, 68–70), три безымянных (66–67 и 71) и один Соломонов (72), заканчивается славословием и историческим замечанием: кончилась молитва Давида, сына Иесеева. Третья часть: 73–89 пс., заключает в себе одиннадцать псалмов Асафа (73–83), три псалма сынов Кореевых (84–85 и 87), один Давидов (86) и два псалма Эмана и Эфама Езрахитовых (88–89); заканчивается одним славословием: аминь и аминь. Четвертая часть: 90–106пс., начинается псалмом Моисея, человека Божия (90), продолжается (91–100) и заканчивается (102,104–106) безымянными и между ними имеет два Давидова псалма (101 и 103). Заканчивается славословием: аминь аллилуия. Последняя пятая часть: 107–150пс., состоит преимущественно из безымянных псалмов (107,114–119,135–137,146–150) и песней восхождений (120–134) и среди них имеет один принадлежащий Соломону (127) и одиннадцать – Давиду (108–110, 138–145 184 ). Заканчивается славословием: всякое дыхание да хвалит Господа. Из представленных указаний видно, что различие частей не соответствует различию псалмопевцев. Точно также смешанно в них употребление имен Божиих: в первой части употребляется преимущественно имя Иегова (272 раза) и немного Елогим (15); во второй части преимущественно Елогим (164) и немного Иегова (31); в третьей части употребляются поровну: Елогим (43) и Иегова (44), в четвертой и пятой частях преимущественно Иегова 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

здесь собирались паломники ( O " Donovan, O " Curry. 1839. P. 89-90). В баронии Килтартан (ее территория в целом соответствовала средневек. диоцезу Килмакдуа) существует 4 источника, названные в честь К.; самый известный находится в Коркере, близ сел. Горт (по преданию, на этом месте родился святой - Fahey. 1893. P. 50-51, 112-114; Marnell. 1999). В нач. XX в. по инициативе Фахи у источника был установлен памятный крест, позднее сооружен небольшой ораторий. Паломники посещают источник в день памяти святого (29 окт.). В графстве Лимерик известно 5 источников, названных в честь К., к-рые также было принято посещать в этот день ( Ó Danachair C. The Holy Wells of Co. Limerick//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. 1955. Vol. 85. P. 197). Арх.: O " Donovan J., O " Conor Th. Ordnance Survey of Ireland: Letters: Galway. 1838. Vol. 2. P. 118-169 (ркп. Dublin. RIA. 14 C 21/11); O " Donovan J., O " Curry E. Ordnance Survey of Ireland: Letters: Clare. 1839. Vol. 1. P. 89-90, 98-101 (ркп. Dublin. RIA. 14 B 23/7). Ист.: Corpus genealogiarum sanctorum Hiberniae/Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 376, 503, 662.70, 707.177; O " Keeffe J. G. Colman mac Duach and Guaire//Ériu. Dublin, 1904. Vol. 1. P. 43-48; Stokes W. Three Legends from the Brussels Manuscript 5100-4//Revue Celtique. P., 1905. T. 26. P. 360-377; 1906. T. 27. P. 203; Keating G. The History of Ireland/Ed. P. S. Dinneen. L., 1908. Vol. 3. P. 64-73; Colgan I. Acta Sanctorum veteris et majoris Scotiae, seu Hiberniae, Sanctorum insulae. Lovanii, 1645. T. 1. P. 244-248; ActaSS. Oct. T. 12. P. 880-892. Лит.: Ware J. History of the Bishops of the Kingdom of Ireland/Ed. W. Harris. Dublin, 1739. P. 647-648; Cotton H. Fasti Ecclesiae Hibernicae. Dublin, 1850. Vol. 4. P. 197-215; 1860. Vol. 5. P. 299-303; O " Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, Vol. 2. P. 269-272; Fahey J. The History and Antiquities of the Diocese of Kilmacduagh. Dublin, 1893; idem. Kilmacduagh and Its Ecclesiastical Monuments//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Наконец, отметим тот факт, что в Мединских откровениях Мухаммед не раз называл себя по имени 197 , чего не делал он в Мекке. Из этого видно, как под влиянием перемены во внешнем положении с переселением Мухаммеда переломилось его сознание и самосознание. Из этого же видно, что религиозные идеи уже перестали производить в нем те волнения