18 апр. 1918 г. Поместный Собор Российской Православной Церкви принял решение о канонизации И., о чем Патриарх Московский и всея России св. Тихон и Свящ. Синод 2 февр. 1919 г. издали указ. Торжества прошли в астраханской Знаменской ц. 24 мая 1919 г. Праздник завершился трагедией: крестный ход жителей Астрахани к кремлю был расстрелян большевистскими властями. В мае 1992 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи И. были положены в раку, установленную в астраханском Успенском соборе. И. считается небесным покровителем Астрахани. В 1999 г. Астраханский епархиальный совет учредил носящий имя И. просветительский центр. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1768, 1859. Ист.: СГГД. Т. 4. 34-35. С. 126-131; АИ. Т. 4. 226. С. 482-495 [материалы следствия в связи с убийством И.]; Описание о российских святых. С. 257; Васильев К., свящ. Ключарёвская летопись. Астрахань, 1887. С. 20-28; Саввинский И., прот. Свт. Иосиф, митр. Астраханский. Астрахань, 1912; Крестьянская война под предводительством Степана Разина: Сб. док-тов: В 3 т. М., 1962. Т. 3. С. 213-220 [материалы следствия в связи с убийством И.]; Летописное сказание Петра Золотарёва//ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 206-233; Минея (МП). 2002. Май. Ч. 1. С. 435-446; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 528-529. Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 105; Барсуков. Источники агиографии. С. 276-279; Лебединский Я. В. Иосиф, митр. Астраханский и Терский. Астрахань, 1885; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 36-37; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 3. Прил. 3. С. 563; Благонравов М. Д. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 г. Астрахань, 1902. С. 17-29; Голубинский. Канонизация святых. С. 330; Саввинский И. И., прот. Иосиф, убиенный митр. Астраханский: Кр. сказание о его жизни, мученической кончине и чудесных знамениях по молитвам у его могилы. Астрахань, 1912; Пальмов Н. Н. Свт. Иосиф, убиенный митр. Астраханский и Терский. К., 1913; Бобров А. Г. и др. Золотарёв П. А.//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 404-406; Иона (Карпухин), еп. С молитвой против смуты: Свт. Иосиф Астраханский в судьбах России. Астрахань; СПб., 2002.

http://pravenc.ru/text/578416.html

40 лет (1908-1948 гг.)//Там же. 8. С. 71-75; Методы католич. пропаганды в Грузии//Там же. 9. С. 50-51; Речь, произнесенная перед началом 1948/49 уч. г. в МДА//Там же. 12. С. 13-17; Восточная церк. политика Римских пап - Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII//Там же. 1949. 4. С. 48-52; Папство и Правосл. Церковь//Совещание, 1948. Деяния. М., 1949. Т. 1. С. 95-140; Т. 2. С. 199, 218, 223-234; Крит. разбор кн. Соловьева В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Правосл. Церкви: Опыт ист.-канонич. и догматич. исследования. Каз., 1949; К характеристике деятельности Ватикана за посл. 20 лет (1929-1949 гг.)//ЖМП. 1949. 9. С. 43-51; Миссия дружбы//Там же. 1950. 9. С. 43-45; Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней: В 3 ч. Краснодар, 1950. Маш.; К юбилею Халкидонского Собора//ЖМП. 1951. 6. С. 32-35; Ватикан и крестовые походы//Там же. 1953. 3. С. 58-64; Старокатолическое движение//Там же. 9. С. 44-50. Лит.: [Наречение и хиротония во еп. Казанского]//ЖМП. 1946. 3. С. 7; [Возведение в сан архиепископа]//Там же. 1948. 9. С. 40; [Присвоение титула «Казанский и Чистопольский»]//Там же. 1949. 3. С. 6; [Назначен архиеп. Краснодарским и Кубанским]//Там же. 11. С. 4; [Возведение в сан митрополита]//Там же. 1954. 6. С. 13; Потапов И., свящ. Митр. Гермоген: (Некролог)//Там же. 9. С. 9-11; Годовщина со дня кончины//Там же. 1955. 10. С. 15; Сб. статей, посвященных 150-летию пребывания [МДА] в ТСЛ/ТСЛ. Загорск, 1964. Т. 2. С. 13-18. Маш.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 346-349; он же. Рус. архиереи-обновленцы. С. 67-68; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 626, 638-639, 651; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ ХХ в. СПб., 1999. С. 58; Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. C. 150-152; «Обновленческий» раскол. С. 58, 60, 448-450, 529-530, 555, 562, 568, 570-571, 585-587, 598-599, 685-687, 1031; Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Моск. духовных школ (1944-1964 гг.): Профессорско-преподавательская корпорация: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2002. С. 127-129. Ркп.; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Серг. П., 2005. С. 43-44, 46, 55, 61-62, 65-66, 68, 70, 75; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 180. И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/190197.html

44 . Fedalto G. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Series episcoporum ecclesiarum christianorum orientalium. Padova 1988. 1–2. [Два тома с общей пагинацией, библиогр. сведения обо всех изв. епископах христ. Востока]. 45 . Gedeon М. Πατριαρχικο πνακες. Κωνσταντινοπολις 1905. 46 . Gelzer H. Ungedruckte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum//Abh. d. Bayer. Ak. d. Wiss. 1901. 21. 529–641. 47 . Grumel V. Notes de chronologie patriarcale. Un synchronisme des patriarches (Constantinople, Alexandrie, Antioche, Jérusalem), dans un rouleau liturgique de l’Athos (XIV е s.)//Mélanges de l’Université Saint Joseph. Beyrouth. 1962. 38. 255–268. 48 . Guilland R. Moines de l’Athos, patriarches de Constantinople, Nicolas II, Isaïe, Isidore//EEBS 1963. 32. 40–59. 49 . Le patriarcat byzantin. Série II: Corpus Notitiarum Episcopatuum Ecclesiae Orientalis Graecae. 1: Die Genesis der Notitia episcopatuum/Hrsg. Gerland E. 1: Einleitung. 2: Les listes conciliaires/Établies par Gerland E., revues et complétées par Laurent V. A. Synode de Gabadius (394). B. Concile d’Éphèse (431). Honigmann E.//Byz 1936. 11. 340–362. 50 . Mystakides B. A. πισκοπικο κατλογοι//EEBS 1936. 12. 139–238. 51 . Papadopulos-Kerameus A. Πατριαρχικο κατλογοι (1453–1636)//BZ 1899. 8. 392–401. 52 . Petit L. Les évêques de Thessalonique//EO 1900–1901. 136–145, 212–221; 1901–1902. 25–33, 90–97, 150–156, 212–219. 53 . Trapp E. Die Metropoliten von Nikaia und Nikomedia in der Palaiologenzeit//OCP 1969. 35. 183–192. 54 . Wirth P. Zur Liste der Patriarchen von Konstantinopel//Byz 1968. 37. 415–416. История неафонских монастырей Библиография 55 . Ntelopoulos Κ. Συμβολ ες τν μοναστικν βιβλιογραφαν. Ατοτελες κδσεις 1710–1971. θναι 1974. 155. ΝΝ]. Исследования 56 . Лобова-Костогрызова Л. Ю. Константинопольский монастырь tou philanthropou soteros в первой половине XIV в.//АДСВ 1999. 30. 260–270. 57 . Порфирий Успенский , архим. Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии в 1859 г./Под ред. Сырку П. А. СПб. 1896. 1–2. 614, указ.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

II. Св. Иоанн Златоуст а) «Аще рекут, говорит, се в сокровищах Христос, се в пустыни есть, не изыдите ( Мф.24:26 ), говорит так о Своем втором славном пришествии, в виду лжехристов, лжепророков и антихриста, чтобы кто-нибудь, заблудившись, не попался последнему. Так как прежде Христа придет антихрист, то чтобы кто- нибудь, ища пастыря, не попался волку, для того указываю тебе признаки пришествия пастыря» (т. II, стр. 442). б) В толк. на кн. пр. Даниила: «Что значит малый рог? Я утверждаю, что это антихрист является между несколькими царями. И се очи аки очи человечи в роге том, и уста глаголюща великая. В самом деле, что может быть высокомернее уст того, кто превозносится паче всякого глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией ( 2Фес.2:4 )? Не удивляйся, что у него очи человечи; ведь о нем говорится и то, что он – человек ( 2Фес.2:3 ). Почему же он мал, и не является великим с самого начала? Однако после он выростет и победит несколько царей. Что же? За ним уже не следует другое царство, но сам Бог истребляет его» (т. VI, стр. 528–529). в) В толк. на 2-е посл, к фессалоникийцам: «Он (антихрист) придет не так, не преклоняя колена, но превозносяйся паче всякого глаголемого Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть. Подобно тому как диавол пал от гордости, так и тот, кто будет орудием его, будет напитан гордостью» (т. XI, стр. 575). г) «Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и откроется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть (ст. 3, 4). Здесь Он говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое отступление? Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: якоже прелъстити, сказано, аще возможно и избранных. Называет его и человеком беззакония, потому, что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, – но человек некий, который воспримет всю его силу. И открыется, говорит, человек, превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища. Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, – не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах. Показующу, говорит, себе, яко бог есть. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но – что он будет стараться показать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения» (т. XI, стр. 592).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Указанные здесь внешние и внутренние признаки одинаково подходят ко второй половине царствования Манассии, по возвращении его из пленения Вавилонского ( 2Пар 33.11 ). В самом деле, предсказание о событии нашествия Халдеев необходимо отнести ранее самого нашествия их, имевшего место в 4-й год царствования Иоакима ( 4Цар 24.1–2 ), т. е. по вероятнейшему вычисление ок. 604–600 гг. до Р. X. (см. Толк. Библ. т. II, с. 57, 5), необходимо отодвинуть назад на несколько десятилетий, если самое предсказание об этом современникам пророка представлялось невероятным ( Авв. 1:5 ). Конечно, о халдеях иудеи слышали и ранее предполагаемого нами времени (см. Ис. 39:1, 43:14 ), но в данном случае замечательно почти буквальное сходство между словами пророка о нашествии Халдеев ( Авв. 1:5 ) с выражением священного писателя 4Цар 21:10–12 об угрозах иудеям времени Манассии, изреченных не названными по имени пророками (см. Толк. Библия , т. II, с. 529). К числу этих пророков, по всем вероятиям, должно отнести и пророка Аввакума. Черты внутренней иудейской жизни – именно: нормальное отправление богослужения, а с другой бесправье в общественной жизни, вполне отвечают общему характеру второй половины царствования Манассии, когда с одной стороны было восстановлено богослужение Иегове в Иерусалимском храме ( 2Пар 33.10–16 ), после осквернения его идолослужением в первую половину Манассиина царствования ( 4Цар 21.2–9 ), с другой же стороны, насилий и притеснений покаявшийся Манассия не мог искоренить в народе (ср. 2Пар 33.17 ). Пережил ли пророк Аввакум разрушение Иерусалима, достоверно неизвестно, хотя у псевдо-Епифания есть известие о том. что пророк Аввакум не только пережил падение Иудейского царства, но и умер всего за два года до возвращения иудеев из плена. (См. у проф. М. А. Голубева , с. 685–695). Могилу пророка во времена Евсевия показывали при Киле в Палестине, в Иудином колене, близ Елевферополя. Память Св. Пророка в Православной Церкви празднуется 2 декабря. Из сказанного доселе видно, что, по своему содержанию, «пророчество Аввакума направлено против Вавилона и Навуходоносора, царя халдейского; так что, подобно тому, как прежде Наум, за которым следует Аввакум, имел пророчество против Ниневии и ассириян, которые победили десять колен, называвшихся Израилем, Аввакум получает пророчество против Вавилона и Навуходоносора, которыми подвергнуты погрому Иуда, Иерусалим и Храм» (блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 (15) января. Преставление (1833 г.), второе обретение мощей (1991 г.) преподобного Серафима, Саровского чудотворца. 4 (17) января. Собор семидесяти апостолов. 5 (18) января. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). 6 (19) января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 (20) января. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 9 (22) января. Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1569 г.). 10 (23) января. Святителя Григория Нисского (около 395 г.). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894 г.). 11 (24) января. Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529 г.). 12 (25) января. Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237 г.). 14 (27) января. Равноапостольной Нины (Нино), просветительницы Грузии (335 г.). 17 (30) января. Преподобного Антония Великого (356 г.). 18 (31) января. Святителей Афанасия (373 г.) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии(около 1377 г.), родителей преподобного Сергия Радонежского. 19 января (1 февраля). Преподобного Макария Великого , Египетского (около 391 г.). 21 января (3 февраля). Преподобного Максима Исповедника (662 г.). Преподобного Максима Грека (1556 г.). 22 января (4 февраля). Апостола от семидесяти Тимофея (около 96 г.). 24 января (6 февраля). Блаженной Ксении Петербургской. 25 января (7 февраля). Святителя Григория Богослова , архиепископа Константинопольского (389 г.). Священномученика Владимира, митрополита Киевского (1918 г.). 27 января (9 февраля). Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438 г.). 29 января (11 февраля). Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107 г.). 30 января (12 февраля). Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о. Февраль 2 (15) февраля. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 (16) февраля. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912 г.). Пророка Азарии (X в. до Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 529. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 653, 661. Иконников В.С. Опыт русской историографии: в 2 т. Киев. 1891–1908, т. 1, кн. 1, стр. 620. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1395. Порфирьев И.Я. История русской словесности: в 2 т. Казань. 1870–1891, т. 1, стр. 414–418. Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней: в 4 ч. М. 1845–1860, ч. 3, стр. 16. Сергий (Спасский) , архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 16. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, 659. История Владимирского кафедрального Успенского собора. – Владимир, 1877, стр. 40. Описание Федоровского Городецкого монастыря. СПб., 1913, стр. 26, 28, 29. Историческое описание Федоровского монастыря. Н.Новгород, 1900, стр. 12, 13, 14. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 185; т. 7, стр. 119. Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491–1730 годов. СПб., 1861, 123, 703, 841, 1190, 1191. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, стр. 36–37, 59, 181–201. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 76. Кубарев А.М. О Патерике Печерском и описание харатейного списка Печерского Патерика//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1847. Кн. 9. Кубарев А.М. О редакциях Патерика Печерского вообще//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1858. Кн. 3. Петров Н.И. О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога. Киев. 1875. Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы/Под ред. Бычкова. СПб., 1882, стр. 214, 238, 258, 279, 370–377. Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры: в 3 ч. М. 1878–1879; 1879, ч. 3, стр. 676, 712–714, 767–768, 800.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1352 г. В. К. руководил в Орехове строительством новых крепостных башен. По возвращении в Новгород он принял псковских послов, к-рые просили архиерея приехать в охваченный эпидемией чумы Псков для благословения горожан. Взяв с собой юрьевского архим. Никифора, игуменов и священников, святитель отправился в бедствующий город «не в свои лета, ни во свою чероду, но тако хотя благословити детеи своих пскович и попов». В Пскове он дважды служил в Троицком соборе, а также в Снетогорском муж. мон-ре Рождества Богородицы , в Михайловской и Иоанно-Богословской церквах, совершал крестные ходы с мощами святых вокруг города. Уезжая, архиерей благословил псковичей. На обратном пути он заболел и был доставлен в Михайловский мон-рь в устье р. Узы, притока Шелони, где и скончался. В. К. был погребен 5 июля 1352 г. в новгородском Софийском соборе. Известны 6 именных печатей В. К. (по каталогу В. Л. Янина, 468/1-3, 469/1-2, 469а). На лицевой стороне печатей надпись: «Василии архиепискуп Новгород(с)кии», на обороте - изображение Богоматери «Знамение» в полный рост. Во время святительства В. К. количество именных владычных булл сократилось по сравнению с более ранним временем. Янин объясняет это тем, что при В. К. сузилась сфера архиепископского суда, при предшественнике В. К. свт. Моисее (1326-1330) она была широкой за счет сокращения полномочий княжеского