и впечатления, какими исполнена была его жизнь и проповедь в Мекке. В Медине он мыслил себя каким-то гражданским князем и политическим деятелем, а не религиозным реформатором и учителем. Большее значение для него сравнительно с метафизическими и историческими истинами религии, которыми он занят был ранее, получило то, чем бы он мог упрочить существование общества мусульман и обеспечить в нем для себя власть, влияние и честь. Присвояя себе разные преимущества и привиллегии, он начал определять жизнь своих последователей разными законами и предписаниями. Тут у него явилась целая серия внешнеобрядовых предписаний, как то: о кыбле (2, 136–147) о посте (2, 179–183) об азане (5, 63) о молитве в трезвом виде (4, 46) и о молитве в походах (4, 102–104) об омовении водою (5, 8) и об омовении песком (4, 46 и 5, 9) о пище (2, 163–168; 5, 1–6, 89–90) о хадже (2, 153; 186–191) о новолунии (2, 185) и др. Еще более было издано в Медине гражданских законов, например: о браке (4, 26–32; 5, 7) о разводе (2, 226–238; 58,1–5; 61,1–7; 24, 4–26) о прелюбодеянии (24, 2–3) о воспитании и кормилицах (2, 233) о невольницах (24, 32–34, 57–58) об отношении к женам (4, 38, 126–133) о разделе имущества (4, 8–18) о наследстве жен (4, 24–25; 37, 175) об отношении супругов, разлученных бегством в Медину (60, 10–12) о завещаниях (5, 105–111) о приемышах (33, 4–6) о добыче (8, 1, 42; 59, 6–10) о стратегических мерах (4, 73–80) об убийстве (4, 94–95 о мщении (2, 173–175; 4, 94–95; 5, 4, 9) о ворах (5, 42–44) о долговых обязательствах (2, 285–284) об охоте (5, 95–98) о свидетелях (4, 134–136) о приветствиях (24, 61; 4, 88–89) о приличии при входе в дом (24, 27–29, 57–58) о покрывалах (24, 31, 33, 59)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

л. 471 об. с(60) тщанием(61) копати(62) строино и немедлено(63) молитвами святаго Макариа(64). Воды никакоже не видша(65), но токмо многа телеса(66) и(67) кости(68) (69)умръших(70) обртошя(71), и(72) събираху(73) (74)и(75), в(76) ин(77) мсте(78) съкрыша(79) их(80). Приидоша(81) же (82)бразды копатели(83) (84)на десную(85) страну на(86) умреное(87) мсто, начаша(88) копати не тако, но з боязнию(89) по наказанию(90) игумена. Та же достигоша(91) до пол(92) рова и дале (93)не обртше(94) иного никогоже(95), но токмо един гроб нерушим ничимже(96), но лп(97) зло(98) показашеся(99), и благовоние(100) от него л. 472 ucxoждaaшe(XIV.1) 316 . Чюяше(2) (3)се(4) же, не смяше(5) дале дръзнути(6) копанию, но възвстиша(7) игумену, он же скоре(8) прииде(9), (10)повел(11) в била(12) ударити, и снидошяся(13) вся (14)братиа(15) и людие мнози и окрестной(я)(16) народ(17), и начашя(18) радоватися духом(19) и веселяшеся(20) велми(21), обртоша(22) съкровише(23) некрадомо и источник неисчерпаем, похваляему(24) бо праведнику веселятся(25) людие. И взяша(26) с(27) братиею(28) гроб святаго с тлом честно и(29) несошя(30) в(31) гробницу(32), идже(33) устроена бысть близ церкви, и сътвориша(34) над ним святое пние с(35) всякым(36) укра л. 472об. шением и с(37) свщами(38), якоже подобает(39) честь(40) въздавати(41) святым. По отпнии(42)же вскрыша(а)(43) раку(44) его(45), и исхождаше(46) от него благовоние(47) велие(48), се же и(49) прах не(50) коснуся риз(51) его, колже(52) паче тлу(53). Видша(54) же святолпныа(55) сдины(56) его сияющи(57), яко солнце, (58)игумен же и братиа(59) хвалу Богу възсылающа(60) и гласом велиим(61) глаголюще(62):«Господи(63) (64)Владыко человколюбче Исус(65) Христе(66) Боже нашь(67), что ти въздамыи(68), якоже ты дарова нам такова свтилника(69)? Не нам токмо(70), но (71)всю (72)вселенную просвщает(73), сияет(74), яко солнце». Начаша же игумен и(75) иноци(76) л. 473 прикасатися святому и нетлнному(77) (78)его тлу(79) и пресвтлеи(80) риз(81), прося от него помощи и заступлениа(82), таже мнози от него исцление(83) получиша приходящим(84) (85)к нему с врою(86). Игумен же не рачяше(87) на длъго(88) время таковаа(89) дла съкрыти(90) – новоявленнаго(91) чюдотворца(92) Макариа(93) (94)чюдеса, но (95)скоре(96) посылает старишаго(97) священника(98) к самодръжцу(99) благоверному князю Георгию(100) Ubahobuчy(б)(XV.1), 317 да скажет(2) ему подробно(3) о преподобном отци(4) Макарии(5). Священник(6) же прииде и повда(7) ему вся(8) от Бога дарованни(9)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Се(73) бо есть(74) похвала(75) вашего(76) града(77), яко(78) ни плища имти(79), ни хлвиниць(80), ни златокровных(81) домов(82), ни полат, но(83) еже(84) имти народ(85) поспшив(86) и въставлен(87) не от листвиа(88) доброродства(89) дубнаго, но от плода познаваем(90), того бо ради безсловессных(91) скотов паче почтени быхом(92), (93)якоже слово имти и словеса приимати и слова желати. Человк(94) не желаа(95) словеси вльми(96) бо(97) паче безсловесне(98) скота есть(99), невдыи(100) бo(IV.1) 306 , почто честен(2) бысть и откуду имат(3) честь да добр л. 459 об. глаголаше(4) пророк: человк въчти(5) сыи(6) не разум (7)приложися(8) (9)скотх(10) несмысльных(11) и уподобися им, человк словесен словеси не желаеши – повждь ми да каку(12) имаши(13) простыню(14). Тмже(15) убо вы(16) паче всх мн(17) уншии(18), иже(19) к(20) словеси(21) добротну(22) ум(23) въскриляется(24), егоже ради к разуму присязем (25)и (26)пръвоглаголанным(27) в ряждение(28) рцм(29): длъжници(30) есмы(31) и сладц(32) отдаю длъг(33), не бо нищеты(34) ми приносит, но богатство(35) ми (36)приносит, отдание о(37) вншних(38) потрбах(39) длъжници(40) бгают(41) заимодавец(42), л. 460. яко не одлъжитися(43). (44)Аз же(45) гоню, якоже отдати паче в лпоту о вншниих(46) потрбах(47) одлъжение(48) убожьства(49) творит, словесное же отдание богатства(50) раждает(51): что се(52) глаголю – имнием(53) ли длъжни(54) есмы(55) нкому(56), то и(е)(57) аще отдам(58), не может и(59) у мене быти и у иного, но (60)от мене отидет,(61) оному (62)прилпну(63), а слово аще отдам – и с(64) мною есть, и вси имат(65) е(66); аще ли удлъжю(67) и слова не подам – тогда (68)убог(69) есм(70), егда ли отдам – тогда(71) богат не(72) буду, аще (73)не подам(74) слова – един богатю(75), аще ли отдам(76) – с(77) всми(78) плод принесу. Милость Божию и человколюбие(79) л. 460 об. проповдует(80), убо вся (81)твар(82) проповдает(83) же и тварное(84) строение. Нсть бо ничтоже(86) (86)от видимых и невидимых, еже не исповдает(87) благыня(88) Божия(89), но и небо и земля(90), и море, и все видимое и невидимое(ж) милостию(91) Божиею(92) бысть(93) и състоится(94) и хранится(95); в лпоту убо блаженныи(96) Давид(97) от человколюбиа(98) милостиваго Бога (99)проповдает(100), 307 (V.1)rлaroля(2): Милостив и щедр (3)и праведен(4) Господь. Примси(5) к(6) человколюбию правду, да егда и правдива слышиши, (7)убоишися суда, егда(з) ли человколюбива(8) слышиши, (9)притечеши

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

99–100), Дилльман пишет: «отождествлять Мессию с «Словом» и представлять его, как воплощение слова – лежит вне христологии нашей книги и настолько погрешает против всего иудейского учения о Мессии, что мы в этом случае необходимо эти слова должны считать за христианскую глоссу» (Buch Enoch, s, 287). Но вероятнее всего здесь (гл. 90:38) испорчен текст: стояло название зверя, вроде еврейского , или , по-гречески μ, что потом прочитали как μα и перевели на эфиопский язык словом nagar. А между тем «nagar» обозначает в эфиопском так же мало «существенное слово Божие», как и μα в греческом; существенное слово Λγος, било бы qâl (Dillmann, Buch Enoch, s. 288, 287; Ср. проф. А.В. Смирнов, книга Еноха, стр. 100). 