наместника и посадника. Известны также 5 печатей владычних наместников в Нов. Торгу, относящиеся к периоду святительства В. К. (по каталогу Янина, 529, 530, 530а, 531/1-2). На лицевой стороне печатей надпись: «Печать ноторжьского намест(ника)», на оборотной - изображение свт. Василия Великого в полный рост, с воздетыми руками, в левой руке - кодекс. В. К. является одним из главных действующих лиц «Повести о белом клобуке» (кон. XV - нач. XVI в.), где речь идет о присылке Новгородскому архиепископу из К-поля белого клобука в знак отличия от др. рус. архиереев. Белый клобук действительно был обнаружен во время вскрытия в 1946 г. погребения одного из Новгородских архиереев в Мартирьевской паперти Софийского собора. Исходя из наличия в захоронении полиставрия, А. Л. Монгайт считал, что там был погребен В. К. Однако Янин полагает, что белый клобук мог принадлежать как В. К., так и «любому более позднему, нежели Василий, новгородскому архиепископу», в частности Симеону или Евфимию I .

http://pravenc.ru/text/150805.html

в Болгарии, получило распространение на Руси в составе Четьих-Миней и затем вошло в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1839-1862). На основании этого Жития во 2-й пол. XII в. на Руси было составлено краткое сказание о Е., помещенное в нестишном Прологе под 24 окт., днем памяти мч. Арефы (Там же. Стб. 1836-1837). Впосл. эта дата утвердилась в календаре РПЦ в качестве памяти Е. В проложном сказании эфиоп. царь именуется «блаженным» и его имя передано как Елезвой, хотя в пространном Житии оно транскрибируется как «Елисваан». Из нестишного Пролога сведения о Е. попали в стишной (Там же. Стб. 1863). В рус. традиции Е. воспринимался как образец правителя, с одной стороны презревшего земные блага и ставшего монахом, с другой - покаравшего гонителей христиан. Царь Иоанн IV Васильевич риторически вопрошал в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь»: «А Елизвой, царь Эфиопский, какой суровой жизнью жил?» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. 1986. С. 155). В «Истории о Казанском царстве» описывается стремление царя идти «на безбожную и поганую Казань... мстити крови христианския, яко Елизвои Ефиопский царь на Омирского князя Дунаса жидовина» (ПСРЛ. Т. 19. С. 99). В рус. ономастике имя Елезвой встречается редко. Его носил архитектор эпохи классицизма Е. С. Назаров (1747-1822). Ист.: агиографические: Iobi Ludolfi alias Leutholf dicti ad suam Historiam Aethiopicam antehac editam Commentarius. Fr./M., 1691. P. 416; ВМЧ. Окт. Дни 19–31. Стб. 1834, 1836–1837,1839, 1860–1863; ЖСв. Окт. С. 528, 529, 545–553; Martyrium sancti Arethæ et sociorum in civitate Negran/Ed. E. Carpentier//ActaSS.Oct. T. 10. P. 742–760; Martyrium Sancti et magni martyris Arethæ//PG. 115. Col. 1249–1289; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell’Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 401–402, 420–425; Historia dos martyres de Nagran: Versão ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboâ, 1899. P. 79, 80–81, 108–122, 179– 180 [эфиоп. текст], 124–127, 152–165, 181–182 [португ.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1-е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 598) . Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (см.: Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях. Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш...», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный...») , далее – «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш...») – чтец: «Аминь» , «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди – 3: подобны, глас 4-й: «Апостольская двоица...», «Приими, Сионе, Царя...», и глас 8-й: «На серафимех страшных...» (см. в четверг 6-й седмицы поста вечером); и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный...» (дважды), «Являешися Мне, яко человек...» (дважды), «Бог идеже хощет...»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Ко Господу, внегда скорбети...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Господь да сохранит...», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 3-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010