89 Наименованию книги Еноха Мессии «Сыном Человеческим» особенно большое значение придают те богословы, которые утверждают, что «Сын Человеческий» кн. пр. Даниила нужно понимать в образном смысле. Тогда, по их мнению, следует, что автор книги Еноха первый употребил это имя в смысле индивидуалистическом. Ср. Baldensperger, Mess. Hoffnungen, s. 99–100, 120 и мн. др. 90 Гильгенфельд доказывает, что «сын мужа» есть неправильный перевод вместо «сын человеческий». Объясняется это таким образом, что переводчик смешивал имена «νϑρωπος» и «νρ», доказательством чего служит гл. 89, 1 и 9 ст. В 1-м стихе читаем: «Он (белый телец) был рожден подобно тельцу и сделался человеком, и выстроил себе большое судно и поселился в нем, а в 9 ст.: «а тот белый телец, который стал мужем, вышел из судна» (Die Jüdische Apokalyptik, s 158, anm. 2). Проф. А.В. Смирнов с таким толкованием не согласен (см. кн. Еноха, стр. 105–106; Мессианские ожидания, стр. 308–309) – Что же касается наименования «Сын жены», то его можно понимать как несколько неточный перевод вместо «Сын Девы», след., не без отношения к Ис.7:14 . (Ср. Baldensperger, Das Selbstbewusstsein Jesu, Strassburg, 1892, s. 92, anm 2; Die Mes.-Ap Hoffnungen s. 109, anm. 2). Это тем более возможно, что стоящее там слово – алма у евреев вовсе не означало virgo illibata, но просто «незамужняя» Unverheiratete).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   Псалтирь содержит в себе 150 отдельных священных песней, преимущественно имевших богослужебное употребление, и может быть названа книгой священных песнопений еврейского народа. По прекращении храмового культа, она сделалась преимущественно молитвенной книгой для общественных собраний и домашней молитвы (Пс.101:1). Псалмы имеют различный характер: по назначению и тону они разделяются на хвалебные или гимны — tehillah, просительные или молитвы — tefillah, на покаянные, на благодарственные, на учительные — mascil. В христианском богословии имеют особенное значение так называемые мессианские псалмы: 2, 8, 15, 21, 39, 44, 68, 71 и 109, в коих с наибольшей подробностью излагаются пророчества о Мессии.    У евреев вся Псалтирь, подобно Пятикнижию, разделяется на 5 частей, имеющих разные окончания. Первая часть: 1—41 псалмы, заключает в себе исключительно псалмы Давида, надписанные и свидетельствуемые преданием (Пс.1—2 ­­ Деян.4:24—26), и заканчивается славословием: аминь и аминь. Вторая часть: 42—72 псалмы, заключает в себе псалмы разных лиц: семь псалмов сынов Кореевых (42—49), один — Асафа (50-й по евр. счету, а по нашему 49-й), 18-ть Давидовых (51—65, 68—70), три безымянных (66—67 и 71) и один Соломонов (72), заканчивается славословием и историческим замечанием: кончились молитвы Давида, сына Иессеева. Третья часть: 73—89 псалмы, заключает в себе одиннадцать псалмов Асафа (73—83), три псалма сынов Кореевых (84—85 и 87), один Давидов (86) и два псалма Емана и Ефама Езрахитов (88—89); заканчивается одним славословием: аминь и аминь. Четвертая часть: 90—106 псалмы, начинается псалмом Моисея, человека Божия (90), продолжается (91—100) и заканчивается (102; 104—106) безымянными и между ними имеет два Давидовых псалма (101 и 103). Заканчивается славословием: аминь аллилуйя. Последняя пятая часть: 107—150 псалмы, состоит преимущественно из безымянных псалмов (107; 114—119; 135—137; 146—150) и песней восхождений (120—134) и среди них имеет один принадлежащий Соломону (127) и одиннадцать — Давиду (108—110; 138—145). Заканчивается славословием: всякое дыхание да хвалит Господа. Из представленных указаний видно, что различие частей не соответствует различию псалмопевцев. Точно также смешанно в них употребление имен Божиих: в первой части употребляется преимущественно имя Иегова (272 раза) и немного Елогим (15); во второй части преимущественно Елогим (164) и немного Иегова (31); в третьей части употребляются поровну: Елогим (43) и Иегова (44); в четвертой и пятой частях преимущественно Иегова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010